Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 01-03-025-05

01-03-025

Схема электромагнитной блокировки коммутационных аппаратов, количество блокируемых аппаратов: → до 30

Подробное описание
Группа: Схема электромагнитной блокировки коммутационных аппаратов, количество блокируемых аппаратов: Обоснование: НР: Пр/812-083.0, СП: Пр/774-083.0

Быстрая информация

Единица измерения
шт
Категория
01-03-025
Тип работ
GESNP
Трудозатраты
90 чел.-ч (включая 27 чел.-ч Техника II категории и 63 чел.-ч Инженера III категории)
Основное назначение
Пусконаладочные работы по схеме электромагнитной блокировки коммутационных аппаратов, количество блокируемых аппаратов: до 30

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Техник II категории чел.-ч 27
Инженер III категории чел.-ч 63

Введение

Электромагнитная блокировка коммутационных аппаратов является ключевым элементом обеспечения безопасности и надежности работы электроустановок на различных объектах, от промышленных предприятий до жилых и общественных зданий. Ее основное назначение – предотвращение ошибочных действий оперативного персонала, которые могут привести к авариям, повреждению оборудования или угрозе жизни людей. Система блокировки гарантирует, что операции с коммутационными аппаратами (например, разъединителями, выключателями, заземляющими ножами) будут выполняться строго в определенной последовательности, исключая включение под нагрузкой, на заземленный участок или другие недопустимые режимы.

Государственная элементная сметная норма ГЭСНп 01-03-025-05 регламентирует затраты на пусконаладочные работы по схемам электромагнитной блокировки коммутационных аппаратов, когда количество блокируемых аппаратов составляет до 30 единиц. Эта норма включена в Сборник №1 "Электротехнические устройства" ГЭСНп, который утвержден Приказом Минстроя РФ от 26.12.2019 г. № 871/пр. Она является основой для определения прямых затрат, преимущественно трудозатрат, при составлении сметной документации ресурсным методом.

Назначение и область применения нормы

ГЭСНп 01-03-025-05 применяется для определения затрат на пусконаладочные работы, связанные с вводом в эксплуатацию систем электромагнитной блокировки. Это означает, что норма учитывает не физический монтаж оборудования (который регламентируется другими сборниками, например, ГЭСНм 81-03-08 ), а комплекс работ по проверке, настройке, регулировке и испытаниям смонтированной схемы для обеспечения ее корректного и безопасного функционирования. Область применения охватывает электротехнические устройства, где требуется оперативная блокировка коммутационных аппаратов для предотвращения неправильных переключений.

Основные характеристики

  • Код нормы: 01-03-025-05
  • Полное наименование: Схема электромагнитной блокировки коммутационных аппаратов, количество блокируемых аппаратов: до 30
  • Единица измерения: шт (одна схема блокировки)
  • Тип нормы: ГЭСНп (Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы)
  • Категория: 01-03-025 (Схемы электромагнитной блокировки коммутационных аппаратов)
  • Обоснование: НР: Пр/812-083.0, СП: Пр/774-083.0

Данная норма является одной из пяти в таблице 01-03-025, которые дифференцируются по количеству блокируемых аппаратов: от "до 2" (01-03-025-01) до "до 30" (01-03-025-05).

Техническая информация

Электромагнитная блокировка представляет собой систему, состоящую из логических цепочек, которые обеспечивают последовательность операций с коммутационными аппаратами. Принципы ее работы основаны на использовании блок-замков и обмоток реле электромагнитной блокировки, контакты которых включаются в цепи управления приводами аппаратов.

Состав работ по норме

Норма ГЭСНп 01-03-025-05 охватывает полный комплекс пусконаладочных работ, необходимых для ввода в действие схемы электромагнитной блокировки. Согласно общим положениям сборников ГЭСНп, в состав пусконаладочных работ для электротехнических устройств входят:

  • Обеспечение взаимных связей устройств: Проверка и настройка всех электрических соединений и логических взаимосвязей между элементами схемы блокировки и коммутационными аппаратами.
  • Регулировка и настройка входных и выходных параметров: Установка необходимых параметров, обеспечивающих совместную работу механизмов и агрегатов как на холостом ходу, так и под нагрузкой, в соответствии с проектными технологическими режимами.
  • Снятие необходимых характеристик: Измерение и фиксация рабочих характеристик устройств электроустановок или агрегатов, подтверждающих их соответствие проектным данным и нормативным требованиям.
  • Проверка логики работы: Тестирование всех возможных сценариев переключений для подтверждения корректности срабатывания блокировок и предотвращения недопустимых операций.
  • Диагностика неисправностей: Выявление и устранение возможных дефектов в схеме, включая проверку состояния блок-контактов, целостности кабельных связей и работоспособности реле.
  • Опробование электроустановки: Проведение комплексного опробования схемы блокировки совместно с коммутационными аппаратами по полной схеме во всех режимах работы.

Важно отметить, что данная норма не включает затраты на физический монтаж кабелей, проводов, блок-замков и других элементов схемы. Эти работы учитываются по соответствующим нормам сборника ГЭСНм 81-03-08 "Электротехнические установки" или другим монтажным сборникам.

Материалы и ресурсы

В нормах ГЭСНп, как правило, не учитываются прямые материальные ресурсы, поскольку они предназначены для определения затрат на пусконаладочные работы, которые в основном связаны с трудозатратами персонала и использованием измерительного оборудования. Материалы, такие как кабели, провода, блок-замки, реле и другие компоненты схемы электромагнитной блокировки, определяются по проектным данным и включаются в смету отдельно по соответствующим сборникам ФССЦ (Федеральный сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции).

Основными ресурсами, учтенными в норме ГЭСНп 01-03-025-05, являются трудозатраты квалифицированного пусконаладочного персонала:

  • Техник II категории: 27 чел.-ч
  • Инженер III категории: 63 чел.-ч

Трудозатраты и время выполнения

Общие трудозатраты по норме ГЭСНп 01-03-025-05 составляют 90 чел.-ч на одну схему электромагнитной блокировки с количеством блокируемых аппаратов до 30. Эти трудозатраты распределяются между специалистами различной квалификации:

  • Инженер III категории: 63 чел.-ч (что составляет 70% от общих трудозатрат)
  • Техник II категории: 27 чел.-ч (что составляет 30% от общих трудозатрат)

Время выполнения работ напрямую зависит от объема трудозатрат и количества задействованного персонала. При планировании работ необходимо учитывать, что норма рассчитана на выполнение одного технологического цикла пусконаладочных работ.

Требования к квалификации

Высокая доля трудозатрат инженера III категории (70%) подчеркивает сложность и ответственность работ по наладке схем электромагнитной блокировки. Инженер отвечает за разработку программы наладки, анализ проектной документации, принятие технических решений, проведение комплексных испытаний и оформление исполнительной документации. Техник II категории выполняет вспомогательные работы под руководством инженера, такие как проверка соединений, измерения, регулировки и участие в испытаниях.

Практическое применение

Правильное применение нормы ГЭСНп 01-03-025-05 требует внимательного изучения проектной документации и учета специфических условий производства работ. Поскольку ГЭСН содержат только нормы расхода ресурсов, для определения сметной стоимости необходимо применять соответствующие индексы пересчета в текущие цены.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определение количества схем: В проектной документации необходимо четко определить количество схем электромагнитной блокировки, подлежащих наладке. Каждая такая схема, блокирующая до 30 аппаратов, будет учитываться как 1 "шт" по норме 01-03-025-05. Если на объекте есть схемы с меньшим количеством блокируемых аппаратов, следует применять соответствующие нормы из той же таблицы 01-03-025 (например, ГЭСНп 01-03-025-02 для до 5 аппаратов).
  2. Учет трудозатрат: Для каждой схемы, соответствующей норме 01-03-025-05, принимаются трудозатраты в размере 90 чел.-ч.
  3. Применение коэффициентов: Оценить условия производства работ. Если работы выполняются в условиях, снижающих производительность труда, к трудозатратам могут применяться повышающие коэффициенты. Например:
  • При выполнении работ на высоте свыше 2 м от уровня пола (или земли):
  • от 2 до 8 м – коэффициент 1,1
  • свыше 8 м – коэффициент 1,2 (для ГЭСНп-2001)
  • свыше 8 до 15 м – коэффициент 1,1; свыше 15 до 30 м – коэффициент 1,25 (для ГЭСНм-2001, но принципы схожи)
  • При повторном выполнении пусконаладочных работ (вызванных изменением проекта или вынужденной заменой оборудования) – коэффициент 0,5. Необходимость повторных работ должна быть обоснована заданием заказчика.
  1. Расчет стоимости: Полученные трудозатраты умножаются на стоимость человеко-часа соответствующего квалификационного состава (инженера и техника) с учетом текущих индексов пересчета.
  2. Учет материальных ресурсов: Отдельно в смету включаются затраты на материалы, которые не учтены в ГЭСНп, но необходимы для функционирования схемы (например, блок-замки, реле, кабели, если они не были учтены в монтажных работах).

Примеры использования

Пример 1: Наладка одной схемы.

Предположим, на объекте требуется наладить одну схему электромагнитной блокировки для 25 коммутационных аппаратов. Поскольку количество аппаратов находится в диапазоне "до 30", применяется норма ГЭСНп 01-03-025-05. Трудозатраты составят 90 чел.-ч. Если работы выполняются в нормальных условиях, без применения дополнительных коэффициентов, то для расчета прямых затрат будут использованы эти 90 чел.-ч, распределенные по квалификации (63 чел.-ч инженера, 27 чел.-ч техника), с последующим умножением на текущую стоимость человеко-часа.

Пример 2: Наладка схемы на высоте.

Если та же схема налаживается на высоте 10 метров (например, в распределительном устройстве открытого типа), то к общим трудозатратам 90 чел.-ч будет применен повышающий коэффициент 1,2 (для высоты свыше 8 м). Таким образом, трудозатраты составят 90 * 1,2 = 108 чел.-ч.

Особенности и ограничения

  • Разграничение с монтажными работами: ГЭСНп 01-03-025-05 относится исключительно к пусконаладочным работам. Она не включает затраты на демонтаж, монтаж, ремонт или реконструкцию оборудования. Для этих видов работ следует применять соответствующие нормы сборников ГЭСН и ГЭСНм. Например, монтаж устройств блокировки разъединителей, вторичной коммутации и заземления учитывается по нормам отдела 2 "Канализация электроэнергии и электрические сети" сборника ГЭСНм 81-03-08.
  • Количество блокируемых аппаратов: Норма 01-03-025-05 строго привязана к количеству блокируемых аппаратов – до 30. Если количество аппаратов превышает 30, данная норма не может быть применена, и потребуется разработка индивидуальной нормы или применение укрупненных нормативов, если таковые предусмотрены.
  • Условия производства работ: Нормы ГЭСН разработаны исходя из условий выполнения работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами, при положительной температуре воздуха. Любые отклонения от этих условий (например, работа в стесненных условиях, при низких температурах, в условиях повышенной опасности) требуют применения соответствующих коэффициентов, которые должны быть обоснованы проектной документацией или актами.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Смешение пусконаладочных и монтажных работ: Одна из наиболее распространенных ошибок – попытка учесть монтажные работы по нормам ГЭСНп или наоборот. ГЭСНп 01-03-025-05 предназначена только для пусконаладки. Монтаж оборудования, включая прокладку кабелей и установку блок-замков, должен учитываться по соответствующим нормам ГЭСНм.
  2. Игнорирование индексов пересчета: ГЭСН содержат ресурсные показатели в ценах базового периода (например, 2000 года или 2020 года). Для получения текущей сметной стоимости необходимо применять актуальные индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России. Отсутствие или неправильное применение индексов приведет к некорректной стоимости.
  3. Неправильное применение коэффициентов: Коэффициенты, учитывающие усложняющие факторы (например, высоту, стесненность, повторные работы), должны применяться строго в соответствии с методическими указаниями и иметь документальное обоснование (например, проектные данные, акты скрытых работ, фотофиксация).
  4. Неучет материалов: Поскольку ГЭСНп не включают стоимость материалов, их необходимо отдельно включать в смету на основании проектных данных. Отсутствие учета материалов может привести к существенному занижению сметной стоимости.
  5. Проблемы устаревших систем блокировки: Традиционные электромагнитные блокировки могут страдать от ненадежности блок-контактов (типа КСА), коррозии, окисления, загрязнения контактов, а также от большого количества последовательно соединенных контактов и длинных кабельных связей. Это может приводить к ложным срабатываниям или отказам. При составлении смет для таких систем важно учитывать потенциальные дополнительные затраты на диагностику и устранение неисправностей, не предусмотренные нормой напрямую, но возникающие в процессе пусконаладки.

Практические советы

  • Всегда используйте актуальную нормативную базу: Регулярно проверяйте обновления Федеральной сметно-нормативной базы (ФСНБ) и изменения к сборникам ГЭСНп. Норма 01-03-025-05 утверждена Приказом Минстроя РФ от 26.12.2019 г. № 871/пр и входит в ГЭСНп-2020.
  • Детально изучайте проектную документацию: Точное количество блокируемых аппаратов и особенности схемы блокировки являются ключевыми для выбора правильной нормы и применения коэффициентов. Убедитесь, что количество аппаратов соответствует диапазону "до 30" для данной нормы.
  • Различайте типы блокировок: Помимо электромагнитной, существуют механическая и программная (логическая) блокировки. Хотя ГЭСНп 01-03-025-05 относится к электромагнитной, современные объекты могут использовать программные решения на базе контроллеров, которые обеспечивают более высокую надежность и диагностику. При работе с такими системами важно понимать, какие аспекты пусконаладки покрывает данная норма, а какие требуют отдельных расчетов.
  • Документируйте особые условия: Все факторы, влияющие на производительность труда и требующие применения коэффициентов, должны быть четко зафиксированы в актах, журналах работ, фото- или видеоматериалах. Это обеспечит обоснованность сметных расчетов при проверках.
  • Учитывайте состав работ: Помните, что ГЭСНп 01-03-025-05 включает комплекс пусконаладочных работ, но не затраты на материалы и монтаж. Планируйте их учет отдельно.

Связанные нормы

Для полного и корректного составления сметы на работы, связанные со схемами электромагнитной блокировки, необходимо учитывать не только ГЭСНп 01-03-025-05, но и ряд других норм:

  • ГЭСНп 01-03-025-01, 01-03-025-02, 01-03-025-03, 01-03-025-04: Эти нормы из той же таблицы 01-03-025 применяются для схем электромагнитной блокировки с меньшим количеством блокируемых аппаратов (до 2, до 5, до 10, до 20 соответственно). Выбор конкретной нормы зависит от проектных данных.
  • ГЭСНм 81-03-08 "Электротехнические установки": Данный сборник содержит нормы на монтаж электротехнического оборудования, включая установку устройств блокировки, вторичной коммутации и заземления. Работы по монтажу являются предшествующими пусконаладочным и должны учитываться отдельно.
  • ГЭСНп 81-05-01 "Электротехнические устройства" (Общие положения): Этот документ содержит общие указания по применению сборников ГЭСНп, включая правила применения коэффициентов, определения состава работ и другие методические рекомендации.
  • Федеральные единичные расценки (ФЕРп 01-03-025-05): Являются аналогом ГЭСНп, но содержат стоимостные показатели в базовых ценах.

Контрольные моменты

При приемке работ и проверке сметной документации по норме ГЭСНп 01-03-025-05 следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие объемов: Проверить, соответствует ли количество учтенных схем и блокируемых аппаратов проектной документации.
  • Обоснованность коэффициентов: Убедиться, что все примененные повышающие или понижающие коэффициенты имеют документальное подтверждение и соответствуют методическим указаниям.
  • Разделение работ: Четко разграничить пусконаладочные работы (по ГЭСНп) от монтажных (по ГЭСНм) и убедиться, что они не дублируются в смете.
  • Наличие материалов: Проверить, учтены ли в смете необходимые материальные ресурсы, не входящие в ГЭСНп, но требующиеся для функционирования схемы.
  • Исполнительная документация: Наличие актов наладки, протоколов испытаний, схем с внесенными изменениями и других документов, подтверждающих выполнение пусконаладочных работ в полном объеме и с требуемым качеством.

Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам эффективно применять норму ГЭСНп 01-03-025-05, обеспечивая точность и обоснованность сметных расчетов, а также способствуя безопасной и надежной эксплуатации электротехнических устройств.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСНп 01-03-025-05 применяется для пусконаладочных работ по схемам электромагнитной блокировки коммутационных аппаратов, количество которых составляет до 30 единиц.

  • Основными ресурсами, учтенными в норме, являются трудозатраты квалифицированного персонала: 27 чел.-ч Техника II категории и 63 чел.-ч Инженера III категории, что в сумме составляет 90 чел.-ч.

  • Норма не включает стоимость прямых материальных ресурсов (кабелей, блок-замков и т.д.), которые должны учитываться в смете отдельно по проектным данным.

  • Применение нормы требует учета актуальных индексов пересчета в текущие цены, поскольку ГЭСН содержат ресурсные показатели в базовых ценах.

  • К трудозатратам могут применяться повышающие или понижающие коэффициенты в зависимости от условий производства работ (например, высота, повторные работы), которые должны быть обоснованы документально.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСНп 01-03-025-05 применяется для определения затрат на пусконаладочные работы по схемам электромагнитной блокировки коммутационных аппаратов, когда количество блокируемых аппаратов составляет до 30 единиц. Она используется для ввода в эксплуатацию уже смонтированных систем, а не для их физического монтажа.

В норме ГЭСНп 01-03-025-05 прямые материальные ресурсы (такие как кабели, провода, блок-замки, реле и другие компоненты схемы электромагнитной блокировки) не учтены. Они определяются по проектным данным и включаются в смету отдельно по соответствующим сборникам ФССЦ. Норма учитывает только трудозатраты персонала.

Норма ГЭСНп 01-03-025-05 предусматривает общие трудозатраты в размере 90 чел.-ч на одну схему. Эти трудозатраты распределены следующим образом: 63 чел.-ч для Инженера III категории (70%) и 27 чел.-ч для Техника II категории (30%).

ГЭСНп 01-03-025-05 относится к пусконаладочным работам, то есть к комплексу работ по проверке, настройке и испытаниям уже смонтированной схемы электромагнитной блокировки. В то время как ГЭСНм 81-03-08 "Электротехнические установки" содержит нормы на монтаж электротехнического оборудования, включая физическую установку устройств блокировки, вторичной коммутации и заземления. Эти нормы применяются для разных этапов выполнения работ.

Практические советы

1

Всегда используйте самую актуальную редакцию Федеральной сметно-нормативной базы (ФСНБ) для точного расчета.

2

Тщательно изучайте проектную документацию для определения точного количества блокируемых аппаратов и особенностей схемы, чтобы выбрать правильную норму из таблицы 01-03-025.

3

Документируйте все особые условия производства работ (например, работы на высоте, в стесненных условиях) для обоснованного применения соответствующих коэффициентов.

4

Помните, что ГЭСНп 01-03-025-05 покрывает только пусконаладочные работы; затраты на монтаж и материалы должны быть учтены по другим нормам и сборникам.

5

При возможности, рассмотрите применение современных программируемых систем блокировки на новых объектах, так как они обеспечивают повышенную надежность и диагностику по сравнению с традиционными электромагнитными системами.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное разграничение пусконаладочных и монтажных работ, что приводит к некорректному применению норм.

!
Ошибка 2

Игнорирование необходимости применения актуальных индексов пересчета для перевода базовых цен ГЭСН в текущие.

!
Ошибка 3

Необоснованное или неправильное применение повышающих/понижающих коэффициентов, учитывающих усложняющие условия производства работ.

!
Ошибка 4

Неучет стоимости прямых материальных ресурсов, которые не включены в ГЭСНп и должны быть добавлены в смету отдельно.

!
Ошибка 5

Недооценка затрат на диагностику и устранение проблем, связанных с ненадежностью устаревших электромагнитных блокировок (например, из-за коррозии контактов или длинных кабельных связей).

1
01-03-025-01

Схема электромагнитной блокировки коммутационных аппаратов, количество блокируемых аппаратов: до 2

Применяется вместо 01-03-025-05, если количество блокируемых аппаратов составляет до 2.

2
01-03-025-02

Схема электромагнитной блокировки коммутационных аппаратов, количество блокируемых аппаратов: до 5

Применяется вместо 01-03-025-05, если количество блокируемых аппаратов составляет до 5.

3
01-03-025-03

Схема электромагнитной блокировки коммутационных аппаратов, количество блокируемых аппаратов: до 10

Применяется вместо 01-03-025-05, если количество блокируемых аппаратов составляет до 10.

4
01-03-025-04

Схема электромагнитной блокировки коммутационных аппаратов, количество блокируемых аппаратов: до 20

Применяется вместо 01-03-025-05, если количество блокируемых аппаратов составляет до 20.

5
ГЭСНм 81-03-08

Электротехнические установки

Применяется совместно для учета монтажных работ по установке устройств блокировки, вторичной коммутации и заземления, которые предшествуют пусконаладочным работам.

6
ГЭСНп 81-05-01

Электротехнические устройства (Общие положения)

Содержит общие правила и методические указания по применению всех норм сборника ГЭСНп, включая коэффициенты и состав работ.

Технические характеристики

Единица измерения
шт
Категория
01-03-025
Тип работ
GESNP
Материалы
В данной норме ГЭСНп 01-03-025-05 прямые материальные ресурсы, такие как кабели, провода, блок-замки и другие компоненты схемы электромагнитной блокировки, не учтены. Они определяются по проектным данным и включаются в смету отдельно. Норма учитывает трудозатраты персонала: Техник II категории (27 чел.-ч) и Инженер III категории (63 чел.-ч).

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: