Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 01-02-034-06 является ключевым документом для сметчиков и инженеров, занимающихся земляными работами, в частности, уплотнением грунта в траншеях. Эта норма регламентирует процесс уплотнения грунта вибротрамбовочным колесом на первый проход по одному следу при толщине слоя 150 мм.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 01-02-034-06 применяется для определения затрат на уплотнение грунта при обратной засыпке траншей, разработанных траншеекопателем с режущим диском. Основная цель уплотнения — достижение требуемой плотности грунта, что критически важно для обеспечения устойчивости оснований, предотвращения последующих просадок и деформаций, а также для защиты проложенных коммуникаций. Неправильно уплотненный грунт может привести к серьезным проблемам, таким как проседание фундамента, повреждение инженерных сетей, нарушение дренажа и даже разрушение дорожных покрытий. Норма актуальна для широкого спектра строительных объектов, включая прокладку подземных инженерных сетей (водопровод, канализация, газопроводы, электрические и телекоммуникационные кабели), устройство фундаментов зданий и сооружений, а также восстановление дорожного полотна после проведения земляных работ.
Основные характеристики
- Код нормы: 01-02-034-06
- Полное наименование: Разработка траншей траншеекопателем с режущим диском → Уплотнение грунта вибротрамбовочным колесом на первый проход по одному следу при толщине слоя 150 мм. Это наименование четко указывает на специфику применяемого оборудования и технологического процесса.
- Единица измерения: километр (км). Это означает, что нормирование затрат производится исходя из протяженности уплотняемого участка траншеи.
- Тип работ: ГЭСН (Государственная элементная сметная норма). ГЭСНы являются основой для разработки единичных расценок и используются при определении сметной стоимости строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств.
- Категория: 01-02-034 (Разработка траншей траншеекопателем с режущим диском). Данная категория объединяет нормы, связанные с разработкой, засыпкой и уплотнением траншей, выполненных специализированной техникой.
- Толщина слоя: 150 мм на первый проход по одному следу. Это ключевой параметр, определяющий технологию послойного уплотнения. Указанная толщина слоя является оптимальной для эффективного воздействия вибротрамбовочного колеса и достижения требуемой плотности грунта.
Техническая информация
Состав работ по норме
Согласно официальным данным, состав работ по ГЭСН 01-02-034-06 включает в себя исключительно "Уплотнение грунта". Важно понимать, что эта норма не охватывает другие этапы земляных работ, такие как:
- Разработка траншеи (например, ГЭСН 01-02-034-01).
- Обратная засыпка траншеи (например, ГЭСН 01-02-034-05 или ГЭСН 01-01-035-02).
- Подготовка основания под засыпку (например, устройство песчаной подушки).
- Контроль качества уплотнения (хотя результаты контроля являются обязательными для фиксации).
Сметчикам необходимо учитывать, что каждый из этих этапов должен нормироваться отдельно по соответствующим ГЭСН, чтобы избежать ошибок в расчетах и обеспечить полноту сметной документации.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по данной норме предусмотрены следующие основные ресурсы, отражающие механизированный характер процесса:
Машины и оборудование:
Погрузчики одноковшовые универсальные фронтальные пневмоколесные, грузоподъемность до 1 т, с колесом вибротрамбовочным, максимальная глубина до 420 мм, ширина 50, 100, 150 мм. Это основное технологическое оборудование. Вибротрамбовочное колесо, устанавливаемое на погрузчик, специально разработано для уплотнения грунта в узких пространствах, таких как траншеи. Оно сочетает статическое давление от веса машины с динамическим воздействием вибрации, что позволяет эффективно уплотнять различные типы грунтов. Различная ширина колеса (50, 100, 150 мм) позволяет адаптировать оборудование под конкретные размеры траншеи, обеспечивая максимальное покрытие и эффективность.
Автомобили полупассажирские, грузоподъемность до 2 т. Данный ресурс, как правило, предназначен для доставки персонала (машинистов, инженерно-технических работников) на объект, а также для перевозки малогабаритного инструмента, запасных частей или контрольно-измерительного оборудования.
Материалы: В данной норме не предусмотрены отдельные материалы, так как она описывает процесс уплотнения уже имеющегося или засыпанного грунта. Однако, в зависимости от проектных решений и типа прокладываемых коммуникаций, для обратной засыпки могут использоваться различные грунты: изъятый грунт (если он соответствует требованиям), песок, глина, суглинок, а также промышленные отходы, такие как шлаки или золы, при условии их соответствия нормативным требованиям и проектным данным.
Трудозатраты и время выполнения
ГЭСН 01-02-034-06 учитывает затраты труда машинистов, управляющих уплотнительной техникой. Согласно данным, на 1 км уплотнения грунта предусмотрено 2 чел.-ч затрат труда машинистов. Важно отметить, что затраты труда рабочих-строителей в данной норме не учтены. Это свидетельствует о высокой степени механизации процесса уплотнения вибротрамбовочным колесом, где основную работу выполняет машина под управлением одного оператора. Время выполнения работ напрямую зависит от протяженности траншеи и производительности используемого оборудования.
Требования к квалификации
Для эффективного и безопасного выполнения работ с использованием погрузчиков, оснащенных вибротрамбовочным колесом, требуются квалифицированные машинисты. Они должны обладать:
- Соответствующими удостоверениями и допусками к управлению спецтехникой.
- Опытом работы с землеройной и уплотнительной техникой, в частности, с вибротрамбовочными устройствами.
- Знаниями о свойствах грунтов и влиянии влажности на процесс уплотнения. Умение оператора правильно оценивать состояние грунта и настраивать режим работы машины (например, скорость движения, количество проходов) под различные параметры почвы (влажность, тип грунта) является критически важным для достижения требуемого коэффициента уплотнения и предотвращения переуплотнения или недоуплотнения.
Технология уплотнения вибротрамбовочным колесом
Уплотнение грунта вибротрамбовочным колесом относится к методам вибрационного уплотнения, которые являются одними из наиболее эффективных для несвязных и малосвязных грунтов. Принцип действия основан на сочетании статического давления от веса машины и динамического воздействия вибрации, которая вызывает перегруппировку частиц грунта, уменьшая пористость и увеличивая плотность.
Процесс уплотнения включает послойное выполнение работ. Каждый слой грунта, подлежащий уплотнению, не должен превышать 150 мм, как указано в норме 01-02-034-06. Это соответствует общим рекомендациям по послойному уплотнению, где толщина слоя определяется типом грунта и характеристиками уплотняющего оборудования. Например, для песчаных грунтов при использовании тяжелых катков толщина слоя может достигать 70 см, для суглинков — 60 см, а для глин — 50 см. Однако для вибротрамбовочного колеса, работающего в условиях траншей, меньшая толщина слоя обеспечивает более качественное и равномерное уплотнение.
Перед началом уплотнения критически важно убедиться, что влажность грунта близка к оптимальной. Оптимальная влажность — это такое содержание воды в грунте, при котором достигается максимальная плотность при минимальных затратах энергии на уплотнение. Отклонения от оптимальной влажности (как переувлажнение, так и пересушивание) могут существенно снизить эффективность уплотнения, привести к образованию пучин или, наоборот, к чрезмерному разжижению грунта. При недостаточной влажности грунт следует увлажнять, а при избыточной — просушивать или перемешивать с более сухим грунтом.
Уплотнение производится последовательными проходами вибротрамбовочного колеса. Каждый последующий проход должен перекрывать след предыдущего не менее чем на 1/3 ширины рабочего органа, а для виброплит и электротрамбовок — на 10-20 см. Число проходов (ударов) для виброплит и электротрамбовок обычно составляет 3-4. Для вибротрамбовочного колеса оптимальное количество проходов, необходимое для достижения проектной плотности, определяется в ходе пробного уплотнения на контрольном участке. Результаты пробного уплотнения должны быть занесены в общий журнал работ.
Требования к качеству уплотнения
Качество уплотнения грунта является одним из важнейших параметров, определяющих долговечность и надежность строительных конструкций, а также предотвращение аварийных ситуаций. Требуемая плотность грунта устанавливается проектом на основании инженерно-геологических изысканий и данных о свойствах грунта, определенных методом стандартного уплотнения (например, по ГОСТ 22733-77). Коэффициент уплотнения (отношение фактической плотности к максимальной стандартной) должен быть не менее 0,95. Для верхней части насыпей, оснований дорог и ответственных конструкций коэффициент уплотнения может достигать 0,98-1,00.
Контроль качества уплотнения осуществляется на каждом слое и является обязательным этапом производства работ. Методы контроля включают:
- Метод зондирования: Используется для определения плотности грунта на глубине. Примером является метод зондирования с помощью удлиненного ударника (метод стандартного уплотнения СоюзДорНИИ).
- Метод режущих колец: Позволяет отобрать образец грунта заданного объема для лабораторного определения его плотности.
- Использование универсальных динамических плотномеров: Такие приборы, как ДПУ "Кондор", позволяют оперативно определять плотность грунта непосредственно на строительной площадке.
- Лабораторные испытания: Отбор проб грунта для более точного определения физико-механических свойств и коэффициента уплотнения в лабораторных условиях.
Результаты контрольных измерений должны быть тщательно зафиксированы в соответствующих журналах производства работ и актах скрытых работ. Это является документальным подтверждением соответствия выполненных работ проектным требованиям и нормативным документам.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Расчет объемов работ по ГЭСН 01-02-034-06 относительно прост, так как единица измерения — километр (км) уплотняемой траншеи. Для корректного применения нормы сметчику необходимо выполнить следующие шаги:
- Определение длины участка уплотнения: Из проектной документации (рабочих чертежей, проекта производства работ) или по факту выполненных геодезических измерений определяется общая длина траншеи, требующей уплотнения, в километрах. Учитывается длина каждого отдельного участка траншеи.
- Учет количества проходов: Норма 01-02-034-06 описывает "первый проход по одному следу". Если проектом или результатами пробного уплотнения предусмотрено несколько проходов для достижения требуемой плотности грунта, то для каждого последующего прохода следует применять норму ГЭСН 01-02-034-07 "На каждый последующий проход по одному следу добавлять к норме 01-02-034-06". Таким образом, если требуется 3 прохода, то первый проход нормируется по 01-02-034-06, а два последующих — по 01-02-034-07.
- Расчет общего объема работ: Общая длина уплотнения (в км) умножается на количество необходимых проходов (1 для первого прохода, плюс количество дополнительных проходов по норме 01-02-034-07). Например, если длина траншеи 0,5 км и требуется 3 прохода, то по 01-02-034-06 будет 0,5 км, а по 01-02-034-07 — 0,5 км * 2 = 1,0 км.
- Применение к сметной стоимости: Полученный объем работ (в км) умножается на сметную стоимость единицы измерения (км) с учетом текущих индексов пересчета в текущие цены. Важно использовать актуальные индексы, утвержденные для данного региона и периода строительства.
Примеры использования
- Прокладка трубопроводов: После укладки труб (например, водопроводных, канализационных, газовых) в траншею и выполнения обратной засыпки, грунт вокруг трубопровода и над ним уплотняется вибротрамбовочным колесом. Это предотвращает просадки грунта, которые могут привести к деформации или разрушению трубопровода, а также обеспечивает его стабильное положение в грунте. Особое внимание уделяется уплотнению пазух вокруг труб.
- Устройство кабельных линий: Аналогично трубопроводам, уплотнение грунта после засыпки траншей с электрическими или оптоволоконными кабелями обеспечивает их защиту от механических повреждений, вызванных движением грунта, и предотвращает образование пустот, которые могут привести к обрывам или повреждениям изоляции.
- Подготовка оснований под дорожные покрытия: В случае, если траншея пересекает проезжую часть дороги, тротуары или другие элементы благоустройства, качественное уплотнение грунта в траншее является обязательным этапом перед восстановлением дорожной одежды. Недостаточное уплотнение приведет к просадкам дорожного полотна, образованию трещин и ям.
- Устройство фундаментов: При обратной засыпке пазух котлованов вокруг фундаментов зданий и сооружений, уплотнение грунта вибротрамбовочным колесом обеспечивает необходимую несущую способность основания и предотвращает неравномерные осадки, которые могут вызвать деформации несущих конструкций.
Особенности и ограничения
- Тип грунта: Эффективность уплотнения вибротрамбовочным колесом зависит от типа грунта. Наилучшие результаты достигаются на несвязных (пески, гравий) и малосвязных (супеси, легкие суглинки) грунтах. Глинистые грунты уплотняются сложнее и требуют более строгого контроля влажности.
- Влажность грунта: Как уже упоминалось, влажность грунта должна быть близка к оптимальной. Переувлажненный грунт может "плыть" под воздействием вибрации, а слишком сухой — не достигать требуемой плотности. Влажность грунтов, уплотняемых катками на пневматических шинах, по отношению к оптимальному значению, определенному по ГОСТ 22733-77, не должна выходить за пределы допустимых значений.
- Толщина слоя: Строгое соблюдение толщины слоя 150 мм для первого прохода является ключевым для достижения требуемой плотности. При уплотнении слоев большей толщины эффективность воздействия вибротрамбовочного колеса значительно снижается, что может привести к недоуплотнению нижних слоев.
- Стесненные условия: Хотя вибротрамбовочное колесо, установленное на погрузчик, хорошо подходит для работы в траншеях, в особо стесненных условиях, например, вблизи существующих фундаментов, коммуникаций или в очень узких траншеях, могут потребоваться ручные электротрамбовки или виброплиты. Это следует учитывать при планировании работ и составлении сметы.
- Зимний период: Уплотнение грунта в зимний период имеет свои особенности и ограничения. Грунт должен быть уплотнен до его замерзания. При засыпке траншей в зимнее время для труб из определенных материалов (керамических, асбестоцементных, полиэтиленовых) требуется слой засыпки не менее 0,5 м с тщательным послойным ручным трамбованием. Также для верхних слоев может использоваться горячий песок для обеспечения уплотнения. Общее количество мерзлого грунта в насыпи не должно превышать 30% при уплотнении трамбованием и 20% при уплотнении укаткой.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Несоблюдение оптимальной влажности грунта: Одна из наиболее частых и критичных ошибок. Уплотнение слишком сухого или слишком влажного грунта приводит к недостижению требуемой плотности и, как следствие, к последующим просадкам. Совет: Регулярно контролируйте влажность грунта перед началом и в процессе уплотнения. Используйте экспресс-методы на объекте или лабораторные анализы. При необходимости увлажняйте грунт (при сухом) или просушивайте/заменяйте (при переувлажненном).
- Недостаточное количество проходов: Попытка уплотнить грунт за меньшее число проходов, чем требуется по проекту или результатам пробного уплотнения, приводит к недостаточной плотности и риску деформаций. Совет: Всегда проводите пробное уплотнение для точного определения оптимального числа проходов для конкретного грунта и оборудования. Строго следуйте рекомендациям проекта и нормативных документов, а также фиксируйте количество проходов в журнале работ.
- Превышение допустимой толщины слоя: Уплотнение слоев, толщина которых превышает 150 мм (для данной нормы), значительно снижает эффективность работы вибротрамбовочного колеса, так как энергия уплотнения не достигает нижних частей слоя. Совет: Строго контролируйте толщину отсыпаемых слоев. Используйте нивелирование или другие геодезические методы для проверки отметок и толщины каждого слоя перед уплотнением.
- Спешка при засыпке и уплотнении: Желание быстрее завершить работы может привести к нарушению технологического процесса, например, засыпке траншеи до полного завершения испытаний проложенных коммуникаций (водопровод, канализация) или до полного набора прочности бетоном фундамента. Совет: Соблюдайте все технологические паузы, предусмотренные проектом производства работ. Разрешение на обратную засыпку должно быть получено от комиссии, включающей производителя работ, заказчика и автора проекта, с обязательным составлением акта на скрытые работы.
- Отсутствие или формальный контроль качества: Недостаточный или формальный контроль качества уплотнения может привести к серьезным проблемам в будущем, таким как просадки дорожного полотна, повреждение коммуникаций или деформации фундаментов. Совет: Проводите регулярный операционный контроль плотности грунта с использованием утвержденных методов (зондирование, режущие кольца, динамические плотномеры) и тщательно фиксируйте все результаты в журналах. Привлекайте независимый технический надзор.
Практические советы
- Пробное уплотнение: Это не просто рекомендация, а обязательный этап. Пробное уплотнение позволяет установить оптимальные технологические параметры (толщину слоев отсыпки, оптимальную влажность, число проходов уплотняющих машин) для конкретных условий объекта и типа грунта.
- Послойное уплотнение: Всегда придерживайтесь принципа послойного уплотнения, не допуская превышения рекомендованной толщины слоя (150 мм для данной нормы). Это гарантирует равномерное и качественное уплотнение по всей глубине засыпки.
- Контроль влажности: Используйте портативные влагомеры или экспресс-методы определения влажности грунта непосредственно на объекте. При необходимости корректируйте влажность путем увлажнения (полив) или рыхления и просушивания грунта.
- Перекрытие следов: Обеспечьте необходимое перекрытие следов уплотняющей машины (не менее 1/3 ширины рабочего органа) для равномерного уплотнения всей площади слоя. Движение уплотняющей техники следует осуществлять от краев к середине траншеи.
- Актуализация нормативной базы: Строительные нормы и правила, включая ГЭСН, регулярно обновляются. Всегда используйте актуальные версии ГЭСН, СНиП, СП и других нормативных документов, чтобы избежать ошибок в расчетах и соблюсти действующие требования.
- Взаимодействие со смежными работами: Координируйте работы по уплотнению с другими этапами строительства, такими как прокладка коммуникаций, устройство фундаментов, чтобы избежать повреждений и обеспечить непрерывность процесса.
Связанные нормы
ГЭСН 01-02-034-06 является частью более широкой группы норм, связанных с разработкой траншей и земляными работами. Для полного и корректного составления сметы, а также для понимания всего комплекса работ, сметчикам следует учитывать следующие связанные нормы:
- ГЭСН 01-02-034-01: "Разработка траншеи шириной до 150 мм и глубиной 500 мм, группа грунтов 3". Эта норма описывает начальный этап создания траншеи.
- ГЭСН 01-02-034-05: "Обратная механизированная засыпка траншеи шириной до 150 мм, группа грунтов 3". Данная норма применяется для механизированной засыпки грунта в траншею перед его уплотнением.
- ГЭСН 01-02-034-07: "На каждый последующий проход по одному следу добавлять к норме 01-02-034-06". Эта норма используется для учета дополнительных проходов уплотняющей техники, необходимых для достижения требуемого коэффициента уплотнения.
- ГЭСН 01-02-012-05: "Уплотнение грунтов катками самоходными грунтовыми вибрационными, массой 12-14 т на первый проход по одному следу толщиной". Может применяться для уплотнения грунта на более широких участках или площадках, где использование вибротрамбовочного колеса на погрузчике нецелесообразно.
- ГЭСН 01-01-035-02: "Засыпка траншей и котлованов с перемещением грунта до 5 м бульдозерами мощностью: 132 кВт (180 л.с.), группа грунтов 2". Эта норма может быть использована для засыпки грунта в траншеи или котлованы перед последующим уплотнением.
- ГЭСН 01-02-003-06: "Уплотнение грунта вибрационными катками". Более общая норма, которая может быть применена для уплотнения грунта вибрационными катками различных типов.
Контрольные моменты
Для обеспечения высокого качества работ по уплотнению грунта и минимизации рисков необходимо уделять особое внимание следующим контрольным моментам:
- Проектная документация: Всегда тщательно изучайте проект производства работ (ППР) и рабочие чертежи. В них должны быть четко указаны требуемые коэффициенты уплотнения для каждого слоя и типа грунта, допустимая толщина слоев, тип используемого оборудования и методы контроля.
- Входной контроль грунта: Перед началом засыпки и уплотнения необходимо провести входной контроль грунта, предназначенного для обратной засыпки. Проверяется его соответствие проектным требованиям по составу, гранулометрии и влажности.
- Операционный контроль: Регулярно проводите измерения плотности уплотненного грунта непосредственно на объекте, после уплотнения каждого слоя. Контролируйте количество проходов уплотняющей машины и фактическую толщину уплотняемого слоя. Результаты операционного контроля должны быть зафиксированы в журнале производства работ.
- Приемка работ: По завершении работ по уплотнению грунта необходимо составить акты скрытых работ. Эти акты являются официальным документом, подтверждающим соответствие выполненных работ проектным требованиям и нормативным документам. Акты подписываются представителями заказчика, подрядчика и авторского надзора.
- Учет погодных условий: Избегайте уплотнения грунта в неблагоприятных погодных условиях, таких как сильный дождь (который может привести к переувлажнению грунта) или сильный мороз (если это не предусмотрено специальными технологиями и использованием подогретых материалов). Уплотнение должно производиться до замерзания грунта, чтобы обеспечить его эффективное уплотнение.
Правильное применение ГЭСН 01-02-034-06 и строгое соблюдение технологических требований и контрольных процедур обеспечивают долговечность и надежность строительных объектов, минимизируя риски возникновения деформаций, просадок и аварийных ситуаций в процессе эксплуатации.