Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-01-067-04 является ключевым инструментом для сметчиков при определении затрат на передвижение тяжелого подъемно-транспортного оборудования. Эта норма, входящая в сборник ГЭСНм 03 "Подъемно-транспортное оборудование", детализирует ресурсы, необходимые для выполнения специфической и технически сложной операции: передвижения портального крана по временному пути с обязательным разворотом тележек. ,
Назначение и область применения нормы:
ГЭСН 03-01-067-04 применяется для учета затрат на перемещение портальных кранов грузоподъемностью 16, 20 или 40 тонн. Единицей измерения нормы является 100 метров пути. , Основная цель данной нормы – обеспечить корректное планирование ресурсов (трудовых, машинных, материальных) для выполнения работ по перемещению крана, что часто требуется при монтаже, демонтаже, перебазировке или изменении конфигурации строительной площадки. Особенностью, выделяющей эту норму, является включение в состав работ операции по развороту тележек крана, что подразумевает подъем крана, поворот его ходовых тележек и последующее опускание на новый участок пути. ,
Основные характеристики:
- Код: 03-01-067-04
- Название: Передвижение по временному пути крана портального с разворотом тележек, грузоподъемность: → 16/20/40 т
- Единица измерения: 100 м
- Тип работ: ГЭСНм (монтаж оборудования)
- Категория: 03-01-067 (группа норм, связанных с передвижением портальных кранов)
- Масса крана: Для данной нормы учтена масса крана до 387 тонн.
Техническая информация
Хотя в официальных описаниях нормы ГЭСН 03-01-067-04 состав работ может быть не детализирован (указано "Не предусмотрен" , ), анализ включенных ресурсов и специфики операции "разворот тележек" позволяет восстановить технологическую цепочку. Передвижение портального крана с разворотом тележек – это комплексная такелажная операция, требующая высокой точности и координации.
Состав работ по норме
Исходя из включенных ресурсов и технологических особенностей передвижения портальных кранов, можно выделить следующие основные операции, учтенные в норме:
- Подготовка временного пути: Устройство и разборка временного железнодорожного пути, по которому будет перемещаться кран. Это включает планировку основания, укладку шпал и рельсов, их выравнивание и закрепление. ,
- Подъем крана: Использование гидравлических домкратов для подъема портального крана над рельсовым путем на высоту, достаточную для разворота тележек. ,
- Разворот тележек: Маневрирование и поворот ходовых тележек крана на 90 или 180 градусов для изменения направления движения крана. Эта операция требует особой осторожности и использования вспомогательных средств, таких как канаты и, возможно, гусеничные краны или тракторы для точного позиционирования. ,
- Передвижение крана: Непосредственное перемещение крана по временному пути на заданное расстояние. Это может осуществляться как собственными механизмами крана, так и с помощью тяговых средств (например, тракторов).
- Опускание крана: Аккуратное опускание крана на рельсы после разворота тележек или по завершении передвижения.
- Вспомогательные и такелажные работы: Весь комплекс работ по строповке, расстроповке, закреплению, перемещению вспомогательного оборудования и материалов, а также обеспечение безопасности работ. Использование канатов двойной свивки указывает на наличие сложных такелажных операций. ,
Материалы и ресурсы
Норма 03-01-067-04 учитывает следующие основные материальные ресурсы, необходимые для выполнения работ:
- Канат двойной свивки ЛК-О, конструкции 6х19(1+9+9)+1 о.с., марка В, из проволоки без покрытия, маркировочная группа 1570-1770 Н/мм2, диаметр 22 мм: 10 м. Этот тип каната является стальным, высокопрочным и используется для различных такелажных операций, включая строповку и перемещение тяжелых элементов крана, а также для обеспечения устойчивости при подъеме и развороте. ,
- Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 20 шт. Шпалы используются для устройства временного железнодорожного пути, обеспечивая опору и стабильность рельсов под нагрузкой от крана. ,
- Рельсы железнодорожные, тип Р50, категории ОТ350: 24 м. Рельсы являются основной частью временного пути, по которому осуществляется передвижение портального крана. Тип Р50 указывает на их способность выдерживать значительные нагрузки. ,
Трудозатраты и время выполнения
Общие трудозатраты рабочих-монтажников по данной норме составляют 353 человеко-часа на 100 метров передвижения. Средний разряд работы – 3,8. Это указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала для выполнения сложных и ответственных операций.
Машины и оборудование
Для выполнения работ по норме 03-01-067-04 предусмотрено использование следующей строительной техники:
- Краны на гусеничном ходу, грузоподъемность 40 т: 21.73 маш.-ч. Эти краны могут использоваться для вспомогательных операций, таких как подача элементов временного пути, помощь в подъеме или перемещении частей портального крана, а также для подготовки площадки.
- Домкраты гидравлические, грузоподъемность 200 т: 48.61 маш.-ч. Гидравлические домкраты являются основным инструментом для подъема портального крана с целью разворота его тележек или для выравнивания положения на пути. ,
- Тракторы на гусеничном ходу, мощность 132 кВт (180 л.с.): 36.63 маш.-ч. Тракторы могут применяться для планировки и подготовки основания временного пути, перемещения материалов (шпал, рельсов) или для буксировки портального крана на короткие расстояния.
Требования к квалификации
Высокий средний разряд работы (3,8) подчеркивает, что выполнение работ по передвижению портального крана требует участия опытных и высококвалифицированных рабочих-монтажников, такелажников и машинистов. Персонал должен обладать знаниями в области такелажных работ, правил эксплуатации грузоподъемных механизмов, устройства временных железнодорожных путей и техники безопасности при работе с тяжеловесным оборудованием.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 03-01-067-04 в сметной документации требует понимания не только состава ресурсов, но и контекста выполнения работ.
Пошаговый алгоритм расчета
- Определение объема работ: Измерьте фактическое расстояние, на которое необходимо переместить портальный кран по временному пути с разворотом тележек. Результат выразите в метрах.
- Приведение к единице измерения нормы: Разделите полученное расстояние на 100, так как норма приведена на 100 метров передвижения.
- Расчет ресурсных показателей: Умножьте количество единиц измерения (полученное в п.2) на нормативные показатели расхода трудозатрат, времени эксплуатации машин и расхода материалов, указанные в ГЭСН 03-01-067-04.
- Пример: Если кран необходимо переместить на 350 метров, то объем работ составит 3,5 (350 м / 100 м). Тогда трудозатраты составят 3,5 * 353 чел.-ч = 1235,5 чел.-ч.
- Учет коэффициентов: При необходимости примените поправочные коэффициенты, предусмотренные Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) . Например, коэффициенты за стесненные условия работы, работу вблизи действующего оборудования или в сложных погодных условиях. ,
- Формирование сметы: Полученные ресурсные показатели используются для формирования локальной ресурсной ведомости, которая затем переводится в стоимостные показатели с использованием текущих цен на ресурсы.
Примеры использования
- Монтаж нового портального крана: После сборки основных элементов крана на монтажной площадке, его необходимо переместить на постоянное место эксплуатации, что может потребовать разворота на временных путях.
- Перебазировка крана на крупном строительном объекте: На больших стройках, таких как строительство портов, верфей или промышленных комплексов, портальные краны могут перемещаться между различными зонами работ, требуя разворота для изменения направления.
- Демонтаж крана: При демонтаже крана для его последующей транспортировки или утилизации, может потребоваться его перемещение и разворот на временных путях к месту разборки.
- Реконструкция или ремонт: Если требуется доступ к определенным участкам пути или сооружениям под краном, его временное перемещение с разворотом может быть необходимо.
Особенности и ограничения
- Грузоподъемность крана: Норма строго привязана к портальным кранам грузоподъемностью 16, 20 или 40 тонн. Для кранов иной грузоподъемности следует применять другие нормы (например, ГЭСН 03-01-067-05 для 5/6 т). ,
- Временный путь: Норма предполагает передвижение по специально устроенному временному пути. Затраты на устройство постоянных железнодорожных путей или перемещение по ним не учтены данной нормой.
- Разворот тележек: Это ключевая особенность нормы. Если разворот тележек не требуется, следует применять другие нормы на передвижение кранов без этой операции (если таковые имеются в сборнике).
- Масса крана: Учтенная масса крана до 387 т является важным параметром, определяющим выбор данной нормы. Для более тяжелых кранов могут потребоваться индивидуальные расчеты или применение других норм.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильный выбор нормы: Одна из самых распространенных ошибок – применение ГЭСН 03-01-067-04 для кранов другой грузоподъемности или для передвижения без разворота тележек. Всегда проверяйте соответствие грузоподъемности крана и специфики работ описанию нормы. ,
- Игнорирование временного пути: Забывают, что норма включает затраты на материалы для временного пути (шпалы, рельсы). Не следует дополнительно включать эти материалы, если они уже учтены в норме. Однако, если требуется значительная подготовка основания под временный путь (например, земляные работы), эти затраты должны быть учтены отдельно по соответствующим нормам, например, ГЭСН 01-01-001-01 (Разработка грунта). ,
- Неучет стесненных условий: Работы по передвижению тяжелых кранов часто выполняются в стесненных условиях, на действующей площадке, вблизи других сооружений или коммуникаций. Неприменение повышающих коэффициентов из МДС 81-35.2004 , может привести к занижению сметной стоимости и фактических трудозатрат. Например, при наличии действующего технологического оборудования или движения транспорта по внутрицеховым путям, к нормам затрат труда и времени эксплуатации машин применяется коэффициент 1,35. ,
- Неправильное округление расстояния: Расчет ведется на каждые 100 м. Важно правильно округлять или интерполировать значения, если фактическое расстояние не кратно 100 метрам, согласно методическим указаниям.
- Отсутствие детализации в ПОС: Отсутствие подробного описания технологии передвижения крана в Проекте организации строительства (ПОС) может привести к неверному применению нормы. ПОС должен четко обосновывать необходимость разворота тележек и условия выполнения работ.
Практические советы
- Детальное планирование: Перед началом работ по передвижению крана необходимо разработать подробный план производства работ (ППР) или технологическую карту, где будут учтены все этапы, последовательность операций, расстановка оборудования и меры безопасности. Это поможет точно определить объем работ и избежать непредвиденных затрат.
- Оценка состояния временного пути: Регулярно контролируйте состояние временного железнодорожного пути. Деформации, просадки или повреждения шпал и рельсов могут привести к авариям и значительно увеличить трудозатраты на устранение неполадок.
- Безопасность превыше всего: Передвижение тяжелых кранов – это операция повышенной опасности. Строгое соблюдение правил техники безопасности, наличие квалифицированного персонала и использование исправного оборудования являются обязательными условиями.
- Координация с другими работами: Если передвижение крана происходит на действующей строительной площадке, необходимо тесно координировать эти работы с другими строительными процессами, чтобы минимизировать простои и избежать конфликтов.
- Учет погодных условий: Неблагоприятные погодные условия (сильный ветер, дождь, гололед) могут существенно повлиять на безопасность и скорость выполнения работ. Планируйте работы с учетом прогноза погоды и предусматривайте возможность приостановки при необходимости.
Связанные нормы
- Передвижение по временному пути крана портального с разворотом тележек, грузоподъемность: 5/6 т: Эта норма применяется для портальных кранов меньшей грузоподъемности (5 или 6 тонн) с аналогичной операцией разворота тележек. ,
- Передвижение по временному пути крана портального без разворота тележек, грузоподъемность: 10/20 т и Передвижение по временному пути крана портального без разворота тележек, грузоподъемность: 16/20/32 т: Эти нормы используются для передвижения портальных кранов без операции разворота тележек, что является менее трудоемким процессом. ,
- Разработка грунта в отвал экскаваторами: Может применяться для учета затрат на земляные работы по подготовке основания под временный железнодорожный путь. ,
Контрольные моменты
Для обеспечения точности сметы и безопасности работ, сметчику и инженеру ПТО следует контролировать следующие аспекты:
- Соответствие фактических условий проектным: Убедиться, что условия на строительной площадке (грунты, наличие препятствий, стесненность) соответствуют тем, что были учтены при выборе нормы и применении коэффициентов.
- Качество временного пути: Проверить, что временный железнодорожный путь устроен в соответствии с требованиями нормативных документов (например, СНиП 32-01-95 "Железные дороги колеи 1520 мм" , и ВСН 2-105-78 "Инструкция по строительству временных дорог" ), обеспечивая необходимую несущую способность и ровность.
- Наличие и исправность оборудования: Убедиться в наличии всех необходимых машин и механизмов, а также их исправности и соответствии требуемым характеристикам (грузоподъемность домкратов, мощность тракторов).
- Квалификация персонала: Проверить наличие у рабочих соответствующих допусков и квалификации для выполнения такелажных и монтажных работ с тяжеловесным оборудованием.
- Документация: Наличие и правильность оформления исполнительной документации, актов скрытых работ (если применимо), журналов производства работ.
Применение ГЭСН 03-01-067-04 требует внимательности и глубокого понимания технологических процессов. Использование данного руководства поможет сметчикам избежать ошибок и обеспечить точность расчетов, что является залогом успешной реализации строительных проектов.
Ключевые моменты
-
Норма 03-01-067-04 применяется для портальных кранов грузоподъемностью 16, 20 или 40 тонн.
-
Включает комплекс работ по передвижению крана по временному пути с обязательным разворотом тележек.
-
Учитывает трудозатраты квалифицированных рабочих (средний разряд 3,8) и использование специализированной техники (гусеничные краны, домкраты, тракторы).
-
Предусматривает расход материалов для устройства временного железнодорожного пути (шпалы, рельсы) и такелажных работ (канаты).
-
При расчете необходимо учитывать поправочные коэффициенты из МДС 81-35.2004 для стесненных или усложненных условий производства работ.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 03-01-067-04?
Когда применяется ГЭСН 03-01-067-04?
ГЭСН 03-01-067-04 применяется для определения затрат на передвижение портальных кранов грузоподъемностью 16, 20 или 40 тонн по временному железнодорожному пути, при этом обязательным условием является выполнение операции по развороту тележек крана.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены следующие материалы: канат двойной свивки ЛК-О диаметром 22 мм (10 м) для такелажных работ, шпалы из древесины хвойных пород тип I (20 шт) и железнодорожные рельсы тип Р50 (24 м) для устройства временного пути.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает 353 человеко-часа трудозатрат рабочих-монтажников со средним разрядом 3,8 на каждые 100 метров передвижения крана.
4 Какие машины и механизмы используются по данной норме?
Какие машины и механизмы используются по данной норме?
По данной норме используются: краны на гусеничном ходу грузоподъемностью 40 т (21.73 маш.-ч), гидравлические домкраты грузоподъемностью 200 т (48.61 маш.-ч) и тракторы на гусеничном ходу мощностью 132 кВт (180 л.с.) (36.63 маш.-ч).
5 Учитывает ли норма устройство временного пути?
Учитывает ли норма устройство временного пути?
Да, норма ГЭСН 03-01-067-04 включает в себя затраты на материалы для устройства временного железнодорожного пути (шпалы и рельсы), а также работы по его подготовке и разборке, необходимые для передвижения крана.
Практические советы
Всегда сверяйте грузоподъемность портального крана и специфику работ (наличие разворота тележек) с описанием нормы перед ее применением.
Разрабатывайте подробный план производства работ (ППР) для передвижения крана, учитывая все этапы, расстановку оборудования и меры безопасности.
Регулярно контролируйте качество и состояние временного железнодорожного пути, чтобы предотвратить деформации и обеспечить безопасность передвижения.
Применяйте соответствующие поправочные коэффициенты из МДС 81-35.2004, если работы выполняются в стесненных, опасных или иных усложненных условиях.
Обеспечьте наличие квалифицированного персонала и исправного, соответствующего грузоподъемности оборудования для выполнения всех такелажных и монтажных операций.
Частые ошибки
Неправильный выбор нормы по грузоподъемности крана или отсутствию операции разворота тележек.
Повторное включение в смету материалов для временного пути (шпал, рельсов), которые уже учтены в данной норме.
Игнорирование применения повышающих коэффициентов из МДС 81-35.2004 для стесненных или усложненных условий производства работ.
Ошибки в определении фактического расстояния передвижения и его приведении к единице измерения нормы (100 м).
Отсутствие детального обоснования необходимости разворота тележек в проекте организации строительства (ПОС).