Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 05-01-130-09

05-01-130

На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: → к норме 05-01-130-04

Подробное описание
Группа: На каждый последующий километр перемещения суммарного пути (туда и обратно) добавлять: Состав работ: Перемещение на каждый последующий километр. Обоснование: НР: Пр/812-005.1, СП: Пр/774-005.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 м3
Категория
05-01-130
Тип работ
GESN
Трудозатраты
Затраты труда машинистов: 1.4 чел.-ч (справочно, входят в стоимость эксплуатации машин); Затраты труда рабочих: 0 чел.-ч.
Основное назначение
Учет дополнительных затрат на перемещение грунта водным транспортом на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) в дополнение к норме 05-01-130-04.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т 0.35
Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.) 0.35

Введение

Норма ГЭСН 05-01-130-09 играет важную роль в сметном деле, позволяя корректно учитывать затраты на перемещение строительных материалов, в частности грунта, водным транспортом на значительные расстояния. Эта норма не является самостоятельной, а выступает в качестве дополнения к базовой норме ГЭСН 05-01-130-04. Ее основное назначение — детализация затрат, возникающих при транспортировке на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) после расстояния, учтенного основной нормой.

Применение данной нормы особенно актуально для проектов, связанных со свайными работами, сооружением опускных колодцев, закреплением грунтов, а также при дноуглубительных работах и перемещении намывного грунта, где водный транспорт является основным способом логистики. Единицей измерения нормы является "100 м3", что указывает на учет затрат на перемещение каждых 100 кубических метров материала.

Техническая информация

Состав работ по норме

ГЭСН 05-01-130-09 описывает состав работ как "Перемещение на каждый последующий километр". Это означает, что норма учитывает ресурсные затраты, связанные с увеличением дистанции транспортировки водным транспортом. В отличие от базовых норм, которые могут включать погрузку, выгрузку и перемещение на начальное расстояние, данная дополнительная норма фокусируется исключительно на инкрементальных затратах, возникающих с каждым пройденным километром. Эти затраты включают в себя, прежде всего, расход топлива для буксиров, амортизацию судов, а также косвенные временные затраты, связанные с длительностью рейса.

Материалы и ресурсы

В норме ГЭСН 05-01-130-09 учтены следующие основные ресурсы, необходимые для водного перемещения:

  • Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т: 0.35 единиц на 100 м3 перемещаемого материала на каждый последующий километр. Эти баржи служат основным средством для перевозки груза по воде.
  • Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.): 0.35 единиц на 100 м3 перемещаемого материала на каждый последующий километр. Буксиры обеспечивают тягу и управление несамоходными баржами.

Важно отметить, что указанные значения являются нормами расхода ресурсов, а не их стоимостью в денежном выражении. Для получения стоимостных показателей эти нормы умножаются на текущие цены ресурсов и соответствующие индексы пересчета.

Трудозатраты и время выполнения

Согласно официальным данным, норма ГЭСН 05-01-130-09 предусматривает следующие трудозатраты:

  • Затраты труда машинистов: 1.4 чел.-ч на 100 м3 перемещаемого материала на каждый последующий километр. Эти затраты являются справочными и, как правило, уже включены в стоимость эксплуатации машин и механизмов (ЭМ).
  • Затраты труда рабочих-строителей: 0 чел.-ч. Это означает, что прямые трудозатраты рабочих, не связанные с управлением машинами, не учитываются данной нормой напрямую, поскольку основные операции по погрузке/выгрузке и начальному перемещению учтены в базовой норме ГЭСН 05-01-130-04 или других сопутствующих нормах.

Время выполнения работ определяется исходя из общего объема перемещаемого груза, расстояния и производительности используемых буксиров и барж. Данная норма позволяет учесть дополнительное время, необходимое для прохождения каждого последующего километра пути.

Требования к квалификации

Поскольку основные трудозатраты приходятся на машинистов, управляющих буксирами, требуется соответствующая квалификация для работы с водным транспортом. Это включает наличие необходимых допусков, удостоверений и опыта управления судами в закрытой акватории. Средний разряд машинистов, как правило, составляет 5.0.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Правильное применение нормы ГЭСН 05-01-130-09 требует четкого понимания ее взаимосвязи с базовой нормой ГЭСН 05-01-130-04 и концепции "последующего километра суммарного пути (туда и обратно)".

  1. Определение общего объема перемещаемого груза: Установите общий объем грунта (или других материалов), который необходимо перевезти водным транспортом, в кубических метрах (м3).
  2. Определение суммарного пути: Рассчитайте общее расстояние перемещения груза, учитывая путь "туда и обратно". Например, если одностороннее расстояние составляет 7 км, то суммарный путь будет 14 км.
  3. Идентификация базового расстояния: Определите, какое расстояние уже учтено в базовой норме ГЭСН 05-01-130-04. Как правило, эта норма покрывает перемещение на определенное начальное расстояние (например, до 5 км).
  4. Расчет "последующих километров": Вычтите базовое расстояние из общего суммарного пути. Полученное значение и будет количеством "последующих километров", на которые применяется норма ГЭСН 05-01-130-09. Если суммарный путь меньше или равен базовому расстоянию, данная норма не применяется.
  5. Приведение объема к единице измерения нормы: Разделите общий объем перемещаемого груза на 100, чтобы получить количество единиц измерения нормы (100 м3).
  6. Расчет общего расхода ресурсов: Умножьте количество "последующих километров" на количество единиц измерения нормы (100 м3) и на нормативные расходы ресурсов (баржи, буксиры) для ГЭСН 05-01-130-09.

Примеры использования

Пример 1: Простое перемещение

Предположим, необходимо переместить 500 м3 грунта водным транспортом на расстояние 7 км (односторонний путь). Базовая норма ГЭСН 05-01-130-04 учитывает перемещение до 5 км суммарного пути.

  1. Объем груза: 500 м3.
  2. Суммарный путь: 7 км (туда) + 7 км (обратно) = 14 км.
  3. Базовое расстояние (по ГЭСН 05-01-130-04): Допустим, 5 км (суммарного пути).
  4. Количество "последующих километров": 14 км (общий) - 5 км (базовый) = 9 км.
  5. Объем в единицах нормы: 500 м3 / 100 м3 = 5 единиц.
  6. Применение ГЭСН 05-01-130-09:
  • Расход барж: 9 км * 5 единиц * 0.35 = 15.75 маш.-ч.
  • Расход буксиров: 9 км * 5 единиц * 0.35 = 15.75 маш.-ч.
  • Затраты труда машинистов: 9 км * 5 единиц * 1.4 чел.-ч = 63 чел.-ч.

Пример 2: Перемещение на короткое расстояние

Если необходимо переместить 300 м3 грунта на расстояние 2 км (односторонний путь).

  1. Объем груза: 300 м3.
  2. Суммарный путь: 2 км (туда) + 2 км (обратно) = 4 км.
  3. Базовое расстояние (по ГЭСН 05-01-130-04): Допустим, 5 км (суммарного пути).
  4. Количество "последующих километров": 4 км (общий) - 5 км (базовый) = -1 км. Поскольку результат отрицательный, это означает, что весь путь укладывается в базовую норму. ГЭСН 05-01-130-09 в данном случае не применяется.

Особенности и ограничения

  • Дополнительный характер: Норма 05-01-130-09 всегда применяется как дополнение к базовой норме, такой как ГЭСН 05-01-130-04, которая учитывает начальное расстояние перемещения.
  • Суммарный путь: Расчет ведется по суммарному пути "туда и обратно", что является критически важным аспектом для корректного применения.
  • Закрытая акватория: Ресурсы (баржи и буксиры) в норме указаны для работы в закрытой акватории, что подразумевает определенные условия плавания (реки, озера, водохранилища, защищенные бухты).
  • Объемный показатель: Единица измерения "100 м3" указывает на то, что норма учитывает затраты на перемещение определенного объема груза, а не просто на пройденное расстояние.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Применение нормы на весь путь: Одна из самых распространенных ошибок – применение ГЭСН 05-01-130-09 на все расстояние перемещения, а не только на "последующие километры". Как избежать: Всегда сначала определите базовое расстояние, учтенное в ГЭСН 05-01-130-04, и только затем рассчитывайте разницу для применения 05-01-130-09.
  2. Игнорирование "туда и обратно": Неучет обратного пути при расчете суммарного расстояния приводит к занижению сметной стоимости. Как избежать: Всегда удваивайте одностороннее расстояние для получения суммарного пути, если иное не оговорено проектом или техническим заданием.
  3. Неправильное округление километров: Ошибки в округлении количества "последующих километров" могут привести к неточностям. Как избежать: Следуйте правилам округления, установленным в сметно-нормативной документации, обычно в большую сторону для затрат.
  4. Неверное приведение объема: Ошибки в переводе объема груза в единицы "100 м3" (например, деление на 10 вместо 100). Как избежать: Внимательно проверяйте единицу измерения нормы и делите фактический объем на 100.
  5. Отсутствие связи с базовой нормой: Попытка применить 05-01-130-09 без учета или применения ГЭСН 05-01-130-04 является грубой ошибкой, так как 05-01-130-09 является дополнительной. Как избежать: Всегда включайте в смету ГЭСН 05-01-130-04 для начального участка перемещения.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом расчетов тщательно изучите проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР) для определения точных расстояний транспортировки и объемов перемещаемого груза.
  • Консультации с экспертами: В случае сомнений по применению нормы, особенно при нестандартных условиях, рекомендуется проконсультироваться с опытными сметчиками или специалистами по ценообразованию в строительстве.
  • Использование сметных программ: Современные сметные программы значительно упрощают расчеты, автоматизируя применение норм и учет их взаимосвязей. Однако, важно понимать логику работы нормы, чтобы корректно вводить исходные данные.
  • Учет специфики акватории: Хотя норма указывает на "закрытую акваторию", в случае работы в условиях, приближенных к открытому морю или с сильным течением, могут потребоваться повышающие коэффициенты, если это предусмотрено технической частью сборника или индивидуальными расценками.

Связанные нормы

Основной связанной нормой является:

  • ГЭСН 05-01-130-04: Эта норма, как уже упоминалось, является базовой для перемещения грунта водным транспортом на начальное расстояние. ГЭСН 05-01-130-09 всегда применяется в дополнение к ней для учета последующих километров.

Также, в зависимости от характера работ, могут быть связаны другие нормы из сборника ГЭСН-05 "Свайные работы. Опускные колодцы. Закрепление грунтов", которые описывают непосредственно работы по разработке или укладке грунта, для которых требуется водная транспортировка.

Контрольные моменты

Для обеспечения точности сметных расчетов необходимо контролировать следующие аспекты:

  • Достоверность исходных данных: Убедитесь, что объемы грунта и расстояния транспортировки взяты из утвержденной проектной документации.
  • Корректность расчета суммарного пути: Проверьте, что учтены оба направления движения (туда и обратно).
  • Правильность применения коэффициентов: Если для конкретных условий проекта предусмотрены повышающие или понижающие коэффициенты, убедитесь в их корректном применении.
  • Соответствие единиц измерения: Всегда проверяйте, что объем груза приведен к единице измерения нормы (100 м3).
  • Актуальность нормативной базы: Используйте актуальную редакцию ГЭСН и индексы пересчета в текущие цены.

Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам точно и обоснованно применять норму ГЭСН 05-01-130-09, обеспечивая достоверность сметной документации и минимизируя риски возникновения разногласий.

Ключевые моменты

  • Норма 05-01-130-09 является дополнительной к ГЭСН 05-01-130-04 для учета увеличенного расстояния водной транспортировки.

  • Применяется на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно).

  • Единица измерения нормы – 100 м3 перемещаемого материала.

  • Учитывает расход барж (несамоходных, 250 т) и дизельных буксиров (221 кВт) в закрытой акватории.

  • Затраты труда машинистов (1.4 чел.-ч) справочные и включены в стоимость эксплуатации машин; прямые трудозатраты рабочих не предусмотрены.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 05-01-130-09 применяется для учета дополнительных затрат на перемещение грунта или других материалов водным транспортом на каждый последующий километр суммарного пути (туда и обратно) после расстояния, учтенного базовой нормой ГЭСН 05-01-130-04. Она используется, когда фактическое расстояние транспортировки превышает базовое.

В норме ГЭСН 05-01-130-09 учтены следующие ресурсы: баржи несамоходные грузоподъемностью 250 т (0.35 единиц на 100 м3 на км) и дизельные буксиры мощностью 221 кВт (300 л.с.) (0.35 единиц на 100 м3 на км). Эти ресурсы предназначены для работы в закрытой акватории.

Норма ГЭСН 05-01-130-09 предусматривает затраты труда машинистов в размере 1.4 чел.-ч на 100 м3 перемещаемого материала на каждый последующий километр. Эти затраты являются справочными и, как правило, уже включены в стоимость эксплуатации машин. Прямые трудозатраты рабочих-строителей данной нормой не предусмотрены.

"Суммарный путь (туда и обратно)" означает, что при расчете расстояния для применения нормы необходимо учитывать не только путь от точки погрузки до точки выгрузки, но и обратный путь судна. Например, если одностороннее расстояние составляет 10 км, то суммарный путь будет 20 км. Норма применяется на каждый последующий километр этого общего расстояния.

Практические советы

1

Всегда начинайте расчет с определения общего суммарного пути (туда и обратно) и объема перемещаемого груза.

2

Четко разграничивайте базовое расстояние, учтенное в ГЭСН 05-01-130-04, и "последующие километры", на которые применяется 05-01-130-09.

3

Используйте сметные программы для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.

4

Внимательно изучайте проект организации строительства (ПОС) для получения точных данных о расстояниях и объемах.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение ГЭСН 05-01-130-09 на все расстояние транспортировки, а не только на "последующие километры" после базовой нормы 05-01-130-04.

!
Ошибка 2

Неучет обратного пути при расчете суммарного расстояния, что приводит к занижению объемов работ.

!
Ошибка 3

Неправильное приведение объема перемещаемого груза к единице измерения нормы (100 м3).

!
Ошибка 4

Попытка применения нормы 05-01-130-09 без учета или в отрыве от базовой нормы 05-01-130-04.

1
05-01-130-04

Перемещение по воде на первый километр в закрытой акватории

Базовая норма, к которой добавляется 05-01-130-09 для учета последующих километров перемещения.

Технические характеристики

Единица измерения
100 м3
Категория
05-01-130
Тип работ
GESN
Материалы
Баржи при работе в закрытой акватории несамоходные, грузоподъемность 250 т: 0.35; Буксиры дизельные при работе в закрытой акватории, мощность 221 кВт (300 л.с.): 0.35

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: