Введение: Назначение и область применения нормы ГЭСН 02-01-027-10
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-027-10 является одним из важнейших инструментов для точного определения прямых затрат при выполнении специфических земляных работ. Эта норма регламентирует процесс отвалообразования грунта с использованием мощных экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 8 м3. Особое внимание уделяется работе с грунтами 5-й категории по трудности экскавации, что указывает на высокую плотность и сложность разрабатываемого материала.
Основное назначение данной нормы — обеспечить стандартизированный подход к расчету ресурсов, необходимых для формирования отвалов в условиях, когда требуется не только переэкскавация и укладка грунта, но и организация, а также поддержание железнодорожной инфраструктуры непосредственно на территории отвала. Это делает норму незаменимой для крупных промышленных и инфраструктурных проектов, таких как разработка карьеров, строительство больших насыпей или дамб, где транспортировка и складирование грунта осуществляются с использованием железнодорожного транспорта.
Единицей измерения для ГЭСН 02-01-027-10 является 1000 м3 отвалообразованного грунта. Это позволяет масштабировать расчеты для проектов любого объема. Норма обоснована официальными документами, такими как НР: Пр/812-002.0 и СП: Пр/774-002.0, и включена в федеральный реестр сметных нормативов (ФСНБ-2020), утвержденный Приказом Минстроя России от 26.12.2019 N 876/пр.
Техническая информация: Состав работ и ресурсное обеспечение
Понимание состава работ и перечня ресурсов, учтенных в ГЭСН 02-01-027-10, критически важно для ее корректного применения. Норма охватывает полный комплекс операций, необходимых для эффективного и безопасного отвалообразования грунта с учетом специфики железнодорожного транспорта.
Состав работ по норме
ГЭСН 02-01-027-10 включает в себя три основных вида работ, которые выполняются в рамках единого технологического процесса:
Переэкскавация грунта. Эта операция подразумевает повторную разработку или перемещение грунта, который уже был ранее вынут из забоя или временно складирован. Это может быть необходимо для переформирования временных отвалов, подготовки грунта к дальнейшей транспортировке или для обеспечения оптимального фронта работ для основного экскаватора. Переэкскавация часто применяется для создания рабочих площадок или для выравнивания поверхности отвала перед укладкой новых слоев грунта.
Укладка грунта в отвал. Это основная операция, для которой предназначена данная норма. Она включает непосредственное перемещение грунта экскаватором из зоны разработки (или переэкскавации) и его укладку в проектное положение на отвале. Процесс укладки требует точности для формирования устойчивых откосов и соблюдения проектных отметок отвала. Укладка может производиться как непосредственно экскаватором, так и с использованием думпкаров, которые доставляют грунт к месту отвалообразования.
Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей на отвалах. Этот пункт является ключевой особенностью нормы 02-01-027-10 и отличает ее от многих других норм по земляным работам. Он указывает на то, что отвалообразование происходит в условиях, когда грунт доставляется на отвал по железнодорожным путям. Соответственно, в норме учтены затраты на:
- Перемещение путей: По мере роста отвала железнодорожные пути необходимо периодически переносить, чтобы обеспечить доступ к новым участкам укладки грунта. Это сложная операция, требующая специализированной техники и высокой координации.
- Ремонт путей: Интенсивная эксплуатация железнодорожных путей на отвалах, особенно при транспортировке тяжелых грузов, приводит к их износу. Норма учитывает текущий ремонт, включая замену шпал, рельсов, балласта, а также выправку пути.
- Содержание путей: Включает регулярные работы по поддержанию железнодорожной инфраструктуры в рабочем состоянии, такие как очистка, рихтовка, балластировка, что обеспечивает бесперебойную работу железнодорожного транспорта на отвале.
Материалы и ресурсы
Для выполнения вышеуказанных работ нормой ГЭСН 02-01-027-10 предусмотрен следующий состав машин, механизмов и материальных ресурсов (на 1000 м3 отвалообразованного грунта):
Машины и оборудование:
- Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 8 м3: 3.44 маш.-ч. Это основная землеройная машина, выполняющая экскавацию и укладку грунта. Ее вместимость ковша (8 м3) является определяющим параметром для применения данной нормы.
- Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 81.78 маш.-ч. Думпкары используются для транспортировки больших объемов грунта по железнодорожным путям от места разработки до отвала. Высокий показатель маш.-ч для думпкаров подчеркивает значимость железнодорожной логистики в данном процессе.
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 7.36 маш.-ч. Тепловозы обеспечивают перемещение думпкаров по железнодорожным путям на отвале и к месту разгрузки.
- Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 3.44 маш.-ч. Бульдозеры используются для разравнивания грунта на отвале, формирования откосов, а также для вспомогательных работ по содержанию путей.
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 1 маш.-ч. Эти краны необходимы для монтажа, демонтажа и ремонта железнодорожных путей, включая укладку рельсов и шпал.
- Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.78 маш.-ч. Дрезины используются для оперативного перемещения материалов и персонала, а также для мелких ремонтных работ на железнодорожных путях.
- Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.75 маш.-ч. Специализированная техника для уплотнения балластного слоя под шпалами, обеспечивающая стабильность и долговечность железнодорожного полотна.
- Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.81 маш.-ч. Используются для уплотнения балласта под шпалами, что критически важно для поддержания геометрии пути.
- Машины путерихтовочные: 0.87 маш.-ч. Предназначены для выправки железнодорожного пути в плане и профиле, устранения перекосов и просадок.
- Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 1.09 маш.-ч. Могут использоваться для водоотлива на отвале или для других вспомогательных нужд, связанных с поддержанием рабочего состояния площадки.
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.5 маш.-ч. Вероятно, используются для вспомогательных или мелких работ, где применение основного экскаватора нецелесообразно.
- Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.66 маш.-ч. Могут применяться для бурения под опоры, дренажные скважины или для других вспомогательных работ на отвале.
Материалы:
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 3.34 м3. Используется в качестве балласта для железнодорожных путей, обеспечивая их устойчивость и дренаж.
- Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2.5 шт. Необходимы для ремонта и содержания железнодорожных путей.
- Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 4-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт IV: 0.02 м3. Могут использоваться для временных настилов, опалубки или других вспомогательных конструкций.
- Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0.03 ед. (примечание: в исходных данных указано "0.03 ч", что является некорректной единицей измерения для рельсов; предполагается, что это количество для ремонта или содержания путей, измеряемое в тоннах или погонных метрах, но точная единица не указана, поэтому используется "ед."). Необходимы для ремонта и содержания железнодорожных путей.
Трудозатраты и требования к квалификации
Общие трудозатраты рабочих, учтенные в норме ГЭСН 02-01-027-10, составляют 71.27 чел.-ч на 1000 м3 отвалообразованного грунта. Средний разряд работы составляет 4.7.
Высокий средний разряд (4.7) указывает на необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов для выполнения данного комплекса работ. Это обусловлено сложностью эксплуатации мощных экскаваторов, специализированной железнодорожной техники, а также требованиями к точности и безопасности при работе на отвалах, особенно в условиях постоянного перемещения железнодорожных путей. Персонал должен обладать знаниями и навыками в области земляных работ, эксплуатации тяжелой техники, а также в сфере железнодорожного строительства и ремонта.
Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности
Правильное применение ГЭСН 02-01-027-10 требует последовательного подхода и учета всех специфических условий проекта. Эта норма предназначена для определения прямых затрат на отвалообразование грунта, когда процесс включает использование экскаваторов с ковшом 8 м3, работу с грунтами 5-й категории и обслуживание железнодорожных путей на отвале.
Пошаговый алгоритм расчета
Определение объема работ: Первым шагом является точное определение объема грунта, подлежащего отвалообразованию, в кубических метрах. Этот объем затем переводится в единицы измерения нормы (1000 м3). Например, если объем составляет 15 000 м3, то для расчета по норме это будет 15 единиц измерения.
Классификация грунта: Необходимо убедиться, что грунт на объекте соответствует 5-й категории по трудности экскавации. Классификация грунтов производится на основе инженерно-геологических изысканий и соответствующих таблиц, приведенных в технических частях сборников ГЭСН, например, в ГЭСН-2001-01 "Земляные работы". Грунты 5-й категории включают особо плотные, скальные или полускальные породы, требующие значительных усилий для разработки.
Подтверждение типа оборудования: Убедитесь, что проектная документация или фактические условия предусматривают использование экскаваторов с прямой лопатой и вместимостью ковша именно 8 м3. Отклонение от этого параметра требует применения других норм или обоснования корректирующих коэффициентов, если таковые предусмотрены методическими указаниями.
Учет железнодорожной логистики: Подтвердите, что процесс отвалообразования включает перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей на отвалах. Если железнодорожный транспорт не используется, или его роль минимальна, данная норма может быть неприменима, и следует рассмотреть альтернативные нормы (например, для отвалообразования бульдозерами или при автомобильном транспорте).
Применение ресурсных показателей: После подтверждения всех условий, ресурсные показатели (трудозатраты рабочих, машино-часы работы машин и механизмов, расход материалов) из таблицы ГЭСН 02-01-027-10 умножаются на определенный объем работ в единицах измерения нормы. Например, для 15 единиц измерения (15 000 м3) трудозатраты составят 71.27 чел.-ч * 15 = 1069.05 чел.-ч.
Учет коэффициентов (при необходимости): В зависимости от конкретных условий производства работ (например, стесненные условия, работа в зимнее время, особые гидрогеологические условия), к прямым затратам могут применяться повышающие или понижающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями и техническими частями сборников ГЭСН и методическими указаниями по их применению (например, Приказ Минстроя России от 14.07.2022 N 571/пр).
Примеры использования
Норма ГЭСН 02-01-027-10 наиболее часто применяется в следующих проектах:
- Разработка крупных карьеров и месторождений: При добыче полезных ископаемых, когда вскрышные породы или отработанный материал перемещаются на значительные расстояния и складируются в отвалы с использованием железнодорожного транспорта.
- Строительство крупных гидротехнических сооружений: Например, возведение плотин или дамб, где требуется перемещение и укладка больших объемов грунта, часто с применением железнодорожных составов для доставки материала.
- Масштабные инфраструктурные проекты: Создание железнодорожных насыпей, крупных промышленных площадок, где объемы земляных работ настолько велики, что оправдано использование железнодорожной логистики для отвалообразования.
Особенности и ограничения
- Категория грунта 5: Это ключевое ограничение. Норма не подходит для работы с менее плотными грунтами (категории 1-4) или скальными грунтами, требующими буровзрывных работ. Для таких случаев следует применять другие нормы, например, из таблицы ГЭСН 02-01-001, где учтены различные категории грунтов и вместимости ковшей экскаваторов.
- Вместимость ковша 8 м3: Строгое соответствие типу и вместимости ковша экскаватора. Использование экскаваторов с другой вместимостью потребует применения иных норм из той же группы (02-01-027) или других сборников.
- Наличие железнодорожных путей: Норма явно включает затраты на железнодорожную инфраструктуру. Если на объекте нет железнодорожных путей или они не используются для отвалообразования, применение данной нормы будет некорректным, так как приведет к завышению сметной стоимости за счет неучтенных ресурсов. В таких случаях следует использовать нормы, не предусматривающие железнодорожную логистику, например, нормы на отвалообразование бульдозерами ГЭСН 02-01-034 Отвалообразование грунта бульдозерами при автомобильном транспорте или при автомобильном транспорте.
- Комплексность работ: Норма учитывает все три указанных вида работ. Нельзя применять ее, если выполняется только один из видов (например, только укладка грунта без переэкскавации или без обслуживания ж/д путей), если это не оговорено в технической части сборника или методических указаниях.
- ГЭСН не содержат стоимостных показателей: Важно помнить, что ГЭСН — это элементные сметные нормы, которые определяют только нормативную потребность в ресурсах (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) в физических единицах измерения. Они не содержат стоимостных показателей в рублях. Для получения сметной стоимости необходимо применять текущие цены на ресурсы и индексы пересчета, согласно действующим методикам ценообразования в строительстве.
Полезная информация для сметчиков
Эффективное применение ГЭСН 02-01-027-10 требует не только знания ее содержания, но и понимания общих принципов сметного нормирования, а также умения избегать распространенных ошибок.
Типичные ошибки и как их избежать
Неправильное определение категории грунта. Одна из наиболее частых ошибок. Если грунт фактически относится к 3-й или 4-й категории, а применяется норма для 5-й, это приводит к необоснованному завышению затрат. Как избежать: Всегда основывайтесь на актуальных инженерно-геологических изысканиях и официальных классификациях грунтов по трудности разработки, приведенных в технических частях сборников ГЭСН. При сомнениях привлекайте специалистов-геологов.
Несоответствие оборудования. Применение нормы 02-01-027-10 для экскаваторов с ковшом, например, 5 м3 или 10 м3, является ошибкой. Норма четко привязана к вместимости ковша 8 м3. Как избежать: Тщательно проверяйте проектную документацию на предмет используемого оборудования. Если фактическое оборудование отличается, необходимо подобрать другую, более подходящую норму из группы 02-01-027 или других сборников, либо обосновать применение индивидуальной нормы, если это допускается методическими указаниями.
Игнорирование или некорректный учет железнодорожной составляющей. Если на объекте нет железнодорожных путей или они не используются для отвалообразования, включение данной нормы приведет к перерасходу ресурсов на машины и материалы, связанные с ЖД. И наоборот, если ЖД пути используются, но их содержание не учтено, это приведет к занижению сметы. Как избежать: Внимательно изучайте проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР) для понимания логистики перемещения грунта. Если железнодорожная инфраструктура отсутствует, используйте нормы, не предусматривающие ее.
Неучет полного состава работ. Норма 02-01-027-10 включает переэкскавацию, укладку и обслуживание ЖД путей. Попытка применить ее для выполнения только одной из этих операций без учета остальных может привести к искажению сметы. Как избежать: Убедитесь, что все три компонента работ, описанные в норме, соответствуют фактическому объему и технологии выполнения работ на объекте.
Практические советы
- Детальное изучение проектной документации: Всегда начинайте с анализа ПОС, ППР, инженерно-геологических изысканий. Эти документы содержат ключевую информацию о технологии работ, характеристиках грунтов и используемом оборудовании.
- Использование актуальных нормативов: Применяйте только действующие редакции ГЭСН, например, ФСНБ-2020, утвержденные Приказом Минстроя России от 26.12.2019 N 876/пр. Нормативная база регулярно обновляется, и использование устаревших данных может привести к ошибкам.
- Консультации со специалистами: При возникновении сомнений в правильности применения нормы, особенно при работе со сложными грунтами или нестандартными условиями, не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам, инженерам-геологам или специалистам по ценообразованию.
- Документирование обоснований: Если вы принимаете решение о применении коэффициентов или аналогов, всегда документируйте свои обоснования, ссылаясь на соответствующие методические указания, письма Минстроя или технические решения проекта.
Связанные нормы
Для комплексного сметного расчета земляных работ сметчику могут потребоваться и другие нормы, которые дополняют или являются альтернативой ГЭСН 02-01-027-10 в зависимости от конкретных условий:
- ГЭСН 02-01-001 Разработка грунта экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата: Эта норма охватывает общую разработку грунта экскаваторами с прямой лопатой, но с различными вместимостями ковшей и для разных категорий грунтов. Может использоваться для разработки грунта перед его отвалообразованием, если это не учтено в 02-01-027-10, или для других участков объекта.
- ГЭСН 02-01-034 Отвалообразование грунта бульдозерами при автомобильном транспорте: Применяется, если грунт доставляется на отвал автомобильным транспортом, а не железнодорожным, и отвалообразование осуществляется бульдозерами.
- ГЭСН 01-01-016 Работа на отвале, группа грунтов: Эта норма может быть использована для общих работ по формированию и содержанию отвалов, если не требуется специфическая железнодорожная инфраструктура, или для отдельных операций по разравниванию грунта на отвале.
- ГЭСН 28-01-001 Укладка пути звеньями рельсошпальной решетки: Если требуется более детальный расчет работ по укладке или капитальному ремонту железнодорожных путей, не только на отвале, но и на других участках объекта.
- ГЭСН 01-02-001 Уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу: Применяется, если проект предусматривает уплотнение слоев грунта в отвале для обеспечения его устойчивости.
- ГЭСН 01-02-027 Планировка откосов и полотна: Используется для финишной планировки и зачистки откосов отвала, придания им проектной формы.
Контрольные моменты
При проверке и приемке работ, выполненных по норме ГЭСН 02-01-027-10, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Объем отвалообразованного грунта: Фактический объем должен соответствовать проектному и объему, принятому в смете.
- Качество формирования отвала: Соответствие проектным отметкам, уклонам откосов, отсутствие перекосов и просадок.
- Состояние железнодорожных путей на отвале: Проверка качества укладки, ремонта и содержания путей, их готовность к эксплуатации, отсутствие деформаций, обеспечивающих безопасность движения железнодорожного транспорта.
- Соответствие используемой техники: Фактически применяемые экскаваторы и железнодорожная техника должны соответствовать характеристикам, учтенным в норме, или быть обоснованно заменены.
- Категория грунта: Подтверждение соответствия фактической категории грунта 5-й категории по трудности экскавации.
Тщательный контроль этих параметров позволит обеспечить корректность сметных расчетов и качество выполненных работ.
Ключевые моменты
-
Норма 02-01-027-10 применяется для отвалообразования грунта экскаваторами с прямой лопатой, вместимостью ковша 8 м3.
-
Предназначена для работы с грунтами 5-й категории по трудности экскавации (особо плотные, скальные).
-
Включает переэкскавацию грунта, укладку в отвал и, что важно, перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей на отвалах.
-
Учитывает значительные машино-часы для железнодорожной техники (думпкары, тепловозы, путевые машины).
-
Требует высококвалифицированного персонала со средним разрядом 4.7 для выполнения комплекса работ.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-027-10?
Когда применяется ГЭСН 02-01-027-10?
ГЭСН 02-01-027-10 применяется для отвалообразования грунта экскаваторами с прямой лопатой, вместимостью ковша 8 м3, при работе с грунтами 5-й категории трудности экскавации, в условиях, когда процесс включает перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей на отвалах. Это характерно для крупных горнодобывающих или инфраструктурных проектов.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены основные материалы, необходимые для поддержания железнодорожной инфраструктуры на отвале: щебень из плотных горных пород М 800 (3.34 м3), шпалы из древесины хвойных пород (2.5 шт) и рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50 (0.03 ед.). Также учтена доска необрезная хвойных пород (0.02 м3) для вспомогательных нужд.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
ГЭСН 02-01-027-10 предусматривает общие трудозатраты рабочих в размере 71.27 чел.-ч на 1000 м3 отвалообразованного грунта. Средний разряд работы составляет 4.7, что указывает на необходимость привлечения высококвалифицированного персонала.
4 Что означает "категория грунтов по трудности экскавации 5"?
Что означает "категория грунтов по трудности экскавации 5"?
Категория грунтов по трудности экскавации 5 означает, что норма применяется для особо плотных, тяжелых для разработки грунтов, которые могут включать в себя скальные, полускальные породы или очень плотные глины и суглинки. Классификация грунтов по категориям трудности экскавации приведена в технических частях сборников ГЭСН, например, в ГЭСН-2001-01 "Земляные работы".
Практические советы
Всегда основывайтесь на актуальных инженерно-геологических изысканиях для точного определения категории грунта.
Тщательно проверяйте проектную документацию на соответствие используемого оборудования (экскаватор 8 м3) и наличие железнодорожной логистики.
Используйте только действующие редакции ГЭСН (например, ФСНБ-2020, утвержденные Приказом Минстроя России от 26.12.2019 N 876/пр).
При необходимости применения коэффициентов или аналогов, всегда документируйте обоснования, ссылаясь на методические указания и проектные решения.
Частые ошибки
Неправильное определение категории грунта: применение нормы для грунтов, не соответствующих 5-й категории трудности экскавации, что приводит к искажению сметы.
Использование экскаваторов с иной вместимостью ковша: норма строго привязана к ковшу 8 м3, применение для других объемов некорректно без обоснования.
Неучет или некорректный учет железнодорожной инфраструктуры: применение нормы при отсутствии ЖД путей на отвале или игнорирование их содержания, если они используются.
Применение нормы без учета полного состава работ: использование нормы для отдельных операций (например, только укладка грунта) без учета переэкскавации и обслуживания ЖД путей.