Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 03-01-001-47

03-01-001

Кран мостовой электрический общего назначения с двумя крюками, грузоподъемность: → 100/20 т, пролет 16 м

Подробное описание
Группа: Кран мостовой электрический общего назначения с двумя крюками, грузоподъемность: Обоснование: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0

Быстрая информация

Единица измерения
шт
Категория
03-01-001
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
2149 чел.-ч при разряде 3.9
Основное назначение
Монтаж мостового электрического крана общего назначения с двумя крюками, грузоподъемностью 100/20 т, пролетом 16 м.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,9 2149
Краны мостовые электрические, грузоподъемность 50 т 32
Краны на гусеничном ходу, грузоподъемность 50 т 233
Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 80 т 56.3
Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т) 230
Платформы широкой колеи, грузоподъемность 73 т 56.3
Аппараты для газовой сварки и резки 12
Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А 12
Ацетилен газообразный технический м3 14.21
Кислород газообразный технический м3 42.6
Электроэнергия кВт-ч 3216
Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей Э55, диаметр 4 мм т 0.061
Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг кг 2
Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I шт 2

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-01-001-47 регламентирует ресурсные затраты на монтаж мостового электрического крана общего назначения с двумя крюками, грузоподъемностью 100/20 тонн и пролетом 16 метров. Эта норма является частью Сборника №3 "Подъемно-транспортное оборудование" Государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм), который предназначен для определения потребности в ресурсах при выполнении работ по монтажу подъемно-транспортного оборудования.

Основное назначение нормы 03-01-001-47 – предоставление сметчикам точных данных о необходимых трудозатратах, времени использования машин и механизмов, а также расходе материалов для корректного формирования сметной стоимости монтажных работ. Единицей измерения для данной нормы является "шт" (один кран).

Эта норма применяется для кранов общего назначения, что подразумевает их использование в различных отраслях промышленности и строительства для подъема и перемещения грузов. Грузоподъемность 100/20 тонн указывает на наличие двух крюков: основного, способного поднимать до 100 тонн, и вспомогательного, рассчитанного на 20 тонн, что значительно расширяет функциональные возможности крана. Пролет в 16 метров определяет расстояние между осями подкрановых рельсов, по которым перемещается кран.

Обоснование данной нормы базируется на официальных документах: НР: Пр/812-044.0 и СП: Пр/774-044.0, что подтверждает ее легитимность и обязательность к применению в сметном ценообразовании.

Техническая информация

Состав работ по норме

ГЭСНм 03-01-001-47 охватывает комплекс работ, необходимых для монтажа мостового электрического крана. Хотя детальный перечень операций не всегда приводится непосредственно в кратком описании нормы, общие положения Сборника ГЭСНм 03 и технологические карты монтажа мостовых кранов позволяют определить типовой состав работ.

В общем случае, норма предусматривает выполнение следующих основных операций:

  • Подготовительные работы: Включают проверку готовности подкрановых путей (если они уже смонтированы), подготовку монтажной площадки, разгрузку и складирование компонентов крана.
  • Горизонтальное перемещение оборудования: Учтено перемещение компонентов крана от приобъектного склада до места установки на расстояние до 1000 метров.
  • Сборка укрупненных блоков: Для кранов большой грузоподъемности, таких как 100/20 т, часто применяется крупноблочный или поэлементный способ монтажа. Это включает сборку отдельных узлов (например, полумостов, концевых балок, механизмов подъема и передвижения) на земле.
  • Подъем и установка: Подъем собранных полумостов и других укрупненных блоков на подкрановые пути. Установка и крепление концевых балок с полумостами.
  • Выверка и окончательное крепление: Проверка геометрической схемы моста, выверка положения всех элементов и окончательное крепление стыковых соединений. Это включает установку и центрирование редукторов, установку промежуточных валов, тормозных шкивов, электродвигателей, тормозов, колес и барабанов.
  • Монтаж электрооборудования и систем управления: Установка электрооборудования, прокладка кабелей, подключение и наладка систем управления краном.
  • Сварочные работы: Выполнение необходимых сварочных соединений элементов крана. Норма учитывает расход ацетилена, кислорода и сварочных электродов, что указывает на проведение газовой и ручной дуговой сварки.
  • Индивидуальное испытание оборудования: В сметных нормах учтены затраты на проведение индивидуальных испытаний смонтированного крана, подтверждающих его работоспособность и соответствие требованиям.

Важно отметить, что сметными нормами Сборника 03 отдела 1 предусмотрено выполнение работ по монтажу кранов на высоте до 10 м от уровня опорной площадки или от земли. При производстве монтажных работ на высоте более 10 м применяются повышающие коэффициенты к затратам труда рабочих, машинистов и времени использования машин.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ по монтажу мостового крана, согласно норме 03-01-001-47, предусмотрен следующий расход материалов и ресурсов:

  • Ацетилен газообразный технический: 14.21 м3. Используется для газовой сварки и резки металла, что является неотъемлемой частью монтажных работ, особенно при подгонке и соединении элементов конструкции.
  • Кислород газообразный технический: 42.6 м3. Применяется в сочетании с ацетиленом для газопламенной обработки металлов.
  • Электроэнергия: 3216 кВт-ч. Необходима для работы сварочных аппаратов, лебедок, электроинструмента, освещения и других электрифицированных машин и механизмов, задействованных в процессе монтажа.
  • Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей Э55, диаметр 4 мм: 0.061 т. Основной расходный материал для ручной дуговой сварки, обеспечивающий прочные соединения металлических конструкций крана.
  • Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 2 кг. Используются для временного крепления, фиксации элементов в процессе монтажа, а также для изготовления различных приспособлений.
  • Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2 шт. Могут использоваться для временных опор, подкладок при складировании или перемещении элементов крана, а также для обустройства временных путей или площадок.

Трудозатраты и время выполнения

Норма 03-01-001-47 предусматривает значительные трудозатраты, отражающие сложность и объем работ по монтажу крупногабаритного и тяжелого оборудования. Общие трудозатраты рабочих составляют 2149 чел.-ч при среднем разряде работы 3.9. Это означает, что для выполнения работ требуется высококвалифицированный персонал, способный выполнять сложные монтажные и сварочные операции.

Машины и оборудование

Для выполнения монтажных работ по норме 03-01-001-47 предусмотрено использование следующего парка машин и оборудования:

  • Краны мостовые электрические, грузоподъемность 50 т: 32 маш.-ч. Могут использоваться для вспомогательных операций, перемещения отдельных узлов или для монтажа менее тяжелых элементов.
  • Краны на гусеничном ходу, грузоподъемность 50 т: 233 маш.-ч. Мощные самоходные краны, способные работать на неподготовленных площадках, используются для подъема и установки тяжелых элементов крана.
  • Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 80 т: 56.3 маш.-ч. Применяются для перемещения и монтажа элементов вдоль железнодорожных путей, если это предусмотрено технологией.
  • Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т): 230 маш.-ч. Используются для подъема, перемещения и точной установки элементов, а также для натяжения канатов и других вспомогательных операций.
  • Платформы широкой колеи, грузоподъемность 73 т: 56.3 маш.-ч. Применяются для транспортировки крупногабаритных и тяжелых элементов крана по железнодорожным путям.
  • Аппараты для газовой сварки и резки: 12 маш.-ч. Необходимы для выполнения газопламенных работ.
  • Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 12 маш.-ч. Используются для выполнения сварочных соединений.

Требования к квалификации

Монтаж мостового крана грузоподъемностью 100/20 т является сложной и ответственной задачей, требующей высокой квалификации персонала. В работах, учтенных данной нормой, задействованы монтажники подъемно-транспортного оборудования и электросварщики ручной сварки. Рабочие должны обладать соответствующими допусками, знаниями по технике безопасности, а также опытом работы с крупногабаритным грузоподъемным оборудованием.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для правильного применения ГЭСН 03-01-001-47 в сметной документации, сметчику необходимо следовать определенному алгоритму:

  1. Определение объема работ: Убедиться, что проектная документация предусматривает монтаж именно мостового электрического крана общего назначения с двумя крюками, грузоподъемностью 100/20 т и пролетом 16 м. Единица измерения – 1 шт.
  2. Применение нормы: Включить норму ГЭСН 03-01-001-47 в локальную смету. Все ресурсные показатели (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) будут автоматически учтены на 1 кран.
  3. Учет повышающих коэффициентов: Если монтажные работы производятся на высоте более 10 метров от уровня опорной площадки или земли, необходимо применить соответствующие повышающие коэффициенты к затратам труда рабочих, машинистов и времени использования машин.
  • Свыше 10 м до 25 м – коэффициент 1,1
  • Свыше 25 м до 40 м – коэффициент 1,15
  • Свыше 40 м до 70 м – коэффициент 1,3
  • Свыше 70 м – коэффициент 1,5
  1. Учет неучтенных затрат: Проверить, какие работы не учтены данной нормой и требуют отдельного расчета по другим ГЭСН. К таким работам относятся:
  • Монтаж подкрановых путей (см. ГЭСН 09-07-033-01).
  • Монтаж систем централизованной густой маслосмазки (если не учтены в составе оборудования крана и отсутствуют отдельные нормы в разделе 9 Сборника 03 ГЭСНм).
  • Монтаж вентиляционных установок (по ГЭСНм № 7 "Компрессорные установки, насосы и вентиляторы").
  • Монтаж установок кондиционирования воздуха.
  • Остекление кабин.
  • Монтаж конструкций защитных будок над механизмами тележек металлургических кранов.
  • Монтаж нижней направляющей (по таблице 03-01-105) и ездовой балки (подвесных путей) площадки обслуживания и эстакады (по таблице 03-01-106).
  • Затраты, связанные со сдачей кранов Ростехнадзору (относятся к затратам по вводу предприятий в эксплуатацию).
  • Изготовление противовесов (кроме бетонных и железобетонных, учитываемых в стоимости оборудования).
  1. Формирование сметной стоимости: После учета всех прямых затрат (оплата труда, эксплуатация машин, стоимость материалов) и накладных расходов, а также сметной прибыли, формируется полная сметная стоимость монтажа крана.

Примеры использования

Пример 1: Монтаж одного крана на стандартной высоте

Предположим, требуется смонтировать один мостовой кран с характеристиками, соответствующими ГЭСН 03-01-001-47, на высоте до 10 метров. В этом случае сметчик просто применяет норму 03-01-001-47 в локальной смете. Все ресурсные показатели, указанные в норме (2149 чел.-ч трудозатрат, 32 маш.-ч кранов мостовых 50 т и т.д.), будут учтены без дополнительных коэффициентов за высоту. Дополнительно необходимо будет учесть стоимость самого крана как оборудования, а также, при необходимости, работы по монтажу подкрановых путей по соответствующим нормам.

Пример 2: Монтаж крана на высоте 20 метров

Если тот же кран монтируется на высоте 20 метров (что попадает в диапазон "свыше 10 м до 25 м"), сметчик применяет норму 03-01-001-47, но к затратам труда рабочих, машинистов и времени использования машин применяет повышающий коэффициент 1,1. Это увеличит соответствующие ресурсные показатели, отражая усложнение работ на высоте.

Особенности и ограничения

  • Высота монтажа: Как уже упоминалось, базовая норма рассчитана на высоту до 10 м. Превышение этой высоты требует применения повышающих коэффициентов.
  • Перемещение оборудования: Нормой учтено горизонтальное перемещение оборудования до 1000 м. Дополнительное использование сметных норм сборника ГЭСНм-40 для определения затрат на перемещение материальных ресурсов и оборудования при монтаже кранов не допускается.
  • Подкрановые пути: Затраты на монтаж подкрановых путей, включая металлоконструкции (консоли, подкрановые балки), не учтены в данной норме и должны определяться по отдельным сборникам, например, по ГЭСН 09-07-033-01.
  • Системы смазки: Затраты на монтаж системы централизованной густой маслосмазки для кранов общего назначения, как правило, учтены в нормах на монтаж, если в разделе 9 Сборника 03 ГЭСНм отсутствуют отдельные нормы для таких систем и они входят в состав оборудования крана.
  • Временные пути: Если монтаж кранов производится на временных путях, затраты на передвижение кранов по путям принимаются по соответствующим нормам таблиц 03-01-066 и 03-01-067, исходя из массы крана.
  • Масса крана: Для данной нормы масса крана составляет 115 тонн.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

Применение ГЭСН 03-01-001-47, как и любых других сметных норм, требует внимательности и точности. Ниже приведены типичные ошибки и рекомендации по их предотвращению:

  1. Неучет повышающих коэффициентов за высоту: Одна из наиболее частых ошибок – игнорирование или неправильное применение коэффициентов к трудозатратам и машино-часам при монтаже на высоте более 10 метров. Как избежать: Всегда уточняйте проектную высоту монтажа и применяйте соответствующие коэффициенты, указанные во вводных указаниях к Сборнику ГЭСНм 03.
  2. Включение в смету работ, не учтенных нормой: Попытка включить в стоимость нормы работы, которые ею не предусмотрены (например, монтаж подкрановых путей, остекление кабин, сдача крана Ростехнадзору), без использования дополнительных норм. Как избежать: Тщательно изучайте техническую часть и вводные указания к Сборнику ГЭСНм 03, где четко прописан состав работ и неучтенные затраты.
  3. Использование устаревших редакций норм: Применение норм из устаревших сметно-нормативных баз, что может привести к искажению стоимости. Как избежать: Регулярно обновляйте сметно-нормативные базы и используйте актуальные редакции ГЭСНм (например, ГЭСНм-2020 или более поздние).
  4. Недостаточная детализация проектной документации: Отсутствие четких данных о типе крана, его характеристиках, условиях монтажа (например, высота) может привести к неверному выбору нормы или некорректному расчету. Как избежать: Требуйте полный комплект проектной документации, включая чертежи, спецификации и технологические карты, до начала сметных расчетов.
  5. Игнорирование скрытых затрат: Неучет логистики, утилизации отходов, дополнительных материалов или непредвиденных работ. Как избежать: Включайте в смету резервный фонд (обычно 5-15% от общей стоимости) на непредвиденные расходы и тщательно анализируйте все возможные дополнительные затраты.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметного расчета внимательно изучите проект производства работ (ППР) и технологические карты монтажа. Это поможет понять специфику объекта и избежать ошибок.
  • Актуализация баз данных: Убедитесь, что ваша сметная программа использует самую актуальную версию ГЭСНм. Нормативы регулярно обновляются, и использование устаревших данных может привести к значительным расхождениям.
  • Консультации со специалистами: В случае сомнений по применению нормы или необходимости учета нестандартных условий, не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам, инженерам-технологам или представителям разработчиков сметных норм.
  • Документирование: Всегда сохраняйте обоснования для применения тех или иных коэффициентов, а также для включения дополнительных работ в смету. Это поможет при прохождении экспертизы и согласовании с заказчиком.
  • Контроль качества сварки: Учитывая значительный объем сварочных работ, предусмотренных нормой, важно обеспечить контроль качества сварных соединений в соответствии с проектными требованиями и нормативными документами.

Связанные нормы

При составлении сметы на монтаж мостового крана по ГЭСН 03-01-001-47 часто требуется применение других норм из различных сборников ГЭСН и ГЭСНм:

  • ГЭСН 09-07-033-01: Монтаж металлоконструкций подкрановых путей мостового крана кругового действия (консоли, подкрановые балки). Эта норма необходима, если подкрановые пути не входят в комплект поставки крана и монтируются отдельно.
  • Другие нормы из таблицы ГЭСНм 03-01-001: Для монтажа мостовых кранов с иными характеристиками (грузоподъемностью, пролетом) следует использовать соответствующие нормы из той же таблицы. Например, ГЭСНм 03-01-001-48 для крана 100/20 т с пролетом 19-22 м или ГЭСНм 03-01-001-49 для пролета 25 м.
  • ГЭСНм Сборник 07 "Компрессорные установки, насосы и вентиляторы": Применяется для учета затрат на монтаж вентиляционных установок, если они не учтены в основной норме.
  • ГЭСНм Сборник 08 "Электротехнические установки": Используется для детализации электромонтажных работ, не входящих в состав основной нормы, например, монтаж силовых кабельных линий до крана, систем заземления и молниезащиты.
  • ГЭСНм Сборник 12 "Технологические трубопроводы": Может потребоваться для монтажа трубопроводов, если кран оснащен гидравлическими системами, требующими отдельного учета.
  • ГЭСНм Сборник 37 "Монтаж оборудования без механизмов в помещении": В некоторых случаях, для очень мелких или специфических операций, не учтенных в основной норме, могут быть применены нормы из этого сборника, но это должно быть обосновано.

Контрольные моменты

Для успешного завершения монтажных работ и сдачи объекта необходимо уделить внимание следующим контрольным моментам:

  • Акт о завершении установки подкрановых путей: Монтаж крана возможен только после получения акта, подтверждающего готовность и соответствие подкрановых путей требованиям.
  • Проект производства работ кранами (ППРк) и технологическая карта: Наличие и строгое соблюдение этих документов является обязательным для безопасного и эффективного монтажа.
  • Паспорт крана и сертификаты: Всегда проверяйте наличие и соответствие паспорта крана, сертификатов соответствия и заключений экспертизы промышленной безопасности.
  • Акт выполнения монтажных работ: Документ, подтверждающий выполнение монтажных работ в соответствии с эксплуатационной документацией и проектом.
  • Сдача крана Ростехнадзору: Затраты на сдачу крана Ростехнадзору не учтены в ГЭСН и относятся к затратам по вводу предприятий в эксплуатацию. Однако, успешное прохождение этой процедуры является ключевым для ввода крана в эксплуатацию.

Соблюдение всех этих аспектов позволит сметчику составить точную и обоснованную смету, а также обеспечит успешное выполнение монтажных работ и ввод объекта в эксплуатацию.

Ключевые моменты

  • Норма 03-01-001-47 применяется для монтажа мостовых электрических кранов грузоподъемностью 100/20 т с пролетом 16 м.

  • В норме учтены затраты на горизонтальное перемещение оборудования до 1000 м и индивидуальное испытание крана.

  • Предусмотрены трудозатраты рабочих (2149 чел.-ч со средним разрядом 3.9) и использование специализированных машин и оборудования.

  • При монтаже на высоте более 10 м применяются повышающие коэффициенты к затратам труда и машин (от 1.1 до 1.5).

  • Не учтены затраты на монтаж подкрановых путей, систем кондиционирования, остекление кабин и сдачу крана Ростехнадзору.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 03-01-001-47 применяется для определения ресурсных затрат на монтаж мостового электрического крана общего назначения с двумя крюками, грузоподъемностью 100/20 тонн и пролетом 16 метров.

В норме учтены следующие материалы: ацетилен газообразный технический (14.21 м3), кислород газообразный технический (42.6 м3), электроэнергия (3216 кВт-ч), электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей Э55, диаметр 4 мм (0.061 т), поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг (2 кг), шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I (2 шт).

Нормой предусмотрены трудозатраты рабочих в объеме 2149 чел.-ч при среднем разряде работы 3.9.

В данной норме не учтены затраты на: изготовление противовесов (кроме бетонных и железобетонных), монтаж вентиляционных установок, монтаж установок кондиционирования воздуха, остекление кабин, монтаж конструкций защитных будок над механизмами тележек металлургических кранов, монтаж нижней направляющей и ездовой балки (подвесных путей) площадки обслуживания и эстакады, а также затраты, связанные со сдачей кранов Ростехнадзору.

Практические советы

1

Всегда проверяйте актуальность нормативной базы ГЭСНм и применяйте соответствующие индексы пересчета для получения достоверной сметной стоимости.

2

Тщательно изучайте проектную документацию, включая ППР и технологические карты, чтобы точно определить объемы работ и необходимость применения дополнительных норм.

3

Применяйте повышающие коэффициенты за работу на высоте, если это предусмотрено условиями монтажа, чтобы избежать недооценки затрат.

4

Включайте в смету резервный фонд на непредвиденные расходы (обычно 5-15% от прямых затрат) для покрытия возможных рисков.

5

Учитывайте требования к качеству сварных работ и наличию всей необходимой документации (паспорт крана, акты, сертификаты) для успешной сдачи объекта и ввода крана в эксплуатацию.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неучет повышающих коэффициентов при работе на высоте более 10 м, что приводит к занижению сметной стоимости.

!
Ошибка 2

Включение в смету работ, не учтенных нормой (например, монтаж подкрановых путей или систем кондиционирования), без использования соответствующих дополнительных норм.

!
Ошибка 3

Использование устаревших редакций ГЭСН или некорректных индексов пересчета, что искажает актуальную стоимость.

!
Ошибка 4

Недостаточная детализация проектной документации, ведущая к неточностям в объемах работ и выбору норм.

!
Ошибка 5

Игнорирование скрытых затрат, таких как логистика, утилизация отходов или непредвиденные работы, что приводит к дефициту бюджета.

1
09-07-033-01

Монтаж металлоконструкций подкрановых путей мостового крана кругового действия (консоли, подкрановые балки)

Применяется для учета затрат на монтаж подкрановых путей, которые не учтены в ГЭСН 03-01-001-47.

2
03-01-001-48

Кран мостовой электрический общего назначения с двумя крюками, грузоподъемность: 100/20 т, пролет 19-22 м

Альтернативная норма для монтажа аналогичного крана, но с другим пролетом.

3
03-01-001-49

Кран мостовой электрический общего назначения с двумя крюками, грузоподъемность: 100/20 т, пролет 25 м

Альтернативная норма для монтажа аналогичного крана, но с другим пролетом.

4
07-XX-XXX-XX

ГЭСНм Сборник 07 "Компрессорные установки, насосы и вентиляторы"

Применяется для учета затрат на монтаж вентиляционных установок, если они не учтены в основной норме.

5
08-XX-XXX-XX

ГЭСНм Сборник 08 "Электротехнические установки"

Используется для детализации электромонтажных работ, не входящих в состав основной нормы.

Технические характеристики

Единица измерения
шт
Категория
03-01-001
Тип работ
GESNM
Материалы
Ацетилен газообразный технический, Кислород газообразный технический, Электроэнергия, Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей Э55, диаметр 4 мм, Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг, Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I.

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: