Введение: Назначение и область применения ГЭСН 04-03-023-01
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) представляют собой основу для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта и пусконаладочных работ в Российской Федерации. Они отражают среднеотраслевой уровень затрат на ресурсы, необходимые для выполнения определенных видов работ, при принятой технике и технологии производства. Нормы ГЭСН обязательны к применению для объектов, финансируемых за счет средств государственного бюджета, и носят рекомендательный характер для проектов, реализуемых за счет собственных средств предприятий и физических лиц.
Норма ГЭСН 04-03-023-01 относится к категории ГЭСНп, что означает "Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы". Ее полное наименование — "Подвижной состав и буксировочные устройства → Вагон вместимостью до 40 чел. маятниковой двухканатной подвесной пассажирской дороги". Это указывает на ее специфическую область применения: пусконаладка подвижного состава для пассажирских канатных дорог.
Данная норма включена в Сборник 04 "Подъемно-транспортное оборудование", Отдел 3 "Подвесные канатные дороги", Раздел 2 "Подвесные пассажирские канатные дороги", Таблицу 04-03-023 "Подвижной состав и буксировочные устройства". Ее основное назначение — определить нормативную потребность в трудовых ресурсах для выполнения комплекса пусконаладочных работ, обеспечивающих ввод в эксплуатацию одного вагона маятниковой двухканатной подвесной пассажирской дороги, рассчитанного на перевозку до 40 человек. Единицей измерения для данной нормы является "шт" (штука).
Применение ГЭСН 04-03-023-01 позволяет сметчикам точно рассчитать прямые затраты, связанные с высококвалифицированным трудом, необходимым для наладки сложного оборудования пассажирских канатных дорог. Эти нормы служат основой для разработки единичных расценок и укрупненных сметных нормативов, а также могут быть использованы при разработке проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР) для определения продолжительности выполнения работ и потребности в ресурсах.
Техническая информация: Состав работ и ресурсы
ГЭСНп 04-03-023-01 охватывает полный комплекс пусконаладочных работ, необходимых для ввода в эксплуатацию вагона маятниковой двухканатной подвесной пассажирской дороги. Хотя детальный перечень операций для этой конкретной нормы не всегда приводится в открытых источниках, исходя из общих принципов пусконаладочных работ для сложного транспортного оборудования, можно выделить следующие основные этапы и виды работ:
- Проверка комплектности и соответствия: Осмотр вагона и его систем на предмет соответствия проектной документации, выявление возможных дефектов или некомплектности после монтажа.
- Наладка механических систем: Регулировка ходовой части, дверей, тормозных систем, систем подвески и других механических узлов для обеспечения их корректной и безопасной работы.
- Наладка электрических систем: Проверка электропроводки, систем освещения, отопления, вентиляции, связи, а также систем управления и сигнализации. Калибровка датчиков и исполнительных механизмов.
- Тестирование систем безопасности: Проверка работоспособности аварийных тормозов, систем эвакуации, пожарной сигнализации и других критически важных элементов безопасности, предусмотренных для пассажирского транспорта.
- Пробные пуски и регулировка: Выполнение тестовых прогонов вагона на линии, отладка взаимодействия с буксировочными устройствами и станциями, оптимизация режимов движения и остановки. Устранение выявленных неполадок.
- Оформление исполнительной документации: Составление актов о завершении пусконаладочных работ, протоколов испытаний, внесение изменений в эксплуатационную документацию при необходимости.
Материалы и ресурсы
В соответствии с входными данными, норма ГЭСН 04-03-023-01 учитывает следующие трудозатраты персонала:
- Рабочий 6 разряда: 54.4 чел.-ч
- Инженер I категории: 54.4 чел.-ч
- Ведущий инженер: 27.2 чел.-ч
Важно отметить, что для данной конкретной нормы в предоставленных данных не указаны материальные ресурсы или затраты на эксплуатацию машин и оборудования. Это может быть связано со спецификой пусконаладочных работ, где основные затраты приходятся на высококвалифицированный труд, а потребность в материалах (например, смазочных материалах, мелких расходниках) и машинах (например, измерительном оборудовании, специализированном инструменте) либо минимальна, либо учтена в составе общепроизводственных расходов или в других нормах. При составлении сметы необходимо учитывать, что материалы, изделия и конструкции в таблицах сметных норм представлены по обобщенной номенклатуре, и конкретные материальные ресурсы учитываются на основании данных проекта.
Трудозатраты и время выполнения
Общие трудозатраты по норме ГЭСН 04-03-023-01 на один вагон составляют:
54.4 чел.-ч (Рабочий 6 разряда) + 54.4 чел.-ч (Инженер I категории) + 27.2 чел.-ч (Ведущий инженер) = 136 чел.-ч.
Расчет трудозатрат является ключевым элементом при определении сметной стоимости работ. Высокий разряд рабочего (6-й) и наличие инженерного персонала (Инженер I категории, Ведущий инженер) подчеркивают сложность, ответственность и технологическую насыщенность пусконаладочных работ на пассажирских канатных дорогах. Это требует глубоких знаний и опыта в области механики, электрики, автоматики и систем безопасности.
Требования к квалификации
Для выполнения работ, предусмотренных ГЭСН 04-03-023-01, требуется персонал с высокой квалификацией:
- Рабочий 6 разряда: Обладает широким спектром навыков и знаний, способен выполнять сложные монтажные, наладочные и регулировочные работы, читать сложные схемы и чертежи.
- Инженер I категории: Отвечает за техническое руководство работами, разработку и корректировку программ наладки, анализ результатов испытаний, взаимодействие с проектными организациями и заказчиком. Обладает глубокими теоретическими знаниями и практическим опытом.
- Ведущий инженер: Осуществляет общее руководство пусконаладочными работами, координирует действия всех специалистов, принимает ключевые технические решения, отвечает за безопасность и качество выполнения работ. Имеет обширный опыт и высокую степень ответственности.
Такой состав специалистов обеспечивает комплексный подход к пусконаладке, гарантируя надежность и безопасность функционирования вагона пассажирской канатной дороги.
Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности
Правильное применение ГЭСН 04-03-023-01 требует от сметчика четкого понимания алгоритма расчета и учета всех особенностей, влияющих на итоговую сметную стоимость. ГЭСН используются для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительства ресурсным методом.
Пошаговый алгоритм расчета
- Определение объема работ: Первым шагом является точное определение количества вагонов (в штуках), для которых необходимо выполнить пусконаладочные работы. Этот объем должен быть подтвержден проектной документацией или актами приемки оборудования.
- Расчет нормативных трудозатрат: Для каждого вагона применяются нормативные трудозатраты, указанные в ГЭСН 04-03-023-01 для каждой категории персонала:
- Трудозатраты рабочих 6 разряда = Количество вагонов × 54.4 чел.-ч
- Трудозатраты инженеров I категории = Количество вагонов × 54.4 чел.-ч
- Трудозатраты ведущих инженеров = Количество вагонов × 27.2 чел.-ч
- Учет коэффициентов: Необходимо проверить техническую часть Сборника 04 ГЭСНп и общие методические рекомендации по применению сметных норм на наличие повышающих или понижающих коэффициентов. Например, при выполнении пусконаладочных работ в горной местности на высотных отметках применяются следующие коэффициенты: К=1,08 для высот 1000-1500 м и К=1,14 для высот до 2000 м. Эти коэффициенты применяются к затратам труда рабочих и машинистов, а также к времени эксплуатации машин и механизмов.
- Расчет заработной платы: Полученные трудозатраты умножаются на текущую стоимость человеко-часа для каждой категории персонала в соответствии с действующими территориальными или федеральными расценками на оплату труда.
- Формирование прямых затрат: К рассчитанной оплате труда добавляются другие прямые затраты, если они предусмотрены для данного вида работ (например, стоимость мелких расходных материалов, не учтенных в норме, но необходимых по проекту).
- Начисление накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам применяются нормативы накладных расходов и сметной прибыли, установленные для данного вида работ и объекта строительства.
- Итоговая сметная стоимость: Суммирование всех составляющих дает полную сметную стоимость пусконаладочных работ по данной норме.
Примеры использования
Пример 1: Пусконаладка одного вагона. Если требуется выполнить пусконаладку одного вагона, то трудозатраты будут точно соответствовать указанным в норме: 54.4 чел.-ч для рабочего 6 разряда, 54.4 чел.-ч для инженера I категории и 27.2 чел.-ч для ведущего инженера. Общие трудозатраты составят 136 чел.-ч. Дальнейший расчет стоимости производится путем умножения этих трудозатрат на соответствующие тарифные ставки.
Пример 2: Пусконаладка трех вагонов на высоте 1200 м. В этом случае объем работ составит 3 шт. вагонов. К нормативным трудозатратам будет применен повышающий коэффициент К=1,08 (для высоты 1000-1500 м).
Трудозатраты рабочего 6 разряда = 3 шт. × 54.4 чел.-ч/шт. × 1.08 = 176.256 чел.-ч
Трудозатраты инженера I категории = 3 шт. × 54.4 чел.-ч/шт. × 1.08 = 176.256 чел.-ч
Трудозатраты ведущего инженера = 3 шт. × 27.2 чел.-ч/шт. × 1.08 = 88.128 чел.-ч Общие трудозатраты составят 3 × 136 чел.-ч × 1.08 = 440.64 чел.-ч. Далее производится расчет стоимости по текущим ценам.
Особенности и ограничения
- Специфика оборудования: Норма четко привязана к вагонам маятниковых двухканатных подвесных пассажирских дорог вместимостью до 40 человек. При пусконаладке вагонов другого типа или вместимости, а также для других видов канатных дорог, необходимо использовать соответствующие нормы или разрабатывать индивидуальные.
- Условия производства работ: ГЭСН разработаны исходя из условий выполнения работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами, при положительной температуре воздуха. При наличии усложняющих факторов (например, работа в стесненных условиях, в действующем производстве, при отрицательных температурах) следует применять соответствующие коэффициенты, предусмотренные методическими указаниями к ГЭСНп.
- Высотные работы: Особое внимание следует уделять работам на высоте. Как уже упоминалось, для горной местности на высотных отметках предусмотрены повышающие коэффициенты. Однако ГЭСН не распространяются на виды работ в горной местности, выполняемые на высоте более 3500 м над уровнем моря, для которых требуются индивидуальные элементные сметные нормы или поправочные коэффициенты.
- Комплексность работ: Важно помнить, что ГЭСН 04-03-023-01 охватывает только пусконаладочные работы для вагона. Подготовительные, монтажные или демонтажные работы, связанные с канатной дорогой в целом, должны нормироваться по другим соответствующим ГЭСН.
Полезная информация: Типичные ошибки и советы
Эффективное применение сметных норм требует не только знания их содержания, но и умения избегать распространенных ошибок, а также использования практических советов для оптимизации работы.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение вида работ: Одна из частых ошибок — применение нормы ГЭСНп 04-03-023-01 к работам, которые не являются пусконаладочными, например, к монтажу или ремонту вагона. Это может привести к некорректному расчету стоимости и ресурсов. Как избежать: Всегда сверяйтесь с названием и описанием нормы, а также с технической частью сборника, чтобы убедиться, что она соответствует выполняемому виду работ.
- Игнорирование технических частей сборников ГЭСН: Технические части сборников содержат общие положения, правила исчисления объемов работ и указания по применению коэффициентов, которые конкретизируют применение норм. Их игнорирование может привести к существенным ошибкам в расчетах. Как избежать: Перед началом работы с новым сборником или разделом обязательно изучите его техническую часть.
- Неучет единицы измерения: Норма 04-03-023-01 имеет единицу измерения "шт" (штука). Ошибочное применение других единиц (например, тонны, метры) приведет к грубым ошибкам в объеме работ и, соответственно, в сметной стоимости. Как избежать: Всегда проверяйте единицу измерения, указанную в норме, и сопоставляйте ее с фактическим объемом работ.
- Неправильное применение коэффициентов: Коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы (например, работу на высоте, в стесненных условиях, при отрицательных температурах), должны применяться строго в соответствии с методическими указаниями. Необоснованное применение или игнорирование коэффициентов искажает сметную стоимость. Как избежать: Внимательно изучайте условия применения коэффициентов, указанные в технических частях сборников и методических рекомендациях.
- Использование устаревших редакций норм: Нормативная база ГЭСН регулярно обновляется. Использование устаревших данных может привести к несоответствию сметы текущим требованиям и ценам. Как избежать: Регулярно проверяйте актуальность используемой нормативной базы и своевременно обновляйте программное обеспечение или справочники.
- Ошибки в арифметических расчетах: Особенно при ручном подсчете больших объемов данных. Как избежать: Используйте специализированное сметное программное обеспечение, которое автоматизирует расчеты и минимизирует человеческий фактор. При ручных расчетах всегда перепроверяйте арифметику.
- Недостаточная детализация состава работ и ресурсов: Отсутствие подробного описания состава работ и применяемых ресурсов в смете может привести к разногласиям с заказчиком или подрядчиком. Как избежать: Расписывайте состав работ и набор материалов максимально подробно, даже если ГЭСН дает обобщенную номенклатуру.
Практические советы
- Комплексный подход: При составлении сметы на канатную дорогу учитывайте не только пусконаладку вагона, но и все сопутствующие работы: проектирование, подготовительные работы, монтаж опор, канатов, станций, электрооборудования и т.д. Для каждого этапа используйте соответствующие ГЭСН или другие нормативные документы.
- Использование ПО: Применение современного сметного программного обеспечения значительно упрощает работу, автоматизирует расчеты, позволяет быстро применять коэффициенты и проверять актуальность норм.
- Взаимодействие с проектантами: Тесное сотрудничество с проектными организациями поможет получить точные данные об оборудовании, условиях выполнения работ и специфических требованиях, что критически важно для корректного применения норм.
- Документирование: Всегда сохраняйте обоснования для применения тех или иных коэффициентов, а также для выбора норм, особенно в нестандартных ситуациях. Это поможет при прохождении экспертизы и разрешении спорных вопросов.
- Обучение и повышение квалификации: Сметное дело постоянно развивается. Регулярное изучение изменений в нормативной базе, посещение семинаров и курсов позволит оставаться в курсе актуальных требований и методик.
Связанные нормы
При работе с ГЭСН 04-03-023-01 сметчикам могут быть полезны следующие связанные нормы:
- ГЭСНп 04-03-017-01 "Подвесная пассажирская маятниковая двухканатная дорога: подготовительные работы": Эта норма регламентирует затраты на подготовительные работы, предшествующие монтажу и пусконаладке самой канатной дороги.
- ГЭСНм 03-04-006-06 "Станция двухканатной подвесной грузовой дороги: якорно-натяжная": Хотя эта норма относится к монтажу грузовой канатной дороги, она находится в том же сборнике и разделе, что и нормы по канатным дорогам, и может дать представление о смежных работах и их нормировании.
- Другие нормы из Сборника 04 "Подъемно-транспортное оборудование", Отдела 3 "Подвесные канатные дороги", Раздела 2 "Подвесные пассажирские канатные дороги", которые могут охватывать монтаж, испытания или другие элементы системы канатной дороги.
Контрольные моменты
Для обеспечения точности и достоверности сметных расчетов по ГЭСН 04-03-023-01, сметчикам рекомендуется уделять внимание следующим контрольным моментам:
- Актуальность нормативной базы: Убедитесь, что вы используете последнюю редакцию ГЭСНп-2022 и всех сопутствующих методических документов.
- Соответствие проекту: Проверяйте, что применяемая норма и ее параметры (вместимость вагона, тип дороги) точно соответствуют проектной документации объекта.
- Правильность объемов: Тщательно пересчитывайте объемы работ (количество вагонов), чтобы избежать ошибок на начальном этапе.
- Обоснованность коэффициентов: Любые применяемые повышающие или понижающие коэффициенты должны быть обоснованы условиями производства работ и подтверждены ссылками на соответствующие пункты методических указаний.
- Квалификация персонала: Учитывайте, что норма предусматривает работу высококвалифицированного персонала. Фактическая квалификация исполнителей должна соответствовать требованиям нормы для обеспечения качества работ.
- Комплексная проверка: После составления сметы проведите ее комплексную проверку на предмет логических и арифметических ошибок, а также на соответствие всем требованиям нормативных документов.
Соблюдение этих принципов позволит сметчикам создавать точные и обоснованные сметы, способствующие эффективному управлению строительными проектами.
Ключевые моменты
-
ГЭСН 04-03-023-01 относится к пусконаладочным работам (ГЭСНп) для подвижного состава канатных дорог.
-
Норма применяется к вагонам вместимостью до 40 человек маятниковых двухканатных подвесных пассажирских дорог.
-
Учитывает трудозатраты высококвалифицированного персонала: рабочего 6 разряда, инженера I категории и ведущего инженера.
-
Общие трудозатраты на один вагон составляют 136 чел.-ч.
-
Применение нормы требует учета специфических коэффициентов для сложных условий, например, работы на высоте.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 04-03-023-01?
Когда применяется ГЭСН 04-03-023-01?
ГЭСН 04-03-023-01 применяется для определения сметной стоимости пусконаладочных работ, связанных с вводом в эксплуатацию вагонов вместимостью до 40 человек для маятниковых двухканатных подвесных пассажирских дорог. Она используется при составлении смет ресурсным или ресурсно-индексным методами.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В соответствии с предоставленными данными, норма ГЭСН 04-03-023-01 учитывает только трудозатраты персонала. Материальные ресурсы или затраты на эксплуатацию машин и оборудования в явном виде в данной норме не указаны. При составлении сметы конкретные материальные ресурсы учитываются на основании данных проекта.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма ГЭСН 04-03-023-01 предусматривает следующие трудозатраты на один вагон: Рабочий 6 разряда – 54.4 чел.-ч, Инженер I категории – 54.4 чел.-ч, Ведущий инженер – 27.2 чел.-ч. Общие трудозатраты составляют 136 чел.-ч.
4 Можно ли применять ГЭСН 04-03-023-01 для вагонов другой вместимости?
Можно ли применять ГЭСН 04-03-023-01 для вагонов другой вместимости?
Нет, данная норма четко определена для вагонов вместимостью до 40 человек. Для вагонов другой вместимости или другого типа канатных дорог необходимо использовать соответствующие нормы, если они существуют, или разрабатывать индивидуальные сметные нормы.
Практические советы
Всегда сверяйтесь с актуальными редакциями ГЭСН и методическими рекомендациями по их применению.
Внимательно изучайте технические части сборников ГЭСН для понимания специфических указаний.
Применяйте коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы, строго по методическим указаниям.
Используйте специализированное сметное программное обеспечение для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.
Для работ, не учтенных в ГЭСН, рассмотрите разработку индивидуальных норм или расчет по трудозатратам (форма 3п).
Частые ошибки
Неправильное применение нормы к работам, не являющимся пусконаладочными (например, монтаж или ремонт).
Игнорирование или некорректное применение повышающих коэффициентов для сложных условий (например, работы на высоте).
Неучет или ошибочное определение единицы измерения нормы (шт).
Использование устаревших редакций нормативной базы ГЭСН.
Отсутствие детализации состава работ и ресурсов, что может привести к разногласиям.