Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 01-02-028-01

01-02-028

Отделка земляного полотна железнодорожного пути широкой колеи путевым стругом перед сдачей в постоянную эксплуатацию: → очистка кюветов, срезка и планировка обочин в выемках

Подробное описание
Группа: Отделка земляного полотна железнодорожного пути широкой колеи путевым стругом перед сдачей в постоянную эксплуатацию: Состав работ: Снятие и обратная установка путевых знаков.; Работа путевого струга.; Очистка выводов кюветов.; Уборка срезанного загрязненного грунта. Обоснование: НР: Пр/812-001.4, СП: Пр/774-001.4

Быстрая информация

Единица измерения
км
Категория
01-02-028
Тип работ
GESN
Трудозатраты
56.6 чел.-ч (средний разряд 2,2)
Основное назначение
Отделка земляного полотна железнодорожного пути широкой колеи путевым стругом перед сдачей в постоянную эксплуатацию: очистка кюветов, срезка и планировка обочин в выемках

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 2,2 56.6
Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 880 кВт (1200 л.с.) 4.9
Струги путевые несамоходные, максимальный вылет крыла от оси пути 7,8 м 3.56

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 01-02-028-01 является ключевым документом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости работ по отделке земляного полотна железнодорожного пути. Эта норма включена в Сборник ГЭСН-2001, Часть 1 "Земляные работы", в подраздел 2.3 "Сопутствующие работы".

Основное назначение нормы ГЭСН 01-02-028-01 – определение потребности в ресурсах (трудовых затратах, времени эксплуатации машин и механизмов, материальных ресурсах) для выполнения специфических работ по отделке земляного полотна железнодорожного пути широкой колеи путевым стругом. Данная норма применяется на этапе перед сдачей пути в постоянную эксплуатацию и охватывает работы, связанные с очисткой кюветов, срезкой и планировкой обочин, расположенных в выемках.

Единицей измерения для данной нормы является 1 километр бровки полотна. Это позволяет сметчикам точно масштабировать затраты в зависимости от протяженности участка, на котором выполняются работы. ГЭСН являются исходными нормами для разработки других сметных нормативов, таких как единичные расценки федерального, территориального и отраслевого уровней, а также индивидуальных и укрупненных сметных нормативов. Важно отметить, что сметные нормы не предназначены для взаиморасчетов за выполненные работы, а служат для определения потребности в ресурсах.

Техническая информация

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 01-02-028-01 предусматривает выполнение следующих технологических операций, необходимых для приведения земляного полотна в соответствие с проектными требованиями перед его сдачей в постоянную эксплуатацию:

  • Снятие и обратная установка путевых знаков. Эта операция включает демонтаж и последующий монтаж всех необходимых путевых знаков, которые могут препятствовать работе путевого струга или быть повреждены в процессе выполнения работ.
  • Работа путевого струга. Основная операция, выполняемая специализированной путевой машиной – стругом. Путевой струг используется для срезки излишков грунта, планировки обочин и формирования необходимого профиля земляного полотна.
  • Очистка выводов кюветов. Кюветы – это водоотводные канавы, расположенные вдоль железнодорожного пути. Очистка их выводов обеспечивает эффективный отвод поверхностных вод от земляного полотна, предотвращая его размыв и деформации.
  • Уборка срезанного загрязненного грунта. После срезки и планировки путевым стругом образуется излишний или загрязненный грунт, который необходимо убрать с полосы отвода для обеспечения безопасности движения и поддержания проектного профиля.

Материалы и ресурсы

ГЭСН 01-02-028-01, как и все элементные сметные нормы, содержит информацию о нормах расхода ресурсов, необходимых для выполнения работ. Важно помнить, что ГЭСН не содержит стоимостных показателей в рублях, а лишь определяет физические объемы ресурсов.

Для выполнения работ по данной норме учтены следующие основные ресурсы:

  • Трудовые ресурсы: Затраты труда рабочих-строителей со средним разрядом 2,2 составляют 56.6 чел.-ч на 1 км бровки полотна. Дополнительно справочно учитываются затраты труда машинистов в объеме 16.92 чел.-ч, которые уже включены в стоимость эксплуатации машин.
  • Машины и оборудование:
  • Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 880 кВт (1200 л.с.): Расход составляет 4.9 маш.-ч на 1 км. Тепловоз обеспечивает передвижение путевого струга и других механизмов по железнодорожному пути.
  • Струги путевые несамоходные, максимальный вылет крыла от оси пути 7,8 м: Расход составляет 3.56 маш.-ч на 1 км. Это основная машина, выполняющая работы по срезке и планировке земляного полотна.

Трудозатраты и время выполнения

Трудозатраты по норме ГЭСН 01-02-028-01 рассчитаны исходя из среднего разряда рабочих 2,2 и составляют 56.6 человеко-часов на единицу измерения (1 км бровки полотна). Эти затраты включают в себя все операции, выполняемые вручную, а также вспомогательные работы, не требующие применения машин. Время выполнения работ машинами определяется их машино-часами, которые уже были указаны выше.

Требования к квалификации

Для выполнения работ, предусмотренных нормой ГЭСН 01-02-028-01, требуется квалификация рабочих со средним разрядом 2,2. Это означает, что в составе бригады должны быть рабочие с соответствующими навыками и опытом для работы с путевым стругом, выполнения земляных работ, а также соблюдения требований безопасности на железнодорожном транспорте.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для правильного применения нормы ГЭСН 01-02-028-01 при составлении сметы необходимо следовать следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ: Первым шагом является точное определение протяженности участка железнодорожного пути, на котором будет производиться отделка земляного полотна в выемках. Объем работ измеряется в километрах бровки полотна. Этот показатель должен быть подтвержден проектной документацией или актом обследования.
  2. Применение норм расхода ресурсов: На основе определенного объема работ и данных нормы ГЭСН 01-02-028-01 рассчитывается общая потребность в ресурсах. Например, если объем работ составляет 5 км, то потребуется 5 км * 56.6 чел.-ч/км = 283 чел.-ч трудозатрат рабочих, 5 км * 4.9 маш.-ч/км = 24.5 маш.-ч тепловоза и 5 км * 3.56 маш.-ч/км = 17.8 маш.-ч путевого струга.
  3. Перевод ресурсных показателей в текущие цены: Полученные физические объемы ресурсов (чел.-ч, маш.-ч) необходимо перевести в стоимостные показатели с использованием текущих цен и индексов пересчета. Актуальные индексы публикуются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
  4. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (стоимость ресурсов) добавляются накладные расходы (НР) и сметная прибыль (СП). Основанием для их расчета являются соответствующие методические рекомендации, например, Пр/812-001.4 для НР и Пр/774-001.4 для СП.

Примеры использования

Норма ГЭСН 01-02-028-01 применяется в случаях, когда необходимо выполнить финишную отделку земляного полотна железнодорожного пути в выемках перед его вводом в постоянную эксплуатацию. Это может быть как новое строительство, так и реконструкция или капитальный ремонт участков пути, где требуется восстановление проектного профиля земляного полотна, очистка водоотводных сооружений и уборка излишков грунта. Например, при строительстве новой железнодорожной линии, после завершения основных земляных работ, данная норма будет применена для окончательной подготовки земляного полотна.

Особенности и ограничения

  • Применение в выемках: Важно строго соблюдать область применения нормы – она предназначена исключительно для работ в выемках. Для аналогичных работ на насыпях предусмотрена другая норма – ГЭСН 01-02-028-02 "Отделка земляного полотна железнодорожного пути широкой колеи путевым стругом перед сдачей в постоянную эксплуатацию: срезка и планировка обочин на насыпях".
  • Использование путевого струга: Норма предполагает механизированное выполнение работ с использованием путевого струга. Если работы выполняются иным способом, например, вручную или с применением другой техники, данная норма может быть неприменима или потребует корректировки с использованием соответствующих коэффициентов, если это предусмотрено методическими указаниями.
  • Работа вблизи кабельных линий: Согласно Инструкции по содержанию земляного полотна железнодорожного пути (ЦП-544 от 30.03.1998), работы по нарезке обочин и очистке кюветов на глубину, меньшую на 0,2 м фактической отметки проложенного кабеля, следует выполнять вручную. Это критически важное ограничение, которое необходимо учитывать при планировании работ и составлении сметы, так как оно может значительно увеличить трудозатраты на отдельных участках.
  • Актуальность нормативной базы: При расчете сметы необходимо использовать актуальные редакции ГЭСН. Например, ГЭСН-2001 регулярно обновляются, и существуют редакции 2009, 2014 (с дополнениями 1), а также ФСНБ-2020 и ФСНБ-2022. Использование устаревших данных может привести к существенным ошибкам в расчетах.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

Применение ГЭСН 01-02-028-01, как и любой другой сметной нормы, сопряжено с риском возникновения ошибок. Знание наиболее распространенных из них поможет сметчикам избежать неточностей:

  • Несоответствие объемов работ проектной документации. Одна из самых частых ошибок – расхождение между объемами работ, указанными в смете, и фактическими или проектными объемами. Как избежать: Всегда тщательно сверяйте объемы, указанные в смете, с проектной документацией, дефектными ведомостями или актами обследования. При необходимости проводите дополнительные замеры на объекте.
  • Неправильное применение коэффициентов. Ошибки в применении коэффициентов к накладным расходам, сметной прибыли или коэффициентов, учитывающих усложняющие условия производства работ, могут значительно исказить итоговую стоимость. Как избежать: Регулярно обновляйте свои знания о методических рекомендациях по применению сметных норм и коэффициентов. Используйте только официальные источники и актуальные редакции нормативных документов.
  • Игнорирование скрытых затрат. Часто сметчики упускают из виду такие расходы, как логистика, утилизация срезанного грунта, или непредвиденные работы. Как избежать: При составлении сметы всегда предусматривайте резервный фонд на непредвиденные расходы (обычно 5–15% от общей стоимости). Также заранее анализируйте возможные дополнительные затраты, связанные с транспортировкой и утилизацией грунта.
  • Некорректная интерпретация состава работ. Иногда сметчики могут неправильно трактовать состав работ, включенных в норму, добавляя или исключая операции, которые уже учтены или, наоборот, не учтены. Как избежать: Внимательно изучайте "Состав работ" для каждой нормы. Не допускается корректировка состава ресурсов, указанных в расценках, если это не предусмотрено специальными указаниями.

Практические советы

  • Детализация – ключ к точности: Чем подробнее будет описан каждый этап работ и каждый используемый ресурс, тем точнее будет смета. Избегайте чрезмерных сокращений, которые могут привести к двусмысленности.
  • Используйте актуальные базы: Регулярно обновляйте сметно-нормативные базы и следите за выходом новых редакций ГЭСН и методических рекомендаций. Это позволит избежать ошибок, связанных с применением устаревших данных.
  • Консультируйтесь с экспертами: В сложных или нестандартных ситуациях не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или специалистам в области железнодорожного строительства. Это поможет избежать дорогостоящих ошибок.
  • Ведите учет фактических затрат: Анализ фактических затрат по ранее выполненным аналогичным проектам поможет лучше понимать реальную потребность в ресурсах и корректировать будущие сметы.

Связанные нормы

При работе с ГЭСН 01-02-028-01 часто возникает необходимость использования или сравнения с другими нормами, особенно из того же сборника "Земляные работы":

  • ГЭСН 01-02-028-02: "Отделка земляного полотна железнодорожного пути широкой колеи путевым стругом перед сдачей в постоянную эксплуатацию: срезка и планировка обочин на насыпях". Эта норма является прямым аналогом рассматриваемой, но применяется для работ на насыпях, а не в выемках. Выбор между 01-02-028-01 и 01-02-028-02 зависит от типа земляного полотна, на котором производятся работы.
  • Другие нормы из подраздела 2.3 "Сопутствующие работы" сборника ГЭСН-01, которые могут быть применимы в комплексе с данной нормой для выполнения подготовительных или вспомогательных работ на железнодорожном пути.

Контрольные моменты

Для обеспечения качества и правильности выполнения работ, а также точности сметных расчетов, необходимо уделять внимание следующим контрольным моментам:

  • Проверка профиля земляного полотна: После выполнения работ путевым стругом необходимо убедиться, что профиль земляного полотна соответствует проектным отметкам и требованиям. Это может быть выполнено с помощью геодезических измерений и шаблонов.
  • Эффективность водоотвода: Убедитесь, что кюветы и их выводы очищены и обеспечивают беспрепятственный отвод воды, предотвращая застой и размыв земляного полотна.
  • Уборка грунта: Контролируйте полноту уборки срезанного загрязненного грунта с полосы отвода, чтобы исключить его негативное влияние на эксплуатацию пути.
  • Сохранность путевых знаков: Проверьте правильность и надежность установки путевых знаков после завершения работ.
  • Соблюдение требований безопасности: Особое внимание следует уделить соблюдению требований безопасности при работе вблизи действующих путей и в местах прокладки кабельных линий.

Правильное применение ГЭСН 01-02-028-01 позволит сметчикам формировать точные и обоснованные сметы, что является залогом успешной реализации проектов по строительству и ремонту железнодорожных путей.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСН 01-02-028-01 применяется для финишной отделки земляного полотна железнодорожного пути в выемках.

  • Состав работ включает снятие/установку путевых знаков, работу путевого струга, очистку кюветов и уборку грунта.

  • Основное оборудование, учтенное нормой, – тепловозы и путевые струги.

  • Единица измерения нормы – 1 километр бровки полотна.

  • Применение нормы требует строгого учета актуальных редакций ГЭСН и методических рекомендаций, а также особенностей работы вблизи кабельных линий.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 01-02-028-01 применяется для отделки земляного полотна железнодорожного пути широкой колеи путевым стругом перед сдачей в постоянную эксплуатацию, конкретно для очистки кюветов, срезки и планировки обочин в выемках.

В норме ГЭСН 01-02-028-01 учтены трудовые ресурсы рабочих со средним разрядом 2,2 (56.6 чел.-ч на км) и машинные ресурсы, такие как тепловозы широкой колеи маневровые (4.9 маш.-ч на км) и путевые струги несамоходные (3.56 маш.-ч на км). Материальные ресурсы, не входящие в состав машин, в данной норме не предусмотрены как отдельные позиции, поскольку работы носят характер механизированной обработки грунта.

Нормой ГЭСН 01-02-028-01 предусмотрены затраты труда рабочих-строителей в объеме 56.6 человеко-часов на 1 километр бровки полотна при среднем разряде 2,2. Затраты труда машинистов (16.92 чел.-ч) учтены справочно и входят в стоимость эксплуатации машин.

Основное отличие заключается в области применения: ГЭСН 01-02-028-01 используется для отделки земляного полотна в выемках (очистка кюветов, срезка и планировка обочин), тогда как ГЭСН 01-02-028-02 применяется для аналогичных работ (срезка и планировка обочин) на насыпях.

Практические советы

1

Всегда тщательно сверяйте объемы работ с проектной документацией и проводите дополнительные замеры при необходимости.

2

Регулярно обновляйте сметно-нормативные базы и следите за выходом новых редакций ГЭСН и методических рекомендаций.

3

Включайте резервный фонд (5–15% от общей стоимости) на непредвиденные расходы и учитывайте затраты на утилизацию грунта.

4

При работе вблизи кабельных линий учитывайте требование о ручном выполнении работ на определенных глубинах.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Несоответствие объемов работ, указанных в смете, фактическим или проектным данным.

!
Ошибка 2

Неправильное применение коэффициентов к накладным расходам, сметной прибыли или коэффициентов, учитывающих усложняющие условия производства работ.

!
Ошибка 3

Игнорирование необходимости ручного выполнения работ в местах прокладки кабельных линий, что может привести к занижению трудозатрат.

!
Ошибка 4

Использование устаревших редакций ГЭСН или методических рекомендаций, что ведет к неактуальным расчетам.

1
01-02-028-02

Отделка земляного полотна железнодорожного пути широкой колеи путевым стругом перед сдачей в постоянную эксплуатацию: срезка и планировка обочин на насыпях

Применяется вместо ГЭСН 01-02-028-01, когда работы производятся на насыпях, а не в выемках.

Технические характеристики

Единица измерения
км
Категория
01-02-028
Тип работ
GESN
Материалы
Средний разряд работы 2,2: 56.6 чел.-чТепловозы широкой колеи маневровые, мощность 880 кВт (1200 л.с.): 4.9 маш.-чСтруги путевые несамоходные, максимальный вылет крыла от оси пути 7,8 м: 3.56 маш.-ч

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: