Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 10-01-049-01 является одним из фундаментальных инструментов для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости работ по монтажу инженерных систем. Данная норма регламентирует затраты ресурсов, необходимых для "Установки: вертикальных задвижек". Ее правильное применение обеспечивает точность и обоснованность сметной документации, что критически важно для эффективного планирования и контроля строительных проектов.

Несмотря на то, что данная норма находится в сборнике ГЭСН-10 "Деревянные конструкции", ее применение не ограничивается исключительно объектами с деревянными элементами. ГЭСН 10-01-049-01 предназначена для определения прямых затрат на монтаж вертикальных задвижек как таковых, независимо от материала несущих конструкций, к которым они крепятся, или материала трубопровода. Это универсальная норма для базовых операций по установке запорной арматуры данного типа. Она утверждена Приказом Минстроя РФ от 26.12.2019 г. № 871/пр.

Основное назначение нормы – это определение нормативного количества ресурсов (трудозатрат рабочих, времени работы машин и расхода материалов) на 100 единиц измерения, в данном случае – 100 штук установленных вертикальных задвижек. Это позволяет сметчикам переводить физические объемы работ в ресурсные показатели, которые затем могут быть пересчитаны в денежное выражение с использованием текущих цен и индексов.

Техническая информация

Состав работ по норме

ГЭСН 10-01-049-01 включает в себя полный комплекс работ, необходимых для установки вертикальных задвижек. Согласно официальному описанию, состав работ включает: "Установка задвижек". Однако, для корректного применения нормы, сметчику важно понимать, какие именно операции подразумеваются под этим обобщенным названием. На практике это означает выполнение следующих технологических операций:

  1. Подготовительные работы: Включают проверку комплектности и целостности задвижек, очистку от загрязнений и заводской смазки, а также подготовку места установки.
  2. Транспортировка: Перемещение задвижек и необходимых материалов от приобъектного склада до места монтажа.
  3. Подъем и позиционирование: Использование кранов на автомобильном ходу для подъема и точного позиционирования задвижек в проектное положение. Особое внимание уделяется исключению перекосов и деформаций.
  4. Выверка и крепление: Точная выверка задвижек по заданной отметке и их надежное крепление к трубопроводу или несущим конструкциям. Это может включать соединение фланцев с установкой болтов и прокладок. Важно обеспечить отсутствие крутящих, растягивающих, сжимающих и изгибающих усилий от трубопровода на задвижку.
  5. Установка дополнительных опор: Для задвижек больших диаметров или с тяжелыми приводами может потребоваться установка дополнительных опорных устройств для предотвращения преждевременных поломок.
  6. Подключение: Включает присоединение задвижки к трубопроводу. Если задвижка оснащена электроприводом, то подразумевается и ее монтаж штоком вверх в вертикальном положении.
  7. Первичное тестирование и регулировка: После монтажа может потребоваться проверка работоспособности задвижки, включая полный цикл открытия-закрытия. При заполнении системы водой необходимо стравить воздух из системы через воздухоотводчик.

Важно отметить, что норма учитывает типовые условия монтажа. Работы, выходящие за рамки стандартной установки (например, демонтаж старых задвижек, устройство сложных фундаментов, специфические виды испытаний, окраска или антикоррозионные покрытия), как правило, учитываются по отдельным нормам.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ по установке вертикальных задвижек нормой ГЭСН 10-01-049-01 предусмотрен следующий перечень материалов и ресурсов:

  • Трудозатраты рабочих: Средний разряд работы 3,0 – 11.38 чел.-ч на 100 шт. Это основной показатель затрат труда рабочих-строителей, необходимых для выполнения всех операций по установке задвижек.
  • Машины и механизмы:
  • Краны на автомобильном ходу, грузоподъемность 16 т: 0.004 маш.-ч на 100 шт. Используются для подъема и точного позиционирования задвижек, особенно при работе с крупногабаритными или тяжелыми изделиями.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.005 маш.-ч на 100 шт. Применяются для транспортировки задвижек, материалов и оборудования на строительной площадке.
  • Энергетические ресурсы:
  • Электроэнергия: 2.42 кВт-ч на 100 шт. Необходима для питания электроинструмента, освещения рабочей зоны и, возможно, для проверки электроприводов задвижек.
  • Вспомогательные материалы:
  • Шурупы самонарезающие стальные оксидированные с потайной головкой и крестообразным шлицем, остроконечные, диаметр 6 мм, длина 30 мм: 0.286 кг на 100 шт. Используются для крепления различных элементов, например, кронштейнов, табличек или вспомогательных конструкций.

Важно, что сама стоимость задвижек и трубопроводов в данной норме не учтена, так как ГЭСН определяет только нормы расхода ресурсов на выполнение работ. Стоимость основного оборудования (задвижек) и основных материалов (труб, фланцев, прокладок, болтов) определяется дополнительно по проектным данным, спецификациям или на основании конъюнктурного анализа.

Трудозатраты и время выполнения

Основным показателем трудозатрат в норме 10-01-049-01 является 11.38 чел.-ч на каждые 100 установленных задвижек. Этот показатель отражает суммарное время, затрачиваемое рабочими со средним разрядом 3,0 на выполнение всех операций, входящих в состав работ. Средний разряд 3,0 указывает на квалификацию рабочих, способных выполнять монтажные работы средней сложности, требующие определенных навыков и знаний.

Время выполнения работ напрямую зависит от общего количества устанавливаемых задвижек. Например, для установки 100 задвижек потребуется 11.38 человеко-часов. Если необходимо установить 500 задвижек, то суммарные трудозатраты составят 11.38 * 5 = 56.9 человеко-часов. Эти данные используются для расчета заработной платы рабочих и планирования графика выполнения работ.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 3,0 подразумевает, что исполнители должны обладать базовыми навыками монтажника трубопроводов или слесаря-сантехника. Рабочие должны уметь:

  • Читать чертежи и схемы монтажа.
  • Работать с ручным и электрическим инструментом.
  • Выполнять подъемно-транспортные операции с использованием грузоподъемных механизмов (под руководством машиниста крана).
  • Соблюдать правила техники безопасности при работе на высоте и с тяжелым оборудованием.
  • Осуществлять выверку и крепление элементов с использованием измерительных приборов.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для правильного применения ГЭСН 10-01-049-01 в сметной документации рекомендуется следующий алгоритм:

  1. Определение объема работ: Подсчитайте общее количество вертикальных задвижек, подлежащих установке согласно проектной документации. Единица измерения нормы – 100 штук, поэтому полученное количество необходимо разделить на 100. Пример: Если требуется установить 250 задвижек, объем работ для сметы составит 250 / 100 = 2.5.

  2. Расчет трудозатрат: Умножьте объем работ на нормативные трудозатраты рабочих (11.38 чел.-ч). Пример: 2.5 * 11.38 чел.-ч = 28.45 чел.-ч.

  3. Расчет машино-часов: Умножьте объем работ на нормативные машино-часы для каждой единицы техники. Пример: Для кранов: 2.5 * 0.004 маш.-ч = 0.01 маш.-ч. Для автомобилей: 2.5 * 0.005 маш.-ч = 0.0125 маш.-ч.

  4. Расчет расхода материалов: Умножьте объем работ на нормативный расход каждого материала. Пример: Для шурупов: 2.5 * 0.286 кг = 0.715 кг. Для электроэнергии: 2.5 * 2.42 кВт-ч = 6.05 кВт-ч.

  5. Учет неучтенных ресурсов: Определите по проектным данным и добавьте в смету стоимость самих задвижек, а также других материалов, не учтенных данной нормой (например, прокладок, болтов, фланцев, если они не входят в комплект поставки задвижки).

  6. Применение коэффициентов: При необходимости примените повышающие или понижающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН или технической частью проекта (например, коэффициенты на стесненные условия работы, работу на высоте, в зимнее время и т.д.).

Примеры использования

Пример 1: Установка 150 вертикальных задвижек в стандартных условиях.

  • Объем работ: 150 шт / 100 шт = 1.5
  • Трудозатраты рабочих: 1.5 * 11.38 чел.-ч = 17.07 чел.-ч
  • Краны на автомобильном ходу: 1.5 * 0.004 маш.-ч = 0.006 маш.-ч
  • Автомобили бортовые: 1.5 * 0.005 маш.-ч = 0.0075 маш.-ч
  • Электроэнергия: 1.5 * 2.42 кВт-ч = 3.63 кВт-ч
  • Шурупы самонарезающие: 1.5 * 0.286 кг = 0.429 кг

Пример 2: Установка 75 вертикальных задвижек в стесненных условиях (коэффициент 1.15 к трудозатратам).

  • Объем работ: 75 шт / 100 шт = 0.75
  • Трудозатраты рабочих (базовые): 0.75 * 11.38 чел.-ч = 8.535 чел.-ч
  • Трудозатраты рабочих (с коэффициентом): 8.535 * 1.15 = 9.815 чел.-ч
  • Расчет остальных ресурсов аналогичен Примеру 1, без применения коэффициента, если иное не оговорено в технических частях сборников.

Особенности и ограничения

  • Тип задвижек: Норма 10-01-049-01 предназначена для вертикальных задвижек. При установке задвижек другого типа (например, горизонтальных, шаровых кранов, дисковых затворов) или с другими характеристиками (например, с электроприводом, требующим сложной настройки), необходимо использовать соответствующие нормы.
  • Диаметр и масса: Данная норма не дифференцируется по диаметру или массе задвижек. Для задвижек больших диаметров или особо тяжелых, требующих применения более мощной техники или дополнительных трудозатрат, могут применяться другие нормы или повышающие коэффициенты, если это предусмотрено технической частью сборников.
  • Материал трубопровода: Норма не учитывает материал трубопровода (сталь, чугун, пластик). Однако, если монтаж задвижки требует специфических операций, связанных с материалом трубопровода (например, сварка для стальных труб), эти операции могут быть учтены по другим нормам.
  • Комплектность: Норма предполагает, что задвижки поставляются в комплекте, готовые к установке. Дополнительные работы по сборке задвижек из отдельных частей, если они не входят в состав работ, должны учитываться отдельно.
  • Условия монтажа: Норма рассчитана на типовые условия монтажа. При работе в особо сложных условиях (например, на большой высоте, в стесненных или опасных условиях, в агрессивных средах) могут применяться соответствующие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к ГЭСН.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение единицы измерения: Наиболее частая ошибка – применение нормы на 1 штуку задвижки вместо 100 штук. Всегда помните, что единица измерения для ГЭСН 10-01-049-01 – это "100 шт".
  • Как избежать: Внимательно читайте наименование и единицу измерения нормы перед применением.
  1. Неучет специфики задвижек: Применение нормы для задвижек, не являющихся вертикальными, или для которых существуют более специализированные нормы (например, для чугунных или стальных задвижек конкретного диаметра).
  • Как избежать: Уточняйте тип, диаметр и материал задвижки по проекту. Используйте наиболее подходящую норму.
  1. Игнорирование неучтенных ресурсов: Забывают включить в смету стоимость самих задвижек, а также сопутствующих материалов (прокладки, болты, фланцы), если они не входят в комплект поставки и не учтены в норме.
  • Как избежать: Всегда проверяйте состав ресурсов нормы и сверяйтесь с проектной документацией на предмет неучтенных позиций.
  1. Неправильное применение коэффициентов: Ошибки в применении повышающих или понижающих коэффициентов (например, на стесненность, высоту, зимнее удорожание) или их применение без достаточных оснований.
  • Как избежать: Руководствуйтесь общими положениями к сборникам ГЭСН и проектной документацией. Обосновывайте применение каждого коэффициента.
  1. Ошибки в расчетах: Арифметические ошибки при умножении объемов на нормативные показатели.
  • Как избежать: Используйте сметные программы, перепроверяйте расчеты вручную или с помощью электронных таблиц.

Практические советы

  • Детализация проекта: Чем подробнее проектная документация (спецификации, чертежи, пояснительные записки), тем точнее будет составлена смета. Уточняйте у проектировщиков все нюансы, касающиеся типа, размера и условий монтажа задвижек.
  • Осмотр места работ: По возможности, перед составлением сметы проведите осмотр объекта. Это поможет выявить особенности, которые могут повлиять на трудозатраты (например, ограниченное пространство, необходимость демонтажа, отсутствие подъездных путей).
  • Использование актуальных баз: Всегда используйте актуальные версии ГЭСН и индексов пересчета в текущие цены. Нормативные базы регулярно обновляются.
  • Консультации: При возникновении сомнений обращайтесь за консультациями к более опытным сметчикам, инженерам или в специализированные организации.
  • Документирование: Ведите подробный учет всех исходных данных, расчетов и обоснований для сметы. Это поможет при проверках и в случае возникновения спорных вопросов.

Связанные нормы

При составлении сметы на монтаж трубопроводов с установкой задвижек, помимо ГЭСН 10-01-049-01, могут потребоваться следующие нормы:

Контрольные моменты

Для обеспечения качества и точности сметы, а также выполнения работ, следует контролировать следующие аспекты:

  • Соответствие проекту: Убедитесь, что тип, количество и расположение задвижек полностью соответствуют проектной документации. Любые отклонения должны быть согласованы и отражены в смете.
  • Качество материалов: Проверяйте качество поставляемых задвижек и вспомогательных материалов. Поврежденные или некачественные изделия могут привести к дополнительным затратам и задержкам.
  • Технология монтажа: Контролируйте соблюдение технологии монтажа, включая правильное позиционирование, выверку, крепление и подключение. Неправильный монтаж может привести к протечкам, поломкам и снижению срока службы задвижек.
  • Охрана труда: Обеспечьте соблюдение всех норм и правил охраны труда, особенно при работе с грузоподъемными механизмами и на высоте.
  • Исполнительная документация: Ведите исполнительную документацию, отражающую фактически выполненные объемы работ и использованные материалы. Это основа для актов выполненных работ и окончательного расчета.