Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 02-01-008-09

02-01-008

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 12,5 м3, категория грунтов по трудности экскавации 4

Подробное описание
Группа: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: Состав работ: Экскавация грунта.; Погрузка в вагоны-самосвалы.; Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Обоснование: НР: Пр/812-002.0, СП: Пр/774-002.0

Быстрая информация

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-008
Тип работ
GESN
Трудозатраты
44.37 чел.-ч при разряде 4,7
Основное назначение
Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 12,5 м3, категория грунтов по трудности экскавации 4

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,7 44.37
Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.) 2.65
Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3 0.77
Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 12,5 м3 2.65
Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм 1.01
Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т 0.91
Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т 73.83
Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т 0.47
Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.) 6.72
Машины для балластировки железнодорожного пути 0.87
Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками 0.94
Машины путерихтовочные 0.73
Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт 0.85
Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм м3 0.62
Песок природный для строительных работ II класс, средний м3 1.65
Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.001
Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов м3 0.039
Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I шт 1.24
Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог м3 0.156
Клеммы ПК т 0.002
Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50 т 0.003
Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24 т 0
Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22 т 0.001
Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм т 0.001
Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм т 0.001
Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50 шт 0.358
Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50 т 0.008
Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00 компл 0.003

Трудозатраты

Категория работников Трудочасы
Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50 0.77

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-008-09 является важным инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости земляных работ, связанных с разработкой и погрузкой грунта в железнодорожный транспорт. Эта норма входит в Сборник 2 "Горновскрышные работы" ГЭСН-2001 (редакции 2008, 2020, 2022 годов) и предназначена для определения потребности в ресурсах при выполнении специфических видов земляных работ .

Назначение и область применения нормы

ГЭСН 02-01-008-09 применяется для нормирования затрат на разработку и погрузку грунта в вагоны-самосвалы (думпкары) с использованием экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата". Ключевыми параметрами для применения данной нормы являются: вместимость ковша экскаватора — 12,5 м3, и категория грунтов по трудности экскавации — 4 .

Эта норма актуальна для проектов, где требуется массовая выемка грунта с последующей транспортировкой по железной дороге, например, при разработке карьеров, строительстве крупных инфраструктурных объектов, прокладке железнодорожных путей или создании насыпей. Важно отметить, что ГЭСН являются исходными нормами для разработки единичных расценок (ФЕР, ТЕР) и обязательны для применения при финансировании строительства за счет средств федерального бюджета .

Основные характеристики

  • Код нормы: 02-01-008-09
  • Полное наименование: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 12,5 м3, категория грунтов по трудности экскавации 4.
  • Единица измерения: 1000 м3 грунта. Это означает, что все ресурсные показатели в норме приведены на 1000 кубических метров разработанного и погруженного грунта.
  • Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
  • Категория: 02-01-008 (группа норм, относящихся к разработке и погрузке грунта экскаваторами с прямой лопатой).

Техническая информация

Для корректного применения ГЭСН 02-01-008-09 сметчику необходимо четко понимать состав работ, перечень необходимых ресурсов и требования к трудозатратам.

Состав работ по норме

Норма 02-01-008-09 охватывает комплекс операций, необходимых для выполнения данного вида земляных работ. Согласно официальным данным, состав работ включает следующие основные этапы :

  1. Экскавация грунта: Непосредственная выемка грунта экскаватором с прямой лопатой вместимостью ковша 12,5 м3. Это включает все операции, связанные с набором грунта в ковш, поворотом стрелы и выгрузкой.
  2. Погрузка в вагоны-самосвалы: Перемещение разработанного грунта из ковша экскаватора непосредственно в железнодорожные вагоны-самосвалы (думпкары). Эта операция подразумевает точное позиционирование экскаватора и думпкаров для эффективной погрузки.
  3. Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: Данный пункт указывает на то, что норма учитывает затраты, связанные с обеспечением функционирования железнодорожных путей в зоне производства работ. Это может включать периодическое перемещение путей по мере продвижения фронта работ, их текущий ремонт для поддержания работоспособности и общее содержание для безопасной и бесперебойной эксплуатации железнодорожного транспорта, используемого для вывоза грунта.

Важно отметить, что в состав работ не включаются затраты на предварительное рыхление грунта (если оно требуется для грунтов 4-й категории), а также на транспортировку грунта на большие расстояния за пределы зоны погрузки, которая нормируется отдельно по соответствующим нормам на перевозку.

Категория грунтов по трудности экскавации 4

Определение категории грунта является одним из ключевых факторов, влияющих на выбор и применение сметных норм. Грунты классифицируются по трудности разработки механизированным способом . Четвертая категория грунтов по трудности экскавации обычно включает в себя :

  • Тяжелые глины.
  • Сланцевые глины.
  • Жирные глины с включением щебня и гальки.
  • Некоторые виды известняков и плотных сланцев.

Эти грунты характеризуются повышенной плотностью и сцеплением, что требует применения мощной землеройной техники, такой как экскаваторы с большим объемом ковша и высокой мощностью, как в случае с экскаватором 12,5 м3, предусмотренным данной нормой. Точное определение категории грунта должно производиться на основании инженерно-геологических изысканий и соответствовать классификации, принятой в нормативных документах по ценообразованию в строительстве.

Материалы и ресурсы

Норма ГЭСН 02-01-008-09 учитывает расход следующих основных материалов и ресурсов на 1000 м3 разработанного и погруженного грунта:

  • Средний разряд работы 4,7: 44.37 чел.-ч (это трудозатраты рабочих-строителей).
  • Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 2.65 маш.-ч.
  • Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.77 маш.-ч (вероятно, для вспомогательных работ).
  • Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 12,5 м3: 2.65 маш.-ч (основная машина).
  • Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 1.01 маш.-ч.
  • Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.91 маш.-ч.
  • Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 73.83 маш.-ч.
  • Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.47 маш.-ч.
  • Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 6.72 маш.-ч.
  • Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.87 маш.-ч.
  • Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.94 маш.-ч.
  • Машины путерихтовочные: 0.73 маш.-ч.
  • Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.85 маш.-ч.
  • Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.62 м3.
  • Песок природный для строительных работ II класс, средний: 1.65 м3.
  • Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3.
  • Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.039 м3.
  • Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.24 шт.
  • Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.156 м3.
  • Клеммы ПК: 0.002 т.
  • Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.003 т.
  • Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 т (указано 0, но может быть округлено).
  • Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т.
  • Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 т.
  • Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.001 т.
  • Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.358 шт.
  • Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.008 т.
  • Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.003 компл.
  • Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0.77 ч (это, скорее всего, время использования рельсов или ресурс, а не трудозатраты).

Трудозатраты и время выполнения

Основными трудозатратами по норме 02-01-008-09 являются затраты труда рабочих-строителей. Для данной нормы они составляют 44.37 чел.-ч на 1000 м3 разработанного и погруженного грунта при среднем разряде работы 4,7 . Эти трудозатраты включают в себя все необходимые операции, выполняемые рабочими, не учтенные в машино-часах, такие как вспомогательные работы, контроль, мелкий ремонт и обслуживание оборудования, а также работы, связанные с перемещением и содержанием железнодорожных путей.

Время выполнения работ напрямую зависит от объема грунта и производительности используемой техники. Поскольку норма приведена на 1000 м3, для определения общего времени выполнения работ необходимо умножить нормативные показатели на фактический объем грунта в тысячах кубических метров.

Требования к квалификации

Выполнение работ, предусмотренных ГЭСН 02-01-008-09, требует наличия квалифицированного персонала. Средний разряд работы 4,7 указывает на необходимость привлечения рабочих высокой квалификации, способных управлять сложной землеройной и железнодорожной техникой, выполнять работы по экскавации и погрузке с соблюдением технологических требований и норм безопасности, а также осуществлять обслуживание и мелкий ремонт оборудования. Машинисты экскаваторов, тепловозов, бульдозеров, а также рабочие, занятые на путевых работах, должны иметь соответствующие допуски и опыт работы.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 02-01-008-09 в сметной документации требует четкого понимания алгоритма расчета и учета всех особенностей нормы.

Пошаговый алгоритм расчета

Для расчета стоимости работ по ГЭСН 02-01-008-09 необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение объема работ: Исходным данным является объем грунта, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт, выраженный в кубических метрах. Этот объем должен быть получен из проектной документации. Для применения нормы объем переводится в тысячи кубических метров (например, 5000 м3 = 5 тыс. м3).
  2. Выбор нормы: Убедиться, что условия выполнения работ (тип экскаватора, вместимость ковша, категория грунта, способ транспортировки) соответствуют описанию ГЭСН 02-01-008-09. В данном случае это экскаватор "прямая лопата" с ковшом 12,5 м3, грунт 4-й категории, погрузка в железнодорожный транспорт.
  3. Расчет прямых затрат: Прямые затраты включают в себя:
  • Затраты на оплату труда рабочих: Умножить нормативные трудозатраты (44.37 чел.-ч/1000 м3) на объем работ в тысячах м3 и на текущую стоимость 1 чел.-ч рабочего соответствующего разряда.
  • Затраты на эксплуатацию машин и механизмов: Для каждой машины (экскаватор, бульдозер, думпкары и т.д.) умножить нормативное количество машино-часов на объем работ в тысячах м3 и на текущую стоимость 1 машино-часа данной техники.
  • Затраты на материалы: Для каждого материала (щебень, песок, шпалы и т.д.) умножить нормативный расход на объем работ в тысячах м3 и на текущую стоимость единицы измерения материала.
  1. Применение индексов пересчета: Поскольку ГЭСН отражают затраты в базисном уровне цен (например, 2000 года для ГЭСН-2001), для получения стоимости в текущих ценах необходимо применить соответствующие индексы пересчета. Индексы утверждаются Минстроем России и региональными органами ценообразования .
  2. Начисление накладных расходов и сметной прибыли: К полученным прямым затратам (или к их части, согласно методическим указаниям) начисляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими нормативами и методиками.
  3. Учет прочих затрат: При необходимости добавляются прочие затраты, такие как зимнее удорожание, непредвиденные расходы, налоги и т.д., согласно проектной документации и нормативным требованиям.

Примеры использования

Пример 1: Расчет для 50 000 м3 грунта

Предположим, необходимо разработать и погрузить 50 000 м3 грунта 4-й категории. Объем работ для нормы составит 50 тыс. м3.

  • Трудозатраты рабочих: 44.37 чел.-ч/1000 м3 * 50 = 2218.5 чел.-ч.
  • Машино-часы экскаватора 12,5 м3: 2.65 маш.-ч/1000 м3 * 50 = 132.5 маш.-ч.
  • Машино-часы думпкаров: 73.83 маш.-ч/1000 м3 * 50 = 3691.5 маш.-ч.

Далее эти ресурсные показатели умножаются на текущие стоимости единицы ресурса и индексируются.

Пример 2: Учет вспомогательных машин

В норме учтены затраты на различные вспомогательные машины (бульдозеры, дрезины, машины для балластировки и т.д.). Это означает, что их не нужно добавлять отдельно, если они используются в рамках состава работ, предусмотренного нормой. Например, бульдозеры (2.65 маш.-ч/1000 м3) уже учтены для планировки подошвы забоя или основания под пути .

Особенности и ограничения

  • Категория грунта: Строгое соответствие 4-й категории грунта. Если грунт относится к другой категории, необходимо применять другие нормы (например, ГЭСН 02-01-008-10 для 5-й категории) .
  • Тип экскаватора и вместимость ковша: Норма строго привязана к экскаватору типа "прямая лопата" с ковшом 12,5 м3. Использование экскаваторов с другой вместимостью или типом рабочего оборудования (например, драглайн, обратная лопата) требует применения других норм .
  • Вид транспорта: Норма применима только для погрузки в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы). Погрузка в автомобили-самосвалы нормируется другими ГЭСН (например, ГЭСН 01-01-021-05) .
  • Дальность перемещения грунта: Норма учитывает перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей в зоне работ. Дальнейшая транспортировка грунта по железной дороге на отвалы или к месту укладки нормируется отдельно по соответствующим транспортным расценкам.
  • Водоотливные работы: Затраты на водоотливные работы при разработке мокрых грунтов или грунтов ниже уровня грунтовых вод учитываются дополнительно по соответствующим нормам .
  • Предварительное рыхление: Если грунт 4-й категории требует предварительного рыхления (например, взрывным способом или механическим рыхлением), эти работы нормируются отдельно.

Полезная информация

Эффективное применение ГЭСН 02-01-008-09 требует не только знания самой нормы, но и учета практических аспектов, которые помогут избежать ошибок и оптимизировать сметные расчеты.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение категории грунта: Одна из самых распространенных ошибок. Определение категории грунта "на глаз" или без достаточных инженерно-геологических изысканий может привести к завышению или занижению стоимости работ. Грунты 4-й категории значительно сложнее в разработке, чем грунты 1-й или 2-й категории. Как избежать: Всегда основываться на данных инженерно-геологических изысканий и официальных классификациях грунтов . При отсутствии точных данных, проводить дополнительные исследования или применять повышающие коэффициенты, если это предусмотрено методическими указаниями.
  2. Применение нормы для несоответствующего типа транспорта: ГЭСН 02-01-008-09 четко указывает на "погрузку в железнодорожный транспорт". Использование этой нормы для погрузки в автомобили-самосвалы или другие виды транспорта является ошибкой. Как избежать: Внимательно читать полное наименование нормы и ее состав работ. Для погрузки в автотранспорт использовать нормы из Сборника 1 "Земляные работы", например, ГЭСН 01-01-021-05 .
  3. Игнорирование состава работ: Непонимание того, какие именно работы учтены в норме (экскавация, погрузка, перемещение/ремонт ж/д путей), может привести к двойному учету или, наоборот, к пропуску необходимых затрат. Например, попытка дополнительно включить затраты на содержание ж/д путей, которые уже учтены. Как избежать: Тщательно изучать "Состав работ" в технической части сборника ГЭСН и в описании самой нормы .
  4. Неактуальные индексы пересчета: Использование устаревших или некорректных индексов пересчета из базисных цен в текущие. Как избежать: Регулярно обновлять базы данных сметных программ и использовать только актуальные индексы, публикуемые Минстроем России и региональными органами ценообразования .
  5. Ошибки в объемах работ: Неточности в определении объемов грунта, подлежащего разработке. Как избежать: Проверять объемы по проектной документации, использовать точные методы расчета объемов земляных масс. При отсыпке насыпей учитывать коэффициенты уплотнения .

Практические советы

  • Детализация проекта: Чем подробнее проектная документация, тем точнее будет смета. Убедитесь, что в проекте четко указаны объемы грунта, его категория, тип используемой техники и способ транспортировки.
  • Использование сметных программ: Современные сметные программы значительно упрощают расчеты, автоматизируют применение индексов и помогают избежать многих ошибок за счет встроенных проверок и актуальных баз данных .
  • Консультации со специалистами: В случае сомнений по определению категории грунта или специфике технологии работ, не стесняйтесь обращаться к инженерам-геологам или специалистам по производству земляных работ.
  • Учет специфики объекта: Всегда учитывайте особенности конкретного объекта строительства. Например, стесненные условия работы, наличие подземных коммуникаций, необходимость водопонижения – все это может потребовать применения дополнительных коэффициентов или норм .
  • Документирование: Ведите подробный учет всех исходных данных, обоснований и расчетов. Это поможет при проверках и в случае возникновения спорных ситуаций.

Связанные нормы

Для полного понимания контекста и выбора альтернативных норм, сметчику полезно знать другие ГЭСН, относящиеся к земляным работам:

  • ГЭСН 02-01-008-10: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с прямой лопатой, вместимость ковша 12,5 м3, категория грунтов по трудности экскавации 5. Эта норма применяется, если грунт относится к более сложной, 5-й категории .
  • ГЭСН 02-01-008-01 - ГЭСН 02-01-008-08: Нормы той же группы 02-01-008, но для экскаваторов с другой вместимостью ковша (например, 15 м3, 8 м3, 10 м3) и/или других категорий грунтов .
  • ГЭСН 01-01-021-05: Разработка грунта в котлованах с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаватором с ковшом вместимостью 1,0 м3, группа грунтов 5. Применяется, если грунт вывозится автотранспортом .
  • ГЭСН 01-01-008-09: Разработка грунта в отвал в котлованах объемом от 1000 до 3000 м3, экскаваторами с ковшом вместимостью 0,5 м3, группа грунтов 3. Используется для разработки грунта в отвал, а не для погрузки в транспорт .
  • Сборник ГЭСН 81-02-01 "Земляные работы": Содержит нормы на различные виды земляных работ, включая разработку и перемещение грунтов, устройство насыпей, водопонижение и другие сопутствующие работы .

Контрольные моменты

При проверке сметной документации, составленной с применением ГЭСН 02-01-008-09, следует обратить внимание на следующие контрольные точки:

  • Соответствие объемов: Проверить, соответствует ли объем грунта, указанный в смете, проектным данным и актам выполненных работ.
  • Правильность категории грунта: Убедиться, что категория грунта (4-я) обоснована инженерно-геологическими изысканиями или другими официальными документами.
  • Корректность применяемых индексов: Проверить актуальность и правильность применения индексов пересчета в текущие цены.
  • Обоснованность дополнительных затрат: Если в смету включены дополнительные затраты (например, на водоотлив, рыхление), убедиться в их необходимости и правильности нормирования.
  • Соответствие состава работ: Проверить, что все учтенные в смете работы соответствуют составу работ, предусмотренному нормой, и нет двойного учета или пропущенных операций.

Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам эффективно применять ГЭСН 02-01-008-09, составлять точные и обоснованные сметы, а также минимизировать риски возникновения спорных ситуаций на всех этапах реализации строительных проектов.

Ключевые моменты

  • Норма 02-01-008-09 применяется для экскавации и погрузки грунта в железнодорожный транспорт.

  • Используется экскаватор типа "прямая лопата" с ковшом вместимостью 12,5 м3.

  • Предназначена для грунтов 4-й категории по трудности экскавации, включающих тяжелые глины и грунты со щебнем.

  • Состав работ включает экскавацию, погрузку в думпкары, а также перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей.

  • Трудозатраты рабочих-строителей составляют 44.37 чел.-ч на 1000 м3 грунта при среднем разряде 4,7.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 02-01-008-09 применяется при разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы) с использованием экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" с вместимостью ковша 12,5 м3, при работе с грунтами 4-й категории по трудности экскавации.

В норме учтены различные материалы и ресурсы, необходимые для выполнения работ, включая щебень, песок, лесоматериалы, брус, шпалы (хвойные и железобетонные), а также крепежные элементы для железнодорожных путей: клеммы, противоугоны, шайбы, болты, шурупы, накладки, подкладки и стрелочные переводы. Эти материалы используются для обеспечения функционирования железнодорожных путей, предусмотренного составом работ.

Норма предусматривает трудозатраты рабочих-строителей в размере 44.37 чел.-ч на 1000 м3 разработанного и погруженного грунта. Средний разряд работы составляет 4,7. Эти трудозатраты включают в себя все операции, выполняемые рабочими, не учтенные в машино-часах.

4-я категория грунтов по трудности экскавации включает в себя тяжелые глины, сланцевые глины, жирные глины с включением щебня и гальки, а также некоторые виды известняков и плотных сланцев. Эти грунты характеризуются повышенной плотностью и сцеплением, что требует применения мощной землеройной техники.

Практические советы

1

Всегда основывайтесь на данных инженерно-геологических изысканий для точного определения категории грунта.

2

Внимательно изучайте "Состав работ" нормы, чтобы избежать двойного учета или пропуска необходимых операций.

3

Используйте актуальные сметные программы и регулярно обновляйте базы данных с индексами пересчета.

4

При необходимости предварительного рыхления грунта или водоотливных работ, нормируйте их отдельно по соответствующим ГЭСН.

5

Вести подробный учет всех исходных данных и расчетов для обоснования сметы при проверках.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное определение категории грунта, что приводит к некорректному выбору нормы и искажению сметной стоимости.

!
Ошибка 2

Применение нормы 02-01-008-09 для погрузки грунта в автомобильный транспорт вместо железнодорожного.

!
Ошибка 3

Двойной учет затрат на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, которые уже включены в состав работ по данной норме.

!
Ошибка 4

Использование устаревших или неактуальных индексов пересчета из базисных цен в текущие, что искажает итоговую стоимость.

!
Ошибка 5

Ошибки в определении фактических объемов грунта, подлежащего разработке и погрузке.

1
02-01-008-10

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 12,5 м3, категория грунтов по трудности экскавации 5

Применяется вместо 02-01-008-09, если грунт относится к 5-й категории по трудности экскавации.

2
01-01-021-05

Разработка грунта в котлованах объемом от 3000 до 7000 м3 с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаватором с ковшом вместимостью 1,0 м3, группа грунтов: 5

Применяется вместо 02-01-008-09, если грунт погружается в автомобили-самосвалы, а не в железнодорожный транспорт.

3
01-01-008-09

Разработка грунта в отвал в котлованах объемом от 1000 до 3000 м3, экскаваторами с ковшом вместимостью 0,5 м3, группа грунтов: 3

Применяется для разработки грунта в отвал, а не для погрузки в транспорт, а также для других характеристик экскаватора и грунта.

4
ГЭСН 81-02-01-2022

Сборник 1. Земляные работы

Общий сборник, содержащий нормы на различные виды земляных работ, может использоваться для сопутствующих или альтернативных операций.

Технические характеристики

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-008
Тип работ
GESN
Материалы
Средний разряд работы 4,7: 44.37Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 2.65Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.77Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 12,5 м3: 2.65Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 1.01Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.91Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 73.83Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.47Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 6.72Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.87Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.94Машины путерихтовочные: 0.73Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.85Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.62 м3Песок природный для строительных работ II класс, средний: 1.65 м3Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.039 м3Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.24 штШпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.156 м3Клеммы ПК: 0.002 тПротивоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.003 тШайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 тБолты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 тБолты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 тШурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.001 тНакладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.358 штПодкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.008 тПеревод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.003 комплРельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0.77 ч

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: