Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-01-021-36

08-01-021

Мост шинный трехфазный напряжением: → 750 кВ, сечение до 640 мм2, количество проводов в фазе - 3

Подробное описание
Группа: Мост шинный трехфазный напряжением: Состав работ: Изготовление и монтаж гибкой ошиновки. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
пролет
Категория
08-01-021
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
228 чел.-ч при разряде 4,0
Основное назначение
Изготовление и монтаж гибкой ошиновки трехфазного шинного моста напряжением 750 кВ, сечением до 640 мм², количество проводов в фазе - 3.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,0 228
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 1.8
Домкраты гидравлические, грузоподъемность 63-100 т 24.6
Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т) 10.6
Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м 3.53
Агрегаты наполнительно-опрессовочные, подача до 300 м3/ч 10.6
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 1.8
Смазка универсальная тугоплавкая УТ (консталин жировой) т 0

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-01-021-36 регламентирует затраты на выполнение работ по изготовлению и монтажу гибкой ошиновки трехфазных шинных мостов напряжением 750 кВ с сечением до 640 мм² и количеством проводов в фазе — 3. Эта норма относится к Сборнику № 8 "Электротехнические установки" и является частью более широкой категории 08-01-021 "Ошиновка гибкая".

Применение данной нормы позволяет сметчикам точно определить потребность в ресурсах (трудозатратах рабочих, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, материальных ресурсах) для выполнения указанных работ. Она является основой для составления сметных расчетов ресурсным и ресурсно-индексным методами, а также для разработки единичных расценок и укрупненных сметных нормативов.

Единицей измерения для данной нормы является "пролет", что подразумевает комплекс работ по монтажу ошиновки в одном пролете шинного моста.

Техническая информация

Состав работ по норме

Основной состав работ, учтенный в ГЭСН 08-01-021-36, включает "Изготовление и монтаж гибкой ошиновки". Этот процесс является комплексным и охватывает ряд технологических операций, необходимых для создания и установки высоковольтного шинного моста. В общем случае, работы по монтажу гибкой ошиновки для открытых распределительных устройств (ОРУ) включают:

  1. Подготовительные работы:
  • Приемка строительной части ОРУ под монтаж.
  • Завоз и размещение необходимых материалов, механизмов и приспособлений на площадке.
  • Распаковка, осмотр и отбраковка изоляторов и сцепной арматуры (проверка на сколы, трещины, прочность цементной связки, соосность стержней и шапок).
  • Протирка годных изоляторов и их испытание мегаомметром (сопротивление изоляции каждого подвесного изолятора должно быть не менее 300 МОм).
  • Комплектование и сборка изоляторов в гирлянды.
  1. Изготовление элементов ошиновки:
  • Раскатка проводов для сборных шин и шинных мостов с помощью барабана, установленного на домкраты или кабельную тележку.
  • Определение длины проводов (например, геодезическим методом или по чертежам с последующей визировкой по месту).
  • Резка (рубка) проводов механизированным способом или вручную.
  • Опрессовка натяжных зажимов на одном конце провода и сцепление его с гирляндой изоляторов.
  • Обработка контактных поверхностей и сверление отверстий.
  • Сварка сборных и приварка ответвительных шин или их болтовые соединения (для гибкой ошиновки чаще используются прессуемые зажимы).
  1. Монтаж ошиновки:
  • Подъем гирлянды с опрессованным зажимом на траверсу портала с использованием кранов и лебедок.
  • Присоединение противоположного конца провода к такелажному тросу с помощью монтажного натяжного зажима и скобы.
  • Натяжка провода до предусмотренной проектом стрелы провеса.
  • Визирование провода и отметка для монтажа второго натяжного зажима.
  • Подъем и крепление гирлянды со вторым зажимом ко второму порталу.
  • Соединение сборных шин и переходных мостов.
  • Присоединение спусков и перемычек.
  • Заземление (не учтено в данной норме напрямую, но является обязательной частью электромонтажных работ и определяется по соответствующим нормам отдела 02).
  1. Контроль качества:
  • Проверка надежности всех соединений, правильного чередования фаз и сопротивления изоляции.

Норма учитывает перетаскивание проводов через препятствия и перемещение рабочих, приспособлений, инструментов и оборудования в пределах рабочей зоны на расстояние до 60 м.

Материалы и ресурсы

В норме ГЭСН 08-01-021-36 учтены следующие основные ресурсы, необходимые для выполнения работ:

  • Смазка универсальная тугоплавкая УТ (консталин жировой): 0 т. Несмотря на нулевой расход в данной норме, эта смазка (также известная как Консталин-1 или УТ-1) является плотной мазью светло-коричневого или желтого цвета, используемой в подшипниках качения и узлах трения, работающих при температурах до 120 °С. В электромонтажных работах она может применяться для смазки резьбовых соединений, механизмов или для предотвращения коррозии в определенных узлах, хотя ее расход может быть учтен в других нормах или как вспомогательный материал.

Важно отметить, что сама норма ГЭСН 08-01-021-36 не учитывает стоимость основных материалов, таких как провода всех марок и сечений, трубы и шины. Эти материалы должны быть учтены дополнительно по проектным данным и соответствующим сборникам текущих цен на материалы (ФССЦ).

Трудозатраты и время выполнения

Для выполнения работ по ГЭСН 08-01-021-36 предусмотрены следующие трудозатраты:

  • Затраты труда рабочих (средний разряд 4,0): 228 чел.-ч на один пролет. Это означает, что для выполнения работ по монтажу одного пролета шинного моста требуется 228 человеко-часов работы квалифицированных специалистов со средним разрядом 4.0. Это соответствует высококвалифицированным электромонтажникам, способным выполнять сложные работы с высоковольтным оборудованием.

Машины и оборудование

Для выполнения работ по данной норме предусмотрено использование следующей строительной техники и оборудования:

  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1.8 маш.-ч. Используются для подъема и перемещения тяжелых элементов ошиновки, изоляторов и монтажных приспособлений.
  • Домкраты гидравлические, грузоподъемность 63-100 т: 24.6 маш.-ч. Применяются для подъема барабанов с проводами, выверки и установки конструкций.
  • Лебедки электрические тяговым усилием 156,96 кН (16 т): 10.6 маш.-ч. Используются для натяжки проводов гибкой ошиновки.
  • Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м: 3.53 маш.-ч. Обеспечивают доступ рабочих к местам монтажа на высоте.
  • Агрегаты наполнительно-опрессовочные, подача до 300 м³/ч: 10.6 маш.-ч. Могут использоваться для опрессовки соединений, если это требуется технологией монтажа гибкой ошиновки.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 1.8 маш.-ч. Предназначены для доставки материалов, инструментов и мелкого оборудования в пределах строительной площадки.

Требования к квалификации

Средний разряд рабочих 4.0 указывает на необходимость привлечения высококвалифицированного персонала. Это включает электромонтажников по силовым сетям и электрооборудованию, такелажников, а также машинистов специализированной строительной техники. Работы с напряжением 750 кВ требуют строгого соблюдения правил электробезопасности и наличия соответствующих допусков.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Применение ГЭСН 08-01-021-36 в сметной документации осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ: Первым шагом является точное определение количества пролетов шинного моста, подлежащих изготовлению и монтажу, согласно проектной документации. Единица измерения нормы — "пролет (3 фазы)" , что упрощает расчет, так как норма уже учитывает трехфазную систему.
  2. Выбор нормы: Убедитесь, что характеристики шинного моста (напряжение 750 кВ, сечение до 640 мм², 3 провода в фазе) соответствуют описанию нормы 08-01-021-36.
  3. Применение ресурсных показателей: На основе определенного объема работ (количества пролетов) умножьте нормативные показатели по трудозатратам рабочих, машино-часам и расходу материалов (если они указаны в норме с ненулевым значением) на количество пролетов. Например, если требуется смонтировать 5 пролетов, то трудозатраты составят 5 пролетов * 228 чел.-ч/пролет = 1140 чел.-ч.
  4. Учет неучтенных материалов: Отдельно в смету необходимо включить стоимость основных материалов, таких как провода (сталеалюминиевые провода марки АС или АСО для гибкой ошиновки), изоляторы, арматура, зажимы и другие элементы, которые не учтены в данной ГЭСН. Их количество определяется по спецификациям проекта.
  5. Применение поправочных коэффициентов: В зависимости от условий производства работ (например, работы на высоте, в стесненных условиях, в зимнее время) могут применяться повышающие коэффициенты к нормам затрат труда и эксплуатации машин. Эти коэффициенты должны быть обоснованы проектными данными или условиями производства работ.
  6. Расчет прямых затрат: Суммируйте затраты на оплату труда рабочих, эксплуатацию машин и стоимость материалов (включая неучтенные) для получения прямых затрат.
  7. Начисление накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам применяются нормативы накладных расходов и сметной прибыли в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства.
  8. Перевод в текущие цены: Полученная базисная стоимость пересчитывается в текущие цены с использованием актуальных индексов пересчета.

Примеры использования

Пример 1: Расчет ресурсов для одного пролета

Предположим, необходимо смонтировать один пролет шинного моста 750 кВ по норме ГЭСН 08-01-021-36.

  • Трудозатраты рабочих: 228 чел.-ч.
  • Машины и оборудование:
  • Краны на автомобильном ходу, 16 т: 1.8 маш.-ч.
  • Домкраты гидравлические, 63-100 т: 24.6 маш.-ч.
  • Лебедки электрические, 16 т: 10.6 маш.-ч.
  • Подъемники гидравлические, 10 м: 3.53 маш.-ч.
  • Агрегаты наполнительно-опрессовочные: 10.6 маш.-ч.
  • Автомобили бортовые, до 5 т: 1.8 маш.-ч.
  • Материалы: Смазка универсальная тугоплавкая УТ: 0 т (учитывается как вспомогательный или в составе других затрат).

Дополнительно необходимо учесть стоимость проводов, изоляторов, зажимов и другой арматуры согласно проекту.

Пример 2: Учет повышающего коэффициента

Если монтаж осуществляется на высоте свыше 15 м до 30 м, к затратам труда рабочих и времени эксплуатации машин может быть применен коэффициент 1.25. Если пролет находится на высоте 20 м, то трудозатраты составят 228 чел.-ч * 1.25 = 285 чел.-ч, а машино-часы для кранов составят 1.8 маш.-ч * 1.25 = 2.25 маш.-ч и т.д.

Особенности и ограничения

  • Гибкая ошиновка: Норма 08-01-021-36 предназначена исключительно для гибкой ошиновки. Для жесткой ошиновки существуют другие нормы, например, в таблице 08-01-022. Различия в технологии монтажа гибкой и жесткой ошиновки значительны (например, жесткая ошиновка может не требовать строительства порталов).
  • Напряжение и сечение: Норма строго привязана к напряжению 750 кВ и сечению проводов до 640 мм² с тремя проводами в фазе. При других параметрах следует использовать соответствующие поднормы таблицы 08-01-021.
  • Комплексность: Норма учитывает изготовление и монтаж ошиновки в пределах одного пролета. Работы, выходящие за рамки этого определения (например, монтаж опорных конструкций, заземления, вторичных цепей, кабелей), должны быть учтены по другим ГЭСН.
  • Условия производства работ: Норма рассчитана на среднеотраслевые условия. При наличии усложняющих факторов (стесненность, работа в действующем электроустановке, особые климатические условия) необходимо применять соответствующие поправочные коэффициенты, обоснованные проектом организации строительства (ПОС) или другими нормативными документами.
  • Транспортировка: Норма учитывает горизонтальное перемещение оборудования и материалов от приобъектного склада до места производства работ на расстояние до 1000 м и вертикальное перемещение в пределах, указанных во вводных указаниях к разделам сборника. Дополнительное перемещение сверх этих расстояний должно учитываться отдельно.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильный выбор нормы: Одна из наиболее частых ошибок — применение нормы 08-01-021-36 для жесткой ошиновки или для ошиновки с иными характеристиками напряжения/сечения/количества проводов. Решение: Всегда сверяйте технические характеристики проекта с описанием нормы. Убедитесь, что речь идет именно о гибкой ошиновке 750 кВ с тремя проводами в фазе.
  2. Неучет материалов: Забывают включить в смету стоимость основных материалов (провода, изоляторы, арматура), так как ГЭСН 08-01-021-36 их не содержит. Решение: Всегда внимательно изучайте техническую часть сборника ГЭСН и спецификации проекта для полного учета всех необходимых материалов.
  3. Необоснованное применение коэффициентов: Применение повышающих коэффициентов без должного обоснования (например, за стесненность, работу на высоте, зимние условия) может привести к завышению сметной стоимости. Решение: Каждый примененный коэффициент должен быть подтвержден проектной документацией, актами обследования или другими официальными документами.
  4. Неверное определение "пролета": Иногда возникает путаница в определении единицы измерения "пролет". Решение: "Пролет" в контексте данной нормы означает комплекс работ по монтажу ошиновки в одном пролете шинного моста, как правило, между двумя опорами или порталами, для трех фаз.
  5. Двойной учет работ: Включение в смету работ, уже учтенных в данной норме, или, наоборот, отсутствие необходимых дополнительных работ (например, заземления, монтажа вторичных цепей). Решение: Детально изучите состав работ, предусмотренный нормой, и сопоставьте его с технологической картой и проектной документацией.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Прежде чем приступать к составлению сметы, тщательно изучите проектную документацию, включая чертежи, спецификации, пояснительные записки и проект организации строительства (ПОС). Это поможет точно определить объемы работ и необходимые ресурсы.
  • Использование актуальных баз: Всегда используйте актуальные версии ГЭСН и ФССЦ, а также действующие индексы пересчета в текущие цены.
  • Консультации со специалистами: В случае сомнений по применению нормы или определению состава работ, не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным инженерам-сметчикам или специалистам по электромонтажным работам.
  • Фото- и видеофиксация: Для обоснования применения повышающих коэффициентов (например, за стесненность или работу на высоте) рекомендуется вести фото- или видеофиксацию условий производства работ.
  • Учет специфики объекта: Каждый объект уникален. Учитывайте специфические условия площадки, доступность, наличие действующих коммуникаций, что может повлиять на выбор механизмов и трудозатраты.

Связанные нормы

При составлении сметы на монтаж шинных мостов 750 кВ, помимо ГЭСН 08-01-021-36, могут потребоваться следующие нормы:

Контрольные моменты

  • Соответствие проекту: Всегда проверяйте соответствие объемов и видов работ, указанных в смете, проектной документации.
  • Актуальность нормативов: Убедитесь, что используются самые актуальные версии ГЭСН и ФССЦ, а также индексы пересчета.
  • Обоснование коэффициентов: Требуйте от подрядчика или самостоятельно проверяйте обоснование применения любых повышающих коэффициентов.
  • Проверка ресурсной части: Сверяйте расход ресурсов, указанный в смете, с нормативными показателями ГЭСН. Особое внимание уделяйте неучтенным материалам.
  • Технологическая последовательность: Понимание технологической последовательности работ поможет выявить возможные дублирования или пропуски в смете.

Применение ГЭСН 08-01-021-36 требует внимательности и глубокого понимания как сметного дела, так и специфики электромонтажных работ на высоковольтных объектах. Правильное использование этой нормы обеспечит точность и достоверность сметной стоимости, что является залогом успешной реализации проекта.

Ключевые моменты

  • Норма 08-01-021-36 применяется для гибкой ошиновки трехфазных шинных мостов напряжением 750 кВ.

  • Единица измерения нормы — "пролет", охватывающий комплекс работ по монтажу ошиновки в одном пролете.

  • В норме учтены трудозатраты рабочих (228 чел.-ч со средним разрядом 4.0) и машино-часы специализированной техники.

  • Стоимость основных материалов (провода, изоляторы, арматура) не учтена в норме и должна добавляться отдельно по проекту.

  • Типичные ошибки включают неправильный выбор нормы, неучет материалов и необоснованное применение повышающих коэффициентов.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-01-021-36 применяется для определения затрат на изготовление и монтаж гибкой ошиновки трехфазных шинных мостов напряжением 750 кВ, с сечением до 640 мм² и тремя проводами в фазе.

В норме 08-01-021-36 указан расход "Смазки универсальной тугоплавкой УТ (консталин жировой)" в количестве 0 т, что означает ее вспомогательный характер или учет в составе других затрат. Основные материалы, такие как провода, изоляторы, зажимы и другая арматура, не учтены в данной норме и должны добавляться в смету отдельно по проектным данным.

Норма предусматривает 228 человеко-часов (чел.-ч) затрат труда рабочих со средним разрядом 4.0 на один пролет шинного моста.

В контексте ГЭСН 08-01-021-36 "пролет" является единицей измерения и означает комплекс работ по изготовлению и монтажу гибкой ошиновки для трех фаз в одном пролете шинного моста, как правило, между двумя опорными конструкциями или порталами.

Нет, норма 08-01-021-36 предназначена исключительно для гибкой ошиновки. Для монтажа жесткой ошиновки следует использовать соответствующие нормы из таблицы 08-01-022 "Ошиновка жесткая" или другие специализированные нормы.

Практические советы

1

Всегда тщательно изучайте проектную документацию (чертежи, спецификации, ПОС) для точного определения объемов работ и необходимых ресурсов.

2

Используйте только актуальные версии ГЭСН и ФССЦ, а также действующие индексы пересчета в текущие цены.

3

Применяйте повышающие коэффициенты только при наличии четкого обоснования, подтвержденного проектными данными или актами обследования условий производства работ.

4

Помните, что данная норма не включает стоимость основных материалов; их учет должен производиться отдельно по спецификациям проекта.

5

В случае сомнений, консультируйтесь с опытными инженерами-сметчиками или специалистами в области электромонтажных работ для уточнения деталей применения нормы.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильный выбор нормы: применение 08-01-021-36 для жесткой ошиновки или для ошиновки с другими характеристиками напряжения/сечения/количества проводов.

!
Ошибка 2

Неучет стоимости основных материалов (проводов, изоляторов, арматуры), которые не включены в данную ГЭСН.

!
Ошибка 3

Необоснованное применение повышающих коэффициентов (например, за стесненность, работу на высоте, зимние условия) без должного документального подтверждения.

!
Ошибка 4

Неверное определение единицы измерения "пролет", что приводит к некорректному расчету объемов работ.

!
Ошибка 5

Двойной учет работ или, наоборот, пропуск необходимых дополнительных работ (например, заземления, монтажа вторичных цепей), которые не входят в состав данной нормы.

1
08-01-022

Ошиновка жесткая

Применяется вместо 08-01-021-36, если проектом предусмотрен монтаж жесткой ошиновки.

2
08-01-025

Опорные конструкции для электрооборудования

Применяется совместно для учета затрат на монтаж опорных конструкций, не включенных в 08-01-021-36.

3
08-01-011

Разъединители

Применяется совместно для монтажа разъединителей, являющихся частью шинного моста или подключаемых к нему.

4
08-03-494

Присоединение жил кабелей или проводов к устройствам флажковыми (фигурными) наконечниками

Может применяться дополнительно при необходимости присоединения жил кабелей или проводов к устройствам.

5
67

ГЭСНр 67 "Электромонтажные работы"

Применяется для ремонтно-строительных работ, связанных с электромонтажом, в случае реконструкции или ремонта существующих объектов.

Технические характеристики

Единица измерения
пролет
Категория
08-01-021
Тип работ
GESNM
Материалы
Смазка универсальная тугоплавкая УТ (консталин жировой): 0 т

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: