Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-02-417-01

08-02-417

Шинопровод закрытый распредилительный переменного тока на ток до 630 А на: → стойках

Подробное описание
Группа: Шинопровод закрытый распредилительный переменного тока на ток до 630 А на: Состав работ: Установка конструкций.; Сборка шинопроводов в блоки.; Прокладка шинопроводов.; Присоединение узлов питания.; Прозвонка. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
100 м
Категория
08-02-417
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
132.8 чел.-ч при разряде 3,8
Основное назначение
Установка закрытого распределительного переменного тока шинопровода на ток до 630 А на стойках.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,8 132.8
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 2.38
Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м 24.32
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 2.38
Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А 21.04
Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм кг 3.81
Дюбели распорные полипропиленовые 100 шт 0.29

Введение: Назначение и область применения ГЭСН 08-02-417-01

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-02-417-01 является фундаментальным документом для определения ресурсных затрат при монтаже электротехнических установок. Она регламентирует работы по установке закрытых распределительных шинопроводов переменного тока с номинальным током до 630 А, монтируемых на стойках.

Шинопроводы – это современные системы для передачи и распределения электрической энергии, которые часто используются в промышленных, коммерческих и общественных зданиях как альтернатива кабельным линиям. Закрытые распределительные шинопроводы обеспечивают высокую степень защиты проводников от внешних воздействий и механических повреждений, а их монтаж на стойках является распространенным методом прокладки, обеспечивающим надежное крепление и удобство обслуживания.

Данная норма предназначена для сметчиков, инженеров-проектировщиков и других специалистов, участвующих в процессе ценообразования в строительстве. Она позволяет точно определить потребность в трудовых ресурсах, машинах, механизмах и материалах, необходимых для выполнения указанных работ, что является основой для составления смет ресурсным или ресурсно-индексным методом.

Единицей измерения для данной нормы является 100 метров шинопровода, что означает, что все ресурсные показатели приведены на каждые 100 погонных метров устанавливаемой системы.

Техническая информация

Состав работ по норме 08-02-417-01

Норма ГЭСН 08-02-417-01 охватывает полный комплекс операций, необходимых для монтажа закрытого распределительного шинопровода на стойках. Состав работ включает следующие этапы:

  1. Установка конструкций. Этот этап включает в себя все подготовительные работы и непосредственный монтаж опорных элементов. Это может быть разметка трассы, сверление отверстий, установка анкеров (например, дюбелей), а также монтаж кронштейнов, стоек или других несущих элементов, к которым будет крепиться шинопровод. В зависимости от проекта, может потребоваться изготовление и сварка металлических конструкций на месте, что объясняет наличие сварочного оборудования и электродов в ресурсной части нормы.
  2. Сборка шинопроводов в блоки. Шинопроводы поставляются секциями, которые на объекте собираются в более крупные блоки для удобства монтажа. Этот процесс включает соединение электрических проводников внутри секций, обеспечение правильного выравнивания и надежное механическое крепление стыков. Важно обеспечить качественное соединение шин, которое может выполняться сваркой или болтовыми сжимами.
  3. Прокладка шинопроводов. На этом этапе осуществляется подъем и позиционирование собранных блоков шинопровода на установленные опорные конструкции. Для выполнения этих работ, особенно при монтаже на высоте или в условиях ограниченного пространства, используются краны на автомобильном ходу и гидравлические подъемники. После позиционирования блоки надежно закрепляются на стойках.
  4. Присоединение узлов питания. Данный этап включает подключение шинопроводной системы к источнику электроснабжения (например, к распределительному щиту или трансформатору) и к отводным коробкам для подключения потребителей. Это требует выполнения надежных электрических соединений, соблюдения фазировки и обеспечения необходимой изоляции.
  5. Прозвонка. Завершающий и крайне важный этап, который представляет собой комплекс электрических испытаний. Цель прозвонки – убедиться в целостности электрической цепи, отсутствии коротких замыканий, правильности фазировки и надежности изоляции до подачи напряжения в систему. Это критически важно для обеспечения безопасности и корректной работы электроустановки.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ, учтенных нормой ГЭСН 08-02-417-01, предусмотрен следующий состав материалов и ресурсов на 100 метров шинопровода:

  • Средний разряд работы 3,8: 132.8 чел.-ч. Это показатель трудозатрат рабочих с указанным средним квалификационным разрядом. Высокие трудозатраты свидетельствуют о сложности и объеме выполняемых работ, требующих квалифицированного персонала.
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 2.38 маш.-ч. Используются для подъема и перемещения тяжелых и габаритных секций шинопровода, особенно при монтаже на высоте или в условиях, где требуется высокая грузоподъемность.
  • Подъемники гидравлические, высота подъема 10 м: 24.32 маш.-ч. Необходимы для обеспечения доступа рабочих и оборудования к местам монтажа на высоте до 10 метров, что является типичным для установки шинопроводов в производственных цехах или высоких помещениях.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 2.38 маш.-ч. Применяются для доставки материалов, инструментов и оборудования на объект, а также для перемещения элементов шинопровода по территории строительной площадки.
  • Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 21.04 маш.-ч. Используются для выполнения сварочных работ, которые могут потребоваться при изготовлении или усилении опорных конструкций, а также при соединении шин.
  • Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: 3.81 кг. Расходный материал для сварочных работ, обеспечивающий прочность и надежность сварных соединений.
  • Дюбели распорные полипропиленовые: 0.29 100 шт. Это означает, что на 100 метров шинопровода требуется 0.29 упаковок по 100 штук, то есть 29 штук дюбелей. Они используются для крепления опорных конструкций к стенам, потолкам или другим строительным элементам.

Трудозатраты и время выполнения

Как указано в ресурсной части нормы, общие трудозатраты рабочих составляют 132.8 чел.-ч на каждые 100 метров шинопровода при среднем разряде работы 3.8. Это включает в себя время, затрачиваемое рабочими на все операции, предусмотренные составом работ, от подготовки до прозвонки.

Время выполнения работ напрямую зависит от объема (длины) шинопровода и эффективности организации труда. Для расчета общего времени необходимо умножить нормативные трудозатраты на фактический объем работ в единицах измерения нормы (100 м) и разделить на количество рабочих в бригаде. Например, для 100 метров шинопровода бригада из 4 рабочих с соответствующей квалификацией затратит примерно 33.2 рабочих часа (132.8 / 4).

Требования к квалификации

Средний разряд работы 3.8 указывает на то, что для выполнения монтажа шинопроводов требуется персонал с достаточно высокой квалификацией. Рабочие должны обладать знаниями и навыками в области электромонтажных работ, уметь работать с грузоподъемными механизмами, сварочным оборудованием, а также иметь опыт сборки и прокладки сложных электротехнических систем.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для правильного применения нормы ГЭСН 08-02-417-01 в сметной документации, сметчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Определение объема работ: Измерьте общую длину закрытого распределительного шинопровода переменного тока до 630 А, который будет установлен на стойках, в метрах. Убедитесь, что тип шинопровода и способ его крепления соответствуют описанию нормы.
  2. Приведение объема к единице измерения нормы: Разделите полученную общую длину на 100, так как единица измерения нормы – 100 м. Например, если длина шинопровода составляет 350 метров, объем для расчета будет 3.5 (350 м / 100 м).
  3. Расчет ресурсных затрат: Умножьте полученный объем на нормативные показатели расхода каждого ресурса (трудозатраты, машино-часы, количество материалов). Например, для 3.5 единиц объема трудозатраты составят 3.5 * 132.8 = 464.8 чел.-ч.
  4. Определение стоимости: Переведите ресурсные затраты в стоимостные показатели, используя текущие цены на трудовые ресурсы, эксплуатацию машин и стоимость материалов. Важно помнить, что ГЭСН содержит только нормы расхода, а не стоимостные показатели в рублях.
  5. Учет накладных расходов и сметной прибыли: Добавьте накладные расходы и сметную прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями и нормативами.
  6. Применение поправочных коэффициентов: При необходимости примените повышающие или понижающие коэффициенты, учитывающие специфические условия производства работ (например, стесненность, работу на высоте, в зимнее время и т.д.), если они предусмотрены соответствующими нормативными документами.

Примеры использования

Пример 1: Расчет для стандартного объекта

Предположим, необходимо установить 500 метров закрытого распределительного шинопровода переменного тока до 630 А на стойках.

  • Объем работ в единицах нормы: 500 м / 100 м = 5 единиц.
  • Трудозатраты: 5 * 132.8 чел.-ч = 664 чел.-ч.
  • Использование кранов: 5 * 2.38 маш.-ч = 11.9 маш.-ч.
  • Использование подъемников: 5 * 24.32 маш.-ч = 121.6 маш.-ч.
  • Расход электродов: 5 * 3.81 кг = 19.05 кг.
  • Расход дюбелей: 5 * 0.29 * 100 шт = 145 шт.

Пример 2: Учет неполного объема

Если требуется установить 75 метров шинопровода:

  • Объем работ в единицах нормы: 75 м / 100 м = 0.75 единиц.
  • Трудозатраты: 0.75 * 132.8 чел.-ч = 99.6 чел.-ч.

Особенности и ограничения

  • Тип шинопровода: Норма строго применима для закрытых распределительных шинопроводов переменного тока. Не следует применять ее для открытых шинопроводов, троллейных или осветительных систем без соответствующих корректировок или обоснований.
  • Номинальный ток: Ограничение по току до 630 А является важным. Для шинопроводов с более высоким номинальным током (например, свыше 630 А) следует использовать другие, более подходящие нормы, если таковые имеются.
  • Способ монтажа: Норма четко указывает на монтаж на стойках. Если шинопровод крепится к стенам, колоннам без стоек, на тросах или другими способами, необходимо искать соответствующие нормы или применять поправочные коэффициенты, если это допустимо.
  • Высота монтажа: Наличие в ресурсах гидравлических подъемников с высотой подъема 10 м указывает на то, что норма учитывает работы на значительной высоте. Однако, если работы ведутся на высоте, превышающей возможности стандартного оборудования или требующей специальных средств доступа, могут потребоваться дополнительные затраты или применение повышающих коэффициентов.
  • Материал шин: Норма не детализирует материал шин (медь или алюминий), но подразумевает стандартные решения для указанного номинального тока.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильная интерпретация типа шинопровода: Одна из частых ошибок – применение данной нормы для монтажа открытых, осветительных или троллейных шинопроводов. Как избежать: Всегда внимательно читайте полное наименование нормы и ее описание. Убедитесь, что характеристики шинопровода (закрытый, распределительный, переменного тока, до 630 А) и способ монтажа (на стойках) точно соответствуют проектным данным.
  2. Игнорирование единицы измерения: Норма приведена на 100 метров. Ошибки возникают, когда сметчик умножает ресурсные показатели на фактическую длину в метрах, а не на количество "сотен метров". Как избежать: Всегда переводите фактический объем работ в единицы измерения нормы (например, 350 м = 3.5 единиц).
  3. Неучет дополнительных условий: Норма не всегда учитывает все возможные сложности, такие как работа в стесненных условиях, в действующих цехах, при отрицательных температурах или в агрессивных средах. Как избежать: Внимательно изучайте проектную документацию и условия производства работ. Применяйте соответствующие поправочные коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН или методическими указаниями.
  4. Включение стоимости самого шинопровода: ГЭСН 08-02-417-01, как и другие ГЭСН, определяет только затраты на монтаж оборудования и сопутствующие ресурсы, но не стоимость самого оборудования или основных материалов (в данном случае – самого шинопровода). Как избежать: Стоимость шинопровода должна быть учтена отдельно, как стоимость оборудования или материалов по прайс-листам поставщиков или другим обоснованным источникам.
  5. Неправильный расчет дюбелей: Количество дюбелей указано как "0.29 100 шт". Это означает 0.29 * 100 = 29 штук на 100 метров. Ошибка может возникнуть, если это значение интерпретируется как 0.29 штук всего. Как избежать: Внимательно читайте единицы измерения и количество для всех материалов.

Практические советы

  • Детализация проекта: Чем подробнее проектная документация, тем точнее будет смета. Уточняйте у проектировщиков все нюансы прокладки шинопровода, включая наличие поворотов, ответвлений, пересечений, а также тип и материал стоек.
  • Обоснование коэффициентов: Если вы применяете какие-либо повышающие коэффициенты, всегда имейте четкое обоснование их применения, ссылаясь на соответствующие нормативные документы (МДС, письма Минстроя и т.д.).
  • Актуализация норм: Следите за обновлениями ГЭСН и других нормативных документов. Нормы могут пересматриваться, и использование устаревших данных может привести к ошибкам в расчетах.
  • Консультации: В случае сомнений, не стесняйтесь обращаться за консультациями к опытным сметчикам или в специализированные организации, занимающиеся ценообразованием в строительстве.
  • Проверка прозвонкой: Убедитесь, что в актах выполненных работ отражена прозвонка и испытания шинопровода, так как это является частью состава работ по норме и важным этапом контроля качества.

Связанные нормы

При работе с шинопроводами могут потребоваться другие нормы, в зависимости от конкретных условий проекта:

Контрольные моменты

При приемке работ и проверке сметной документации по ГЭСН 08-02-417-01 следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие объемов: Фактическая длина установленного шинопровода должна соответствовать заявленной в смете.
  • Качество монтажа: Визуальный осмотр креплений, соединений, изоляции. Проверка надежности установки стоек и самого шинопровода.
  • Наличие актов испытаний: Документальное подтверждение проведения прозвонки и других необходимых электрических испытаний, предусмотренных ПУЭ и инструкциями производителя.
  • Использование проектных решений: Убедитесь, что примененные материалы и технологии соответствуют проектной документации.
  • Обоснованность затрат: Проверьте, не завышены ли объемы работ или расход ресурсов, и корректно ли применены индексы пересчета в текущие цены.

Правильное применение ГЭСН 08-02-417-01 позволит составить точную и обоснованную смету, минимизировать риски возникновения разногласий между заказчиком и подрядчиком, а также обеспечить эффективное планирование и контроль за выполнением электромонтажных работ.

Ключевые моменты

  • Норма 08-02-417-01 применяется для монтажа закрытых распределительных шинопроводов переменного тока до 630 А на стойках.

  • Состав работ включает установку конструкций, сборку шинопроводов, прокладку, присоединение узлов питания и прозвонку.

  • Единица измерения нормы – 100 метров шинопровода, все ресурсы приведены на этот объем.

  • В норме учтены трудозатраты рабочих (132.8 чел.-ч на 100 м) и использование специализированной техники, включая краны и подъемники.

  • Важно строго соблюдать область применения нормы и учитывать специфические условия работ для корректного расчета сметы.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-02-417-01 применяется для определения ресурсных затрат при монтаже закрытых распределительных шинопроводов переменного тока с номинальным током до 630 А, которые устанавливаются на специально предусмотренных стойках.

В норме учтены следующие материалы и ресурсы: трудозатраты рабочих (средний разряд 3.8), машино-часы кранов на автомобильном ходу (16 т), гидравлических подъемников (10 м), бортовых автомобилей (до 5 т), сварочных аппаратов для ручной дуговой сварки (до 350 А), а также расход сварочных электродов (УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм) и полипропиленовых распорных дюбелей.

Норма предусматривает трудозатраты рабочих в размере 132.8 человеко-часов на каждые 100 метров устанавливаемого шинопровода, при среднем разряде работы 3.8.

Нет, ГЭСН 08-02-417-01, как и другие ГЭСН, определяет только затраты на выполнение монтажных работ и сопутствующие ресурсы (трудозатраты, машины, вспомогательные материалы). Стоимость самого шинопровода как основного оборудования или материала должна быть учтена в смете отдельно, по данным поставщиков или проектной документации.

Данная норма строго предназначена для монтажа шинопроводов на стойках. Для монтажа на тросах, стенах или колоннах существуют другие, специфические нормы (например, ГЭСН 08-02-418-01 для тросов или ГЭСН 08-02-417-02 для стен), которые следует применять для корректного расчета.

Практические советы

1

Всегда сверяйте тип шинопровода (закрытый, распределительный, переменного тока, до 630 А) и способ его крепления (на стойках) с проектной документацией перед применением нормы.

2

Тщательно измеряйте фактическую длину шинопровода, включая все изгибы и ответвления, для точного определения объема работ.

3

Применяйте поправочные коэффициенты только при наличии четких оснований и ссылок на официальные нормативные документы.

4

Учитывайте стоимость самого шинопровода отдельной позицией в смете, основываясь на актуальных прайс-листах или коммерческих предложениях.

5

Обеспечьте документальное подтверждение всех этапов работ, включая акты скрытых работ и протоколы испытаний (прозвонки), для обоснования выполненных объемов.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение нормы для открытых, осветительных или троллейных шинопроводов вместо закрытых распределительных.

!
Ошибка 2

Неправильный перевод фактической длины шинопровода в единицы измерения нормы (100 м).

!
Ошибка 3

Игнорирование необходимости применения поправочных коэффициентов для особых условий производства работ (стесненность, высота, зимнее время).

!
Ошибка 4

Включение стоимости самого шинопровода в расчет по данной норме, тогда как ГЭСН учитывает только затраты на монтаж.

!
Ошибка 5

Неверная интерпретация расхода дюбелей (0.29 100 шт означает 29 штук на 100 м, а не 0.29 штук).

1
08-02-417-02

Шинопровод закрытый распредилительный переменного тока на ток до 630 А на: → конструкциях по стенам

Применяется вместо 08-02-417-01, если шинопровод крепится непосредственно к стенам.

2
08-02-417-03

Шинопровод закрытый распредилительный переменного тока на ток до 630 А на: → конструкциях по колоннам

Применяется вместо 08-02-417-01, если шинопровод крепится к колоннам.

3
08-02-418-01

Шинопровод закрытый распредилительный переменного тока на ток до 630 А на: → тросах

Применяется вместо 08-02-417-01, если шинопровод подвешивается на тросах.

4
08-02-416-01

Шинопровод открытый распредилительный переменного тока на ток до 630 А на: → стойках

Применяется для открытых шинопроводов на стойках, если проектом предусмотрен такой тип.

5
08-02-419-01

Шинопровод закрытый распредилительный переменного тока на ток свыше 630 А на: → стойках

Применяется для закрытых шинопроводов на стойках, но с более высоким номинальным током.

Технические характеристики

Единица измерения
100 м
Категория
08-02-417
Тип работ
GESNM
Материалы
Средний разряд работы 3,8: 132.8 чел.-чКраны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 2.38 маш.-чПодъемники гидравлические, высота подъема 10 м: 24.32 маш.-чАвтомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 2.38 маш.-чАппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 350 А: 21.04 маш.-чЭлектроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей УОНИ 13/45, Э42А, диаметр 4-5 мм: 3.81 кгДюбели распорные полипропиленовые: 0.29 100 шт (т.е. 29 штук)

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: