Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 02-01-027-11

02-01-027

Отвалообразование грунта экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 6,3 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1

Подробное описание
Группа: Отвалообразование грунта экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: Состав работ: Переэкскавация грунта.; Укладка грунта в отвал.; Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей на отвалах. Обоснование: НР: Пр/812-002.0, СП: Пр/774-002.0

Быстрая информация

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-027
Тип работ
GESN
Трудозатраты
68.56 чел.-ч при разряде 4.7
Основное назначение
Отвалообразование грунта экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 6,3 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т 49.5
Средний разряд работы 4,7 68.56
Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.) 2.11
Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3 0.41
Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 6,3 м3 2.11
Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм 0.41
Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т 0.62
Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т 0.41
Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.) 4.71
Машины для балластировки железнодорожного пути 0.52
Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками 0.54
Машины путерихтовочные 0.4
Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт 0.67
Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм м3 3.34
Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 4-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт IV м3 0.02
Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I шт 2.5

Трудозатраты

Категория работников Трудочасы
Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50 0.03

Введение: Назначение и область применения ГЭСН 02-01-027-11

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-027-11 является одним из важнейших нормативов в сборнике ГЭСН 02 "Горновскрышные работы". Она предназначена для определения ресурсных затрат, необходимых при выполнении работ по отвалообразованию грунта. Эта норма учитывает специфику использования экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 6,3 м3, а также применяется для грунтов 1-й категории по трудности экскавации.

Основное назначение нормы — обеспечить сметчиков точными данными о расходе трудовых ресурсов, времени эксплуатации машин и механизмов, а также объеме материальных ресурсов, необходимых для выполнения данного вида работ. Единицей измерения для ГЭСН 02-01-027-11 является 1000 м3 отвалообразованного грунта.

Применение данной нормы особенно актуально при разработке карьеров, строительстве крупных промышленных объектов, создании насыпей и других земляных работах, где требуется перемещение значительных объемов грунта и формирование отвалов, в том числе с использованием железнодорожного транспорта для транспортировки и складирования пород.

Техническая информация: Состав работ и ресурсное обеспечение

ГЭСН 02-01-027-11 детально описывает состав работ, которые учтены в норме, а также необходимые для их выполнения ресурсы.

Состав работ по норме

Норма 02-01-027-11 включает в себя три основных технологических операции, обеспечивающих полный цикл отвалообразования:

  1. Переэкскавация грунта. Эта операция подразумевает повторную разработку или перемещение грунта, который уже был ранее разработан. Это может быть необходимо для выравнивания поверхности отвала, переформирования его контуров или подготовки к дальнейшей укладке новых объемов грунта. Переэкскавация выполняется тем же экскаватором с прямой лопатой, что и основная разработка.
  2. Укладка грунта в отвал. Данная операция является основной и включает непосредственное размещение разработанного грунта на проектной отметке отвала. Эффективность укладки зависит от типа экскаватора, его рабочей зоны и организации транспортных потоков (в данном случае, с использованием железнодорожного транспорта).
  3. Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей на отвалах. Это критически важный и ресурсоемкий компонент нормы. Отвалообразование больших объемов грунта часто требует использования железнодорожного транспорта (думпкаров, тепловозов) для доставки породы к месту отвала. Соответственно, необходимо постоянное перемещение, текущий ремонт и содержание временных или постоянных железнодорожных путей на территории отвала. Это включает в себя укладку новых участков пути по мере роста отвала, выправку пути, замену изношенных элементов, балластировку и другие работы, обеспечивающие безопасное и бесперебойное движение железнодорожного состава.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ, предусмотренных ГЭСН 02-01-027-11, требуются следующие основные материалы и механизмы:

Машины и оборудование:

  • Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 49.5 маш.-ч. Используются для транспортировки больших объемов грунта к месту отвала.
  • Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 2.11 маш.-ч. Применяются для планировки поверхности отвала, формирования предохранительных валов, расчистки путей.
  • Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.41 маш.-ч. Могут использоваться для вспомогательных работ, например, для локальной переэкскавации или подготовки площадок.
  • Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 6,3 м3: 2.11 маш.-ч. Это основной механизм, выполняющий переэкскавацию и укладку грунта в отвал.
  • Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.41 маш.-ч. Могут использоваться для установки опор, столбов, или других вспомогательных работ, связанных с инфраструктурой отвала.
  • Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.62 маш.-ч. Применяются для монтажных и ремонтных работ на железнодорожных путях, например, для укладки рельсов и шпал.
  • Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.41 маш.-ч. Используются для транспортировки материалов и оборудования вдоль железнодорожных путей, а также для мелких ремонтных работ.
  • Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 4.71 маш.-ч. Обеспечивают перемещение думпкаров с грунтом по железнодорожным путям на отвале.
  • Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.52 маш.-ч. Необходимы для уплотнения балластного слоя железнодорожного пути, обеспечивая его стабильность.
  • Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.54 маш.-ч. Используются для уплотнения балласта под шпалами, что критично для ровности и устойчивости пути.
  • Машины путерихтовочные: 0.4 маш.-ч. Применяются для выправки железнодорожного пути в плане и профиле.
  • Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.67 маш.-ч. Могут использоваться для водоотведения на отвалах или для других технологических нужд.

Материалы:

  • Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 3.34 м3. Используется в качестве балластного слоя для железнодорожных путей, обеспечивая их устойчивость и дренаж.
  • Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 4-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт IV: 0.02 м3. Может применяться для временных настилов, креплений или других вспомогательных конструкций.
  • Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2.5 шт. Основной элемент верхнего строения железнодорожного пути, обеспечивающий крепление рельсов и передачу нагрузки на балласт.

Трудозатраты и время выполнения

Норма ГЭСН 02-01-027-11 предусматривает значительные трудозатраты рабочих-строителей, что обусловлено сложностью и многообразием выполняемых операций, особенно связанных с обслуживанием железнодорожных путей. Общие трудозатраты составляют 68.56 чел.-ч при среднем разряде работы 4.7.

Требования к квалификации

Для выполнения работ по отвалообразованию и обслуживанию железнодорожных путей требуется персонал с соответствующей квалификацией. Это включает:

  • Машинисты экскаваторов (высокий разряд, учитывая работу с крупногабаритной техникой и специфику отвалообразования).
  • Машинисты железнодорожных машин (тепловозов, кранов на ж/д ходу, путерихтовочных машин, машин для подбивки шпал и балластировки).
  • Рабочие по текущему содержанию и ремонту железнодорожных путей (путейцы, монтеры пути), обладающие знаниями и навыками по укладке, выправке, балластировке и ремонту железнодорожного полотна.
  • Вспомогательный персонал (бульдозеристы, рабочие по обслуживанию насосов и т.д.).

Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности

Правильное применение ГЭСН 02-01-027-11 требует внимательности к деталям и понимания технологических процессов.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определение объема работ: Прежде всего, необходимо точно определить объем грунта, подлежащего отвалообразованию, в плотном теле. Этот объем должен быть указан в проектной документации. Единица измерения нормы — 1000 м3.
  2. Проверка категории грунта: Убедитесь, что грунт, с которым предстоит работать, относится к 1-й категории по трудности экскавации. Классификация грунтов обычно приводится в инженерно-геологических изысканиях или в приложениях к сметным нормативам (например, ЕНиР, ГЭСН-2001-01). Если категория грунта иная, следует применять соответствующие нормы, например, ГЭСН 02-01-027-12 для 2-й категории или другие нормы из группы 02-01-027.
  3. Применение нормы: Умножьте объем работ (в тысячах кубических метров) на показатели расхода ресурсов, указанные в ГЭСН 02-01-027-11. Например, если объем отвалообразования составляет 5000 м3, то коэффициент применения нормы будет 5 (5000 м3 / 1000 м3).
  4. Учет коэффициентов: Проверьте, применимы ли к вашему случаю какие-либо повышающие или понижающие коэффициенты. Например, коэффициенты могут применяться при разработке влажных, вязких, сильно налипающих на ковш грунтов или при работе тупиковым забоем. Эти коэффициенты обычно приводятся в технических частях сборников ГЭСН или в приложениях к ним.
  5. Индексация стоимости: ГЭСН содержат ресурсные показатели в базисном уровне цен (2000 год для ГЭСН-2001). Для получения текущей стоимости работ необходимо применить актуальные индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами ценообразования.

Примеры использования

Пример 1: Отвалообразование грунта на новом карьере. Предположим, необходимо произвести отвалообразование 15 000 м3 грунта 1-й категории на новом участке карьера, где предусмотрено использование железнодорожного транспорта для вывоза породы. Экскаватор — прямая лопата, 6,3 м3.

  • Объем работ для расчета по норме: 15 000 м3 / 1000 м3 = 15.
  • Расчет трудозатрат: 15 * 68.56 чел.-ч = 1028.4 чел.-ч.
  • Расчет машино-часов по каждой машине: например, для думпкаров: 15 * 49.5 маш.-ч = 742.5 маш.-ч.
  • Расчет расхода материалов: например, щебня: 15 * 3.34 м3 = 50.1 м3.

Далее полученные ресурсные показатели умножаются на текущие стоимости ресурсов и индексируются.

Особенности и ограничения

  • Категория грунта: Норма строго привязана к 1-й категории грунтов. Определение категории грунта является ключевым моментом. Грунты 1-й категории включают легкие суглинки, супеси, пески, растительный грунт, легкие глины, лесс, торф, чернозем.
  • Тип экскаватора: Применение нормы возможно только для экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата" и ковшом 6,3 м3. Если используется другой тип экскаватора (например, "драглайн" или "обратная лопата"), следует применять другие нормы, такие как ГЭСН 02-01-029-06 или ГЭСН 01-01-003-09.
  • Наличие железнодорожных путей: Важной особенностью нормы является включение работ по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей. Это означает, что норма применяется в тех случаях, когда технология отвалообразования предусматривает использование железнодорожного транспорта. Если транспортировка грунта осуществляется, например, автомобильным транспортом, следует применять другие нормы, учитывающие содержание автомобильных дорог.
  • Объемы работ: Норма рассчитана на 1000 м3 грунта, что подразумевает крупные объемы работ, характерные для горновскрышных операций.

Полезная информация: Советы и контроль

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение категории грунта. Это одна из самых частых ошибок. Использование ГЭСН 02-01-027-11 для грунтов более высокой категории трудности (например, 2-й или 3-й) приведет к занижению сметной стоимости, так как трудозатраты и машино-часы будут выше. Всегда опирайтесь на данные инженерно-геологических изысканий и официальные классификаторы грунтов.
  2. Игнорирование работ по железнодорожным путям. Некоторые сметчики могут недооценивать или полностью исключать из расчета затраты на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, если не видят их явного отражения в основной части проектной документации. Однако эти работы являются неотъемлемой частью данной нормы. Убедитесь, что проект предусматривает использование ж/д транспорта для отвалообразования.
  3. Применение устаревших индексов пересчета. Сметные нормы ГЭСН регулярно обновляются, и индексы пересчета в текущие цены также меняются. Использование устаревших индексов приведет к некорректной итоговой стоимости. Всегда используйте актуальные индексы, утвержденные на момент составления сметы.
  4. Неучет специфических условий. Если работы выполняются в условиях, отличающихся от нормативных (например, при отрицательных температурах, в заболоченных местах, при разработке особо влажных грунтов), необходимо применять соответствующие повышающие коэффициенты, предусмотренные технической частью сборника ГЭСН.
  5. Ошибки в определении объемов. Объемы горновскрышных работ должны определяться по проектным данным в плотном теле. Ошибки в исходных объемах приведут к неверному расчету всех ресурсных показателей.

Практические советы

  • Внимательно изучайте проектную документацию: Особое внимание уделяйте разделу "Организация строительства" (ПОС) и "Проект производства работ" (ППР), где могут быть указаны особенности технологии отвалообразования и необходимость использования железнодорожного транспорта.
  • Консультируйтесь с производственниками: Обсудите с инженерами и производителями работ фактические условия и методы выполнения отвалообразования, чтобы убедиться в правильности выбора нормы и учете всех нюансов.
  • Используйте специализированное ПО: Современные сметные программы значительно упрощают расчеты по ГЭСН, автоматически применяют индексы и коэффициенты, минимизируя риск ошибок.
  • Документируйте обоснования: В случае применения повышающих коэффициентов или выбора конкретной нормы, всегда имейте под рукой обоснование (ссылки на пункты технических частей, акты обследования, заключения специалистов).

Связанные нормы

При работе с отвалообразованием грунта могут быть полезны следующие связанные нормы:

  • ГЭСН 02-01-027-12 и далее до ГЭСН 02-01-027-15: Аналогичные нормы для отвалообразования грунта экскаваторами с прямой лопатой (ковш 6,3 м3), но для грунтов 2-й, 3-й, 4-й и 5-й категорий по трудности экскавации соответственно.
  • ГЭСН 02-01-029-XX: Нормы на отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн" различной вместимости ковша и категорий грунтов.
  • ГЭСН 02-01-001-XX: Нормы на разработку грунта экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата" с укладкой на борт траншеи или в выработанное пространство.
  • ГЭСН 01-01-008-08: Разработка грунта в отвал в котлованах объемом от 1000 до 3000 м3, экскаваторами с ковшом вместимостью 0,5 м3, группа грунтов.
  • ГЭСН 01-01-003-09: Разработка грунта в отвал экскаваторами "драглайн" или "обратная лопата" с ковшом вместимостью 0,65 (0,5-1) м3, группа грунтов 3.
  • Нормы на устройство и ремонт железнодорожных путей из других сборников ГЭСН (например, сборник 31 "Автомобильные дороги" или сборник 32 "Железные дороги"), если требуется более детальный расчет специфических работ по ж/д путям, не учтенных в данной комплексной норме.

Контрольные моменты

  • Соответствие проекту: Убедитесь, что выбранная норма и объемы работ полностью соответствуют проектной документации.
  • Акты скрытых работ: Для подтверждения объемов и условий выполнения работ, особенно по перемещению грунта, могут потребоваться акты скрытых работ или исполнительные съемки.
  • Фотофиксация: В спорных ситуациях фотофиксация условий производства работ (например, категории грунта, состояния ж/д путей) может служить дополнительным подтверждением правильности применения нормы.
  • Соблюдение правил безопасности: Работы по отвалообразованию и эксплуатации железнодорожного транспорта на отвалах сопряжены с повышенным риском. Всегда учитывайте требования безопасности, изложенные в соответствующих нормативных документах, таких как "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" и "Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта".

ГЭСН 02-01-027-11 — это комплексная норма, требующая от сметчика глубокого понимания технологического процесса отвалообразования и специфики работы с железнодорожным транспортом. Правильное ее применение позволит составить точную и обоснованную смету, минимизируя риски и обеспечивая прозрачность расчетов.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСН 02-01-027-11 применяется для отвалообразования грунта экскаваторами с прямой лопатой, вместимостью ковша 6,3 м3.

  • Охватывает грунты 1-й категории по трудности экскавации, что соответствует легким грунтам (пески, суглинки).

  • Включает комплекс работ: переэкскавацию грунта, его укладку в отвал, а также перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей на отвалах.

  • Требует учета значительного количества машин и механизмов, включая специализированный железнодорожный транспорт и путевые машины.

  • Объемы работ для расчета по норме определяются по проектным данным в плотном теле, а итоговая стоимость требует индексации в текущие цены.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 02-01-027-11 применяется при выполнении работ по отвалообразованию грунта экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата", вместимостью ковша 6,3 м3, для грунтов 1-й категории по трудности экскавации. Норма включает в себя переэкскавацию грунта, его укладку в отвал, а также все работы, связанные с перемещением, ремонтом и содержанием железнодорожных путей на отвалах.

В норме учтены следующие основные материалы, необходимые для обеспечения работ, в частности, для устройства и ремонта железнодорожных путей на отвалах: щебень из плотных горных пород (М 800, фракция 40-80(70) мм), доска необрезная хвойных пород (сорт IV) и шпалы из древесины хвойных пород, пропитанные, для железных дорог широкой колеи (тип I).

ГЭСН 02-01-027-11 предусматривает трудозатраты рабочих-строителей в размере 68.56 чел.-ч на 1000 м3 отвалообразованного грунта. Средний разряд работы составляет 4.7.

"Категория грунтов по трудности экскавации 1" означает, что норма применяется для наиболее легких в разработке грунтов. К ним относятся, как правило, растительный грунт, пески, супеси, легкие суглинки, лесс, торф, чернозем. Классификация грунтов по категориям трудности разработки приведена в соответствующих нормативных документах, таких как ЕНиР сборник Е2 выпуск 1 "Земляные работы" и ГЭСН-2001-01.

Практические советы

1

Всегда проверяйте категорию грунта по инженерно-геологическим изысканиям и соответствующим таблицам классификации грунтов (например, ЕНиР, ГЭСН-2001-01).

2

Детально изучайте проектную документацию, особенно разделы ПОС и ППР, на предмет необходимости устройства и обслуживания железнодорожных путей на отвалах.

3

Используйте только актуальные индексы пересчета для перевода стоимости из базисного уровня в текущий, регулярно проверяя их обновления.

4

Применяйте повышающие коэффициенты, если условия производства работ отличаются от нормативных, и всегда имейте обоснование для их применения.

5

Учитывайте требования безопасности при работе на отвалах и с железнодорожным транспортом, ссылаясь на соответствующие правила и нормы.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное определение категории грунта, что приводит к некорректному применению нормы или необходимости применения корректирующих коэффициентов, занижая или завышая сметную стоимость.

!
Ошибка 2

Игнорирование или недооценка объема работ по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей на отвалах, если они не явно выделены в проектной документации.

!
Ошибка 3

Применение нормы без учета актуальных индексов пересчета в текущие цены, что приводит к неверной итоговой стоимости.

!
Ошибка 4

Неучет специфических условий производства работ (например, влажные, вязкие грунты, тупиковые забои), требующих применения повышающих коэффициентов.

!
Ошибка 5

Ошибки в определении исходных объемов отвалообразования, которые должны быть взяты из проектных данных в плотном теле.

1
02-01-027-12

Отвалообразование грунта экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 6,3 м3, категория грунтов по трудности экскавации 2

Применять вместо ГЭСН 02-01-027-11, если грунт относится ко 2-й категории по трудности экскавации.

2
02-01-029-XX

Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн"

Применять вместо ГЭСН 02-01-027-11, если для отвалообразования используется экскаватор типа "драглайн".

3
02-01-001-XX

Разработка грунта экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата с укладкой на борт траншеи или в выработанное пространство

Применять для других видов земляных работ, где грунт не укладывается в отвал, а складируется на борт или в выработанное пространство.

4
01-01-008-08

Разработка грунта в отвал в котлованах объемом от 1000 до 3000 м3, экскаваторами с ковшом вместимостью 0,5 м3, группа грунтов

Применять для разработки грунта в котлованах с последующим отвалообразованием, если параметры экскаватора и объем работ соответствуют данной норме.

5
01-01-003-09

Разработка грунта в отвал экскаваторами "драглайн" или "обратная лопата" с ковшом вместимостью: 0,65 (0,5-1) м3, группа грунтов 3

Применять, если используются экскаваторы типа "драглайн" или "обратная лопата" с указанной вместимостью ковша и категорией грунта.

Технические характеристики

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-027
Тип работ
GESN
Материалы
Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 49.5 маш.-чСредний разряд работы 4,7: 68.56 чел.-чБульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 2.11 маш.-чЭкскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.41 маш.-чЭкскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 6,3 м3: 2.11 маш.-чМашины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.41 маш.-чКраны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.62 маш.-чДрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.41 маш.-чТепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 4.71 маш.-чМашины для балластировки железнодорожного пути: 0.52 маш.-чМашины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.54 маш.-чМашины путерихтовочные: 0.4 маш.-чНасосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.67 маш.-чЩебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 3.34 м3Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 4-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт IV: 0.02 м3Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2.5 шт

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: