Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 09-03-005-02 является одним из важнейших инструментов для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости монтажных работ в промышленном и гражданском строительстве. Данная норма регламентирует процесс монтажа подкрановых путей по металлическим подкрановым балкам для рельсов типа КР.

Назначение и область применения нормы: Эта норма предназначена для определения прямых затрат на выполнение комплекса работ по установке рельсовых путей, по которым в дальнейшем будут перемещаться грузоподъемные механизмы, такие как мостовые или козловые краны. Область ее применения охватывает строительство новых объектов, а также реконструкцию и капитальный ремонт существующих промышленных зданий, цехов, складов и других сооружений, где требуется организация или обновление кранового хозяйства. Норма учитывает специфику работы с рельсами кранового типа (КР), которые отличаются от железнодорожных рельсов и предназначены для высоких нагрузок и интенсивной эксплуатации.

Основные характеристики:

  • Единица измерения: 100 метров (100 м) подкранового пути. Это означает, что все ресурсные показатели (трудозатраты, расход материалов, машино-часы) приведены на каждые 100 метров смонтированного пути.
  • Тип работ: ГЭСН (Государственная элементная сметная норма), что указывает на базовый уровень затрат без учета текущих цен, накладных расходов и сметной прибыли, которые добавляются с помощью соответствующих индексов и нормативов.
  • Категория: 09-03-005 – относится к разделу "Монтаж подкрановых путей" в сборнике ГЭСН 09 "Строительные металлические конструкции".

Техническая информация

Понимание состава работ и ресурсной части нормы 09-03-005-02 критически важно для корректного применения в сметах. Норма охватывает полный цикл монтажных операций, необходимых для установки подкрановых путей на металлические балки.

Состав работ по норме: ГЭСН 09-03-005-02 включает в себя три основных вида работ, обеспечивающих полноценный монтаж и защиту подкрановых путей:

  1. Монтаж подкрановых путей с креплением на сварке. Это основной этап, включающий в себя установку рельсов типа КР на заранее смонтированные металлические подкрановые балки. Крепление рельсов к балкам осуществляется методом сварки, что обеспечивает высокую надежность и жесткость соединения. Данный процесс требует точной выверки положения рельсов по осям и высотным отметкам, что достигается с помощью геодезических инструментов (теодолитов, нивелиров).
  2. Устройство подмостей. Для безопасного и эффективного выполнения работ на высоте, особенно при монтаже и сварке, норма предусматривает устройство временных подмостей. Это могут быть инвентарные или специально возводимые конструкции, обеспечивающие доступ рабочих к месту монтажа и сварки.
  3. Антикоррозийное покрытие сварных швов. После завершения сварочных работ и контроля качества швов, производится их очистка и нанесение антикоррозийного покрытия. Это необходимо для защиты металлических элементов от воздействия влаги и агрессивных сред, предотвращения коррозии и увеличения срока службы подкрановых путей.

Материалы и ресурсы: Норма 09-03-005-02 учитывает расход следующих основных материалов и ресурсов на каждые 100 метров подкранового пути:

  • Средний разряд работы 3,9: 446 чел.-ч. Это общие трудозатраты рабочих-строителей, необходимые для выполнения всех операций, предусмотренных нормой. Средний разряд 3.9 указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов, способных выполнять сварочные, монтажные и геодезические работы.
  • Краны козловые, грузоподъемность 32 т: 0.24 маш.-ч. Используются для подъема и перемещения тяжелых элементов подкрановых путей и рельсов.
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 37 маш.-ч. Могут применяться для вспомогательных операций, подачи материалов, а также для монтажа в условиях ограниченного пространства или при необходимости частой перестановки.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 3.71 маш.-ч. Используются для транспортировки материалов, оборудования и рабочих на объект.
  • Аппараты для газовой сварки и резки: 18.2 маш.-ч. Необходимы для подготовки кромок рельсов и балок, а также для выполнения газовой резки при подгонке элементов.
  • Аппараты сварочные для ручной дуговой сварки, сварочный ток до 500 А: 184 маш.-ч. Основное оборудование для выполнения сварочных работ по креплению рельсов.
  • Кислород газообразный технический: 16.58 м³. Расходуется при газовой сварке и резке.
  • Пропан-бутан смесь техническая: 5 кг. Используется в качестве горючего газа для газовой сварки и резки.
  • Электроэнергия: 43.5 кВт-ч. Потребляется сварочными аппаратами и другим электроинструментом.
  • Электроды сварочные для сварки низколегированных и углеродистых сталей Э46, диаметр 4 мм: 100 кг. Основной сварочный материал, расход которого напрямую зависит от объема сварочных работ.
  • Гвозди строительные: 0.001 т. Используются для устройства подмостей и временных креплений.
  • Канат пеньковый тросовой свивки, пропитанный, диаметр 26 мм: 0.001 т. Применяется для строповки, оттяжек, вспомогательных работ.
  • Канат двойной свивки ТК, конструкции 6х19(1+6+12)+1 о.с., марка В, из оцинкованной по группе Ж проволоки, маркировочная группа 1570-1770 Н/мм2, диаметр 5,5 мм: 0.09 10 м. Используется в качестве стропов, оттяжек, для временных креплений.
  • Проволока горячекатаная в мотках, диаметр 6,3-6,5 мм: 0 т. Указана в составе ресурсов, но с нулевым расходом, что может означать ее справочное включение или отсутствие потребления в рамках данной нормы.
  • Бруски обрезные хвойных пород (ель, сосна), естественной влажности, длина 2-6,5 м, ширина 20-90 мм, толщина 20-90 мм, сорт I: 0.08 м³. Используются для устройства подмостей, временных опор и других вспомогательных конструкций.
  • Грунтовка ГФ-021: 0.003 т. Применяется для антикоррозийного покрытия сварных швов.
  • Растворитель Р-4: 0.001 т. Используется для подготовки поверхности перед грунтовкой и для очистки инструмента.

Трудозатраты и время выполнения: Общие трудозатраты рабочих-строителей по норме ГЭСН 09-03-005-02 составляют 446 чел.-ч на 100 метров подкранового пути при среднем разряде работы 3,9. Это включает в себя все операции, от подготовки до антикоррозийной защиты. Важно отметить, что в данной норме не учтены трудозатраты на изготовление или поставку "Деталей крепления рельсов" и "Конструкций стальных", поскольку эти элементы, как правило, поставляются готовыми или их изготовление относится к другим видам работ. Норма покрывает именно их монтаж и закрепление.

Требования к квалификации: Средний разряд 3,9 указывает на необходимость привлечения рабочих высокой и средней квалификации. В состав бригады должны входить:

  • Монтажники металлоконструкций (3-5 разрядов) – для установки рельсов, устройства подмостей, выполнения вспомогательных операций.
  • Электросварщики (4-5 разрядов) – для выполнения сварочных работ, требующих высокой точности и качества.
  • Машинисты кранов (соответствующих разрядов) – для управления грузоподъемной техникой.
  • Стропальщики – для безопасной строповки и перемещения грузов.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 09-03-005-02 требует внимательности к деталям проекта и понимания методологии сметного ценообразования.

Пошаговый алгоритм расчета:

  1. Определение объема работ: Измерьте общую длину подкрановых путей, подлежащих монтажу, в метрах. Учитывайте длину каждой нитки пути. Например, если у вас две параллельные нитки по 150 метров каждая, общий объем составит 300 метров.
  2. Приведение к единице измерения нормы: Разделите полученный объем в метрах на 100 (единица измерения нормы). Например, для 300 метров: 300 м / 100 м = 3.
  3. Расчет прямых затрат: Умножьте полученное значение на ресурсные показатели нормы (трудозатраты, машино-часы, расход материалов). Например, трудозатраты составят 3 * 446 чел.-ч = 1338 чел.-ч.
  4. Применение индексов пересчета: Для перевода прямых затрат из базисного уровня цен (ГЭСН) в текущий уровень цен необходимо применить соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами ценообразования.
  5. Добавление накладных расходов и сметной прибыли: К полученным затратам добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими нормативами и методическими указаниями.
  6. Учет прочих затрат: При необходимости учитываются прочие затраты, такие как затраты на временные здания и сооружения, зимнее удорожание, непредвиденные расходы и т.д.

Примеры использования:

  • Пример 1: Монтаж 250 метров подкранового пути.
  • Объем работ: 250 м.
  • Количество единиц нормы: 250 / 100 = 2.5.
  • Трудозатраты: 2.5 * 446 чел.-ч = 1115 чел.-ч.
  • Расход электродов: 2.5 * 100 кг = 250 кг.
  • Пример 2: Монтаж подкрановых путей для двух кранов, каждый по 120 метров пути (две нитки).
  • Общая длина пути: 2 * 120 м = 240 м.
  • Количество единиц нормы: 240 / 100 = 2.4.
  • Трудозатраты: 2.4 * 446 чел.-ч = 1070.4 чел.-ч.
  • Расход грунтовки ГФ-021: 2.4 * 0.003 т = 0.0072 т.

Особенности и ограничения:

  • Тип рельсов: Норма 09-03-005-02 строго предназначена для рельсов типа КР (крановые рельсы). Для других типов рельсов (например, железнодорожных типа Р) следует применять другие нормы, такие как ГЭСН 09-03-005-01 "Монтаж подкрановых путей: по металлическим подкрановым балкам для рельсов типа Р".
  • Тип балок: Норма применима только для монтажа на металлические подкрановые балки. Если проектом предусмотрены железобетонные балки, следует использовать ГЭСН 09-03-005-03 "Монтаж подкрановых путей: по железобетонным подкрановым балкам".
  • Включенные работы: Норма включает в себя монтаж, сварку, устройство подмостей и антикоррозийную защиту сварных швов. Она не учитывает изготовление самих подкрановых балок, рельсов, их доставку до приобъектного склада, а также работы по монтажу самих подкрановых балок (которые, как правило, учтены в других нормах по монтажу металлоконструкций).
  • Геодезический контроль: Хотя норма не выделяет геодезические работы как отдельный ресурс, их выполнение является неотъемлемой частью технологического процесса монтажа подкрановых путей для обеспечения требуемой точности и безопасности эксплуатации кранов.

Полезная информация

Для эффективной работы с ГЭСН 09-03-005-02 и избежания ошибок, сметчикам следует учитывать ряд практических аспектов.

Типичные ошибки и как их избежать:

  1. Неправильное определение объема работ: Часто сметчики ошибаются, не учитывая обе нитки пути или неправильно измеряя длину. Всегда проверяйте проектную документацию и учитывайте общую длину всех рельсовых ниток.
  2. Путаница с типами рельсов и балок: Применение нормы 09-03-005-02 для рельсов типа Р или для железобетонных балок является грубой ошибкой. Всегда сверяйтесь с проектной документацией на предмет типа рельсов (КР или Р) и материала подкрановых балок (металлические или железобетонные) и выбирайте соответствующую норму (09-03-005-01, 09-03-005-02, 09-03-005-03).
  3. Неучет сопутствующих работ: Норма не включает в себя все работы, связанные с крановыми путями. Например, подготовка основания под балки, монтаж самих подкрановых балок, устройство тупиковых упоров, заземление, пусконаладочные работы крана – все это должно быть учтено отдельными расценками.
  4. Игнорирование изменений в нормативной базе: Сметные нормы регулярно обновляются. Использование устаревших редакций ГЭСН может привести к некорректным расчетам. Всегда работайте с актуальной редакцией сборников ГЭСН.
  5. Неправильная интерпретация состава ресурсов: Некоторые ресурсы могут быть указаны с нулевым расходом (как "Проволока горячекатаная" в данном случае). Это не означает, что ресурс не нужен, а лишь то, что его расход не нормируется данной расценкой или он учтен в составе других ресурсов. Не пытайтесь корректировать состав ресурсов, если это не предусмотрено методическими указаниями.

Практические советы:

  • Детальное изучение проекта: Перед началом составления сметы тщательно изучите проектную документацию, чертежи КМ (конструкции металлические) и КМД (конструкции металлические деталировочные), а также разделы, касающиеся кранового оборудования и путей.
  • Геодезический контроль: Настаивайте на проведении качественного геодезического контроля на всех этапах монтажа подкрановых путей. Точность установки критически важна для безопасной и долговечной эксплуатации кранов.
  • Соблюдение ГОСТов: При монтаже подкрановых путей необходимо руководствоваться соответствующими ГОСТами и Сводами правил, такими как ГОСТ Р 56944-2016 "Краны грузоподъемные. Пути рельсовые крановые. Требования к устройству, изготовлению, монтажу и эксплуатации" и СП 12-103-2002 "Пути наземные рельсовые крановые".
  • Учет условий производства работ: При составлении сметы учитывайте специфические условия объекта (например, стесненность, работа на высоте, в зимнее время), которые могут потребовать применения повышающих коэффициентов к нормам затрат.
  • Взаимодействие со специалистами: При возникновении вопросов не стесняйтесь консультироваться с инженерами-конструкторами, технологами и специалистами по крановому оборудованию.

Связанные нормы: Для комплексного учета затрат на монтаж крановых путей и сопутствующих работ, сметчику могут потребоваться следующие нормы:

Контрольные моменты:

  • Качество сварных швов: Особое внимание уделяется контролю качества сварных соединений, так как от них зависит прочность и надежность всего подкранового пути. Контроль может включать визуальный осмотр, ультразвуковой контроль, радиографию.
  • Геометрические параметры: Проверка соответствия проектным отметкам и осям, параллельность рельсовых ниток, отсутствие перекосов и просадок.
  • Антикоррозийная защита: Контроль толщины и равномерности нанесения антикоррозийного покрытия на сварные швы.
  • Исполнительная документация: Своевременное и корректное оформление актов скрытых работ, исполнительных схем, актов сдачи-приемки подкрановых путей под монтаж крана.

Применение ГЭСН 09-03-005-02 требует не только знания самой нормы, но и глубокого понимания технологического процесса, а также умения работать с сопутствующей нормативной и проектной документацией. Только такой подход гарантирует точность и достоверность сметных расчетов.