Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 01-02-028-02 является ключевым документом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости работ по отделке земляного полотна железнодорожного пути. Эта норма включена в Сборник №1 "Земляные работы" ГЭСН-2001 и предназначена для определения потребности в ресурсах при выполнении специфических работ на железнодорожных насыпях.

Назначение и область применения нормы

ГЭСН 01-02-028-02 регламентирует работы по отделке земляного полотна железнодорожного пути широкой колеи путевым стругом перед сдачей объекта в постоянную эксплуатацию. Основное назначение данной нормы – учет затрат на срезку и планировку обочин на насыпях. Она применяется для определения объемов трудовых, машинных и материальных ресурсов, необходимых для выполнения этих работ.

Основные характеристики

  • Код нормы: 01-02-028-02
  • Полное наименование: Отделка земляного полотна железнодорожного пути широкой колеи путевым стругом перед сдачей в постоянную эксплуатацию: срезка и планировка обочин на насыпях.
  • Единица измерения: 1 км (километр) бровки полотна.
  • Тип нормы: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
  • Категория: 01-02-028 (Группа норм по отделке земляного полотна железнодорожного пути путевым стругом).
  • Обоснование: НР: Пр/812-001.4, СП: Пр/774-001.4.

Техническая информация

Для корректного применения ГЭСН 01-02-028-02 необходимо четко понимать состав работ, учитываемые ресурсы и требования к квалификации персонала.

Состав работ по норме

Норма 01-02-028-02 включает в себя полный комплекс операций, необходимых для срезки и планировки обочин на железнодорожных насыпях. В состав работ входят:

  1. Снятие и обратная установка путевых знаков: Перед началом работы путевого струга необходимо демонтировать все путевые и сигнальные знаки, а также другие препятствия, которые могут помешать свободному проходу машины в рабочем состоянии. После завершения работ знаки устанавливаются на место.
  2. Работа путевого струга: Основная операция, включающая непосредственную срезку и планировку обочин земляного полотна на насыпях с использованием специализированного путевого струга. Путевой струг-снегоочиститель способен срезать обочины и очищать кюветы.
  3. Уборка срезанного загрязненного грунта: После срезки и планировки обочин образовавшийся загрязненный грунт должен быть убран с полотна пути.

Материалы и ресурсы

ГЭСН 01-02-028-02 учитывает потребность в следующих основных ресурсах, необходимых для выполнения работ:

  • Машины и оборудование:

  • Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 880 кВт (1200 л.с.): 2.48 маш.-ч на 1 км. Эти локомотивы используются для перемещения путевого струга и составов для уборки грунта.

  • Струги путевые несамоходные, максимальный вылет крыла от оси пути 7,8 м: 1.79 маш.-ч на 1 км. Это основное оборудование для выполнения срезки и планировки.

  • Материалы: Данная норма не предусматривает расход конкретных строительных материалов, так как работы связаны с перемещением и планировкой существующего грунта. Все необходимые вспомогательные материалы (например, для обслуживания машин) учтены в стоимости эксплуатации машин.

Трудозатраты и время выполнения

Норма 01-02-028-02 определяет следующие трудозатраты на 1 км выполненных работ:

  • Затраты труда рабочих (средний разряд 2,2): 32.2 чел.-ч. Это включает труд рабочих, выполняющих снятие и установку путевых знаков, а также уборку срезанного грунта.
  • Затраты труда машинистов: 8.54 чел.-ч. Эти затраты, как правило, учтены в стоимости эксплуатации машин и приводятся справочно.

Общие трудозатраты на 1 км составляют 40.74 чел.-ч при среднем разряде 2.2.

Требования к квалификации

Для выполнения работ, предусмотренных данной нормой, требуется персонал со средним разрядом работы 2,2. Это обеспечивает необходимый уровень навыков для работы с путевым стругом, а также для выполнения вспомогательных операций, таких как снятие и установка путевых знаков и уборка грунта.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 01-02-028-02 в сметной документации требует понимания алгоритма расчета, учета особенностей и ограничений.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определение объема работ: Измерьте общую протяженность железнодорожного пути (в километрах), на которой будет производиться срезка и планировка обочин на насыпях. Это будет измеритель объема работ для данной нормы.
  2. Расчет ресурсных показателей: Умножьте объем работ (в км) на нормативные показатели расхода ресурсов, указанные в ГЭСН 01-02-028-02 (трудозатраты рабочих, машино-часы тепловозов и стругов). Например, для 5 км пути:
  • Затраты труда рабочих: 5 км * 32.2 чел.-ч/км = 161 чел.-ч.
  • Машино-часы тепловозов: 5 км * 2.48 маш.-ч/км = 12.4 маш.-ч.
  • Машино-часы стругов: 5 км * 1.79 маш.-ч/км = 8.95 маш.-ч.
  1. Применение индексов пересчета: ГЭСН содержат ресурсные показатели в натуральном выражении и не включают накладные расходы и сметную прибыль. Для получения текущей сметной стоимости необходимо применить соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ или региональными органами ценообразования. Эти индексы переводят базисные цены (как правило, 2000 года) в текущие.
  2. Учет накладных расходов и сметной прибыли: После получения прямых затрат в текущих ценах, к ним применяются нормативы накладных расходов и сметной прибыли в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства.

Примеры использования

  • Новое строительство: При строительстве новых железнодорожных линий, когда земляное полотно сформировано и требуется окончательная отделка обочин на насыпях перед вводом пути в постоянную эксплуатацию.
  • Реконструкция: В рамках проектов реконструкции существующих железнодорожных путей, где предусмотрена полная переделка или значительное улучшение земляного полотна, требующее финишной планировки обочин.
  • Капитальный ремонт: При капитальном ремонте земляного полотна, если проектом предусмотрена срезка и планировка обочин на насыпях с использованием путевого струга.

Особенности и ограничения

  • Применение на насыпях: Важно помнить, что данная норма строго предназначена для работ на насыпях. Для аналогичных работ в выемках, связанных с очисткой кюветов и планировкой обочин, применяется другая норма – ГЭСН 01-02-028-01.
  • Путевые знаки: Нормой учтены работы по снятию и обратной установке путевых знаков. Это означает, что дополнительные затраты на эти операции не требуются.
  • Учет кабелей: Если в земляном полотне проложены кабели, работы по нарезке обочин путевым стругом на глубину, меньшую на 0,2 м фактической отметки проложенного кабеля, должны выполняться вручную. В таких случаях необходимо корректировать применение нормы или использовать дополнительные расценки на ручные работы.
  • Организация работ: Работы путевым стругом обычно выполняются в "окно" в графике движения поездов, что требует тщательного планирования и координации.

Полезная информация

Для эффективной работы с ГЭСН 01-02-028-02 сметчикам полезно знать о типичных ошибках, практических советах и связанных нормах.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильная идентификация объекта работ: Самая распространенная ошибка – применение данной нормы для работ в выемках. ГЭСН 01-02-028-02 четко указывает на "срезку и планировку обочин на насыпях". Для выемок следует использовать ГЭСН 01-02-028-01. Всегда проверяйте проектную документацию и тип земляного сооружения.
  2. Игнорирование индексов пересчета: ГЭСН содержат базисные показатели. Использование их без применения текущих индексов приведет к некорректной (заниженной) сметной стоимости. Всегда используйте актуальные индексы пересчета, утверждаемые уполномоченными органами.
  3. Неучет наличия подземных коммуникаций: Наличие кабелей или других коммуникаций в земляном полотне требует особого подхода. Если струг может повредить коммуникации, часть работ должна быть выполнена вручную, что не учтено данной нормой. Необходимо предусмотреть дополнительные расценки на ручные работы или защитные мероприятия.
  4. Неправильное определение объема работ: Ошибка в определении протяженности участка (км) напрямую влияет на все ресурсные показатели. Тщательно измеряйте или проверяйте данные из проектной документации.

Практические советы

  • Внимательно изучайте проект: Перед началом сметных расчетов убедитесь, что вы полностью понимаете проектное решение по отделке земляного полотна. Определите, идет ли речь о насыпи или выемке, и какие именно работы предусмотрены.
  • Используйте актуальные нормативные документы: Регулярно проверяйте обновления и изменения в ГЭСН, а также в методических указаниях по ценообразованию, чтобы всегда использовать самые свежие данные и индексы.
  • Консультируйтесь с технологами: В сложных или нестандартных случаях, особенно при наличии подземных коммуникаций или особых грунтовых условий, проконсультируйтесь с инженерами-технологами или специалистами по путевым работам. Это поможет избежать ошибок в применении норм и учесть все нюансы производства работ.
  • Документируйте обоснования: Всегда сохраняйте обоснования для выбора той или иной нормы, а также для применения коэффициентов или дополнительных расценок. Это поможет при проверках и согласовании смет.

Связанные нормы

  • ГЭСН 01-02-028-01: Отделка земляного полотна железнодорожного пути широкой колеи путевым стругом перед сдачей в постоянную эксплуатацию: очистка кюветов, срезка и планировка обочин в выемках. Эта норма является прямым аналогом 01-02-028-02, но применяется для выемок.
  • ГЭСН 01-02-027-xx: Планировка откосов и полотна. Данная группа норм может быть связана с более общими работами по планировке земляного полотна, предшествующими или дополняющими финишную отделку.
  • ГЭСН 01-02-030-xx: Устройство уступов в основании насыпей. Может применяться на подготовительных этапах формирования насыпей.
  • Сборник ГЭСН-28 "Железные дороги": Содержит нормы на различные виды работ по строительству и ремонту железнодорожных путей, которые могут быть сопутствующими или последующими по отношению к отделке земляного полотна.

Контрольные моменты

При выполнении работ по ГЭСН 01-02-028-02 важно контролировать следующие аспекты:

  • Качество планировки: Обочины должны быть спланированы в соответствии с проектными отметками и уклонами, обеспечивая эффективный водоотвод и стабильность земляного полотна.
  • Соблюдение габаритов: После срезки и планировки должны быть соблюдены все габариты приближения строений и другие нормативные расстояния от оси пути.
  • Уборка грунта: Весь срезанный и загрязненный грунт должен быть своевременно убран с полотна пути и вывезен на специально отведенные места.
  • Безопасность: Особое внимание следует уделять соблюдению правил техники безопасности, особенно при работе вблизи действующего железнодорожного пути и при наличии подземных коммуникаций.

Эта норма является неотъемлемой частью процесса строительства и сдачи железнодорожных путей в эксплуатацию, обеспечивая их долговечность и безопасность. Правильное применение ГЭСН 01-02-028-02 позволяет точно определить ресурсные потребности и сформировать достоверную сметную стоимость работ.