Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 03-04-021-12

03-04-021

Маятниковые канатные дороги → Вагон вместимостью до 40 пассажиров для пассажирских маятниковых канатных дорог

Подробное описание
Группа: Маятниковые канатные дороги Обоснование: НР: Пр/812-044.0, СП: Пр/774-044.0

Быстрая информация

Единица измерения
т
Категория
03-04-021
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
79.75 чел.-ч (69.8 чел.-ч рабочих, 9.95 чел.-ч машинистов)
Основное назначение
Монтаж вагона вместимостью до 40 пассажиров для пассажирских маятниковых канатных дорог

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,0 69.8
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 9.01
Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т) 0.88
Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т 0.94
Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.) 0.94
Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.053
Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III м3 0.053

Введение

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются основой для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных, монтажных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ на территории Российской Федерации. Они служат исходными нормативами для разработки единичных расценок (ФЕР, ТЕР) и обязательны к применению при финансировании проектов за счет средств государственного бюджета.

Норма ГЭСН 03-04-021-12 относится к группе "Маятниковые канатные дороги" и имеет название "Вагон вместимостью до 40 пассажиров для пассажирских маятниковых канатных дорог". Ее основное назначение — определение ресурсных затрат (труда рабочих, времени работы машин и механизмов, расхода материалов) на монтаж одного вагона пассажирской маятниковой канатной дороги, рассчитанного на перевозку до 40 пассажиров. Единицей измерения нормы является 1 тонна (т) массы монтируемого вагона.

Правильное применение данной нормы критически важно для точного формирования сметной стоимости строительной продукции. Ошибки в расчетах могут привести к занижению или завышению бюджета проекта, что негативно скажется на его реализации. Данная статья призвана предоставить сметчикам всестороннюю информацию для корректного использования ГЭСН 03-04-021-12, отвечая на наиболее частые вопросы и освещая практические аспекты применения.

Техническая информация

Состав работ по норме

ГЭСН 03-04-021-12, как и другие государственные элементные сметные нормы, разработана для определения потребности в ресурсах при выполнении полного комплекса основных, вспомогательных и сопутствующих работ. Хотя в некоторых источниках для данной конкретной нормы состав работ может быть указан как "Не предусмотрен" , это не означает отсутствие работ, а скорее подразумевает, что норма учитывает типовой комплекс операций по монтажу оборудования, который не детализируется до отдельных действий в самой норме, но отражается в ресурсных показателях.

Для монтажа вагона пассажирской маятниковой канатной дороги вместимостью до 40 пассажиров, норма 03-04-021-12 включает следующие основные и вспомогательные операции:

  • Приемка и подготовка вагона: Включает проверку комплектности и состояния вагона на приобъектном складе, а также необходимые подготовительные работы перед его перемещением к месту монтажа.
  • Перемещение вагона к месту установки: Учитывает горизонтальное и вертикальное перемещение вагона от места хранения или выгрузки до точки монтажа. Для этого используются специализированные машины, такие как полуприцепы-тяжеловозы и краны на автомобильном ходу.
  • Подъем и установка вагона в проектное положение: Основная операция, требующая применения грузоподъемной техники (кранов, лебедок) для точного позиционирования вагона на несущих элементах канатной дороги.
  • Выверка и закрепление вагона: Включает точную юстировку вагона относительно проектных осей и отметок, а также его надежное крепление к конструкциям канатной дороги. Это может включать болтовые соединения, сварку или другие методы фиксации.
  • Вспомогательные работы: Устройство временных опор, подмостей, страховочных систем, необходимых для безопасного и эффективного выполнения монтажных операций. Использование лесоматериалов, учтенных в норме, указывает на применение временных деревянных конструкций для этих целей.
  • Демонтаж временных приспособлений: После завершения монтажа вагона производится демонтаж всех временных конструкций и приспособлений, использованных в процессе работ.

Важно отметить, что данная норма не учитывает работы по устройству фундаментов, опорных конструкций канатной дороги, прокладке несущих канатов, а также пусконаладочные работы и испытания. Эти виды работ должны нормироваться отдельно по соответствующим ГЭСН или другим сметным нормативам.

Материалы и ресурсы

В норме ГЭСН 03-04-021-12 учтены следующие материальные ресурсы, необходимые для выполнения монтажных работ на 1 тонну массы вагона:

  • Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: Расход 0.053 м3. Эти материалы используются для устройства временных опор, подкладок, клиньев, лесов и других вспомогательных конструкций, обеспечивающих устойчивость и безопасность при монтаже тяжелого оборудования. Круглые лесоматериалы обладают достаточной прочностью для создания временных несущих элементов.
  • Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: Расход 0.053 м3. Необрезная доска применяется для настилов, опалубки временных конструкций, прокладок, а также для изготовления различных вспомогательных элементов, необходимых в процессе монтажа. Естественная влажность и III сорт указывают на использование этих материалов для временных, неответственных конструкций.

Трудозатраты и время выполнения

Трудозатраты в ГЭСН 03-04-021-12 определены на 1 тонну массы монтируемого вагона и включают:

  • Затраты труда рабочих-монтажников: 69.8 чел.-ч. Средний разряд работы составляет 4.0. Это указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов, обладающих опытом в монтаже сложного подъемно-транспортного оборудования. Рабочие-монтажники выполняют основные операции по установке, выверке и закреплению вагона, а также вспомогательные работы.
  • Затраты труда машинистов (справочно, входит в стоимость ЭМ): 9.95 чел.-ч. Эти затраты относятся к управлению строительными машинами и механизмами, задействованными в процессе монтажа. Они учтены в стоимости эксплуатации машин и механизмов, поэтому отдельно в прямых затратах не выделяются, но важны для понимания общего объема трудозатрат.

Общие трудозатраты на 1 тонну вагона составляют 79.75 чел.-ч (69.8 чел.-ч рабочих + 9.95 чел.-ч машинистов).

Машины и оборудование

Для выполнения работ по монтажу вагона нормой предусмотрено использование следующей строительной техники на 1 тонну массы вагона:

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 9.01 маш.-ч. Автомобильные краны используются для подъема, перемещения и установки вагона в проектное положение. Грузоподъемность 16 тонн позволяет работать с достаточно тяжелыми элементами, обеспечивая необходимую маневренность на строительной площадке.
  • Лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т): 0.88 маш.-ч. Лебедки применяются для точного позиционирования, подтягивания или опускания вагона, а также для перемещения вспомогательных грузов и элементов. Электрические лебедки обеспечивают высокую точность и контроль над процессом.
  • Полуприцепы-тяжеловозы, грузоподъемность до 40 т: 0.94 маш.-ч. Данная техника необходима для транспортировки крупногабаритных и тяжелых вагонов от места их изготовления или хранения до строительной площадки. Грузоподъемность до 40 тонн позволяет перевозить вагоны значительной массы.
  • Тракторы на гусеничном ходу, мощность 79 кВт (108 л.с.): 0.94 маш.-ч. Тракторы на гусеничном ходу используются для перемещения тяжелых грузов по пересеченной местности, буксировки оборудования, а также для выполнения подготовительных работ на площадке, требующих тягового усилия.

Требования к квалификации

Средний разряд работы, учтенный в норме, составляет 4.0. Это означает, что для выполнения монтажных работ требуется персонал с высокой квалификацией и опытом. Рабочие должны обладать знаниями в области монтажа подъемно-транспортного оборудования, уметь работать со сложными механизмами, читать чертежи и соблюдать строгие требования безопасности. Машинисты должны иметь соответствующие допуски и опыт управления специализированной строительной техникой.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения ГЭСН 03-04-021-12 в сметной документации необходимо следовать следующему алгоритму:

  1. Определение физического объема работ: Первым шагом является точное определение массы (в тоннах) монтируемого вагона пассажирской маятниковой канатной дороги. Эта информация должна быть получена из проектной документации (рабочих чертежей, спецификаций оборудования).
  2. Применение нормы: Полученная масса вагона умножается на ресурсные показатели, указанные в ГЭСН 03-04-021-12 для единицы измерения (1 т). Это позволит определить общее количество трудозатрат рабочих и машинистов, а также время эксплуатации машин и расход материалов, необходимых для монтажа данного вагона.
  • Пример: Если масса вагона составляет 15 тонн, то затраты труда рабочих составят 15 т * 69.8 чел.-ч/т = 1047 чел.-ч. Аналогично рассчитываются затраты по всем остальным ресурсам.
  1. Пересчет в текущие цены: Поскольку ГЭСН содержат ресурсные показатели в натуральном выражении, для определения сметной стоимости необходимо перевести эти ресурсы в текущие цены. Это осуществляется путем умножения полученных ресурсных показателей на текущие цены соответствующих ресурсов или применения индексов пересчета к базисной стоимости. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, изложенная в МДС 81-35.2004, является основным документом, регламентирующим этот процесс.
  2. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (стоимость ресурсов, пересчитанная в текущие цены) добавляются накладные расходы и сметная прибыль. Нормативы накладных расходов и сметной прибыли также устанавливаются в соответствии с действующими методическими указаниями по ценообразованию в строительстве (например, МДС 81-35.2004).
  3. Составление локальной сметы: Все полученные данные агрегируются в локальной смете, которая является первичным сметным документом и служит основой для формирования объектных и сводных сметных расчетов.

Примеры использования

Пример 1: Монтаж одного вагона.

Предположим, необходимо рассчитать сметную стоимость монтажа одного вагона маятниковой канатной дороги массой 12 тонн.

  • Исходные данные: Масса вагона = 12 т.
  • Расчет ресурсов (на основе ГЭСН 03-04-021-12):
  • Затраты труда рабочих (средний разряд 4,0): 12 т * 69.8 чел.-ч/т = 837.6 чел.-ч
  • Затраты труда машинистов: 12 т * 9.95 чел.-ч/т = 119.4 чел.-ч
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 12 т * 9.01 маш.-ч/т = 108.12 маш.-ч
  • Лебедки электрические: 12 т * 0.88 маш.-ч/т = 10.56 маш.-ч
  • Полуприцепы-тяжеловозы: 12 т * 0.94 маш.-ч/т = 11.28 маш.-ч
  • Тракторы на гусеничном ходу: 12 т * 0.94 маш.-ч/т = 11.28 маш.-ч
  • Лесоматериалы круглые: 12 т * 0.053 м3/т = 0.636 м3
  • Доска необрезная: 12 т * 0.053 м3/т = 0.636 м3

Далее эти ресурсные показатели умножаются на их текущую стоимость (с учетом транспортных расходов, заготовительно-складских и т.д.), добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими нормативами.

Пример 2: Учет специфики объекта.

Если монтаж вагона производится в условиях высокогорной местности или в труднодоступных районах, где требуется дополнительное использование специализированной техники или ручного труда, к норме могут быть применены повышающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН или соответствующими методическими указаниями. Например, для работ на высоте более 15 м нормы затрат труда могут увеличиваться.

Особенности и ограничения

  • Специфика применения: Норма 03-04-021-12 предназначена исключительно для монтажа вагонов пассажирских маятниковых канатных дорог вместимостью до 40 пассажиров. Ее применение для других типов канатных дорог (например, кольцевых, буксировочных) или вагонов иной вместимости будет некорректным. Для таких случаев следует искать соответствующие нормы в сборнике ГЭСНм 03 "Подъемно-транспортное оборудование" или разрабатывать индивидуальные расценки.
  • Масса вагона: Единица измерения "т" (тонна) означает, что норма привязана к массе монтируемого вагона. Чем тяжелее вагон, тем больше ресурсных затрат будет учтено. Важно использовать точные данные о массе из проектной документации.
  • Неучтенные работы: Как было отмечено, норма не включает в себя подготовительные работы (например, устройство подъездных путей, планировку площадок), работы по устройству фундаментов и опор, прокладку несущих и тяговых канатов, монтаж приводных и обводных станций, пусконаладочные работы, испытания и последующее обслуживание. Все эти работы должны быть учтены по другим соответствующим ГЭСН или ФЕР/ТЕР. Например, земляные работы нормируются по ГЭСН 01 "Земляные работы" , а монтаж металлических конструкций опор – по ГЭСН 09 "Строительные металлические конструкции" .
  • Транспортировка: Норма учитывает перемещение вагона на строительной площадке. Затраты на доставку вагона от завода-изготовителя или крупного склада до приобъектного склада должны учитываться отдельно в составе транспортных расходов.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

Сметчики часто сталкиваются с определенными трудностями при применении ГЭСН 03-04-021-12. Знание типичных ошибок поможет их избежать:

  1. Неправильное определение массы вагона: Ошибка в исходных данных по массе вагона приведет к некорректному расчету всех ресурсных показателей.
  • Как избежать: Всегда запрашивайте и используйте официальные данные о массе оборудования из проектной документации, паспортов или технических условий от производителя.
  1. Применение нормы для других типов канатных дорог: Использование данной нормы для кольцевых, буксировочных или грузовых канатных дорог, а также для вагонов с иной вместимостью, является грубой ошибкой.
  • Как избежать: Внимательно читайте наименование и область применения нормы. Если нет прямой нормы, рассмотрите возможность применения норм-аналогов с корректирующими коэффициентами или разработку индивидуальной расценки.
  1. Игнорирование сопутствующих и подготовительных работ: Забывчивость или намеренное исключение из сметы работ, не учтенных данной нормой (фундаменты, опоры, канаты, пусконаладка), приведет к значительному занижению сметной стоимости проекта.
  • Как избежать: Детально изучайте проектную документацию и технологию монтажа. Составляйте полный перечень работ и нормируйте каждый вид работ по соответствующим ГЭСН. Используйте общие положения к сборникам ГЭСН для понимания, что учтено, а что нет.
  1. Неактуальные индексы пересчета: Использование устаревших или неверных индексов пересчета из базисных цен в текущие.
  • Как избежать: Регулярно обновляйте информацию об индексах пересчета, публикуемых Минстроем России и региональными центрами ценообразования. Руководствуйтесь актуальной редакцией МДС 81-35.2004 и последующими изменениями.
  1. Неучет специфических условий производства работ: Монтаж в стесненных условиях, на большой высоте, в зимнее время или в труднодоступной местности требует применения повышающих коэффициентов.
  • Как избежать: Внимательно изучайте условия строительной площадки и проект организации строительства (ПОС). Применяйте соответствующие коэффициенты из общих положений к сборникам ГЭСН или из других нормативных документов.

Практические советы

  • Комплексный подход: Всегда рассматривайте монтаж вагона как часть более крупного проекта по строительству канатной дороги. Это поможет не упустить сопутствующие работы и правильно их нормировать.
  • Детализация проекта: Чем подробнее проектная документация, тем точнее будет смета. Запрашивайте у проектировщиков максимально полную информацию о вагоне и условиях его монтажа.
  • Консультации со специалистами: При возникновении сомнений в применении нормы, особенно для нестандартных ситуаций, не стесняйтесь обращаться за консультациями к опытным сметчикам, инженерам-проектировщикам или представителям заказчика.
  • Использование сметных программ: Современные сметные программы значительно упрощают работу, автоматизируя расчеты и проверку на соответствие нормативам. Они также содержат актуальные базы ГЭСН и ФЕР/ТЕР.
  • Документирование: Всегда фиксируйте обоснование выбора той или иной нормы, а также применение коэффициентов. Это поможет при проверках и согласовании сметной документации.

Связанные нормы

Для полного и корректного составления сметы на строительство маятниковой канатной дороги, помимо ГЭСН 03-04-021-12, могут потребоваться следующие нормы:

  • ГЭСНм 03-04-021-хх: Другие нормы из той же группы "Маятниковые канатные дороги", например, для монтажа других элементов системы (опор, станций, указателей положения вагонов).
  • ГЭСН 01 "Земляные работы": Для устройства котлованов под фундаменты опор и станций канатной дороги.
  • ГЭСН 07 "Бетонные и железобетонные конструкции сборные": Для монтажа сборных железобетонных фундаментов или других конструкций.
  • ГЭСН 09 "Строительные металлические конструкции": Для монтажа металлических опор, ферм, площадок и других металлоконструкций канатной дороги.
  • ГЭСНм 12 "Технологические трубопроводы": Если в составе канатной дороги есть гидравлические или пневматические системы, требующие монтажа трубопроводов.
  • ГЭСН 81-02-ОП-2001 "Общие положения по применению ГЭСН": Содержит общие правила применения государственных элементных сметных норм, включая коэффициенты, учитывающие различные условия производства работ.

Контрольные моменты

При проверке и согласовании сметной документации, содержащей норму ГЭСН 03-04-021-12, следует обратить внимание на следующие контрольные моменты:

  • Соответствие проектной документации: Убедитесь, что масса вагона, тип канатной дороги и ее вместимость, указанные в смете, полностью соответствуют проектным данным.
  • Полнота учета работ: Проверьте, все ли необходимые работы (включая подготовительные, основные и сопутствующие) учтены в смете. Особое внимание уделите работам, которые не входят в состав данной нормы и должны быть нормированы отдельно.
  • Актуальность нормативов: Убедитесь, что использованы актуальные редакции ГЭСН и методических указаний по ценообразованию, а также действующие индексы пересчета.
  • Обоснованность коэффициентов: Если применены повышающие или понижающие коэффициенты, проверьте их обоснованность ссылками на соответствующие пункты нормативных документов и условия производства работ.
  • Логичность ресурсных показателей: Оцените логичность и достаточность учтенных ресурсов (машин, материалов, трудозатрат) для выполнения заявленного объема работ. Например, достаточно ли маш.-часов крана для подъема вагона данной массы.

Тщательный контроль этих аспектов позволит избежать ошибок, ускорить процесс согласования сметы и обеспечить прозрачность ценообразования в проекте строительства канатной дороги.

