Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 07-10-003-02 является ключевым документом в системе ценообразования в строительстве, регулирующим затраты на пусконаладочные работы (ПНР) в сфере теплоэнергетики. Она предназначена для определения готовности к регулировке водяной тепловой сети, обслуживающей до 50 потребителей тепла (зданий). Эта норма входит в Сборник ГЭСНп-07 "Теплоэнергетическое оборудование", который охватывает широкий спектр пусконаладочных работ по теплоэнергетическому оборудованию и системам централизованного теплоснабжения.
Назначение и область применения нормы
Основное назначение ГЭСН 07-10-003-02 заключается в предоставлении сметчикам унифицированной методологической базы для точного и обоснованного расчета стоимости работ, предшествующих вводу тепловой сети в эксплуатацию. Пусконаладочные работы, к которым относится данная норма, представляют собой комплекс мероприятий по вводу в эксплуатацию смонтированного оборудования и систем. Они являются завершающим этапом строительного процесса и критически важны для обеспечения эффективного и безопасного функционирования объекта.
Норма 07-10-003-02 применяется для определения ресурсных затрат, необходимых для проведения комплексной проверки и подготовки водяных тепловых сетей. Это включает в себя оценку готовности всех ключевых элементов системы: от источника тепла, который подает теплоноситель, до конечных абонентских вводов в здания. Цель этих работ – убедиться, что вся сеть способна работать в заданных режимах, обеспечивая надежное и качественное теплоснабжение потребителей.
ГЭСНп, включая 07-10-003-02, являются обязательными для применения всеми предприятиями и организациями, независимо от их принадлежности и форм собственности, если капитальное строительство осуществляется с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, ГЭСНп носят рекомендательный характер. Это подчеркивает их роль как государственного стандарта в ценообразовании.
Основные характеристики
- Код нормы: 07-10-003-02
- Полное наименование: Определение готовности к регулировке водяной тепловой сети с количеством потребителей тепла (зданий): до 50 шт.
- Единица измерения: 1 сеть. Это означает, что норма применяется к одной тепловой сети, независимо от ее протяженности, но с учетом количества подключенных к ней зданий.
- Тип работ: Пусконаладочные работы (ГЭСНп). Этот тип норм регулирует затраты на работы, связанные с наладкой, испытаниями и вводом в эксплуатацию инженерных систем и оборудования.
- Категория: 07-10-003. Данная категория объединяет нормы, касающиеся определения готовности водяных тепловых сетей к регулировке, дифференцированные по количеству обслуживаемых зданий.
Применение данной нормы позволяет унифицировать подходы к ценообразованию на пусконаладочные работы, обеспечивая прозрачность и обоснованность сметных расчетов. ГЭСНп являются исходными нормативами для разработки единичных расценок федерального, территориального и отраслевого уровней, а также индивидуальных и укрупненных сметных нормативов. Это делает их незаменимым инструментом для любого сметчика, работающего с проектами теплоснабжения.
Техническая информация
Глубокое понимание состава работ, учтенных ресурсов и квалификационных требований, заложенных в ГЭСН 07-10-003-02, является основой для ее корректного применения в сметной документации. Эти данные позволяют точно определить объем необходимых затрат и избежать ошибок при расчете стоимости.
Состав работ по норме
Норма 07-10-003-02 охватывает комплекс взаимосвязанных операций, направленных на всестороннюю оценку готовности тепловой сети к регулировке. Состав работ, подробно описанный в сборнике ГЭСНп-07, включает следующие ключевые этапы:
- Выявление готовности источника тепла к регулировке. Этот начальный этап предполагает тщательную проверку состояния и функциональности оборудования теплоисточника (например, котельной или ТЭЦ). Специалисты оценивают работоспособность насосов, запорной и регулирующей арматуры, систем автоматики и контроля, а также готовность топливоподачи и водоподготовки. Цель – убедиться, что источник тепла способен подавать теплоноситель в сеть с требуемыми параметрами (температура, давление, расход) и поддерживать их в различных режимах работы.
- Проверка выполнения выданных мероприятий, не требующих расчетов, и мероприятий по наладке и регулировке. На данном этапе осуществляется контроль за фактическим исполнением всех ранее выданных предписаний и рекомендаций, которые не требуют сложных инженерных расчетов, но являются обязательными для нормального функционирования системы. Это могут быть работы по очистке трубопроводов, установке манометров и термометров, проверке герметичности соединений, настройке простых регулирующих устройств.
- Выявление готовности тепловых сетей к регулировке с проверкой выполнения выданных мероприятий по наладке. Этот этап фокусируется на самой тепловой сети – системе трубопроводов, по которым теплоноситель доставляется потребителям. Проверяется состояние изоляции, отсутствие утечек, правильность установки и функционирования компенсаторов, опор, дренажных устройств. Особое внимание уделяется проверке выполнения всех наладочных мероприятий, направленных на обеспечение гидравлической устойчивости сети, равномерного распределения теплоносителя и минимизации потерь.
- Выявление готовности абонентских вводов к приему тепла с проверкой выявления данных мероприятий по наладке. Абонентские вводы – это участки сети, где происходит подключение зданий к централизованной системе теплоснабжения. Здесь проверяется готовность тепловых пунктов, элеваторных узлов, теплообменников, запорной и регулирующей арматуры, грязевиков. Специалисты убеждаются в правильности монтажа и настройки оборудования, а также в выполнении всех необходимых мероприятий по наладке, обеспечивающих корректный прием и распределение тепла внутри зданий.
- Обработка полученных данных с систематизацией и анализом результатов выполнения наладочных мероприятий. Все данные, собранные в ходе предыдущих этапов (показания приборов, результаты визуальных осмотров, отчеты о выполненных работах), подвергаются тщательному анализу. Проводится систематизация информации, выявляются любые отклонения от проектных значений или нормативных требований. Анализ позволяет определить причины выявленных проблем и оценить общую эффективность проведенных наладочных мероприятий.
- Составление заключения о готовности тепловой сети к регулировке. На основе всестороннего анализа полученных данных формируется официальное заключение. Этот документ является итогом всех пусконаладочных работ по данной норме и содержит вывод о том, готова ли тепловая сеть к дальнейшей регулировке и полноценной эксплуатации. Заключение может содержать рекомендации по устранению выявленных недостатков, если таковые имеются.
Важно отметить, что ГЭСНп не учитывают затраты на участие пусконаладочного персонала в эксплуатации оборудования, его ревизию и ремонт, устранение дефектов монтажа, дежурства, обучение эксплуатационного персонала, а также техническое (сервисное) обслуживание. Эти работы, если они требуются, должны быть учтены в сметной документации отдельными позициями или в рамках других сборников норм.
Материалы и ресурсы
ГЭСН 07-10-003-02, как и другие государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы, в первую очередь нормирует затраты труда пусконаладочного персонала. Это обусловлено тем, что основным ресурсом при выполнении ПНР является высококвалифицированный труд специалистов. В данной норме учтены трудозатраты следующих категорий инженерного персонала:
- Инженер I категории: 31.025 чел.-ч
- Инженер II категории: 15.513 чел.-ч
- Инженер III категории: 15.513 чел.-ч
Общие положения к сборникам ГЭСНп указывают, что нормы разработаны исходя из состава звена исполнителей, квалификационная и количественная характеристика которых представлена в соответствующих приложениях. Квалификационный состав в процентах от общих затрат труда обычно распределяется следующим образом: Инженер теплотехник I категории – 50%, Инженер теплотехник II категории – 25%, Инженер теплотехник III категории – 25%. Это соответствует распределению часов, указанных в норме.
Машины и оборудование, необходимые для выполнения данных работ (например, специализированные измерительные приборы, диагностическое оборудование, инструменты), учтены в составе накладных расходов, которые начисляются на прямые затраты. Они не выделяются отдельными позициями в ГЭСНп, поскольку их использование является вспомогательным по отношению к основному ресурсу – труду высококвалифицированных инженеров. Аналогично, общестроительные материалы, если они требуются для выполнения вспомогательных операций (например, для временных креплений приборов), также учитываются в составе накладных расходов или по отдельным нормам других сборников ГЭСН.
Трудозатраты и время выполнения
Суммарные трудозатраты по норме ГЭСН 07-10-003-02 составляют 62.051 человеко-часа на одну сеть. Эти трудозатраты представляют собой нормативное количество времени, необходимое для выполнения всего комплекса работ, предусмотренных нормой, одним специалистом. Расчет этих затрат основан на методах технического нормирования и экспертных оценок, учитывающих среднеотраслевые затраты на технологию и организацию пусконаладочных работ.
Длительность выполнения работ на объекте напрямую зависит от численности и квалификационного состава бригады, а также от эффективности организации труда. Например, если работы выполняются бригадой из трех инженеров (по одному каждой категории), теоретическое время выполнения составит около 20.68 рабочих часов (62.051 чел.-ч / 3 чел.). Однако на практике это время может варьироваться в зависимости от множества факторов, таких как:
- Сложность и разветвленность тепловой сети: Более сложные и протяженные сети могут потребовать больше времени.
- Состояние оборудования: Наличие скрытых дефектов или необходимость дополнительных настроек увеличивает трудоемкость.
- Условия производства работ: Работа в стесненных условиях, при низких температурах или в ночное время может увеличить продолжительность работ и потребовать применения повышающих коэффициентов.
- Необходимость согласований: Взаимодействие с эксплуатирующими службами, представителями заказчика и надзорными органами может влиять на общую длительность процесса.
Требования к квалификации
Выполнение работ, предусмотренных ГЭСН 07-10-003-02, требует от пусконаладочного персонала высокой квалификации и специализированных знаний. В составе ресурсов нормы указаны инженеры I, II и III категорий. Это подразумевает, что специалисты должны обладать:
- Глубокими теоретическими знаниями: В области теплотехники, гидравлики, термодинамики, автоматизации тепловых процессов, принципов работы теплоэнергетического оборудования.
- Практическим опытом: Навыками проведения измерений, диагностики, настройки и регулировки тепловых сетей и их элементов.
- Знанием нормативной документации: Пониманием требований СНиП, ГОСТ, правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, правил безопасности и охраны труда.
- Наличием допусков: Квалификационные требования также включают наличие необходимых допусков к работе с теплоэнергетическим оборудованием и в тепловых установках, а также регулярное прохождение аттестации.
Состав звена исполнителей, принятый в ГЭСНп, формируется исходя из сложности оборудования, трудоемкости работ и правил техники безопасности, что гарантирует адекватность нормируемых затрат требуемому уровню квалификации.
Практическое применение
Эффективное применение ГЭСН 07-10-003-02 в сметной документации требует не только знания ее состава, но и четкого понимания алгоритма расчета, а также учета специфических особенностей и ограничений, которые могут повлиять на итоговую стоимость работ.
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного включения работ по ГЭСН 07-10-003-02 в смету необходимо следовать определенной последовательности действий:
- Определение объема работ по проекту: На первом этапе сметчик должен тщательно изучить проектную документацию, чтобы точно определить количество водяных тепловых сетей, для которых требуется определение готовности к регулировке. Ключевым параметром для данной нормы является количество потребителей тепла (зданий), подключенных к каждой сети, которое должно быть до 50 шт. Если проект предусматривает несколько таких сетей, норма применяется для каждой из них.
- Выбор соответствующей нормы: Убедитесь, что выбранная норма 07-10-003-02 точно соответствует проектным данным по количеству потребителей. ГЭСНп 07-10-003 имеет несколько позиций, дифференцированных по числу обслуживаемых зданий. Если количество потребителей иное, необходимо выбрать соответствующую норму из той же группы: 07-10-003-01 (до 30 шт.), 07-10-003-03 (до 100 шт.), 07-10-003-04 (до 200 шт.) или 07-10-003-05 (до 300 шт.).
- Определение нормативных трудозатрат: Из таблицы нормы 07-10-003-02 берутся суммарные трудозатраты пусконаладочного персонала, которые составляют 62.051 чел.-ч на одну сеть. Эти данные являются базовыми для дальнейших расчетов.
- Расчет прямых затрат на оплату труда: Прямые затраты на оплату труда пусконаладочного персонала определяются путем умножения нормативных трудозатрат каждого разряда (категории) на текущую стоимость одного человеко-часа для соответствующей квалификации. Актуальные данные о стоимости человеко-часа регулярно публикуются в региональных сборниках текущих цен или могут быть определены на основе конъюнктурного анализа рынка труда. Важно использовать данные, действующие на момент составления сметы и соответствующие региону строительства.
- Начисление накладных расходов и сметной прибыли: К полученным прямым затратам на оплату труда добавляются накладные расходы и сметная прибыль. Накладные расходы покрывают общехозяйственные и административные затраты организации, а также расходы на вспомогательные материалы и инструменты, не учтенные в прямых затратах. Сметная прибыль представляет собой нормативную прибыль подрядной организации. Проценты начисления накладных расходов и сметной прибыли устанавливаются действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства.
- Применение корректирующих коэффициентов: При наличии особых условий выполнения работ (например, работа в стесненных условиях, на высоте, в зимнее время) или при повторном выполнении работ, к нормативным затратам могут применяться повышающие или понижающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСНп. Например, при повторном выполнении пусконаладочных работ, вызванных изменением технологического процесса или заменой оборудования, применяется коэффициент 0,5 к затратам труда. При работе на высоте свыше 2 м от уровня пола или земли применяются коэффициенты 1,1 (от 2 до 8 м) и 1,2 (свыше 8 м). Каждый такой коэффициент должен быть обоснован.
- Формирование сметы: Все полученные данные (прямые затраты, накладные расходы, сметная прибыль, учтенные коэффициенты) включаются в локальный сметный расчет (локальную смету). Важно помнить, что затраты на пусконаладочные работы, как правило, учитываются в главе 7 "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета при капитальном ремонте, или в главе 9 "Прочие работы и затраты" при новом строительстве.
Примеры использования
Рассмотрим несколько сценариев применения нормы ГЭСН 07-10-003-02:
- Сценарий 1: Стандартное применение. Необходимо определить сметную стоимость работ по определению готовности к регулировке водяной тепловой сети, обслуживающей 45 зданий. Поскольку количество потребителей (45) находится в диапазоне до 50 шт., применяется норма ГЭСН 07-10-003-02. Нормативные трудозатраты составят 62.051 чел.-ч. Далее эти трудозатраты умножаются на текущую стоимость человеко-часа для каждой категории персонала, начисляются накладные расходы и сметная прибыль.
- Сценарий 2: Выбор альтернативной нормы. Если бы та же тепловая сеть обслуживала 25 зданий, сметчик должен был бы использовать норму 07-10-003-01, предназначенную для сетей до 30 потребителей. Если же количество зданий составляло бы 70, то применялась бы норма 07-10-003-03 (до 100 шт.). Это демонстрирует важность точного соответствия проектных данных и выбранной нормы.
- Сценарий 3: Комплексная наладка. При вводе в эксплуатацию нового здания, помимо определения готовности внешней тепловой сети (по ГЭСН 07-10-003-02), может потребоваться наладка внутренних теплопотребляющих систем. В этом случае дополнительно применяются нормы из таблицы 07-10-011, например, ГЭСНп 07-10-011-01 для определения готовности теплопотребляющей системы здания с тепловой нагрузкой до 0,2 Гкал/ч. Это подчеркивает необходимость комплексного подхода к составлению смет.
Важно помнить, что ГЭСН содержит только нормы расхода ресурсов (в данном случае – человеко-часов), а не стоимость в рублях. Стоимость определяется путем умножения этих норм на текущие цены ресурсов.
Особенности и ограничения
Применение ГЭСН 07-10-003-02 имеет ряд важных особенностей и ограничений, которые необходимо учитывать:
- Строгое соответствие количеству потребителей: Норма 07-10-003-02 строго привязана к количеству потребителей тепла (зданий) – до 50 шт. Использование этой нормы для сетей с большим или меньшим количеством зданий является ошибкой и требует применения других, соответствующих норм из той же группы 07-10-003.
- Тип тепловой сети: Данная норма предназначена исключительно для водяных тепловых сетей. Для других типов сетей (например, паровых) или систем (например, внутренних теплопотребляющих систем зданий, систем вентиляции, водоснабжения и канализации) применяются другие специализированные нормы из соответствующих сборников ГЭСНп. Например, для внутренних систем используется ГЭСНп 07-10-011-01 и последующие.
- Комплексность учтенных работ: Норма 07-10-003-02 учитывает полный комплекс работ по определению готовности к регулировке, как это подробно описано в разделе "Состав работ". Разделение или исключение отдельных операций из состава работ, предусмотренных нормой, должно быть тщательно обосновано и, возможно, потребует применения индивидуальных расценок или корректирующих коэффициентов, если это не противоречит методическим указаниям.
- Условия производства работ: ГЭСН разработаны исходя из условий выполнения работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами, при положительной температуре воздуха. К таким факторам относятся: работа в стесненных и загазованных условиях, на большой высоте (свыше 2 м), в условиях повышенной влажности, при низких или высоких температурах, в действующих цехах или вблизи действующего оборудования. При наличии таких осложняющих факторов к нормам затрат труда могут применяться соответствующие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСНп. Их применение должно быть обосновано проектной документацией или актами обследования.
- Неучтенные затраты: Важно помнить, что норма не учитывает затраты на участие пусконаладочного персонала в эксплуатации оборудования, его ревизию и ремонт, устранение дефектов монтажа, дежурства, обучение эксплуатационного персонала, а также техническое (сервисное) обслуживание. Эти виды работ, если они необходимы, должны быть учтены в смете отдельными позициями или в рамках других нормативных документов.
Полезная информация
Для успешного и безошибочного применения ГЭСН 07-10-003-02 сметчикам необходимо быть в курсе типичных ошибок, использовать практические советы и ориентироваться в системе связанных норм. Это позволит не только корректно составлять сметы, но и эффективно взаимодействовать с заказчиками и подрядчиками.
Типичные ошибки и как их избежать
Сметная документация, особенно в части пусконаладочных работ, часто становится предметом споров из-за некорректного применения норм. Вот наиболее распространенные ошибки при работе с ГЭСН 07-10-003-02 и рекомендации по их предотвращению:
- Неправильный выбор нормы по количеству потребителей: Это одна из самых частых и критичных ошибок. Применение ГЭСН 07-10-003-02 для тепловых сетей, обслуживающих, например, 60 зданий, вместо нормы 07-10-003-03 (до 100 шт.), приводит к занижению или завышению сметной стоимости. Как избежать: Всегда тщательно проверяйте проектные данные о количестве зданий, подключенных к тепловой сети. Используйте таблицы ГЭСНп-07, где четко указаны диапазоны количества потребителей для каждой нормы в группе 07-10-003.
- Необоснованное применение коэффициентов: Сметчики иногда применяют повышающие или понижающие коэффициенты без достаточного документального обоснования или в условиях, не предусмотренных методическими указаниями. Например, применение коэффициента на работу в стесненных условиях без соответствующего акта обследования. Как избежать: Всегда ссылайтесь на официальные методические рекомендации по применению сметных норм (например, МДС 81-35.2004 или актуальные приказы Минстроя) и общие положения к сборникам ГЭСНп. Необходимость применения коэффициентов должна быть подтверждена обоснованным заданием заказчика, проектной документацией, актами обследования или другими официальными документами.
- Несоответствие объемов работ: Распространенная проблема, когда объемы работ, указанные в локальных сметах, не соответствуют фактическим объемам, отраженным в актах выполненных работ, или данным дефектных ведомостей. Это может быть результатом невнимательности или попыток завысить стоимость. Как избежать: Обеспечьте строгое соответствие сметной документации всем исходным данным – проектным решениям, дефектным ведомостям, актам обследования. Регулярно проводите сверку объемов работ на всех этапах.
- Неправильное расположение затрат в ССР: Ошибка заключается во включении затрат на пусконаладочные работы в неверные главы сводного сметного расчета (ССР). Например, учет ПНР в главе 2 "Основные объекты строительства". Как избежать: Строго следуйте требованиям Постановления Правительства РФ № 87 "О составе разделов проектной документации" и методическим указаниям по составлению ССР. Затраты на пусконаладочные работы, как правило, учитываются в главе 7 "Прочие работы и затраты" при капитальном ремонте, а при новом строительстве – в главе 9 "Прочие работы и затраты".
- Отсутствие подтверждающих документов на неучтенные ресурсы: Для материалов, изделий, конструкций или оборудования, отсутствующих в сметно-нормативной базе и не учтенных в ГЭСНп, их стоимость должна быть подтверждена конъюнктурным анализом или прайс-листами, согласованными заказчиком. Отсутствие таких документов является нарушением. Как избежать: Всегда запрашивайте и прикладывайте к смете подтверждающие документы на стоимость ресурсов, которые определяются по текущим ценам.
- Использование устаревших редакций норм: Сметно-нормативная база регулярно обновляется, и использование устаревших ГЭСНп может привести к некорректным расчетам. Как избежать: Всегда работайте с последними редакциями ГЭСНп, утвержденными приказами Минстроя России (например, ГЭСНп-2022).
Практические советы
Для повышения эффективности и точности работы с ГЭСН 07-10-003-02 сметчикам рекомендуется:
- Детальное изучение Технической части сборника: Помимо таблиц с нормами, каждый сборник ГЭСНп содержит Техническую часть и Общие положения. Внимательно изучите разделы, касающиеся состава работ, правил применения норм, учета неучтенных затрат и применения коэффициентов. Это позволит избежать многих ошибок, связанных с неверной интерпретацией требований.
- Использование специализированного программного обеспечения: Применение современных сметных программ (например, "Гранд-Смета", "Смета.Ру", "РИК") значительно упрощает процесс составления смет, автоматизирует расчеты и помогает контролировать соответствие нормам.
- Взаимодействие с техническими специалистами: Тесное сотрудничество с инженерами-теплотехниками, проектировщиками и специалистами по пусконаладке на объекте поможет лучше понять технологические процессы, особенности оборудования и условия выполнения работ. Это позволит более точно применять нормы и учитывать все нюансы проекта.
- Ведение подробной документации: Всегда ведите полный комплект исполнительной документации, включая акты скрытых работ, протоколы испытаний, дефектные ведомости, журналы работ. Эти документы являются основным обоснованием для примененных норм и объемов работ при проверках.
- Регулярное повышение квалификации: Сметное дело постоянно развивается, появляются новые нормы и методики. Регулярное прохождение курсов повышения квалификации и участие в семинарах поможет оставаться в курсе последних изменений и совершенствовать свои навыки.
Связанные нормы
ГЭСН 07-10-003-02 является частью логической группы норм, регулирующих определение готовности водяных тепловых сетей к регулировке в зависимости от количества обслуживаемых зданий. К ним относятся:
- ГЭСН 07-10-003-01: Определение готовности к регулировке водяной тепловой сети с количеством потребителей тепла (зданий): до 30 шт. Применяется, если количество зданий не превышает 30.
- ГЭСН 07-10-003-03: Определение готовности к регулировке водяной тепловой сети с количеством потребителей тепла (зданий): до 100 шт. Применяется для сетей, обслуживающих от 51 до 100 зданий.
- ГЭСН 07-10-003-04: Определение готовности к регулировке водяной тепловой сети с количеством потребителей тепла (зданий): до 200 шт. Используется для сетей с количеством потребителей от 101 до 200 зданий.
- ГЭСН 07-10-003-05: Определение готовности к регулировке водяной тепловой сети с количеством потребителей тепла (зданий): до 300 шт. Применяется для сетей, обслуживающих от 201 до 300 зданий.
Помимо норм для внешних тепловых сетей, при комплексной наладке системы теплоснабжения объекта могут применяться нормы для внутренних теплопотребляющих систем зданий, входящие в ту же часть 07-10 сборника ГЭСНп-07:
- ГЭСНп 07-10-011-01: Определение готовности к регулировке теплопотребляющей системы здания, тепловая нагрузка: до 0,2 Гкал/ч.
- ГЭСНп 07-10-011-02: Определение готовности к регулировке теплопотребляющей системы здания, тепловая нагрузка: до 0,5 Гкал/ч.
- ГЭСНп 07-10-011-03: Определение готовности к регулировке теплопотребляющей системы здания, тепловая нагрузка: до 1 Гкал/ч.
Контрольные моменты
При проведении экспертизы или проверки сметной документации, составленной с применением ГЭСН 07-10-003-02, следует уделять особое внимание следующим контрольным моментам:
- Соответствие объемов и наименования нормы: Проверка точного соответствия заявленного количества сетей и числа потребителей тепла (зданий) диапазону, указанному в наименовании нормы 07-10-003-02 (до 50 шт.), а также фактическим данным, отраженным в проектной документации.
- Обоснованность применения коэффициентов: Наличие полного комплекта документального подтверждения для всех примененных коэффициентов (например, акты о повторном выполнении работ, обоснования работы в осложненных условиях, ссылки на соответствующие пункты методических указаний).
- Квалификация персонала: Проверка соответствия квалификации персонала, учтенного в смете (инженеры I, II, III категорий), требованиям нормы и фактическому составу бригады, выполняющей работы.
- Исключенные работы: Убедиться, что в смету не включены работы, которые не учтены данной нормой (например, ремонт, ревизия оборудования, обучение персонала), если они не выделены отдельными позициями с соответствующим обоснованием.
- Актуальность нормативной базы: Проверка использования последней действующей редакции ГЭСНп, утвержденной Минстроем России.
- Правильность расположения в ССР: Контроль за тем, чтобы затраты на пусконаладочные работы были учтены в правильной главе сводного сметного расчета (глава 7 или 9 в зависимости от типа строительства/ремонта).
Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам избежать ошибок, а заказчикам и контролирующим органам – обеспечить корректность и прозрачность расчетов стоимости пусконаладочных работ, способствуя эффективному управлению проектами строительства и реконструкции тепловых сетей.
Ключевые моменты
-
ГЭСН 07-10-003-02 применяется для определения готовности водяной тепловой сети, обслуживающей до 50 зданий.
-
Норма включает 6 основных этапов работ, от выявления готовности источника тепла до составления заключения.
-
Учтенные трудозатраты составляют 62.051 чел.-ч, распределенные между инженерами I, II и III категорий.
-
Не учитываются затраты на ремонт, ревизию, дежурства и обучение персонала.
-
Применение коэффициентов (например, за повторные работы или работы на высоте) требует обоснования.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 07-10-003-02?
Когда применяется ГЭСН 07-10-003-02?
ГЭСН 07-10-003-02 применяется для определения сметной стоимости пусконаладочных работ по выявлению готовности к регулировке водяной тепловой сети, обслуживающей до 50 потребителей тепла (зданий).
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В данной норме учтены только трудозатраты пусконаладочного персонала: Инженер I категории (31.025 чел.-ч), Инженер II категории (15.513 чел.-ч) и Инженер III категории (15.513 чел.-ч). Материалы и основное оборудование, как правило, учтены в составе накладных расходов или определяются по проектным данным отдельно.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает суммарные трудозатраты пусконаладочного персонала в размере 62.051 человеко-часа на одну сеть. Квалификационный состав персонала включает инженеров I, II и III категорий.
4 Какие работы не учтены в ГЭСН 07-10-003-02?
Какие работы не учтены в ГЭСН 07-10-003-02?
В ГЭСН 07-10-003-02 не учтены затраты на участие пусконаладочного персонала в эксплуатации оборудования, его ревизию и ремонт, устранение дефектов монтажа, дежурства, обучение эксплуатационного персонала, а также техническое (сервисное) обслуживание. Эти работы должны быть учтены отдельно при необходимости.
Практические советы
Всегда сверяйте количество потребителей тепла (зданий) с диапазоном, указанным в наименовании нормы (до 50 шт. для 07-10-003-02).
Тщательно изучайте Техническую часть Сборника ГЭСНп-07 и общие положения по применению ГЭСНп для понимания всех нюансов и правил.
Используйте только актуальные редакции сметно-нормативной базы, так как они регулярно обновляются.
Обеспечьте полное соответствие сметной документации проектным данным и актам выполненных работ, ведите подробную документацию.
Применяйте коэффициенты только при наличии четких оснований и подтверждающих документов, ссылаясь на соответствующие пункты методических рекомендаций.
Частые ошибки
Неправильный выбор нормы по количеству потребителей тепла (зданий), например, применение 07-10-003-02 для сетей с более чем 50 зданиями.
Необоснованное применение повышающих или понижающих коэффициентов без подтверждающих документов или соответствия условиям.
Несоответствие объемов работ в локальных сметах фактическим данным или дефектным ведомостям.
Неправильное включение затрат на пусконаладочные работы в сводный сметный расчет (например, в главу 2 вместо главы 7 или 9).
Отсутствие подтверждающих документов (прайс-листов, конъюнктурного анализа) для стоимости материалов или оборудования, не учтенных в нормативной базе.