Введение: Назначение и область применения ГЭСН 02-01-027-11
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-027-11 является одним из важнейших нормативов в сборнике ГЭСН 02 "Горновскрышные работы". Она предназначена для определения ресурсных затрат, необходимых при выполнении работ по отвалообразованию грунта. Эта норма учитывает специфику использования экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 6,3 м3, а также применяется для грунтов 1-й категории по трудности экскавации.
Основное назначение нормы — обеспечить сметчиков точными данными о расходе трудовых ресурсов, времени эксплуатации машин и механизмов, а также объеме материальных ресурсов, необходимых для выполнения данного вида работ. Единицей измерения для ГЭСН 02-01-027-11 является 1000 м3 отвалообразованного грунта.
Применение данной нормы особенно актуально при разработке карьеров, строительстве крупных промышленных объектов, создании насыпей и других земляных работах, где требуется перемещение значительных объемов грунта и формирование отвалов, в том числе с использованием железнодорожного транспорта для транспортировки и складирования пород.
Техническая информация: Состав работ и ресурсное обеспечение
ГЭСН 02-01-027-11 детально описывает состав работ, которые учтены в норме, а также необходимые для их выполнения ресурсы.
Состав работ по норме
Норма 02-01-027-11 включает в себя три основных технологических операции, обеспечивающих полный цикл отвалообразования:
- Переэкскавация грунта. Эта операция подразумевает повторную разработку или перемещение грунта, который уже был ранее разработан. Это может быть необходимо для выравнивания поверхности отвала, переформирования его контуров или подготовки к дальнейшей укладке новых объемов грунта. Переэкскавация выполняется тем же экскаватором с прямой лопатой, что и основная разработка.
- Укладка грунта в отвал. Данная операция является основной и включает непосредственное размещение разработанного грунта на проектной отметке отвала. Эффективность укладки зависит от типа экскаватора, его рабочей зоны и организации транспортных потоков (в данном случае, с использованием железнодорожного транспорта).
- Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей на отвалах. Это критически важный и ресурсоемкий компонент нормы. Отвалообразование больших объемов грунта часто требует использования железнодорожного транспорта (думпкаров, тепловозов) для доставки породы к месту отвала. Соответственно, необходимо постоянное перемещение, текущий ремонт и содержание временных или постоянных железнодорожных путей на территории отвала. Это включает в себя укладку новых участков пути по мере роста отвала, выправку пути, замену изношенных элементов, балластировку и другие работы, обеспечивающие безопасное и бесперебойное движение железнодорожного состава.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ, предусмотренных ГЭСН 02-01-027-11, требуются следующие основные материалы и механизмы:
Машины и оборудование:
- Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 49.5 маш.-ч. Используются для транспортировки больших объемов грунта к месту отвала.
- Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 2.11 маш.-ч. Применяются для планировки поверхности отвала, формирования предохранительных валов, расчистки путей.
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.41 маш.-ч. Могут использоваться для вспомогательных работ, например, для локальной переэкскавации или подготовки площадок.
- Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 6,3 м3: 2.11 маш.-ч. Это основной механизм, выполняющий переэкскавацию и укладку грунта в отвал.
- Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.41 маш.-ч. Могут использоваться для установки опор, столбов, или других вспомогательных работ, связанных с инфраструктурой отвала.
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.62 маш.-ч. Применяются для монтажных и ремонтных работ на железнодорожных путях, например, для укладки рельсов и шпал.
- Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.41 маш.-ч. Используются для транспортировки материалов и оборудования вдоль железнодорожных путей, а также для мелких ремонтных работ.
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 4.71 маш.-ч. Обеспечивают перемещение думпкаров с грунтом по железнодорожным путям на отвале.
- Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.52 маш.-ч. Необходимы для уплотнения балластного слоя железнодорожного пути, обеспечивая его стабильность.
- Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.54 маш.-ч. Используются для уплотнения балласта под шпалами, что критично для ровности и устойчивости пути.
- Машины путерихтовочные: 0.4 маш.-ч. Применяются для выправки железнодорожного пути в плане и профиле.
- Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.67 маш.-ч. Могут использоваться для водоотведения на отвалах или для других технологических нужд.
Материалы:
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 3.34 м3. Используется в качестве балластного слоя для железнодорожных путей, обеспечивая их устойчивость и дренаж.
- Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 4-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт IV: 0.02 м3. Может применяться для временных настилов, креплений или других вспомогательных конструкций.
- Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2.5 шт. Основной элемент верхнего строения железнодорожного пути, обеспечивающий крепление рельсов и передачу нагрузки на балласт.
Трудозатраты и время выполнения
Норма ГЭСН 02-01-027-11 предусматривает значительные трудозатраты рабочих-строителей, что обусловлено сложностью и многообразием выполняемых операций, особенно связанных с обслуживанием железнодорожных путей. Общие трудозатраты составляют 68.56 чел.-ч при среднем разряде работы 4.7.
Требования к квалификации
Для выполнения работ по отвалообразованию и обслуживанию железнодорожных путей требуется персонал с соответствующей квалификацией. Это включает:
- Машинисты экскаваторов (высокий разряд, учитывая работу с крупногабаритной техникой и специфику отвалообразования).
- Машинисты железнодорожных машин (тепловозов, кранов на ж/д ходу, путерихтовочных машин, машин для подбивки шпал и балластировки).
- Рабочие по текущему содержанию и ремонту железнодорожных путей (путейцы, монтеры пути), обладающие знаниями и навыками по укладке, выправке, балластировке и ремонту железнодорожного полотна.
- Вспомогательный персонал (бульдозеристы, рабочие по обслуживанию насосов и т.д.).
Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности
Правильное применение ГЭСН 02-01-027-11 требует внимательности к деталям и понимания технологических процессов.
Пошаговый алгоритм расчета
- Определение объема работ: Прежде всего, необходимо точно определить объем грунта, подлежащего отвалообразованию, в плотном теле. Этот объем должен быть указан в проектной документации. Единица измерения нормы — 1000 м3.
- Проверка категории грунта: Убедитесь, что грунт, с которым предстоит работать, относится к 1-й категории по трудности экскавации. Классификация грунтов обычно приводится в инженерно-геологических изысканиях или в приложениях к сметным нормативам (например, ЕНиР, ГЭСН-2001-01). Если категория грунта иная, следует применять соответствующие нормы, например, ГЭСН 02-01-027-12 для 2-й категории или другие нормы из группы 02-01-027.
- Применение нормы: Умножьте объем работ (в тысячах кубических метров) на показатели расхода ресурсов, указанные в ГЭСН 02-01-027-11. Например, если объем отвалообразования составляет 5000 м3, то коэффициент применения нормы будет 5 (5000 м3 / 1000 м3).
- Учет коэффициентов: Проверьте, применимы ли к вашему случаю какие-либо повышающие или понижающие коэффициенты. Например, коэффициенты могут применяться при разработке влажных, вязких, сильно налипающих на ковш грунтов или при работе тупиковым забоем. Эти коэффициенты обычно приводятся в технических частях сборников ГЭСН или в приложениях к ним.
- Индексация стоимости: ГЭСН содержат ресурсные показатели в базисном уровне цен (2000 год для ГЭСН-2001). Для получения текущей стоимости работ необходимо применить актуальные индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами ценообразования.
Примеры использования
Пример 1: Отвалообразование грунта на новом карьере. Предположим, необходимо произвести отвалообразование 15 000 м3 грунта 1-й категории на новом участке карьера, где предусмотрено использование железнодорожного транспорта для вывоза породы. Экскаватор — прямая лопата, 6,3 м3.
- Объем работ для расчета по норме: 15 000 м3 / 1000 м3 = 15.
- Расчет трудозатрат: 15 * 68.56 чел.-ч = 1028.4 чел.-ч.
- Расчет машино-часов по каждой машине: например, для думпкаров: 15 * 49.5 маш.-ч = 742.5 маш.-ч.
- Расчет расхода материалов: например, щебня: 15 * 3.34 м3 = 50.1 м3.
Далее полученные ресурсные показатели умножаются на текущие стоимости ресурсов и индексируются.
Особенности и ограничения
- Категория грунта: Норма строго привязана к 1-й категории грунтов. Определение категории грунта является ключевым моментом. Грунты 1-й категории включают легкие суглинки, супеси, пески, растительный грунт, легкие глины, лесс, торф, чернозем.
- Тип экскаватора: Применение нормы возможно только для экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата" и ковшом 6,3 м3. Если используется другой тип экскаватора (например, "драглайн" или "обратная лопата"), следует применять другие нормы, такие как ГЭСН 02-01-029-06 или ГЭСН 01-01-003-09.
- Наличие железнодорожных путей: Важной особенностью нормы является включение работ по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей. Это означает, что норма применяется в тех случаях, когда технология отвалообразования предусматривает использование железнодорожного транспорта. Если транспортировка грунта осуществляется, например, автомобильным транспортом, следует применять другие нормы, учитывающие содержание автомобильных дорог.
- Объемы работ: Норма рассчитана на 1000 м3 грунта, что подразумевает крупные объемы работ, характерные для горновскрышных операций.
Полезная информация: Советы и контроль
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение категории грунта. Это одна из самых частых ошибок. Использование ГЭСН 02-01-027-11 для грунтов более высокой категории трудности (например, 2-й или 3-й) приведет к занижению сметной стоимости, так как трудозатраты и машино-часы будут выше. Всегда опирайтесь на данные инженерно-геологических изысканий и официальные классификаторы грунтов.
- Игнорирование работ по железнодорожным путям. Некоторые сметчики могут недооценивать или полностью исключать из расчета затраты на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, если не видят их явного отражения в основной части проектной документации. Однако эти работы являются неотъемлемой частью данной нормы. Убедитесь, что проект предусматривает использование ж/д транспорта для отвалообразования.
- Применение устаревших индексов пересчета. Сметные нормы ГЭСН регулярно обновляются, и индексы пересчета в текущие цены также меняются. Использование устаревших индексов приведет к некорректной итоговой стоимости. Всегда используйте актуальные индексы, утвержденные на момент составления сметы.
- Неучет специфических условий. Если работы выполняются в условиях, отличающихся от нормативных (например, при отрицательных температурах, в заболоченных местах, при разработке особо влажных грунтов), необходимо применять соответствующие повышающие коэффициенты, предусмотренные технической частью сборника ГЭСН.
- Ошибки в определении объемов. Объемы горновскрышных работ должны определяться по проектным данным в плотном теле. Ошибки в исходных объемах приведут к неверному расчету всех ресурсных показателей.
Практические советы
- Внимательно изучайте проектную документацию: Особое внимание уделяйте разделу "Организация строительства" (ПОС) и "Проект производства работ" (ППР), где могут быть указаны особенности технологии отвалообразования и необходимость использования железнодорожного транспорта.
- Консультируйтесь с производственниками: Обсудите с инженерами и производителями работ фактические условия и методы выполнения отвалообразования, чтобы убедиться в правильности выбора нормы и учете всех нюансов.
- Используйте специализированное ПО: Современные сметные программы значительно упрощают расчеты по ГЭСН, автоматически применяют индексы и коэффициенты, минимизируя риск ошибок.
- Документируйте обоснования: В случае применения повышающих коэффициентов или выбора конкретной нормы, всегда имейте под рукой обоснование (ссылки на пункты технических частей, акты обследования, заключения специалистов).
Связанные нормы
При работе с отвалообразованием грунта могут быть полезны следующие связанные нормы:
- ГЭСН 02-01-027-12 и далее до ГЭСН 02-01-027-15: Аналогичные нормы для отвалообразования грунта экскаваторами с прямой лопатой (ковш 6,3 м3), но для грунтов 2-й, 3-й, 4-й и 5-й категорий по трудности экскавации соответственно.
- ГЭСН 02-01-029-XX: Нормы на отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн" различной вместимости ковша и категорий грунтов.
- ГЭСН 02-01-001-XX: Нормы на разработку грунта экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата" с укладкой на борт траншеи или в выработанное пространство.
- ГЭСН 01-01-008-08: Разработка грунта в отвал в котлованах объемом от 1000 до 3000 м3, экскаваторами с ковшом вместимостью 0,5 м3, группа грунтов.
- ГЭСН 01-01-003-09: Разработка грунта в отвал экскаваторами "драглайн" или "обратная лопата" с ковшом вместимостью 0,65 (0,5-1) м3, группа грунтов 3.
- Нормы на устройство и ремонт железнодорожных путей из других сборников ГЭСН (например, сборник 31 "Автомобильные дороги" или сборник 32 "Железные дороги"), если требуется более детальный расчет специфических работ по ж/д путям, не учтенных в данной комплексной норме.
Контрольные моменты
- Соответствие проекту: Убедитесь, что выбранная норма и объемы работ полностью соответствуют проектной документации.
- Акты скрытых работ: Для подтверждения объемов и условий выполнения работ, особенно по перемещению грунта, могут потребоваться акты скрытых работ или исполнительные съемки.
- Фотофиксация: В спорных ситуациях фотофиксация условий производства работ (например, категории грунта, состояния ж/д путей) может служить дополнительным подтверждением правильности применения нормы.
- Соблюдение правил безопасности: Работы по отвалообразованию и эксплуатации железнодорожного транспорта на отвалах сопряжены с повышенным риском. Всегда учитывайте требования безопасности, изложенные в соответствующих нормативных документах, таких как "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых" и "Технические требования и нормы содержания железнодорожных путей промышленного транспорта".
ГЭСН 02-01-027-11 — это комплексная норма, требующая от сметчика глубокого понимания технологического процесса отвалообразования и специфики работы с железнодорожным транспортом. Правильное ее применение позволит составить точную и обоснованную смету, минимизируя риски и обеспечивая прозрачность расчетов.
Ключевые моменты
-
Норма ГЭСН 02-01-027-11 применяется для отвалообразования грунта экскаваторами с прямой лопатой, вместимостью ковша 6,3 м3.
-
Охватывает грунты 1-й категории по трудности экскавации, что соответствует легким грунтам (пески, суглинки).
-
Включает комплекс работ: переэкскавацию грунта, его укладку в отвал, а также перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей на отвалах.
-
Требует учета значительного количества машин и механизмов, включая специализированный железнодорожный транспорт и путевые машины.
-
Объемы работ для расчета по норме определяются по проектным данным в плотном теле, а итоговая стоимость требует индексации в текущие цены.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-027-11?
Когда применяется ГЭСН 02-01-027-11?
ГЭСН 02-01-027-11 применяется при выполнении работ по отвалообразованию грунта экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата", вместимостью ковша 6,3 м3, для грунтов 1-й категории по трудности экскавации. Норма включает в себя переэкскавацию грунта, его укладку в отвал, а также все работы, связанные с перемещением, ремонтом и содержанием железнодорожных путей на отвалах.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены следующие основные материалы, необходимые для обеспечения работ, в частности, для устройства и ремонта железнодорожных путей на отвалах: щебень из плотных горных пород (М 800, фракция 40-80(70) мм), доска необрезная хвойных пород (сорт IV) и шпалы из древесины хвойных пород, пропитанные, для железных дорог широкой колеи (тип I).
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
ГЭСН 02-01-027-11 предусматривает трудозатраты рабочих-строителей в размере 68.56 чел.-ч на 1000 м3 отвалообразованного грунта. Средний разряд работы составляет 4.7.
4 Что означает "категория грунтов по трудности экскавации 1"?
Что означает "категория грунтов по трудности экскавации 1"?
"Категория грунтов по трудности экскавации 1" означает, что норма применяется для наиболее легких в разработке грунтов. К ним относятся, как правило, растительный грунт, пески, супеси, легкие суглинки, лесс, торф, чернозем. Классификация грунтов по категориям трудности разработки приведена в соответствующих нормативных документах, таких как ЕНиР сборник Е2 выпуск 1 "Земляные работы" и ГЭСН-2001-01.
Практические советы
Всегда проверяйте категорию грунта по инженерно-геологическим изысканиям и соответствующим таблицам классификации грунтов (например, ЕНиР, ГЭСН-2001-01).
Детально изучайте проектную документацию, особенно разделы ПОС и ППР, на предмет необходимости устройства и обслуживания железнодорожных путей на отвалах.
Используйте только актуальные индексы пересчета для перевода стоимости из базисного уровня в текущий, регулярно проверяя их обновления.
Применяйте повышающие коэффициенты, если условия производства работ отличаются от нормативных, и всегда имейте обоснование для их применения.
Учитывайте требования безопасности при работе на отвалах и с железнодорожным транспортом, ссылаясь на соответствующие правила и нормы.
Частые ошибки
Неправильное определение категории грунта, что приводит к некорректному применению нормы или необходимости применения корректирующих коэффициентов, занижая или завышая сметную стоимость.
Игнорирование или недооценка объема работ по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей на отвалах, если они не явно выделены в проектной документации.
Применение нормы без учета актуальных индексов пересчета в текущие цены, что приводит к неверной итоговой стоимости.
Неучет специфических условий производства работ (например, влажные, вязкие грунты, тупиковые забои), требующих применения повышающих коэффициентов.
Ошибки в определении исходных объемов отвалообразования, которые должны быть взяты из проектных данных в плотном теле.