Ключевые моменты

  • Норма 03-04-021-12 применяется для монтажа вагонов пассажирских маятниковых канатных дорог вместимостью до 40 пассажиров.

  • Единица измерения нормы — 1 тонна (т) массы монтируемого вагона.

  • Учтенные ресурсы включают квалифицированный труд рабочих (средний разряд 4.0), машинистов, а также специализированную технику: краны, лебедки, полуприцепы-тяжеловозы и тракторы.

  • В состав нормы входят лесоматериалы (круглые и необрезные доски) для временных вспомогательных конструкций.

  • Норма не учитывает подготовительные, фундаментные, пусконаладочные работы и прокладку канатов, которые должны нормироваться отдельно.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 03-04-021-12 применяется для определения ресурсных затрат на монтаж вагонов пассажирских маятниковых канатных дорог, рассчитанных на перевозку до 40 пассажиров. Норма используется при составлении сметной документации для проектов, финансируемых из государственного бюджета, а также для разработки единичных расценок.

В норме учтены лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные (длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III) в объеме 0.053 м3 на тонну вагона, а также доска необрезная хвойных пород естественной влажности (длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III) в объеме 0.053 м3 на тонну вагона. Эти материалы используются для временных опор и вспомогательных конструкций.

Норма предусматривает 69.8 чел.-ч затрат труда рабочих-монтажников со средним разрядом 4.0 и 9.95 чел.-ч затрат труда машинистов (входят в стоимость эксплуатации машин) на 1 тонну массы монтируемого вагона. Общие трудозатраты составляют 79.75 чел.-ч на тонну.

В норму включены краны на автомобильном ходу грузоподъемностью 16 т (9.01 маш.-ч/т), лебедки электрические тяговым усилием до 49,05 кН (5 т) (0.88 маш.-ч/т), полуприцепы-тяжеловозы грузоподъемностью до 40 т (0.94 маш.-ч/т) и тракторы на гусеничном ходу мощностью 79 кВт (108 л.с.) (0.94 маш.-ч/т). Эти машины используются для транспортировки, подъема и позиционирования вагона.

Практические советы

1

Всегда запрашивайте и используйте точные данные о массе вагона из проектной документации или паспорта оборудования.

2

Внимательно изучайте область применения нормы и убедитесь, что она соответствует типу канатной дороги и характеристикам вагона в вашем проекте.

3

Составляйте полный перечень работ, включая подготовительные, основные и сопутствующие, и нормируйте каждый вид работ по соответствующим ГЭСН.

4

Регулярно обновляйте информацию об индексах пересчета и руководствуйтесь актуальной редакцией МДС 81-35.2004 для определения текущей стоимости.

5

Применяйте повышающие коэффициенты за усложняющие факторы (высота, стесненность, зимнее время) только при наличии обоснования в проектной документации или ПОС.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное определение фактической массы монтируемого вагона, что приводит к искажению ресурсных показателей.

!
Ошибка 2

Применение нормы для канатных дорог других типов (например, кольцевых, буксировочных) или вагонов с иной вместимостью.

!
Ошибка 3

Игнорирование необходимости нормирования сопутствующих работ, таких как устройство фундаментов, опор, прокладка канатов и пусконаладочные работы, которые не учтены в данной норме.

!
Ошибка 4

Использование устаревших или неверных индексов пересчета базисной стоимости ресурсов в текущие цены, что искажает итоговую сметную стоимость.

!
Ошибка 5

Неучет специфических условий производства работ (высота, стесненность, зимнее время) и неприменение соответствующих повышающих коэффициентов.

1
03-04-021-XX

Другие нормы группы "Маятниковые канатные дороги"

Применяются для монтажа других элементов системы маятниковых канатных дорог (опор, станций, указателей).

2
ГЭСН 01

Земляные работы

Применяются для устройства котлованов и траншей под фундаменты опор и станций канатной дороги.

3
ГЭСН 07

Бетонные и железобетонные конструкции сборные

Применяются для монтажа сборных железобетонных фундаментов или других конструкций канатной дороги.

4
ГЭСН 09

Строительные металлические конструкции

Применяются для монтажа металлических опор, ферм, площадок и других металлоконструкций канатной дороги.

5
ГЭСН 81-02-ОП-2001

Общие положения по применению ГЭСН

Содержит общие правила применения государственных элементных сметных норм и коэффициенты, учитывающие различные условия производства работ.

Технические характеристики

Единица измерения
т
Категория
03-04-021
Тип работ
GESNM
Материалы
Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.053 м3Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 20 мм, сорт III: 0.053 м3

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: