Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 05-01-082-11

05-01-082

Погружение винтовых свай гидровращателем → Погружение винтовых свай длиной до 12 м, диаметром 219 мм на глубину 6 м гидровращателем на автомобиле

Подробное описание
Группа: Погружение винтовых свай гидровращателем Состав работ: Разметка винтовой сваи по длине.; Подача винтовой сваи к месту погружения.; Погружение винтовой сваи.; Наращивание винтовой сваи.; Подрезание винтовой сваи до проектной высоты.; Перемещение к месту погружения следующей сваи. Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1

Быстрая информация

Единица измерения
шт
Категория
05-01-082
Тип работ
GESN
Трудозатраты
Рабочие: 1.6 чел.-ч (средний разряд 4,7); Машинисты: 1.32 чел.-ч
Основное назначение
Погружение винтовых свай длиной до 12 м, диаметром 219 мм на глубину 6 м гидровращателем на автомобиле

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,7 1.6
Установки шнекового бурения на автомобильном ходу, глубина бурения до 15 м, диаметр бурения 150-500 мм 0.64
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 6 т, с краном-манипулятором, грузоподъемность 4 т 0.04
Аппараты для газовой сварки и резки 0.14
Ацетилен газообразный технический м3 0.018
Кислород газообразный технический м3 0.12
Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный кг 0.012

Трудозатраты

Категория работников Трудочасы
Свая стальная винтовая, диаметр ствола 219 мм 1

Введение: ГЭСН 05-01-082-11 – Основа для расчета свайных работ

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются фундаментом для определения прямых затрат в сметной стоимости строительных работ в Российской Федерации. Норма ГЭСН 05-01-082-11, входящая в Сборник 05 "Свайные работы, опускные колодцы, закрепление грунтов", регламентирует затраты на один из наиболее распространенных видов фундаментных работ – погружение винтовых свай.

Данная норма предназначена для учета ресурсов, необходимых при погружении стальных винтовых свай длиной до 12 метров и диаметром 219 мм на проектную глубину до 6 метров. Ключевой особенностью является использование гидровращателя, установленного на автомобильном шасси, что определяет состав применяемых машин и механизмов. Единицей измерения для данной нормы является "штука" сваи, что значительно упрощает расчеты при составлении локальных смет.

Правильное применение ГЭСН 05-01-082-11 критически важно для точности сметных расчетов, поскольку винтовые сваи широко используются в малоэтажном строительстве, при возведении легких конструкций, ограждений, а также в качестве временных опор. Понимание состава работ, ресурсной части и возможных нюансов применения позволит сметчикам избежать ошибок и обеспечить достоверность определения сметной стоимости.

Техническая информация: Детальный состав и ресурсное обеспечение

Для корректного применения ГЭСН 05-01-082-11 необходимо четко представлять, какие операции и ресурсы учтены в данной норме. ГЭСН отражают среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, технологию и организацию по видам строительных работ.

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 05-01-082-11 включает в себя полный комплекс основных, вспомогательных и сопутствующих операций, необходимых для погружения одной винтовой сваи. Это обеспечивает комплексный подход к ценообразованию и исключает необходимость дополнительного учета мелких, но обязательных операций. В состав работ входят:

  1. Разметка винтовой сваи по длине. Этот этап включает в себя нанесение отметок на сваю, которые будут служить ориентиром для контроля глубины погружения и проектной высоты. Точность разметки напрямую влияет на качество и ровность будущего фундамента.
  2. Подача винтовой сваи к месту погружения. Данная операция предусматривает перемещение сваи от места складирования до точки ее установки. Это может осуществляться с помощью крана-манипулятора, входящего в состав оборудования, или вручную, в зависимости от условий площадки и массы сваи.
  3. Погружение винтовой сваи. Основной этап, включающий непосредственное завинчивание сваи в грунт с использованием гидровращателя. В процессе погружения крайне важен контроль вертикальности и соблюдение проектной глубины.
  4. Наращивание винтовой сваи. В случаях, когда проектная глубина погружения превышает стандартную длину сваи, или при встрече с непредвиденными препятствиями, может потребоваться наращивание сваи путем приварки дополнительной секции. Этот процесс включает подготовку стыков, сварку и антикоррозионную обработку места соединения.
  5. Подрезание винтовой сваи до проектной высоты. После погружения сваи до требуемой несущей способности, ее верхняя часть, выступающая над землей, обрезается до проектной отметки. Это обеспечивает горизонтальность ростверка или оголовков и равномерное распределение нагрузки.
  6. Перемещение к месту погружения следующей сваи. Завершающая операция цикла для одной сваи, включающая перемещение оборудования к следующей точке установки. Это оптимизирует процесс и минимизирует простои.

Материалы и ресурсы

Для выполнения указанных работ нормой ГЭСН 05-01-082-11 предусмотрен определенный набор ресурсов, включающий трудозатраты рабочих и машинистов, а также расход основных материалов и эксплуатацию машин.

Трудозатраты:

  • Затраты труда рабочих (средний разряд 4,7): 1.6 чел.-ч на одну сваю. Высокий средний разряд указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов, способных выполнять работы с использованием сложного оборудования и контролировать качество погружения.
  • Затраты труда машинистов: 1.32 чел.-ч на одну сваю. Это отражает время работы оператора гидровращателя и крана-манипулятора, обеспечивающего точное и эффективное погружение свай.

Машины и оборудование:

  • Установки шнекового бурения на автомобильном ходу, глубина бурения до 15 м, диаметр бурения 150-500 мм: 0.64 маш.-ч. Несмотря на название "шнекового бурения", в контексте данной нормы это оборудование используется как гидровращатель для завинчивания свай. Его характеристики (глубина и диаметр бурения) указывают на универсальность и мощность, достаточную для работы с винтовыми сваями диаметром 219 мм.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 6 т, с краном-манипулятором, грузоподъемность 4 т: 0.04 маш.-ч. Данный автомобиль используется для подачи свай к месту погружения, а также для перемещения оборудования по строительной площадке. Наличие крана-манипулятора значительно упрощает логистику и сокращает ручной труд.
  • Аппараты для газовой сварки и резки: 0.14 маш.-ч. Необходимы для операций по наращиванию свай (сварка) и подрезанию до проектной высоты (резка).

Материалы:

  • Свая стальная винтовая, диаметр ствола 219 мм: 1 шт. Это основной конструктивный элемент, на который рассчитана норма.
  • Ацетилен газообразный технический: 0.018 м3. Используется в процессе газовой сварки и резки.
  • Кислород газообразный технический: 0.12 м3. Также необходим для газовой сварки и резки в качестве окислителя.
  • Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 0.012 кг. Применяется для антикоррозионной обработки мест сварки (наращивания) и верхней части сваи, выступающей над землей, для защиты от внешних воздействий.

Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности

Применение ГЭСН 05-01-082-11 в сметной практике требует не только знания состава работ и ресурсов, но и понимания алгоритма расчета, а также учета специфических условий строительной площадки.

Пошаговый алгоритм расчета

Расчет сметной стоимости работ по погружению винтовых свай с использованием ГЭСН 05-01-082-11 осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ: Первым шагом является определение общего количества винтовых свай, подлежащих погружению, согласно проектной документации. Объем работ измеряется в штуках.
  2. Применение нормы: Для каждой штуки сваи применяются ресурсные показатели, указанные в ГЭСН 05-01-082-11. Это включает трудозатраты рабочих и машинистов, а также расход материалов и машино-часов эксплуатации оборудования.
  3. Пересчет в текущие цены: Поскольку ГЭСН содержат нормы расхода ресурсов в натуральном выражении, для получения сметной стоимости необходимо перевести эти ресурсы в текущие цены. Для этого используются индексы пересчета, утверждаемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, или текущие отпускные цены на материалы и эксплуатацию машин.
  4. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (оплата труда, материалы, эксплуатация машин) добавляются накладные расходы и сметная прибыль, которые рассчитываются в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства.
  5. Формирование локальной сметы: Все полученные данные сводятся в локальную смету, которая является основным документом для определения стоимости конкретного вида работ.

Примеры использования

ГЭСН 05-01-082-11 применяется в широком спектре строительных проектов, где требуется устройство фундаментов на винтовых сваях. Типичные сценарии включают:

  • Малоэтажное жилищное строительство: Возведение фундаментов для каркасных домов, бань, дачных домиков, пристроек.
  • Строительство легких промышленных и хозяйственных сооружений: Опоры для навесов, теплиц, небольших складов, ангаров.
  • Устройство ограждений и заборов: Фундаменты для столбов заборов, особенно на сложных грунтах или участках с перепадами высот.
  • Реконструкция и усиление существующих фундаментов: В некоторых случаях винтовые сваи могут использоваться для усиления или восстановления несущей способности поврежденных фундаментов.
  • Временные сооружения: Опоры для временных бытовок, строительных лесов, рекламных конструкций.

Особенности и ограничения

Применение нормы 05-01-082-11 имеет ряд особенностей и ограничений, которые сметчику необходимо учитывать:

  • Параметры свай: Норма строго привязана к винтовым сваям длиной до 12 м и диаметром 219 мм, погружаемым на глубину до 6 м. Для свай других параметров или глубины погружения следует применять соответствующие корректирующие коэффициенты или другие нормы. Например, для изменения глубины погружения на 1 м используется норма 05-01-082-12. Для свай другого диаметра, например, 325 мм, применяется норма 05-01-082-13.
  • Тип оборудования: Норма учитывает использование гидровращателя на автомобильном ходу. Если на объекте применяется гидровращатель на экскаваторе, следует использовать другие нормы, например, ГЭСН 05-01-082-09, которая предусматривает аналогичные сваи, но с другим типом базовой машины.
  • Грунтовые условия: Сборник ГЭСН 05 предусматривает усредненные группы грунтов (насыщенные водой несвязные и связные текучей и текучепластичной консистенции). Если одна из групп грунтов составляет не менее 80% от общей глубины погружения, нормы расхода ресурсов принимаются по основной группе. При другом соотношении групп грунтов нормы расхода ресурсов определяются суммарно для общей толщины слоев 1-й и 2-й групп. Это требует тщательного изучения инженерно-геологических изысканий на объекте.
  • Дополнительные работы: Норма охватывает стандартный комплекс работ. Однако в случае возникновения непредвиденных условий (например, необходимость лидерного бурения в особо плотных грунтах, не учтенная проектом, или сложные условия подъезда и маневрирования техники), могут потребоваться дополнительные расчеты или применение корректирующих коэффициентов, предусмотренных общими положениями к Сборнику ГЭСН 05. Важно помнить, что предварительное бурение лидерных скважин без должного обоснования может снизить несущую способность фундамента.

Полезная информация: Как избежать ошибок и оптимизировать работу

Для сметчика важно не только знать норму, но и понимать потенциальные "подводные камни" ее применения, а также владеть практическими советами для повышения точности и эффективности работы.

Типичные ошибки и как их избежать

Неправильное применение ГЭСН 05-01-082-11 или ошибки в процессе монтажа винтовых свай могут привести к серьезным проблемам с фундаментом и, как следствие, к удорожанию и затягиванию сроков строительства. Наиболее распространенные ошибки включают:

  1. Несоблюдение вертикальности погружения: Одна из самых критических ошибок. Свая, погруженная с отклонением от вертикали, не сможет нести расчетную нагрузку равномерно, что приведет к перекосам и проседанию фундамента. Как избежать: Строгий контроль вертикальности с помощью уровня на протяжении всего процесса завинчивания. Проектная документация должна четко указывать допустимые отклонения.
  2. Недостаточное заглубление свай: Если винтовая лопасть сваи не достигнет глубины ниже уровня сезонного промерзания грунта или не дойдет до несущего слоя, фундамент будет подвержен пучению и проседанию. Как избежать: Обязательное проведение инженерно-геологических изысканий для определения глубины промерзания и несущих слоев грунта. Строгое соблюдение проектной глубины погружения.
  3. Выкручивание сваи для выравнивания: Категорически недопустимо выкручивать сваю, если она была погружена слишком глубоко или с отклонением. Это нарушает структуру уплотненного грунта вокруг лопасти, снижая несущую способность сваи. Как избежать: Точный расчет и контроль глубины погружения. При ошибке – извлечение и установка новой сваи, либо корректировка проекта.
  4. Предварительное бурение лидерных скважин без обоснования: Хотя это может облегчить погружение в сложных грунтах, бурение скважин без последующего уплотнения грунта вокруг ствола сваи значительно снижает ее несущую способность. Как избежать: Лидерное бурение должно быть обосновано проектом и выполняться с учетом технологий, обеспечивающих сохранение несущей способности (например, с последующим заполнением скважины специальными смесями).
  5. Отсутствие бетонирования внутренней полости сваи: После погружения винтовой сваи ее внутренняя полость должна быть заполнена бетоном. Это предотвращает внутреннюю коррозию, увеличивает жесткость и долговечность сваи. Как избежать: Включение бетонирования в технологический процесс и контроль его выполнения. Расход бетона на заполнение полости сваи не учтен данной нормой и должен быть добавлен в смету отдельной позицией.
  6. Неправильное расположение опор: Отклонение от проектных осей и расстояний между сваями приводит к неравномерному распределению нагрузки и деформациям фундамента. Как избежать: Тщательная разбивка осей на местности и постоянный контроль положения каждой сваи.

Практические советы для сметчиков

  • Внимательно изучайте проект: Всегда начинайте с детального изучения проектной документации, включая раздел "Фундаменты" и инженерно-геологические изыскания. Это позволит определить точные параметры свай, глубину погружения, тип грунтов и, как следствие, корректно применить норму или ее аналоги.
  • Учитывайте условия производства работ: Доступность площадки, необходимость временных дорог, удаленность от источников ресурсов – все это может повлиять на логистические затраты, которые могут быть учтены дополнительно к норме.
  • Проверяйте актуальность ГЭСН: Сметные нормы периодически обновляются. Убедитесь, что вы используете актуальную редакцию Сборника 05 ГЭСН (например, ГЭСН-2022), так как ресурсные показатели могут меняться.
  • Не забывайте о сопутствующих работах: Помимо работ, учтенных в норме, могут потребоваться дополнительные операции, такие как земляные работы (планировка площадки), устройство ростверка, гидроизоляция, которые должны быть учтены отдельными позициями сметы.
  • Используйте программное обеспечение: Современные сметные программы значительно упрощают работу с ГЭСН, автоматизируя расчеты и проверку на соответствие нормативным документам.

Связанные нормы

Для комплексного и точного сметного расчета работ с винтовыми сваями, а также в случаях, когда условия отличаются от предусмотренных ГЭСН 05-01-082-11, сметчику могут потребоваться следующие связанные нормы из Сборника 05 ГЭСН:

Контрольные моменты

Для обеспечения достоверности сметных расчетов и качества выполнения работ, сметчику следует обратить внимание на следующие контрольные моменты:

  • Соответствие проектной документации: Все параметры свай (длина, диаметр, глубина погружения), а также тип используемого оборудования должны строго соответствовать проектным решениям. Любые отклонения требуют обоснования и, возможно, корректировки сметы.
  • Инженерно-геологические изыскания: Наличие и полнота данных геологических изысканий критически важны для оценки грунтовых условий и подтверждения возможности применения винтовых свай, а также для определения глубины их погружения.
  • Технологические карты: Ознакомление с технологическими картами на выполнение работ по погружению винтовых свай поможет лучше понять процесс и выявить потенциальные дополнительные затраты, не учтенные нормой.
  • Контроль качества монтажа: Хотя это не прямая задача сметчика, понимание важности контроля вертикальности, заглубления и бетонирования свай поможет при обосновании возможных дополнительных работ или корректировок, связанных с устранением дефектов.
  • Антикоррозионная защита: Убедитесь, что в смете учтены все необходимые мероприятия по антикоррозионной защите винтовых свай, особенно их надземной части и мест сварки, так как это напрямую влияет на долговечность фундамента.

Заключение

ГЭСН 05-01-082-11 является важным инструментом для сметчиков, позволяющим точно и обоснованно определять затраты на погружение винтовых свай гидровращателем на автомобиле. Глубокое понимание состава работ, ресурсной части, а также знание типичных ошибок и способов их предотвращения, позволяет специалистам по ценообразованию формировать достоверные сметы, минимизировать риски и способствовать успешной реализации строительных проектов. Применение данной нормы в совокупности со связанными положениями Сборника 05 ГЭСН обеспечивает комплексный подход к расчету свайных работ, учитывая различные технологические и грунтовые условия. Постоянное повышение квалификации и внимательность к деталям – залог профессионализма сметчика в работе с государственными элементными сметными нормами.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСН 05-01-082-11 применяется для погружения винтовых свай длиной до 12 м, диаметром 219 мм на глубину 6 м гидровращателем на автомобиле.

  • Состав работ включает разметку, подачу, погружение, наращивание, подрезание сваи и перемещение к следующей точке.

  • В норме учтены трудозатраты рабочих (1.6 чел.-ч, разряд 4,7) и машинистов (1.32 чел.-ч), а также расход основных материалов и машин.

  • Для расчета сметной стоимости необходимо применять индексы пересчета в текущие цены и учитывать накладные расходы.

  • Типичные ошибки включают несоблюдение вертикальности, недостаточное заглубление, выкручивание свай и отсутствие бетонирования полости.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 05-01-082-11 применяется для определения затрат на погружение стальных винтовых свай длиной до 12 метров и диаметром 219 мм на глубину до 6 метров, когда работы выполняются с использованием гидровращателя, установленного на автомобильном шасси.

В норме учтены следующие материалы: свая стальная винтовая диаметром ствола 219 мм (1 шт), ацетилен газообразный технический (0.018 м3), кислород газообразный технический (0.12 м3), а также краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный (0.012 кг) для антикоррозионной обработки.

Норма предусматривает трудозатраты рабочих в размере 1.6 чел.-ч со средним разрядом 4,7 и трудозатраты машинистов в размере 1.32 чел.-ч на одну погруженную сваю.

В норме учтена эксплуатация установок шнекового бурения на автомобильном ходу (0.64 маш.-ч), автомобилей бортовых с краном-манипулятором (0.04 маш.-ч) и аппаратов для газовой сварки и резки (0.14 маш.-ч).

Практические советы

1

Всегда проводите тщательные инженерно-геологические изыскания для определения типа грунтов и глубины их промерзания, чтобы корректно выбрать длину сваи и глубину погружения.

2

Обеспечьте строгий контроль вертикальности погружения сваи на всех этапах работы с использованием нивелира или лазерного уровня.

3

После погружения сваи обязательно заполняйте ее внутреннюю полость бетоном для предотвращения коррозии и увеличения несущей способности.

4

Тщательно планируйте расположение свай на участке, строго следуя проектным осям и расстояниям, чтобы обеспечить равномерное распределение нагрузки.

5

При необходимости наращивания свай или их подрезания, обеспечьте качественную сварку и последующую антикоррозионную обработку мест соединений.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Несоблюдение строгой вертикальности при погружении сваи, что приводит к неравномерному распределению нагрузки и деформациям фундамента.

!
Ошибка 2

Недостаточное заглубление винтовой сваи, когда лопасть не достигает несущего слоя грунта или находится выше глубины его промерзания, что чревато пучением и проседанием.

!
Ошибка 3

Выкручивание сваи для корректировки положения или глубины, что разрушает уплотненный грунт вокруг лопасти и снижает несущую способность.

!
Ошибка 4

Предварительное бурение лидерных скважин без должного обоснования и последующего уплотнения, что может значительно уменьшить несущую способность сваи.

!
Ошибка 5

Отсутствие бетонирования внутренней полости винтовой сваи после погружения, что ведет к внутренней коррозии и снижению жесткости конструкции.

1
05-01-082-12

При изменении глубины погружения свай на 1 м добавлять или исключать к норме 05-01-082-11

Применяется для корректировки ресурсных затрат, если фактическая глубина погружения отличается от 6 метров, учтенных в 05-01-082-11.

2
05-01-082-09

Погружение винтовых свай длиной до 12 м, диаметром 219 мм на глубину 6 м гидровращателем на экскаваторе

Используется, если для погружения свай аналогичных параметров применяется гидровращатель на базе экскаватора, а не автомобиля.

3
05-01-082-13

Погружение винтовых свай длиной до 12 м, диаметром 325 мм на глубину 6 м гидровращателем на экскаваторе

Применяется для винтовых свай большего диаметра (325 мм), погружаемых гидровращателем на экскаваторе.

4
05-01-082-01

Погружение винтовых свай длиной до 6 м, диаметром 89 мм на глубину 3 м гидровращателем на экскаваторе

Охватывает погружение винтовых свай меньших параметров (длина до 6 м, диаметр 89 мм, глубина 3 м) с использованием гидровращателя на экскаваторе.

Технические характеристики

Единица измерения
шт
Категория
05-01-082
Тип работ
GESN
Материалы
Средний разряд работы 4,7: 1.6 чел.-чУстановки шнекового бурения на автомобильном ходу, глубина бурения до 15 м, диаметр бурения 150-500 мм: 0.64 маш.-чАвтомобили бортовые, грузоподъемность до 6 т, с краном-манипулятором, грузоподъемность 4 т: 0.04 маш.-чАппараты для газовой сварки и резки: 0.14 маш.-чАцетилен газообразный технический: 0.018 м3Кислород газообразный технический: 0.12 м3Краска масляная МА-0115, мумия, сурик железный: 0.012 кгСвая стальная винтовая, диаметр ствола 219 мм: 1 шт

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: