Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-02-332-03

08-02-332

Устройства на наземных участках метрополитена → Присоединение кабеля к нулевой шине дросселя (пункт отсоса)

Подробное описание
Группа: Устройства на наземных участках метрополитена Состав работ: Монтаж и закрепление ответвительной шины (скобы) на шине дросселя.; Напайка наконечников.; Присоединение кабелей к шине. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
кабель
Категория
08-02-332
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
3.1 чел.-ч при разряде 3.6
Основное назначение
Присоединение кабеля к нулевой шине дросселя (пункт отсоса)

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,6 3.1
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 0.03
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.03
Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А 0.06
Ленты изоляционные хлопчатобумажные прорезиненные для электромонтажных и ремонтных работ, цвет черный, ширина 20 мм, толщина 0,35 мм м 29.17
Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм кг 0.1
Болты с гайками и шайбами строительные кг 1.45
Припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС30 кг 0.27
Лак КФ-965 т 0

Введение: ГЭСН 08-02-332-03 – Ключ к расчету работ на метрополитене\n\nНорма ГЭСН 08-02-332-03 является специализированным элементом Государственных элементных сметных норм, разработанным для точного определения затрат на выполнение электромонтажных работ на объектах метрополитена. Ее основное назначение – регламентация процесса присоединения кабеля к нулевой шине дросселя, расположенного на наземных участках. Эта норма критически важна для сметчиков, работающих над проектами строительства, реконструкции или капитального ремонта инфраструктуры метрополитена, обеспечивая прозрачность и обоснованность расчетов, а также минимизируя риски возникновения разногласий при проверке сметной документации.\n\n### Назначение и область применения нормы\n\nГЭСН 08-02-332-03 охватывает комплекс работ, связанных с монтажом и подключением кабельных линий к дроссельным трансформаторам – ключевым элементам рельсовых цепей и систем тягового электроснабжения метрополитена. Дроссель-трансформаторы, или дроссели, выполняют двойную функцию: они пропускают тяговый ток, обеспечивая возвратный путь для электроэнергии, и одновременно изолируют рельсовые цепи друг от друга для корректной работы систем сигнализации, блокировки и автостопа. Присоединение кабеля к нулевой шине дросселя, часто называемое "пунктом отсоса", является фундаментальной операцией для обеспечения надежного пути обратного тягового тока, эффективного заземления и стабильной работы всей системы электроснабжения и автоматики. Без корректного выполнения этой операции невозможно гарантировать безопасность движения поездов и бесперебойность работы метрополитена. \n\nОбласть применения данной нормы строго ограничена: она предназначена исключительно для наземных участков метрополитена. Это означает, что при расчете смет для подземных участков, тоннелей, депо или других объектов, не относящихся к инфраструктуре метрополитена, данная норма не может быть использована. Ее специфичность обусловлена уникальными условиями эксплуатации, повышенными требованиями безопасности, строгими технологическими стандартами и особыми условиями производства работ, характерными для строительства и обслуживания метрополитена. Учет этих нюансов позволяет избежать ошибок в расчетах и обеспечить соответствие сметы реальным затратам и требованиям проекта. , \n\n### Основные характеристики\n\nЕдиницей измерения для данной нормы является "кабель". Это означает, что все ресурсные показатели (трудозатраты, расход материалов, машино-часы) приведены на одно присоединение одного кабеля, независимо от его длины или сечения, если это не оговорено дополнительно в технических условиях. Такой подход значительно упрощает расчеты, позволяя сметчику легко масштабировать затраты в зависимости от общего количества необходимых подключений на объекте. Норма относится к типу GESNM (Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования), что подчеркивает ее применимость именно к монтажным работам, связанным с установкой и подключением специализированного оборудования. Категория 08-02-332 указывает на принадлежность к разделу "Устройства на наземных участках метрополитена", что еще раз подтверждает ее узкую специализацию и необходимость внимательного подхода к выбору данной нормы. , \n\n## Техническая информация: Детальный состав работ и ресурсное обеспечение\n\nПонимание технического содержания нормы ГЭСН 08-02-332-03 является фундаментом для ее корректного применения и точного сметного расчета. Эта норма детально описывает все необходимые операции и учитывает ключевые ресурсы, требуемые для выполнения работ по присоединению кабеля к нулевой шине дросселя. Каждый элемент состава работ и каждый учтенный ресурс имеют свое обоснование и критически важны для обеспечения надежности и безопасности электротехнического соединения.\n\n### Состав работ по норме\n\nНорма 08-02-332-03 включает в себя три основные технологические операции, которые должны быть выполнены для каждого присоединяемого кабеля. Эти операции представляют собой полный цикл работ по созданию надежного и безопасного соединения: \n\n1. Монтаж и закрепление ответвительной шины (скобы) на шине дросселя. Этот начальный и крайне важный этап предусматривает точную установку специальной ответвительной шины или скобы. Эта шина служит промежуточным элементом, обеспечивающим надежное электрическое и механическое соединение между подходящим кабелем и основной шиной дросселя. Работы включают:\n * Разметку: Точное определение места установки шины согласно проектным чертежам.\n * Подготовку поверхности: Зачистка контактных поверхностей шины дросселя для обеспечения минимального переходного сопротивления.\n * Сверление (при необходимости): Создание отверстий для крепежных элементов, если это предусмотрено конструкцией.\n * Установку крепежных элементов: Использование специализированных болтов, гаек и шайб, которые обеспечивают прочное и долговечное соединение, устойчивое к вибрациям, температурным перепадам и механическим нагрузкам, характерным для железнодорожной инфраструктуры.\n * Надежное закрепление шины: Затяжка крепежных элементов с требуемым моментом, обеспечивающая стабильный электрический контакт и предотвращающая ослабление соединения в процессе эксплуатации. Качество этого этапа напрямую влияет на безопасность и эффективность работы всей системы.\n\n2. Напайка наконечников. После подготовки кабеля (снятие изоляции, зачистка жил, формирование концов) на его жилы напаиваются специальные кабельные наконечники. Эта операция требует не только высокой квалификации исполнителя, но и строгого соблюдения технологии пайки, так как качество пайки напрямую влияет на надежность электрического контакта, его переходное сопротивление и долговечность соединения.\n * Подготовка кабеля: Аккуратное снятие изоляции с жил кабеля без повреждения проводников.\n * Зачистка жил: Механическая или химическая очистка поверхности жил для обеспечения лучшего сцепления с припоем.\n * Формирование концов: Придание жилам необходимой формы для удобной и качественной пайки.\n * Напайка: Использование специализированных оловянно-свинцовых припоев (например, ПОС30), которые обеспечивают низкое переходное сопротивление, высокую механическую прочность и устойчивость к коррозии в условиях внешней среды. Процесс пайки должен исключать перегрев жил и образование холодных паек.\n\n3. Присоединение кабелей к шине. Завершающий и ответственный этап, на котором кабели с уже напаянными наконечниками механически и электрически соединяются с ответвительной шиной.\n * Установка наконечников: Размещение наконечников на контактных площадках ответвительной шины.\n * Затяжка болтовых соединений: Надежное закрепление наконечников с использованием болтов, гаек и шайб, обеспечивающее плотный контакт. Важно соблюдать требуемый момент затяжки, чтобы избежать как недотяжки (плохой контакт), так и перетяжки (повреждение элементов).\n * Проверка надежности контакта: Визуальный осмотр и, при необходимости, инструментальная проверка качества соединения.\n * Изоляция мест соединения: Применение изоляционных лент (например, хлопчатобумажных прорезиненных) для дополнительной защиты мест соединения от влаги, пыли и механических повреждений, а также для обеспечения электробезопасности.\n\nВажно отметить, что данная норма охватывает именно эти три операции. Работы по прокладке самого кабеля до места присоединения, земляные работы, связанные с доступом к дросселю, или пусконаладочные работы после монтажа, не входят в состав данной нормы и должны учитываться отдельно по соответствующим ГЭСН. Это позволяет избежать дублирования затрат и обеспечить точность сметы.\n\n### Материалы и ресурсы\n\nДля выполнения работ, учтенных в ГЭСН 08-02-332-03, предусмотрен следующий перечень материалов и ресурсов на один "кабель". Точное понимание их назначения и расхода критически важно для сметчика:\n\n* Трудозатраты: Средний разряд работы составляет 3.6, а норма трудозатрат – 3.1 человеко-часа. Этот показатель отражает квалификацию рабочих, необходимую для выполнения точных и ответственных электромонтажных работ, включая пайку и монтаж. Разряд 3.6 подразумевает, что работы должны выполняться бригадой, в составе которой есть специалисты с соответствующим уровнем подготовки и опытом. \n* Машины и механизмы:\n * Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.03 машино-часов. Эти краны используются для подъема и точной установки тяжелых элементов, таких как сами дроссели (если требуется их перемещение или установка в рамках данного этапа) или крупногабаритных ответвительных шин, а также для подачи материалов и оборудования на рабочую площадку, особенно в условиях ограниченного доступа или на высоте.\n * Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.03 машино-часов. Применяются для оперативной доставки всех необходимых материалов, инструментов, оборудования и персонала к месту проведения работ. Их использование оптимизирует логистику на объекте.\n * Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 0.06 машино-часов. Необходимы для выполнения сварочных работ, если ответвительная шина или ее элементы требуют приварки к несущим конструкциям или к основной шине дросселя для обеспечения максимальной механической прочности и надежности электрического контакта.\n* Основные материалы:\n * Ленты изоляционные хлопчатобумажные прорезиненные для электромонтажных и ремонтных работ, цвет черный, ширина 20 мм, толщина 0,35 мм: 29.17 м. Эти ленты используются для дополнительной изоляции и механической защиты мест соединения кабеля с шиной, предотвращая короткие замыкания, воздействие влаги и агрессивных сред, а также повышая общую надежность электроустановки.\n * Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: 0.1 кг. Применяются для обеспечения прочных и качественных сварных швов при монтаже ответвительной шины, если это предусмотрено технологией. Выбор марки электродов (УОНИ 13/45, Э42А) обусловлен требованиями к прочности и надежности сварных соединений в условиях высоких нагрузок.\n * Болты с гайками и шайбами строительные: 1.45 кг. Используются для механического крепления ответвительной шины и кабельных наконечников. Их количество и масса нормируются исходя из типовых конструктивных решений, обеспечивающих надежность соединения.\n * Припои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС30: 0.27 кг. Это основной материал для напайки кабельных наконечников. Припой ПОС30 (30% олова, 70% свинца) обеспечивает хорошую растекаемость, прочное соединение и низкое переходное сопротивление, что критически важно для электротехнических контактов, работающих под нагрузкой. Бессурьмянистый состав гарантирует стабильность свойств.\n * Лак КФ-965: 0 т. Указан в составе ресурсов, однако его расход составляет 0 т. Это может означать, что лак используется в качестве вспомогательного средства, которое не нормируется по весу (например, для очистки или защиты небольших поверхностей), либо его фактическое потребление для данной операции минимально и не подлежит отдельному учету в рамках данной нормы. Сметчику следует обратить внимание на этот пункт и, при необходимости, уточнить его применение в проектной документации или технологических картах.\n\n### Требования к квалификации\n\nСредний разряд работы 3.6 указывает на то, что выполнение работ по ГЭСН 08-02-332-03 требует наличия у исполнителей соответствующей квалификации и опыта. Это не просто общестроительные или простые монтажные работы, а ответственные электротехнические операции, включающие точную пайку, надежное механическое крепление и соблюдение строгих стандартов электробезопасности. Рабочие должны обладать глубокими знаниями в области электротехники, уметь работать с высокоточным электромонтажным инструментом, сварочным оборудованием и паяльными аппаратами, а также строго соблюдать правила электробезопасности, особенно в условиях действующего метрополитена, где любые ошибки могут привести к серьезным последствиям. Регулярное повышение квалификации и аттестация персонала являются обязательными условиями.\n\n## Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности использования\n\nПравильное применение ГЭСН 08-02-332-03 в сметной документации требует четкого понимания алгоритма расчета и учета специфических условий, в которых выполняются работы. Точность сметы напрямую зависит от внимательности сметчика к деталям и его способности правильно интерпретировать проектные данные.\n\n### Пошаговый алгоритм расчета\n\nДля расчета стоимости работ по норме 08-02-332-03 необходимо выполнить следующие, последовательные и логически обоснованные шаги:\n\n1. Определение объема работ: Первым и самым важным шагом является точное определение количества присоединяемых кабелей к нулевым шинам дросселей на наземных участках метрополитена. Этот объем должен быть четко зафиксирован в проектной документации (рабочих чертежах, кабельных журналах, спецификациях). Единицей измерения является "кабель", поэтому необходимо подсчитать общее число таких присоединений, а не количество дросселей или жил.\n * Пример: Если на участке предусмотрено 5 дросселей, и к каждому из них подключается по 2 кабеля, то общий объем работ составит 5 * 2 = 10 кабелей.\n2. Расчет трудозатрат: Умножьте определенное количество кабелей на нормативные трудозатраты, указанные в норме (3.1 чел.-ч на кабель). Полученное значение будет представлять собой общие человеко-часы, необходимые для выполнения работ.\n * Пример: Если необходимо присоединить 25 кабелей, то трудозатраты составят 25 кабелей * 3.1 чел.-ч/кабель = 77.5 чел.-ч. Эти трудозатраты затем умножаются на стоимость одного человеко-часа рабочего соответствующего разряда.\n3. Расчет расхода материалов: Для каждого материала, указанного в норме, умножьте его нормативный расход на количество присоединяемых кабелей. Это позволит получить общее количество каждого материала, необходимого для выполнения всего объема работ.\n * Пример: Для изоляционной ленты: 25 кабелей * 29.17 м/кабель = 729.25 м. Аналогично для электродов (25 * 0.1 = 2.5 кг), болтов (25 * 1.45 = 36.25 кг) и припоя (25 * 0.27 = 6.75 кг). Полученные объемы материалов затем умножаются на их текущие сметные цены.\n4. Расчет машино-часов: Аналогично материалам, умножьте нормативные машино-часы для каждого вида машин и механизмов на количество присоединяемых кабелей.\n * Пример: Для кранов на автомобильном ходу: 25 кабелей * 0.03 маш.-ч/кабель = 0.75 маш.-ч. Для автомобилей бортовых: 25 * 0.03 = 0.75 маш.-ч. Для сварочных аппаратов: 25 * 0.06 = 1.5 маш.-ч. Эти машино-часы умножаются на стоимость одного машино-часа эксплуатации соответствующей техники.\n5. Применение текущих цен и коэффициентов: Полученные ресурсные показатели (трудозатраты, материалы, машино-часы) затем умножаются на текущие сметные цены соответствующих ресурсов, которые определяются на основании сборников текущих цен, прайс-листов или мониторинга рынка. Далее применяются необходимые накладные расходы и сметная прибыль, а также индексы пересчета в текущий уровень цен, коэффициенты на условия производства работ (например, стесненность, работа в ночное время, вблизи действующего оборудования) и другие коэффициенты, предусмотренные действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства. Важно обосновать применение каждого коэффициента ссылками на проект организации строительства (ПОС) или другие официальные документы. , \n6. Учет сопутствующих работ: Важно помнить, что данная норма не включает в себя все работы, связанные с кабельной линией. Необходимо отдельно учесть прокладку кабеля до места присоединения, земляные работы (если требуется вскрытие грунта для доступа к дросселю), демонтажные работы (при реконструкции), а также пусконаладочные работы после завершения монтажа. Игнорирование этих работ приведет к неполной смете.\n\n### Примеры использования\n\nПример 1: Новое строительство на открытом участке\nПредположим, на новом наземном участке метрополитена, где нет значительных стесненных условий, требуется выполнить присоединение 15 кабелей к нулевым шинам дросселей.\n* Трудозатраты: 15 * 3.1 = 46.5 чел.-ч\n* Лента изоляционная: 15 * 29.17 = 437.55 м\n* Электроды: 15 * 0.1 = 1.5 кг\n* Болты: 15 * 1.45 = 21.75 кг\n* Припой: 15 * 0.27 = 4.05 кг\n* Краны: 15 * 0.03 = 0.45 маш.-ч\n* Автомобили: 15 * 0.03 = 0.45 маш.-ч\n* Аппараты сварочные: 15 * 0.06 = 0.9 маш.-ч\nЭти ресурсные показатели затем переводятся в денежное выражение с учетом текущих цен и нормативов. Дополнительные коэффициенты на усложнение условий, скорее всего, не потребуются.\n\nПример 2: Реконструкция с демонтажем и работой в стесненных условиях\nПри реконструкции участка, помимо работ по ГЭСН 08-02-332-03, необходимо предусмотреть демонтаж старых кабельных присоединений. Дополнительно, работы проводятся в условиях ограниченного пространства (например, вблизи других действующих коммуникаций) и в ночное время.\nВ этом случае, помимо данной нормы, в смету будут включены:\n* Соответствующие демонтажные нормы (например, из сборника ГЭСНр). , \n* Нормы на утилизацию отходов демонтажа.\n* Повышающие коэффициенты на стесненность условий производства работ (например, из общих положений к сборникам ГЭСН, если это обосновано ПОС). \n* Повышающие коэффициенты на работу в ночное время (если применимо).\nТакой подход обеспечивает полное и адекватное отражение всех затрат.\n\n### Особенности и ограничения\n\n* Строгая специализация: Норма 08-02-332-03 предназначена исключительно для наземных участков метрополитена и конкретного вида оборудования – дросселей. Попытки применить ее для аналогичных работ на других объектах (например, на железных дорогах общего пользования, промышленных предприятиях, в жилом строительстве или на подземных участках метрополитена) будут методологически неверными и приведут к искажению сметной стоимости. , \n* Комплексность операции: Несмотря на кажущуюся простоту, присоединение кабеля к нулевой шине дросселя – это комплексная электромонтажная операция, требующая высокой точности, соблюдения технологических требований и стандартов безопасности. Норма учитывает все основные этапы этого процесса, но не его подготовку или последующую проверку.\n* Учет специфики метрополитена: Работы на метрополитене часто сопряжены с особыми условиями: ограниченное время производства работ (например, в "окна" или ночное время, когда движение поездов остановлено или минимизировано), повышенные требования к безопасности (работа вблизи действующей инфраструктуры, высокого напряжения), необходимость согласования с эксплуатационными службами и соблюдения строгих регламентов. Хотя сама норма не содержит прямых коэффициентов на эти условия, сметчик должен быть готов к применению повышающих коэффициентов из общих положений сборников ГЭСН, если это обосновано проектом организации строительства (ПОС) и условиями производства работ. \n* Необходимость полной проектной документации: Для корректного применения нормы крайне важно иметь полную и актуальную проектную документацию, в которой четко указаны тип дросселей, количество и характеристики присоединяемых кабелей, а также конструктивные решения для монтажа ответвительных шин. Отсутствие или неполнота проектных данных может привести к неверным расчетам и ошибкам в смете. , \n\n## Полезная информация: Типичные ошибки, советы и контроль качества\n\nДля эффективного использования ГЭСН 08-02-332-03 сметчикам необходимо быть осведомленными о потенциальных ошибках, а также применять практические советы для оптимизации расчетов и обеспечения качества сметной документации.\n\n### Типичные ошибки и как их избежать\n\n1. Неправильная область применения: Самая распространенная и грубая ошибка – попытка применить норму для работ, не относящихся к наземным участкам метрополитена или к присоединению кабелей к другим типам оборудования (например, к обычным шинам в электроустановках, не связанных с дросселями). Это приводит к некорректному завышению или занижению стоимости работ. , \n * Как избежать: Всегда сверяйтесь с полным названием и описанием нормы, а также с ее категорией. Если работы отличаются по объекту, типу оборудования или условиям, ищите другую, более подходящую норму в соответствующих сборниках ГЭСН.\n2. Неучет полного состава работ: Хотя норма включает три основные операции (монтаж шины, пайка наконечников, присоединение кабелей), сметчики иногда забывают, что она не покрывает все сопутствующие работы, необходимые для полного цикла (например, прокладку самого кабеля до места присоединения, земляные работы для доступа к дросселю, демонтаж старых конструкций при реконструкции, пусконаладочные работы после монтажа). \n * Как избежать: Тщательно анализируйте весь объем работ по проекту от начала до конца. Составляйте технологическую цепочку выполнения работ и для каждого этапа подбирайте соответствующую норму. Используйте комплексный подход к формированию сметы.\n3. Ошибки в определении единицы измерения: Неправильный подсчет количества "кабелей" (например, подсчет дросселей вместо количества присоединяемых кабелей, или подсчет отдельных жил вместо целых кабелей). , \n * Как избежать: Четко следуйте единице измерения, указанной в норме. В данном случае это "кабель", что означает одно присоединение одного кабеля. Внимательно изучайте кабельные журналы и схемы подключений в проектной документации.\n4. Игнорирование специфики материалов: Например, неверное понимание нулевого расхода лака КФ-965 или недооценка важности использования конкретных марок припоев и электродов.\n * Как избежать: При наличии нулевого расхода или необычных материалов, всегда уточняйте их назначение и необходимость в проектной документации или у технических специалистов. Помните, что даже нулевой расход может быть указан для полноты информации о процессе.\n5. Неучет условий производства работ: Отсутствие или неправильное применение коэффициентов усложнения при работе в стесненных условиях, на высоте, в ночное время, вблизи действующего оборудования или при повышенных требованиях безопасности, характерных для метрополитена. Это может привести к значительному занижению реальной стоимости работ. , \n * Как избежать: Изучайте общие положения к сборникам ГЭСН, где подробно описаны условия применения повышающих коэффициентов. Обосновывайте их применение ссылками на проект организации строительства (ПОС), проект производства работ (ППР) или другие официальные документы, подтверждающие наличие усложняющих факторов.\n\n### Практические советы\n\n* Детальное изучение проекта: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите всю доступную проектную документацию, включая чертежи, пояснительные записки, спецификации оборудования и кабелей, а также ПОС. Это поможет точно определить объем работ, тип оборудования и избежать ошибок в выборе норм. \n* Взаимодействие с техническими специалистами: При возникновении любых вопросов по технологии выполнения работ, составу оборудования, особенностям объекта или применяемым материалам, не стесняйтесь обращаться за разъяснениями к инженерам-проектировщикам, технологам или специалистам по эксплуатации метрополитена. Их экспертное мнение может быть бесценным.\n* Использование актуальных сборников: Всегда используйте самые актуальные версии сборников ГЭСН, ФЕР, ТЕР и методических указаний по их применению. Нормативная база постоянно обновляется, и использование устаревших данных может привести к серьезным ошибкам и разногласиям с проверяющими органами. \n* Проверка на месте: Если есть возможность, проведите осмотр места проведения работ. Это поможет выявить неочевидные факторы (например, необходимость демонтажа препятствий, сложные подъездные пути, отсутствие электроснабжения), которые могут повлиять на трудоемкость или потребовать применения дополнительных норм/коэффициентов.\n* Документирование обоснований: Всегда документируйте свои решения по выбору норм, применению коэффициентов и учету специфических условий. Сохраняйте ссылки на нормативные документы, письма, разъяснения. Это облегчит защиту сметы при прохождении экспертизы и проверках.\n* Комплексный подход: Рассматривайте работы по ГЭСН 08-02-332-03 не изолированно, а как часть общего комплекса работ по строительству или реконструкции объекта метрополитена.\n\n### Связанные нормы\n\nПри составлении сметы на работы по ГЭСН 08-02-332-03 часто требуется применение других норм для учета полного комплекса работ, обеспечивающего функционирование объекта. Примеры связанных норм:\n\n* Прокладка кабелей: Сама прокладка кабеля до места присоединения к дросселю не учтена в данной норме. Для этих целей используются нормы из сборника ГЭСН 08 "Электротехнические установки", например, Прокладка кабелей силовых до 1 кВ по конструкциям или другие, в зависимости от типа кабеля, его сечения, способа прокладки (в траншеях, лотках, трубах) и напряжения. , \n* Земляные работы: Если для доступа к дросселю или прокладки кабеля требуется вскрытие грунта (например, для установки дросселя или прокладки подземного кабеля), необходимо применять нормы из сборника ГЭСН 01 "Земляные работы" (например, на разработку траншей, засыпку, уплотнение грунта). , \n* Демонтажные работы: При реконструкции или капитальном ремонте, когда требуется демонтаж старых кабельных присоединений, дросселей или другого оборудования, следует использовать соответствующие демонтажные нормы из сборников ГЭСНр (ремонтно-строительные работы), например, ГЭСНр 67 "Электромонтажные работы" , или ГЭСНм (монтаж оборудования). \n* Пусконаладочные работы: После монтажа и присоединения кабелей, как правило, проводятся пусконаладочные работы для проверки работоспособности системы, ее настройки и ввода в эксплуатацию. Эти работы нормируются отдельными сборниками (например, ГЭСНп). , \n* Общестроительные работы: Могут потребоваться для устройства бетонных оснований под дроссели, монтажа металлоконструкций для крепления шин или других вспомогательных конструкций, не учтенных напрямую в данной норме. \n\n### Контрольные моменты\n\nДля обеспечения высокого качества и полного соответствия выполненных работ проектной документации и нормативным требованиям, важно уделять внимание следующим контрольным моментам на всех этапах реализации проекта:\n\n* Качество монтажа ответвительной шины: Проверка надежности крепления шины к дросселю, отсутствие люфтов, соответствие геометрическим размерам и проектному положению. Важно убедиться, что контактные поверхности чистые и обеспечивают минимальное переходное сопротивление.\n* Качество пайки наконечников: Визуальный осмотр паяных соединений на предмет отсутствия наплывов, раковин, непропаев, трещин. Проверка механической прочности соединения путем легкого натяжения. Использование правильного припоя и флюса.\n* Надежность присоединения кабелей: Контроль затяжки болтовых соединений с использованием динамометрического ключа для обеспечения требуемого момента затяжки. Отсутствие повреждений изоляции кабеля в местах крепления и изгибов.\n* Соответствие материалов: Строгая проверка используемых материалов (кабелей, наконечников, припоя, изоляционных материалов, крепежных элементов) проектным спецификациям, сертификатам качества и требованиям ГОСТ/ТУ. Замена материалов без согласования недопустима.\n* Соблюдение электробезопасности: Контроль за выполнением всех работ с неукоснительным соблюдением норм и правил электробезопасности, особенно в условиях действующего метрополитена, где риски поражения электрическим током и возникновения аварийных ситуаций крайне высоки. Наличие допусков, использование СИЗ, соблюдение процедур отключения и заземления.\n* Исполнительная документация: Своевременное и корректное ведение всей необходимой исполнительной документации, включая акты скрытых работ (например, на пайку), протоколы испытаний и измерений (сопротивление изоляции, переходное сопротивление контактов), журналы работ. Это является подтверждением качества выполненных работ.\n\nСоблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам не только корректно рассчитать стоимость работ по ГЭСН 08-02-332-03, но и обеспечить высокое качество, безопасность и эффективность выполнения проекта в целом.

Ключевые моменты

  • Специализированная норма для наземных участков метрополитена.

  • Охватывает монтаж ответвительной шины, напайку наконечников и присоединение кабелей.

  • Единица измерения – "кабель", что упрощает расчет по количеству присоединений.

  • Требует квалифицированных электромонтажников (средний разряд 3.6).

  • Важно учитывать сопутствующие работы, не включенные в данную норму.

Часто задаваемые вопросы

Норма 08-02-332-03 применяется исключительно для работ по присоединению кабелей к нулевой шине дросселя на наземных участках метрополитена, в частности, в пунктах отсоса. Она охватывает комплекс операций, необходимых для данного вида соединения.

В норме учтены следующие основные материалы и ресурсы: трудозатраты рабочих со средним разрядом 3.6, машино-часы кранов на автомобильном ходу, бортовых автомобилей и сварочных аппаратов, а также изоляционные ленты, сварочные электроды, строительные болты с гайками и шайбами, и оловянно-свинцовые припои марки ПОС30. Лак КФ-965 также указан, но с нулевым расходом.

Нормой 08-02-332-03 предусмотрены трудозатраты в размере 3.1 человеко-часа на один кабель. Работы выполняются бригадой со средним разрядом 3.6.

Нет, данная норма строго специализирована для наземных участков метрополитена и конкретного типа оборудования (дросселей). Ее применение на других объектах или для иных видов кабельных присоединений будет некорректным и приведет к ошибкам в смете.

Практические советы

1

Детально изучайте проектную документацию для точного определения объема работ.

2

Взаимодействуйте с техническими специалистами для уточнения технологических особенностей.

3

Используйте только актуальные версии сборников ГЭСН и методических указаний.

4

По возможности проводите осмотр места работ для выявления неочевидных факторов.

5

Всегда документируйте обоснования для выбора норм и применения коэффициентов.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильная область применения нормы (для объектов, не относящихся к метрополитену или к другим типам соединений).

!
Ошибка 2

Неучет полного состава работ, забывая о сопутствующих операциях (прокладка кабеля, земляные работы, пусконаладка).

!
Ошибка 3

Ошибки в определении единицы измерения (например, подсчет дросселей вместо кабелей).

!
Ошибка 4

Игнорирование специфики материалов или нулевого расхода некоторых позиций.

!
Ошибка 5

Неучет условий производства работ, требующих применения повышающих коэффициентов (стесненность, ночные работы).

1
08-02-001-01

Прокладка кабелей силовых до 1 кВ по конструкциям

Применяется совместно для учета работ по прокладке кабеля до места присоединения.

2
01-02-001-ХХ

Разработка траншей и котлованов

Может применяться, если для доступа к дросселю или прокладки кабеля требуется вскрытие грунта.

3
ГЭСНп-ХХ-ХХХ-ХХ

Пусконаладочные работы

Применяется после завершения монтажа для проверки работоспособности системы.

Технические характеристики

Единица измерения
кабель
Категория
08-02-332
Тип работ
GESNM
Материалы
Средний разряд работы: 3.6Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.03 маш.-чАвтомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.03 маш.-чАппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 0.06 маш.-чЛенты изоляционные хлопчатобумажные прорезиненные для электромонтажных и ремонтных работ, цвет черный, ширина 20 мм, толщина 0,35 мм: 29.17 мЭлектроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: 0.1 кгБолты с гайками и шайбами строительные: 1.45 кгПрипои оловянно-свинцовые бессурьмянистые, марка ПОС30: 0.27 кгЛак КФ-965: 0 т

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: