Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-01-021-35 относится к Сборнику №8 "Электротехнические установки" ГЭСНм-2001 и предназначена для определения прямых затрат на монтаж электротехнического оборудования. Конкретно эта норма регламентирует работы по устройству гибкой ошиновки трехфазных шинных мостов напряжением 500 кВ. Она применяется для шинных мостов с сечением проводов до 640 мм² и количеством проводов в фазе – 3.
Шинный мост – это конструкция, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии в пределах электростанции или подстанции, соединяющая различные элементы распределительного устройства. В данном случае речь идет о гибкой ошиновке, которая выполняется неизолированными алюминиевыми или сталеалюминиевыми проводами, смонтированными на подвесных изоляторах. Единицей измерения в данной норме является "пролет (3 фазы)", что означает затраты на один пролет трехфазного шинного моста.
Правильное применение ГЭСН 08-01-021-35 обеспечивает точность сметных расчетов и позволяет эффективно планировать ресурсы для проектов по строительству и модернизации высоковольтных подстанций и открытых распределительных устройств.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 08-01-021-35 включает в себя полный комплекс работ по "Изготовлению и монтажу гибкой ошиновки". Этот процесс охватывает следующие ключевые операции:
- Подготовительные работы: Включают разметку трассы ошиновки, проверку готовности опорных конструкций и изоляторов, а также доставку всех необходимых материалов и оборудования к месту монтажа.
- Заготовка проводов: Определение точной длины проводов для каждого пролета с учетом провеса и температурных деформаций. Провода, как правило, сталеалюминиевые марок АС или АСО. Заготовка может включать резку, зачистку концов и подготовку к соединению.
- Соединение и оконцевание проводов: Выполнение соединений проводов между собой и с выводами аппаратов. Для гибкой ошиновки часто используются прессуемые зажимы, обеспечивающие надежный электрический контакт. Контактные соединения в наружных установках должны иметь антикоррозионные покрытия.
- Монтаж проводов: Подъем и крепление готовых секций ошиновки на подвесных изоляторах, установленных на порталах или других опорных конструкциях. Важно обеспечить правильное натяжение проводов, чтобы избежать изгибающих усилий на изоляторы оборудования.
- Монтаж расщепленной ошиновки: Для шинных мостов 500 кВ с тремя проводами в фазе применяется расщепленная ошиновка, что требует особого внимания к равномерному распределению нагрузки и соблюдению межфазных и межпроводных расстояний.
- Опрессовка и испытания: Включение в состав работ "Агрегатов наполнительно-опрессовочных" указывает на необходимость проведения гидравлических испытаний. Хотя гибкая ошиновка сама по себе не опрессовывается, эти агрегаты могут использоваться для испытаний связанных с шинным мостом элементов, таких как газонаполненные или маслонаполненные вводы, выключатели, или другие компоненты распределительного устройства, которые требуют проверки на прочность и герметичность. Это критически важный этап для обеспечения надежности и безопасности высоковольтного оборудования.
Материалы и ресурсы
В норме ГЭСН 08-01-021-35 учтены следующие основные ресурсы, необходимые для выполнения работ:
- Трудозатраты рабочих: 150 человеко-часов при среднем разряде работы 4,0. Это указывает на потребность в высококвалифицированных электромонтажниках, способных выполнять сложные работы на высоте с высоковольтным оборудованием. [Входные данные]
- Машины и механизмы:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1.19 машино-часов. Используются для подъема и перемещения элементов ошиновки и оборудования. [Входные данные]
- Домкраты гидравлические, грузоподъемность 63-100 т: 16.8 машино-часов. Могут применяться для точного позиционирования тяжелых элементов или для создания необходимого натяжения проводов. [Входные данные]
- Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т): 8.4 машино-часов. Используются для натяжки проводов и перемещения грузов. [Входные данные]
- Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м: 2.8 машино-часов. Обеспечивают доступ рабочих к местам монтажа на высоте. [Входные данные]
- Агрегаты наполнительно-опрессовочные, подача до 300 м³/ч: 8.4 машино-часов. Как упоминалось, для гидравлических испытаний связанных систем. [Входные данные]
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 1.19 машино-часов. Для транспортировки материалов и мелкого оборудования на объекте. [Входные данные]
- Материалы:
- Смазка универсальная тугоплавкая УТ (консталин жировой): 0 т. Это означает, что расход данного материала учтен в норме, но его количество настолько мало, что округлено до нуля, либо его стоимость включена в состав других затрат. [Входные данные]
Важно отметить, что ГЭСН содержит только нормы расхода ресурсов. Стоимость самих проводов, изоляторов, опорных конструкций и других основных материалов, а также накладные расходы и сметная прибыль, не учтены в данной норме и должны быть добавлены в смету отдельно, исходя из текущих цен и соответствующих нормативных документов (например, ФЕР или ТЕР).
Требования к квалификации
Средний разряд работы 4,0 указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов. Рабочие должны обладать опытом в электромонтажных работах на высоковольтных объектах, знанием правил техники безопасности при работе под напряжением и на высоте, а также навыками работы со специализированным оборудованием, таким как краны, лебедки и опрессовочные агрегаты.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения нормы ГЭСН 08-01-021-35 в сметных расчетах необходимо следовать следующему алгоритму:
- Определение количества пролетов: В проектной документации или по результатам обследования объекта необходимо точно определить количество пролетов трехфазного шинного моста, подлежащих монтажу. Единица измерения нормы – "пролет (3 фазы)", что упрощает расчет, так как учитывает все три фазы в одном пролете.
- Расчет трудозатрат: Умножить нормативные трудозатраты (150 чел.-ч) на количество пролетов. Полученное значение будет представлять общие человеко-часы, необходимые для выполнения работ. [Входные данные]
- Расчет машино-часов: Для каждой единицы машин и механизмов, указанных в норме, умножить ее нормативный расход на количество пролетов. [Входные данные]
- Учет материалов: Включить в смету стоимость материалов, которые не учтены в норме (например, сами провода, изоляторы, арматура, опорные конструкции), исходя из проектных данных и текущих цен. Для материалов, учтенных в норме с нулевым расходом (например, смазка), их стоимость может быть учтена в составе других затрат или не выделяться отдельно. [Входные данные]
- Применение поправочных коэффициентов: В зависимости от условий производства работ (например, работы на высоте свыше 2 м, стесненные условия, работа в зимнее время) могут применяться соответствующие поправочные коэффициенты к трудозатратам и машино-часам, согласно общим положениям к сборникам ГЭСНм.
- Добавление накладных расходов и сметной прибыли: После расчета прямых затрат (оплата труда, эксплуатация машин, стоимость материалов) необходимо добавить накладные расходы и сметную прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства.
Примеры использования
Пример 1: Расчет для одного пролета
Предположим, необходимо смонтировать один пролет трехфазного шинного моста 500 кВ. В этом случае прямые затраты на ресурсы будут соответствовать значениям, указанным в норме:
- Трудозатраты: 150 чел.-ч.
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1.19 маш.-ч.
- Домкраты гидравлические, грузоподъемность 63-100 т: 16.8 маш.-ч.
- Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т): 8.4 маш.-ч.
- Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м: 2.8 маш.-ч.
- Агрегаты наполнительно-опрессовочные, подача до 300 м³/ч: 8.4 маш.-ч.
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 1.19 маш.-ч.
- Смазка универсальная тугоплавкая УТ (консталин жировой): 0 т.
Пример 2: Расчет для пяти пролетов с учетом работы на высоте
Если требуется смонтировать пять пролетов шинного моста, и работы ведутся на высоте свыше 15 до 30 м (например, на высоких порталах ОРУ), то к трудозатратам и машино-часам применяется коэффициент 1,25.
- Общее количество пролетов: 5.
- Трудозатраты: 150 чел.-ч/пролет * 5 пролетов * 1.25 (коэффициент высоты) = 937.5 чел.-ч.
- Краны на автомобильном ходу: 1.19 маш.-ч/пролет * 5 пролетов * 1.25 = 7.4375 маш.-ч.
- Домкраты гидравлические: 16.8 маш.-ч/пролет * 5 пролетов * 1.25 = 105 маш.-ч.
- И так далее для всех машин и механизмов.
Особенности и ограничения
- Единица измерения "пролет": Важно четко понимать, что "пролет" в контексте шинного моста – это расстояние между двумя соседними опорными конструкциями, на которых крепится ошиновка. Не следует путать с линейными метрами ошиновки или количеством фаз, так как норма уже учитывает трехфазное исполнение.
- Комплексность работ: Норма охватывает изготовление и монтаж ошиновки, но не включает затраты на монтаж опорных конструкций, фундаментов, вторичных цепей, заземления, а также стоимость основных материалов (провода, изоляторы, арматура). Эти работы и материалы должны быть учтены по другим соответствующим нормам и проектным данным.
- Напряжение и сечение: Норма строго привязана к напряжению 500 кВ и сечению до 640 мм² с тремя проводами в фазе. При изменении этих параметров необходимо использовать другие нормы из таблицы ГЭСНм 08-01-021, если таковые имеются, или разрабатывать индивидуальные расценки.
- Опрессовочные работы: Наличие агрегатов наполнительно-опрессовочных указывает на то, что норма предполагает выполнение гидравлических испытаний, которые могут быть необходимы для герметичных элементов шинного моста или сопряженного оборудования. Сметчику необходимо уточнить в проектной документации, какие именно элементы подлежат опрессовке.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неверное определение единицы измерения: Одна из наиболее частых ошибок – неправильное толкование "пролета". Сметчики могут ошибочно применять норму на погонный метр ошиновки или на одну фазу, что приводит к существенным искажениям в смете. Как избежать: Всегда сверяйтесь с технической частью сборника ГЭСНм 08 и проектной документацией, чтобы точно определить количество пролетов.
- Игнорирование неучтенных ресурсов: Норма 08-01-021-35 не включает стоимость самих проводов, изоляторов и опорных конструкций. Забывая включить эти затраты, сметчик значительно занижает общую стоимость проекта. Как избежать: Тщательно анализируйте состав работ и ресурсов, указанных в норме, и всегда добавляйте стоимость основных материалов, не учтенных в ГЭСН, по текущим ценам.
- Неучет поправочных коэффициентов: Работы по монтажу высоковольтной ошиновки часто выполняются на значительной высоте или в стесненных условиях. Неприменение соответствующих поправочных коэффициентов приводит к недооценке трудозатрат и машино-часов. Как избежать: Внимательно изучите общие положения к сборнику ГЭСНм 08 и применяйте коэффициенты, учитывающие специфику объекта и условия производства работ.
- Применение нормы для несоответствующих параметров: Использование данной нормы для шинных мостов другого напряжения, сечения или количества проводов в фазе является грубой ошибкой. Как избежать: Всегда проверяйте соответствие технических характеристик объекта параметрам, указанным в наименовании нормы (500 кВ, сечение до 640 мм², 3 провода в фазе).
- Недооценка подготовительных и вспомогательных работ: Хотя норма включает "изготовление и монтаж", некоторые подготовительные работы или специфические испытания (например, связанные с опрессовкой) могут быть недооценены или пропущены, если их детали не прописаны явно. Как избежать: Детально изучите технологию выполнения работ по монтажу гибкой ошиновки 500 кВ и убедитесь, что все необходимые операции учтены, возможно, с использованием дополнительных норм или обоснований.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектную документацию, включая чертежи, пояснительные записки и спецификации оборудования. Это поможет точно определить количество пролетов, тип ошиновки и условия монтажа.
- Использование актуальных баз: Всегда используйте самые актуальные редакции ГЭСН и индексы пересчета в текущие цены. Нормативные базы регулярно обновляются, и использование устаревших данных может привести к значительным ошибкам.
- Консультации со специалистами: При возникновении сомнений по составу работ, применению оборудования или определению объемов, не стесняйтесь консультироваться с инженерами-электриками, проектировщиками или опытными производителями работ.
- Документирование обоснований: Всегда сохраняйте обоснования для применения тех или иных коэффициентов, выбора материалов или включения дополнительных работ. Это поможет при проверке сметы и разрешении возможных споров.
Связанные нормы
При составлении сметы на монтаж шинного моста по ГЭСН 08-01-021-35, вероятно, потребуется использовать и другие нормы из сборника ГЭСНм 08 "Электротехнические установки" или других сборников ГЭСН:
- Другие нормы таблицы 08-01-021: Для ошиновки других напряжений (например, 35 кВ, 750 кВ) или с другим количеством проводов в фазе.
- Ошиновка жесткая: Если проект предусматривает использование жесткой ошиновки вместо гибкой.
- Изоляторы: Для учета монтажа опорных и подвесных изоляторов, если они не включены в стоимость оборудования.
- Разъединители: Для установки моторных приводов разъединителей, если они являются частью шинного моста или сопряженного оборудования.
- Вторичные цепи, заземление и кабели: Для учета монтажа контрольных кабелей, цепей управления, заземляющих устройств, которые не входят в состав данной нормы.
- Трансформаторы и автотрансформаторы силовые: Если шинный мост является частью более крупного узла с трансформаторами.
- Подстанции комплектные трансформаторные: Для монтажа комплектных подстанций, частью которых является шинный мост.
Контрольные моменты
Для обеспечения качества и соответствия сметы фактическим работам, сметчику и инженеру-ПТО следует обращать внимание на следующие контрольные моменты:
- Соответствие проекту: Убедиться, что все объемы работ и применяемые ресурсы строго соответствуют проектной документации.
- Проверка объемов: Физически проверить количество пролетов на объекте или по исполнительным схемам, чтобы исключить завышение или занижение объемов.
- Качество монтажа: Хотя это не прямая задача сметчика, понимание технологических требований к качеству монтажа (например, правильное натяжение, качество контактных соединений, антикоррозионная обработка) поможет в оценке возможных дополнительных работ или корректировок.
- Акты скрытых работ: Для опрессовочных работ и других скрытых операций требовать соответствующие акты, подтверждающие их выполнение и результаты.
- Исполнительная документация: Сверять смету с исполнительной документацией по мере выполнения работ, чтобы оперативно вносить корректировки при изменении объемов или технологии.
Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчику эффективно применять норму ГЭСН 08-01-021-35, минимизировать ошибки и способствовать успешной реализации электромонтажных проектов.
Ключевые моменты
-
Норма 08-01-021-35 применяется для монтажа гибкой ошиновки трехфазных шинных мостов 500 кВ.
-
Единица измерения нормы – "пролет (3 фазы)", учитывающий полный комплекс работ для одного пролета.
-
В состав работ включены изготовление, монтаж ошиновки и использование наполнительно-опрессовочных агрегатов для испытаний.
-
Норма учитывает 150 человеко-часов трудозатрат квалифицированных рабочих (разряд 4.0) и машино-часы специализированной техники.
-
Необходимо отдельно учитывать стоимость основных материалов (провода, изоляторы, опоры) и применять поправочные коэффициенты для специфических условий.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 08-01-021-35?
Когда применяется ГЭСН 08-01-021-35?
ГЭСН 08-01-021-35 применяется при составлении смет на электромонтажные работы по изготовлению и монтажу гибкой ошиновки трехфазных шинных мостов напряжением 500 кВ, с сечением проводов до 640 мм² и количеством проводов в фазе – 3.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтен расход смазки универсальной тугоплавкой УТ (консталин жировой) в количестве 0 т, что означает ее незначительный расход или включение в состав других затрат. Стоимость основных материалов, таких как сами провода, изоляторы, арматура и опорные конструкции, не учтена в данной норме и должна быть добавлена в смету отдельно. [Входные данные, 21]
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает 150 человеко-часов трудозатрат рабочих со средним разрядом 4,0 на один пролет трехфазного шинного моста. [Входные данные]
4 Что означает единица измерения "пролет"?
Что означает единица измерения "пролет"?
В контексте ГЭСН 08-01-021-35, "пролет" означает один участок трехфазного шинного моста между двумя соседними опорными конструкциями. Норма учитывает работы по всем трем фазам в пределах этого пролета.
Практические советы
Всегда тщательно изучайте проектную документацию для точного определения объемов работ и специфики объекта.
Используйте актуальные редакции ГЭСН и индексы пересчета, чтобы избежать ошибок из-за устаревших данных.
Консультируйтесь с техническими специалистами (инженерами-электриками, производителями работ) при возникновении вопросов по технологии монтажа или составу работ.
Частые ошибки
Неправильное определение количества пролетов или применение нормы на погонный метр ошиновки вместо пролета.
Игнорирование необходимости включения в смету стоимости основных материалов (проводов, изоляторов, опорных конструкций), которые не учтены в ГЭСН.
Неучет или некорректное применение поправочных коэффициентов для условий производства работ (например, работы на высоте, стесненные условия).