Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-01-001-47 регламентирует ресурсные затраты на монтаж мостового электрического крана общего назначения с двумя крюками, грузоподъемностью 100/20 тонн и пролетом 16 метров. Эта норма является частью Сборника №3 "Подъемно-транспортное оборудование" Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм), который предназначен для определения потребности в ресурсах при выполнении работ по монтажу подъемно-транспортного оборудования.
Основное назначение нормы 03-01-001-47 – предоставление сметчикам точных данных о необходимых трудозатратах, времени использования машин и механизмов, а также расходе материалов для корректного формирования сметной стоимости монтажных работ. Единицей измерения для данной нормы является "шт" (один кран).
Эта норма применяется для кранов общего назначения, что подразумевает их использование в различных отраслях промышленности и строительства для подъема и перемещения грузов. Грузоподъемность 100/20 тонн указывает на наличие двух крюков: основного, способного поднимать до 100 тонн, и вспомогательного, рассчитанного на 20 тонн, что значительно расширяет функциональные возможности крана. Пролет в 16 метров определяет расстояние между осями подкрановых рельсов, по которым перемещается кран.
Обоснование данной нормы базируется на официальных документах: НР: Пр/812-044.0 и СП: Пр/774-044.0, что подтверждает ее легитимность и обязательность к применению в сметном ценообразовании.
Техническая информация
Состав работ по норме
ГЭСНм 03-01-001-47 охватывает комплекс работ, необходимых для монтажа мостового электрического крана. Хотя детальный перечень операций не всегда приводится непосредственно в кратком описании нормы, общие положения Сборника ГЭСНм 03 и технологические карты монтажа мостовых кранов позволяют определить типовой состав работ.
В общем случае, норма предусматривает выполнение следующих основных операций:
- Подготовительные работы: Включают проверку готовности подкрановых путей (если они уже смонтированы), подготовку монтажной площадки, разгрузку и складирование компонентов крана.
- Горизонтальное перемещение оборудования: Учтено перемещение компонентов крана от приобъектного склада до места установки на расстояние до 1000 метров.
- Сборка укрупненных блоков: Для кранов большой грузоподъемности, таких как 100/20 т, часто применяется крупноблочный или поэлементный способ монтажа. Это включает сборку отдельных узлов (например, полумостов, концевых балок, механизмов подъема и передвижения) на земле.
- Подъем и установка: Подъем собранных полумостов и других укрупненных блоков на подкрановые пути. Установка и крепление концевых балок с полумостами.
- Выверка и окончательное крепление: Проверка геометрической схемы моста, выверка положения всех элементов и окончательное крепление стыковых соединений. Это включает установку и центрирование редукторов, установку промежуточных валов, тормозных шкивов, электродвигателей, тормозов, колес и барабанов.
- Монтаж электрооборудования и систем управления: Установка электрооборудования, прокладка кабелей, подключение и наладка систем управления краном.
- Сварочные работы: Выполнение необходимых сварочных соединений элементов крана. Норма учитывает расход ацетилена, кислорода и сварочных электродов, что указывает на проведение газовой и ручной дуговой сварки.
- Индивидуальное испытание оборудования: В сметных нормах учтены затраты на проведение индивидуальных испытаний смонтированного крана, подтверждающих его работоспособность и соответствие требованиям.
Важно отметить, что сметными нормами Сборника 03 отдела 1 предусмотрено выполнение работ по монтажу кранов на высоте до 10 м от уровня опорной площадки или от земли. При производстве монтажных работ на высоте более 10 м применяются повышающие коэффициенты к затратам труда рабочих, машинистов и времени использования машин.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по монтажу мостового крана, согласно норме 03-01-001-47, предусмотрен следующий расход материалов и ресурсов:
- Ацетилен газообразный технический: 14.21 м3. Используется для газовой сварки и резки металла, что является неотъемлемой частью монтажных работ, особенно при подгонке и соединении элементов конструкции.
- Кислород газообразный технический: 42.6 м3. Применяется в сочетании с ацетиленом для газопламенной обработки металлов.
- Электроэнергия: 3216 кВт-ч. Необходима для работы сварочных аппаратов, лебедок, электроинструмента, освещения и других электрифицированных машин и механизмов, задействованных в процессе монтажа.
- Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей Э55, диаметр 4 мм: 0.061 т. Основной расходный материал для ручной дуговой сварки, обеспечивающий прочные соединения металлических конструкций крана.
- Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 2 кг. Используются для временного крепления, фиксации элементов в процессе монтажа, а также для изготовления различных приспособлений.
- Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2 шт. Могут использоваться для временных опор, подкладок при складировании или перемещении элементов крана, а также для обустройства временных путей или площадок.
Трудозатраты и время выполнения
Норма 03-01-001-47 предусматривает значительные трудозатраты, отражающие сложность и объем работ по монтажу крупногабаритного и тяжелого оборудования. Общие трудозатраты рабочих составляют 2149 чел.-ч при среднем разряде работы 3.9. Это означает, что для выполнения работ требуется высококвалифицированный персонал, способный выполнять сложные монтажные и сварочные операции.
Машины и оборудование
Для выполнения монтажных работ по норме 03-01-001-47 предусмотрено использование следующего парка машин и оборудования:
- Краны мостовые электрические, грузоподъемность 50 т: 32 маш.-ч. Могут использоваться для вспомогательных операций, перемещения отдельных узлов или для монтажа менее тяжелых элементов.
- Краны на гусеничном ходу, грузоподъемность 50 т: 233 маш.-ч. Мощные самоходные краны, способные работать на неподготовленных площадках, используются для подъема и установки тяжелых элементов крана.
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 80 т: 56.3 маш.-ч. Применяются для перемещения и монтажа элементов вдоль железнодорожных путей, если это предусмотрено технологией.
- Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т): 230 маш.-ч. Используются для подъема, перемещения и точной установки элементов, а также для натяжения канатов и других вспомогательных операций.
- Платформы широкой колеи, грузоподъемность 73 т: 56.3 маш.-ч. Применяются для транспортировки крупногабаритных и тяжелых элементов крана по железнодорожным путям.
- Аппараты для газовой сварки и резки: 12 маш.-ч. Необходимы для выполнения газопламенных работ.
- Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 12 маш.-ч. Используются для выполнения сварочных соединений.
Требования к квалификации
Монтаж мостового крана грузоподъемностью 100/20 т является сложной и ответственной задачей, требующей высокой квалификации персонала. В работах, учтенных данной нормой, задействованы монтажники подъемно-транспортного оборудования и электросварщики ручной сварки. Рабочие должны обладать соответствующими допусками, знаниями по технике безопасности, а также опытом работы с крупногабаритным грузоподъемным оборудованием.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для правильного применения ГЭСН 03-01-001-47 в сметной документации, сметчику необходимо следовать определенному алгоритму:
- Определение объема работ: Убедиться, что проектная документация предусматривает монтаж именно мостового электрического крана общего назначения с двумя крюками, грузоподъемностью 100/20 т и пролетом 16 м. Единица измерения – 1 шт.
- Применение нормы: Включить норму ГЭСН 03-01-001-47 в локальную смету. Все ресурсные показатели (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) будут автоматически учтены на 1 кран.
- Учет повышающих коэффициентов: Если монтажные работы производятся на высоте более 10 метров от уровня опорной площадки или земли, необходимо применить соответствующие повышающие коэффициенты к затратам труда рабочих, машинистов и времени использования машин.
- Свыше 10 м до 25 м – коэффициент 1,1
- Свыше 25 м до 40 м – коэффициент 1,15
- Свыше 40 м до 70 м – коэффициент 1,3
- Свыше 70 м – коэффициент 1,5
- Учет неучтенных затрат: Проверить, какие работы не учтены данной нормой и требуют отдельного расчета по другим ГЭСН. К таким работам относятся:
- Монтаж подкрановых путей (см. ГЭСН 09-07-033-01).
- Монтаж систем централизованной густой маслосмазки (если не учтены в составе оборудования крана и отсутствуют отдельные нормы в разделе 9 Сборника 03 ГЭСНм).
- Монтаж вентиляционных установок (по ГЭСНм № 7 "Компрессорные установки, насосы и вентиляторы").
- Монтаж установок кондиционирования воздуха.
- Остекление кабин.
- Монтаж конструкций защитных будок над механизмами тележек металлургических кранов.
- Монтаж нижней направляющей (по таблице 03-01-105) и ездовой балки (подвесных путей) площадки обслуживания и эстакады (по таблице 03-01-106).
- Затраты, связанные со сдачей кранов Ростехнадзору (относятся к затратам по вводу предприятий в эксплуатацию).
- Изготовление противовесов (кроме бетонных и железобетонных, учитываемых в стоимости оборудования).
- Формирование сметной стоимости: После учета всех прямых затрат (оплата труда, эксплуатация машин, стоимость материалов) и накладных расходов, а также сметной прибыли, формируется полная сметная стоимость монтажа крана.
Примеры использования
Пример 1: Монтаж одного крана на стандартной высоте
Предположим, требуется смонтировать один мостовой кран с характеристиками, соответствующими ГЭСН 03-01-001-47, на высоте до 10 метров. В этом случае сметчик просто применяет норму 03-01-001-47 в локальной смете. Все ресурсные показатели, указанные в норме (2149 чел.-ч трудозатрат, 32 маш.-ч кранов мостовых 50 т и т.д.), будут учтены без дополнительных коэффициентов за высоту. Дополнительно необходимо будет учесть стоимость самого крана как оборудования, а также, при необходимости, работы по монтажу подкрановых путей по соответствующим нормам.
Пример 2: Монтаж крана на высоте 20 метров
Если тот же кран монтируется на высоте 20 метров (что попадает в диапазон "свыше 10 м до 25 м"), сметчик применяет норму 03-01-001-47, но к затратам труда рабочих, машинистов и времени использования машин применяет повышающий коэффициент 1,1. Это увеличит соответствующие ресурсные показатели, отражая усложнение работ на высоте.
Особенности и ограничения
- Высота монтажа: Как уже упоминалось, базовая норма рассчитана на высоту до 10 м. Превышение этой высоты требует применения повышающих коэффициентов.
- Перемещение оборудования: Нормой учтено горизонтальное перемещение оборудования до 1000 м. Дополнительное использование сметных норм сборника ГЭСНм-40 для определения затрат на перемещение материальных ресурсов и оборудования при монтаже кранов не допускается.
- Подкрановые пути: Затраты на монтаж подкрановых путей, включая металлоконструкции (консоли, подкрановые балки), не учтены в данной норме и должны определяться по отдельным сборникам, например, по ГЭСН 09-07-033-01.
- Системы смазки: Затраты на монтаж системы централизованной густой маслосмазки для кранов общего назначения, как правило, учтены в нормах на монтаж, если в разделе 9 Сборника 03 ГЭСНм отсутствуют отдельные нормы для таких систем и они входят в состав оборудования крана.
- Временные пути: Если монтаж кранов производится на временных путях, затраты на передвижение кранов по путям принимаются по соответствующим нормам таблиц 03-01-066 и 03-01-067, исходя из массы крана.
- Масса крана: Для данной нормы масса крана составляет 115 тонн.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
Применение ГЭСН 03-01-001-47, как и любых других сметных норм, требует внимательности и точности. Ниже приведены типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:
- Неучет повышающих коэффициентов за высоту: Одна из наиболее частых ошибок – игнорирование или неправильное применение коэффициентов к трудозатратам и машино-часам при монтаже на высоте более 10 метров. Как избежать: Всегда уточняйте проектную высоту монтажа и применяйте соответствующие коэффициенты, указанные во вводных указаниях к Сборнику ГЭСНм 03.
- Включение в смету работ, не учтенных нормой: Попытка включить в стоимость нормы работы, которые ею не предусмотрены (например, монтаж подкрановых путей, остекление кабин, сдача крана Ростехнадзору), без использования дополнительных норм. Как избежать: Тщательно изучайте техническую часть и вводные указания к Сборнику ГЭСНм 03, где четко прописан состав работ и неучтенные затраты.
- Использование устаревших редакций норм: Применение норм из устаревших сметно-нормативных баз, что может привести к искажению стоимости. Как избежать: Регулярно обновляйте сметно-нормативные базы и используйте актуальные редакции ГЭСНм (например, ГЭСНм-2020 или более поздние).
- Недостаточная детализация проектной документации: Отсутствие четких данных о типе крана, его характеристиках, условиях монтажа (например, высота) может привести к неверному выбору нормы или некорректному расчету. Как избежать: Требуйте полный комплект проектной документации, включая чертежи, спецификации и технологические карты, до начала сметных расчетов.
- Игнорирование скрытых затрат: Неучет логистики, утилизации отходов, дополнительных материалов или непредвиденных работ. Как избежать: Включайте в смету резервный фонд (обычно 5-15% от общей стоимости) на непредвиденные расходы и тщательно анализируйте все возможные дополнительные затраты.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметного расчета внимательно изучите проект производства работ (ППР) и технологические карты монтажа. Это поможет понять специфику объекта и избежать ошибок.
- Актуализация баз данных: Убедитесь, что ваша сметная программа использует самую актуальную версию ГЭСНм. Нормативы регулярно обновляются, и использование устаревших данных может привести к значительным расхождениям.
- Консультации со специалистами: В случае сомнений по применению нормы или необходимости учета нестандартных условий, не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам, инженерам-технологам или представителям разработчиков сметных норм.
- Документирование: Всегда сохраняйте обоснования для применения тех или иных коэффициентов, а также для включения дополнительных работ в смету. Это поможет при прохождении экспертизы и согласовании с заказчиком.
- Контроль качества сварки: Учитывая значительный объем сварочных работ, предусмотренных нормой, важно обеспечить контроль качества сварных соединений в соответствии с проектными требованиями и нормативными документами.
Связанные нормы
При составлении сметы на монтаж мостового крана по ГЭСН 03-01-001-47 часто требуется применение других норм из различных сборников ГЭСН и ГЭСНм:
- ГЭСН 09-07-033-01: Монтаж металлоконструкций подкрановых путей мостового крана кругового действия (консоли, подкрановые балки). Эта норма необходима, если подкрановые пути не входят в комплект поставки крана и монтируются отдельно.
- Другие нормы из таблицы ГЭСНм 03-01-001: Для монтажа мостовых кранов с иными характеристиками (грузоподъемностью, пролетом) следует использовать соответствующие нормы из той же таблицы. Например, ГЭСНм 03-01-001-48 для крана 100/20 т с пролетом 19-22 м или ГЭСНм 03-01-001-49 для пролета 25 м.
- ГЭСНм Сборник 07 "Компрессорные установки, насосы и вентиляторы": Применяется для учета затрат на монтаж вентиляционных установок, если они не учтены в основной норме.
- ГЭСНм Сборник 08 "Электротехнические установки": Используется для детализации электромонтажных работ, не входящих в состав основной нормы, например, монтаж силовых кабельных линий до крана, систем заземления и молниезащиты.
- ГЭСНм Сборник 12 "Технологические трубопроводы": Может потребоваться для монтажа трубопроводов, если кран оснащен гидравлическими системами, требующими отдельного учета.
- ГЭСНм Сборник 37 "Монтаж оборудования без механизмов в помещении": В некоторых случаях, для очень мелких или специфических операций, не учтенных в основной норме, могут быть применены нормы из этого сборника, но это должно быть обосновано.
Контрольные моменты
Для успешного завершения монтажных работ и сдачи объекта необходимо уделить внимание следующим контрольным моментам:
- Акт о завершении установки подкрановых путей: Монтаж крана возможен только после получения акта, подтверждающего готовность и соответствие подкрановых путей требованиям.
- Проект производства работ кранами (ППРк) и технологическая карта: Наличие и строгое соблюдение этих документов является обязательным для безопасного и эффективного монтажа.
- Паспорт крана и сертификаты: Всегда проверяйте наличие и соответствие паспорта крана, сертификатов соответствия и заключений экспертизы промышленной безопасности.
- Акт выполнения монтажных работ: Документ, подтверждающий выполнение монтажных работ в соответствии с эксплуатационной документацией и проектом.
- Сдача крана Ростехнадзору: Затраты на сдачу крана Ростехнадзору не учтены в ГЭСН и относятся к затратам по вводу предприятий в эксплуатацию. Однако, успешное прохождение этой процедуры является ключевым для ввода крана в эксплуатацию.
Соблюдение всех этих аспектов позволит сметчику составить точную и обоснованную смету, а также обеспечит успешное выполнение монтажных работ и ввод объекта в эксплуатацию.
Ключевые моменты
-
Норма 03-01-001-47 применяется для монтажа мостовых электрических кранов грузоподъемностью 100/20 т с пролетом 16 м.
-
В норме учтены затраты на горизонтальное перемещение оборудования до 1000 м и индивидуальное испытание крана.
-
Предусмотрены трудозатраты рабочих (2149 чел.-ч со средним разрядом 3.9) и использование специализированных машин и оборудования.
-
При монтаже на высоте более 10 м применяются повышающие коэффициенты к затратам труда и машин (от 1.1 до 1.5).
-
Не учтены затраты на монтаж подкрановых путей, систем кондиционирования, остекление кабин и сдачу крана Ростехнадзору.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 03-01-001-47?
Когда применяется ГЭСН 03-01-001-47?
ГЭСН 03-01-001-47 применяется для определения ресурсных затрат на монтаж мостового электрического крана общего назначения с двумя крюками, грузоподъемностью 100/20 тонн и пролетом 16 метров.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены следующие материалы: ацетилен газообразный технический (14.21 м3), кислород газообразный технический (42.6 м3), электроэнергия (3216 кВт-ч), электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей Э55, диаметр 4 мм (0.061 т), поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг (2 кг), шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I (2 шт).
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Нормой предусмотрены трудозатраты рабочих в объеме 2149 чел.-ч при среднем разряде работы 3.9.
4 Что не учтено в данной норме?
Что не учтено в данной норме?
В данной норме не учтены затраты на: изготовление противовесов (кроме бетонных и железобетонных), монтаж вентиляционных установок, монтаж установок кондиционирования воздуха, остекление кабин, монтаж конструкций защитных будок над механизмами тележек металлургических кранов, монтаж нижней направляющей и ездовой балки (подвесных путей) площадки обслуживания и эстакады, а также затраты, связанные со сдачей кранов Ростехнадзору.
Практические советы
Всегда проверяйте актуальность нормативной базы ГЭСНм и применяйте соответствующие индексы пересчета для получения достоверной сметной стоимости.
Тщательно изучайте проектную документацию, включая ППР и технологические карты, чтобы точно определить объемы работ и необходимость применения дополнительных норм.
Применяйте повышающие коэффициенты за работу на высоте, если это предусмотрено условиями монтажа, чтобы избежать недооценки затрат.
Включайте в смету резервный фонд на непредвиденные расходы (обычно 5-15% от прямых затрат) для покрытия возможных рисков.
Учитывайте требования к качеству сварных работ и наличию всей необходимой документации (паспорт крана, акты, сертификаты) для успешной сдачи объекта и ввода крана в эксплуатацию.
Частые ошибки
Неучет повышающих коэффициентов при работе на высоте более 10 м, что приводит к занижению сметной стоимости.
Включение в смету работ, не учтенных нормой (например, монтаж подкрановых путей или систем кондиционирования), без использования соответствующих дополнительных норм.
Использование устаревших редакций ГЭСН или некорректных индексов пересчета, что искажает актуальную стоимость.
Недостаточная детализация проектной документации, ведущая к неточностям в объемах работ и выбору норм.
Игнорирование скрытых затрат, таких как логистика, утилизация отходов или непредвиденные работы, что приводит к дефициту бюджета.