Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-008-19 является важным инструментом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости горновскрышных и земляных работ. Эта норма включена в Сборник №2 "Горновскрышные работы" и предназначена для определения потребности в ресурсах при выполнении специфического вида работ – разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 02-01-008-19 применяется для нормирования затрат на разработку и погрузку грунта в железнодорожный транспорт с использованием экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата". Ключевыми параметрами для применения данной нормы являются: вместимость ковша экскаватора – 8 м³, а также категория грунтов по трудности экскавации – 4.
Эта норма охватывает комплекс работ, связанных с перемещением значительных объемов грунта, характерных для крупных строительных проектов, разработки карьеров, создания насыпей и выемок, а также при реконструкции действующих разрезов или вскрытии нижних горизонтов.
Основные характеристики
- Код нормы: 02-01-008-19
- Полное наименование: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 8 м³, категория грунтов по трудности экскавации 4.
- Единица измерения: 1000 м³ грунта. Это означает, что все ресурсные показатели в норме приведены на тысячу кубических метров разработанного и погруженного грунта.
- Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы). ГЭСН являются исходными нормами для определения потребности в ресурсах (трудозатрат, времени эксплуатации машин, материальных ресурсов) и используются для составления смет ресурсным и ресурсно-индексным методами.
- Категория грунта: 4-я категория по трудности экскавации. Классификация грунтов по трудности разработки является одним из важнейших факторов, влияющих на выбор нормы и расчет затрат.
Техническая информация
Для корректного применения ГЭСН 02-01-008-19 необходимо четко понимать состав работ, а также перечень и количество учтенных в норме ресурсов.
Состав работ по норме
Норма 02-01-008-19 включает в себя полный комплекс операций, необходимых для выполнения поставленной задачи. Согласно официальным источникам, состав работ по данной норме следующий:
- Экскавация грунта. Это основная операция, включающая непосредственную выемку грунта экскаватором из забоя.
- Погрузка в вагоны-самосвалы (думпкары). После экскавации грунт перемещается и загружается непосредственно в железнодорожные вагоны-самосвалы для дальнейшей транспортировки.
- Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Данный пункт подчеркивает комплексный характер нормы, учитывая не только саму разработку и погрузку, но и сопутствующие работы по обеспечению функционирования железнодорожного транспорта на участке производства работ. Это включает в себя поддержание путей в рабочем состоянии, их переустройство по мере продвижения работ и устранение возможных повреждений.
Материалы и ресурсы
В ГЭСН 02-01-008-19 учтены среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, а также материальные ресурсы, необходимые для выполнения указанных работ. Ниже представлен перечень основных материалов и ресурсов с их нормативным расходом на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта:
Машины и оборудование:
- Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 3.67 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м³: 0.9 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 8 м³: 3.67 маш.-ч
- Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 1.06 маш.-ч
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 1.04 маш.-ч
- Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 87.65 маш.-ч
- Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.54 маш.-ч
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 7.97 маш.-ч
- Машины для балластировки железнодорожного пути: 1.08 маш.-ч
- Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 1.16 маш.-ч
- Машины путерихтовочные: 0.91 маш.-ч
- Насосы, производительность 100 м³/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 1.18 маш.-ч
Материалы:
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.79 м³
- Песок природный для строительных работ II класс, средний: 1.24 м³
- Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м³
- Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.04 м³
- Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.93 шт
- Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.2 м³
- Клеммы ПК: 0.002 т
- Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.003 т
- Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 т
- Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т
- Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 т
- Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.002 т
- Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.418 шт
- Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.009 т
- Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.003 компл
Трудозатраты и время выполнения
Трудозатраты рабочих-строителей по норме ГЭСН 02-01-008-19 составляют 41.77 чел.-ч на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта. Средний разряд работы для данной нормы установлен на уровне 4.7. Это указывает на необходимость привлечения квалифицированных рабочих для выполнения комплекса операций, включающих не только экскавацию, но и работы по обслуживанию железнодорожных путей.
Требования к квалификации
Высокий средний разряд работы (4.7) подразумевает, что к выполнению работ по данной норме должны привлекаться рабочие, обладающие соответствующими навыками и опытом. Это касается как машинистов экскаваторов и другой специализированной техники, так и рабочих, занятых на вспомогательных операциях, включая ремонт и содержание железнодорожных путей. Рабочие должны быть знакомы с правилами техники безопасности при работе с тяжелой техникой и на железнодорожных путях.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 02-01-008-19 является залогом точного сметного расчета. Сметчикам необходимо учитывать не только прямые показатели нормы, но и специфические условия производства работ.
Пошаговый алгоритм расчета
- Определение объема работ: Первым шагом является точное определение объема грунта, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт, согласно проектной документации. Объем грунта определяется в плотном теле.
- Выбор нормы: Убедитесь, что условия вашего проекта соответствуют параметрам ГЭСН 02-01-008-19: экскаватор "прямая лопата" с ковшом 8 м³ и 4-я категория грунта. Если параметры отличаются (например, другая вместимость ковша или категория грунта), необходимо выбрать соответствующую норму из таблицы ГЭСН 02-01-008.
- Применение коэффициентов: Оцените условия производства работ. Если присутствуют усложняющие факторы (например, разработка влажных, вязких, сильно налипающих грунтов или работа в тупиковом забое), необходимо применить соответствующие повышающие коэффициенты из Приложения 2.2 к Сборнику ГЭСН-2001-02.
- Расчет ресурсных показателей: Умножьте нормативные показатели расхода материалов, времени эксплуатации машин и трудозатрат (указанные на 1000 м³) на фактический объем работ (в тысячах кубических метров) с учетом примененных коэффициентов. Полученные значения будут отражать потребность в ресурсах для выполнения данного объема работ.
- Перевод в текущие цены: Полученные ресурсные показатели затем переводятся в стоимостное выражение с использованием текущих цен на ресурсы и соответствующих индексов пересчета. Важно помнить, что ГЭСН содержит только нормы расхода ресурсов, а не их стоимость в рублях.
Примеры использования
- Разработка карьера: При разработке нового карьера, где необходимо перемещать большие объемы грунта 4-й категории в железнодорожные вагоны для дальнейшей транспортировки на отвал или переработку, данная норма будет основной для расчета затрат на экскавацию и погрузку.
- Строительство железнодорожной насыпи: Если для возведения железнодорожной насыпи требуется разработка грунта из прилегающих выемок и его погрузка в думпкары для доставки к месту укладки, ГЭСН 02-01-008-19 будет применима при условии соответствия категории грунта и типа экскаватора.
- Реконструкция горнодобывающего предприятия: При расширении или углублении существующих разрезов, где требуется выемка грунта и его транспортировка по железной дороге, данная норма позволит корректно учесть затраты на эти операции.
Особенности и ограничения
- Категория грунта: Норма строго привязана к 4-й категории грунтов по трудности экскавации. Использование ее для грунтов другой категории приведет к некорректным расчетам.
- Тип экскаватора: Учтен экскаватор с рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 8 м³. Применение экскаваторов другого типа или вместимости требует использования других норм.
- Транспорт: Норма предусматривает погрузку грунта именно в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы). Если грунт вывозится автомобильным транспортом, следует применять другие нормы, например, из таблицы ГЭСН 02-01-015.
- Комплексность работ: Важно помнить, что норма уже включает затраты на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей в пределах зоны работ. Это позволяет избежать дублирования затрат и упрощает расчет.
- Влажность и вязкость грунта: При работе с влажными и вязкими грунтами, которые сильно налипают на ковш экскаватора, а также с мерзлыми грунтами, разрабатываемыми при положительной температуре, следует применять повышающие коэффициенты.
- Тип забоя: Если разработка грунта ведется в тупиковом забое (а не фронтальным), также применяются корректирующие коэффициенты.
Полезная информация
Для эффективной работы с ГЭСН 02-01-008-19 сметчикам полезно знать о типичных ошибках и способах их предотвращения, а также о связанных нормах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение категории грунта: Одна из наиболее частых ошибок. Использование нормы для грунта, который по факту относится к другой категории, приведет к существенным искажениям в смете. Всегда опирайтесь на данные геологических изысканий и проектной документации для точного определения категории грунта.
- Игнорирование сопутствующих работ: Забывчивость или недооценка пункта "Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей" может привести к завышению сметы, если эти работы будут учтены дополнительно. Помните, что они уже включены в данную норму.
- Неприменение или некорректное применение коэффициентов: Условия работы (влажность грунта, тип забоя) могут значительно влиять на трудоемкость и расход ресурсов. Отсутствие или неверное применение соответствующих коэффициентов из технических частей сборников ГЭСН приведет к недостоверным расчетам. Всегда изучайте техническую часть сборника ГЭСН-2001-02.
- Путаница с типом транспорта: Норма четко указывает на железнодорожный транспорт. Использование ее для автомобильной перевозки грунта является грубой ошибкой. Внимательно проверяйте способ транспортировки грунта, предусмотренный проектом.
- Использование устаревших редакций: Нормативные документы регулярно обновляются. Убедитесь, что вы используете актуальную редакцию ГЭСН 02-01-008-19, чтобы избежать расхождений с действующими требованиями.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом сметного расчета тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся геологических изысканий, объемов земляных работ и логистики перемещения грунта. Это поможет правильно определить категорию грунта и способ его транспортировки.
- Использование специализированного ПО: Современные сметные программы значительно упрощают работу с ГЭСН, автоматизируя применение коэффициентов и расчет ресурсных показателей. Однако всегда проверяйте корректность данных, вводимых в программу.
- Консультации со специалистами: В случае сомнений по применению нормы или определению категории грунта не стесняйтесь обращаться за консультацией к инженерам-геологам, проектировщикам или опытным сметчикам.
- Ведение базы данных: Создайте собственную базу данных или чек-листы по часто используемым нормам, включая ГЭСН 02-01-008-19, с указанием всех особенностей и возможных коэффициентов.
Связанные нормы
Таблица ГЭСН 02-01-008 содержит ряд норм, которые отличаются параметрами экскаватора или категорией грунта. Сметчику важно уметь ориентироваться в них и выбирать наиболее подходящую:
- ГЭСН 02-01-008-20: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 8 м³, категория грунтов по трудности экскавации 5.
- ГЭСН 02-01-008-21: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 6,3 м³, категория грунтов по трудности экскавации 1.
- ГЭСН 02-01-008-22: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 6,3 м³, категория грунтов по трудности экскавации 2.
Также могут быть полезны нормы из других сборников ГЭСН, например:
- ГЭСН 02-01-015: Разработка и погрузка грунта в автомобили-самосвалы. Эта норма применяется, если грунт вывозится автотранспортом.
- ГЭСН 01-01-001: Разработка грунта экскаваторами с укладкой в отвал. Применяется, если грунт не погружается в транспорт, а укладывается непосредственно в отвал.
Контрольные моменты
- Соответствие проектным данным: Всегда сверяйте выбранную норму с проектными решениями по типу экскаватора, объему ковша, категории грунта и способу транспортировки.
- Актуальность нормативной базы: Используйте только действующие редакции ГЭСН и приложений к ним.
- Учет всех факторов: Не забывайте о возможных усложняющих факторах и необходимости применения соответствующих коэффициентов.
- Комплексность работ: Помните, что норма 02-01-008-19 уже включает работы по железнодорожным путям, что исключает их отдельное нормирование.
Тщательное следование этим рекомендациям позволит сметчикам избежать ошибок и обеспечить высокую точность сметных расчетов при применении ГЭСН 02-01-008-19.
Ключевые моменты
-
Норма 02-01-008-19 применяется для экскаваторов с ковшом 8 м³ и грунтов 4-й категории по трудности экскавации.
-
Состав работ включает экскавацию, погрузку в вагоны-самосвалы и обслуживание железнодорожных путей.
-
Трудозатраты рабочих-строителей составляют 41.77 чел.-ч на 1000 м³ грунта при среднем разряде 4.7.
-
Норма учитывает расход широкого спектра машин и материалов, включая железнодорожное оборудование.
-
Применение коэффициентов обязательно при работе с влажными/вязкими грунтами или в тупиковом забое.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-008-19?
Когда применяется ГЭСН 02-01-008-19?
ГЭСН 02-01-008-19 применяется для определения потребности в ресурсах при разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт. Она предназначена для экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 8 м³, работающих с грунтами 4-й категории по трудности экскавации.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены такие материалы, как щебень, песок, лесоматериалы, брус, шпалы (деревянные и железобетонные), а также различные элементы железнодорожного пути: клеммы, противоугоны, шайбы, болты, шурупы, накладки, подкладки и стрелочные переводы.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
ГЭСН 02-01-008-19 предусматривает трудозатраты рабочих-строителей в размере 41.77 чел.-ч на каждые 1000 м³ разработанного и погруженного грунта. Средний разряд работы для этих операций составляет 4.7.
4 Учитывает ли норма затраты на железнодорожные пути?
Учитывает ли норма затраты на железнодорожные пути?
Да, состав работ по ГЭСН 02-01-008-19 включает "Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей". Это означает, что затраты на данные операции уже учтены в норме и не требуют отдельного нормирования.
Практические советы
Всегда тщательно проверяйте категорию грунта по данным геологических изысканий, чтобы выбрать наиболее подходящую норму.
Изучайте технические части сборников ГЭСН для понимания всех условий применения нормы и возможных коэффициентов.
Используйте актуальные редакции нормативных документов, чтобы избежать ошибок в расчетах.
Применяйте специализированное сметное программное обеспечение для автоматизации расчетов и минимизации ручных ошибок.
Частые ошибки
Неправильное определение категории грунта, что приводит к некорректному выбору нормы и искажению сметы.
Игнорирование необходимости применения повышающих коэффициентов при работе в усложненных условиях (например, влажные, вязкие грунты или тупиковый забой).
Попытка применения данной нормы для транспортировки грунта автомобильным транспортом вместо железнодорожного.
Дублирование затрат на ремонт и содержание железнодорожных путей, которые уже учтены в составе работ нормы.