Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-008-02 является важным инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости горновскрышных и земляных работ. Данная норма включена в Сборник 2 "Горновскрышные работы" ГЭСН 81-02-02-2001 и предназначена для определения потребности в ресурсах при выполнении специфического вида работ – разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 02-01-008-02 применяется для нормирования затрат на разработку и погрузку грунта 2-й категории трудности экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 15 м3. Ключевой особенностью является использование железнодорожного транспорта (вагонов-самосвалов) для перевозки грунта.
Эта норма актуальна для проектов, где требуется перемещение значительных объемов грунта на большие расстояния, характерные для карьеров, горнодобывающих предприятий, строительства крупных инфраструктурных объектов (железнодорожные пути, насыпи) и других масштабных земляных работ, где логистика осуществляется по железной дороге. ГЭСН являются исходными нормами для разработки единичных расценок федерального (ФЕР), территориального (ТЕР) и отраслевого (ОЕР) уровней, а также индивидуальных и укрупненных сметных нормативов.
Основные характеристики
- Код нормы: 02-01-008-02
- Полное наименование: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 15 м3, категория грунтов по трудности экскавации 2.
- Единица измерения: 1000 м3 грунта. Это означает, что все ресурсные показатели в норме приведены на тысячу кубических метров разработанного и погруженного грунта.
- Категория грунта: 2-я категория по трудности экскавации. Это важный параметр, так как для других категорий грунтов (1, 3, 4, 5) предусмотрены отдельные нормы в рамках той же группы (например, ГЭСН 02-01-008-01, ГЭСН 02-01-008-03 и т.д.).
- Тип оборудования: Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 15 м3, с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата".
- Тип транспорта: Железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы).
Техническая информация
Для корректного применения ГЭСН 02-01-008-02 сметчику необходимо четко понимать состав работ, перечень необходимых ресурсов и требования к квалификации персонала.
Состав работ по норме
Норма 02-01-008-02 учитывает полный комплекс операций, необходимых для выполнения задачи по разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт. В состав работ входят следующие технологические операции:
- Экскавация грунта: Непосредственная выемка грунта из забоя экскаватором с использованием рабочего оборудования "прямая лопата".
- Погрузка в вагоны-самосвалы: Перемещение разработанного грунта из ковша экскаватора непосредственно в вагоны-самосвалы (думпкары), стоящие на железнодорожных путях.
- Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: Данный пункт включает в себя затраты на обеспечение функционирования железнодорожных путей в зоне производства работ. Это может быть связано с периодическим перемещением путей по мере продвижения забоя, их текущим ремонтом для поддержания работоспособности и безопасного движения подвижного состава, а также общим содержанием, включающим балластировку, подбивку шпал и рихтовку пути.
Важно отметить, что норма не включает затраты на предварительную подготовку территории (например, расчистку, корчевку пней), а также на транспортировку грунта за пределы зоны действия железнодорожного транспорта, учтенного в норме. Эти работы должны нормироваться отдельно.
Материалы и ресурсы
ГЭСН 02-01-008-02 определяет расход следующих материалов и ресурсов на 1000 м3 разработанного и погруженного грунта:
- Трудозатраты рабочих: Средний разряд работы 4,7: 37.88 чел.-ч.
- Машины и механизмы:
- Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 1.58 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.46 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 15 м3: 1.58 маш.-ч
- Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.71 маш.-ч
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.63 маш.-ч
- Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 45.96 маш.-ч
- Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.31 маш.-ч
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 4.24 маш.-ч
- Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.52 маш.-ч
- Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.56 маш.-ч
- Машины путерихтовочные: 0.44 маш.-ч
- Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.51 маш.-ч
- Материалы:
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.35 м3
- Песок природный для строительных работ II класс, средний: 1.65 м3
- Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3
- Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.03 м3
- Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.24 шт
- Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.089 м3
- Клеммы ПК: 0.002 т
- Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.003 т
- Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 т
- Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т
- Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 т
- Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.001 т
- Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.298 шт
- Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.007 т
- Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.003 компл
- Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0.58 ч
Трудозатраты и время выполнения
Основными трудозатратами по норме 02-01-008-02 являются затраты труда рабочих-строителей, которые составляют 37.88 чел.-ч на каждые 1000 м3 разработанного и погруженного грунта. Средний разряд рабочих, учтенный в норме, составляет 4,7.
Важно отметить, что затраты труда машинистов (операторов экскаваторов, бульдозеров, тепловозов и других машин) справочно входят в стоимость эксплуатации машин и механизмов и не учитываются отдельно в трудозатратах рабочих-строителей.
Время выполнения работ напрямую зависит от объема грунта, который необходимо разработать и погрузить, а также от производительности используемого оборудования и организации рабочего процесса. Норматив определяет именно ресурсные затраты, а не календарное время выполнения работ.
Требования к квалификации
Учитывая средний разряд рабочих 4,7, можно сделать вывод, что для выполнения работ по данной норме требуется квалифицированный персонал. Рабочие должны обладать навыками работы с тяжелой строительной техникой, знаниями в области земляных и железнодорожных работ, а также соблюдения техники безопасности. Машинисты должны иметь соответствующие удостоверения и опыт управления специализированными машинами, такими как экскаваторы большой вместимости, бульдозеры, тепловозы и путевые машины.
Практическое применение
Применение ГЭСН 02-01-008-02 в сметной документации требует внимательности и понимания методологии ценообразования в строительстве.
Пошаговый алгоритм расчета
- Определение объема работ: Первым шагом является точное определение объема грунта 2-й категории, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт, в тысячах кубических метров (м3). Этот объем должен быть подтвержден проектной документацией или актами выполненных работ.
- Применение нормы: Умножьте объем работ (в 1000 м3) на ресурсные показатели, указанные в ГЭСН 02-01-008-02. Это позволит получить общее количество необходимых трудозатрат (чел.-ч), машино-часов работы техники (маш.-ч) и объемов материалов (м3, т, шт. и т.д.).
- Определение текущей стоимости ресурсов: ГЭСН содержат ресурсные показатели в натуральном выражении и не содержат стоимостных показателей в рублях. Для перевода ресурсных показателей в текущие цены необходимо использовать:
- Текущие цены на материалы: Определяются на основании прайс-листов поставщиков, данных мониторинга цен или сметно-нормативных баз в текущих ценах.
- Текущие расценки на эксплуатацию машин: Определяются на основании данных о стоимости машино-часа эксплуатации конкретных видов техники в текущих ценах, с учетом затрат на ГСМ, амортизацию, ремонт и оплату труда машинистов.
- Текущие ставки оплаты труда рабочих: Определяются на основании данных о средней заработной плате рабочих соответствующего разряда в регионе выполнения работ.
- Применение индексов пересчета: В случае использования базисно-индексного метода, к базисным стоимостным показателям (например, в ценах 2000 или 2001 года) применяются индексы пересчета в текущие цены, утверждаемые Минстроем России или региональными органами.
- Начисление накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (стоимость ресурсов) добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями (например, Приказ Минстроя России от 21.12.2020 № 812/пр для НР и Приказ Минстроя России от 11.12.2020 № 774/пр для СП).
Примеры использования
Пример 1: Расчет ресурсов для разработки 50 000 м3 грунта.
Если необходимо разработать и погрузить 50 000 м3 грунта 2-й категории в железнодорожный транспорт, то объем работ для применения нормы составит 50 (т.к. норма на 1000 м3).
- Трудозатраты рабочих: 50 * 37.88 чел.-ч = 1894 чел.-ч.
- Машино-часы экскаватора (15 м3): 50 * 1.58 маш.-ч = 79 маш.-ч.
- Машино-часы вагонов-самосвалов: 50 * 45.96 маш.-ч = 2298 маш.-ч.
- Расход щебня: 50 * 0.35 м3 = 17.5 м3.
Далее эти ресурсные показатели умножаются на их текущую стоимость для получения сметной стоимости работ.
Особенности и ограничения
- Категория грунта: Норма строго привязана к 2-й категории грунтов по трудности экскавации. Использование данной нормы для грунтов других категорий является ошибкой и требует применения соответствующих норм (например, 02-01-008-01 для 1-й категории, 02-01-008-03 для 3-й и т.д.).
- Тип транспорта: Норма учитывает погрузку грунта именно в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы). Если погрузка осуществляется в автомобильный транспорт, необходимо применять другие нормы, например, из группы 02-01-008, но с модификациями для автотранспорта (например, 02-01-008-02-01-010 в некоторых редакциях сборников может относиться к автотранспорту, но основная норма 02-01-008-02 четко указывает на железнодорожный транспорт).
- Вместимость ковша: Норма рассчитана на экскаваторы с вместимостью ковша 15 м3. При использовании экскаваторов с другой вместимостью ковша следует применять соответствующие нормы или разрабатывать индивидуальные расценки.
- Коэффициенты: В зависимости от условий производства работ (например, работа на уступах, перевозка грунта электрифицированным транспортом, расстояние разминовки) могут применяться поправочные коэффициенты к нормам затрат труда рабочих и нормам эксплуатации машин.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение категории грунта: Одна из самых распространенных ошибок. Использование ГЭСН 02-01-008-02 для грунтов, отличных от 2-й категории, приведет к некорректному расчету. Решение: Всегда тщательно проверяйте категорию грунта по инженерно-геологическим изысканиям и проектной документации. При необходимости используйте соответствующие нормы из группы 02-01-008.
- Путаница с видом транспорта: Норма 02-01-008-02 четко указывает на железнодорожный транспорт. Применение ее для погрузки в автомобили-самосвалы является грубой ошибкой. Решение: Внимательно читайте наименование нормы и состав работ. Для автотранспорта существуют отдельные нормы (например, 02-01-008-02-01-010 или другие нормы из сборника ГЭСН 02, касающиеся автомобильного транспорта).
- Игнорирование текущих цен и индексов: ГЭСН содержат ресурсные показатели, а не стоимость в рублях. Прямое использование старых стоимостных данных без пересчета в текущие цены приведет к значительным искажениям сметной стоимости. Решение: Всегда применяйте актуальные индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России, или используйте текущие цены на ресурсы, полученные из достоверных источников.
- Неучет полного состава работ: Норма включает в себя не только экскавацию и погрузку, но и перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Попытка исключить эти затраты или нормировать их отдельно без учета специфики нормы может привести к занижению сметной стоимости. Решение: Внимательно изучайте "Состав работ" в описании нормы и не исключайте операции, которые уже учтены.
- Неправильное применение коэффициентов: Существуют различные коэффициенты, которые могут применяться к нормам в зависимости от условий производства работ. Неправильное или необоснованное применение таких коэффициентов может исказить смету. Решение: Применяйте коэффициенты только в строгом соответствии с технической частью сборника ГЭСН 02 и общими положениями ГЭСН.
Практические советы
- Используйте актуальные редакции: Всегда работайте с последними редакциями ГЭСН и методических документов. Сметно-нормативная база регулярно обновляется.
- Проверяйте обоснование: Обращайте внимание на обоснование нормы (НР: Пр/812-002.0, СП: Пр/774-002.0), которое указывает на методики расчета накладных расходов и сметной прибыли.
- Детализируйте проект: Чем подробнее проектная документация описывает условия производства работ (категория грунта, тип оборудования, логистика), тем точнее будет применение нормы.
- Консультируйтесь с экспертами: В сложных или нестандартных случаях не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или специалистам в области ценообразования.
- Используйте сметные программы: Современные сметные программы значительно упрощают работу с ГЭСН, автоматизируя расчеты и проверку на соответствие нормативным требованиям.
Связанные нормы
Норма ГЭСН 02-01-008-02 является частью группы норм, регулирующих разработку и погрузку грунта экскаваторами с прямой лопатой вместимостью 15 м3 в железнодорожный транспорт, различающихся по категории грунта:
- ГЭСН 02-01-008-01: Разработка и погрузка грунта 1-й категории трудности экскавации.
- ГЭСН 02-01-008-03: Разработка и погрузка грунта 3-й категории трудности экскавации.
- ГЭСН 02-01-008-04: Разработка и погрузка грунта 4-й категории трудности экскавации.
- ГЭСН 02-01-008-05: Разработка и погрузка грунта 5-й категории трудности экскавации.
Также существуют нормы для разработки грунта с погрузкой в автомобильный транспорт (например, в рамках той же таблицы 02-01-008, но с другими шифрами, или в других таблицах сборника ГЭСН 02). Например, в некоторых редакциях сборника ГЭСН 02-01-008-02-01-010 может относиться к автомобильному транспорту, в то время как 02-01-008-02 относится к железнодорожному.
Для сравнения, норма ГЭСН 01-01-008-02 из сборника ГЭСН 01 "Земляные работы" описывает разработку грунта в отвал в котлованах экскаваторами с меньшей вместимостью ковша (0,65 м3) и не включает погрузку в транспорт.
Контрольные моменты
При проверке сметной документации, содержащей ГЭСН 02-01-008-02, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Соответствие категории грунта: Убедитесь, что категория грунта, указанная в смете, соответствует проектным данным и выбранной норме.
- Тип транспортного средства: Проверьте, что в проекте предусмотрена именно железнодорожная транспортировка грунта, а не автомобильная.
- Вместимость ковша экскаватора: Удостоверьтесь, что характеристики экскаватора (вместимость ковша 15 м3, прямая лопата) соответствуют условиям применения нормы.
- Применение индексов и коэффициентов: Проверьте корректность применения текущих индексов пересчета и обоснованность использования поправочных коэффициентов, если таковые применялись.
- Полнота состава работ: Убедитесь, что все операции, предусмотренные нормой (экскавация, погрузка, содержание ж/д путей), учтены и не дублируются другими расценками.
Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам точно и обоснованно применять ГЭСН 02-01-008-02, обеспечивая достоверность сметной стоимости строительных работ.
Ключевые моменты
-
Норма 02-01-008-02 применяется для разработки и погрузки грунта 2-й категории трудности экскавации.
-
Работы выполняются экскаваторами с прямой лопатой и вместимостью ковша 15 м3.
-
Транспортировка грунта осуществляется исключительно железнодорожным транспортом (вагонами-самосвалами).
-
Состав работ включает экскавацию, погрузку и содержание железнодорожных путей.
-
Трудозатраты рабочих-строителей составляют 37.88 чел.-ч на 1000 м3 грунта при среднем разряде 4,7.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-008-02?
Когда применяется ГЭСН 02-01-008-02?
ГЭСН 02-01-008-02 применяется для определения ресурсных затрат на разработку и погрузку грунта 2-й категории трудности экскавации, выполняемую экскаваторами с прямой лопатой (ковш 15 м3) с последующей погрузкой грунта в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы).
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены такие материалы, как щебень из плотных горных пород, природный песок, круглые лесоматериалы, брус и шпалы для железнодорожных путей (хвойные, железобетонные), а также различные элементы крепления рельсов (клеммы, противоугоны, шайбы, болты, шурупы, накладки, подкладки) и рельсы железнодорожные широкой колеи.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает затраты труда рабочих-строителей в размере 37.88 чел.-ч на каждые 1000 м3 разработанного и погруженного грунта. Средний разряд рабочих, учтенный в норме, составляет 4,7. Трудозатраты машинистов включены в стоимость эксплуатации машин и механизмов.
4 Какие машины и механизмы используются?
Какие машины и механизмы используются?
Для выполнения работ по данной норме используются бульдозеры, одноковшовые дизельные и электрические экскаваторы (с ковшом 15 м3), бурильно-крановые машины, краны на железнодорожном ходу, вагоны-самосвалы (думпкары), дрезины, тепловозы, машины для балластировки, подбивки шпал, путерихтовочные машины и насосы.
Практические советы
Всегда сверяйте категорию грунта с инженерно-геологическими изысканиями и проектной документацией перед применением нормы.
Четко различайте нормы для железнодорожного и автомобильного транспорта, чтобы избежать ошибок в расчетах.
Используйте только актуальные индексы пересчета в текущие цены, утверждаемые Минстроем России или региональными органами.
Внимательно изучайте "Состав работ" нормы, чтобы учесть все предусмотренные операции и не дублировать их другими расценками.
Применяйте поправочные коэффициенты только в строгом соответствии с технической частью сборника ГЭСН и общими положениями.
Частые ошибки
Неправильное определение категории грунта, что приводит к некорректному применению нормы, предназначенной строго для 2-й категории.
Применение нормы для погрузки грунта в автомобильный транспорт вместо железнодорожного, что является грубой ошибкой ввиду различий в логистике и составе работ.
Использование устаревших стоимостных данных или некорректных индексов пересчета, поскольку ГЭСН содержат только ресурсные показатели, а не текущие цены.
Игнорирование полного состава работ, учтенного в норме (экскавация, погрузка, а также перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей).