Введение: Назначение и область применения ГЭСН 02-01-008-21
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-008-21 является одним из фундаментальных нормативов в сфере ценообразования строительных работ, регламентирующих земляные работы. Данная норма предназначена для определения потребности в ресурсах, необходимых для выполнения комплекса работ по разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт. Она применяется для экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 6,3 м³, при работе с грунтами 1-й категории по трудности экскавации.
ГЭСН являются обязательными для применения всеми предприятиями и организациями, осуществляющими капитальное строительство с привлечением средств федерального бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, ГЭСН носят рекомендательный характер.
Основное назначение нормы 02-01-008-21 – это обеспечение точного и обоснованного расчета прямых затрат в сметной документации. Она отражает среднеотраслевой уровень строительного производства, учитывая принятую технику и технологию выполнения работ.
Техническая информация: Детальный анализ нормы
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 02-01-008-21 охватывает полный комплекс операций, необходимых для разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт. В состав работ включены следующие технологические процессы:
- Экскавация грунта: Непосредственная выемка грунта экскаваторами с прямой лопатой. Это включает в себя все операции по набору грунта в ковш, повороту стрелы и выгрузке. Норма разработана исходя из условий выполнения работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами, при положительной температуре воздуха.
- Погрузка в вагоны-самосвалы (думпкары): Перемещение разработанного грунта из ковша экскаватора непосредственно в железнодорожные вагоны-самосвалы. Это подразумевает точное позиционирование экскаватора и вагонов для эффективной погрузки.
- Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: Данный пункт учитывает затраты на обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта в зоне производства земляных работ. Это включает в себя перемещение путей по мере продвижения работ, их текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии для движения думпкаров. Это важный аспект, отличающий данную норму от других норм на разработку грунта, где транспортировка осуществляется автомобильным транспортом.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ, предусмотренных ГЭСН 02-01-008-21, нормой учтены следующие основные машины, механизмы и материальные ресурсы:
Машины и механизмы:
- Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 2.5 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м³: 0.48 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 6,3 м³: 2.5 маш.-ч
- Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.36 маш.-ч
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.58 маш.-ч
- Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 61.2 маш.-ч
- Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.3 маш.-ч
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 5.56 маш.-ч
- Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.59 маш.-ч
- Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.64 маш.-ч
- Машины путерихтовочные: 0.5 маш.-ч
- Насосы, производительность 100 м³/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.8 маш.-ч
Материальные ресурсы:
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.53 м³
- Песок природный для строительных работ II класс, средний: 1.65 м³
- Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м³
- Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.04 м³
- Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.24 шт
- Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.134 м³
- Клеммы ПК: 0.002 т
- Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.004 т
- Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 т (учитываются при необходимости)
- Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т
- Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 т
- Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.002 т
- Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.418 шт
- Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.009 т
- Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.004 компл
- Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0.58 ч (указаны как трудозатраты, но по сути являются материалом, необходимым для ремонта и содержания путей)
Трудозатраты и время выполнения
Трудозатраты по норме ГЭСН 02-01-008-21 составляют:
- Затраты труда рабочих (средний разряд 4,7): 42.6 чел.-ч на 1000 м³ грунта.
- Затраты труда машинистов: 19.21 чел.-ч на 1000 м³ грунта.
Общие трудозатраты на единицу измерения (1000 м³) составляют 61.81 чел.-ч. Эти показатели отражают количество рабочего времени, необходимого для выполнения всего комплекса работ, предусмотренных нормой. Средний разряд рабочих (4,7) указывает на требуемый уровень квалификации персонала для эффективного и безопасного выполнения работ.
Требования к квалификации
Средний разряд работы 4,7, указанный в норме, подразумевает, что выполнение работ должно осуществляться звеном рабочих, обладающих соответствующими навыками и опытом. Это включает в себя операторов экскаваторов, машинистов железнодорожного транспорта, а также рабочих, задействованных в перемещении, ремонте и содержании железнодорожных путей. Высокий средний разряд подчеркивает сложность и ответственность выполняемых операций, требующих профессиональной подготовки и соблюдения технологических регламентов.
Практическое применение: Расчет и особенности
Пошаговый алгоритм расчета
Применение ГЭСН 02-01-008-21 в сметной документации включает следующие шаги:
- Определение объема работ: Прежде всего, необходимо точно определить объем грунта, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт, в тысячах кубических метров (1000 м³). Объемы горновскрышных работ определяются по проектным данным в плотном теле.
- Выбор соответствующей нормы: Убедитесь, что условия выполнения работ (тип экскаватора, вместимость ковша, категория грунта) соответствуют характеристикам нормы 02-01-008-21. Данная норма применяется для экскаваторов с прямой лопатой, вместимостью ковша 6,3 м³ и грунтов 1-й категории по трудности экскавации.
- Расчет прямых затрат:
- Затраты труда рабочих: Умножьте объем работ (в 1000 м³) на нормативные затраты труда рабочих (42.6 чел.-ч).
- Затраты труда машинистов: Умножьте объем работ (в 1000 м³) на нормативные затраты труда машинистов (19.21 чел.-ч).
- Время эксплуатации машин и механизмов: Для каждой машины, указанной в составе ресурсов, умножьте ее нормативное время эксплуатации на объем работ.
- Расход материалов: Для каждого материала, указанного в составе ресурсов, умножьте его нормативный расход на объем работ.
- Применение индексов пересчета: ГЭСН содержат ресурсные показатели в натуральном выражении. Для получения сметной стоимости в текущих ценах к полученным ресурсным показателям применяются соответствующие индексы пересчета, утверждаемые уполномоченными органами.
Примеры использования
Пример 1: Расчет для 5000 м³ грунта
Предположим, необходимо разработать и погрузить 5000 м³ грунта 1-й категории экскаватором с ковшом 6,3 м³. Единица измерения нормы – 1000 м³. Следовательно, объем работ для расчета будет 5000 / 1000 = 5 единиц нормы.
- Затраты труда рабочих: 5 * 42.6 чел.-ч = 213 чел.-ч
- Затраты труда машинистов: 5 * 19.21 чел.-ч = 96.05 чел.-ч
- Время эксплуатации думпкаров: 5 * 61.2 маш.-ч = 306 маш.-ч
- Расход щебня: 5 * 0.53 м³ = 2.65 м³
Аналогично рассчитываются все остальные ресурсы, указанные в норме.
Особенности и ограничения
- Категория грунта: Норма 02-01-008-21 строго привязана к 1-й категории грунтов по трудности экскавации. При работе с грунтами других категорий (2-й, 3-й, 4-й и т.д.) необходимо использовать соответствующие поднормы таблицы 02-01-008 (например, ГЭСН 02-01-008-22 для 2-й категории, ГЭСН 02-01-008-23 для 3-й категории и так далее).
- Тип и вместимость ковша: Норма учитывает использование экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 6,3 м³. Использование экскаваторов с другими характеристиками или типом оборудования (например, "обратная лопата" или "драглайн") требует применения других норм, например, из сборника 01 "Земляные работы".
- Вид транспорта: Данная норма специфична тем, что предусматривает погрузку грунта именно в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы). Если погрузка осуществляется в автомобильный транспорт, следует применять другие нормы, например, из той же таблицы 02-01-008, но с другими индексами, или из других сборников ГЭСН.
- Условия производства работ: ГЭСН разработаны исходя из условий выполнения работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами, при положительной температуре воздуха. При работе в усложненных условиях (например, при отрицательных температурах, в стесненных условиях, в мокрых грунтах) могут применяться повышающие коэффициенты, предусмотренные общими положениями к сборникам ГЭСН или методическими рекомендациями.
Полезная информация для сметчиков
Типичные ошибки и как их избежать
Применение ГЭСН 02-01-008-21, как и любой другой сметной нормы, требует внимательности и знания нюансов. Вот наиболее распространенные ошибки и способы их предотвращения:
- Неправильное определение категории грунта: Это одна из самых частых ошибок. Отнесение грунта к той или иной категории по трудности экскавации должно основываться на данных инженерно-геологических изысканий и соответствующих нормативных документах. Ошибка в категории грунта приведет к некорректному расчету трудозатрат и машино-часов. Всегда сверяйтесь с проектными данными и приложениями к сборникам ГЭСН, где приведена классификация грунтов.
- Игнорирование типа и вместимости ковша экскаватора: Норма 02-01-008-21 четко указывает на "прямую лопату" и ковш 6,3 м³. Использование экскаватора с другими характеристиками без корректировки или выбора другой нормы является грубой ошибкой. Всегда проверяйте соответствие фактического оборудования или оборудования, предусмотренного проектом, требованиям нормы.
- Неучет специфики транспортировки: Данная норма предусматривает погрузку именно в железнодорожный транспорт. Если грунт вывозится автомобилями, необходимо применять другие нормы, например, из таблицы 02-01-008 для автомобильного транспорта или из сборника ГЭСН 01 "Земляные работы", где учтена погрузка в автосамосвалы.
- Отсутствие обоснований для применения коэффициентов: Применение повышающих или понижающих коэффициентов к норме должно быть строго обосновано проектной документацией или условиями производства работ, отличающимися от нормальных. Необоснованное применение коэффициентов может привести к завышению или занижению сметной стоимости.
- Использование устаревших редакций ГЭСН: Сметные нормы периодически обновляются. Использование устаревших редакций может привести к некорректным расчетам. Всегда работайте с актуальными сборниками ГЭСН.
Практические советы
- Детальное изучение Технической части сборника: Перед началом работы с любой ГЭСН, особенно со сборником 02 "Горновскрышные работы" и сборником 01 "Земляные работы", внимательно изучите их технические части и общие положения. Они содержат важные указания по применению норм, правила исчисления объемов работ и коэффициенты, учитывающие различные условия производства.
- Взаимодействие с проектировщиками: Тесное сотрудничество со специалистами, разрабатывающими проектную документацию, поможет избежать многих ошибок. Уточняйте категорию грунтов, тип используемой техники, способы транспортировки и другие детали, влияющие на выбор и применение норм.
- Использование специализированного ПО: Сметные программы значительно упрощают расчеты и минимизируют риск ошибок, связанных с ручным вводом данных и применением коэффициентов. Они содержат актуальные базы ГЭСН и позволяют быстро формировать сметную документацию.
- Проверка объемов работ: Всегда перепроверяйте объемы работ, указанные в исходных данных. Ошибки в объемах – одна из самых распространенных причин некорректных смет.
Связанные нормы
ГЭСН 02-01-008-21 является частью большой группы норм, регулирующих земляные и горновскрышные работы. К связанным нормам относятся:
- Другие поднормы таблицы 02-01-008: ГЭСН 02-01-008-22, ГЭСН 02-01-008-23, ГЭСН 02-01-008-24 и т.д. – для разработки и погрузки грунта экскаваторами с ковшом 6,3 м³ в железнодорожный транспорт, но для грунтов других категорий по трудности экскавации.
- Нормы на разработку грунта экскаваторами с погрузкой в автомобильный транспорт: В той же таблице 02-01-008 существуют нормы для погрузки грунта в автомобили-самосвалы, например, ГЭСН 02-01-008-01 (для ковша 0.65 м³ и автосамосвалов грузоподъемностью 10 т).
- ГЭСН сборника 01 "Земляные работы": Этот сборник содержит широкий спектр норм на земляные работы, включая разработку грунта экскаваторами в отвал, в котлованах, траншеях, с погрузкой в автотранспорт и т.д. Например, ГЭСН 01-01-006-04 (разработка грунта в котлованах) , ГЭСН 01-01-009-15 (разработка грунта в траншеях) . Эти нормы могут применяться в случаях, когда условия работ отличаются от предусмотренных 02-01-008-21 (например, другой тип экскаватора, меньший объем ковша, иная схема транспортировки).
Контрольные моменты
- Соответствие проектной документации: Всегда проверяйте, насколько выбранная норма соответствует проектным решениям по технологии производства работ, используемому оборудованию и характеристикам грунтов.
- Актуальность нормативов: Убедитесь, что вы используете последнюю редакцию ГЭСН. Нормативные документы регулярно обновляются, и использование устаревших данных может привести к значительным искажениям в смете.
- Прозрачность расчетов: Сметная документация должна быть максимально прозрачной и понятной. Все расчеты, коэффициенты и обоснования должны быть четко представлены, чтобы исключить вопросы и разногласия.
Правильное применение ГЭСН 02-01-008-21 позволяет сметчикам формировать точные и обоснованные сметы на земляные работы, обеспечивая прозрачность и эффективность строительных проектов.
Ключевые моменты
-
Норма 02-01-008-21 предназначена для экскаваторов с прямой лопатой, вместимостью ковша 6,3 м³, работающих с грунтами 1-й категории по трудности экскавации.
-
Состав работ включает экскавацию грунта, погрузку в вагоны-самосвалы и работы по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей.
-
Общие трудозатраты на 1000 м³ грунта составляют 61.81 чел.-ч при среднем разряде рабочих 4,7.
-
Норма учитывает широкий спектр машин и механизмов, включая бульдозеры, различные экскаваторы, краны, думпкары и тепловозы, а также материалы для железнодорожных путей.
-
Ключевые особенности применения включают строгую привязку к категории грунта, типу экскаватора и виду транспорта (железнодорожный), что требует внимательного подхода при выборе нормы.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-008-21?
Когда применяется ГЭСН 02-01-008-21?
ГЭСН 02-01-008-21 применяется для определения потребности в ресурсах при разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт. Она используется, когда работы выполняются экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата", вместимостью ковша 6,3 м³, и при этом грунт относится к 1-й категории по трудности экскавации.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены различные материалы, необходимые для обеспечения процесса разработки и погрузки грунта, а также для поддержания железнодорожных путей. К ним относятся: щебень, песок, лесоматериалы (круглые и брус), шпалы (деревянные и железобетонные), а также элементы железнодорожного крепежа, такие как клеммы, противоугоны, шайбы, болты (клеммные и путевые), шурупы, накладки рельсовые и подкладки. Также учтены рельсы железнодорожные широкой колеи.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма 02-01-008-21 предусматривает затраты труда рабочих в размере 42.6 чел.-ч и затраты труда машинистов в размере 19.21 чел.-ч на каждые 1000 м³ разработанного и погруженного грунта. Средний разряд работы составляет 4,7.
4 Чем отличается ГЭСН 02-01-008-21 от других норм на земляные работы?
Чем отличается ГЭСН 02-01-008-21 от других норм на земляные работы?
Основное отличие ГЭСН 02-01-008-21 заключается в специфике используемого оборудования (экскаватор "прямая лопата" с ковшом 6,3 м³) и, главное, в способе транспортировки грунта – погрузка осуществляется именно в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы). Другие нормы на земляные работы могут предусматривать иные типы экскаваторов, другую вместимость ковша, а также погрузку в автомобильный транспорт или укладку грунта в отвал.
Практические советы
Всегда сверяйте категорию грунта по проектным данным и инженерно-геологическим изысканиям, чтобы выбрать точную поднорму из таблицы 02-01-008.
Убедитесь, что тип и вместимость ковша экскаватора, а также вид транспорта (железнодорожный) соответствуют условиям применения нормы 02-01-008-21.
Внимательно изучайте Техническую часть сборника ГЭСН 02 "Горновскрышные работы" и сборника 01 "Земляные работы" для понимания общих положений и правил применения коэффициентов.
Используйте специализированное сметное программное обеспечение для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.
При возникновении нестандартных условий работ, не предусмотренных нормой, обращайтесь к методическим рекомендациям по применению ГЭСН для определения возможности применения поправочных коэффициентов или разработки индивидуальных норм.
Частые ошибки
Неправильное определение категории грунта, что приводит к некорректному выбору поднормы и искажению сметных показателей.
Использование нормы для другого типа экскаватора или вместимости ковша, не соответствующей 6,3 м³ "прямой лопаты".
Применение нормы при транспортировке грунта автомобильным транспортом вместо железнодорожного.
Необоснованное применение повышающих или понижающих коэффициентов без учета условий производства работ, предусмотренных общими положениями к сборникам ГЭСН.
Использование устаревших редакций ГЭСН, что приводит к неактуальным ресурсным показателям.