Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-008-18 представляет собой фундаментальный норматив в системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве Российской Федерации. Она является неотъемлемой частью Сборника №2 "Горновскрышные работы" ГЭСН-2001 (и его последующих редакций), который регламентирует затраты на выполнение специфических работ, связанных с разработкой и перемещением больших объемов грунта.
Основное назначение данной нормы — точное определение потребности в трудовых, машинных и материальных ресурсах, необходимых для осуществления разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт. Это критически важно для формирования достоверной сметной стоимости строительных проектов, особенно тех, что связаны с горнодобывающей промышленностью, крупными инфраструктурными объектами и разработкой карьеров. Норма 02-01-008-18 конкретизирует условия применения: работы выполняются экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата", вместимость ковша которых составляет 8 м³, а разрабатываемый грунт относится к 3-й категории по трудности экскавации.
ГЭСН являются основой для разработки единичных расценок (ФЕР, ТЕР, ОЕР) и обязательны для применения всеми организациями, независимо от их формы собственности, если финансирование капитального строительства осуществляется за счет средств федерального бюджета или целевых внебюджетных фондов. Для проектов, реализуемых за счет собственных средств предприятий или физических лиц, применение ГЭСН носит рекомендательный характер, однако они остаются важным ориентиром для объективной оценки затрат.
Понимание и корректное применение ГЭСН 02-01-008-18 позволяет сметчикам не только точно рассчитать стоимость работ, но и избежать распространенных ошибок, которые могут привести к завышению или занижению сметы, а также к проблемам при прохождении экспертизы.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 02-01-008-18 детально описывает комплекс операций, которые должны быть выполнены для достижения конечного результата — разработанного и погруженного в железнодорожный транспорт грунта. В состав работ, учтенных данной нормой, входят три основные операции:
- Экскавация грунта: Это первоначальный и основной этап, включающий непосредственную выемку грунта из массива. Для данной нормы предусмотрено использование экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 8 м³. Процесс экскавации включает в себя не только копание, но и маневрирование экскаватора в забое, подготовку рабочей зоны, а также перемещение машины в безопасное место перед возможными взрывными работами.
- Погрузка в вагоны-самосвалы (думпкары): После экскавации грунт немедленно загружается в специализированные железнодорожные вагоны — думпкары. Эта операция требует точного позиционирования экскаватора и думпкаров для эффективной и безопасной погрузки. Учтены все необходимые маневры экскаватора для загрузки транспортных средств.
- Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: Этот пункт подчеркивает комплексный характер нормы. Он включает в себя все работы, связанные с обеспечением бесперебойного функционирования железнодорожной колеи, по которой осуществляется транспортировка грунта. Это может быть периодическая передвижка путей по мере продвижения забоя или отвала, их текущий ремонт (например, замена шпал, подбивка балласта, рихтовка пути) и общее содержание, обеспечивающее безопасность и эффективность движения думпкаров.
Важно отметить, что в состав нормы уже включены все вспомогательные и сопутствующие операции, которые не выделяются отдельными позициями, но являются неотъемлемой частью технологического процесса. К ним относятся: прием и сдача строительных машин, их смазка, мелкий и профилактический ремонт, подготовка забоя, передвижка машин в забое и на отвалах, планировка подошвы забоя и отвала, а также основания под транспортные железнодорожные пути. Это позволяет избежать задвоения затрат при составлении сметы.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по ГЭСН 02-01-008-18 предусмотрен строго определенный набор материальных ресурсов и машин, расход которых нормирован на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта.
Машины и оборудование:
- Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 2.93 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м³: 0.71 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 8 м³: 2.93 маш.-ч
- Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.84 маш.-ч
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.84 маш.-ч
- Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 70 маш.-ч
- Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.43 маш.-ч
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 6.36 маш.-ч
- Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.87 маш.-ч
- Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.91 маш.-ч
- Машины путерихтовочные: 0.72 маш.-ч
- Насосы, производительность 100 м³/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.95 маш.-ч
Материалы:
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.7 м³
- Песок природный для строительных работ II класс, средний: 1.24 м³
- Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м³
- Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.039 м³
- Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.93 шт
- Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.178 м³
- Клеммы ПК: 0.002 т
- Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.003 т
- Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 т
- Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т
- Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 т
- Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.001 т
- Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.358 шт
- Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.008 т
- Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.003 компл
Трудозатраты и время выполнения
Трудозатраты рабочих-строителей по норме ГЭСН 02-01-008-18 составляют 39.06 чел.-ч на каждые 1000 м³ разработанного и погруженного грунта. Эта величина отражает суммарное время, затрачиваемое рабочими на выполнение всех операций, предусмотренных составом работ.
Средний разряд работы, предусмотренный данной нормой, составляет 4,7. Это достаточно высокий разряд, что обусловлено сложностью и ответственностью выполняемых работ. Рабочие должны обладать глубокими знаниями и навыками в области:
- Управления тяжелой строительной техникой: Операторы экскаваторов должны быть высококвалифицированными, так как работа с ковшом вместимостью 8 м³ требует точности и опыта.
- Земляных работ: Понимание свойств грунтов, методов их разработки, а также правил безопасности при работе в карьерах и на отвалах.
- Железнодорожных работ: Знание технологии укладки, ремонта и содержания железнодорожных путей, включая работу с путевыми машинами и механизмами, а также соблюдение правил движения железнодорожного транспорта.
Высокий средний разряд также указывает на то, что в бригаде должны присутствовать специалисты различных профилей, способные выполнять как основные земляные работы, так и сопутствующие операции по железнодорожной инфраструктуре.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Корректное применение нормы ГЭСН 02-01-008-18 в сметной документации требует строгого соблюдения определенного алгоритма:
- Изучение исходных данных проекта:
- Объем работ: Определите общий объем грунта, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт, согласно проектной документации. Важно, чтобы объем был указан в плотном теле, так как ГЭСН нормируют объемы горновскрышных работ именно в плотном теле.
- Категория грунта: Установите категорию грунта по трудности экскавации. Для ГЭСН 02-01-008-18 это должна быть 3-я категория. Классификация грунтов на категории по трудности разработки приведена в общих положениях и приложениях к сборникам ГЭСН, например, в ГЭСН-2001-01 "Земляные работы" (Приложение 1.1) или ГЭСН-2001-02 "Горновскрышные работы" (Таблица 1). Эта информация должна быть подтверждена инженерно-геологическими изысканиями.
- Тип оборудования и транспорта: Убедитесь, что проектом предусмотрено использование экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 8 м³, а также транспортировка грунта железнодорожным транспортом (вагонами-самосвалами).
- Выбор соответствующей нормы:
- На основании полученных данных выберите ГЭСН 02-01-008-18. Убедитесь, что все параметры (вместимость ковша, категория грунта, вид транспорта) точно соответствуют условиям проекта. Если параметры отличаются, необходимо выбрать другую поднорму из таблицы 02-01-008 или другую таблицу ГЭСН.
- Применение корректирующих коэффициентов:
- Ознакомьтесь с технической частью и приложениями к Сборнику ГЭСН-02 "Горновскрышные работы". В них содержатся коэффициенты, учитывающие специфические условия производства работ.
- Влажные и вязкие грунты: Если разрабатываются влажные и вязкие грунты, сильно налипающие на ковш экскаватора, применяются коэффициенты согласно п. 3.1 приложения 2.2.
- Тупиковый забой: При разработке грунта тупиковым забоем применяются коэффициенты согласно п. 3.2 приложения 2.2.
- Другие усложняющие факторы: Могут быть предусмотрены коэффициенты для стесненных условий, работы в охранных зонах, вблизи действующих коммуникаций и т.д. Всегда проверяйте актуальные приложения к сборнику.
- Расчет ресурсных показателей:
- Умножьте нормативные показатели расхода ресурсов (трудозатраты рабочих, машино-часы работы машин, расход материалов), указанные в норме на 1000 м³, на фактический объем работ, выраженный в тысячах кубических метров.
- Примените все необходимые корректирующие коэффициенты к соответствующим статьям затрат (например, к трудозатратам и машино-часам).
- Пример: Если объем работ составляет 5000 м³, то расчетный объем для нормы будет 5 (5000 м³ / 1000 м³). Тогда трудозатраты составят 5 * 39.06 = 195.3 чел.-ч. Аналогично для машин и материалов.
- Перевод в стоимостное выражение:
- Полученные ресурсные показатели (чел.-ч, маш.-ч, м³, т, шт. и т.д.) умножаются на текущие или базисные сметные цены на соответствующие ресурсы. Это позволяет получить прямые затраты в сметной стоимости.
- Для перевода в текущие цены используются индексы пересчета, публикуемые Минстроем России или региональными центрами ценообразования.
Примеры использования
- Строительство нового угольного разреза: На начальном этапе строительства крупного угольного разреза необходимо выполнить значительный объем вскрышных работ, чтобы добраться до угольного пласта. Если верхние слои представлены грунтами 3-й категории, и проектом предусмотрена их разработка мощными экскаваторами (8 м³ ковш) с последующей погрузкой в думпкары для вывоза на внешние отвалы, то ГЭСН 02-01-008-18 будет основной нормой для расчета этих земляных работ.
- Расширение действующего карьера: При расширении карьера по добыче щебня требуется углубление или расширение выработок. Если вскрываемые породы классифицируются как грунт 3-й категории, и для их удаления используется железнодорожный транспорт, данная норма будет применяться для определения затрат на экскавацию и погрузку.
- Прокладка железнодорожных подъездных путей к промышленному объекту: В случае, когда для нового промышленного предприятия требуется прокладка протяженных железнодорожных подъездных путей, и при этом возникают значительные объемы земляных работ по выемке грунта 3-й категории с его последующим вывозом по существующей или вновь устроенной железнодорожной ветке.
Особенности и ограничения
- Строгая привязка к категории грунта: Норма 02-01-008-18 применима исключительно для грунтов 3-й категории по трудности экскавации. Использование ее для грунтов других категорий без соответствующей корректировки или выбора другой поднормы является ошибкой. Например, для грунтов 4-й категории следует применять ГЭСН 02-01-008-19, а для 5-й — ГЭСН 02-01-008-20.
- Специфика транспортного средства: Норма четко определяет способ транспортировки — железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы). Она не может быть использована для расчета погрузки грунта в автомобили-самосвалы. Для этого существуют отдельные нормы, например, в таблице ГЭСН 02-01-015.
- Вместимость ковша экскаватора: Параметр вместимости ковша (8 м³) является фиксированным для данной нормы. Если на объекте используются экскаваторы с другой вместимостью ковша (например, 6,3 м³ или 12,5 м³), необходимо выбрать соответствующую поднорму из той же таблицы 02-01-008.
- Естественная влажность грунта: Норма разработана исходя из условий разработки грунтов естественной влажности. При работе с переувлажненными, сильно налипающими или вязкими грунтами, которые значительно усложняют процесс экскавации и погрузки, необходимо применять повышающие коэффициенты, предусмотренные в приложениях к сборнику ГЭСН-02.
- Фронтальный забой: В ГЭСН сборника 2 предусмотрена разработка грунта фронтальным забоем. Если работы ведутся тупиковым забоем (что менее эффективно), также следует применять соответствующие коэффициенты.
- Комплексность работ: Важно помнить, что норма уже включает в себя работы по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей. Дополнительное нормирование этих операций приведет к задвоению затрат.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
Ошибки при применении сметных норм могут привести к серьезным финансовым последствиям и проблемам с экспертизой. Для ГЭСН 02-01-008-18 наиболее частыми ошибками являются:
- Неверное определение категории грунта: Это, пожалуй, самая критичная ошибка. Определение категории грунта "на глаз" или по устаревшим данным недопустимо. Всегда опирайтесь на актуальные инженерно-геологические изыскания и официальные классификации грунтов, приведенные в нормативных документах (например, в Приложении 1.1 к ГЭСН-2001-01 "Земляные работы"). Грунт 3-й категории значительно отличается по трудности разработки от 1-й или 5-й, и неправильный выбор категории приведет к некорректному расчету затрат.
- Игнорирование или неправильное применение корректирующих коэффициентов: Многие сметчики забывают или не знают о необходимости применения коэффициентов, учитывающих усложняющие факторы (влажность, вязкость грунта, тупиковый забой, стесненные условия, работа в охранных зонах и т.д.). Всегда внимательно изучайте техническую часть и приложения к Сборнику ГЭСН-02, где эти коэффициенты подробно описаны. Неприменение коэффициентов приведет к занижению сметной стоимости, а их необоснованное применение — к завышению.
- Путаница с видом транспортного средства: ГЭСН 02-01-008-18 четко указывает на железнодорожный транспорт. Использование этой нормы для погрузки грунта в автомобили-самосвалы является грубой методологической ошибкой. Для автотранспорта предусмотрены другие нормы, например, из таблицы ГЭСН 02-01-015.
- Несоответствие вместимости ковша экскаватора: Если проектом предусмотрен экскаватор с ковшом, например, 6,3 м³ или 12,5 м³, а применяется норма для 8 м³, это также является ошибкой. Необходимо выбрать соответствующую поднорму из таблицы 02-01-008.
- Задвоение затрат на сопутствующие работы: Некоторые сметчики могут попытаться дополнительно нормировать работы по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей, не учитывая, что эти операции уже включены в состав ГЭСН 02-01-008-18. Внимательное изучение "Состава работ" поможет избежать таких задвоений.
- Некорректное округление объемов: Единица измерения нормы — 1000 м³. Ошибки в переводе фактических объемов в нормативные единицы (например, умножение на 1000 вместо деления) приведут к многократным искажениям сметной стоимости.
Практические советы
Для эффективного и безошибочного применения ГЭСН 02-01-008-18 сметчикам рекомендуется:
- Глубокое изучение проектной и изыскательской документации: Всегда начинайте работу с тщательного анализа инженерно-геологических отчетов, проекта организации строительства (ПОС) и проекта производства работ (ППР). Именно в этих документах содержатся ключевые данные о категории грунта, условиях производства работ, типе используемой техники и логистике.
- Использование актуальных нормативных баз: Сметно-нормативная база регулярно обновляется. Убедитесь, что вы используете последнюю редакцию Сборника ГЭСН-02 "Горновскрышные работы" и всех сопутствующих приложений. Это поможет избежать ошибок, связанных с устаревшими нормативами или коэффициентами.
- Постоянное повышение квалификации: Сметное дело требует непрерывного обучения. Посещайте семинары, вебинары, изучайте новые методические указания и разъяснения Минстроя России.
- Взаимодействие с техническими специалистами: Не стесняйтесь задавать вопросы инженерам-проектировщикам, геологам, производителям работ. Их практический опыт и знания могут помочь в правильной интерпретации условий и выборе норм.
- Ведение базы знаний: Создайте личную базу данных или чек-листы для наиболее часто используемых норм, включая типичные ошибки и особенности применения. Это ускорит работу и снизит вероятность ошибок.
- Проверка обоснования: При составлении сметы всегда указывайте обоснование нормы (НР: Пр/812-002.0, СП: Пр/774-002.0), что облегчит проверку и подтвердит корректность применения.
Связанные нормы
Для полного и точного расчета земляных работ сметчику часто приходится оперировать не одной, а целым комплексом взаимосвязанных норм. ГЭСН 02-01-008-18 является частью большой системы, и ее правильное применение часто зависит от контекста других норм:
- ГЭСН 02-01-008-19: Эта норма является непосредственной "соседкой" по таблице и применяется для аналогичных работ (разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с ковшом 8 м³), но для грунтов 4-й категории по трудности экскавации. Используется, когда грунт более плотный или содержит включения, усложняющие разработку.
- ГЭСН 02-01-008-20: Аналогично предыдущей, но для грунтов 5-й категории по трудности экскавации. Это могут быть очень плотные, скальные или мерзлые грунты, требующие значительных усилий для разработки.
- ГЭСН 02-01-001: "Разработка грунта экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата с укладкой в отвал". Эта норма применяется, если разработанный грунт не вывозится железнодорожным транспоментом, а укладывается непосредственно в отвал или на борт траншеи. Она является альтернативой 02-01-008-18, если отсутствует необходимость в транспортировке.
- ГЭСН 02-01-015: "Разработка и погрузка грунта в автомобили-самосвалы". Используется в случаях, когда транспортировка разработанного грунта осуществляется автомобильным транспортом, а не железнодорожным. Это принципиальное отличие, требующее выбора соответствующей нормы.
- ГЭСН 02-01-002: "Разработка грунта экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием прямая лопата". Применяется для специфических условий, например, при разработке глубоких котлованов или траншей, где требуется экскаватор с удлиненным рабочим оборудованием.
Контрольные моменты
Для обеспечения достоверности и обоснованности сметной документации, а также для успешного прохождения экспертизы, необходимо уделять внимание следующим контрольным моментам:
- Документальное подтверждение категории грунта: Требуйте от заказчика или проектной организации предоставления инженерно-геологических отчетов, в которых четко указана категория грунтов по трудности экскавации. Это является основным документом для выбора соответствующей нормы.
- Обоснованность применения коэффициентов: Каждый примененный коэффициент (на влажность, вязкость, стесненность, тупиковый забой и т.д.) должен быть обоснован ссылкой на соответствующий пункт технической части сборника ГЭСН или на акт освидетельствования условий производства работ.
- Соответствие объемов работ: Объемы, заложенные в смету, должны строго соответствовать проектным объемам, указанным в плотном теле. Любые расхождения должны быть аргументированы.
- Проверка типа и вместимости оборудования: Убедитесь, что тип экскаватора (прямая лопата), его вместимость ковша (8 м³) и вид транспорта (железнодорожный) соответствуют условиям, указанным в норме 02-01-008-18. Отклонения требуют выбора другой нормы.
- Отсутствие дублирования работ: Тщательно проверьте, чтобы работы, уже учтенные в составе ГЭСН 02-01-008-18 (например, перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей), не были включены в смету отдельными позициями.
- Актуальность нормативной базы: Убедитесь, что смета составлена с использованием актуальной редакции ГЭСН и индексов пересчета.
Соблюдение этих принципов позволит составить точную и обоснованную смету, минимизируя риски возникновения вопросов со стороны контролирующих органов и обеспечивая прозрачность ценообразования.
Ключевые моменты
-
Норма 02-01-008-18 применяется для экскавации и погрузки грунта 3-й категории в железнодорожный транспорт.
-
Используются экскаваторы с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 8 м³.
-
В состав работ включены экскавация, погрузка в вагоны-самосвалы и работы по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей.
-
Трудозатраты составляют 39.06 чел.-ч на 1000 м³ грунта при среднем разряде 4.7.
-
Необходимо учитывать корректирующие коэффициенты для влажных/вязких грунтов и тупикового забоя, а также строго соблюдать тип транспорта и вместимость ковша.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-008-18?
Когда применяется ГЭСН 02-01-008-18?
ГЭСН 02-01-008-18 применяется для нормирования затрат на разработку и погрузку грунта 3-й категории по трудности экскавации в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы) с использованием одноковшовых экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 8 м³. Это актуально для горновскрышных работ, строительства и реконструкции карьеров, а также при прокладке железнодорожных путей с большими объемами земляных работ.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены материалы, необходимые для обеспечения процесса экскавации и, в частности, для содержания железнодорожных путей. К ним относятся: щебень, песок, лесоматериалы, брус для стрелочных переводов, деревянные и железобетонные шпалы, а также различные элементы рельсовых скреплений, такие как клеммы, противоугоны, шайбы, болты, шурупы, накладки и подкладки. Также учтены комплекты стрелочных переводов.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма ГЭСН 02-01-008-18 предусматривает трудозатраты рабочих-строителей в размере 39.06 чел.-ч на каждые 1000 м³ разработанного и погруженного грунта. Средний разряд работы для выполнения данного комплекса операций составляет 4,7, что указывает на необходимость привлечения квалифицированного персонала.
4 Какие машины и механизмы учтены в норме?
Какие машины и механизмы учтены в норме?
В норме учтен широкий спектр машин и механизмов, необходимых для выполнения работ. Основными являются экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу с ковшом 8 м³ и вагоны-самосвалы (думпкары). Кроме того, предусмотрены бульдозеры, дизельные экскаваторы меньшего объема, бурильно-крановые машины, железнодорожные краны, дрезины, тепловозы, а также специализированные путевые машины: для балластировки, подбивки шпал и путерихтовочные машины. Учтены также насосы для водоотлива.
Практические советы
Всегда тщательно изучайте инженерно-геологические отчеты для точного определения категории грунта.
Внимательно читайте техническую часть и приложения к Сборнику ГЭСН-02 для корректного применения всех необходимых корректирующих коэффициентов.
Убедитесь, что тип транспортного средства (железнодорожный) и вместимость ковша экскаватора (8 м³) строго соответствуют условиям нормы.
Проверяйте, чтобы объемы работ в смете были указаны в плотном теле и соответствовали проектным данным.
Регулярно обновляйте сметно-нормативную базу и следите за изменениями в методических указаниях Минстроя России.
Частые ошибки
Неправильное определение категории грунта по трудности экскавации без опоры на инженерно-геологические изыскания.
Игнорирование или некорректное применение корректирующих коэффициентов для влажных/вязких грунтов, тупикового забоя или стесненных условий.
Применение нормы 02-01-008-18 для погрузки грунта в автомобили-самосвалы вместо железнодорожного транспорта.
Несоответствие вместимости ковша экскаватора, указанной в норме (8 м³), фактическому оборудованию на объекте.
Задвоение затрат на работы по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей, которые уже учтены в составе данной нормы.