Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 10-11-001-01

10-11-001

Автоматические дорожные метеорологические станции → Установка шкафа управления с контроллером на опору

Подробное описание
Группа: Автоматические дорожные метеорологические станции Состав работ: Установка шкафа управления с контроллером и датчиком давления. Обоснование: НР: Пр/812-051.2, СП: Пр/774-051.2; НР: Пр/812-052.0, СП: Пр/774-052.0

Быстрая информация

Единица измерения
компл
Категория
10-11-001
Тип работ
GESNM
Трудозатраты
1.81 чел.-ч на комплект при среднем разряде 5.0
Основное назначение
Установка шкафа управления с контроллером и датчиком давления на опору для автоматических дорожных метеорологических станций.

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 5,0 1.81
Автогидроподъемники, высота подъема 12 м 0.85
Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т 0.01

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 10-11-001-01 является ключевым инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом затрат на монтаж оборудования автоматических дорожных метеорологических станций (АДМС). Эта норма, относящаяся к группе "Автоматические дорожные метеорологические станции", детализирует процесс установки шкафа управления с контроллером и датчиком давления на опору.

Автоматические дорожные метеорологические станции играют важнейшую роль в обеспечении безопасности дорожного движения, предоставляя актуальные данные о погодных условиях и состоянии дорожного полотна. Шкаф управления является "мозгом" такой станции, объединяя контроллер, обрабатывающий сигналы от различных датчиков, и обеспечивающий передачу данных. Правильное применение ГЭСН 10-11-001-01 гарантирует точность сметных расчетов и прозрачность формирования стоимости работ по созданию и модернизации интеллектуальных транспортных систем.

Назначение и область применения нормы

Основное назначение нормы ГЭСН 10-11-001-01 – определение прямых затрат на выполнение комплекса работ по монтажу шкафа управления, содержащего контроллер и датчик давления, непосредственно на опору. Данная норма применяется при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов дорожной инфраструктуры, где предусматривается установка автоматических дорожных метеорологических станций. Она охватывает работы, связанные с подъемом, позиционированием и закреплением шкафа на заданной высоте, а также первичным подключением контроллера и датчика давления.

Основные характеристики

  • Код нормы: 10-11-001-01
  • Полное наименование: Автоматические дорожные метеорологические станции → Установка шкафа управления с контроллером на опору
  • Единица измерения: компл (комплект)
  • Тип работ: Монтаж оборудования (ГЭСНм)
  • Категория: 10-11-001 (Группа норм, посвященная автоматическим дорожным метеорологическим станциям)

Техническая информация

Для корректного применения нормы сметчику необходимо четко понимать состав работ, требуемые ресурсы и квалификационные требования к персоналу.

Состав работ по норме

Согласно официальному описанию, состав работ по норме ГЭСН 10-11-001-01 включает: "Установка шкафа управления с контроллером и датчиком давления". Это подразумевает выполнение следующих технологических операций:

  1. Подготовка места установки: Осмотр опоры, проверка ее готовности к монтажу, при необходимости – очистка и разметка мест крепления. Важно убедиться в наличии необходимых закладных элементов или возможности их установки.
  2. Доставка оборудования к месту монтажа: Перемещение шкафа управления, контроллера и датчика давления от приобъектного склада или места временного хранения непосредственно к опоре. Для этого используются автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т.
  3. Подъем и позиционирование шкафа: С использованием автогидроподъемников с высотой подъема до 12 м осуществляется подъем шкафа управления на заданную высоту и его точное позиционирование на опоре. Это требует высокой точности и координации действий монтажников.
  4. Крепление шкафа к опоре: Надежное механическое крепление шкафа управления к конструкции опоры с использованием предусмотренных проектом крепежных элементов (болты, скобы, хомуты и т.д.).
  5. Установка контроллера в шкаф: Монтаж контроллера внутри шкафа управления, его фиксация и первичное подключение к внутренним шинам или клеммам шкафа.
  6. Установка датчика давления: Монтаж датчика давления в предусмотренном месте (как правило, внутри шкафа или в непосредственной близости от него) и его подключение к контроллеру. Следует отметить, что данная норма учитывает установку одного датчика давления. Установка других метеорологических датчиков (температуры, влажности, ветра, осадков и т.д.) или датчиков состояния дорожного покрытия, как правило, учитывается по отдельным нормам, например, ГЭСН 10-11-001-02 для датчика в дорожное полотно или ГЭСН 10-11-001-03 для датчика на опору.

Материалы и ресурсы

Норма ГЭСН 10-11-001-01 учитывает следующие основные ресурсы, необходимые для выполнения работ:

  • Средний разряд работы 5,0: 1.81 чел.-ч на комплект. Это показатель трудозатрат рабочих соответствующей квалификации.
  • Автогидроподъемники, высота подъема 12 м: 0.85 маш.-ч на комплект. Данная машина необходима для подъема оборудования на высоту и выполнения монтажных работ на опоре.
  • Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.01 маш.-ч на комплект. Используются для транспортировки оборудования и материалов к месту проведения работ.

Важно отметить, что данная норма не включает в себя стоимость самого шкафа управления, контроллера, датчика давления, а также крепежных элементов, кабельной продукции и других расходных материалов. Эти позиции должны быть учтены в смете отдельно, как оборудование и материалы, поставляемые заказчиком или подрядчиком в соответствии с проектной документацией.

Трудозатраты и время выполнения

Основной показатель трудозатрат по норме 10-11-001-01 составляет 1.81 чел.-ч на комплект при среднем разряде рабочих 5.0. Это означает, что для выполнения полного комплекса работ по установке одного комплекта шкафа управления с контроллером и датчиком давления на опору требуется 1.81 человеко-часа рабочего времени специалиста 5-го разряда. Высокий разряд обусловлен необходимостью работы с высокотехнологичным оборудованием, выполнения точных монтажных операций и соблюдения требований электробезопасности при работе на высоте.

Время выполнения работ для одного комплекта относительно невелико, однако при расчете сметы на крупные объекты с множеством метеостанций общие трудозатраты будут пропорционально увеличиваться. Кроме того, необходимо учитывать время на подготовительные и заключительные работы, которые могут не быть напрямую учтены в данной норме, но являются неотъемлемой частью технологического процесса.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 5.0 указывает на необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов. Рабочие должны обладать следующими навыками и знаниями:

  • Электромонтажные работы: Знание основ электротехники, умение выполнять подключение электрических цепей, соблюдение правил электробезопасности.
  • Монтажные работы на высоте: Наличие допусков к высотным работам, опыт работы с подъемными механизмами (автогидроподъемниками), знание правил крепления оборудования на опорах.
  • Работа с автоматизированными системами: Понимание принципов работы контроллеров и датчиков, умение выполнять их первичную установку и подключение в соответствии с технической документацией.
  • Чтение проектной документации: Способность интерпретировать чертежи, схемы и спецификации для точного выполнения работ.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 10-11-001-01 требует внимательности и учета всех нюансов проекта.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определение количества комплектов: В первую очередь, необходимо определить общее количество шкафов управления с контроллерами и датчиками давления, подлежащих установке согласно проектной документации. Единица измерения нормы – "компл".
  2. Расчет трудозатрат: Умножить количество комплектов на нормативные трудозатраты (1.81 чел.-ч/компл). Полученное значение будет представлять общие трудозатраты рабочих в человеко-часах.
  3. Расчет машино-часов: Аналогично, умножить количество комплектов на нормативные машино-часы для автогидроподъемников (0.85 маш.-ч/компл) и автомобилей бортовых (0.01 маш.-ч/компл).
  4. Учет стоимости ресурсов: Полученные объемы ресурсов (человеко-часы, машино-часы) умножаются на текущие стоимостные показатели (тарифные ставки рабочих, стоимость машино-часа эксплуатации техники) с учетом индексов пересчета в текущие цены.
  5. Добавление стоимости материалов и оборудования: Отдельно в смету включается стоимость самого шкафа управления, контроллера, датчика давления, а также всех необходимых крепежных элементов, кабельной продукции и других неучтенных нормой материалов. Эти позиции берутся из спецификаций проекта или по текущим рыночным ценам с соответствующим обоснованием.
  6. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (заработная плата рабочих, эксплуатация машин, стоимость материалов) применяются нормативы накладных расходов и сметной прибыли в соответствии с действующими методическими указаниями по ценообразованию в строительстве.
  7. Применение поправочных коэффициентов: В зависимости от условий производства работ (например, стесненные условия, работа в зимнее время, особые климатические зоны) могут применяться повышающие или понижающие коэффициенты к нормам затрат труда и эксплуатации машин. Необходимость применения таких коэффициентов должна быть обоснована проектом организации строительства.

Примеры использования

Пример 1: Установка одной АДМС

Если проектом предусмотрена установка одной автоматической дорожной метеорологической станции, включающей шкаф управления с контроллером и датчиком давления на опору, то в смету включается 1 комплект по норме ГЭСН 10-11-001-01. Далее рассчитываются затраты на 1.81 чел.-ч рабочих, 0.85 маш.-ч автогидроподъемника и 0.01 маш.-ч бортового автомобиля, а также стоимость самого оборудования и материалов.

Пример 2: Комплекс работ по АДМС

При создании полноценной АДМС, помимо шкафа управления, могут потребоваться:

Каждая из этих работ будет осмечиваться по соответствующим нормам, а ГЭСН 10-11-001-01 будет применяться строго для установки шкафа управления.

Особенности и ограничения

  • Комплектность: Норма учитывает установку "комплекта", что подразумевает шкаф управления, контроллер и один датчик давления. Если в составе шкафа или на опоре устанавливаются другие датчики, их монтаж должен быть учтен отдельно.
  • Опора: Норма предполагает наличие готовой опоры для монтажа. Работы по устройству или усилению опоры, а также фундаментов под нее, не учтены и должны осмечиваться по соответствующим строительным нормам (например, из Сборника ГЭСН 09 "Металлические конструкции" или Сборника ГЭСН 30 "Мосты и трубы", если опора является частью мостового сооружения).
  • Кабельные трассы и подключения: Прокладка кабелей питания, связи и сигнальных кабелей от датчиков к шкафу управления, а также от шкафа к источнику питания и системе передачи данных, не учтена данной нормой. Эти работы осмечиваются отдельно по нормам соответствующих сборников (например, ГЭСНм 08 или ГЭСНм 10).
  • Пусконаладочные работы: Настройка, калибровка, тестирование и ввод в эксплуатацию всей метеостанции не входят в состав данной нормы и должны быть учтены по нормам сборника ГЭСНп.
  • Транспортировка: Норма учитывает доставку оборудования к месту монтажа бортовым автомобилем. Дальнейшая транспортировка оборудования до объекта строительства (если он находится на значительном удалении) или его хранение на складе не учтены.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение состава работ: Самая частая ошибка – попытка включить в норму 10-11-001-01 работы, которые ею не предусмотрены (например, прокладку кабелей, установку других датчиков, пусконаладку). Решение: Внимательно изучать "Состав работ" нормы и общие положения к сборнику ГЭСНм 10-11.
  2. Игнорирование неучтенных материалов: Забывают добавить в смету стоимость самого шкафа, контроллера, датчика давления, а также крепежных элементов и кабелей. Решение: Всегда сверять состав ресурсов нормы с проектной спецификацией и добавлять недостающие позиции как "Материалы заказчика" или "Материалы подрядчика".
  3. Неучет высотных работ: Хотя норма предусматривает автогидроподъемник, могут быть специфические условия (очень большая высота, труднодоступность), требующие применения дополнительных коэффициентов или других механизмов. Решение: Детально изучать условия производства работ по проекту организации строительства (ПОС) и применять соответствующие поправочные коэффициенты, если это обосновано.
  4. Отсутствие обоснования для применения: Недостаточное обоснование выбора данной нормы, особенно если существуют схожие, но менее подходящие расценки. Решение: Четко указывать в пояснительной записке к смете, почему выбрана именно эта норма, ссылаясь на проектную документацию и технические характеристики оборудования.
  5. Неправильное применение единицы измерения: Попытка осметить по данной норме отдельные компоненты шкафа или датчика, а не комплект. Решение: Строго следовать единице измерения "компл".

Практические советы

  • Комплексный подход: При составлении сметы на АДМС всегда рассматривайте весь комплекс работ: подготовка площадки, устройство опоры (если требуется), монтаж шкафа и датчиков, прокладка кабелей, подключение к электросети и сетям связи, пусконаладочные работы. Каждая из этих частей осмечивается по своим нормам.
  • Взаимодействие с проектировщиками: Тесное сотрудничество с проектной организацией поможет избежать ошибок и недопониманий относительно состава оборудования и объема работ.
  • Актуализация цен: Помните, что ГЭСН содержит только нормы расхода ресурсов. Для получения текущей стоимости необходимо применять актуальные индексы пересчета и текущие цены на материалы и оборудование.
  • Фотофиксация: Для спорных моментов или при работе в сложных условиях рекомендуется вести фотофиксацию процесса монтажа, что может служить дополнительным обоснованием при проверке сметы.

Связанные нормы

Для полного осмечивания работ по установке автоматических дорожных метеорологических станций, помимо ГЭСН 10-11-001-01, могут потребоваться следующие нормы и сборники:

Контрольные моменты

При проверке сметы, содержащей норму ГЭСН 10-11-001-01, следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие объемов: Убедиться, что количество комплектов соответствует проектной документации.
  • Наличие неучтенных ресурсов: Проверить, что все необходимые материалы и оборудование, не учтенные нормой, добавлены в смету отдельными позициями.
  • Обоснование коэффициентов: Если применяются поправочные коэффициенты, их обоснование должно быть четко прописано и подтверждено проектными решениями или условиями производства работ.
  • Комплексность работ: Удостовериться, что смета охватывает весь необходимый объем работ по созданию или модернизации АДМС, а не только установку шкафа управления.
  • Актуальность нормативов: Использовать только действующие редакции ГЭСН и индексов пересчета.

Тщательное следование этим рекомендациям позволит сметчикам эффективно и точно применять норму ГЭСН 10-11-001-01, обеспечивая прозрачность и достоверность сметных расчетов в проектах по развитию дорожной инфраструктуры.

Ключевые моменты

  • Норма 10-11-001-01 применяется для установки шкафа управления с контроллером и датчиком давления на опору в составе АДМС.

  • Единица измерения – "комплект", что включает шкаф, контроллер и один датчик давления.

  • Требуются высококвалифицированные рабочие (средний разряд 5.0) и специализированная техника (автогидроподъемники).

  • Норма не учитывает стоимость самого оборудования, крепежных элементов, кабелей и пусконаладочных работ, которые осмечиваются отдельно.

  • Для полного осмечивания АДМС необходимо использовать связанные нормы на прокладку кабелей, установку других датчиков и пусконаладку.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 10-11-001-01 применяется для определения затрат на монтаж шкафа управления, содержащего контроллер и датчик давления, на опору в рамках создания или модернизации автоматических дорожных метеорологических станций (АДМС).

В норме ГЭСН 10-11-001-01 учтены только затраты на эксплуатацию машин (автогидроподъемники, бортовые автомобили) и трудозатраты рабочих. Стоимость самого шкафа управления, контроллера, датчика давления, а также крепежных элементов и кабельной продукции не учтена и должна добавляться в смету отдельно по проектным данным или текущим ценам.

Норма предусматривает трудозатраты рабочих в размере 1.81 человеко-часа на один комплект при среднем разряде работы 5.0. Это отражает сложность и ответственность работ, требующих высокой квалификации.

Нет, норма 10-11-001-01 включает установку шкафа управления с контроллером и одного датчика давления. Установка других метеорологических датчиков (например, температуры, влажности, ветра, осадков) или датчиков состояния дорожного покрытия осмечивается по отдельным нормам, таким как ГЭСН 10-11-001-02 или ГЭСН 10-11-001-03.

Да, пусконаладочные работы, включающие настройку, калибровку, тестирование и ввод в эксплуатацию всей системы АДМС, не входят в состав нормы 10-11-001-01 и должны осмечиваться отдельно по соответствующим нормам сборника ГЭСНп, например, ГЭСНп 01 "Пусконаладочные работы".

Практические советы

1

Всегда сверяйте состав работ по норме с проектной документацией, чтобы точно определить, что включено, а что требует отдельного осмечивания.

2

Детально изучайте спецификации оборудования и проект организации строительства (ПОС) для выявления всех необходимых ресурсов и условий применения.

3

Помните, что ГЭСН содержит только нормы расхода ресурсов; для получения актуальной стоимости используйте текущие индексы пересчета и рыночные цены на неучтенные материалы.

4

Для комплексных проектов АДМС составляйте сводную смету, объединяющую затраты по ГЭСН 10-11-001-01 с нормами на кабельные работы, установку других датчиков, пусконаладку и, при необходимости, устройство опор.

5

При возникновении спорных вопросов или нестандартных ситуаций обращайтесь к официальным разъяснениям Минстроя или профильных экспертных организаций.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное включение в состав работ прокладки кабельных линий, установки других датчиков или пусконаладочных работ, которые не предусмотрены данной нормой.

!
Ошибка 2

Забывание о необходимости отдельного учета стоимости самого шкафа управления, контроллера, датчика давления и крепежных элементов.

!
Ошибка 3

Неучет или некорректное применение поправочных коэффициентов, связанных с особыми условиями производства работ (например, стесненность, работа в зимнее время).

!
Ошибка 4

Использование нормы для осмечивания отдельных компонентов комплекта (например, только контроллера), вместо целого комплекта.

!
Ошибка 5

Отсутствие обоснования выбора данной нормы в пояснительной записке к смете, особенно при наличии схожих расценок.

1
10-11-001-02

Установка метеорологического датчика в дорожное полотно

Применяется совместно с 10-11-001-01 для установки датчиков, размещаемых непосредственно в дорожном покрытии.

2
10-11-001-03

Установка метеорологического датчика на опору

Применяется совместно с 10-11-001-01 для установки дополнительных метеорологических датчиков (например, ветра, температуры воздуха), монтируемых на той же или другой опоре.

3
ГЭСНм 81-03-08-2022

Электротехнические установки

Используется для осмечивания работ по прокладке силовых и контрольных кабелей, а также подключению шкафа управления к источнику электропитания.

4
ГЭСНм 81-03-10-2022

Оборудование связи

Применяется для осмечивания работ по прокладке кабелей связи и монтажу телекоммуникационного оборудования, необходимого для передачи данных с АДМС.

5
ГЭСНп 81-05-01-2022

Пусконаладочные работы

Осмечивает работы по настройке, калибровке, тестированию и вводу в эксплуатацию всей системы автоматической дорожной метеостанции после монтажа оборудования.

Технические характеристики

Единица измерения
компл
Категория
10-11-001
Тип работ
GESNM
Материалы
Средний разряд работы 5,0: 1.81Автогидроподъемники, высота подъема 12 м: 0.85Автомобили бортовые, грузоподъемность до 5 т: 0.01

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: