Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-01-021-29

08-01-021

Мост шинный трехфазный напряжением: → 220 кВ, сечение до 600 мм2, количество проводов в фазе - 3

Подробное описание
Группа: Мост шинный трехфазный напряжением: Состав работ: Изготовление и монтаж гибкой ошиновки. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
пролет
Категория
08-01-021
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
129 чел.-ч при среднем разряде 4,0
Основное назначение
Определение затрат ресурсов на изготовление и монтаж гибкой ошиновки трехфазного шинного моста напряжением 220 кВ, сечением до 600 мм2, с тремя проводами в фазе.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,0 111
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.88
Домкраты гидравлические, грузоподъемность 63-100 т 12.4
Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т) 6.18
Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м 2.06
Агрегаты наполнительно-опрессовочные, подача до 300 м3/ч 6.18
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.88
Смазка универсальная тугоплавкая УТ (консталин жировой) т 0

Введение: Назначение и область применения ГЭСН 08-01-021-29

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-01-021-29 относится к Сборнику №8 "Электротехнические установки" и предназначена для определения ресурсных затрат, необходимых для выполнения работ по изготовлению и монтажу гибкой ошиновки трехфазных шинных мостов. Эта норма применяется для объектов с напряжением 220 кВ, сечением проводов до 600 мм² и количеством проводов в фазе – 3.

Шинные мосты являются критически важными элементами открытых распределительных устройств (ОРУ) и подстанций, обеспечивая передачу и распределение электроэнергии между различными аппаратами и секциями. Гибкая ошиновка, в отличие от жесткой, выполняется с использованием подвешиваемых на линейных изоляторах гибких голых проводов, чаще всего алюминиевых или сталеалюминиевых, что обеспечивает определенную компенсацию температурных деформаций и механических воздействий.

Единицей измерения данной нормы является "пролет". Это означает, что все ресурсные показатели (трудозатраты, расход машин и материалов) приведены на один пролет шинного моста, состоящего из трех фаз. Понимание этой единицы измерения критически важно для корректного применения нормы в сметных расчетах.

Применение ГЭСН 08-01-021-29 позволяет сметчикам точно определить потребность в трудовых ресурсах, машинах и механизмах, а также материалах для выполнения данного вида электромонтажных работ. Это является основой для формирования сметной стоимости строительства, реконструкции или технического перевооружения электроэнергетических объектов ресурсным или ресурсно-индексным методом.

Техническая информация: Детальный анализ нормы

Состав работ по норме 08-01-021-29

Норма ГЭСН 08-01-021-29 охватывает полный комплекс работ, связанных с "Изготовлением и монтажом гибкой ошиновки". Под "изготовлением" в данном контексте понимается не производство самих проводов, а их подготовка и сборка элементов ошиновки непосредственно на строительной площадке или в монтажно-заготовительных мастерских. Состав работ включает следующие основные операции:

  1. Подготовительные работы:
  • Изучение проектной и рабочей документации, схем ошиновки, спецификаций материалов и оборудования.
  • Осмотр места монтажа, оценка условий работы (высота, наличие препятствий, состояние опорных конструкций).
  • Организация рабочей зоны: подготовка площадок для складирования материалов, размещения монтажной техники, обустройство временных подъездных путей.
  • Обеспечение мер безопасности: установка ограждений, предупреждающих знаков, организация безопасных проходов и проездов, получение нарядов-допусков для работы в действующих электроустановках.
  1. Доставка и складирование материалов:
  • Приемка и входной контроль гибкой ошиновки (проводов), изоляторов, арматуры, соединительных и крепежных элементов.
  • Правильное складирование материалов на объекте с учетом требований хранения, исключающего их повреждение и загрязнение.
  1. Изготовление элементов ошиновки на месте:
  • Раскатка проводов с барабанов, их выпрямление и резка на проектные длины.
  • Опрессовка или сварка наконечников на концах проводов для их последующего присоединения к аппаратам и соединительным элементам.
  • Сборка гирлянд изоляторов, монтаж дистанционных распорок (если предусмотрено проектом для расщепленных фаз).
  • Подготовка контактных поверхностей: тщательная зачистка от окисной пленки стальными щетками под слоем вазелина или кварце-вазелиновой пасты для обеспечения надежного электрического контакта.
  1. Монтаж гибкой ошиновки:
  • Подъем и установка проводов на проектную высоту с использованием кранов, подъемников и лебедок.
  • Точное позиционирование и крепление проводов к изоляторам и опорным конструкциям.
  • Натяжка проводов до проектных значений с учетом температурных режимов и стрел провеса. Контроль натяжения с помощью динамометров.
  • Выполнение электрических соединений между отдельными пролетами или секциями ошиновки, а также присоединение к выводам электрооборудования (трансформаторов, выключателей, разъединителей) с использованием прессуемых или болтовых зажимов.
  1. Контроль качества и испытания:
  • Визуальный осмотр смонтированной ошиновки на предмет правильности крепления, натяжения, соблюдения габаритов и изоляционных расстояний.
  • Проверка качества электрических соединений (например, измерение сопротивления контактов).
  • В некоторых случаях могут проводиться дополнительные электрические испытания в соответствии с нормативными требованиями.
  1. Завершающие работы:
  • Демонтаж временных монтажных приспособлений и конструкций.
  • Уборка строительного мусора и отходов материалов с рабочей площадки.

Материалы и ресурсы, учтенные в норме

ГЭСН 08-01-021-29 учитывает расход следующих основных ресурсов на один пролет:

  • Средний разряд работы 4,0: 111 – Это показатель трудозатрат рабочих-монтажников со средним разрядом 4,0. Фактические общие трудозатраты рабочих по данной норме составляют 129 чел.-ч.
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.88 маш.-ч – Используются для подъема и перемещения тяжелых элементов ошиновки, изоляторов, арматуры, а также для монтажа на высоте.
  • Домкраты гидравлические, грузоподъемность 63-100 т: 12.4 маш.-ч – Применяются для точного позиционирования, подъема или выравнивания отдельных элементов конструкции, требующих большой грузоподъемности и точности.
  • Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т): 6.18 маш.-ч – Необходимы для натяжки проводов ошиновки до проектных значений, а также для подъема и перемещения материалов.
  • Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м: 2.06 маш.-ч – Обеспечивают доступ рабочих к местам монтажа на высоте, где использование кранов нецелесообразно или невозможно.
  • Агрегаты наполнительно-опрессовочные, подача до 300 м³/ч: 6.18 маш.-ч – Наличие данного агрегата в норме для гибкой ошиновки может показаться неочевидным, так как он обычно ассоциируется с заполнением маслом или газом. Однако в контексте электромонтажных работ, особенно для высоковольтных систем, "опрессовка" также может относиться к процессу создания надежных электрических контактов путем обжатия (опрессовки) наконечников и соединителей на проводах. Это обеспечивает низкое переходное сопротивление и долговечность соединения. Также возможно, что норма учитывает работы, связанные с вспомогательным оборудованием шинного моста, которое может требовать заполнения или опрессовки.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.88 маш.-ч – Используются для транспортировки материалов, инструментов и оборудования в пределах строительной площадки или для подвоза к месту монтажа.
  • Смазка универсальная тугоплавкая УТ (консталин жировой): 0 т – Учитывается как расходный материал для обработки контактных поверхностей проводов и зажимов перед опрессовкой или болтовым соединением. Хотя указано "0 т", это означает, что расход материала настолько мал, что нормируется как условно нулевой, но его наличие в составе ресурсов указывает на необходимость применения.

Трудозатраты и время выполнения

Общие трудозатраты рабочих-монтажников, учтенные в норме ГЭСН 08-01-021-29, составляют 129 чел.-ч на один пролет шинного моста. Средний разряд рабочих, выполняющих данные работы, составляет 4,0. Это указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала, обладающего знаниями и навыками в области высоковольтного электромонтажа, работы с грузоподъемными механизмами и соблюдения строгих правил техники безопасности.

Время выполнения работ напрямую зависит от количества пролетов, сложности конфигурации шинного моста, условий на площадке (например, стесненность, работа на высоте) и организации труда. Норма отражает среднеотраслевые затраты при типовых условиях.

Требования к квалификации

Монтаж гибкой ошиновки 220 кВ – это высокоответственные работы, требующие от исполнителей высокой квалификации и строгого соблюдения правил безопасности. Рабочие должны иметь:

  • Профессиональное образование в области электромонтажа или смежных специальностей.
  • Опыт работы с высоковольтным оборудованием и гибкой ошиновкой.
  • Допуски к работам в электроустановках соответствующего напряжения (не ниже III-IV группы по электробезопасности).
  • Навыки работы с грузоподъемными механизмами, электроинструментом, измерительными приборами.
  • Знание и строгое соблюдение правил охраны труда и техники безопасности при работе на высоте и в действующих электроустановках.

Практическое применение нормы

Пошаговый алгоритм расчета сметы по ГЭСН 08-01-021-29

Для корректного применения нормы ГЭСН 08-01-021-29 в сметных расчетах необходимо следовать следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ:
  • Внимательно изучите проектную документацию на шинный мост.
  • Определите общее количество пролетов трехфазного шинного моста напряжением 220 кВ, сечением до 600 мм² и количеством проводов в фазе – 3. Это и будет объем работ в единицах измерения нормы ("пролет").
  1. Применение нормы:
  • Для каждого пролета примените норму ГЭСН 08-01-021-29.
  • Умножьте нормативные показатели расхода ресурсов (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) на количество пролетов. Например, если у вас 5 пролетов, то трудозатраты составят 129 чел.-ч/пролет * 5 пролетов = 645 чел.-ч.
  1. Учет специфических условий:
  • Оцените наличие усложняющих факторов, таких как работа в стесненных условиях, на большой высоте (если высота превышает учтенную в норме базовую), в условиях действующего производства, в зимнее время.
  • Примените соответствующие поправочные коэффициенты к нормам затрат труда и эксплуатации машин, если это предусмотрено общими положениями к сборникам ГЭСН или методическими указаниями по применению сметных норм.
  1. Формирование сметы:
  • На основе полученных ресурсных показателей и текущих цен на ресурсы (оплата труда, стоимость машино-часа, стоимость материалов) сформируйте локальную смету.
  • Учтите накладные расходы и сметную прибыль в соответствии с действующими нормативами.

Примеры использования

Пример 1: Монтаж нового шинного моста

Проект предусматривает строительство нового открытого распределительного устройства (ОРУ) 220 кВ, включающего трехфазный шинный мост из гибкой ошиновки. Мост состоит из 4 пролетов, каждый из которых соответствует параметрам нормы 08-01-021-29 (220 кВ, сечение до 600 мм², 3 провода в фазе).

  • Объем работ: 4 пролета.
  • Расчет трудозатрат: 129 чел.-ч/пролет * 4 пролета = 516 чел.-ч.
  • Расчет машино-часов крана: 0.88 маш.-ч/пролет * 4 пролета = 3.52 маш.-ч.
  • Аналогично рассчитываются остальные ресурсы.

Пример 2: Реконструкция существующего ОРУ

В рамках реконструкции подстанции требуется заменить гибкую ошиновку на одном из шинных мостов 220 кВ. Мост состоит из 2 пролетов. Работы будут проводиться в условиях действующего ОРУ, что требует применения повышающего коэффициента на стесненность (например, 1.15 к трудозатратам и эксплуатации машин, если это обосновано и предусмотрено методическими указаниями).

  • Объем работ: 2 пролета.
  • Базовые трудозатраты: 129 чел.-ч/пролет * 2 пролета = 258 чел.-ч.
  • Трудозатраты с учетом коэффициента: 258 чел.-ч * 1.15 = 296.7 чел.-ч.
  • Аналогично для машино-часов.

Особенности и ограничения применения нормы

  • Специфика "пролета": Единица измерения "пролет" относится к трехфазному шинному мосту. Важно не путать ее с длиной одного провода или одной фазы.
  • Напряжение и сечение: Норма строго привязана к напряжению 220 кВ, сечению до 600 мм² и трем проводам в фазе. При других параметрах необходимо использовать соответствующие поднормы таблицы 08-01-021 или другие ГЭСН.
  • Комплексность работ: Норма учитывает изготовление (подготовку) и монтаж самой гибкой ошиновки. Она не включает затраты на:
  • Монтаж опорных конструкций шинных мостов (порталов, стоек).
  • Устройство фундаментов под опорные конструкции.
  • Монтаж вторичных цепей, систем заземления, кабельных линий, не входящих в состав ошиновки.
  • Пусконаладочные работы и испытания, выходящие за рамки визуального контроля и проверки соединений.
  • Базовые условия: ГЭСНы отражают среднеотраслевые затраты при нормальных условиях производства работ. Любые отклонения от этих условий (например, особо сложные грунты, экстремальные погодные условия, работа в условиях повышенной опасности) требуют применения соответствующих поправочных коэффициентов, утвержденных Минстроем России.

Полезная информация для сметчика

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение единицы измерения: Самая частая ошибка – это неверный подсчет количества "пролетов". Убедитесь, что вы считаете именно пролеты трехфазного шинного моста, а не количество отдельных проводов или фаз.
  • Как избежать: Всегда сверяйтесь с проектной документацией и четко определяйте границы каждого пролета шинного моста.
  1. Применение нормы к несоответствующим параметрам: Использование ГЭСН 08-01-021-29 для шинных мостов другого напряжения, сечения или количества проводов в фазе.
  • Как избежать: Внимательно проверяйте характеристики ошиновки в проекте и выбирайте соответствующую поднорму из таблицы 08-01-021. Например, для 330 кВ с одним проводом в фазе используется ГЭСН 08-01-021-30.
  1. Неучет сопутствующих работ: Забывают включить в смету работы, не учтенные данной нормой, но необходимые для полноценного функционирования шинного моста (например, монтаж опор, заземление, подключение к аппаратам, не входящее в состав ошиновки).
  • Как избежать: Составляйте полный перечень работ по проекту и используйте связанные нормы для всех неучтенных операций. Проводите комплексный анализ всех разделов сборника 08 и других сборников ГЭСН.
  1. Игнорирование поправочных коэффициентов: Неприменение или неправильное применение поправочных коэффициентов, учитывающих усложняющие условия производства работ.
  • Как избежать: Всегда анализируйте условия выполнения работ на объекте и применяйте коэффициенты в строгом соответствии с Методическими указаниями по применению ГЭСН.
  1. Неверная интерпретация "изготовления": Ошибочное предположение, что норма включает производство самих проводов или сложных заводских конструкций.
  • Как избежать: Помните, что "изготовление" в ГЭСН означает подготовку элементов на месте монтажа (резка, опрессовка, сборка узлов), а не промышленное производство.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию, включая чертежи, схемы, спецификации и пояснительные записки. Это поможет точно определить объем работ и необходимые ресурсы.
  • Фотофиксация и обследование объекта: По возможности, проведите обследование объекта и фотофиксацию условий, особенно при реконструкции. Это поможет обосновать применение поправочных коэффициентов.
  • Консультации со специалистами: При возникновении вопросов по технологии монтажа или применению специфического оборудования (например, агрегатов наполнительно-опрессовочных) консультируйтесь с инженерами-электриками или производителями работ.
  • Актуализация нормативной базы: Всегда используйте актуальные редакции ГЭСН и методических указаний, так как они регулярно обновляются.
  • Внимание к деталям: Обращайте внимание на мелкие, но важные детали, такие как необходимость смазки контактных поверхностей, которая хоть и нормируется как "0 т", но является обязательной технологической операцией.

Связанные нормы

Для составления полной сметы на строительство или реконструкцию шинного моста, помимо ГЭСН 08-01-021-29, могут потребоваться следующие нормы:

Контрольные моменты

При проверке смет, составленных с использованием ГЭСН 08-01-021-29, а также при контроле выполнения работ, следует обратить внимание на:

  • Соответствие объемов: Проверить, правильно ли определено количество пролетов и соответствует ли оно проектной документации.
  • Применение коэффициентов: Обоснованность и корректность применения поправочных коэффициентов за усложняющие условия.
  • Полнота сметы: Убедиться, что учтены все сопутствующие работы (фундаменты, опоры, заземление, вторичные цепи), которые не входят в данную норму.
  • Квалификация персонала: Проверить наличие необходимых допусков и квалификации у рабочих, выполняющих монтаж высоковольтной ошиновки.
  • Технологические требования: Соблюдение технологии монтажа, включая качество подготовки контактных поверхностей, правильность опрессовки и натяжки проводов.
  • Безопасность: Особое внимание уделить соблюдению правил техники безопасности при работе на высоте и с высоковольтным оборудованием.

Тщательное следование этим рекомендациям позволит сметчикам избежать ошибок, обеспечить точность расчетов и способствовать успешной реализации проектов по монтажу высоковольтных шинных мостов.

Ключевые моменты

  • Норма 08-01-021-29 применяется для трехфазных шинных мостов 220 кВ, сечением до 600 мм² и 3 проводами в фазе.

  • Единица измерения нормы – "пролет", что означает один пролет трехфазного шинного моста.

  • Состав работ включает "изготовление" (подготовку на месте) и монтаж гибкой ошиновки, включая раскатку, опрессовку, натяжку и крепление проводов.

  • Общие трудозатраты по норме составляют 129 чел.-ч на пролет при среднем разряде рабочих 4,0.

  • Норма не учитывает монтаж опорных конструкций, фундаментов, заземления и вторичных цепей, требующих применения отдельных ГЭСН.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-01-021-29 применяется для определения ресурсных затрат на изготовление и монтаж гибкой ошиновки трехфазных шинных мостов напряжением 220 кВ, с сечением проводов до 600 мм² и тремя проводами в фазе.

В норме учтены затраты на эксплуатацию машин и механизмов, таких как краны на автомобильном ходу (16 т), гидравлические домкраты (63-100 т), электрические лебедки (16 т), гидравлические подъемники (10 м), наполнительно-опрессовочные агрегаты, а также бортовые автомобили (до 5 т). Из материалов учтена смазка универсальная тугоплавкая УТ (консталин жировой) в условно нулевом расходе.

Норма предусматривает трудозатраты рабочих-монтажников в объеме 129 чел.-ч на один пролет шинного моста. Средний разряд рабочих, выполняющих данные работы, составляет 4,0.

"Пролет" в ГЭСН 08-01-021-29 означает один пролет (участок между опорами) трехфазного шинного моста. Все ресурсные показатели нормы приведены именно на эту единицу измерения.

Практические советы

1

Всегда тщательно изучайте проектную документацию для точного определения объема работ и характеристик шинного моста.

2

Применяйте поправочные коэффициенты строго в соответствии с Методическими указаниями по применению ГЭСН, обосновывая их необходимость условиями объекта.

3

Составляйте комплексную смету, учитывая все сопутствующие работы, не включенные в ГЭСН 08-01-021-29, используя соответствующие связанные нормы.

4

Уделяйте особое внимание контролю качества подготовки контактных поверхностей и опрессовки проводов для обеспечения надежности соединений.

5

Обеспечьте наличие высококвалифицированного персонала с необходимыми допусками для работы с высоковольтным оборудованием.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильный подсчет количества "пролетов" или путаница с количеством фаз/проводов.

!
Ошибка 2

Применение нормы к шинным мостам с другими параметрами напряжения, сечения или количества проводов в фазе.

!
Ошибка 3

Неучет сопутствующих работ, таких как монтаж опорных конструкций, фундаментов, заземления или вторичных цепей, которые не входят в данную норму.

!
Ошибка 4

Игнорирование или некорректное применение поправочных коэффициентов за усложняющие условия производства работ.

!
Ошибка 5

Неверная интерпретация термина "изготовление" как промышленного производства, а не подготовки элементов на месте монтажа.

1
08-01-021-XX

Монтаж опорных конструкций шинных мостов

Применяется совместно для учета затрат на установку порталов, стоек и других несущих элементов, не учтенных в 08-01-021-29.

2
08-03-XXX-XX

Земляные работы

Применяется для определения затрат на устройство котлованов и траншей под фундаменты опор шинных мостов.

3
08-03-XXX-XX

Устройство фундаментов

Используется для расчета затрат на возведение бетонных или железобетонных фундаментов под опорные конструкции шинных мостов.

4
08-02-XXX-XX

Монтаж заземляющих устройств

Применяется для учета затрат на монтаж контуров заземления и заземляющих спусков шинного моста и его опор.

5
08-01-001-XX

Общие электромонтажные работы

Может использоваться для вспомогательных или общих электромонтажных операций, не детализированных в специализированной норме 08-01-021-29.

Технические характеристики

Единица измерения
пролет
Категория
08-01-021
Тип работ
GESNM
Материалы
Средний разряд работы 4,0: 111Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.88Домкраты гидравлические, грузоподъемность 63-100 т: 12.4Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т): 6.18Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м: 2.06Агрегаты наполнительно-опрессовочные, подача до 300 м3/ч: 6.18Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.88Смазка универсальная тугоплавкая УТ (консталин жировой): 0 т

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: