Введение: Назначение и область применения ГЭСН 02-01-029-13
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-029-13 является одним из важнейших инструментов для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости горновскрышных и крупномасштабных земляных работ. Эта норма регламентирует затраты, связанные с отвалообразованием грунта, то есть с перемещением и укладкой разработанного грунта в специально отведенные места – отвалы. Отличительной особенностью данной нормы является ее применение для работ, выполняемых экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", обладающими вместимостью ковша более 6 м3, а также для грунтов 1-й категории по трудности экскавации.
ГЭСН предназначены для определения потребности в ресурсах, таких как затраты труда рабочих-строителей, машинистов, время эксплуатации строительных машин и механизмов, а также материальные ресурсы, необходимые для выполнения строительных и специальных строительных работ. Они служат основой для составления сметных расчетов ресурсным и ресурсно-индексным методами. Норма 02-01-029-13 входит в состав Сборника ГЭСН 81-02-02 "Горновскрышные работы", что подчеркивает ее специфическую направленность на проекты, связанные с разработкой полезных ископаемых, созданием крупных выемок и насыпей, где объемы перемещаемого грунта исчисляются тысячами кубических метров.
Основное назначение нормы – обеспечить единообразный и обоснованный подход к определению прямых затрат на отвалообразование, включая не только непосредственно экскавацию и укладку грунта, но и сопутствующие работы, критически важные для поддержания непрерывности процесса на крупных объектах, таких как перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей на отвалах. Это делает ГЭСН 02-01-029-13 незаменимой при составлении смет для горнодобывающих предприятий, крупных инфраструктурных проектов и других объектов, где применяется механизированное отвалообразование с использованием железнодорожного транспорта.
Техническая информация: Детальный анализ нормы
Состав работ по норме 02-01-029-13
Норма ГЭСН 02-01-029-13 охватывает комплекс операций, необходимых для полного цикла отвалообразования грунта с применением драглайнов и железнодорожных путей. В ее состав входят следующие работы:
Переэкскавация грунта. Эта операция включает в себя непосредственную разработку грунта экскаватором-драглайном из забоя и его перемещение. Драглайны, благодаря своей конструкции с длинной стрелой и ковшом, подвешенным на канатах, идеально подходят для разработки грунта ниже уровня стоянки экскаватора и его последующей укладки в отвал или погрузки в транспортные средства. В данном случае, акцент делается на переэкскавации, что может подразумевать повторное перемещение грунта, уже разработанного или временно складированного, для окончательного формирования отвала. Это также включает все вспомогательные операции, связанные с работой экскаватора, такие как его перемещение из забоя в забой.
Укладка грунта в отвал. После экскавации грунт укладывается в проектное положение на отвале. Эта операция требует точности и соблюдения проектных отметок и профилей отвала. Укладка может производиться непосредственно драглайном, если отвал находится в пределах его досягаемости, или с использованием вспомогательных средств, таких как бульдозеры, которые разравнивают и уплотняют грунт на отвале.
Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей на отвалах. Это ключевой элемент данной нормы, отличающий ее от многих других норм на земляные работы. На крупных отвалах, особенно в горнодобывающей промышленности, для транспортировки больших объемов грунта часто используются вагоны-самосвалы (думпкары), перемещаемые тепловозами по временным железнодорожным путям. Данная норма учитывает полный комплекс работ по обеспечению функционирования этих путей: их перемещение по мере роста отвала, текущий ремонт для поддержания работоспособности и безопасности движения, а также общее содержание, включающее балластировку, подбивку шпал и рихтовку пути.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ, учтенных нормой ГЭСН 02-01-029-13, требуются следующие основные материалы и ресурсы:
Средний разряд работы 4,6: Это показатель квалификации рабочих, задействованных в процессе. Высокий средний разряд (4,6) указывает на необходимость привлечения опытных и квалифицированных специалистов, способных выполнять сложные работы по управлению тяжелой техникой и обслуживанию железнодорожных путей. Затраты труда рабочих-строителей составляют 16.99 чел.-ч на 1000 м3 отвалообразованного грунта.
Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 3.36 маш.-ч. Бульдозеры используются для планировки и разравнивания грунта на отвале, а также для вспомогательных работ, таких как расчистка подъездных путей и подготовка площадок.
Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.65 маш.-ч. Эти экскаваторы могут использоваться для вспомогательных операций, таких как разработка небольших объемов грунта, планировка отдельных участков или погрузка материалов.
Экскаваторы одноковшовые электрические шагающие с рабочим оборудованием "драглайн", емкость ковша 6,5 м3: 3.36 маш.-ч. Это основная машина, для которой предназначена данная норма. Указанная емкость ковша (6,5 м3) соответствует условию "более 6 м3", что является ключевым для применения нормы.
Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.64 маш.-ч. Могут применяться для бурения скважин под опоры, столбы или для вспомогательных работ, требующих бурения.
Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.98 маш.-ч. Используются для монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, связанных с железнодорожными путями, например, при укладке рельсошпальной решетки или перемещении тяжелых элементов.
Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 89.37 маш.-ч. Основное транспортное средство для перевозки разработанного грунта на отвал по железнодорожным путям. Высокая грузоподъемность думпкаров позволяет эффективно перемещать большие объемы грунта.
Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.75 маш.-ч. Используются для оперативного перемещения грузов и персонала по железнодорожным путям, а также для выполнения легких монтажных работ.
Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 9.22 маш.-ч. Обеспечивают тягу для думпкаров и других железнодорожных составов, перемещающих грунт и материалы по отвалам.
Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.75 маш.-ч. Применяются для укладки и распределения балласта под железнодорожными путями, обеспечивая их устойчивость и дренаж.
Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.78 маш.-ч. Используются для уплотнения балласта под шпалами, что критически важно для стабильности железнодорожного полотна.
Машины путерихтовочные: 0.84 маш.-ч. Предназначены для выравнивания железнодорожного пути в плане и профиле, устранения перекосов и обеспечения плавности движения составов.
Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 1.08 маш.-ч. Могут использоваться для водоотлива на отвалах или в местах разработки грунта, если это необходимо.
Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.37 м3. Используется в качестве балласта для железнодорожных путей, обеспечивая их устойчивость и дренаж.
Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 4-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт IV: 0.02 м3. Может применяться для вспомогательных конструкций, временных настилов или опалубки.
Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.28 шт. Основной элемент верхнего строения пути, обеспечивающий опору для рельсов и распределение нагрузки на балластный слой.
Трудозатраты и время выполнения
Как уже упоминалось, трудозатраты по норме ГЭСН 02-01-029-13 составляют 16.99 чел.-ч на каждые 1000 м3 отвалообразованного грунта при среднем разряде работ 4,6. Это значение отражает совокупные затраты труда всех рабочих, задействованных в процессе, включая машинистов экскаваторов, бульдозеров, железнодорожного персонала и других вспомогательных рабочих. Важно отметить, что ГЭСН не устанавливают конкретное время выполнения работ, а лишь нормируют затраты ресурсов на единицу измерения объема. Фактическое время выполнения будет зависеть от общего объема работ, организации процесса, погодных условий и других факторов проекта.
Требования к квалификации
Учитывая средний разряд работ 4,6, можно сделать вывод о высоких требованиях к квалификации персонала. Для эффективного и безопасного выполнения работ по отвалообразованию с использованием драглайнов и железнодорожного транспорта необходимы:
- Машинисты экскаваторов-драглайнов: Должны иметь высокую квалификацию и опыт работы с тяжелой землеройной техникой, знание особенностей разработки грунтов различных категорий и навыки точной укладки грунта в отвал.
- Машинисты бульдозеров: Требуются для планировочных работ на отвале, разравнивания грунта и поддержания технологических проездов.
- Персонал по обслуживанию железнодорожных путей: Включает путейцев, машинистов тепловозов и дрезин, специалистов по ремонту и содержанию железнодорожного полотна. Эти специалисты должны обладать знаниями и навыками в области железнодорожного строительства и эксплуатации, обеспечивая безопасность и бесперебойность движения составов на отвалах.
- Вспомогательный персонал: Рабочие, выполняющие ручные работы, обслуживание оборудования, сигналисты и другие специалисты, обеспечивающие комплексное выполнение задачи.
Практическое применение: Алгоритм и особенности
Пошаговый алгоритм расчета по ГЭСН 02-01-029-13
Для корректного применения нормы ГЭСН 02-01-029-13 в сметных расчетах рекомендуется следующий алгоритм:
Определение объема работ: Первоначально необходимо точно определить объем грунта, подлежащего отвалообразованию, в плотном теле. Этот объем должен быть выражен в тысячах кубических метров (1000 м3), так как это единица измерения нормы.
Подтверждение условий применения: Убедитесь, что условия проекта соответствуют требованиям нормы:
- Работы выполняются экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн".
- Вместимость ковша используемого драглайна составляет более 6 м3.
- Категория грунта по трудности экскавации – 1-я. Классификация грунтов по трудности разработки приведена в технических частях сборников ГЭСН, например, в Сборнике ГЭСН 81-02-01 "Земляные работы".
Применение нормы: Если все условия соблюдены, примените ГЭСН 02-01-029-13 к определенному объему грунта. Это позволит получить нормативные затраты ресурсов (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) на данный объем работ.
Расчет прямых затрат: Умножьте нормативные показатели расхода ресурсов на их текущие или базисные стоимости (в зависимости от метода расчета сметы) для получения прямых затрат. Важно использовать актуальные цены на ресурсы, которые могут быть получены из федеральных, территориальных или отраслевых сборников единичных расценок (ФЕР, ТЕР, ОЕР), а также из текущих цен поставщиков.
Учет дополнительных факторов: При необходимости примените поправочные коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН, которые могут учитывать специфические условия производства работ (например, стесненные условия, особые климатические зоны и т.д.). Однако, следует быть внимательным и применять коэффициенты только в случаях, прямо предусмотренных нормативными документами.
Примеры использования
Пример 1: Отвалообразование при разработке угольного разреза. На крупном угольном разрезе необходимо переместить 500 000 м3 вскрышных пород 1-й категории в отвал. Работы выполняются шагающим драглайном с ковшом 10 м3. Для транспортировки грунта используются думпкары по временным железнодорожным путям, которые постоянно перемещаются и обслуживаются. В данном случае, норма ГЭСН 02-01-029-13 применяется напрямую, так как все условия (драглайн > 6 м3, 1-я категория грунта, наличие ж/д путей на отвале) соблюдены. Расчет будет производиться на 500 единиц измерения (500 000 м3 / 1000 м3).
Пример 2: Создание насыпи для крупного инфраструктурного объекта. При строительстве новой автомагистрали требуется создание высокой насыпи из грунта, разработанного карьерным способом. Объем грунта составляет 250 000 м3, грунт относится к 1-й категории. Для разработки и укладки грунта используется драглайн с ковшом 8 м3, а транспортировка осуществляется по временным железнодорожным путям, проложенным по насыпи и требующим постоянного обслуживания. Здесь также применяется ГЭСН 02-01-029-13, поскольку технология и условия соответствуют норме.
Особенности и ограничения применения
Комплексный характер: Норма 02-01-029-13 является комплексной и учитывает полный набор операций, включая не только экскавацию и укладку грунта, но и весь цикл работ, связанных с перемещением, ремонтом и содержанием железнодорожных путей на отвалах. Это означает, что дополнительные расценки на эти виды работ, как правило, не требуются, чтобы избежать двойного учета затрат.
Специфика оборудования: Норма строго привязана к использованию экскаваторов-драглайнов с вместимостью ковша более 6 м3. Применение других типов экскаваторов (например, прямая или обратная лопата) или драглайнов с меньшим объемом ковша требует использования других норм из соответствующих сборников ГЭСН, например, из Сборника ГЭСН 81-02-01 "Земляные работы".
Категория грунта: Применение нормы ограничено грунтами 1-й категории по трудности экскавации. Для грунтов более высоких категорий (2-й, 3-й, 4-й) следует использовать смежные нормы в той же группе 02-01-029, например, ГЭСН 02-01-029-14, ГЭСН 02-01-029-15, ГЭСН 02-01-029-16, которые учитывают повышенные затраты ресурсов на разработку более сложных грунтов.
Объемы работ: Норма предназначена для крупных объемов работ, измеряемых в тысячах кубических метров, что характерно для горновскрышных и масштабных земляных работ. Объемы работ определяются по проектным данным в плотном теле.
Среднеотраслевые затраты: ГЭСН отражают среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, а также технологию и организацию по видам строительных работ. Это означает, что они не учитывают уникальные, особо сложные или, наоборот, упрощенные условия конкретного объекта, которые могут потребовать применения поправочных коэффициентов или разработки индивидуальных норм.
Полезная информация для сметчиков
Типичные ошибки и как их избежать
Применение ГЭСН 02-01-029-13, как и любой другой сметной нормы, требует внимательности и глубокого понимания проектных решений. Распространенные ошибки могут существенно исказить сметную стоимость и привести к финансовым разногласиям.
Неверное определение категории грунта. Это одна из наиболее частых ошибок. Категория грунта по трудности экскавации напрямую влияет на выбор нормы и, соответственно, на затраты ресурсов. Использование нормы для 1-й категории грунта, когда фактически работы ведутся с грунтом 2-й или 3-й категории, приведет к занижению сметной стоимости. Как избежать: Всегда основывайтесь на данных инженерно-геологических изысканий и проектной документации, где указана категория грунта. При отсутствии точных данных, необходимо провести дополнительные исследования или согласовать категорию с заказчиком.
Неправильный выбор типа экскаватора или вместимости ковша. Норма 02-01-029-13 строго привязана к драглайнам с ковшом более 6 м3. Применение ее для экскаваторов типа "обратная лопата" или драглайнов меньшей вместимости является ошибкой и требует использования других норм из Сборника ГЭСН 81-02-01 "Земляные работы" или других соответствующих сборников. Как избежать: Внимательно изучайте проектную документацию на предмет используемой техники. Если тип техники не указан, уточните у проектировщиков или технологов.
Дублирование затрат на железнодорожные пути. Поскольку норма 02-01-029-13 уже включает в себя работы по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей на отвалах, попытка дополнительно включить эти работы по другим нормам (например, из Сборника ГЭСН 81-02-28 "Железные дороги") приведет к завышению сметы. Как избежать: Четко понимайте состав работ, учтенных в каждой норме. Если требуются более сложные или масштабные работы по железнодорожным путям, не учтенные данной нормой, их следует выделять в отдельные позиции сметы, обосновывая это проектными решениями.
Некорректное определение объемов работ. Объемы горновскрышных работ, для которых применяется данная норма, должны определяться в плотном теле. Ошибки в расчете объемов (например, использование объемов в разрыхленном состоянии без соответствующих коэффициентов) приведут к значительным искажениям сметы. Как избежать: Всегда используйте проектные данные для определения объемов. При необходимости пересчета из одного состояния в другое применяйте утвержденные коэффициенты разрыхления.
Игнорирование общих положений и технических частей сборников ГЭСН. В этих разделах содержатся важные указания по применению норм, поправочные коэффициенты, правила исчисления объемов работ и другие нюансы, которые могут существенно повлиять на расчет. Как избежать: Перед началом работы с любым сборником ГЭСН обязательно ознакомьтесь с его общими положениями и технической частью.
Практические советы
- Детализация проекта – залог успеха: Чем подробнее проектная документация, тем точнее будет смета. Настаивайте на получении полного комплекта чертежей, спецификаций и технологических карт перед началом сметных расчетов.
- Актуальность нормативной базы: Регулярно обновляйте свои сметно-нормативные базы. ГЭСН периодически пересматриваются и дополняются, и использование устаревших данных может привести к некорректным расчетам.
- Взаимодействие со специалистами: Не стесняйтесь консультироваться с инженерами-проектировщиками, технологами и специалистами по производству работ. Их знания и опыт могут помочь в правильной интерпретации проектных решений и выборе соответствующих норм.
- Резерв на непредвиденные расходы: Всегда предусматривайте в смете резервный фонд (обычно 5-15% от прямых затрат) на непредвиденные работы и риски. Это поможет избежать финансовых проблем в ходе реализации проекта.
- Документирование обоснований: При применении поправочных коэффициентов или выборе норм в неоднозначных ситуациях всегда документируйте свои обоснования, ссылаясь на соответствующие пункты нормативных документов или проектные решения. Это упростит прохождение экспертизы сметы.
Связанные нормы
Для полного понимания контекста и выбора наиболее подходящей нормы, сметчику полезно знать о связанных ГЭСН:
ГЭСН 02-01-029-14: Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: → 6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 2. Применяется, когда грунт относится ко 2-й категории сложности.
ГЭСН 02-01-029-15: Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: → 6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3. Для грунтов 3-й категории.
ГЭСН 02-01-029-16: Отвалообразование грунта экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: → 6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 4. Для грунтов 4-й категории.
Сборник ГЭСН 81-02-01 "Земляные работы": Содержит нормы на разработку грунта экскаваторами в отвал без учета железнодорожных путей, а также нормы для других типов экскаваторов и объемов ковшей. Например, таблицы 01-01-001, 01-01-002, 01-01-003, 01-01-004, 01-01-011, 01-01-012, 01-01-013, 01-01-014, 01-01-043 могут быть релевантны для сравнения или в случае изменения условий.
Сборник ГЭСН 81-02-28 "Железные дороги": Если проект предусматривает более сложные или капитальные работы по устройству и ремонту железнодорожных путей, выходящие за рамки содержания, учтенного в 02-01-029-13, следует обращаться к нормам этого сборника.
Контрольные моменты
Для обеспечения точности и обоснованности сметы, сметчику необходимо уделять внимание следующим контрольным моментам:
- Соответствие проектной документации: Всегда проверяйте, что выбранная норма и объемы работ полностью соответствуют проектным решениям и техническим условиям.
- Правильность определения категории грунта: Это критически важный параметр, влияющий на выбор нормы. Ошибки здесь могут привести к существенным искажениям сметы.
- Корректность применения поправочных коэффициентов: Применяйте коэффициенты только в случаях, прямо предусмотренных нормативными документами, и всегда обосновывайте их применение.
- Полнота учета ресурсов: Убедитесь, что все необходимые для выполнения работ ресурсы (материалы, машины, трудозатраты) учтены в соответствии с нормой и проектными данными.
- Логическая взаимосвязь с другими разделами сметы: Проверьте, чтобы работы по отвалообразованию не дублировались с другими позициями сметы, и чтобы все сопутствующие работы были учтены корректно.
Соблюдение этих принципов и внимательное отношение к деталям позволят сметчику создавать точные и обоснованные сметы, минимизируя риски и обеспечивая успешную реализацию строительных проектов.
Ключевые моменты
-
Норма 02-01-029-13 применяется для отвалообразования грунта экскаваторами-драглайнами с ковшом более 6 м3.
-
Учитывает работы с грунтами 1-й категории по трудности экскавации.
-
В состав работ включены переэкскавация грунта, укладка грунта в отвал, а также перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей на отвалах.
-
Норма предусматривает значительные затраты машино-часов на железнодорожный транспорт (думпкары, тепловозы, путевые машины) и материалы для ж/д путей (щебень, шпалы).
-
Трудозатраты составляют 16.99 чел.-ч на 1000 м3 при среднем разряде рабочих 4.6.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-029-13?
Когда применяется ГЭСН 02-01-029-13?
ГЭСН 02-01-029-13 применяется для определения затрат на отвалообразование грунта, выполняемое экскаваторами-драглайнами с вместимостью ковша более 6 м3, при работе с грунтами 1-й категории по трудности экскавации. Эта норма актуальна для горновскрышных работ и крупных земляных проектов, где требуется формирование отвалов с использованием железнодорожного транспорта для перемещения грунта.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 02-01-029-13 учтены такие материалы, как щебень из плотных горных пород (М 800, фракция 40-80(70) мм) для балластировки железнодорожных путей, необрезная доска хвойных пород для вспомогательных нужд, а также пропитанные шпалы из древесины хвойных пород для железных дорог широкой колеи.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты рабочих-строителей в размере 16.99 чел.-ч на каждые 1000 м3 отвалообразованного грунта. Средний разряд работы для данного вида работ составляет 4.6, что указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала.
4 Чем ГЭСН 02-01-029-13 отличается от других норм на земляные работы?
Чем ГЭСН 02-01-029-13 отличается от других норм на земляные работы?
Ключевое отличие ГЭСН 02-01-029-13 заключается в ее комплексности: она не только учитывает экскавацию и укладку грунта драглайном, но и включает полный объем работ по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей на отвалах. Это отличает ее от более общих норм на земляные работы, которые могут не предусматривать железнодорожную составляющую или специфику работы драглайнов большой мощности.
Практические советы
Всегда основывайтесь на данных инженерно-геологических изысканий и проектной документации для точного определения категории грунта и типа оборудования.
Внимательно изучайте состав работ, учтенных в норме, чтобы избежать двойного учета затрат, особенно по железнодорожным путям.
Регулярно обновляйте сметно-нормативные базы, чтобы использовать актуальные версии ГЭСН и избежать ошибок, связанных с устаревшими данными.
При необходимости применения поправочных коэффициентов, всегда четко обосновывайте их использование ссылками на нормативные документы.
Частые ошибки
Неверное определение категории грунта, что приводит к занижению или завышению сметной стоимости.
Неправильный выбор типа экскаватора или вместимости ковша, когда норма применяется для техники, не соответствующей ее условиям.
Дублирование затрат на работы по железнодорожным путям, которые уже учтены в составе данной нормы.
Ошибки в определении объемов грунта, особенно если они не приведены к плотному телу, как того требует норма.