Введение: Назначение и область применения ГЭСН 08-02-331-11
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-02-331-11 является ключевым документом для сметчиков, занимающихся проектированием и расчетом стоимости электромонтажных работ в системах тягового электроснабжения, в частности, метрополитенов и электрифицированных железных дорог. Данная норма регламентирует комплекс работ по присоединению четырех силовых кабелей к контактному рельсу через компенсатор на пункте питания.
Контактный рельс — это жесткий проводник, используемый для передачи электроэнергии подвижному составу (поездам метро, трамваям). Пункт питания — это место, где электроэнергия от тяговых подстанций подается в контактный рельс. Компенсатор — это специальное устройство, предназначенное для компенсации температурных расширений и сжатий контактного рельса, а также для исключения воздействия вибрации контактного рельса на жестко закрепленные шины оборудования, обеспечивая надежное и безопасное соединение.
Единицей измерения для данной нормы является "комплект" (компл), что подразумевает выполнение всего комплекса работ, описанных в составе нормы, для одного такого присоединения.
Техническая информация: Состав работ, материалы и ресурсы
Норма ГЭСН 08-02-331-11 охватывает полный цикл работ, необходимых для надежного и безопасного присоединения кабелей к контактному рельсу. Понимание каждого этапа критически важно для правильного применения нормы.
Состав работ по норме
В соответствии с техническим описанием, норма 08-02-331-11 включает следующие операции:
- Установка опорной конструкции. Этот этап предусматривает монтаж фундаментов, стоек или других несущих элементов, которые будут служить основой для размещения оборудования пункта питания и крепления стального каркаса. Это могут быть как бетонные основания, так и металлические опоры, обеспечивающие стабильность всей конструкции.
- Установка стального каркаса. После подготовки опорной конструкции производится монтаж металлического каркаса. Этот каркас служит для крепления сборных шин, оборудования и обеспечения общей жесткости узла присоединения.
- Установка стальной пластины с приваркой. На данном этапе к каркасу или опорной конструкции приваривается стальная пластина. Эта пластина является промежуточным элементом для крепления компенсаторов и шин, обеспечивая надежное сварное соединение.
- Установка компенсаторов. Производится монтаж гибких компенсаторов, которые соединяют силовые шины с контактным рельсом. Компенсаторы, как правило, состоят из гибких медных связей и накладок, обеспечивающих электрический контакт и механическую подвижность.
- Монтаж сборных шин. Устанавливаются сборные шины – жесткие медные или алюминиевые проводники, предназначенные для распределения тока от кабелей к контактному рельсу. Их монтаж включает крепление к каркасу и обеспечение необходимой изоляции.
- Присоединение шин к оборудованию. Сборные шины подключаются к основному оборудованию пункта питания, такому как распределительные устройства, выключатели или другие элементы тяговой сети. Это включает болтовые соединения, пайку или сварку в зависимости от проектных решений.
- Присоединение кабеля к шине. Завершающий этап, на котором четыре силовых кабеля присоединяются к сборным шинам. Это выполняется с использованием кабельных наконечников, которые крепятся к шинам болтовыми соединениями, обеспечивая надежный электрический контакт.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по норме 08-02-331-11 предусмотрен следующий перечень материалов и ресурсов:
- Средний разряд работы 4,1: 11.8 чел.-ч. Это указывает на квалификацию рабочих, необходимых для выполнения данного комплекса работ. Средний разряд 4.1 предполагает наличие высококвалифицированных электромонтажников и сварщиков.
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.01 маш.-ч. Используются для подъема и установки тяжелых элементов, таких как опорные конструкции или крупные части каркаса.
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.01 маш.-ч. Применяются для доставки материалов и оборудования на место проведения работ.
- Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 1.2 маш.-ч. Необходимы для приварки стальной пластины и других металлических элементов.
- Ленты изоляционные хлопчатобумажные прорезиненные для электромонтажных и ремонтных работ, цвет черный, ширина 20 мм, толщина 0,35 мм: 116.67 м. Используются для изоляции соединений и защиты от внешних воздействий.
- Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: 2.1 кг. Расходуются при выполнении сварочных работ.
- Болты с гайками и шайбами строительные: 3.93 кг. Применяются для механических соединений элементов каркаса, шин и оборудования.
- Припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС30: 0.8 кг. Используются для пайки электрических соединений, если это предусмотрено технологией.
- Лак КФ-965: 0 т. Вероятно, используется для защитного покрытия или изоляции, хотя расход указан как нулевой, что может означать его учет в составе других норм или минимальное количество.
Трудозатраты и время выполнения
Основной показатель трудозатрат по норме 08-02-331-11 составляет 11.8 человеко-часов на один комплект работ для рабочих со средним разрядом 4.1. Эта величина включает время, затрачиваемое на все операции, перечисленные в составе работ, включая подготовительные и заключительные действия, не требующие отдельного нормирования.
Требования к квалификации
Средний разряд работы 4.1 указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала. В состав бригады должны входить электромонтажники, имеющие опыт работы с высоковольтным оборудованием и системами тягового электроснабжения, а также аттестованные сварщики для выполнения работ по приварке металлических конструкций. Знание правил электробезопасности и инструкций по эксплуатации электроустановок потребителей является обязательным.
Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности
Правильное применение ГЭСН 08-02-331-11 в смете требует четкого понимания алгоритма и учета специфических условий проекта.
Пошаговый алгоритм расчета
- Определение количества комплектов. Первым шагом является определение общего количества пунктов питания, где требуется присоединение четырех кабелей к контактному рельсу через компенсатор. Каждый такой пункт соответствует одной единице измерения "компл".
- Расчет трудозатрат. Умножьте количество комплектов на нормативные трудозатраты (11.8 чел.-ч/компл). Полученное значение будет общими трудозатратами рабочих-монтажников.
- Расчет машино-часов. Аналогично, умножьте количество комплектов на нормативные показатели машино-часов для кранов, автомобилей и сварочных аппаратов.
- Расчет расхода материалов. Умножьте количество комплектов на нормативный расход каждого материала (ленты изоляционной, электродов, болтов, припоя, лака). Это даст общее количество материалов, необходимых для выполнения работ.
- Учет накладных расходов и сметной прибыли. К полученным прямым затратам (заработная плата рабочих, стоимость эксплуатации машин, стоимость материалов) необходимо применить нормативы накладных расходов и сметной прибыли в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства.
- Применение индексов пересчета. Для перевода сметной стоимости из базисного уровня цен в текущий необходимо использовать соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами по ценообразованию.
Примеры использования
Пример 1: Строительство нового пункта питания метрополитена. При строительстве новой линии метрополитена необходимо предусмотреть несколько пунктов питания. Если проект предусматривает 5 таких пунктов, то норма 08-02-331-11 будет применена 5 раз (5 комплектов). Все ресурсные показатели (трудозатраты, машино-часы, материалы) будут умножены на 5.
Пример 2: Модернизация существующего пункта питания. В случае реконструкции или модернизации существующего пункта питания, где требуется замена или новое присоединение четырех кабелей к контактному рельсу с установкой компенсатора, норма применяется аналогично. Важно убедиться, что объем работ соответствует полному составу нормы, иначе могут потребоваться дополнительные расценки на демонтаж или частичные работы.
Особенности и ограничения
- Количество кабелей: Норма четко указывает на присоединение четырех кабелей. Если количество кабелей иное (например, два или шесть), данная норма не может быть применена напрямую. В таких случаях необходимо искать другие подходящие нормы или разрабатывать индивидуальные расценки.
- Тип рельса и компенсатора: Норма подразумевает присоединение к контактному рельсу через компенсатор. Важно убедиться, что проектные решения соответствуют этому условию. Существуют различные типы компенсаторов (прямые, изогнутые, одинарные, сдвоенные) , но данная норма учитывает их установку в целом.
- Контекст применения: Норма ориентирована на системы тягового электроснабжения (метрополитен, электрифицированные железные дороги). Применение в других областях требует дополнительного обоснования.
- Подготовительные и сопутствующие работы: Норма 08-02-331-11 охватывает только работы по присоединению. Работы по прокладке самих кабелей (от подстанции до пункта питания), земляные работы для прокладки кабельных трасс, устройство фундаментов под опорные конструкции (если они не учтены в составе опорной конструкции), а также пусконаладочные работы должны нормироваться отдельно по соответствующим ГЭСН.
Полезная информация: Типичные ошибки, советы и связанные нормы
Для минимизации ошибок и повышения точности сметных расчетов важно учитывать практические аспекты применения нормы.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение количества комплектов. Часто сметчики ошибочно применяют норму на каждый кабель, а не на комплект присоединения. Важно помнить, что норма 08-02-331-11 учитывает присоединение четырех кабелей как единый комплекс работ.
- Игнорирование состава работ. Попытка применить норму к частичному объему работ без соответствующей корректировки. Если выполняются не все операции, предусмотренные нормой, необходимо либо применять другие, более подходящие нормы, либо обосновывать исключение отдельных операций с соответствующим пересчетом ресурсов.
- Неучет сопутствующих работ. Забывают включить в смету работы, не учтенные данной нормой, но необходимые для ее выполнения, например, прокладка кабелей, земляные работы, устройство кабельных каналов, пусконаладочные работы. Это приводит к занижению сметной стоимости.
- Неверное применение материалов. Использование материалов, не соответствующих проектным решениям, но учтенных в норме, без корректировки. Например, если проектом предусмотрены другие типы изоляционных лент или припоев, необходимо обосновать их замену и пересчитать расход.
- Ошибки в расчете трудозатрат и машино-часов. Неправильное применение коэффициентов или игнорирование специфических условий производства работ (например, работы в стесненных условиях, на высоте), которые могут требовать применения повышающих коэффициентов к нормам затрат труда и времени эксплуатации машин.
Практические советы
- Внимательно изучайте проектную документацию. Перед началом составления сметы убедитесь, что все проектные решения, касающиеся присоединения кабелей к контактному рельсу, соответствуют условиям применения нормы 08-02-331-11, особенно в части количества кабелей и наличия компенсаторов.
- Детализируйте состав работ. Если есть сомнения в полном соответствии объема работ норме, разбейте процесс на более мелкие операции и проверьте, какие из них учтены, а какие требуют дополнительного нормирования.
- Используйте актуальные сборники ГЭСН. Всегда работайте с последними редакциями ГЭСН и методических указаний по ценообразованию, чтобы избежать ошибок, связанных с устаревшими данными.
- Консультируйтесь с инженерами-проектировщиками. При возникновении вопросов по технологии выполнения работ или применяемым материалам, обращайтесь за разъяснениями к авторам проекта.
- Учитывайте специфику объекта. Работы в метрополитене часто сопряжены с особыми условиями (ночные смены, ограниченное пространство, необходимость обеспечения безопасности движения поездов), что может потребовать применения дополнительных коэффициентов.
Связанные нормы
При составлении сметы на работы, включающие присоединение кабеля к контактному рельсу, часто требуется применение других норм ГЭСН для сопутствующих видов работ:
- ГЭСН 08-02-001 (или другие нормы раздела 08-02) – для кладки конструкций из кирпича или блоков, если требуется возведение опорных конструкций или ниш.
- ГЭСН 08-03-001 (или другие нормы раздела 08-03) – для общих электромонтажных работ, таких как прокладка кабелей, монтаж распределительных устройств, не учтенных в данной норме.
- ГЭСН 01 (Земляные работы) – для устройства котлованов и траншей под фундаменты опорных конструкций или кабельные трассы.
- ГЭСН 06 (Бетонные и железобетонные конструкции) – для устройства бетонных фундаментов или постаментов.
- ГЭСНм 08-02-331-01, ГЭСНм 08-02-331-05 (и другие нормы категории 08-02-331) – для присоединений с другим количеством кабелей или иными условиями, если таковые имеются в сборнике.
Контрольные моменты
При приемке работ и контроле сметной документации следует обращать внимание на:
- Качество сварных соединений: Проверка соответствия требованиям нормативных документов (ГОСТ, СНиП) к сварочным работам.
- Надежность электрических контактов: Контроль качества присоединения кабелей и шин, отсутствие перегревов, правильность обжима или пайки наконечников.
- Правильность установки компенсаторов: Проверка их положения, крепления и способности выполнять свою функцию по компенсации термических деформаций.
- Соответствие проектной документации: Все выполненные работы и примененные материалы должны строго соответствовать утвержденному проекту.
- Наличие исполнительной документации: Акты скрытых работ, протоколы испытаний, сертификаты на материалы.
Заключение
ГЭСН 08-02-331-11 является специфической, но важной нормой для сметчиков, работающих в области электроснабжения транспортной инфраструктуры. Ее правильное применение требует глубокого понимания состава работ, учета всех ресурсных показателей и внимательного отношения к деталям проектной документации. Использование данного руководства поможет сметчикам избежать распространенных ошибок, обеспечить точность расчетов и повысить качество сметной документации, способствуя эффективной реализации проектов по строительству и модернизации тяговых сетей.