Введение: Назначение и область применения ГЭСН 02-01-008-10
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-008-10 является важным инструментом для точного определения затрат при выполнении земляных работ, связанных с разработкой и погрузкой грунта в железнодорожный транспорт. Эта норма входит в состав Сборника 2 "Горновскрышные работы" ГЭСН-2001 и предназначена для использования при составлении сметной документации на капитальное строительство и реконструкцию объектов.
Основное назначение нормы – регламентировать ресурсные затраты (трудовые, машинные, материальные) на выполнение комплекса работ по экскавации грунта 5-й категории трудности с последующей погрузкой его в вагоны-самосвалы. Применение данной нормы обязательно для проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов, а для строек, финансируемых за счет собственных средств, носит рекомендательный характер.
Основные характеристики нормы 02-01-008-10:
- Вид работ: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт.
- Основное оборудование: Экскаваторы с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата".
- Вместимость ковша: 12,5 м3.
- Категория грунтов по трудности экскавации: 5-я категория.
- Единица измерения: 1000 м3 разработанного и погруженного грунта.
Техническая информация: Состав работ, материалы и ресурсы, трудозатраты
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 02-01-008-10 охватывает полный комплекс операций, необходимых для выполнения поставленной задачи. В состав работ включены следующие технологические процессы:
- Экскавация грунта: Непосредственная выемка грунта из забоя экскаватором. Экскаватор с прямой лопатой используется для разработки грунтов, расположенных выше уровня стоянки машины, преимущественно с целью их последующей погрузки на транспорт.
- Погрузка в вагоны-самосвалы: Перемещение разработанного грунта из ковша экскаватора непосредственно в железнодорожные вагоны-самосвалы (думпкары).
- Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: Включает в себя работы по обеспечению функционирования железнодорожных путей, используемых для транспортировки грунта, а также их текущее обслуживание и ремонт в зоне производства работ. Это критически важный аспект, обеспечивающий бесперебойную работу железнодорожного транспорта.
Важно отметить, что в составе работ не приводится весь комплекс сопутствующих операций, таких как прием и сдача машин, их смазка, мелкий и профилактический ремонт, подготовка забоя с перекидкой негабарита, передвижка машин в забое и на отвалах, перемещение экскаваторов в безопасное место перед взрывными работами (если применимо), планировка подошвы забоя, отвала и основания под транспортные железнодорожные пути. Эти затраты учтены в комплексной норме.
Категория грунтов по трудности экскавации (5-я категория)
Категоризация грунтов по трудности разработки является ключевым фактором, влияющим на выбор техники и расчет затрат. Грунты 5-й категории относятся к крепким или скальным грунтам. Работа с такими грунтами значительно сложнее, чем с грунтами низших категорий, и часто требует применения взрывных методов для предварительного рыхления.
Примеры грунтов 5-й категории:
- Дресва
- Известняк ракушечного происхождения
- Меловые и сланцевые структуры
- Туф
- Отвердевший лёсс
- Суглинки и супеси с примесью свыше 20% мелкой (до 3 см) гальки или щебня
- Плотный лёсс
- Напорный плывун
- Плотные глины с частыми прослоями (до 5 см) слабосцементированных песчаников и мергелей, мергелистые, загипсованные, песчанистые
- Слабосцементированные глинистым и известковистым цементом алевролиты и песчаники
- Плотный мел
- Магнезит
- Тонкокристаллический, выветрелый гипс
- Слабый каменный уголь
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ, предусмотренных нормой ГЭСН 02-01-008-10, требуются следующие основные материальные ресурсы и машины:
Машины и оборудование:
- Средний разряд работы 4,7: 44.6
- Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 2.87
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.84
- Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 12,5 м3: 2.87
- Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 1.09
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.98
- Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 79.98
- Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.51
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 7.27
- Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.94
- Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 1.01
- Машины путерихтовочные: 0.79
- Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.92
Материалы:
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.62 м3
- Песок природный для строительных работ II класс, средний: 1.65 м3
- Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3
- Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.039 м3
- Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.24 шт
- Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.156 м3
- Клеммы ПК: 0.002 т
- Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.003 т
- Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 т
- Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т
- Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 т
- Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.001 т
- Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.358 шт
- Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.008 т
- Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.003 компл
Трудозатраты и требования к квалификации
Норма предусматривает следующие трудозатраты:
- Затраты труда рабочих-строителей: 44.6 чел.-ч на 1000 м3 разработанного и погруженного грунта. Средний разряд рабочих, выполняющих данные работы, составляет 4,7.
- Затраты труда машинистов: Справочно, входят в стоимость эксплуатации машин и механизмов.
Высокий средний разряд рабочих (4,7) обусловлен сложностью и ответственностью работ, связанных с эксплуатацией тяжелой землеройной и железнодорожной техники, а также необходимостью выполнения работ по ремонту и содержанию железнодорожных путей. Рабочие должны обладать соответствующими навыками и допусками для работы с данным оборудованием и в условиях железнодорожного транспорта.
Практическое применение: Алгоритм расчета и особенности
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения ГЭСН 02-01-008-10 в сметных расчетах необходимо следовать следующему алгоритму:
- Определение объема работ: Объем разрабатываемого и погружаемого грунта определяется по проектным данным в плотном теле. Единица измерения нормы – 1000 м3, поэтому фактический объем необходимо разделить на 1000 для получения нормативного показателя.
- Выбор нормы: Убедитесь, что выбранная норма 02-01-008-10 соответствует всем условиям проекта: тип экскаватора (прямая лопата), вместимость ковша (12,5 м3), категория грунта (5-я) и способ транспортировки (железнодорожный транспорт).
- Применение коэффициентов: Проверьте наличие особых условий производства работ, которые могут потребовать применения поправочных коэффициентов. Например, коэффициенты могут применяться при разработке влажных, вязких, сильно налипающих на ковш экскаватора грунтов, а также при разработке грунта тупиковым забоем. Эти коэффициенты приведены в приложении 2.2 к сборнику ГЭСН 2001-02.
- Расчет ресурсных показателей: Умножьте нормативные показатели расхода ресурсов (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) на объем работ, выраженный в тысячах кубических метров, с учетом примененных коэффициентов.
- Перевод в текущие цены: ГЭСН содержат только нормы расхода ресурсов. Для получения стоимости работ в текущих ценах необходимо применить соответствующие индексы пересчета, которые утверждаются уполномоченными органами.
Примеры использования
Пример 1: Разработка котлована для железнодорожной инфраструктуры
Предположим, необходимо разработать и погрузить 50 000 м3 грунта 5-й категории в железнодорожный транспорт для строительства новой железнодорожной станции. Работы выполняются экскаватором с прямой лопатой и ковшом 12,5 м3. Условия стандартные, без дополнительных коэффициентов.
- Объем работ для нормы: 50 000 м3 / 1000 м3 = 50.
- Трудозатраты рабочих: 44.6 чел.-ч/1000 м3 * 50 = 2230 чел.-ч.
- Расход экскаваторов (12,5 м3): 2.87 маш.-ч/1000 м3 * 50 = 143.5 маш.-ч.
- Аналогично рассчитываются расходы других машин и материалов.
Пример 2: Учет особых условий
Если тот же объем грунта (50 000 м3) разрабатывается в условиях, где грунт является сильно налипающим, и проектом предусмотрен соответствующий коэффициент, например, 1.1 к трудозатратам и эксплуатации машин (согласно приложению 2.2 к ГЭСН 2001-02).
- Трудозатраты рабочих с коэффициентом: 44.6 чел.-ч/1000 м3 * 50 * 1.1 = 2453 чел.-ч.
- Расход экскаваторов (12,5 м3) с коэффициентом: 2.87 маш.-ч/1000 м3 * 50 * 1.1 = 157.85 маш.-ч.
Особенности и ограничения
- Категория грунта: Точное определение категории грунта является фундаментальным для правильного применения нормы. Ошибки в определении категории могут привести к существенным искажениям в сметной стоимости.
- Тип экскаватора: Норма четко указывает на использование экскаватора с "прямой лопатой" и конкретной вместимостью ковша. Применение другого типа оборудования или ковша иной вместимости потребует использования других норм или разработки индивидуальных расценок.
- Транспортировка: Норма применима только для погрузки грунта в железнодорожный транспорт. Для погрузки в автомобили-самосвалы или другие виды транспорта следует использовать соответствующие нормы, например, из того же сборника ГЭСН 02-01-008, но с другими индексами.
- Содержание путей: В норме учтены затраты на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Это подчеркивает комплексный характер работ и необходимость поддержания железнодорожной инфраструктуры в рабочем состоянии.
Полезная информация: Типичные ошибки, советы и связанные нормы
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение категории грунта: Это одна из наиболее частых и дорогостоящих ошибок. Неверно определенная категория грунта (например, принятие 5-й категории за 3-ю) приведет к занижению затрат на разработку, так как грунты 5-й категории значительно сложнее в разработке и могут требовать предварительного рыхления. Всегда опирайтесь на геологические изыскания и официальные таблицы категоризации грунтов.
- Игнорирование поправочных коэффициентов: Неучет коэффициентов, предусмотренных для особых условий (влажные, вязкие грунты, тупиковый забой), приведет к недостоверным расчетам. Всегда внимательно изучайте техническую часть сборника ГЭСН 02 и приложения к нему.
- Некорректный учет объемов: Объемы работ по ГЭСН 02-01-008-10 определяются в плотном теле. Ошибки в пересчете объемов из рыхлого состояния в плотное или наоборот могут исказить смету.
- Применение нормы для другого вида транспорта: Норма 02-01-008-10 четко указывает на железнодорожный транспорт. Использование ее для автомобильного транспорта является ошибкой, так как для этого существуют другие нормы (например, ГЭСН 02-01-008-02 или ГЭСН 02-01-008-18, которые предусматривают погрузку в автомобили-самосвалы).
- Игнорирование необходимости содержания железнодорожных путей: Хотя работы по содержанию путей учтены в норме, на практике могут возникать дополнительные затраты, связанные с их износом или необходимостью более интенсивного ремонта, которые должны быть учтены в проекте организации строительства.
Практические советы
- Детальное изучение проектной документации: Перед началом сметных расчетов тщательно изучите проектные данные, особенно разделы, касающиеся геологии участка, объемов земляных работ, типа используемой техники и логистики транспортировки грунта. Это поможет точно определить категорию грунта и применимость нормы.
- Использование актуальных сборников ГЭСН: Всегда используйте самые актуальные редакции сборников ГЭСН, так как нормативы могут обновляться и дополняться.
- Комплексный подход к расчету: Помните, что ГЭСН 02-01-008-10 охватывает только разработку и погрузку. Сопутствующие работы, такие как предварительное рыхление грунта (если оно не учтено в составе работ), уплотнение грунта в отвале, или дальняя транспортировка, могут требовать применения других норм.
- Консультации со специалистами: В случае сомнений по определению категории грунта или применению коэффициентов, не стесняйтесь обращаться к геологам или опытным сметчикам.
Связанные нормы
Норма ГЭСН 02-01-008-10 является частью обширной системы сметных нормативов. Для комплексного расчета земляных работ могут потребоваться следующие связанные нормы:
- Другие нормы в группе 02-01-008: В этой группе существуют нормы для экскаваторов с различной вместимостью ковша и для разных категорий грунтов, а также для погрузки в автомобильный транспорт. Например, ГЭСН 02-01-008-11 (ковш 10 м3, категория 1), ГЭСН 02-01-008-18 (ковш 8 м3, категория 3, погрузка в железнодорожный транспорт).
- Сборник ГЭСН 01 "Земляные работы": Содержит общие нормы на разработку и перемещение грунтов, а также сопутствующие работы, не связанные напрямую с горновскрышными.
- Сборник ГЭСН 28 "Железные дороги": Применяется для работ по устройству и ремонту железнодорожных путей, которые могут быть необходимы в рамках проекта.
- Сборник ГЭСН 27 "Автомобильные дороги": Может быть актуален, если часть грунта вывозится автомобильным транспортом или требуется устройство временных автомобильных дорог для подъезда к месту работ.
Контрольные моменты
При проверке смет, составленных с использованием ГЭСН 02-01-008-10, обратите внимание на следующие аспекты:
- Соответствие категории грунта: Убедитесь, что категория грунта, указанная в смете, подтверждена геологическими изысканиями.
- Правильность применения коэффициентов: Проверьте обоснованность применения любых поправочных коэффициентов и их соответствие условиям производства работ.
- Объем работ: Сверьте объем разработанного грунта с проектными данными, учитывая измерение в плотном теле.
- Комплектность работ: Убедитесь, что учтены все необходимые операции, включая перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, а также сопутствующие работы, если они не входят в данную норму.
- Актуальность нормативов: Проверьте, что смета составлена с использованием актуальной редакции ГЭСН.
Соблюдение этих рекомендаций поможет обеспечить точность и достоверность сметных расчетов, а также избежать разногласий при проверке и согласовании документации.
Ключевые моменты
-
Норма 02-01-008-10 предназначена для экскавации и погрузки грунта 5-й категории трудности в железнодорожный транспорт с использованием экскаватора "прямая лопата" с ковшом 12,5 м3.
-
Состав работ включает экскавацию грунта, погрузку в вагоны-самосвалы, а также перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей.
-
Грунты 5-й категории являются крепкими или скальными и могут требовать предварительного рыхления, в том числе взрывным способом.
-
Трудозатраты рабочих-строителей составляют 44.6 чел.-ч на 1000 м3 при среднем разряде 4,7.
-
При расчете необходимо учитывать поправочные коэффициенты для особых условий (влажные грунты, тупиковый забой) и определять объемы работ в плотном теле.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-008-10?
Когда применяется ГЭСН 02-01-008-10?
ГЭСН 02-01-008-10 применяется для определения ресурсных затрат при разработке и погрузке грунта 5-й категории трудности экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата" (вместимость ковша 12,5 м3) в железнодорожный транспорт. Норма обязательна для проектов, финансируемых из федерального бюджета, и рекомендательна для частных строек.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены различные материалы, необходимые для обеспечения процесса экскавации и поддержания железнодорожных путей. К ним относятся: щебень, песок, лесоматериалы, брус для стрелочных переводов, шпалы (деревянные и железобетонные), а также элементы крепления железнодорожного пути, такие как клеммы, противоугоны, шайбы, болты, накладки, подкладки и стрелочные переводы.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма 02-01-008-10 предусматривает затраты труда рабочих-строителей в размере 44.6 чел.-ч на каждые 1000 м3 разработанного и погруженного грунта. Средний разряд рабочих для выполнения данных работ составляет 4,7. Затраты труда машинистов учтены в стоимости эксплуатации машин.
4 Что означает "категория грунтов по трудности экскавации 5"?
Что означает "категория грунтов по трудности экскавации 5"?
5-я категория грунтов по трудности экскавации относится к крепким или скальным грунтам. Это могут быть дресва, известняк-ракушечник, меловые и сланцевые структуры, туф, отвердевший лёсс, а также плотные глины с включениями. Разработка таких грунтов значительно сложнее и часто требует предварительного рыхления, в том числе с применением взрывных методов.
Практические советы
Всегда тщательно проверяйте категорию грунта по результатам инженерно-геологических изысканий, так как это ключевой параметр для выбора правильной нормы.
Внимательно изучайте техническую часть сборника ГЭСН 02 и все приложения к нему для выявления возможных поправочных коэффициентов, учитывающих специфические условия выполнения работ.
При составлении сметы убедитесь, что все сопутствующие работы, такие как предварительное рыхление грунта (если оно не учтено в данной норме) или дальняя транспортировка, учтены с использованием соответствующих норм.
Помните, что ГЭСН отражают ресурсные затраты в базовых ценах 2000 года, и для получения текущей стоимости необходимо применять актуальные индексы пересчета.
Частые ошибки
Неправильное определение категории грунта, что приводит к занижению или завышению сметной стоимости работ. Всегда используйте данные геологических изысканий.
Игнорирование или некорректное применение поправочных коэффициентов, предусмотренных для особых условий производства работ (например, для влажных или вязких грунтов, тупикового забоя).
Применение нормы 02-01-008-10 для погрузки грунта в автомобильный транспорт вместо железнодорожного, что является грубой ошибкой, так как для этого существуют отдельные нормы.
Неверный расчет объемов работ, если они определены в рыхлом теле, а для нормы требуется плотное тело.