Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 08-03-543-09

08-03-543

Световые сигнальные приборы → Дорожный знак с внутренним освещением (объемный световой)

Подробное описание
Группа: Световые сигнальные приборы Состав работ: Установка знака на стойке с креплением хомутом.; Разделка кабеля.; Присоединение кабеля к электросети.; Проверка электроцепи с помощью тестера.; Переход от одного знака к следующему. Обоснование: НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0; НР: Пр/812-049.3, СП: Пр/774-049.3; НР: Пр/812-049.2, СП: Пр/774-049.2; НР: Пр/812-049.1, СП: Пр/774-049.1

Быстрая информация

Единица измерения
шт
Категория
08-03-543
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
0.95 чел.-ч (рабочих, средний разряд 3.2) и 0.3 чел.-ч (машинистов)
Основное назначение
Установка дорожного знака с внутренним освещением (объемного светового) на стойке с креплением хомутом, включая электромонтажные работы и проверку электроцепи.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 3,2 0.95
Автогидроподъемники, высота подъема 12 м 0.28
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.02
Болты стальные оцинкованные с шестигранной головкой и оцинкованной шестигранной гайкой, диаметр резьбы болта и гайки М8, длина болта 16-100 мм кг 0.145
Хомуты стальные кг 0.889

Введение: Роль ГЭСН 08-03-543-09 в сметном деле

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-03-543-09 занимает важное место в системе ценообразования в строительстве, регулируя затраты на установку специфического, но крайне важного элемента дорожной инфраструктуры – дорожного знака с внутренним освещением (объемного светового). Эта норма является частью Сборника 08 "Электротехнические установки", Отдела 3 "Электросиловые и электроосветительные установки", Раздела 3 "Устройства пускорегулирующие", Таблицы 08-03-543 "Световые сигнальные приборы".

Основное назначение данной нормы – предоставить сметчикам унифицированный и обоснованный подход к определению прямых затрат, связанных с монтажом таких знаков. Она учитывает не только механическую установку, но и все необходимые электромонтажные работы, что делает ее комплексным инструментом для формирования сметной стоимости. Правильное применение ГЭСН 08-03-543-09 позволяет обеспечить прозрачность и достоверность расчетов, избежать разногласий между заказчиком и подрядчиком, а также оптимизировать планирование ресурсов на объектах дорожного строительства и благоустройства.

Основные характеристики нормы

  • Код нормы: 08-03-543-09
  • Полное наименование: Световые сигнальные приборы → Дорожный знак с внутренним освещением (объемный световой)
  • Единица измерения: шт (штука)
  • Тип нормы: ГЭСНм (Государственные элементные сметные нормы на монтаж оборудования)
  • Категория: 08-03-543 (Световые сигнальные приборы)

Норма 08-03-543-09 предназначена для применения при установке дорожных знаков, которые имеют внутреннюю подсветку и, как правило, являются объемными. Это отличает их от обычных дорожных знаков без подсветки или знаков с внешней подсветкой, для которых могут применяться другие нормативы. Важно отметить, что данная норма не включает в себя устройство фундаментов и стоек для знаков, эти работы должны быть учтены по соответствующим ГЭСН.

Техническая информация: Детальный анализ состава работ и ресурсов

Для корректного применения ГЭСН 08-03-543-09 сметчику необходимо четко понимать, какие именно работы учтены в составе данной нормы и какие ресурсы для этого требуются. Это позволяет избежать дублирования затрат или, наоборот, их недоучета.

Состав работ по норме

ГЭСН 08-03-543-09 охватывает полный комплекс операций, необходимых для установки одного дорожного знака с внутренним освещением на уже существующей стойке. В состав работ включены следующие технологические процессы:

  1. Установка знака на стойке с креплением хомутом. Этот этап включает подъем знака на необходимую высоту, его позиционирование и надежное механическое крепление к стойке с использованием специальных хомутов. Работы требуют точности для обеспечения правильной ориентации знака и его устойчивости к внешним воздействиям (ветер, вибрации). При этом предполагается, что стойка уже установлена и готова к монтажу знака. Использование автогидроподъемников (высота подъема 12 м) учтено в норме для выполнения этих работ.
  2. Разделка кабеля. После механического крепления знака производится подготовка электрического кабеля, который будет подавать питание на внутреннее освещение. Разделка кабеля включает снятие внешней изоляции, разделение жил, зачистку концов и подготовку их к подключению. Это критически важный этап для обеспечения надежного и безопасного электрического соединения.
  3. Присоединение кабеля к электросети. На этом этапе осуществляется непосредственное подключение разделанного кабеля к источнику электропитания или к распределительной коробке, расположенной, как правило, внутри стойки или в непосредственной близости от знака. Работы включают подключение жил к клеммам, обеспечение надежного контакта и изоляции соединений. Данный процесс требует высокой квалификации исполнителей, поскольку напрямую влияет на безопасность и функциональность знака.
  4. Проверка электроцепи с помощью тестера. После завершения всех электромонтажных работ обязательным является этап проверки смонтированной электроцепи. С помощью специализированного тестера проверяется целостность цепи, отсутствие коротких замыканий, правильность фазировки и наличие необходимого напряжения. Этот контроль гарантирует корректную работу внутреннего освещения знака и предотвращает возможные аварийные ситуации.
  5. Переход от одного знака к следующему. Данная операция учитывает перемещение бригады и оборудования между местами установки последовательно расположенных знаков. Это важный элемент, который отражает технологию выполнения работ на линейных объектах, таких как дороги, и позволяет учесть затраты времени на логистику в рамках одного проекта.

Материалы и ресурсы

В ГЭСН 08-03-543-09 учтены основные материалы и механизмы, необходимые для выполнения вышеуказанного комплекса работ. Важно помнить, что норма учитывает расход ресурсов на одну единицу измерения (шт) дорожного знака.

Материалы:

  • Болты стальные оцинкованные с шестигранной головкой и оцинкованной шестигранной гайкой, диаметр резьбы болта и гайки М8, длина болта 16-100 мм: расход 0.145 кг на 1 шт. знака. Эти болты используются для надежного крепления хомутов и самого знака к стойке, обеспечивая прочность и долговечность соединения. Оцинковка гарантирует защиту от коррозии, что критично для наружных конструкций.
  • Хомуты стальные: расход 0.889 кг на 1 шт. знака. Хомуты являются основным элементом крепления, позволяющим зафиксировать дорожный знак на стойке. Их вес указывает на прочность и надежность, необходимые для удержания объемного светового знака.

Машины и оборудование:

  • Автогидроподъемники, высота подъема 12 м: расход 0.28 маш.-ч на 1 шт. знака. Автогидроподъемник необходим для безопасного и эффективного подъема знака на высоту, его точного позиционирования и закрепления. Высота подъема 12 м указывает на возможность работы с большинством стандартных дорожных стоек.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: расход 0.02 маш.-ч на 1 шт. знака. Бортовой автомобиль используется для доставки знаков, материалов, инструментов и персонала к месту проведения работ, а также для перемещения между точками установки знаков.

Трудозатраты и время выполнения

Трудозатраты в ГЭСН 08-03-543-09 представлены в человеко-часах (чел.-ч) и разделены на затраты труда рабочих и машинистов. Эти показатели являются основой для расчета фонда оплаты труда рабочих и стоимости эксплуатации машин в сметной документации.

  • Затраты труда рабочих (Средний разряд – 3,2): 0.95 чел.-ч на 1 шт. знака. Этот показатель отражает время, необходимое квалифицированному рабочему (со средним разрядом 3,2) для выполнения всех операций, предусмотренных нормой. Средний разряд 3,2 подразумевает наличие у рабочих навыков как механического монтажа, так и базовых электромонтажных работ.
  • Затраты труда машинистов: 0.3 чел.-ч на 1 шт. знака. Это время работы машиниста, управляющего автогидроподъемником и бортовым автомобилем, необходимое для обеспечения монтажных операций.

Требования к квалификации

Учитывая состав работ, включающий как механический монтаж, так и электромонтажные операции, выполнение работ по ГЭСН 08-03-543-09 требует привлечения квалифицированного персонала. Средний разряд рабочих 3,2 подразумевает, что исполнители должны обладать навыками работы с ручным и электроинструментом, уметь читать монтажные схемы, выполнять электромонтажные соединения и проводить базовую проверку электроцепей. Наличие в составе работ присоединения кабеля к электросети и проверки электроцепи указывает на необходимость присутствия специалистов с соответствующей группой допуска по электробезопасности.

Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности

Правильное применение ГЭСН 08-03-543-09 в сметной практике требует не только знания состава нормы, но и понимания алгоритма расчета, а также учета специфических особенностей и ограничений.

Пошаговый алгоритм расчета

Расчет сметной стоимости работ по установке дорожных знаков с внутренним освещением на основе ГЭСН 08-03-543-09 выполняется по следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ: Первым шагом является точное определение количества дорожных знаков с внутренним освещением, подлежащих установке. Объем работ измеряется в штуках (шт).
  2. Расчет потребности в материалах: Умножьте количество знаков на норму расхода каждого материала, указанную в ГЭСН. Например, для болтов: Количество знаков (шт) * 0.145 кг/шт. Полученные значения будут представлять собой общую потребность в материалах для всего объема работ.
  3. Расчет потребности в машинах и механизмах: Аналогично материалам, умножьте количество знаков на норму машино-часов для каждого вида техники. Например, для автогидроподъемников: Количество знаков (шт) * 0.28 маш.-ч/шт. Это даст общее время работы машин, необходимое для выполнения работ.
  4. Расчет трудозатрат: Умножьте количество знаков на норму трудозатрат рабочих и машинистов. Например, для рабочих: Количество знаков (шт) * 0.95 чел.-ч/шт. Для машинистов: Количество знаков (шт) * 0.3 чел.-ч/шт. Это позволит определить общий объем трудозатрат.
  5. Применение текущих цен и индексов: Полученные ресурсные показатели (материалы в кг, машины в маш.-ч, труд в чел.-ч) переводятся в денежное выражение путем умножения на текущие отпускные цены материалов, расценки на эксплуатацию машин и часовые тарифные ставки рабочих. Для этого используются актуальные сборники текущих цен, индексы пересчета из базисного уровня цен (например, ФСНБ-2001, ФСНБ-2020, ФСНБ-2022 ) в текущий, а также данные о среднеотраслевых или региональных расценках.
  6. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (стоимость материалов, эксплуатации машин и оплаты труда рабочих) добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими нормативами и методическими указаниями (например, МДС 81-33.2004, МДС 81-34.2004).
  7. Формирование сметной документации: Все полученные расчеты сводятся в локальную смету, которая является основным документом для определения стоимости работ.

Примеры использования

Пример 1: Установка одного знака. Для установки одного дорожного знака с внутренним освещением потребуется:

  • Болты: 0.145 кг
  • Хомуты: 0.889 кг
  • Автогидроподъемник: 0.28 маш.-ч
  • Автомобиль бортовой: 0.02 маш.-ч
  • Труд рабочих (ср. разряд 3.2): 0.95 чел.-ч
  • Труд машинистов: 0.3 чел.-ч

Пример 2: Установка 10 знаков на участке дороги. При установке 10 таких знаков, все ресурсные показатели умножаются на 10. Например, потребуется 1.45 кг болтов, 8.89 кг хомутов, 2.8 маш.-ч автогидроподъемника, 0.2 маш.-ч бортового автомобиля, 9.5 чел.-ч труда рабочих и 3.0 чел.-ч труда машинистов. Учет операции "Переход от одного знака к следующему" в составе работ нормы 08-03-543-09 позволяет эффективно нормировать затраты при последовательном монтаже нескольких знаков на одном объекте.

Особенности и ограничения

Применение ГЭСН 08-03-543-09 имеет ряд важных особенностей и ограничений, которые необходимо учитывать:

  • Тип знака: Норма применима строго для дорожных знаков с внутренним освещением (объемных световых). Она не подходит для обычных, не подсвечиваемых знаков, а также для знаков с внешней подсветкой (например, прожекторами), так как состав работ и ресурсные показатели будут существенно отличаться.
  • Метод крепления: В норме учтена установка знака на стойке с креплением хомутом. Если проект предусматривает иной способ крепления (например, на консоли, на стене здания, на портальной конструкции или с использованием сварки), то данная норма может быть неприменима или потребует корректировки с использованием соответствующих коэффициентов или других норм.
  • Отсутствие подготовки основания и установки стоек: Критически важно помнить, что ГЭСН 08-03-543-09 не включает затраты на устройство фундаментов и установку самих стоек (опор) для дорожных знаков. Эти работы должны быть учтены отдельно по другим, соответствующим ГЭСН, например, из сборника 27 "Автомобильные дороги" или сборника 08 "Электротехнические установки" (для опор освещения, если знак крепится на них).
  • Электромонтажные работы: Норма включает разделку и присоединение кабеля к электросети и проверку электроцепи. Однако она не учитывает прокладку кабеля до места установки знака. Затраты на прокладку кабельных линий от источника питания до стойки знака должны быть учтены по отдельным нормам, например, из сборника 08 "Электротехнические установки", таблица 08-03-494 или других таблиц, касающихся кабельных работ.
  • Комплектность поставки: Норма предполагает, что сам дорожный знак с внутренним освещением поставляется в готовом виде и не требует дополнительной сборки сложных элементов, кроме тех, что предусмотрены для монтажа на стойке.

Полезная информация: Советы, ошибки и связанные нормы

Для повышения точности и эффективности работы с ГЭСН 08-03-543-09 сметчикам полезно знать о типичных ошибках, практических советах и связанных нормах, которые могут потребоваться в комплексе работ.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильная идентификация типа знака: Самая частая ошибка – применение нормы 08-03-543-09 для обычных (неосвещаемых) дорожных знаков или знаков с внешней подсветкой. Это приводит к завышению сметной стоимости, так как в норме учтены электромонтажные работы и более сложный монтаж. Решение: Всегда внимательно изучайте проектную документацию и технические характеристики дорожного знака, чтобы убедиться в наличии внутреннего освещения и его объемной конструкции.
  2. Неучет или дублирование работ по стойкам/фундаментам: Ошибка возникает, когда сметчик либо забывает включить в смету работы по установке стоек и фундаментов (что приводит к занижению стоимости), либо, наоборот, пытается учесть их в данной норме (что является неверным). Решение: Четко разделяйте работы: 08-03-543-09 – только установка знака на готовую стойку. Работы по стойкам и фундаментам нормируйте отдельно по соответствующим ГЭСН.
  3. Недооценка электромонтажных работ: Иногда сметчики недооценивают объем электромонтажных работ, предполагая, что норма покрывает только механический монтаж. Решение: Помните, что норма включает разделку кабеля, присоединение к электросети и проверку электроцепи. Однако прокладка кабеля до места установки знака не учтена и требует отдельного нормирования.
  4. Игнорирование транспортных и подъемных механизмов: Забывают учесть или неправильно рассчитывают время работы автогидроподъемников и бортовых автомобилей. Решение: Всегда включайте эти механизмы в расчет, так как они являются неотъемлемой частью технологического процесса установки объемных знаков на высоте.
  5. Применение устаревших индексов или цен: Использование неактуальных индексов пересчета или ресурсных цен может привести к существенным искажениям сметной стоимости. Решение: Регулярно обновляйте справочники текущих цен и индексов, используйте только официально утвержденные данные.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Перед началом составления сметы тщательно изучите проектную документацию, чертежи, спецификации на дорожные знаки и схемы электроснабжения. Это поможет точно определить тип знаков, способ их крепления и объем необходимых электромонтажных работ.
  • Визуальный осмотр объекта (при возможности): Если объект существует, посещение места установки поможет выявить особенности, не отраженные в документации (например, сложность доступа, необходимость демонтажа старых конструкций, наличие препятствий), которые могут потребовать применения дополнительных норм или коэффициентов.
  • Комплексный подход к смете: Всегда рассматривайте установку дорожных знаков в комплексе с другими работами. Это может включать земляные работы, устройство фундаментов, установку стоек, прокладку кабельных линий, подключение к общей электросети, пусконаладочные работы.
  • Использование программного обеспечения: Применение специализированных сметных программ значительно упрощает расчеты, автоматизирует применение норм и индексов, а также помогает избежать ошибок.
  • Консультации со специалистами: В случае сомнений по применению нормы или при наличии нестандартных решений в проекте, не стесняйтесь обращаться за консультациями к инженерам-проектировщикам, технологам или опытным сметчикам.

Связанные нормы

При составлении сметы на установку дорожных знаков с внутренним освещением, помимо ГЭСН 08-03-543-09, могут потребоваться следующие связанные нормы:

  • Нормы на устройство фундаментов и стоек: Поскольку данная норма не включает эти работы, необходимо использовать соответствующие ГЭСН из других сборников. Например, для устройства железобетонных фундаментов могут применяться нормы из сборника 06 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные" или сборника 27 "Автомобильные дороги" (например, Устройство фундаментов под дорожные знаки). Для установки металлических стоек – нормы из сборника 09 "Строительные металлические конструкции" или того же сборника 27.
  • Нормы на прокладку кабельных линий: Прокладка кабеля от источника питания до места установки знака нормируется отдельно. Могут быть использованы нормы из сборника 08 "Электротехнические установки", например, Присоединение жил кабелей или проводов к устройствам флажковыми (фигурными) наконечниками или другие нормы на прокладку кабелей в траншеях, трубах, по опорам.
  • Нормы на подключение к сетям: Если требуется подключение к существующим электрическим сетям или распределительным устройствам, могут быть применены соответствующие нормы из сборника 08 "Электротехнические установки" (например, Электромонтажные работы).
  • Другие нормы таблицы 08-03-543: В той же таблице 08-03-543 содержатся нормы для установки других световых сигнальных приборов, например, светофоров (ГЭСН 08-03-543-03, 08-03-543-07, 08-03-543-08). Если проект включает различные типы сигнальных приборов, важно использовать соответствующую норму для каждого типа.

Контрольные моменты

Для обеспечения качества и соответствия сметной документации фактическим работам, важно контролировать следующие аспекты:

  • Соответствие проектной документации: Убедитесь, что тип и количество знаков, а также способ их установки, полностью соответствуют проектным решениям.
  • Качество монтажа: Проверяйте надежность механического крепления знака к стойке, отсутствие люфтов и правильность его ориентации.
  • Электробезопасность: Особое внимание уделяйте качеству электромонтажных соединений, изоляции и заземлению. Проверка электроцепи тестером – обязательный этап, который должен быть подтвержден.
  • Функциональность: После установки знак должен быть проверен на работоспособность внутреннего освещения в различных режимах (если предусмотрено).
  • Актуальность нормативов: Всегда используйте последние редакции ГЭСН и актуальные индексы пересчета, чтобы избежать ошибок в расчетах и обеспечить соответствие сметы действующим требованиям.

Заключение

ГЭСН 08-03-543-09 является важным и достаточно специфическим нормативом, который требует внимательного подхода при применении. Понимание состава работ, учтенных ресурсов, а также четкое знание ограничений и связанных норм позволяет сметчикам формировать точные и обоснованные сметы на установку дорожных знаков с внутренним освещением. Учет всех нюансов, избегание типичных ошибок и следование практическим рекомендациям гарантируют высокое качество сметной документации, что является залогом успешной реализации проектов по развитию и модернизации дорожной инфраструктуры.

Ключевые моменты

  • Норма 08-03-543-09 применяется для установки дорожных знаков с внутренним освещением (объемных световых) на стойках с креплением хомутом.

  • В состав работ включены механическое крепление, разделка кабеля, присоединение к электросети, проверка электроцепи и переход между знаками.

  • Норма учитывает расход болтов (0.145 кг/шт) и стальных хомутов (0.889 кг/шт) как основных материалов.

  • Для выполнения работ предусмотрены автогидроподъемники (0.28 маш.-ч/шт) и бортовые автомобили (0.02 маш.-ч/шт).

  • ГЭСН 08-03-543-09 не включает устройство фундаментов и стоек, а также прокладку кабеля до места установки знака; эти работы нормируются отдельно.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 08-03-543-09 применяется для определения сметной стоимости работ по установке дорожных знаков, которые имеют внутреннее освещение и являются объемными, при их монтаже на уже существующие стойки с использованием хомутов. Норма охватывает как механический монтаж, так и необходимые электромонтажные операции.

В норме учтены основные материалы, необходимые для крепления знака: стальные оцинкованные болты с шестигранной головкой и гайкой (диаметр М8, длина 16-100 мм) в количестве 0.145 кг на штуку знака, а также стальные хомуты в количестве 0.889 кг на штуку знака.

Норма предусматривает затраты труда рабочих со средним разрядом 3.2 в объеме 0.95 чел.-ч на штуку знака и затраты труда машинистов в объеме 0.3 чел.-ч на штуку знака. Эти показатели используются для расчета фонда оплаты труда в смете.

Нет, ГЭСН 08-03-543-09 не включает затраты на устройство фундаментов и установку стоек (опор) для дорожных знаков. Эти работы должны быть учтены дополнительно по соответствующим государственным элементным сметным нормам из других сборников, например, из сборника 27 "Автомобильные дороги" или сборника 06 "Бетонные и железобетонные конструкции монолитные".

Операция "Переход от одного знака к следующему" в составе работ нормы 08-03-543-09 учитывает время и ресурсы, необходимые для перемещения бригады и оборудования между последовательно расположенными местами установки дорожных знаков. Это позволяет корректно нормировать затраты на логистику при выполнении работ на линейных объектах, таких как дороги.

Практические советы

1

Всегда тщательно изучайте проектную документацию, чтобы точно определить тип дорожного знака (объемный, с внутренним освещением) и способ его крепления.

2

Четко разграничивайте работы: ГЭСН 08-03-543-09 – это установка знака на готовую стойку; работы по устройству стоек и фундаментов нормируйте отдельно.

3

Помните, что прокладка кабеля до места установки знака не учтена в данной норме и требует применения соответствующих ГЭСН на кабельные работы.

4

Используйте актуальные сборники текущих цен и индексы пересчета для обеспечения достоверности сметных расчетов.

5

При составлении сметы на несколько знаков учитывайте операцию "Переход от одного знака к следующему", которая оптимизирует нормирование затрат на линейных объектах.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Применение нормы для неосвещаемых дорожных знаков или знаков с внешней подсветкой, что приводит к завышению стоимости из-за включения ненужных электромонтажных работ.

!
Ошибка 2

Неучет или ошибочное включение в данную норму работ по устройству фундаментов и установке стоек, которые должны нормироваться отдельно.

!
Ошибка 3

Недооценка или полное игнорирование необходимости прокладки кабеля до места установки знака, так как норма охватывает только подключение кабеля к знаку, а не его прокладку.

!
Ошибка 4

Использование устаревших или некорректных индексов пересчета и текущих цен, что приводит к искажению сметной стоимости.

!
Ошибка 5

Неучет или неправильный расчет времени работы подъемных механизмов (автогидроподъемников) и транспортных средств, необходимых для монтажа на высоте и доставки материалов.

1
27-01-001-XX

Устройство фундаментов под дорожные знаки

Применяется совместно с 08-03-543-09 для учета работ по устройству фундаментов и стоек, которые не включены в данную норму.

2
08-03-494-XX

Присоединение жил кабелей или проводов к устройствам флажковыми (фигурными) наконечниками

Может применяться совместно с 08-03-543-09 для более детального учета специфических работ по подключению кабелей, если это не полностью покрывается основной нормой.

3
08-03-001-XX

Электромонтажные работы (общие)

Используется для нормирования прокладки кабельных линий до места установки знака, а также для других общих электромонтажных работ, не учтенных в 08-03-543-09.

4
08-03-543-03

Светофор 3-х секционный: на выносном кронштейне

Является частью той же таблицы ГЭСН 08-03-543 и применяется для установки светофоров, если проект включает различные типы световых сигнальных приборов.

Технические характеристики

Единица измерения
шт
Категория
08-03-543
Тип работ
GESNM
Материалы
Болты стальные оцинкованные с шестигранной головкой и оцинкованной шестигранной гайкой, диаметр резьбы болта и гайки М8, длина болта 16-100 мм: 0.145 кгХомуты стальные: 0.889 кг

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: