Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-03-492-07

08-03-492

Насадка на валы электрических машин шкивов, муфт, полумуфт, шестерней, масса детали: → до 1,5 т

Подробное описание
Группа: Насадка на валы электрических машин шкивов, муфт, полумуфт, шестерней, масса детали: Состав работ: Насадка.; Прогрев ацетиленокислородной горелкой. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
шт
Категория
08-03-492
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
34 чел.-ч (рабочие-монтажники, разряд 4,2); 9.11 чел.-ч (машинисты)
Основное назначение
Насадка на валы электрических машин шкивов, муфт, полумуфт, шестерней, масса детали: до 1,5 т

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,2 34
Краны мостовые электрические, грузоподъемность 50 т 2.95
Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т 3.08
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 3.08
Кокс молотый т 0.3
Скобы металлические кг 0.13
Дрова разделанные 1 группы (береза, бук, ясень, ильм, вяз, дуб, лиственница, клен, граб), длина до 1 м м3 0.14
Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.01
Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 30-50 мм, сорт III м3 0.18
Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I шт 0.1

Введение: Назначение и область применения ГЭСН 08-03-492-07

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-03-492-07 является важным инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом затрат на монтаж электротехнического оборудования. Данная норма регламентирует процесс "Насадки на валы электрических машин шкивов, муфт, полумуфт, шестерней, масса детали: до 1,5 т".

Эта норма применяется в случаях, когда необходимо выполнить монтаж или замену приводных элементов (шкивов, муфт, полумуфт, шестерней) на валах электрических машин. Ключевым ограничением для применения данной нормы является масса монтируемой детали, которая не должна превышать 1,5 тонны.

Работы, учтенные в этой норме, относятся к электромонтажным и могут выполняться при новом строительстве, расширении, реконструкции или техническом перевооружении действующих предприятий, зданий и сооружений.

Основное назначение нормы – обеспечить точное определение прямых затрат (трудозатрат, стоимости материалов и эксплуатации машин) на выполнение данного вида работ, что является основой для формирования сметной стоимости.

Техническая информация: Состав работ, материалы и ресурсы

Понимание технологического процесса, заложенного в норму, критически важно для ее правильного применения. ГЭСН 08-03-492-07 включает в себя следующие основные операции:

Состав работ по норме

  1. Насадка. Эта операция подразумевает непосредственное соединение шкива, муфты, полумуфты или шестерни с валом электрической машины. В контексте данной нормы, "насадка" чаще всего означает посадку с натягом, которая обеспечивает прочное и надежное соединение деталей.
  2. Прогрев ацетиленокислородной горелкой. Для обеспечения посадки с натягом, особенно для деталей значительной массы, применяется термический метод. Прогрев детали (например, шкива) ацетиленокислородной горелкой вызывает ее тепловое расширение, увеличивая внутренний диаметр отверстия. Это позволяет легко установить деталь на вал. После остывания деталь сжимается, создавая необходимое натяжение и прочное соединение с валом.

Важно отметить, что при выполнении таких работ необходимо обеспечить надлежащую поддержку вала электродвигателя с противоположной стороны, чтобы усилия не передавались на подшипники или подшипниковые крышки.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ, предусмотренных нормой 08-03-492-07, учтены следующие основные материалы и ресурсы. Их расход указан на единицу измерения – 1 штуку монтируемой детали:

  • Кокс молотый: 0.3 т. Используется, вероятно, в качестве топлива для нагрева или для создания тепловой подушки при прогреве.
  • Скобы металлические: 0.13 кг. Могут применяться для временного крепления, фиксации или вспомогательных приспособлений в процессе монтажа.
  • Дрова разделанные 1 группы (береза, бук, ясень, ильм, вяз, дуб, лиственница, клен, граб), длина до 1 м: 0.14 м3. Дополнительное топливо для прогрева или создания временных опор/подкладок.
  • Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.01 м3. Могут использоваться для изготовления временных опор, подкладок или элементов оснастки.
  • Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 30-50 мм, сорт III: 0.18 м3. Применяется для создания временных настилов, подкладок, шаблонов или защитных элементов.
  • Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.1 шт. Может использоваться как прочная подкладка или элемент временной опоры для тяжелых деталей или оборудования.

Трудозатраты и время выполнения

Норма предусматривает следующие трудозатраты на 1 штуку монтируемой детали:

  • Затраты труда рабочих-монтажников (средний разряд 4,2): 34 чел.-ч. Это основной объем трудозатрат, необходимый для выполнения всех операций по насадке и прогреву.
  • Затраты труда машинистов (справочно, входит в стоимость ЭМ): 9.11 чел.-ч. Эти трудозатраты относятся к работе машинистов, управляющих подъемно-транспортным оборудованием, и уже учтены в стоимости эксплуатации машин.

Общий средний разряд работы 4,2 указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов, способных выполнять работы с применением термических методов и тяжелого оборудования.

Машины и оборудование

Для выполнения работ по данной норме учтена эксплуатация следующих машин и механизмов, необходимых для перемещения и монтажа тяжелых деталей:

  • Краны мостовые электрические, грузоподъемность 50 т: 2.95 маш.-ч.
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 3.08 маш.-ч.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 3.08 маш.-ч.

Наличие кранов с высокой грузоподъемностью подчеркивает, что норма предназначена для работы с крупногабаритными и тяжелыми компонентами электрических машин. Автомобили бортовые используются для подвоза материалов и вспомогательного оборудования.

Требования к квалификации

Учитывая средний разряд рабочих 4,2 и специфику работ (термическая посадка, работа с тяжелыми грузами), к исполнителям предъявляются высокие требования. Рабочие должны обладать навыками работы с ацетиленокислородным оборудованием, стропальными работами, а также иметь опыт монтажа крупного электрооборудования. Знание техники безопасности при работе с высокими температурами и подъемными механизмами является обязательным.

Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности

Правильное применение ГЭСН 08-03-492-07 в сметной документации требует четкого понимания алгоритма и учета всех нюансов.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определение объема работ: Первым шагом является определение количества деталей (шкивов, муфт, полумуфт, шестерней), подлежащих насадке на валы электрических машин. Единица измерения нормы – "шт".
  2. Проверка соответствия: Убедитесь, что масса каждой детали не превышает 1,5 тонны. Если масса детали больше, необходимо применять другие нормы, предназначенные для более тяжелого оборудования (например, ГЭСН 08-03-492-08 для деталей до 2 т).
  3. Применение нормы: Умножьте нормативные показатели (трудозатраты, расход материалов, машино-часы) на количество монтируемых деталей. Например, если монтируется 2 детали, то трудозатраты рабочих составят 34 чел.-ч * 2 = 68 чел.-ч.
  4. Учет текущих цен: ГЭСН содержит только нормы расхода ресурсов. Для получения сметной стоимости необходимо применить текущие сметные цены на материалы, эксплуатацию машин и оплату труда рабочих. Эти цены определяются на основе территориальных единичных расценок (ТЕР) или федеральных единичных расценок (ФЕР) с учетом индексов пересчета в текущий уровень цен.
  5. Накладные расходы и сметная прибыль: К прямым затратам (оплата труда, материалы, эксплуатация машин) необходимо добавить накладные расходы и сметную прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями (например, Методика 812/пр для НР и 774/пр для СП).

Примеры использования

Пример 1: Насадка одного шкива.

Предположим, требуется насадить один шкив массой 1,2 т на вал электродвигателя. Поскольку масса шкива не превышает 1,5 т, применяется ГЭСН 08-03-492-07.

  • Трудозатраты рабочих: 34 чел.-ч.
  • Расход кокса молотого: 0.3 т.
  • Машино-часы мостового крана 50 т: 2.95 маш.-ч.

Далее эти нормативные показатели умножаются на текущие цены ресурсов для получения сметной стоимости.

Пример 2: Насадка трех полумуфт.

Если требуется насадить три полумуфты, каждая массой 0,8 т, на валы трех разных электрических машин:

  • Трудозатраты рабочих: 34 чел.-ч/шт * 3 шт = 102 чел.-ч.
  • Расход дров разделанных: 0.14 м3/шт * 3 шт = 0.42 м3.
  • Машино-часы крана на автомобильном ходу 16 т: 3.08 маш.-ч/шт * 3 шт = 9.24 маш.-ч.

Особенности и ограничения

  • Масса детали: Строгое соблюдение ограничения по массе детали (до 1,5 т) является критически важным. Превышение этого параметра требует применения других норм.
  • Тип электрических машин: Норма применяется для насадки деталей на валы электрических машин. Это означает, что она не предназначена для валов других типов оборудования (например, насосов, компрессоров, если они не являются частью электромашинного агрегата).
  • Метод насадки: Норма явно указывает на "Прогрев ацетиленокислородной горелкой", что подразумевает термическую посадку. Если используется другой метод (например, прессовая посадка без нагрева, посадка с использованием гидравлики или охлаждения вала), возможно, потребуется применение других норм или разработка индивидуальных расценок.
  • Комплексность работ: Норма учитывает полный комплекс работ по насадке, включая подготовительные операции, сам процесс насадки и прогрев. Дополнительные работы, такие как демонтаж старых деталей, ревизия оборудования, центровка агрегатов после монтажа, могут нормироваться отдельно.

