Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСНм) 03-04-021-01 является одним из важнейших инструментов для точного определения ресурсных затрат при монтаже приводов пассажирских маятниковых канатных дорог. Эта норма включена в Сборник ГЭСНм-2022 "Подъемно-транспортное оборудование" (Часть 3), Отдел 4 "Подвесные канатные дороги", Раздел 2 "Пассажирские подвесные канатные дороги".
Назначение нормы: ГЭСНм 03-04-021-01 предназначена для определения необходимого количества трудовых ресурсов, времени работы строительных машин и механизмов, а также расхода материальных ресурсов, требующихся для выполнения работ по монтажу привода пассажирских маятниковых канатных дорог. Единицей измерения данной нормы является 1 тонна (т) массы привода.
Область применения: Норма применяется при составлении сметной документации на новое строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объектов, включающих пассажирские маятниковые канатные дороги. Она служит основой для формирования единичных расценок и сметных расчетов ресурсным или ресурсно-индексным методом.
Обоснование данной нормы в официальных документах: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСНм 03-04-021-01 охватывает комплекс работ, связанных непосредственно с монтажом привода пассажирской маятниковой канатной дороги. В соответствии с Едиными нормами и расценками (ЕНиР) Сборника Е28 "Монтаж подъемно-транспортного оборудования", Выпуск 3 "Подвесные канатные дороги", § Е28-3-12 "Монтаж приводов пассажирских маятниковых дорог", состав работ включает:
- Подъем и установка рамы привода на фундамент: Это включает все операции по перемещению крупногабаритных узлов привода от места складирования до монтажной площадки и их точную установку на подготовленный фундамент. Для этого используются краны и лебедки, учтенные в ресурсной части нормы.
- Выверка и крепление рамы анкерными болтами: После установки рамы производится ее тщательная выверка по горизонтали и вертикали с использованием высокоточных измерительных инструментов. Далее осуществляется надежное крепление рамы к фундаменту при помощи анкерных болтов, обеспечивающее стабильность и безопасность всей конструкции.
- Установка и выверка электродвигателя и редуктора: Монтаж основных механических узлов привода, таких как электродвигатель и редуктор, с последующей их точной выверкой для обеспечения соосности и правильного взаимодействия всех элементов системы.
Важно отметить, что норма также подразумевает подготовительные работы, такие как сортировка и очистка конструкций, исправление деформаций, укрупнительная сборка отправочных марок в монтажные элементы, а также подача элементов в зону монтажа. Дополнительно, привод дороги должен быть испытан до монтажа тягового каната, что включает проверку плавности работы и безотказности срабатывания рабочего и аварийного тормозов.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по монтажу привода пассажирских маятниковых канатных дорог нормой ГЭСНм 03-04-021-01 предусмотрен следующий ресурсный состав на 1 тонну массы привода:
Трудозатраты рабочих-строителей:
- Средний разряд работы 4,4: 27.3 чел.-ч.
Машины и механизмы:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1.64 маш.-ч.
- Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т): 4.22 маш.-ч.
- Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.79 маш.-ч.
- Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0.79 маш.-ч.
- Электроэнергия: 56.6 кВт-ч.
Материалы:
- Поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты), масса до 1,6 кг: 0.3 кг.
- Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.25 шт.
Эти ресурсы являются базовыми для расчета прямых затрат. Важно помнить, что ГЭСН содержит только нормы расхода ресурсов, а не их стоимость. Стоимость определяется на основе текущих цен и индексов пересчета.
Требования к квалификации
Средний разряд работы, указанный в норме (4,4), свидетельствует о необходимости привлечения квалифицированного персонала для выполнения монтажных работ. Это обусловлено сложностью и ответственностью монтажа приводов канатных дорог, требующих специальных знаний и навыков в области механики, электрики и монтажных технологий. Рабочие должны быть обучены правилам техники безопасности при работе с подъемно-транспортным оборудованием и крупногабаритными конструкциями.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения ГЭСНм 03-04-021-01 в сметной документации рекомендуется следующий алгоритм:
Определение массы привода: Первым и ключевым шагом является точное определение массы привода, подлежащего монтажу. Эта информация должна быть получена из проектной документации (рабочих чертежей, спецификаций оборудования). Единица измерения нормы – тонна, поэтому масса должна быть приведена к этому значению.
Расчет базовых ресурсных затрат: Умножьте нормативные показатели расхода трудозатрат, машино-часов и материальных ресурсов (указанные в разделе "Материалы и ресурсы") на фактическую массу привода в тоннах. Это даст базовое количество ресурсов, необходимых для выполнения работ.
Применение поправочных коэффициентов: В зависимости от конкретных условий производства работ, к базовым ресурсным затратам могут применяться различные поправочные коэффициенты. Эти коэффициенты учитывают усложняющие факторы, такие как:
- Работа в стесненных условиях.
- Выполнение работ на высоте (при высоте свыше 2 м от уровня пола или земли).
- Производство работ в зимнее время.
- Особые условия монтажа, не учтенные базовой нормой.
- Коэффициенты должны быть обоснованы проектной документацией или соответствующими приложениями к сборникам ГЭСН.
- Учет дополнительных работ: Норма 03-04-021-01 охватывает только монтаж привода. Работы, не входящие в ее состав, должны быть учтены отдельно по соответствующим ГЭСН. К таким работам относятся:
- Земляные работы (рытье котлованов под фундаменты привода).
- Устройство фундаментов (монолитных или сборных железобетонных).
- Монтаж опор канатных дорог.
- Монтаж канатов и других элементов канатной дороги.
- Пусконаладочные работы (испытания, настройка и запуск оборудования).
- Транспортировка оборудования на большие расстояния (сверх учтенного в норме).
- Формирование сметы: Полученные ресурсные показатели пересчитываются в стоимостные с использованием текущих цен на ресурсы и индексов пересчета, формируя прямые затраты. Далее добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями по ценообразованию в строительстве.
Примеры использования
Пример 1: Монтаж привода для новой пассажирской канатной дороги на горнолыжном курорте.
Предположим, требуется смонтировать привод массой 15 тонн для новой маятниковой канатной дороги. Сметчик применяет ГЭСНм 03-04-021-01. Расчет будет выглядеть следующим образом:
- Трудозатраты: 27.3 чел.-ч/т * 15 т = 409.5 чел.-ч.
- Краны на автомобильном ходу: 1.64 маш.-ч/т * 15 т = 24.6 маш.-ч.
- Лебедки электрические: 4.22 маш.-ч/т * 15 т = 63.3 маш.-ч.
- Полуприцепы-тяжеловозы: 0.79 маш.-ч/т * 15 т = 11.85 маш.-ч.
- Тракторы на гусеничном ходу: 0.79 маш.-ч/т * 15 т = 11.85 маш.-ч.
- Электроэнергия: 56.6 кВт-ч/т * 15 т = 849 кВт-ч.
- Поковки: 0.3 кг/т * 15 т = 4.5 кг.
- Шпалы: 0.25 шт/т * 15 т = 3.75 шт.
К этим базовым показателям будут применены коэффициенты, если работы ведутся, например, в горной местности или в условиях ограниченного пространства. Отдельно будут учтены затраты на устройство фундамента, монтаж опор и пусконаладочные работы.
Особенности и ограничения
- Тип канатной дороги: Норма 03-04-021-01 строго предназначена для пассажирских маятниковых канатных дорог. Для других типов канатных дорог (например, кресельных, буксировочных, грузовых, кольцевых) или их отдельных элементов следует использовать другие нормы, такие как ГЭСНм 03-04-022-10 "Устройство натяжное кресельной канатной дороги" или нормы из других разделов сборника 03.
- Комплектность работ: Важно понимать, что данная норма не включает в себя весь комплекс работ по строительству канатной дороги "под ключ". Она охватывает только монтаж самого привода. Все сопутствующие работы (земляные, фундаментные, монтаж металлоконструкций опор, прокладка кабелей, монтаж канатов, пусконаладка) должны быть учтены по отдельным сметным нормам.
- Транспортировка: Норма учитывает транспортировку оборудования в зону производства работ автомобильным транспортом на расстояние до 1 км. При больших расстояниях или использовании других видов транспорта (например, вертолетов для труднодоступных мест) затраты должны быть учтены дополнительно.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
Применение ГЭСНм 03-04-021-01, как и любой другой сметной нормы, требует внимательности и понимания ее содержания. Распространенные ошибки включают:
- Неправильное определение массы привода: Ошибка в исходных данных (массе оборудования) приведет к некорректному расчету всех ресурсных показателей.
- Как избежать: Всегда используйте точные данные из проектной документации, паспортов оборудования или официальных спецификаций. При отсутствии точных данных, запросите их у проектировщика или поставщика.
- Неучет или некорректное применение поправочных коэффициентов: Игнорирование усложняющих факторов или применение необоснованных коэффициентов может привести к занижению или завышению сметной стоимости.
- Как избежать: Тщательно анализируйте условия производства работ. Всегда ссылайтесь на официальные приложения к сборникам ГЭСН и методические указания при применении коэффициентов. При необходимости, запрашивайте разъяснения у заказчика или экспертных организаций.
- Включение в норму работ, не предусмотренных ее составом: Попытка "упаковать" в одну норму работы, которые должны быть учтены отдельно (например, земляные работы, устройство фундаментов, пусконаладка), ведет к искажению сметы и возможным проблемам при проверке.
- Как избежать: Четко следуйте составу работ, описанному в технической части сборника ГЭСН. Для каждого вида работ, не входящего в данную норму, подбирайте соответствующие ГЭСН или составляйте индивидуальные калькуляции при отсутствии прямых норм.
- Недостаточная детализация сметы: Сокращение наименований работ или материалов, отсутствие пояснений может вызвать вопросы у заказчика и контролирующих органов.
- Как избежать: Максимально подробно описывайте все запланированные работы и используемые материалы в соответствии с требованиями сметно-нормативной базы.
- Игнорирование требований к транспортировке: Недооценка сложности и стоимости доставки крупногабаритного оборудования, особенно в труднодоступные районы.
- Как избежать: Учитывайте логистические особенности проекта. Если транспортировка выходит за рамки, учтенные в норме (1 км), включайте дополнительные затраты по соответствующим нормам или по расчету.
Практические советы
- Комплексный подход: При составлении сметы на канатную дорогу всегда используйте комплексный подход, учитывая все этапы проекта: от подготовительных и земляных работ до монтажа оборудования и пусконаладки.
- Изучение проектной документации: Детальное изучение проектной документации (ППР, КМ, КМД) является основой для точного определения объемов работ и выбора соответствующих норм.
- Актуальность нормативов: Всегда используйте самые актуальные редакции ГЭСН и методических указаний по ценообразованию. Нормативы регулярно обновляются.
- Взаимодействие со специалистами: При возникновении вопросов по технологии монтажа или особенностям оборудования, не стесняйтесь консультироваться с инженерами-проектировщиками, технологами и специалистами по монтажу канатных дорог.
- Фотофиксация и акты скрытых работ: Для подтверждения объемов и условий выполнения работ, особенно при применении поправочных коэффициентов, рекомендуется вести фотофиксацию и своевременно оформлять акты скрытых работ.
Связанные нормы
При составлении смет на монтаж привода пассажирских маятниковых канатных дорог, помимо ГЭСНм 03-04-021-01, могут потребоваться следующие нормы:
- ГЭСН 09-06-010-02 "Монтаж опор канатных дорог: свободно стоящих высотой до 40 м" – для учета работ по установке несущих конструкций канатной дороги.
- ГЭСНм 03-04-022-10 "Устройство натяжное кресельной канатной дороги: напольное" – может быть использована для аналогичных работ на кресельных канатных дорогах или как ориентир для других элементов.
- ГЭСНп 01-04-021-03 "Дифференциальная защита шин" (или другие нормы из сборника ГЭСНп) – для пусконаладочных работ, связанных с электрической частью привода и системы управления.
- ГЭСН 01-01-021-01 "Разработка грунта в котлованах объемом от 3000 до 7000 куб.м с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами" – для земляных работ под фундаменты привода.
- ГЭСН 07-01-001-01 "Укладка фундаментов и фундаментных балок" – для устройства бетонных и железобетонных фундаментов.
- ГЭСН сборника 09 "Строительные металлические конструкции" – для монтажа вспомогательных металлоконструкций, площадок обслуживания, лестниц, связанных с приводом.
Контрольные моменты
Для обеспечения точности и обоснованности сметы, а также для контроля за выполнением работ, сметчику следует обращать внимание на следующие контрольные моменты:
- Соответствие проекту: Убедитесь, что все объемы работ и применяемые ресурсы строго соответствуют проектной документации. Любые отклонения должны быть обоснованы и согласованы с заказчиком.
- Акты скрытых работ: Монтаж привода включает операции, которые впоследствии будут скрыты (например, крепление анкерными болтами, выверка). Наличие правильно оформленных актов скрытых работ является подтверждением качества и объемов выполненных работ.
- Испытания оборудования: После монтажа привода проводятся его испытания, в том числе на холостом ходу и под нагрузкой. Результаты этих испытаний, зафиксированные в соответствующих актах, подтверждают готовность оборудования к эксплуатации и корректность монтажа.
- Сертификация и допуски: Проверьте наличие всех необходимых сертификатов на оборудование и материалы, а также допусков и разрешений у подрядной организации на выполнение данного вида работ.
Применение ГЭСНм 03-04-021-01 требует глубокого понимания не только сметного дела, но и технологических особенностей монтажа канатных дорог. Соблюдение всех рекомендаций позволит сметчикам формировать прозрачные, точные и обоснованные сметы, минимизируя риски возникновения разногласий и обеспечивая успешную реализацию проекта.
Ключевые моменты
-
Норма 03-04-021-01 применяется для монтажа приводов пассажирских маятниковых канатных дорог.
-
Единица измерения нормы – 1 тонна массы привода.
-
Состав работ включает подъем, установку, выверку и крепление рамы привода, электродвигателя и редуктора.
-
В норме учтены трудозатраты рабочих (27.3 чел.-ч/т при разряде 4.4), работа кранов, лебедок, тяжеловозов, тракторов и расход электроэнергии.
-
Необходимо отдельно учитывать земляные работы, устройство фундаментов, монтаж опор, канатов и пусконаладочные работы.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 03-04-021-01?
Когда применяется ГЭСН 03-04-021-01?
ГЭСНм 03-04-021-01 применяется при составлении сметной документации на монтаж привода для пассажирских маятниковых канатных дорог в рамках нового строительства, реконструкции или капитального ремонта.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены следующие материалы: поковки простые строительные (скобы, закрепы, хомуты) массой до 1,6 кг в количестве 0.3 кг на тонну привода, а также шпалы из древесины хвойных пород, непропитанные, для железных дорог широкой колеи, тип I, в количестве 0.25 шт на тонну привода.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты рабочих-строителей в размере 27.3 человеко-часов на 1 тонну массы привода, при среднем разряде работы 4.4.
4 Какие машины и механизмы учтены в норме?
Какие машины и механизмы учтены в норме?
В норме учтены следующие машины и механизмы: краны на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (1.64 маш.-ч/т), лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т) (4.22 маш.-ч/т), полуприцепы-тяжеловозы грузоподъемностью до 40 т (0.79 маш.-ч/т), тракторы на гусеничном ходу мощностью 79 кВт (108 л.с.) (0.79 маш.-ч/т), а также расход электроэнергии (56.6 кВт-ч/т).
5 Что не входит в состав работ по ГЭСН 03-04-021-01?
Что не входит в состав работ по ГЭСН 03-04-021-01?
В состав работ по ГЭСНм 03-04-021-01 не входят земляные работы, устройство фундаментов, монтаж опор канатных дорог, монтаж канатов, прокладка кабелей, а также пусконаладочные работы. Эти виды работ должны быть учтены по отдельным сметным нормам.
Практические советы
Всегда используйте точные данные о массе привода из проектной документации или паспортов оборудования.
Тщательно анализируйте условия производства работ и обоснованно применяйте поправочные коэффициенты, ссылаясь на соответствующие приложения к сборникам ГЭСН.
Четко разделяйте работы по монтажу привода от других видов работ (земляные, фундаментные, монтаж опор, канатов, пусконаладка) и учитывайте их по соответствующим нормам.
Подробно описывайте все работы и материалы в смете, избегая сокращений, чтобы обеспечить прозрачность и избежать разногласий.
Регулярно проверяйте актуальность используемых сметных нормативов и методических указаний.
Частые ошибки
Неправильное определение или округление массы привода, что приводит к искажению всех ресурсных показателей.
Неучет или необоснованное применение поправочных коэффициентов, например, за работу в стесненных условиях или на высоте, без должного обоснования проектной документацией.
Включение в норму работ, которые должны быть учтены по другим ГЭСН (например, земляные работы, устройство фундаментов, пусконаладочные работы), что ведет к задвоению или некорректному расчету.
Отсутствие детализации в смете, сокращение наименований работ и материалов, что затрудняет проверку и согласование сметы.
Игнорирование требований к транспортировке крупногабаритного оборудования, если расстояние превышает учтенное в норме (1 км).