Введение: Назначение и область применения ГЭСН 08-03-481-07
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-03-481-07 является важным инструментом для сметчиков и инженеров, занимающихся расчетом стоимости электромонтажных работ. Эта норма включена в сборник ГЭСНм 08 "Электротехнические установки" и предназначена для определения затрат на установку электрических машин.
Основное назначение нормы 08-03-481-07 – учет прямых затрат, связанных с монтажом электрических машин, которые обладают следующими ключевыми характеристиками:
- Тип машины: Электрическая машина со щитовыми подшипниками. Щитовые подшипники – это подшипники, интегрированные в торцевые щиты корпуса машины, что упрощает их обслуживание и монтаж.
- Состояние поставки: Поступает в собранном виде. Это означает, что норма не учитывает затраты на разборку, ревизию или крупноузловую сборку машины на месте монтажа, если иное не предусмотрено отдельными расценками или актом дефектации.
- Основание для установки: Устанавливается на салазках, раме или металлической плите. Это указывает на наличие готового монтажного основания, что исключает необходимость в сложных подготовительных работах по устройству фундамента непосредственно под машину в рамках данной нормы.
- Масса: Масса машины не должна превышать 1,2 тонны. Это критически важный параметр, определяющий применимость данной нормы. Для машин большей массы предусмотрены другие нормы в той же таблице.
Единицей измерения для данной нормы является "шт" (штука), что означает расчет затрат на установку одной единицы оборудования. Применение этой нормы позволяет точно определить потребность в трудовых ресурсах, машинах и механизмах, а также материалах, необходимых для выполнения указанного вида работ.
Техническая информация
Состав работ по норме ГЭСН 08-03-481-07
Норма ГЭСН 08-03-481-07 охватывает полный комплекс работ, необходимых для установки электрической машины в соответствии с ее характеристиками. Состав работ четко определен и включает два основных этапа: "Подготовка к установке" и "Установка".
1. Подготовка к установке:
Этот этап включает в себя все необходимые действия для обеспечения готовности машины и места установки к монтажу. Он подразумевает:
- Внешний осмотр оборудования: Проверка целостности упаковки (при наличии), отсутствие видимых повреждений, соответствие маркировки проектной документации.
- Распаковка и очистка: Удаление защитной упаковки, консервационной смазки, грязи и ржавчины с поверхности машины и ее монтажных элементов.
- Проверка комплектности: Сверка наличия всех поставляемых с машиной деталей, крепежа, документации.
- Подготовка монтажного основания: Очистка салазок, рамы или металлической плиты от загрязнений, проверка горизонтальности и ровности поверхности, а также состояния фундаментных болтов и резьбы.
- Проверка состояния подшипников: Осмотр щитовых подшипников, проверка наличия смазки (для подшипников качения) или промывка и заполнение маслом (для подшипников скольжения).
- Контроль зазоров: Измерение воздушного зазора между ротором и статором, а также зазоров в подшипниках.
- Проверка изоляции: Измерение сопротивления изоляции обмоток машины мегаомметром для подтверждения ее целостности после транспортировки.
- Подготовка такелажных средств: Подбор и проверка строп, траверс, подкладок и других приспособлений, необходимых для безопасного подъема и перемещения машины.
Важно: Данная норма не учитывает затраты на полную разборку машины для ревизии или сушки обмоток, если это не было вызвано повреждениями при транспортировке и не оформлено отдельным актом. Такие работы, как правило, оплачиваются по дополнительным расценкам.
2. Установка:
Этот этап включает непосредственные действия по перемещению и закреплению электрической машины на проектном месте:
- Выгрузка и перемещение: Подъем машины с транспортного средства (автомобиля, железнодорожной платформы) и ее перемещение к месту установки.
- Установка на основание: Точное позиционирование машины на салазках, раме или металлической плите. Это включает выверку по осям, горизонтальности и вертикальности с использованием нивелиров, уровней и других измерительных инструментов.
- Выверка и центровка: Обеспечение точного положения машины относительно сопрягаемого оборудования (например, насоса, компрессора) и центровка валов, если это предусмотрено проектом.
- Закрепление: Надежное крепление машины к основанию с помощью фундаментных болтов, анкеров или сварки (если основание металлическое и предусмотрено проектом).
- Заливка цементным раствором: Заполнение отверстий фундаментных болтов или подливка под опорные поверхности, если это необходимо для окончательной фиксации и передачи нагрузок. (Хотя цементный раствор не указан в материалах нормы, это стандартная технологическая операция, которая может быть учтена в составе работ или требовать дополнительных материалов по проекту).
Что не учтено нормой:
Следует особо отметить, что ГЭСН 08-03-481-07 не включает в себя следующие виды работ, которые должны быть учтены отдельно:
- Устройство фундаментов под оборудование.
- Монтаж вторичных цепей, заземления и кабельных линий, а также их оконцевание и присоединение к зажимам машины.
- Пусконаладочные работы, индивидуальные испытания и ввод оборудования в эксплуатацию.
- Монтаж ограждений вращающихся частей.
- Работы по демонтажу старого оборудования.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по установке электрической машины согласно ГЭСН 08-03-481-07 предусмотрен определенный набор материальных ресурсов. Эти материалы используются для вспомогательных операций, обеспечения точности установки и временной фиксации.
Перечень материалов:
- Скобы металлические: 0.06 кг. Используются для временного крепления, фиксации элементов или в качестве вспомогательных приспособлений при такелажных работах.
- Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.005 м³. Применяются для изготовления временных подкладок, клиньев, опор или элементов такелажных приспособлений, обеспечивающих устойчивость и защиту оборудования при перемещении и установке.
- Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 30-50 мм, сорт III: 0.08 м³. Используется для изготовления более крупных подкладок, настилов, временных опор или элементов опалубки при подливке.
Важно помнить, что ГЭСН определяет только нормы расхода ресурсов, а не их стоимость. Стоимость материалов определяется отдельно по текущим ценам или с использованием индексов пересчета.
Трудозатраты и время выполнения
Норма ГЭСН 08-03-481-07 устанавливает следующие трудозатраты, необходимые для выполнения работ по установке одной электрической машины:
- Затраты труда рабочих-монтажников: 15.5 чел.-ч. Средний разряд работы составляет 4.2. Это означает, что для выполнения работ требуется бригада рабочих соответствующей квалификации, и указанное количество человеко-часов отражает суммарные затраты труда всех рабочих, участвующих в процессе.
- Затраты труда машинистов: 5.53 чел.-ч. Эти затраты учитывают время работы машинистов кранов и водителей автомобилей, задействованных в процессе установки. Важно отметить, что эти затраты, как правило, справочные и входят в стоимость эксплуатации машин и механизмов.
Общие трудозатраты являются основой для расчета заработной платы рабочих и машинистов в сметной документации.
Машины и оборудование
Для выполнения работ по установке электрической машины данной массы и типа требуются специализированные машины и механизмы, обеспечивающие безопасное и точное перемещение и позиционирование оборудования. Норма 08-03-481-07 учитывает использование следующих основных машин:
- Краны мостовые электрические, грузоподъемность 50 т: 1.67 маш.-ч. Мостовые краны используются для подъема и перемещения тяжелого оборудования внутри производственных помещений или на открытых площадках, где есть соответствующая крановая эстакада. Их высокая грузоподъемность обеспечивает запас прочности даже для машин массой до 1,2 т, позволяя выполнять работы с высокой точностью.
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 1.93 маш.-ч. Автомобильные краны применяются для погрузочно-разгрузочных работ, перемещения оборудования на открытых строительных площадках или в условиях, где требуется мобильность и возможность быстрого развертывания.
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 1.93 маш.-ч. Бортовые автомобили используются для доставки вспомогательных материалов, инструментов, а также для перемещения небольших частей оборудования или отходов.
Выбор конкретного типа крана (мостового или автомобильного) на практике зависит от условий строительной площадки, наличия подъездных путей, высоты подъема и других факторов, но норма предусматривает возможность использования обоих типов.
Требования к квалификации
Средний разряд работы 4.2 указывает на то, что для выполнения работ по установке электрической машины требуются квалифицированные рабочие-монтажники. Работы такого уровня сложности включают не только физическое перемещение, но и точную выверку, центровку, а также знание технологических карт монтажа электрооборудования. Монтажники должны обладать навыками работы с грузоподъемными механизмами, измерительными приборами (нивелирами, уровнями, мегаомметрами) и уметь читать проектную документацию.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета по ГЭСН 08-03-481-07
Расчет сметной стоимости работ по ГЭСН 08-03-481-07 производится по ресурсному или ресурсно-индексному методу. Вот пошаговый алгоритм:
- Определение объема работ: Установить количество электрических машин, подпадающих под данную норму (масса до 1,2 т, собранный вид, щитовые подшипники, установка на салазки/раму/плиту). Это будет количество "шт".
- Применение нормы: Умножить количество единиц (шт) на нормативные показатели расхода ресурсов, указанные в ГЭСН 08-03-481-07:
- Трудозатраты рабочих-монтажников (чел.-ч)
- Трудозатраты машинистов (чел.-ч)
- Время работы машин и механизмов (маш.-ч)
- Расход материалов (в соответствующих единицах измерения: кг, м³)
- Определение текущей стоимости ресурсов: Для каждого ресурса (труд, машины, материалы) определить его текущую стоимость. Это может быть сделано с использованием:
- Текущих рыночных цен (для ресурсного метода).
- Индексов пересчета (для ресурсно-индексного метода), которые переводят базисные цены (например, 2000 или 2001 года) в текущие.
- Расчет прямых затрат: Суммировать произведения количества каждого ресурса на его текущую стоимость.
- Добавление накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам применяются нормативы накладных расходов и сметной прибыли, которые определяются в соответствии с действующими методическими указаниями по составлению сметной документации.
- Учет прочих затрат: При необходимости добавляются прочие затраты (например, зимнее удорожание, временные здания и сооружения, непредвиденные расходы) в соответствии с проектной документацией и действующими нормативами.
Примеры использования
Пример 1: Установка одного электродвигателя
Предположим, необходимо установить один электродвигатель массой 0,8 т, поставляемый в собранном виде на раме. Он полностью соответствует условиям нормы ГЭСН 08-03-481-07.
- Объем: 1 шт.
- Трудозатраты рабочих: 1 шт. * 15.5 чел.-ч/шт = 15.5 чел.-ч
- Трудозатраты машинистов: 1 шт. * 5.53 чел.-ч/шт = 5.53 чел.-ч
- Краны мостовые: 1 шт. * 1.67 маш.-ч/шт = 1.67 маш.-ч
- Краны на автомобильном ходу: 1 шт. * 1.93 маш.-ч/шт = 1.93 маш.-ч
- Автомобили бортовые: 1 шт. * 1.93 маш.-ч/шт = 1.93 маш.-ч
- Скобы металлические: 1 шт. * 0.06 кг/шт = 0.06 кг
- Лесоматериалы круглые: 1 шт. * 0.005 м³/шт = 0.005 м³
- Доска необрезная: 1 шт. * 0.08 м³/шт = 0.08 м³
Далее эти ресурсные показатели умножаются на их текущую стоимость для получения прямых затрат.
Пример 2: Установка нескольких машин
Если требуется установить 5 аналогичных электрических машин, все ресурсные показатели умножаются на 5. Например, трудозатраты рабочих составят 5 * 15.5 = 77.5 чел.-ч.
Особенности и ограничения
Применение ГЭСН 08-03-481-07 имеет ряд важных особенностей и ограничений, которые сметчику необходимо учитывать для корректного составления сметы:
- Масса оборудования: Норма строго ограничена массой до 1,2 тонны. Если масса машины превышает это значение, необходимо использовать другие нормы из той же таблицы 08-03-481, которые дифференцированы по массе (например, ГЭСН 08-03-481-08 для машин до 2 т, ГЭСН 08-03-481-09 для машин до 3 т и т.д.).
- Состояние поставки: Норма применяется только для машин, поступающих в "собранном виде". Это исключает из состава работ затраты на демонтаж, ревизию, ремонт или крупноузловую сборку оборудования на месте монтажа. Если такие работы требуются, они должны быть учтены по отдельным нормам (например, на предмонтажную ревизию или разборку/сборку).
- Тип подшипников: Норма специфична для машин со "щитовыми подшипниками". Хотя это распространенный тип, для машин с другими типами подшипников (например, подшипниками скольжения с отдельными стояками) могут применяться другие нормы или требоваться дополнительные обоснования.
- Основание: Установка подразумевается на готовые салазки, раму или металлическую плиту. Работы по устройству фундаментов (бетонных, металлических) под эти основания не учтены данной нормой и должны быть включены в смету по соответствующим строительным нормам (например, из сборника ГЭСН 06 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные" или ГЭСН 09 "Металлические конструкции").
- Электрические подключения: Норма не включает работы по подключению машины к электрической сети, прокладке кабелей, монтажу вторичных цепей, заземлению. Эти работы учитываются по другим нормам сборника ГЭСНм 08 (например, нормы на прокладку кабелей или нормы на присоединение к сети).
- Пусконаладочные работы: Тестирование, наладка и ввод в эксплуатацию оборудования также не входят в данную норму и должны быть учтены по нормам сборника ГЭСНп "Пусконаладочные работы".
- Вертикальное перемещение: Норма учитывает вертикальное перемещение оборудования до места установки. Однако, если требуется перемещение на значительные расстояния или высоты, превышающие стандартные условия, могут применяться повышающие коэффициенты или дополнительные нормы.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
Применение ГЭСН 08-03-481-07, как и любой другой сметной нормы, требует внимательности и понимания ее области применения. Типичные ошибки, которые могут привести к некорректным расчетам, включают:
- Неправильное определение массы оборудования: Самая частая ошибка – применение данной нормы для машин, масса которых превышает 1,2 тонны. Всегда проверяйте технический паспорт оборудования и выбирайте соответствующую норму из таблицы 08-03-481.
- Игнорирование состояния поставки: Попытка включить в данную норму работы по полной разборке, ревизии или ремонту машины, которая поставляется не в "собранном виде" или требует таких работ из-за повреждений. Если машина требует серьезной предмонтажной подготовки, не учтенной нормой, это должно быть оформлено отдельным актом и расценено по другим нормам.
- Включение неучтенных работ: Расчет по данной норме работ, которые ею не предусмотрены, таких как устройство фундаментов, прокладка кабелей, подключение к электросети, заземление или пусконаладочные работы. Это приводит к занижению или завышению сметной стоимости. Всегда сверяйтесь с составом работ, указанным в норме, и используйте связанные нормы для дополнительных операций.
- Неучет специфики подшипников: Применение нормы для машин с подшипниками, отличными от щитовых, без должного обоснования. Хотя это менее критично, чем масса, но может быть поводом для замечаний при экспертизе.
- Неправильное применение индексов пересчета: Использование устаревших или некорректных индексов пересчета из базисных цен в текущие. Всегда используйте актуальные индексы, утвержденные Минстроем России или региональными органами ценообразования.
Как избежать ошибок:
- Тщательное изучение проекта: Внимательно читайте проектную документацию, технические паспорта оборудования и инструкции по монтажу.
- Консультации: При возникновении сомнений консультируйтесь с инженерами-проектировщиками, технологами или более опытными сметчиками.
- Использование актуальных баз: Работайте только с актуальными версиями сметно-нормативных баз (ГЭСН-2001 в текущих редакциях, ГЭСН-2020 и т.д.).
Практические советы для сметчиков
- Детализация оборудования: Всегда уточняйте точные характеристики электрической машины: ее массу, тип подшипников, способ поставки (собранный/разобранный), наличие собственного основания (салазки, рама). Это поможет выбрать правильную норму.
- Комплексный подход: Помните, что установка оборудования – это лишь часть общего комплекса работ. Заранее продумайте, какие еще нормы потребуются для полного цикла (фундаменты, кабельные трассы, подключения, пусконаладка, заземление).
- Фотофиксация и акты: В случае, если оборудование поступает с дефектами, требующими разборки или дополнительной ревизии, обязательно составляйте акты с фотофиксацией. Это будет основанием для применения дополнительных норм, не учтенных в ГЭСН 08-03-481-07.
- Учет условий производства работ: Оцените условия на строительной площадке (стесненность, высота, наличие действующих коммуникаций). В некоторых случаях могут применяться повышающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН.
- Взаимодействие с ПТО: Тесно сотрудничайте с производственно-техническим отделом и прорабами. Их знание фактических условий выполнения работ поможет избежать ошибок в смете.
Связанные нормы
Для полного и корректного составления сметы на монтаж электрической машины по ГЭСН 08-03-481-07 часто требуется применение других норм. Вот некоторые из них:
- Нормы на установку электрических машин другой массы:
- ГЭСН 08-03-481-08: Установка электрической машины со щитовыми подшипниками, поступающей в собранном виде, на салазках, раме или металлической плите, масса: до 2 т.
- ГЭСН 08-03-481-09: ... масса: до 3 т.
- И далее по возрастанию массы в той же таблице 08-03-481.
- Нормы на устройство фундаментов:
- ГЭСН 06 (Сборник 06 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные") – для бетонных фундаментов под оборудование.
- ГЭСН 09 (Сборник 09 "Металлические конструкции") – для монтажа металлических рам и опорных конструкций, если они не поставляются с оборудованием.
- Нормы на электромонтажные работы (подключения):
- ГЭСНм 08-02 (Раздел 02 "Кабельные линии") – для прокладки силовых и контрольных кабелей к машине.
- ГЭСНм 08-03-481-27: Подготовка электрической машины переменного тока с короткозамкнутым ротором, со щитовыми подшипниками, поступающей в собранном виде, к испытанию, сдаче под наладку и пуску, присоединение к электрической сети. Эта норма учитывает оконцевание и присоединение жил к зажимам, а также установку гибких перемычек.
- ГЭСНм 08-03 (Раздел 03 "Электрические машины") – для монтажа другого электрооборудования, связанного с машиной (например, пускозащитной аппаратуры).
- Нормы на пусконаладочные работы:
- ГЭСНп (Сборник ГЭСНп "Пусконаладочные работы") – для проведения индивидуальных испытаний, наладки и ввода оборудования в эксплуатацию.
Контрольные моменты
Для обеспечения качества и соответствия выполненных работ сметной документации, а также для успешной сдачи объекта, необходимо контролировать следующие моменты:
- Соответствие оборудования проекту: Убедиться, что устанавливаемая электрическая машина соответствует марке, типу, массе и другим характеристикам, указанным в проектной документации.
- Качество подготовительных работ: Проверить чистоту и ровность монтажного основания, правильность установки фундаментных болтов, отсутствие повреждений на машине после транспортировки.
- Точность установки: Контролировать выверку машины по осям, горизонтальности и вертикальности. Отклонения могут привести к повышенной вибрации и преждевременному износу подшипников.
- Надежность крепления: Проверить качество затяжки фундаментных болтов или сварных швов, обеспечивающих надежное крепление машины к основанию.
- Отсутствие неучтенных работ: Убедиться, что в процессе монтажа не выполнялись работы, не предусмотренные данной нормой (например, разборка машины), без соответствующего оформления и дополнительного сметного расчета.
- Документация: Наличие и правильность оформления актов скрытых работ, актов приемки оборудования в монтаж, исполнительных схем и протоколов измерений (например, сопротивления изоляции).
Соблюдение этих контрольных моментов поможет избежать проблем при приемке работ и обеспечит долговечность и надежность эксплуатации установленного оборудования.