Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 04-03-022-02 является ключевым документом для сметчиков, занимающихся расчетом затрат на монтаж и обслуживание объектов инфраструктуры канатных дорог. Данная норма охватывает работы по установке линейных опор, оснащенных балансирами с количеством роликов до 4 штук, предназначенных для кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог. Точное применение этой нормы позволяет корректно определить трудозатраты и ресурсы, необходимые для выполнения данного вида работ, обеспечивая прозрачность и обоснованность сметной стоимости.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 04-03-022-02 предназначена для определения прямых затрат на выполнение комплекса работ, связанных с монтажом специфических элементов канатных дорог – линейных опор с балансирами. Область ее применения охватывает строительство, реконструкцию и капитальный ремонт кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог, где используются опоры с указанным количеством роликов в балансире. Норма учитывает среднеотраслевые затраты труда рабочих и инженерно-технического персонала, необходимые для выполнения технологических операций по установке и выверке таких конструкций. Применение данной нормы обязательно для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета, а для строек, финансируемых за счет собственных средств, носит рекомендательный характер.
Основные характеристики
Основной характеристикой нормы 04-03-022-02 является ее привязка к единице измерения "шт" (штука), что означает расчет затрат на монтаж одной линейной опоры. Это позволяет сметчикам легко масштабировать расчеты в зависимости от общего количества опор, предусмотренных проектом канатной дороги. Норма учитывает специфику работы с балансирами, содержащими до 4 роликов, что является важным параметром, влияющим на трудоемкость и состав операций. Обоснование нормы, согласно входным данным, базируется на документах НР: Пр/812-083.0 и СП: Пр/774-083.0, что указывает на ее соответствие утвержденным стандартам и проектным решениям.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 04-03-022-02 охватывает полный комплекс работ, необходимых для монтажа линейной опоры с балансиром для кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги. Хотя детальный перечень операций не всегда приводится в самой норме, исходя из ее названия и предназначения, можно выделить следующие основные этапы и операции:
- Подготовительные работы:
- Проверка готовности фундаментов и анкерных групп для установки опоры.
- Доставка и складирование элементов опоры, балансира и роликов в зоне монтажа.
- Подготовка монтажных приспособлений и инструментов.
- Монтаж конструкции линейной опоры:
- Подъем и установка секций опоры на фундамент с использованием подъемных механизмов (кранов).
- Выверка вертикальности и горизонтальности элементов опоры.
- Сборка и закрепление болтовых соединений или выполнение сварочных работ (если предусмотрено конструкцией).
- Устройство временных подмостей или использование подъемных платформ для обеспечения доступа к монтажным узлам.
- Установка балансира и роликов:
- Подъем и монтаж балансира на предусмотренное место на опоре.
- Установка до 4 роликов в балансир, их закрепление и проверка свободного вращения.
- Смазка и обслуживание подвижных элементов.
- Выверка и регулировка:
- Точная выверка положения опоры и балансира относительно проектных осей и высотных отметок.
- Регулировка натяжения и положения роликов для обеспечения правильного хода каната.
- Заключительные работы:
- Демонтаж временных подмостей и монтажных приспособлений.
- Уборка рабочей зоны от строительного мусора.
- Проверка качества выполненных работ и соответствия проектной документации.
Важно отметить, что в ГЭСН учтены среднеотраслевые затраты на выполнение полного комплекса монтажных работ, определенного на основе соответствующих технических условий и инструкций на монтаж оборудования.
Материалы и ресурсы
ГЭСН 04-03-022-02, как и другие элементные сметные нормы, определяет потребность в ресурсах для выполнения работ. В данном случае, норма учитывает трудозатраты квалифицированного персонала. Сами материалы (линейная опора, балансир, ролики, крепежные элементы) не входят в состав нормы, поскольку они являются оборудованием или основными конструкциями, поставляемыми отдельно и учитываемыми в смете по другим статьям или спецификациям. Норма покрывает именно затраты на их монтаж.
Учтенные ресурсы:
- Рабочий 6 разряда: 38.08 чел.-ч
- Инженер I категории: 36.96 чел.-ч
- Ведущий инженер: 36.96 чел.-ч
Трудозатраты и время выполнения
Общие трудозатраты по норме ГЭСН 04-03-022-02 составляют 112.00 чел.-ч на одну единицу (шт.) линейной опоры. Распределение трудозатрат по квалификационным категориям персонала выглядит следующим образом:
- Рабочий 6 разряда: 38.08 чел.-ч. Это основной исполнитель, выполняющий непосредственные монтажные операции, требующие высокой квалификации и опыта работы с подъемными механизмами и сложными конструкциями.
- Инженер I категории: 36.96 чел.-ч. Инженерный персонал осуществляет техническое руководство работами, контроль за соблюдением проектных решений и технологических карт, а также оперативное решение возникающих вопросов.
- Ведущий инженер: 36.96 чел.-ч. Ведущий инженер отвечает за общее планирование, координацию работ, взаимодействие с заказчиком и надзорными органами, а также за обеспечение безопасности и качества выполнения монтажа.
Время выполнения работ напрямую зависит от численности бригады и организации труда. Например, при одновременной работе всех указанных специалистов, монтаж одной опоры потребует около 37-38 часов рабочего времени (112 чел.-ч / 3 специалиста ≈ 37.33 часа). Однако на практике состав бригады и продолжительность работ могут варьироваться в зависимости от конкретных условий объекта и применяемых технологий.
Машины и оборудование
Хотя в составе самой нормы ГЭСН 04-03-022-02 не указаны конкретные машины и механизмы, их использование является неотъемлемой частью монтажа линейных опор канатных дорог. Для выполнения работ по данной норме, как правило, требуются:
- Подъемные механизмы: Автомобильные или гусеничные краны соответствующей грузоподъемности и вылета стрелы для подъема и позиционирования секций опоры и балансира. В некоторых случаях могут применяться башенные краны или специализированные подъемные установки.
- Транспортные средства: Грузовые автомобили для доставки элементов опоры и оборудования на объект.
- Вспомогательное оборудование: Стропы, траверсы, лебедки, монтажные люльки, подмости, а также ручной и электроинструмент (гайковерты, сварочные аппараты, измерительные приборы для выверки).
Затраты на эксплуатацию машин и механизмов, а также оплата труда машинистов, как правило, учитываются в сметной документации отдельно, в соответствии с другими нормами ГЭСН или ГЭСНм (например, ГЭСН 09-06-010-02 Монтаж опор канатных дорог или нормы из сборника ГЭСНм-03 "Подъемно-транспортное оборудование" , ), если они не включены в комплексную норму.
Требования к квалификации
Высокий разряд рабочего (6 разряд) и наличие инженерно-технического персонала (инженер I категории, ведущий инженер) в составе трудозатрат нормы 04-03-022-02 подчеркивают сложность и ответственность выполняемых работ. Монтаж линейных опор канатных дорог требует глубоких знаний в области строительных конструкций, механики, а также навыков работы с высокоточным оборудованием. Персонал должен обладать соответствующими допусками к высотным работам, работам с грузоподъемными механизмами и электроинструментом, а также строго соблюдать требования техники безопасности.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Применение нормы ГЭСН 04-03-022-02 в сметной документации осуществляется по следующему алгоритму:
Определение объема работ: В проектной документации (рабочих чертежах, спецификациях) необходимо найти общее количество линейных опор с балансирами, соответствующими описанию нормы (до 4 роликов). Это будет объем работ в единицах измерения "шт".
Применение нормы: Для каждой единицы (шт.) опоры применяются ресурсные показатели, указанные в ГЭСН 04-03-022-02. Это включает трудозатраты рабочих и инженерно-технического персонала.
Расчет прямых затрат:
- Затраты на оплату труда рабочих: Умножить трудозатраты рабочего 6 разряда на текущую стоимость человеко-часа для данного разряда.
- Затраты на оплату труда ИТР: Умножить трудозатраты инженера I категории и ведущего инженера на соответствующие текущие стоимости человеко-часа.
- Затраты на эксплуатацию машин и механизмов: Если в проекте предусмотрено использование конкретных машин, их стоимость и время эксплуатации рассчитываются по соответствующим нормам ГЭСН или ГЭСНм (например, ГЭСН 09-06-010-02 для монтажа опор). В данной норме эти затраты не учтены.
- Стоимость материалов: Стоимость самой опоры, балансира, роликов и крепежных элементов учитывается отдельно по спецификациям или прайс-листам поставщиков.
Учет поправочных коэффициентов: В зависимости от условий производства работ (стесненность, работа на высоте более 10 м, особые климатические условия и т.д.), к прямым затратам могут применяться поправочные коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН или соответствующими методическими указаниями.
Начисление накладных расходов и сметной прибыли: К полученным прямым затратам начисляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими нормативами и методическими документами.
Примеры использования
Пример 1: Расчет стоимости монтажа одной опоры
Допустим, необходимо рассчитать сметную стоимость монтажа одной линейной опоры по ГЭСН 04-03-022-02. При текущих стоимостях человеко-часа (условные данные для примера):
- Рабочий 6 разряда: 500 руб./чел.-ч
- Инженер I категории: 700 руб./чел.-ч
- Ведущий инженер: 800 руб./чел.-ч
Расчет затрат на оплату труда:
- Рабочий: 38.08 чел.-ч * 500 руб./чел.-ч = 19 040 руб.
- Инженер I категории: 36.96 чел.-ч * 700 руб./чел.-ч = 25 872 руб.
- Ведущий инженер: 36.96 чел.-ч * 800 руб./чел.-ч = 29 568 руб.
Общие затраты на оплату труда: 19 040 + 25 872 + 29 568 = 74 480 руб.
К этой сумме добавляются затраты на эксплуатацию машин (если не учтены в комплексной норме) и стоимость материалов, после чего начисляются накладные расходы и сметная прибыль.
Пример 2: Учет нескольких опор
Если проектом предусмотрен монтаж 10 таких опор, то общие трудозатраты составят: 112 чел.-ч/шт. * 10 шт. = 1120 чел.-ч. Аналогично масштабируются и стоимостные показатели.
Особенности и ограничения
- Специфика объекта: Норма применима только для линейных опор кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог с балансирами, имеющими до 4 роликов. Для других типов опор или канатных дорог следует применять иные нормы.
- Комплексность: Норма учитывает именно монтажные работы. Работы по устройству фундаментов, прокладке коммуникаций, пусконаладочные работы, а также стоимость самой опоры и ее компонентов учитываются по другим нормам или спецификациям.
- Условия производства работ: Норма рассчитана на стандартные условия. При работе в стесненных условиях, на большой высоте (свыше 10 м), в зимнее время или при других усложняющих факторах необходимо применять соответствующие поправочные коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН. ,
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильная интерпретация наименования нормы: Одна из частых ошибок – применение данной нормы для монтажа опор других типов канатных дорог или опор с иным количеством роликов в балансире. Необходимо строго следовать описанию нормы: "Опора линейная с количеством роликов в балансире: → до 4 шт. кольцевой одноканатной подвесной пассажирской дороги".
- Неучет сопутствующих работ: Сметчики иногда забывают, что ГЭСН 04-03-022-02 покрывает только монтаж самой опоры с балансиром и роликами. Работы по устройству фундаментов, земляные работы, прокладка кабелей, антикоррозийная защита (кроме сварных швов, если учтено в монтаже), пусконаладочные работы и благоустройство территории должны быть учтены отдельно по соответствующим нормам (например, ГЭСН 09-06-010-02 для монтажа опорных конструкций).
- Игнорирование поправочных коэффициентов: Неучет усложняющих факторов (высота, стесненность, особые климатические условия) приводит к занижению сметной стоимости и, как следствие, к финансовым потерям подрядчика. Всегда проверяйте наличие таких условий на объекте и применяйте соответствующие коэффициенты. ,
- Неправильный расчет количества: Ошибка в подсчете количества опор или балансиров, подлежащих монтажу, ведет к некорректному объему работ. Тщательная сверка с проектной документацией обязательна.
- Путаница с ГЭСНм: Важно помнить, что ГЭСН 04-03-022-02 относится к сборнику ГЭСН (строительные работы), а не ГЭСНм (монтаж оборудования). Хотя существуют схожие нормы в ГЭСНм, например, ГЭСНм 03-04-022-02 Балансир кресельной канатной дороги , они имеют свои особенности и область применения.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов внимательно изучите проектную и рабочую документацию, чтобы точно определить тип и количество опор, а также специфику их установки.
- Консультации со специалистами: При возникновении сомнений в применении нормы или необходимости учета нестандартных условий, проконсультируйтесь с инженерами-проектировщиками или специалистами по монтажу канатных дорог.
- Использование актуальных сборников: Всегда используйте самые актуальные редакции сборников ГЭСН и методических указаний по ценообразованию, так как нормы могут обновляться и дополняться. ,
- Комплексный подход: Помните, что смета на строительство канатной дороги – это комплексный документ, требующий учета множества норм из разных сборников (земляные работы, фундаменты, металлоконструкции, электромонтажные работы и т.д.).
Связанные нормы
При составлении сметной документации на строительство или реконструкцию канатных дорог, помимо ГЭСН 04-03-022-02, могут быть применены следующие нормы:
- ГЭСН 09-06-010-02 Монтаж опор канатных дорог: Данная норма из сборника ГЭСН-09 "Строительные металлические конструкции" применяется для монтажа самих опорных конструкций канатных дорог (свободно стоящих, высотой до 40 м). Она может использоваться в сочетании с 04-03-022-02, где 09-06-010-02 покрывает монтаж основной конструкции опоры, а 04-03-022-02 – специфический монтаж балансира с роликами. ,
- ГЭСНм 03-04-022-02 Балансир кресельной канатной дороги: двухроликовый: Хотя это норма из сборника ГЭСНм (монтаж оборудования), она непосредственно касается монтажа балансиров. В зависимости от конкретного технического задания и состава работ, может быть рассмотрена как альтернатива или дополнение, если речь идет о монтаже именно балансира как отдельного элемента оборудования.
- ГЭСН сборника 04 "Скважины" (например, ГЭСН 04-01-022-02 Ударно-канатное бурение скважин ): Если для установки опор требуется бурение скважин под фундаменты, то применяются соответствующие нормы из этого сборника. ,
- Нормы на земляные работы (например, из сборника ГЭСН-01 "Земляные работы"): Для устройства котлованов под фундаменты опор.
- Нормы на бетонные и железобетонные конструкции (например, из сборника ГЭСН-06 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные"): Для устройства фундаментов опор.
Контрольные моменты
- Соответствие проекту: Все работы должны строго соответствовать проектной документации, включая размеры, расположение и тип устанавливаемых элементов.
- Качество монтажа: Особое внимание следует уделять точности выверки и надежности крепления всех элементов, так как это напрямую влияет на безопасность и долговечность канатной дороги.
- Документация: Ведение исполнительной документации, актов скрытых работ и актов приемки-передачи смонтированных конструкций является обязательным.
- Техника безопасности: Строгое соблюдение правил техники безопасности при работе на высоте, с грузоподъемными механизмами и электроинструментом.
Ключевые моменты
-
Норма ГЭСН 04-03-022-02 применяется для монтажа линейных опор кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог.
-
Учитывает установку опор с балансирами, содержащими до 4 роликов.
-
Единица измерения нормы – "шт" (штука), что позволяет рассчитывать затраты на каждую опору.
-
Включает трудозатраты рабочего 6 разряда, инженера I категории и ведущего инженера, общие трудозатраты составляют 112.00 чел.-ч.
-
Не учитывает стоимость самой опоры, балансира, роликов и машин, которые рассчитываются отдельно.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 04-03-022-02?
Когда применяется ГЭСН 04-03-022-02?
ГЭСН 04-03-022-02 применяется при определении сметной стоимости работ по монтажу линейных опор с количеством роликов в балансире до 4 штук для кольцевых одноканатных подвесных пассажирских дорог. Она используется в строительстве, реконструкции и капитальном ремонте таких объектов.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 04-03-022-02 учтены только трудозатраты персонала. Сами материалы, такие как линейная опора, балансир, ролики и крепежные элементы, не входят в состав нормы, поскольку они являются оборудованием или основными конструкциями, поставляемыми отдельно и учитываемыми по другим статьям сметы.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает следующие трудозатраты на монтаж одной опоры: Рабочий 6 разряда – 38.08 чел.-ч; Инженер I категории – 36.96 чел.-ч; Ведущий инженер – 36.96 чел.-ч. Общие трудозатраты составляют 112.00 чел.-ч.
4 Какие машины и оборудование необходимы для выполнения работ по данной норме?
Какие машины и оборудование необходимы для выполнения работ по данной норме?
Хотя норма ГЭСН 04-03-022-02 не включает затраты на машины, для выполнения работ по монтажу линейных опор канатных дорог необходимы подъемные механизмы (краны), транспортные средства, а также вспомогательное оборудование и инструменты (стропы, лебедки, монтажные приспособления, измерительные приборы). Затраты на их эксплуатацию учитываются отдельно по соответствующим нормам.
5 Можно ли применять ГЭСН 04-03-022-02 для опор с большим количеством роликов?
Можно ли применять ГЭСН 04-03-022-02 для опор с большим количеством роликов?
Нет, данная норма строго ограничена применением для опор с количеством роликов в балансире "до 4 шт.". Для опор с большим количеством роликов или для других типов канатных дорог необходимо использовать иные, более подходящие сметные нормы.
Практические советы
Всегда тщательно изучайте проектную документацию для точного определения типа и количества опор, а также специфики их установки.
Применяйте поправочные коэффициенты, если работы выполняются в условиях, отличающихся от нормативных (например, на высоте более 10 м или в стесненных условиях).
Помните, что норма покрывает только монтажные работы; стоимость самой опоры и ее компонентов, а также затраты на эксплуатацию машин, учитываются отдельно.
Используйте актуальные редакции сборников ГЭСН и методических указаний для обеспечения достоверности сметных расчетов.
При необходимости монтажа других элементов канатных дорог или выполнении сопутствующих работ, используйте соответствующие связанные нормы из других сборников ГЭСН и ГЭСНм.
Частые ошибки
Неправильное применение нормы для опор других типов или с иным количеством роликов в балансире.
Неучет сопутствующих работ, таких как устройство фундаментов, земляные работы, прокладка коммуникаций, которые должны быть учтены по другим нормам.
Игнорирование поправочных коэффициентов за усложняющие условия производства работ (высота, стесненность, зимнее время).
Ошибки в определении фактического количества монтируемых опор, приводящие к некорректному объему работ.
Путаница между нормами ГЭСН (строительные работы) и ГЭСНм (монтаж оборудования), что может привести к неверному расчету стоимости.