Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 03-04-020-06

03-04-020

Канат тягово-несущий кольцевой пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: → от 17,5 до 22 мм

Подробное описание
Группа: Канат тягово-несущий кольцевой пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: Обоснование: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0

Быстрая информация

Единица измерения
т
Категория
03-04-020
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
106 чел.-ч при разряде 3,4
Основное назначение
Монтаж тягово-несущего кольцевого пассажирской подвесной канатной дороги, диаметр: от 17,5 до 22 мм

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,4 106
Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 1,25 м3 0.7
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 2.14
Лебедки электрические тяговым усилием 78,48 кН (8 т) 8.34
Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т 1.06
Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.) 13.86
Смазка антикоррозийная для защиты тросов АМС кг 51
Припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС61 кг 0.14
Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.163
Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III м3 0.019

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 03-04-020-06 является ключевым документом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости монтажных работ по установке тягово-несущих кольцевых канатов пассажирских подвесных канатных дорог. Данная норма применяется для канатов с диаметром от 17,5 до 22 мм и относится к категории ГЭСНм (Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования), что подчеркивает ее специфическую направленность на монтажные процессы.

Основное назначение нормы – определение необходимого объема ресурсов (трудозатрат, времени работы машин и механизмов, расхода материалов) для выполнения полного комплекса работ по монтажу одной тонны такого каната. Обоснование нормы базируется на официальных документах: НР: Пр/812-044.0 и СП: Пр/774-044.0, что гарантирует ее достоверность и обязательность для применения всеми предприятиями, осуществляющими строительство с привлечением бюджетных средств.

Правильное применение ГЭСН 03-04-020-06 позволяет точно спланировать бюджет проекта, избежать перерасхода ресурсов и обеспечить прозрачность сметных расчетов. Учитывая сложность и высокую ответственность работ по монтажу канатных дорог, детальное понимание данной нормы критически важно для каждого сметчика.

Техническая информация

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 03-04-020-06 охватывает полный комплекс операций, необходимых для монтажа тягово-несущего кольцевого каната пассажирской подвесной канатной дороги. Хотя детальный перечень операций не всегда приводится в самой норме, исходя из ее назначения и состава ресурсов, можно выделить следующие основные этапы работ:

  1. Подготовительные работы:
  • Разгрузка и складирование каната, а также всех вспомогательных материалов и оборудования на приобъектном складе.
  • Подготовка трассы канатной дороги и специализированных площадок для установки монтажного оборудования, такого как экскаваторы, краны и лебедки.
  • Устройство временных подъездных путей и рабочих площадок, необходимых для перемещения и работы тяжелой техники, включая полуприцепы-тяжеловозы и тракторы.
  1. Протяжка и раскатка каната:
  • Установка, выверка и настройка электрических лебедок, предназначенных для протяжки каната по трассе.
  • Аккуратная раскатка каната с транспортировочных барабанов с использованием специализированной техники, предотвращающая повреждения.
  • Непосредственная протяжка каната по всей длине трассы канатной дороги, включая его подъем на опоры с помощью автомобильных кранов.
  1. Натяжение и закрепление каната:
  • Выполнение операций по натяжению каната до проектного значения с использованием измерительного оборудования.
  • Надежное закрепление концов каната при помощи специализированных муфт или якорных барабанов, обеспечивающее безопасность и долговечность конструкции.
  • Выполнение пайки или других методов соединения каната, если это предусмотрено технологией, с использованием оловянно-свинцовых припоев.
  1. Выверка и регулировка:
  • Тщательный контроль и корректировка стрелы провеса каната в пролетах между опорами для обеспечения равномерного распределения нагрузки.
  • Выверка и регулировка положения каната на опорных узлах балансиров, что является критически важным для стабильной работы канатной дороги. Допускаемое отклонение положения роликов не более 3 мм.
  1. Обслуживание и защита:
  • Нанесение антикоррозийной смазки на канат для защиты от внешних воздействий и продления срока службы.
  • Устройство временных конструкций, подмостей или вспомогательных элементов из лесоматериалов, необходимых для безопасного и эффективного выполнения монтажных работ.
  1. Завершающие операции:
  • Демонтаж всех временных монтажных приспособлений и оборудования после завершения основных работ.
  • Уборка рабочей зоны и приведение территории в порядок.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ, учтенных в ГЭСН 03-04-020-06, предусмотрен следующий расход материалов на 1 тонну монтируемого каната:

  • Смазка антикоррозийная для защиты тросов АМС: 51 кг. Эта смазка необходима для обеспечения долговечности каната и защиты его от коррозии в процессе эксплуатации.
  • Припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС61: 0.14 кг. Используются для выполнения соединений или вспомогательных работ, требующих пайки.
  • Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.163 м3. Применяются для устройства временных подмостей, опорных конструкций или других вспомогательных элементов на строительной площадке.
  • Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.019 м3. Используется для аналогичных вспомогательных целей, таких как настилы или временные крепления.

Машины и оборудование

Для выполнения работ по монтажу каната нормой предусмотрено использование следующей строительной техники и оборудования (расход на 1 тонну монтируемого каната):

  • Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 1,25 м3: 0.7 маш.-ч. Могут использоваться для подготовки площадок, рытья траншей для анкерных устройств или других земляных работ.
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 2.14 маш.-ч. Применяются для подъема и перемещения тяжелых элементов, включая сам канат, на опоры или другие монтажные позиции.
  • Лебедки электрические тяговым усилием 78,48 кН (8 т): 8.34 маш.-ч. Являются основным оборудованием для протяжки и натяжения каната.
  • Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 1.06 маш.-ч. Используются для транспортировки крупногабаритных и тяжелых элементов, таких как барабаны с канатом или части оборудования, к месту монтажа.
  • Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 13.86 маш.-ч. Могут применяться для перемещения оборудования, подготовки трассы или выполнения других вспомогательных работ на сложных участках.

Трудозатраты и требования к квалификации

Общие трудозатраты рабочих-строителей, предусмотренные нормой ГЭСН 03-04-020-06 на 1 тонну монтируемого каната, составляют 106 чел.-ч при среднем разряде работы 3,4. Это указывает на то, что работы требуют участия квалифицированных специалистов, способных выполнять сложные монтажные операции, работать с тяжелым оборудованием и соблюдать строгие требования безопасности. Рабочие должны обладать навыками работы с канатными системами, такелажными работами, а также знанием правил техники безопасности при работе на высоте и с грузоподъемными механизмами.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения нормы ГЭСН 03-04-020-06 в сметных расчетах рекомендуется следующий алгоритм:

  1. Определение физического объема работ: Первым шагом является точное определение веса тягово-несущего кольцевого каната, подлежащего монтажу. Единица измерения нормы – тонна (т), поэтому необходимо перевести общую длину каната в тонны, используя его погонный вес (кг/м), указанный в проектной документации или технических характеристиках каната.
  2. Применение нормы: Полученный объем работ в тоннах умножается на нормативные показатели, указанные в ГЭСН 03-04-020-06, для определения общего количества трудозатрат (чел.-ч), машино-часов работы каждой единицы техники и расхода материалов.
  3. Учет неучтенных ресурсов: Проверьте, есть ли в проектной документации или технологии производства работ ресурсы, которые не учтены данной нормой. Например, стоимость самого каната, а также затраты на его доставку до приобъектного склада, как правило, учитываются отдельно.
  4. Применение поправочных коэффициентов: В зависимости от конкретных условий производства работ (например, стесненность строительной площадки, работа на высоте, особые климатические условия), к нормативным показателям могут применяться повышающие или понижающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН или методическими указаниями Минстроя России.
  5. Формирование сметы: Полученные ресурсные показатели используются для формирования локальной сметы ресурсным или ресурсно-индексным методом, с последующим пересчетом в текущие цены с использованием актуальных индексов пересчета.

Примеры использования

Пример 1: Расчет ресурсов для монтажа каната

Предположим, необходимо смонтировать тягово-несущий кольцевой канат длиной 3000 метров с диаметром 20 мм и погонным весом 2,5 кг/м.

  1. Определение веса каната:
  • Общий вес каната = 3000 м * 2,5 кг/м = 7500 кг = 7,5 т.
  1. Расчет ресурсов по ГЭСН 03-04-020-06 (на 7,5 т):
  • Трудозатраты рабочих: 106 чел.-ч/т * 7,5 т = 795 чел.-ч (средний разряд 3,4).
  • Экскаваторы: 0.7 маш.-ч/т * 7,5 т = 5.25 маш.-ч.
  • Краны: 2.14 маш.-ч/т * 7,5 т = 16.05 маш.-ч.
  • Лебедки: 8.34 маш.-ч/т * 7,5 т = 62.55 маш.-ч.
  • Полуприцепы-тяжеловозы: 1.06 маш.-ч/т * 7,5 т = 7.95 маш.-ч.
  • Тракторы: 13.86 маш.-ч/т * 7,5 т = 103.95 маш.-ч.
  • Смазка антикоррозийная: 51 кг/т * 7,5 т = 382.5 кг.
  • Припои: 0.14 кг/т * 7,5 т = 1.05 кг.
  • Лесоматериалы круглые: 0.163 м3/т * 7,5 т = 1.2225 м3.
  • Доска необрезная: 0.019 м3/т * 7,5 т = 0.1425 м3.

Особенности и ограничения

  • Специфика применения: Норма 03-04-020-06 предназначена исключительно для монтажа тягово-несущих кольцевых канатов пассажирских подвесных канатных дорог. Использование ее для других типов канатных дорог (например, грузовых, маятниковых) или для канатов с иным функционалом (например, только несущих или только тяговых) недопустимо без специальных обоснований и корректировок.
  • Диаметр каната: Строгое ограничение по диаметру каната – от 17,5 до 22 мм. Если диаметр каната выходит за эти пределы, необходимо использовать другие нормы или разрабатывать индивидуальные расценки.
  • Комплексность работ: Норма учитывает полный комплекс работ по монтажу каната, включая подготовительные, основные и завершающие операции. Однако она не включает стоимость самого каната, а также работы по монтажу опор, станций, фундаментов и других конструктивных элементов канатной дороги. Эти работы должны нормироваться отдельно по соответствующим сборникам ГЭСН.
  • Условия производства работ: Норма рассчитана на среднеотраслевые условия производства работ. При наличии усложняющих факторов (например, работа в особо стесненных условиях, на большой высоте, в зимнее время) необходимо применять соответствующие поправочные коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН.
  • Смазка: Норма учитывает расход антикоррозийной смазки. Важно, чтобы используемая смазка соответствовала типу каната и смазке, нанесенной при его изготовлении, для обеспечения максимального срока службы.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

Применение ГЭСН 03-04-020-06, как и любой другой сметной нормы, требует внимательности и точности. Ниже приведены типичные ошибки, с которыми сталкиваются сметчики, и рекомендации по их предотвращению:

  1. Неправильное определение веса каната для расчета объема работ. Часто сметчики ошибаются в пересчете длины каната в тонны или используют неверный погонный вес.
  • Как избежать: Всегда сверяйтесь с проектной документацией, техническими паспортами каната и спецификациями производителя для получения точных данных о его диаметре и погонном весе.
  1. Игнорирование или некорректное применение поправочных коэффициентов. Условия монтажа канатных дорог могут значительно отличаться (например, горная местность, стесненные условия, работа на высоте). Неучет этих факторов приводит к занижению или завышению сметной стоимости.
  • Как избежать: Внимательно изучайте общие положения к сборникам ГЭСН и методические указания Минстроя России, которые регламентируют применение поправочных коэффициентов для различных условий производства работ.
  1. Неучет или неправильное нормирование сопутствующих работ. Норма 03-04-020-06 охватывает только монтаж каната. Работы по устройству фундаментов, монтажу опор, станций, электрооборудования и пусконаладке не включены в данную норму.
  1. Применение нормы для канатных дорог другого типа или канатов с иным диаметром. Данная норма строго привязана к тягово-несущим кольцевым пассажирским канатным дорогам и диаметру каната от 17,5 до 22 мм.
  • Как избежать: Всегда проверяйте соответствие характеристик объекта и каната описанию нормы. При несоответствии ищите другие подходящие нормы или разрабатывайте индивидуальные.
  1. Использование устаревших версий ГЭСН или отсутствие актуальных разъяснений Минстроя. Сметно-нормативная база регулярно обновляется, и применение устаревших норм может привести к некорректным расчетам.
  • Как избежать: Регулярно отслеживайте изменения в сметно-нормативной базе на официальном сайте Минстроя России и используйте только актуальные версии ГЭСН.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Тщательно анализируйте проектную документацию, включая чертежи, спецификации и пояснительные записки. Это позволит точно определить объемы работ, характеристики материалов и условия выполнения монтажа.
  • Консультации с экспертами: При возникновении сомнений или при работе с нестандартными решениями не стесняйтесь обращаться за консультациями к опытным сметчикам, инженерам-проектировщикам или специалистам по канатным дорогам.
  • Фото- и видеофиксация: Хотя это не является обязательным для разработки сметных норм, для контроля и обоснования выполненных работ рекомендуется вести фото- и видеофиксацию ключевых этапов монтажа.
  • Учет логистики: Обратите внимание на логистику доставки тяжелых и крупногабаритных элементов, таких как барабаны с канатом. Затраты на транспортировку полуприцепами-тяжеловозами учтены в норме, но особенности подъезда к объекту могут потребовать дополнительных расчетов.
  • Безопасность работ: Монтаж канатных дорог – это работы повышенной опасности. Убедитесь, что в проекте организации строительства учтены все требования безопасности, а рабочие обеспечены необходимыми средствами защиты и прошли соответствующее обучение. Руководствуйтесь "Правилами устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог" (ПБ 10-559-03).

Связанные нормы

При составлении сметы на строительство пассажирской подвесной канатной дороги, помимо ГЭСН 03-04-020-06, потребуется применение ряда других норм для комплексного учета всех затрат:

  • ГЭСН 09-06-010-01 Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 25 м и ГЭСН 09-06-010-02 Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 40 м. Эти нормы используются для учета затрат на монтаж металлических конструкций опор канатных дорог, которые являются несущими элементами для каната.
  • ГЭСН 01 "Земляные работы". Применяются для расчета объемов земляных работ, связанных с устройством фундаментов под опоры и станции канатной дороги.
  • ГЭСН 06 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные" и ГЭСН 07 "Бетонные и железобетонные конструкции сборные". Эти сборники используются для нормирования работ по устройству фундаментов, ростверков и других бетонных конструкций, необходимых для установки опор и оборудования станций.
  • ГЭСН 34 "Сооружения связи, радиовещания и телевидения". Могут быть применимы для учета работ по монтажу систем связи и сигнализации, необходимых для функционирования канатной дороги.

Контрольные моменты

Для обеспечения точности и достоверности сметных расчетов, а также для контроля за выполнением работ, сметчику необходимо уделять внимание следующим контрольным моментам:

  • Соответствие диаметра каната: Убедитесь, что диаметр монтируемого каната (от 17,5 до 22 мм) строго соответствует диапазону, указанному в норме. Отклонения требуют обоснования или применения других норм.
  • Наличие сертификатов на канат: Проверяйте наличие и соответствие сертификатов качества на стальные канаты, подтверждающих их марку, назначение и соответствие действующим стандартам.
  • Проверка качества закрепления и смазки: В процессе выполнения работ контролируйте качество закрепления концов каната (муфтами, якорными барабанами) и правильность нанесения антикоррозийной смазки.
  • Соблюдение правил безопасности: Особое внимание уделяйте соблюдению правил устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных канатных дорог (ПБ 10-559-03). Это не только требование безопасности, но и фактор, влияющий на организацию работ и, соответственно, на смету.
  • Актуальность нормативной базы: Перед началом составления сметы всегда проверяйте актуальность используемых ГЭСН и наличие последних изменений или дополнений, выпускаемых Минстроем России.

Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам избежать ошибок, обеспечить корректность расчетов и эффективно управлять стоимостью проектов по монтажу канатных дорог.

Ключевые моменты

  • Норма 03-04-020-06 применяется для монтажа тягово-несущих кольцевых канатов пассажирских подвесных канатных дорог.

  • Единица измерения нормы — 1 тонна смонтированного каната.

  • Учтены затраты на специализированную технику: экскаваторы одноковшовые, краны на автомобильном ходу, лебедки электрические, полуприцепы-тяжеловозы, тракторы на гусеничном ходу.

  • В состав материалов входят антикоррозийная смазка для защиты тросов АМС, оловянно-свинцовые припои, а также лесоматериалы для вспомогательных нужд.

  • Для корректного применения нормы необходимо строго учитывать диаметр каната (от 17,5 до 22 мм) и тип канатной дороги (тягово-несущая кольцевая пассажирская).

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 03-04-020-06 применяется для определения ресурсных затрат на монтаж тягово-несущего кольцевого каната пассажирской подвесной канатной дороги, если диаметр каната составляет от 17,5 до 22 мм. Норма используется для составления смет ресурсным или ресурсно-индексным методом.

В норме учтены следующие материалы: смазка антикоррозийная для защиты тросов АМС (51 кг на тонну каната), припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые марки ПОС61 (0.14 кг на тонну каната), лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные (0.163 м3 на тонну каната) и доска необрезная хвойных пород (0.019 м3 на тонну каната).

Нормой ГЭСН 03-04-020-06 предусмотрены трудозатраты рабочих-строителей в объеме 106 чел.-ч на 1 тонну монтируемого каната при среднем разряде работы 3,4.

Для выполнения работ по данной норме предусмотрено использование следующих машин и механизмов: экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу (0.7 маш.-ч/т), краны на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (2.14 маш.-ч/т), лебедки электрические тяговым усилием 78,48 кН (8 т) (8.34 маш.-ч/т), полуприцепы-тяжеловозы грузоподъемностью до 40 т (1.06 маш.-ч/т) и тракторы на гусеничном ходу мощностью 79 кВт (108 л.с.) (13.86 маш.-ч/т).

Практические советы

1

Всегда сверяйтесь с проектной документацией для точного определения характеристик каната (диаметр, длина, вес) и условий монтажа, чтобы избежать ошибок в объеме работ.

2

Используйте только актуальные версии ГЭСН и официальные разъяснения Минстроя России для составления смет, регулярно проверяя обновления на сайте ведомства.

3

Применяйте поправочные коэффициенты к нормам трудозатрат и эксплуатации машин, если условия производства работ отличаются от нормативных, обосновывая их в смете.

4

Включайте в смету все сопутствующие работы, не учтенные в ГЭСН 03-04-020-06, такие как монтаж опор, устройство фундаментов, подготовка трассы, используя соответствующие нормы ГЭСН (например, ГЭСН 09-06-010-01, ГЭСН 09-06-010-02, ГЭСН 01, ГЭСН 06).

5

Обеспечьте максимальную детализацию сметы, четко описывая все запланированные работы и используемые материалы, чтобы минимизировать риски разногласий и повысить прозрачность расчетов.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное определение веса каната для расчета объема работ, что приводит к некорректным ресурсным показателям.

!
Ошибка 2

Игнорирование или некорректное применение поправочных коэффициентов, учитывающих специфические условия монтажа (например, стесненность, высотность, зимнее время), что искажает сметную стоимость.

!
Ошибка 3

Неучет или неправильное нормирование сопутствующих работ, не включенных напрямую в данную норму (например, монтаж опор, устройство фундаментов, земляные работы, электрооборудование).

!
Ошибка 4

Применение нормы для канатных дорог другого типа (например, грузовых, маятниковых) или канатов с иным диаметром, что является грубой ошибкой и ведет к неверным расчетам.

!
Ошибка 5

Использование устаревших версий ГЭСН или отсутствие актуальных разъяснений Минстроя России, что не соответствует текущим требованиям ценообразования.

1
09-06-010-01

Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 25 м

Применяется совместно для монтажа опор, на которые устанавливается канат.

2
09-06-010-02

Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 40 м

Применяется совместно для монтажа опор, на которые устанавливается канат, при большей высоте.

3
01

Земляные работы

Применяется для учета земляных работ, связанных с устройством фундаментов под опоры канатной дороги.

4
06

Бетонные и железобетонные конструкции монолитные

Применяется для учета работ по устройству монолитных фундаментов под опоры и станции канатной дороги.

Технические характеристики

Единица измерения
т
Категория
03-04-020
Тип работ
GESNM
Материалы
Смазка антикоррозийная для защиты тросов АМС: 51 кгПрипои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС61: 0.14 кгЛесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.163 м3Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.019 м3

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: