Введение: Назначение и область применения ГЭСН 08-05-013-01
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 08-05-013-01 является одним из фундаментальных инструментов для точного определения сметной стоимости работ по монтажу электротехнических установок. Эта норма, входящая в состав сборника ГЭСНм 08 "Электротехнические установки", регламентирует процесс установки штампованных подвесок, предназначенных для крепления кабельных линий.
Основное назначение нормы – учет затрат на монтаж подвесок, которые используются для поддержки кабеля с удельной массой до 7 кг на один погонный метр. При этом сама подвеска должна иметь массу не более 0,2 кг. Единицей измерения в данной норме является 1 тонна (т) установленных подвесок. ,
Область применения: Норма 08-05-013-01 применяется при составлении сметной документации для объектов, где требуется монтаж кабельных трасс с использованием легких штампованных подвесок. Это могут быть промышленные объекты, гражданские сооружения, а также, что особенно важно, кабельные линии в горнорудных выработках и других специальных установках, что подтверждается наличием в составе ресурсов вагонеток и кранов на автомобильном ходу. ,
Правильное применение данной нормы позволяет сметчикам корректно определить потребность в трудовых, материальных и машинных ресурсах, обеспечивая прозрачность и точность расчетов на всех этапах проекта.
Техническая информация: Состав работ и ресурсы
Для корректного применения ГЭСН 08-05-013-01 необходимо детально понимать состав работ, учтенных нормой, а также перечень и расход необходимых ресурсов.
Состав работ по норме
Норма 08-05-013-01 включает в себя полный комплекс операций, необходимых для установки штампованных подвесок. Согласно официальному описанию, состав работ включает следующие этапы: ,
- Разметка общего направления трассы и мест установки кабельных конструкций. Этот этап является подготовительным и критически важным для обеспечения правильного расположения будущей кабельной линии. Он включает в себя определение оптимального маршрута, нанесение отметок для крепления подвесок, учет всех изгибов, поворотов и препятствий на пути трассы. Точность разметки напрямую влияет на эффективность последующих монтажных работ и безопасность эксплуатации кабельной системы.
- Отборка конструкций необходимых видов. На этом этапе производится подбор и подготовка всех необходимых штампованных подвесок и сопутствующих элементов крепления в соответствии с проектной документацией и характеристиками кабеля. Важно убедиться, что выбранные подвески соответствуют требованиям по массе (до 0,2 кг) и предназначены для кабеля с удельной массой до 7 кг/м. Также может включаться проверка комплектности и качества поставляемых изделий.
- Установка конструкций. Это основной этап, включающий непосредственное крепление штампованных подвесок к несущим поверхностям (стенам, потолкам, элементам металлоконструкций и т.д.) согласно выполненной разметке. Способ крепления (сварка, болтовые соединения, дюбели) определяется проектом и условиями объекта. После установки подвесок они готовы к прокладке кабеля.
Материалы и ресурсы
ГЭСН 08-05-013-01 учитывает расход следующих основных ресурсов на 1 тонну установленных штампованных подвесок: ,
- Трудозатраты рабочих-монтажников: 142 человеко-часа (чел.-ч) при среднем разряде работы 4,0. Это основной показатель трудоемкости, отражающий время, необходимое квалифицированным рабочим для выполнения всех операций, предусмотренных нормой.
- Машины и механизмы:
- Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 2.04 машино-часа (маш.-ч). Используются для подъема и перемещения тяжелых элементов, оборудования или самих подвесок, особенно при работе на высоте или в условиях ограниченного доступа.
- Вагонетки неопрокидные, вместимость 3,3 м3: 1.45 машино-часа (маш.-ч). Наличие вагонеток в составе ресурсов указывает на возможность применения данной нормы в условиях, требующих транспортировки материалов и оборудования по рельсовым путям, например, в горнорудных выработках или тоннелях. ,
- Автомобили бортовые, грузоподъемность до 10 т: 2.04 машино-часа (маш.-ч). Применяются для доставки материалов, инструментов и оборудования на объект или в пределах строительной площадки.
- Материалы:
- Лак битумный БТ-577: 0.008 т. Этот материал, как правило, используется для антикоррозионной защиты металлических конструкций, включая сами подвески или места их крепления, особенно в условиях повышенной влажности или агрессивных сред.
Трудозатраты и время выполнения
Основным показателем трудозатрат по норме ГЭСН 08-05-013-01 являются 142 человеко-часа на 1 тонну установленных подвесок. Это означает, что для монтажа 1 тонны штампованных подвесок потребуется 142 часа работы одного рабочего со средним разрядом 4,0.
Для расчета общего времени выполнения работ необходимо умножить нормативные трудозатраты на фактический объем установленных подвесок в тоннах. Например, если общий вес установленных подвесок составляет 0,5 тонны, то трудозатраты составят 142 чел.-ч/т * 0,5 т = 71 чел.-ч. Этот показатель затем используется для определения фонда оплаты труда рабочих.
Требования к квалификации
Средний разряд работы, указанный в норме, составляет 4,0. Это говорит о том, что для выполнения работ по установке штампованных подвесок требуются квалифицированные рабочие-монтажники, обладающие необходимыми навыками и опытом в области электромонтажных работ, умеющие работать с измерительным инструментом, выполнять разметку, а также производить надежное крепление конструкций. Наличие в составе работ использования кранов и вагонеток также подразумевает наличие соответствующих допусков и навыков у персонала, управляющего данной техникой.
Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности
Правильное применение ГЭСН 08-05-013-01 требует четкого понимания алгоритма расчета и учета специфических особенностей нормы.
Пошаговый алгоритм расчета
Для расчета сметной стоимости работ по установке штампованных подвесок с использованием ГЭСН 08-05-013-01 необходимо выполнить следующие шаги:
- Определение объема работ в натуральных показателях:
- Прежде всего, необходимо определить общее количество штампованных подвесок, подлежащих установке, согласно проектной документации. Например, 5000 штук.
- Затем, зная массу одной подвески (например, 0,15 кг), рассчитать общую массу всех подвесок: 5000 шт. * 0,15 кг/шт. = 750 кг = 0,75 т.
- Важно помнить, что единица измерения нормы – тонна (т) установленных подвесок.
- Применение нормативных показателей:
- Умножить полученный объем работ в тоннах на нормативные показатели расхода ресурсов, указанные в ГЭСН 08-05-013-01.
- Трудозатраты рабочих: Общая масса подвесок (т) * 142 чел.-ч/т.
- Эксплуатация кранов: Общая масса подвесок (т) * 2.04 маш.-ч/т.
- Эксплуатация вагонеток: Общая масса подвесок (т) * 1.45 маш.-ч/т.
- Эксплуатация бортовых автомобилей: Общая масса подвесок (т) * 2.04 маш.-ч/т.
- Расход битумного лака: Общая масса подвесок (т) * 0.008 т/т.
- Перевод ресурсных показателей в стоимостные:
- Полученные физические объемы ресурсов (чел.-ч, маш.-ч, т материалов) умножаются на их текущие сметные цены (стоимость человеко-часа, машино-часа, тонны материала) с учетом всех необходимых коэффициентов и индексов пересчета в текущий уровень цен. ,
Примеры использования
Пример 1: Монтаж подвесок в производственном цехе
Предположим, требуется установить 3000 штампованных подвесок массой 0,18 кг каждая для кабеля массой 5 кг/м в производственном цехе.
- Общая масса подвесок: 3000 шт. * 0,18 кг/шт. = 540 кг = 0,54 т.
- Трудозатраты рабочих: 0,54 т * 142 чел.-ч/т = 76,68 чел.-ч.
- Эксплуатация кранов: 0,54 т * 2.04 маш.-ч/т = 1,1016 маш.-ч.
- Эксплуатация вагонеток: 0,54 т * 1.45 маш.-ч/т = 0,783 маш.-ч (если применимо, например, для подвоза материалов внутри цеха по рельсам).
- Эксплуатация автомобилей: 0,54 т * 2.04 маш.-ч/т = 1,1016 маш.-ч.
- Расход лака БТ-577: 0,54 т * 0.008 т/т = 0,00432 т.
Пример 2: Установка подвесок в тоннеле
Для прокладки кабеля в тоннеле необходимо установить 8000 подвесок массой 0,15 кг каждая для кабеля массой 6,5 кг/м.
- Общая масса подвесок: 8000 шт. * 0,15 кг/шт. = 1200 кг = 1,2 т.
- Трудозатраты рабочих: 1,2 т * 142 чел.-ч/т = 170,4 чел.-ч.
- Эксплуатация кранов: 1,2 т * 2.04 маш.-ч/т = 2,448 маш.-ч.
- Эксплуатация вагонеток: 1,2 т * 1.45 маш.-ч/т = 1,74 маш.-ч (высокая вероятность применения в тоннеле).
- Эксплуатация автомобилей: 1,2 т * 2.04 маш.-ч/т = 2,448 маш.-ч.
- Расход лака БТ-577: 1,2 т * 0.008 т/т = 0,0096 т.
Особенности и ограничения
- Тип подвесок: Норма 08-05-013-01 строго предназначена для штампованных подвесок. Использование других типов подвесок (например, из угловой или полосовой стали, или П-образных) требует применения других норм, таких как ГЭСНм 08-05-011-01 или ГЭСНм 08-05-012-01.
- Масса кабеля: Норма применима только для кабеля с массой до 7 кг на 1 погонный метр. Если масса кабеля превышает это значение, следует использовать ГЭСНм 08-05-013-02, которая рассчитана на кабель массой до 15 кг/м.
- Масса подвески: Масса самой штампованной подвески не должна превышать 0,2 кг. Это подтверждает, что норма ориентирована на легкие конструкции. ,
- Условия производства работ: Наличие в составе машин вагонеток и кранов на автомобильном ходу указывает на возможность применения нормы в условиях, требующих специфической логистики и подъема, характерных для горнорудных выработок или крупных промышленных объектов. ,
- Комплексность работ: Норма учитывает полный цикл работ от разметки до установки. Дополнительные работы, не входящие в состав (например, прокладка самого кабеля, устройство сложных опорных конструкций или демонтаж старых), должны нормироваться отдельно по соответствующим ГЭСН.
Полезная информация для сметчика
Эффективное применение ГЭСН 08-05-013-01 требует не только знания ее содержания, но и учета практических нюансов, которые могут повлиять на точность сметы.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильная интерпретация единицы измерения "т": Одна из самых распространенных ошибок – это путаница, что именно измеряется в тоннах. В данном случае "т" относится к общей массе установленных штампованных подвесок, а не к массе кабеля, который они поддерживают. Масса кабеля (до 7 кг/м) является лишь критерием для выбора данной нормы. ,
- Как избежать: Всегда внимательно читайте наименование нормы и ее описание. Убедитесь, что объем работ в смете рассчитан именно в тоннах подвесок.
- Неучет ограничений по массе кабеля и подвески: Применение нормы для кабеля с массой более 7 кг/м или для подвесок тяжелее 0,2 кг является ошибкой, ведущей к занижению или завышению сметной стоимости.
- Как избежать: Перед применением нормы всегда проверяйте технические характеристики кабеля и подвесок, указанные в проекте. При несоответствии используйте ГЭСНм 08-05-013-02 или другие подходящие нормы.
- Игнорирование состава работ: Попытка применить норму только к "установке конструкций", исключая разметку или отборку, приведет к некорректному расчету трудозатрат и машинного времени, так как эти операции уже учтены в норме.
- Как избежать: Помните, что ГЭСН – это комплексная норма, учитывающая все основные операции. Дополнительные работы, не входящие в состав, должны быть обоснованы и учтены отдельно.
- Неправильный учет специфики объекта: Недооценка или игнорирование условий работы (например, стесненность, работа на высоте, в тоннелях) может привести к нехватке ресурсов или перерасходу.
- Как избежать: Внимательно изучайте проект и условия производства работ. При необходимости применяйте повышающие коэффициенты, предусмотренные техническими частями сборников ГЭСН, для учета усложняющих факторов.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Всегда начинайте с тщательного анализа проектной документации, спецификаций на оборудование и материалы. Это поможет точно определить тип и количество подвесок, а также характеристики кабеля. ,
- Взаимодействие с проектировщиками: При возникновении сомнений относительно типа подвесок, массы кабеля или условий монтажа, не стесняйтесь обращаться за разъяснениями к проектировщикам. Это поможет избежать ошибок на ранних этапах.
- Учет логистики: Наличие в норме таких машин, как вагонетки и бортовые автомобили, подчеркивает важность планирования логистики доставки материалов и оборудования, особенно для объектов с ограниченным доступом (например, подземные сооружения).
- Контроль качества материалов: Убедитесь, что поставляемые подвески соответствуют требованиям нормы по массе и типу. Использование битумного лака БТ-577 указывает на необходимость антикоррозионной обработки, что должно быть учтено в процессе контроля качества. ,
Связанные нормы
Для комплексного расчета стоимости электромонтажных работ, помимо ГЭСН 08-05-013-01, сметчику могут потребоваться следующие нормы:
- ГЭСНм 08-05-013-02: Подвески штампованные массой до 0,2 кг для кабеля массой 1 м: до 15 кг. Эта норма является прямой альтернативой, если удельная масса кабеля превышает 7 кг/м, но не более 15 кг/м.
- ГЭСНм 08-05-011-01 / ГЭСНм 08-05-011-02: Кабельные конструкции массой до 3 кг по горизонтальным и наклонным горным выработкам по породе или бетону. Применяются для установки других типов кабельных конструкций (из угловой/полосовой стали или штампованных стоек) для кабеля массой до 7 кг/м.
- ГЭСНм 08-05-012-01 / ГЭСНм 08-05-012-02 / ГЭСНм 08-05-012-03: Кабельные конструкции массой свыше 3 кг по горизонтальным и наклонным горным выработкам по породе или бетону. Используются для более тяжелых кабельных конструкций, предназначенных для кабеля массой до 15 кг/м.
- Нормы на прокладку кабеля: После установки подвесок, сам кабель прокладывается по ним. Для этого используются соответствующие нормы из раздела 08-02 или других специализированных сборников ГЭСНм, в зависимости от типа кабеля, способа прокладки и условий. ,
Контрольные моменты
При выполнении работ и проверке сметной документации по ГЭСН 08-05-013-01 важно обращать внимание на следующие контрольные точки:
- Соответствие типу и массе: Убедиться, что фактически устанавливаемые подвески являются штампованными и их масса не превышает 0,2 кг, а кабель, для которого они предназначены, соответствует ограничению до 7 кг/м. ,
- Качество разметки: Проверить точность разметки трассы и мест крепления, так как это влияет на правильность и безопасность всей кабельной системы.
- Надежность крепления: Оценить качество установки подвесок, их надежное крепление к несущим конструкциям в соответствии с проектными решениями и требованиями безопасности. ,
- Применение антикоррозионной защиты: Убедиться в использовании битумного лака БТ-577 или аналогичных средств для защиты металлических элементов от коррозии, особенно в агрессивных средах. ,
- Документальное подтверждение: Всегда иметь в наличии проектную документацию, акты скрытых работ (при необходимости), исполнительные схемы, подтверждающие объемы и качество выполненных работ.
Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам избежать ошибок, оптимизировать расчеты и обеспечить высокое качество сметной документации, соответствующей всем нормативным требованиям.
Ключевые моменты
-
Норма 08-05-013-01 применяется для установки штампованных подвесок массой до 0,2 кг.
-
Предназначена для кабеля с удельной массой до 7 кг на 1 погонный метр.
-
Единица измерения нормы – 1 тонна установленных подвесок.
-
Включает разметку трассы, отборку и установку конструкций.
-
Учитывает трудозатраты рабочих (142 чел.-ч/т) и эксплуатацию машин (краны, вагонетки, автомобили), а также битумный лак.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 08-05-013-01?
Когда применяется ГЭСН 08-05-013-01?
ГЭСН 08-05-013-01 применяется для расчета сметной стоимости работ по установке штампованных подвесок, предназначенных для крепления кабельных линий, при условии, что масса подвески не превышает 0,2 кг, а удельная масса кабеля составляет до 7 кг на 1 погонный метр. ,
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме ГЭСН 08-05-013-01 учтен расход битумного лака БТ-577 в количестве 0.008 т на 1 тонну установленных подвесок. Сами подвески и кабель, для которого они предназначены, являются давальческими материалами или учитываются по другим нормам.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты рабочих-монтажников в размере 142 человеко-часов на 1 тонну установленных штампованных подвесок при среднем разряде работы 4,0.
4 Чем отличается ГЭСН 08-05-013-01 от 08-05-013-02?
Чем отличается ГЭСН 08-05-013-01 от 08-05-013-02?
Основное отличие заключается в характеристиках кабеля, для которого предназначены подвески. ГЭСН 08-05-013-01 применяется для кабеля массой до 7 кг на 1 м, тогда как ГЭСН 08-05-013-02 используется для кабеля массой до 15 кг на 1 м. Масса самой подвески (до 0,2 кг) остается одинаковой для обеих норм.
Практические советы
Всегда тщательно изучайте проектную документацию для определения точных характеристик кабеля и подвесок.
При сомнениях в применимости нормы консультируйтесь с проектировщиками или используйте технические части сборников ГЭСН.
Учитывайте логистику и доступность объекта, особенно при работе в условиях, требующих использования специализированной техники (вагонетки, краны).
Обеспечьте контроль качества устанавливаемых подвесок и применения антикоррозионной защиты.
Частые ошибки
Неправильная интерпретация единицы измерения "т" (отнесение ее к массе кабеля, а не подвесок).
Применение нормы для кабеля с массой более 7 кг/м или для подвесок тяжелее 0,2 кг.
Игнорирование подготовительных работ (разметка, отборка), которые уже учтены в составе нормы.
Неучет специфических условий производства работ, требующих применения повышающих коэффициентов.