Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 04-03-022-02

04-03-022

Опора линейная с количеством роликов в балансире: → до 4 шт. кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги

Подробное описание
Группа: Опора линейная с количеством роликов в балансире: Обоснование: НР: Пр/812-083.0, СП: Пр/774-083.0

Быстрая информация

Единица измерения
шт
Категория
04-03-022
Тип работ
GESNP
Трудозатраты
112.00 чел.-ч (Рабочий 6 разряда: 38.08 чел.-ч, Инженер I категории: 36.96 чел.-ч, Ведущий инженер: 36.96 чел.-ч)
Основное назначение
Монтаж линейной опоры с количеством роликов в балансире: → до 4 шт. кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Рабочий 6 разряда чел.-ч 38.08
Инженер I категории чел.-ч 36.96
Ведущий инженер чел.-ч 36.96

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 04-03-022-02 является ключевым документом для сметчиков, занимающихся расчетом затрат на монтаж и обслуживание объектов инфраструктуры канатных дорог. Данная норма охватывает работы по установке линейных опор, оснащенных балансирами с количеством роликов до 4 штук, предназначенных для кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог. Точное применение этой нормы позволяет корректно определить трудозатраты и ресурсы, необходимые для выполнения данного вида работ, обеспечивая прозрачность и обоснованность сметной стоимости.

Назначение и область применения нормы

ГЭСН 04-03-022-02 предназначена для определения прямых затрат на выполнение комплекса работ, связанных с монтажом специфических элементов канатных дорог – линейных опор с балансирами. Область ее применения охватывает строительство, реконструкцию и капитальный ремонт кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог, где используются опоры с указанным количеством роликов в балансире. Норма учитывает среднеотраслевые затраты труда рабочих и инженерно-технического персонала, необходимые для выполнения технологических операций по установке и выверке таких конструкций. Применение данной нормы обязательно для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета, а для строек, финансируемых за счет собственных средств, носит рекомендательный характер.

Основные характеристики

Основной характеристикой нормы 04-03-022-02 является ее привязка к единице измерения "шт" (штука), что означает расчет затрат на монтаж одной линейной опоры. Это позволяет сметчикам легко масштабировать расчеты в зависимости от общего количества опор, предусмотренных проектом канатной дороги. Норма учитывает специфику работы с балансирами, содержащими до 4 роликов, что является важным параметром, влияющим на трудоемкость и состав операций. Обоснование нормы, согласно входным данным, базируется на документах НР: Пр/812-083.0 и СП: Пр/774-083.0, что указывает на ее соответствие утвержденным стандартам и проектным решениям.

Техническая информация

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 04-03-022-02 охватывает полный комплекс работ, необходимых для монтажа линейной опоры с балансиром для кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги. Хотя детальный перечень операций не всегда приводится в самой норме, исходя из ее названия и предназначения, можно выделить следующие основные этапы и операции:

  1. Подготовительные работы:
  • Проверка готовности фундаментов и анкерных групп для установки опоры.
  • Доставка и складирование элементов опоры, балансира и роликов в зоне монтажа.
  • Подготовка монтажных приспособлений и инструментов.
  1. Монтаж конструкции линейной опоры:
  • Подъем и установка секций опоры на фундамент с использованием подъемных механизмов (кранов).
  • Выверка вертикальности и горизонтальности элементов опоры.
  • Сборка и закрепление болтовых соединений или выполнение сварочных работ (если предусмотрено конструкцией).
  • Устройство временных подмостей или использование подъемных платформ для обеспечения доступа к монтажным узлам.
  1. Установка балансира и роликов:
  • Подъем и монтаж балансира на предусмотренное место на опоре.
  • Установка до 4 роликов в балансир, их закрепление и проверка свободного вращения.
  • Смазка и обслуживание подвижных элементов.
  1. Выверка и регулировка:
  • Точная выверка положения опоры и балансира относительно проектных осей и высотных отметок.
  • Регулировка натяжения и положения роликов для обеспечения правильного хода каната.
  1. Заключительные работы:
  • Демонтаж временных подмостей и монтажных приспособлений.
  • Уборка рабочей зоны от строительного мусора.
  • Проверка качества выполненных работ и соответствия проектной документации.

Важно отметить, что в ГЭСН учтены среднеотраслевые затраты на выполнение полного комплекса монтажных работ, определенного на основе соответствующих технических условий и инструкций на монтаж оборудования.

Материалы и ресурсы

ГЭСН 04-03-022-02, как и другие элементные сметные нормы, определяет потребность в ресурсах для выполнения работ. В данном случае, норма учитывает трудозатраты квалифицированного персонала. Сами материалы (линейная опора, балансир, ролики, крепежные элементы) не входят в состав нормы, поскольку они являются оборудованием или основными конструкциями, поставляемыми отдельно и учитываемыми в смете по другим статьям или спецификациям. Норма покрывает именно затраты на их монтаж.

Учтенные ресурсы:

  • Рабочий 6 разряда: 38.08 чел.-ч
  • Инженер I категории: 36.96 чел.-ч
  • Ведущий инженер: 36.96 чел.-ч

Трудозатраты и время выполнения

Общие трудозатраты по норме ГЭСН 04-03-022-02 составляют 112.00 чел.-ч на одну единицу (шт.) линейной опоры. Распределение трудозатрат по квалификационным категориям персонала выглядит следующим образом:

  • Рабочий 6 разряда: 38.08 чел.-ч. Это основной исполнитель, выполняющий непосредственные монтажные операции, требующие высокой квалификации и опыта работы с подъемными механизмами и сложными конструкциями.
  • Инженер I категории: 36.96 чел.-ч. Инженерный персонал осуществляет техническое руководство работами, контроль за соблюдением проектных решений и технологических карт, а также оперативное решение возникающих вопросов.
  • Ведущий инженер: 36.96 чел.-ч. Ведущий инженер отвечает за общее планирование, координацию работ, взаимодействие с заказчиком и надзорными органами, а также за обеспечение безопасности и качества выполнения монтажа.

Время выполнения работ напрямую зависит от численности бригады и организации труда. Например, при одновременной работе всех указанных специалистов, монтаж одной опоры потребует около 37-38 часов рабочего времени (112 чел.-ч / 3 специалиста ≈ 37.33 часа). Однако на практике состав бригады и продолжительность работ могут варьироваться в зависимости от конкретных условий объекта и применяемых технологий.

Машины и оборудование

Хотя в составе самой нормы ГЭСН 04-03-022-02 не указаны конкретные машины и механизмы, их использование является неотъемлемой частью монтажа линейных опор канатных дорог. Для выполнения работ по данной норме, как правило, требуются:

  • Подъемные механизмы: Автомобильные или гусеничные краны соответствующей грузоподъемности и вылета стрелы для подъема и позиционирования секций опоры и балансира. В некоторых случаях могут применяться башенные краны или специализированные подъемные установки.
  • Транспортные средства: Грузовые автомобили для доставки элементов опоры и оборудования на объект.
  • Вспомогательное оборудование: Стропы, траверсы, лебедки, монтажные люльки, подмости, а также ручной и электроинструмент (гайковерты, сварочные аппараты, измерительные приборы для выверки).

Затраты на эксплуатацию машин и механизмов, а также оплата труда машинистов, как правило, учитываются в сметной документации отдельно, в соответствии с другими нормами ГЭСН или ГЭСНм (например, ГЭСН 09-06-010-02 Монтаж опор канатных дорог или нормы из сборника ГЭСНм-03 "Подъемно-транспортное оборудование" , ), если они не включены в комплексную норму.

Требования к квалификации

Высокий разряд рабочего (6 разряд) и наличие инженерно-технического персонала (инженер I категории, ведущий инженер) в составе трудозатрат нормы 04-03-022-02 подчеркивают сложность и ответственность выполняемых работ. Монтаж линейных опор канатных дорог требует глубоких знаний в области строительных конструкций, механики, а также навыков работы с высокоточным оборудованием. Персонал должен обладать соответствующими допусками к высотным работам, работам с грузоподъемными механизмами и электроинструментом, а также строго соблюдать требования техники безопасности.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Применение нормы ГЭСН 04-03-022-02 в сметной документации осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ: В проектной документации (рабочих чертежах, спецификациях) необходимо найти общее количество линейных опор с балансирами, соответствующими описанию нормы (до 4 роликов). Это будет объем работ в единицах измерения "шт".

  2. Применение нормы: Для каждой единицы (шт.) опоры применяются ресурсные показатели, указанные в ГЭСН 04-03-022-02. Это включает трудозатраты рабочих и инженерно-технического персонала.

  3. Расчет прямых затрат:

  • Затраты на оплату труда рабочих: Умножить трудозатраты рабочего 6 разряда на текущую стоимость человеко-часа для данного разряда.
  • Затраты на оплату труда ИТР: Умножить трудозатраты инженера I категории и ведущего инженера на соответствующие текущие стоимости человеко-часа.
  • Затраты на эксплуатацию машин и механизмов: Если в проекте предусмотрено использование конкретных машин, их стоимость и время эксплуатации рассчитываются по соответствующим нормам ГЭСН или ГЭСНм (например, ГЭСН 09-06-010-02 для монтажа опор). В данной норме эти затраты не учтены.
  • Стоимость материалов: Стоимость самой опоры, балансира, роликов и крепежных элементов учитывается отдельно по спецификациям или прайс-листам поставщиков.
  1. Учет поправочных коэффициентов: В зависимости от условий производства работ (стесненность, работа на высоте более 10 м, особые климатические условия и т.д.), к прямым затратам могут применяться поправочные коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН или соответствующими методическими указаниями.

  2. Начисление накладных расходов и сметной прибыли: К полученным прямым затратам начисляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими нормативами и методическими документами.

Примеры использования

Пример 1: Расчет стоимости монтажа одной опоры

Допустим, необходимо рассчитать сметную стоимость монтажа одной линейной опоры по ГЭСН 04-03-022-02. При текущих стоимостях человеко-часа (условные данные для примера):

  • Рабочий 6 разряда: 500 руб./чел.-ч
  • Инженер I категории: 700 руб./чел.-ч
  • Ведущий инженер: 800 руб./чел.-ч

Расчет затрат на оплату труда:

  • Рабочий: 38.08 чел.-ч * 500 руб./чел.-ч = 19 040 руб.
  • Инженер I категории: 36.96 чел.-ч * 700 руб./чел.-ч = 25 872 руб.
  • Ведущий инженер: 36.96 чел.-ч * 800 руб./чел.-ч = 29 568 руб.

Общие затраты на оплату труда: 19 040 + 25 872 + 29 568 = 74 480 руб.

К этой сумме добавляются затраты на эксплуатацию машин (если не учтены в комплексной норме) и стоимость материалов, после чего начисляются накладные расходы и сметная прибыль.

Пример 2: Учет нескольких опор

Если проектом предусмотрен монтаж 10 таких опор, то общие трудозатраты составят: 112 чел.-ч/шт. * 10 шт. = 1120 чел.-ч. Аналогично масштабируются и стоимостные показатели.

Особенности и ограничения

  • Специфика объекта: Норма применима только для линейных опор кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог с балансирами, имеющими до 4 роликов. Для других типов опор или канатных дорог следует применять иные нормы.
  • Комплексность: Норма учитывает именно монтажные работы. Работы по устройству фундаментов, прокладке коммуникаций, пусконаладочные работы, а также стоимость самой опоры и ее компонентов учитываются по другим нормам или спецификациям.
  • Условия производства работ: Норма рассчитана на стандартные условия. При работе в стесненных условиях, на большой высоте (свыше 10 м), в зимнее время или при других усложняющих факторах необходимо применять соответствующие поправочные коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН. ,

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильная интерпретация наименования нормы: Одна из частых ошибок – применение данной нормы для монтажа опор других типов канатных дорог или опор с иным количеством роликов в балансире. Необходимо строго следовать описанию нормы: "Опора линейная с количеством роликов в балансире: → до 4 шт. кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги".
  2. Неучет сопутствующих работ: Сметчики иногда забывают, что ГЭСН 04-03-022-02 покрывает только монтаж самой опоры с балансиром и роликами. Работы по устройству фундаментов, земляные работы, прокладка кабелей, антикоррозийная защита (кроме сварных швов, если учтено в монтаже), пусконаладочные работы и благоустройство территории должны быть учтены отдельно по соответствующим нормам (например, ГЭСН 09-06-010-02 для монтажа опорных конструкций).
  3. Игнорирование поправочных коэффициентов: Неучет усложняющих факторов (высота, стесненность, особые климатические условия) приводит к занижению сметной стоимости и, как следствие, к финансовым потерям подрядчика. Всегда проверяйте наличие таких условий на объекте и применяйте соответствующие коэффициенты. ,
  4. Неправильный расчет количества: Ошибка в подсчете количества опор или балансиров, подлежащих монтажу, ведет к некорректному объему работ. Тщательная сверка с проектной документацией обязательна.
  5. Путаница с ГЭСНм: Важно помнить, что ГЭСН 04-03-022-02 относится к сборнику ГЭСН (строительные работы), а не ГЭСНм (монтаж оборудования). Хотя существуют схожие нормы в ГЭСНм, например, ГЭСНм 03-04-022-02 Балансир кресельной канатной дороги , они имеют свои особенности и область применения.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов внимательно изучите проектную и рабочую документацию, чтобы точно определить тип и количество опор, а также специфику их установки.
  • Консультации со специалистами: При возникновении сомнений в применении нормы или необходимости учета нестандартных условий, проконсультируйтесь с инженерами-проектировщиками или специалистами по монтажу канатных дорог.
  • Использование актуальных сборников: Всегда используйте самые актуальные редакции сборников ГЭСН и методических указаний по ценообразованию, так как нормы могут обновляться и дополняться. ,
  • Комплексный подход: Помните, что смета на строительство канатной дороги – это комплексный документ, требующий учета множества норм из разных сборников (земляные работы, фундаменты, металлоконструкции, электромонтажные работы и т.д.).

Связанные нормы

При составлении сметной документации на строительство или реконструкцию канатных дорог, помимо ГЭСН 04-03-022-02, могут быть применены следующие нормы:

  • ГЭСН 09-06-010-02 Монтаж опор канатных дорог: Данная норма из сборника ГЭСН-09 "Строительные металлические конструкции" применяется для монтажа самих опорных конструкций канатных дорог (свободно стоящих, высотой до 40 м). Она может использоваться в сочетании с 04-03-022-02, где 09-06-010-02 покрывает монтаж основной конструкции опоры, а 04-03-022-02 – специфический монтаж балансира с роликами. ,
  • ГЭСНм 03-04-022-02 Балансир кресельной канатной дороги: двухроликовый: Хотя это норма из сборника ГЭСНм (монтаж оборудования), она непосредственно касается монтажа балансиров. В зависимости от конкретного технического задания и состава работ, может быть рассмотрена как альтернатива или дополнение, если речь идет о монтаже именно балансира как отдельного элемента оборудования.
  • ГЭСН сборника 04 "Скважины" (например, ГЭСН 04-01-022-02 Ударно-канатное бурение скважин ): Если для установки опор требуется бурение скважин под фундаменты, то применяются соответствующие нормы из этого сборника. ,
  • Нормы на земляные работы (например, из сборника ГЭСН-01 "Земляные работы"): Для устройства котлованов под фундаменты опор.
  • Нормы на бетонные и железобетонные конструкции (например, из сборника ГЭСН-06 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные"): Для устройства фундаментов опор.

Контрольные моменты

  • Соответствие проекту: Все работы должны строго соответствовать проектной документации, включая размеры, расположение и тип устанавливаемых элементов.
  • Качество монтажа: Особое внимание следует уделять точности выверки и надежности крепления всех элементов, так как это напрямую влияет на безопасность и долговечность канатной дороги.
  • Документация: Ведение исполнительной документации, актов скрытых работ и актов приемки-передачи смонтированных конструкций является обязательным.
  • Техника безопасности: Строгое соблюдение правил техники безопасности при работе на высоте, с грузоподъемными механизмами и электроинструментом.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСН 04-03-022-02 применяется для монтажа линейных опор кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог.

  • Учитывает установку опор с балансирами, содержащими до 4 роликов.

  • Единица измерения нормы – "шт" (штука), что позволяет рассчитывать затраты на каждую опору.

  • Включает трудозатраты рабочего 6 разряда, инженера I категории и ведущего инженера, общие трудозатраты составляют 112.00 чел.-ч.

  • Не учитывает стоимость самой опоры, балансира, роликов и машин, которые рассчитываются отдельно.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 04-03-022-02 применяется при определении сметной стоимости работ по монтажу линейных опор с количеством роликов в балансире до 4 штук для кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог. Она используется в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте таких объектов.

В норме ГЭСН 04-03-022-02 учтены только трудозатраты персонала. Сами материалы, такие как линейная опора, балансир, ролики и крепежные элементы, не входят в состав нормы, поскольку они являются оборудованием или основными конструкциями, поставляемыми отдельно и учитываемыми по другим статьям сметы.

Норма предусматривает следующие трудозатраты на монтаж одной опоры: Рабочий 6 разряда – 38.08 чел.-ч; Инженер I категории – 36.96 чел.-ч; Ведущий инженер – 36.96 чел.-ч. Общие трудозатраты составляют 112.00 чел.-ч.

Хотя норма ГЭСН 04-03-022-02 не включает затраты на машины, для выполнения работ по монтажу линейных опор канатных дорог необходимы подъемные механизмы (краны), транспортные средства, а также вспомогательное оборудование и инструменты (стропы, лебедки, монтажные приспособления, измерительные приборы). Затраты на их эксплуатацию учитываются отдельно по соответствующим нормам.

Нет, данная норма строго ограничена применением для опор с количеством роликов в балансире "до 4 шт.". Для опор с большим количеством роликов или для других типов канатных дорог необходимо использовать иные, более подходящие сметные нормы.

Практические советы

1

Всегда тщательно изучайте проектную документацию для точного определения типа и количества опор, а также специфики их установки.

2

Применяйте поправочные коэффициенты, если работы выполняются в условиях, отличающихся от нормативных (например, на высоте более 10 м или в стесненных условиях).

3

Помните, что норма покрывает только монтажные работы; стоимость самой опоры и ее компонентов, а также затраты на эксплуатацию машин, учитываются отдельно.

4

Используйте актуальные редакции сборников ГЭСН и методических указаний для обеспечения достоверности сметных расчетов.

5

При необходимости монтажа других элементов канатных дорог или выполнении сопутствующих работ, используйте соответствующие связанные нормы из других сборников ГЭСН и ГЭСНм.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное применение нормы для опор других типов или с иным количеством роликов в балансире.

!
Ошибка 2

Неучет сопутствующих работ, таких как устройство фундаментов, земляные работы, прокладка коммуникаций, которые должны быть учтены по другим нормам.

!
Ошибка 3

Игнорирование поправочных коэффициентов за усложняющие условия производства работ (высота, стесненность, зимнее время).

!
Ошибка 4

Ошибки в определении фактического количества монтируемых опор, приводящие к некорректному объему работ.

!
Ошибка 5

Путаница между нормами ГЭСН (строительные работы) и ГЭСНм (монтаж оборудования), что может привести к неверному расчету стоимости.

1
09-06-010-02

Монтаж опор канатных дорог

Применяется для монтажа основных конструкций опор канатных дорог (металлических), может использоваться в сочетании с 04-03-022-02, где последняя покрывает специфический монтаж балансира с роликами.

2
ГЭСНм 03-04-022-02

Балансир кресельной канатной дороги: двухроликовый

Норма из сборника ГЭСНм (монтаж оборудования), непосредственно касающаяся монтажа балансиров. Может быть рассмотрена как альтернатива или дополнение в зависимости от технического задания.

3
04-01-022-02

Ударно-канатное бурение скважин станками типа УГБ-3УК и УГБ-4УК глубиной бурения до 100 м в грунтах группы: 3

Применяется для бурения скважин под фундаменты опор, если такие работы предусмотрены проектом.

Технические характеристики

Единица измерения
шт
Категория
04-03-022
Тип работ
GESNP
Материалы
Рабочий 6 разряда: 38.08 чел.-ч, Инженер I категории: 36.96 чел.-ч, Ведущий инженер: 36.96 чел.-ч

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: