Введение
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) представляют собой фундамент системы ценообразования в строительстве Российской Федерации. Они являются сборниками государственных элементных сметных нормативов, которые детализируют потребность в ресурсах — трудозатратах рабочих-строителей и машинистов, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, а также материальных ресурсах — для выполнения различных видов строительных и специальных строительных работ. ГЭСН служат исходной базой для разработки всех последующих сметных нормативов, включая федеральные, территориальные и отраслевые единичные расценки, а также индивидуальные и укрупненные сметные нормативы.
Нормы ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства, базирующийся на принятых технологиях и техническом оснащении. Их применение обязательно для всех организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Актуальные редакции ГЭСН утверждаются приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, например, ГЭСН-2020 были утверждены приказами от 26 декабря 2019 года № 871/пр, 872/пр, 873/пр, 874/пр, 875/пр и последующими изменениями.
ГЭСН 01-02-088-01 "1 км холостого пробега шнекороторного снегоочистителя к месту работы" является одной из таких норм. Она относится к группе "Пробег машин к месту работы" и включена в Сборник ГЭСН 01 "Земляные работы", подраздел 2.6 "Разработка вечномерзлых и скальных грунтов". Несмотря на принадлежность к "Земляным работам", данная норма активно применяется при расчете затрат на зимнее содержание дорог и территорий, где требуется использование специализированной снегоуборочной техники. Ее основное назначение — точный учет затрат на перемещение шнекороторного снегоочистителя к месту выполнения работ, когда машина движется без выполнения своих основных производственных функций. Единицей измерения для данной нормы является 1 километр (км) холостого пробега.
Техническая информация
Состав работ по норме
Состав работ, предусмотренный нормой ГЭСН 01-02-088-01, предельно лаконичен и включает в себя единственную операцию: "Холостой пробег машин к месту работы". Это означает, что норма учитывает все необходимые действия, связанные с перемещением шнекороторного снегоочистителя от места его постоянного или временного базирования (например, гараж, стоянка, база дорожно-эксплуатационной службы) до участка, где планируется проведение работ по снегоочистке. Под "холостым пробегом" понимается движение машины без нагрузки и без выполнения ее основной функции – уборки снега. Все сопутствующие операции, такие как подготовка машины к выезду, ее запуск, проверка систем, а также мелкие переходы в пределах фронта работ, которые обеспечивают возможность выполнения основных работ, считаются учтенными в составе данной нормы или в общих положениях к сборникам ГЭСН.
Важно подчеркнуть, что данная норма не включает в себя затраты на непосредственную уборку снега. Эти работы нормируются другими расценками, например, ГЭСН 01-02-087-01 "Уборка снега со строительных площадок и дорог: шнекороторными снегоочистителями" или другими нормами из группы ГЭСН 01-02-087 "Уборка снега со строительных площадок и дорог", которые предусматривают затраты на выполнение основного технологического процесса.
Материалы и ресурсы
Норма ГЭСН 01-02-088-01, как и большинство норм на эксплуатацию машин, не предусматривает отдельного расхода материальных ресурсов в прямом смысле (например, щебня или бетона). Вместо этого, она учитывает расход машино-часов, в стоимость которых уже заложены все необходимые для работы машины ресурсы. Для 1 км холостого пробега шнекороторного снегоочистителя на автомобиле мощностью 180 кВт (250 л.с.) предусмотрен расход 0.04 маш.-ч.
В состав стоимости одного машино-часа эксплуатации шнекороторного снегоочистителя, как правило, входят следующие элементы затрат:
- Заработная плата машинистов: Включает основную и дополнительную заработную плату машинистов, управляющих данной техникой.
- Стоимость горюче-смазочных материалов (ГСМ): Расход топлива и смазочных материалов, необходимых для работы двигателя и механизмов снегоочистителя.
- Стоимость электроэнергии: Если машина имеет электрические компоненты, требующие внешнего питания или зарядки.
- Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт: Включают стоимость запасных частей, расходных материалов и оплату труда ремонтного персонала.
- Амортизационные отчисления: Отчисления на полное восстановление стоимости машины.
- Затраты на перебазировку: В некоторых случаях, если перебазировка не выделяется отдельной нормой, ее элементы могут быть учтены в составе машино-часа.
- Прочие затраты: Налоги, страхование, аренда и другие накладные расходы, связанные с эксплуатацией техники.
Таким образом, показатель 0.04 маш.-ч на 1 км уже включает в себя комплекс всех этих затрат, необходимых для обеспечения холостого пробега машины.
Трудозатраты и время выполнения
Трудозатраты по норме ГЭСН 01-02-088-01 составляют 0.04 чел.-ч на 1 км холостого пробега для машинистов. Важной особенностью является то, что эти трудозатраты указаны как "справочно, входит в стоимость ЭМ" (эксплуатации машин). Это означает, что заработная плата машинистов не начисляется отдельно по данной норме, а уже учтена в составе стоимости машино-часа эксплуатации снегоочистителя. Такой подход позволяет избежать двойного учета затрат и упрощает процесс составления сметы.
Требования к квалификации
Для управления шнекороторным снегоочистителем на автомобиле требуются высококвалифицированные специалисты. Машинист должен обладать соответствующей категорией водительских прав (как правило, категории C или D, в зависимости от типа базового автомобиля) и удостоверением машиниста спецтехники, подтверждающим право на управление снегоочистительными машинами. В соответствии с общепринятой практикой и тарифно-квалификационными справочниками, для машинистов строительных и дорожных машин устанавливаются разряды, обычно от 5 до 6. Это обеспечивает наличие у персонала необходимых знаний по устройству и эксплуатации техники, правилам дорожного движения, технике безопасности, а также навыков по выполнению работ в различных погодных условиях, что особенно актуально для зимнего содержания дорог. Регулярное повышение квалификации и прохождение инструктажей по технике безопасности являются обязательными условиями для работы с такой техникой.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Применение нормы ГЭСН 01-02-088-01 в сметной документации требует последовательного выполнения следующих шагов для обеспечения точности и достоверности расчетов:
- Определение фактического или проектного расстояния холостого пробега: Первым шагом является точное измерение расстояния в километрах от места базирования шнекороторного снегоочистителя до места, где будут выполняться работы. Это расстояние должно быть обосновано проектной документацией, графиками движения техники, маршрутными листами или актами о перебазировке. Важно учитывать, что это расстояние измеряется только в одну сторону – к месту работы. Если предусмотрен возврат на базу, то он может быть учтен аналогично или в составе других транспортных затрат, если это предусмотрено соответствующими методическими указаниями.
- Расчет общего количества машино-часов: Полученное расстояние холостого пробега умножается на нормативный показатель расхода машино-часов, указанный в ГЭСН 01-02-088-01. Для шнекороторного снегоочистителя этот показатель составляет 0.04 маш.-ч на 1 км. Например, если расстояние до объекта составляет 15 км, то общий расход машино-часов будет: 15 км * 0.04 маш.-ч/км = 0.6 маш.-ч.
- Определение текущей стоимости машино-часа: Полученный объем машино-часов необходимо умножить на текущую стоимость одного машино-часа эксплуатации шнекороторного снегоочистителя. Эта стоимость определяется на основании Федерального реестра сметных нормативов (ФРСН), сборников текущих сметных цен на эксплуатацию строительных машин и механизмов, или, в случае отсутствия данных, по результатам конъюнктурного анализа с подтверждением прайс-листами поставщиков. Для пересчета базисных цен в текущие используются индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России.
- Включение в смету: Рассчитанная сумма затрат на холостой пробег включается в локальную смету в раздел, предназначенный для учета эксплуатации машин и механизмов. В сметных программах (например, "Гранд-Смета", "Смета.РУ", РИК) это обычно делается путем добавления соответствующей позиции ГЭСН и указания объема работ в километрах.
Примеры использования
Пример 1: Регулярные выезды на объект в пределах города
Дорожно-эксплуатационная служба обслуживает несколько участков дорог в городе. Шнекороторный снегоочиститель базируется на центральной базе. Для очистки одного из участков, расположенного в 7 км от базы, машина выезжает 3 раза в день. Расчет холостого пробега для одного выезда к месту работы: 7 км * 0.04 маш.-ч/км = 0.28 маш.-ч. Если в смету включается только пробег к месту работы, то для 3 выездов в день это составит 3 * 0.28 = 0.84 маш.-ч в день. Если же требуется учесть и возврат на базу, то это будет отдельный расчет или иной подход, предусмотренный методиками.
Пример 2: Перебазировка на удаленный объект
Крупный строительный объект или участок дороги, требующий зимнего содержания, находится в 120 км от ближайшей базы механизации, где находится шнекороторный снегоочиститель. Для перебазировки техники на этот объект необходимо учесть холостой пробег в 120 км. Расчет: 120 км * 0.04 маш.-ч/км = 4.8 маш.-ч. Эти затраты будут включены в смету на выполнение работ по зимнему содержанию данного удаленного объекта.
Пример 3: Включение в состав комплексных работ
При составлении сметы на комплексное зимнее содержание автомобильных дорог, включающее регулярную снегоочистку, норма 01-02-088-01 может применяться для учета холостого пробега снегоочистителей до начальной точки маршрута очистки. Например, если маршрут очистки составляет 50 км, и машина выезжает на него ежедневно, то к затратам на саму очистку (по ГЭСН 01-02-087) добавляются затраты на холостой пробег до начала маршрута.
Особенности и ограничения
- Разграничение с транспортными расходами на материалы: Одно из ключевых ограничений нормы ГЭСН 01-02-088-01 заключается в ее специфическом назначении – учет холостого пробега "машины". Она не предназначена для нормирования транспортных расходов, связанных с доставкой строительных материалов, оборудования или рабочих. Для этих целей используются другие сметные нормы, например, ГЭСН 30-08-122-01 "Доставка автомобильным транспортом" для материалов или нормы на перевозку грузов автомобильным транспортом, которые учитывают как груженый, так и порожний пробег. Важно четко разделять эти виды затрат, чтобы избежать ошибок в смете.
- Учет в составе других норм (комплексные нормы): В некоторых случаях затраты на холостой пробег машин могут быть уже учтены в составе более крупных, комплексных норм на выполнение работ. Например, нормы на зимнее содержание автомобильных дорог могут включать усредненные транспортные затраты, покрывающие перемещение техники в пределах обслуживаемого участка или до него. Согласно "Методике применения сметных норм" (Приказ Минстроя России от 14.07.2022 № 571/пр), сметные нормы учитывают вспомогательные сопутствующие операции, такие как переходы машин, которые не указаны в составе работ, но обеспечивают выполнение основных работ. Сметчику необходимо внимательно изучать технические части соответствующих сборников ГЭСН, чтобы исключить возможность двойного учета одних и тех же затрат.
- Специфика техники: Норма 01-02-088-01 строго привязана к типу техники – шнекороторному снегоочистителю. Для плужных снегоочистителей, которые имеют иные характеристики и, соответственно, другие показатели расхода ресурсов, предусмотрена отдельная норма ГЭСН 01-02-088-02 "1 км холостого пробега плужного снегоочистителя к месту работы". Использование неправильной нормы для конкретного типа машины является распространенной ошибкой.
- Базисно-индексный и ресурсный методы: При составлении сметы ресурсным методом, данная норма позволяет напрямую определить потребность в машино-часах, которые затем умножаются на текущую стоимость машино-часа. При базисно-индексном методе, стоимость машино-часа берется из федеральных единичных расценок (ФЕР), которые уже включают в себя эти затраты, и затем индексируется. ГЭСН являются основой для обоих методов.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
Ошибки при применении сметных норм могут привести к серьезным финансовым разногласиям и задержкам в реализации проектов. Ниже приведены наиболее распространенные ошибки при работе с ГЭСН 01-02-088-01 и рекомендации по их предотвращению:
- Неправильное определение расстояния холостого пробега.
- Ошибка: Завышение или занижение фактического или проектного расстояния, а также некорректное округление. Это может быть вызвано отсутствием точных данных, использованием устаревших карт или намеренным искажением.
- Последствия: Необоснованное увеличение или уменьшение сметной стоимости, что может привести к отклонению сметы экспертизой, претензиям со стороны заказчика или подрядчика, а также к финансовым потерям.
- Как избежать: Всегда используйте максимально точные и проверяемые данные о расстоянии. Это могут быть данные из проекта организации строительства (ПОС), технологических карт, маршрутных листов, актов о перебазировке или GPS-трекинга. Прикладывайте к смете обосновывающие документы, такие как схемы движения, карты с указанием маршрута и расстояния.
- Двойной учет транспортных затрат.
- Ошибка: Включение холостого пробега машины в смету, если эти затраты уже учтены в составе другой, более комплексной нормы на выполнение работ (например, в нормах на зимнее содержание дорог, которые могут содержать усредненные транспортные затраты) или в общих транспортных расходах, рассчитанных по другим сборникам.
- Последствия: Необоснованное завышение сметной стоимости, что является грубым нарушением и может привести к серьезным штрафам и судебным разбирательствам.
- Как избежать: Тщательно изучайте технические части и общие положения всех применяемых сборников ГЭСН. Особое внимание уделяйте разделам, описывающим состав работ и учтенные затраты. "Методика применения сметных норм" (Приказ Минстроя России от 14.07.2022 № 571/пр) четко указывает, какие вспомогательные операции уже учтены. При возникновении сомнений, всегда обращайтесь к официальным разъяснениям Минстроя России или профильным экспертам.
- Применение нормы для другого типа техники.
- Ошибка: Использование ГЭСН 01-02-088-01, предназначенной для шнекороторных снегоочистителей, для плужных снегоочистителей или других видов снегоуборочной техники.
- Последствия: Некорректный расчет затрат, так как разные типы машин имеют различные характеристики, расход топлива и производительность. Это может привести к завышению или занижению стоимости.
- Как избежать: Всегда проверяйте соответствие кода нормы и ее наименования конкретному типу используемой машины. Для плужных снегоочистителей существует отдельная норма ГЭСН 01-02-088-02.
- Игнорирование актуальных изменений в нормативной базе.
- Ошибка: Использование устаревших редакций ГЭСН или методических указаний, которые были отменены или изменены приказами Минстроя России.
- Последствия: Смета, составленная по устаревшим нормам, будет отклонена при экспертизе, что приведет к необходимости ее переработки, потере времени и дополнительным затратам.
- Как избежать: Регулярно отслеживайте обновления и изменения в федеральном реестре сметных нормативов (ФРСН) на официальном сайте Минстроя России. Используйте только актуальные версии сметно-нормативной базы.
Практические советы
- Используйте специализированное программное обеспечение: Современные сметные программы (например, "Гранд-Смета", "Смета.РУ", РИК, Госстройсмета) содержат актуальные базы ГЭСН и позволяют автоматизировать расчеты, минимизируя риск ошибок. Они также предоставляют удобные инструменты для проверки и анализа сметной документации.
- Взаимодействие с заказчиком и подрядчиком: Открытое и своевременное обсуждение всех спорных моментов с заказчиком и подрядчиком на этапе составления сметы поможет избежать разногласий в будущем. Согласовывайте применяемые нормы и методы расчета до начала работ.
- Ведение исполнительной документации: Тщательное ведение исполнительной документации, включая журналы работы техники, маршрутные листы, акты о выполненных работах, является основой для подтверждения объемов и видов работ, учтенных в смете. Это особенно важно для обоснования холостого пробега.
- Повышение квалификации: Сметное дело постоянно развивается, появляются новые нормы и методики. Регулярное прохождение курсов повышения квалификации и участие в семинарах по ценообразованию позволит всегда быть в курсе последних изменений и применять нормы максимально эффективно.
- Консультации с экспертами: При возникновении сложных или нестандартных ситуаций не стесняйтесь обращаться за консультациями к опытным сметчикам, специалистам по ценообразованию или в профильные организации.
Связанные нормы
Для полного и корректного составления сметной документации, особенно при работах по зимнему содержанию дорог, важно учитывать взаимосвязь ГЭСН 01-02-088-01 с другими нормами:
- ГЭСН 01-02-088-02 "1 км холостого пробега плужного снегоочистителя к месту работы": Эта норма является прямой альтернативой 01-02-088-01 и применяется в тех случаях, когда для холостого пробега используется плужный снегоочиститель. Выбор между этими двумя нормами зависит исключительно от типа используемой снегоуборочной машины.
- ГЭСН 01-02-087 "Уборка снега со строительных площадок и дорог": Данная группа норм (например, ГЭСН 01-02-087-01 для шнекороторных снегоочистителей, ГЭСН 01-02-087-02 для плужных) регулирует непосредственно работы по уборке снега. Норма 01-02-088-01 применяется "до" начала работ по снегоуборке, чтобы учесть доставку машины на объект, а нормы 01-02-087 — для учета самих работ.
- ГЭСН 30-08-122-01 "Доставка автомобильным транспортом": Эта норма и другие нормы из сборника ГЭСН 30 "Мосты и трубы" (раздел "Доставка материалов, изделий и конструкций") используются для учета транспортных расходов, связанных с перевозкой строительных материалов, изделий и конструкций. Важно не путать эти нормы с нормами на холостой пробег машин, так как они имеют разное назначение и состав затрат.
- ГЭСНс 81-06-01-2001 "Государственные элементные сметные нормы на работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования и мостовых сооружений на них. Сборник № 1": Этот сборник содержит нормы, относящиеся к зимнему содержанию дорог, и может включать комплексные нормы, в составе которых уже учтены некоторые транспортные перемещения. Необходимо внимательно изучать его техническую часть, чтобы избежать дублирования затрат на холостой пробег.
Контрольные моменты
При проведении экспертизы или внутренней проверки сметной документации, содержащей норму ГЭСН 01-02-088-01, контрольные органы и опытные сметчики обращают внимание на следующие ключевые аспекты:
- Обоснованность и достоверность расстояния: Проверяется соответствие заявленного расстояния холостого пробега данным проектной документации, маршрутным листам, актам о перебазировке или другим подтверждающим документам. Необоснованное расстояние является частой причиной для корректировки сметы.
- Корректность типа техники: Убедиться, что норма 01-02-088-01 применена строго для шнекороторного снегоочистителя. Использование ее для плужных снегоочистителей или других машин будет считаться ошибкой.
- Отсутствие двойного учета затрат: Один из наиболее критичных моментов. Эксперты будут проверять, не учтены ли затраты на холостой пробег в других нормах (например, в комплексных нормах на зимнее содержание дорог) или в общих транспортных расходах.
- Актуальность нормативной базы: Проверка на соответствие применяемой нормы последним редакциям ГЭСН, утвержденным приказами Минстроя России. Использование устаревших данных может привести к отклонению сметы.
- Соответствие методическим указаниям: Применение нормы должно соответствовать положениям "Методики применения сметных норм" (Приказ Минстроя России от 14.07.2022 № 571/пр) и другим действующим нормативным документам.
- Обоснование необходимости холостого пробега: В некоторых случаях может потребоваться дополнительное обоснование необходимости холостого пробега, особенно если объект находится в непосредственной близости от базы или если есть альтернативные способы доставки техники.
Правильное и обоснованное применение ГЭСН 01-02-088-01 является залогом формирования достоверной сметной стоимости работ, связанных с эксплуатацией снегоуборочной техники, и позволяет избежать множества ошибок и разногласий в процессе реализации строительных и эксплуатационных проектов.
Ключевые моменты
-
Норма ГЭСН 01-02-088-01 учитывает холостой пробег шнекороторного снегоочистителя к месту работы.
-
Единица измерения нормы — 1 километр пробега.
-
В норме учтены затраты на эксплуатацию шнекороторного снегоочистителя мощностью 180 кВт (250 л.с.) в объеме 0.04 маш.-ч на 1 км.
-
Трудозатраты машинистов составляют 0.04 чел.-ч на 1 км и включены в стоимость эксплуатации машины.
-
Важно отличать холостой пробег от транспортных расходов на доставку материалов и избегать двойного учета.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 01-02-088-01?
Когда применяется ГЭСН 01-02-088-01?
ГЭСН 01-02-088-01 применяется для учета затрат на холостой пробег (перемещение без выполнения основной работы) шнекороторного снегоочистителя от места его базирования до участка, где будут производиться работы по снегоочистке.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 01-02-088-01 не учтены отдельные материальные ресурсы, так как она нормирует холостой пробег машины. Основным ресурсом, учтенным в норме, является время эксплуатации шнекороторного снегоочистителя на автомобиле мощностью 180 кВт (250 л.с.) в объеме 0.04 маш.-ч на 1 км. Затраты на топливо, смазочные материалы и износ машины включены в стоимость машино-часа эксплуатации.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма ГЭСН 01-02-088-01 предусматривает трудозатраты машинистов в размере 0.04 чел.-ч на 1 км холостого пробега. Эти трудозатраты являются справочными и уже учтены в стоимости эксплуатации машин и механизмов.
4 Чем отличается ГЭСН 01-02-088-01 от ГЭСН 01-02-088-02?
Чем отличается ГЭСН 01-02-088-01 от ГЭСН 01-02-088-02?
ГЭСН 01-02-088-01 применяется для шнекороторных снегоочистителей, тогда как ГЭСН 01-02-088-02 предназначена для учета холостого пробега плужных снегоочистителей. Важно использовать норму, соответствующую типу используемой техники.
Практические советы
Всегда точно измеряйте и документально подтверждайте расстояние холостого пробега для обоснования в смете.
Внимательно изучайте технические части сборников ГЭСН и методические указания Минстроя России, чтобы избежать двойного учета затрат.
Убедитесь, что выбранная норма соответствует конкретному типу снегоуборочной техники (шнекороторный или плужный снегоочиститель).
Регулярно отслеживайте изменения и обновления в нормативной базе ГЭСН на официальных ресурсах Минстроя России.
Частые ошибки
Неправильное определение или округление расстояния холостого пробега, что ведет к искажению сметной стоимости.
Двойной учет транспортных затрат, когда холостой пробег уже включен в другие комплексные нормы или общие транспортные расходы.
Применение нормы 01-02-088-01 для плужных снегоочистителей или другой техники, для которой существуют отдельные нормы.
Использование устаревших редакций ГЭСН, не соответствующих актуальным приказам Минстроя России.