Полезная информация: Типичные ошибки, советы и связанные нормы

Для эффективной работы с ГЭСН 08-03-492-07 сметчикам следует учитывать потенциальные сложности и использовать проверенные подходы.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильная оценка массы детали: Самая распространенная ошибка – применение нормы к деталям, масса которых превышает 1,5 т. Это приводит к занижению трудозатрат и ресурсов. Всегда проверяйте техническую документацию на оборудование для точного определения массы.
  2. Игнорирование метода насадки: Если по проекту или по факту насадка выполняется без термического прогрева (например, механическим прессованием или с использованием зажимных втулок), применение данной нормы может быть некорректным.
  3. Неучет вспомогательных работ: Норма покрывает только насадку и прогрев. Затраты на демонтаж старых деталей, очистку валов, центровку, пусконаладочные работы, а также дополнительные перемещения оборудования (сверх предусмотренных в общих положениях к сборнику ГЭСНм) должны учитываться отдельно по соответствующим нормам.
  4. Неправильное применение коэффициентов: Ошибки в применении поправочных коэффициентов к накладным расходам, сметной прибыли или коэффициентов, учитывающих условия производства работ, могут существенно исказить сметную стоимость. Всегда сверяйтесь с актуальными методическими указаниями.
  5. Использование устаревших редакций норм: Нормативные базы регулярно обновляются. Убедитесь, что вы используете актуальную редакцию ГЭСН-2001 с последними дополнениями.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом составления сметы тщательно изучите проектную документацию, спецификации оборудования и технологические карты. Это поможет точно определить тип и массу деталей, а также метод их монтажа.
  • Консультации с инженерами: В случае сомнений относительно технологического процесса или применяемого оборудования, проконсультируйтесь с инженерами-технологами или монтажниками. Их опыт может прояснить нюансы, не очевидные из общих описаний.
  • Проверка наличия ресурсов: Убедитесь, что все необходимые материалы и машины, учтенные в норме, доступны или могут быть своевременно поставлены на объект. Особое внимание уделите наличию ацетиленокислородного оборудования и квалифицированного персонала.
  • Учет условий производства работ: Если работы выполняются в стесненных условиях, на высоте, в зимнее время или в других усложняющих условиях, не забудьте применить соответствующие поправочные коэффициенты, предусмотренные техническими частями сборников ГЭСНм.

Связанные нормы

При работе с ГЭСН 08-03-492-07 могут потребоваться или быть альтернативой следующие нормы:

  • ГЭСН 08-03-492-06: Насадка на валы электрических машин шкивов, муфт, полумуфт, шестерней, масса детали: до 1 т. Применяется для более легких деталей в той же категории работ.
  • ГЭСН 08-03-492-08: Насадка на валы электрических машин шкивов, муфт, полумуфт, шестерней, масса детали: до 2 т. Используется для более тяжелых деталей, превышающих лимит 1,5 т, но не более 2 т.
  • ГЭСН 08-03-491-XX: Нормы на демонтаж аналогичных деталей с валов электрических машин. Демонтаж часто предшествует монтажу. (Пример: ГЭСН 08-03-491-07 Демонтаж шкивов, муфт, полумуфт, шестерней с валов электрических машин, масса детали: до 1,5 т).
  • ГЭСН 08-03-572-07: Блок управления шкафного исполнения или распределительный пункт (шкаф), устанавливаемый: на полу, высота и ширина до 1700х1100 мм. Хотя это другая категория работ, она относится к тому же сборнику ГЭСНм-08 "Электротехнические установки" и может быть частью более крупного проекта по монтажу электрооборудования.

Контрольные моменты

  • Соответствие чертежам: Убедитесь, что размеры и тип монтируемых деталей соответствуют проектным чертежам.
  • Качество прогрева: Контроль температуры прогрева и равномерности нагрева детали критически важен для успешной посадки и предотвращения повреждений.
  • Безопасность работ: Особое внимание уделите соблюдению правил техники безопасности при работе с газовым оборудованием, высокими температурами и подъемными механизмами.
  • Документация: Ведите подробную документацию по всем этапам работ, включая акты скрытых работ, если это требуется, и подтверждающие документы на использованные материалы.

Применение ГЭСН 08-03-492-07 требует внимательности и глубокого понимания технологического процесса. Следуя рекомендациям и избегая типичных ошибок, сметчики смогут точно и обоснованно формировать сметную стоимость работ по насадке ответственных деталей на валы электрических машин.

Ключевые моменты

  • Норма 08-03-492-07 применяется для насадки деталей массой до 1,5 т на валы электрических машин.

  • Состав работ включает насадку и обязательный прогрев ацетиленокислородной горелкой для термической посадки.

  • Учтены трудозатраты рабочих-монтажников (34 чел.-ч при разряде 4,2) и машинистов (9.11 чел.-ч).

  • Для выполнения работ требуются краны (мостовые 50 т, автомобильные 16 т) и бортовые автомобили.

  • Важно строго контролировать массу детали и метод насадки для корректного применения нормы.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-03-492-07 применяется для нормирования работ по насадке шкивов, муфт, полумуфт и шестерней на валы электрических машин, при условии, что масса каждой монтируемой детали не превышает 1,5 тонны.

В норме учтены следующие материалы: кокс молотый (0.3 т), скобы металлические (0.13 кг), дрова разделанные 1 группы (0.14 м3), лесоматериалы круглые хвойных пород (0.01 м3), доска необрезная хвойных пород (0.18 м3) и шпала из древесины хвойных пород (0.1 шт). Эти материалы используются для обеспечения процесса насадки, включая прогрев и создание временных опор.

Норма предусматривает 34 чел.-ч трудозатрат рабочих-монтажников со средним разрядом 4,2 на одну деталь. Дополнительно учтены 9.11 чел.-ч трудозатрат машинистов, которые входят в стоимость эксплуатации машин.

Нет, данная норма строго ограничена массой детали до 1,5 тонны. Для деталей массой свыше 1,5 т, но до 2 т, следует применять ГЭСН 08-03-492-08.

"Прогрев ацетиленокислородной горелкой" означает использование термического метода посадки (горячая посадка или посадка с натягом). Деталь нагревается горелкой, расширяется, устанавливается на вал, а затем, остывая, плотно обжимает вал, создавая прочное соединение.

Практические советы

1

Всегда проверяйте точную массу монтируемой детали по технической документации, чтобы выбрать правильную норму из серии 08-03-492.

2

Убедитесь, что в проекте предусмотрено использование термического метода насадки, соответствующего составу работ нормы.

3

Планируйте наличие необходимого подъемно-транспортного оборудования (кранов) и квалифицированного персонала для выполнения работ с тяжелыми деталями и термическим оборудованием.

4

При составлении сметы учитывайте не только прямые затраты по норме, но и накладные расходы, сметную прибыль, а также возможные дополнительные работы и коэффициенты усложняющих условий.

5

Регулярно сверяйтесь с актуальными редакциями ГЭСН и методическими указаниями по ценообразованию в строительстве.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение нормы к деталям, масса которых превышает установленный лимит в 1,5 тонны, что приводит к занижению сметной стоимости.

!
Ошибка 2

Игнорирование обязательного метода прогрева ацетиленокислородной горелкой, если фактически используется другой способ монтажа (например, холодная прессовая посадка).

!
Ошибка 3

Неучет дополнительных работ, таких как демонтаж старых деталей, центровка оборудования после монтажа или сложные такелажные работы, которые не входят в данную норму.

!
Ошибка 4

Использование устаревших редакций нормативных документов, что может привести к некорректным расчетам ресурсов и трудозатрат.

!
Ошибка 5

Неправильное применение поправочных коэффициентов, предусмотренных для особых условий производства работ (стесненность, высота, зимнее время).

1
08-03-492-06

Насадка на валы электрических машин шкивов, муфт, полумуфт, шестерней, масса детали: до 1 т

Применяется для аналогичных работ, но для деталей с меньшей массой (до 1 тонны).

2
08-03-492-08

Насадка на валы электрических машин шкивов, муфт, полумуфт, шестерней, масса детали: до 2 т

Используется для аналогичных работ, но для деталей с большей массой (от 1,5 до 2 тонн).

3
08-03-491-07

Демонтаж шкивов, муфт, полумуфт, шестерней с валов электрических машин, масса детали: до 1,5 т

Часто предшествует работам по насадке; применяется для демонтажа аналогичных деталей той же массовой категории.

Технические характеристики

Единица измерения
шт
Категория
08-03-492
Тип работ
GESNM
Материалы
Кокс молотый: 0.3 тСкобы металлические: 0.13 кгДрова разделанные 1 группы (береза, бук, ясень, ильм, вяз, дуб, лиственница, клен, граб), длина до 1 м: 0.14 м3Лесоматериалы круглые хвойных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.01 м3Доска необрезная хвойных пород, естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 100-250, толщина 30-50 мм, сорт III: 0.18 м3Шпала из древесины хвойных пород, непропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.1 шт

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: