Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-008-23 является одним из ключевых нормативов, используемых в строительстве для определения ресурсных затрат при выполнении горновскрышных и земляных работ. Она регламентирует процесс разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт с использованием мощных экскаваторов.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 02-01-008-23 предназначена для определения потребности в ресурсах (трудозатраты рабочих, время эксплуатации строительных машин и механизмов, материальные ресурсы) при выполнении работ по разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт. Эта норма применяется при строительстве разрезов по добыче угля и сланца, карьеров по разработке руд, химического сырья и нерудных строительных материалов, а также при реконструкции действующих разрезов (карьеров) или вскрытии нижних горизонтов. Особое внимание уделяется работам, связанным с сооружением железнодорожных путей и автомобильных дорог в пределах забоя и на отвале.
ГЭСН являются обязательными для применения всеми предприятиями и организациями, осуществляющими капитальное строительство с привлечением средств федерального бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств, ГЭСН носят рекомендательный характер.
Основные характеристики
- Код нормы: 02-01-008-23
- Название: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 6,3 м³, категория грунтов по трудности экскавации 3.
- Единица измерения: 1000 м³ (тысяча кубических метров) разработанного и погруженного грунта.
- Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
- Категория: 02-01-008. Данная категория относится к разделу "Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша".
- Вместимость ковша: 6,3 м³. Это указывает на использование мощных карьерных экскаваторов, предназначенных для больших объемов работ.
- Категория грунтов по трудности экскавации 3: Грунты 3-й категории по трудности разработки включают крупный гравий, жирную глину, корневой слой почвы, тяжелый суглинок с присутствием щебня и гальки. Эти грунты считаются умеренно сложными для экскавации и требуют применения соответствующей техники и методов.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 02-01-008-23 включает в себя полный комплекс операций, необходимых для разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт. Согласно официальным источникам, состав работ включает:
- Экскавация грунта: Непосредственная разработка грунта экскаватором с прямой лопатой. Это включает в себя все операции по набору грунта в ковш и его перемещению к месту погрузки.
- Погрузка в вагоны-самосвалы (думпкары): Перемещение разработанного грунта из ковша экскаватора непосредственно в железнодорожные вагоны-самосвалы.
- Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: Данный пункт охватывает работы, связанные с обеспечением функционирования железнодорожного транспорта на участке разработки. Это может включать периодическое перемещение путей по мере продвижения забоя, их текущий ремонт и поддержание в рабочем состоянии.
Важно отметить, что в составе работ не приводится весь комплекс вспомогательных операций, таких как прием и сдача машин, их смазка, мелкий и профилактический ремонт, подготовка забоя, передвижка машин в забое и на отвалах, перемещение экскаваторов в безопасное место перед взрывными работами, планировка подошвы забоя, отвала и основания под транспортные железнодорожные пути и автодороги. Эти затраты учтены в комплексной норме.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ, предусмотренных ГЭСН 02-01-008-23, требуются следующие материальные ресурсы и машины. Норматив определяет расход ресурсов на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта:
Машины и механизмы:
- Машины путерихтовочные: 0.72 маш.-ч
- Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 3.67 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м³: 0.71 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 6,3 м³: 3.67 маш.-ч (основная машина)
- Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.52 маш.-ч
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.84 маш.-ч
- Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 90.02 маш.-ч (основное транспортное средство)
- Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.43 маш.-ч
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 8.19 маш.-ч
- Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.87 маш.-ч
- Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.91 маш.-ч
- Насосы, производительность 100 м³/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 1.18 маш.-ч
Материальные ресурсы:
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.79 м³
- Песок природный для строительных работ II класс, средний: 1.24 м³
- Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м³
- Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.045 м³
- Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.93 шт
- Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.2 м³
- Клеммы ПК: 0.002 т
- Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.004 т
- Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0.001 т
- Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т
- Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.002 т
- Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.002 т
- Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.418 шт
- Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.01 т
- Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.004 компл
- Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0.97 ч (указано как трудозатраты, но по сути это материальный ресурс, возможно, опечатка в исходных данных, или это время использования рельсов для временных путей).
Трудозатраты и время выполнения
Трудозатраты по норме ГЭСН 02-01-008-23 на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта составляют:
- Затраты труда рабочих-строителей: 41.77 чел.-ч при среднем разряде работы 4,7.
- Затраты труда машинистов: 36.31 чел.-ч (справочно, входят в стоимость эксплуатации машин).
Общие трудозатраты рабочих составляют 41.77 чел.-ч. Эти показатели отражают время, необходимое для выполнения всех операций, входящих в состав работ, с учетом нормативной производительности труда и использования машин.
Требования к квалификации
Средний разряд работы 4,7 указывает на то, что для выполнения данных работ требуется персонал с высокой квалификацией. Рабочие должны обладать знаниями и навыками в области экскавации грунтов, погрузочных работ, а также в обслуживании и ремонте железнодорожных путей и соответствующей техники. Это включает операторов экскаваторов, машинистов тепловозов, путейцев и других специалистов, задействованных в процессе.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Применение ГЭСН 02-01-008-23 в сметной документации осуществляется по следующему алгоритму:
- Определение объема работ: На основе проектной документации определяется общий объем грунта, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт, в кубических метрах. Важно помнить, что единица измерения нормы – 1000 м³. Объемы горновскрышных работ определяются по проектным данным в плотном теле.
- Выбор нормы: Убедитесь, что условия выполнения работ (тип экскаватора – прямая лопата, вместимость ковша 6,3 м³, категория грунта 3) соответствуют описанию нормы 02-01-008-23. Если условия отличаются (например, другая вместимость ковша, другая категория грунта или тип экскаватора), следует использовать соответствующие нормы из сборника ГЭСН 02 "Горновскрышные работы" или ГЭСН 01 "Земляные работы".
- Расчет количества единиц нормы: Разделите общий объем грунта (в м³) на 1000, чтобы получить количество единиц нормы. Например, если объем составляет 50 000 м³, то количество единиц нормы будет 50 000 / 1000 = 50.
- Определение ресурсных затрат: Умножьте количество единиц нормы на нормативные показатели расхода материалов, машин и трудозатрат, указанные в ГЭСН 02-01-008-23. Это позволит получить общую потребность в каждом ресурсе для данного объема работ.
- Применение коэффициентов: В зависимости от конкретных условий производства работ (например, разработка влажных и вязких грунтов, работа в тупиковом забое) могут применяться поправочные коэффициенты, предусмотренные технической частью сборника ГЭСН 02. Также могут быть коэффициенты, учитывающие стесненность условий, работу в зимнее время и т.д., согласно общим положениям ГЭСН.
- Перевод в текущие цены: Полученные ресурсные показатели затем переводятся в текущие цены с использованием индексов пересчета, утверждаемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Примеры использования
Пример 1: Разработка карьера
Предположим, необходимо разработать 250 000 м³ грунта 3-й категории в карьере с последующей погрузкой в железнодорожный транспорт. Используется экскаватор с прямой лопатой и ковшом 6,3 м³.
- Объем работ: 250 000 м³.
- Количество единиц нормы: 250 000 м³ / 1000 м³ = 250 единиц.
- Расчет трудозатрат: 250 единиц * 41.77 чел.-ч/1000 м³ = 10442.5 чел.-ч.
- Расчет машино-часов экскаватора: 250 единиц * 3.67 маш.-ч/1000 м³ = 917.5 маш.-ч.
- Расчет машино-часов думпкаров: 250 единиц * 90.02 маш.-ч/1000 м³ = 22505 маш.-ч.
Аналогично рассчитываются потребности во всех остальных материалах и машинах, указанных в норме.
Пример 2: Реконструкция железнодорожного пути с выемкой грунта
При реконструкции участка железнодорожного пути требуется выемка 15 000 м³ грунта 3-й категории для расширения полотна и последующая погрузка в думпкары. Работы выполняются в условиях, требующих применения коэффициента 1.15 на трудозатраты и эксплуатацию машин из-за стесненности.
- Объем работ: 15 000 м³.
- Количество единиц нормы: 15 000 м³ / 1000 м³ = 15 единиц.
- Расчет трудозатрат (базовый): 15 единиц * 41.77 чел.-ч/1000 м³ = 626.55 чел.-ч.
- Трудозатраты с коэффициентом: 626.55 чел.-ч * 1.15 = 720.53 чел.-ч.
- Расчет машино-часов экскаватора (базовый): 15 единиц * 3.67 маш.-ч/1000 м³ = 55.05 маш.-ч.
- Машино-часы экскаватора с коэффициентом: 55.05 маш.-ч * 1.15 = 63.31 маш.-ч.
Особенности и ограничения
- Категория грунта: Норма 02-01-008-23 строго привязана к 3-й категории грунтов по трудности экскавации. Для грунтов других категорий (например, 4-й или 5-й) следует использовать другие нормы из той же группы, такие как ГЭСН 02-01-008-24 или ГЭСН 02-01-008-25. Определение категории грунта должно основываться на инженерно-геологических изысканиях.
- Тип экскаватора: Норма предусматривает использование экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата и вместимостью ковша 6,3 м³. При использовании экскаваторов другого типа (например, драглайн) или другой вместимости ковша, необходимо применять соответствующие нормы, например, ГЭСН 02-01-010-07 для драглайнов.
- Транспортировка: Норма учитывает погрузку грунта именно в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы). Если грунт вывозится автомобильным транспортом, следует применять нормы из других разделов сборника ГЭСН 02 или сборника ГЭСН 01 "Земляные работы", например, ГЭСН 01-01-013-15.
- Условия разработки: ГЭСН сборника 2 (куда входит 02-01-008-23) предусматривает разработку грунтов естественной влажности. При разработке влажных и вязких, сильно налипающих на ковш грунтов, а также при разработке грунта тупиковым забоем, применяются повышающие коэффициенты согласно приложению 2.2 к сборнику ГЭСН 02.
- Комплексность: Норма является комплексной и включает в себя не только непосредственно экскавацию и погрузку, но и сопутствующие работы по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей. Это означает, что данные работы не должны нормироваться отдельно, чтобы избежать задвоения затрат.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение категории грунта: Одна из самых распространенных ошибок. Использование нормы 02-01-008-23 для грунтов 4-й или 5-й категории приведет к занижению затрат, так как для более сложных грунтов требуются большие трудозатраты и машинное время. Всегда основывайтесь на данных инженерно-геологических изысканий и классификации грунтов по трудности разработки.
- Игнорирование вместимости ковша и типа экскаватора: Норма четко указывает на экскаватор с прямой лопатой и ковшом 6,3 м³. Применение нормы для экскаваторов с другой вместимостью или типом рабочего оборудования (например, драглайн) некорректно и может привести к искажению сметной стоимости.
- Неучет коэффициентов: Неприменение или неправильное применение коэффициентов, учитывающих специфические условия производства работ (влажность грунта, стесненность, тупиковый забой), может привести к существенным отклонениям в смете. Всегда сверяйтесь с технической частью сборника ГЭСН 02.
- Двойной учет работ по железнодорожным путям: Поскольку норма 02-01-008-23 уже включает в себя перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, попытка дополнительно нормировать эти работы приведет к завышению сметной стоимости.
- Применение без индексации: ГЭСН отражают ресурсные показатели в базисных ценах (например, 2000 или 2001 года). Для получения текущей стоимости необходимо обязательно применять индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом составления сметы тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся инженерно-геологических изысканий и организации строительства. Это поможет правильно определить категорию грунта и условия производства работ.
- Использование актуальных редакций ГЭСН: Всегда используйте самые актуальные редакции ГЭСН (например, ГЭСН-2020 или ГЭСН-2022) с учетом всех дополнений и изменений, публикуемых в "Вестнике ценообразования и сметного нормирования".
- Консультации со специалистами: В случае сомнений по применению нормы или определению категории грунта, рекомендуется проконсультироваться с инженерами-геологами или опытными сметчиками.
- Автоматизированные сметные программы: Использование специализированных сметных программ значительно упрощает процесс расчета, минимизирует ошибки и позволяет оперативно применять необходимые коэффициенты и индексы.
- Внимание к деталям: Обращайте внимание на мелкие детали в составе работ и ресурсах. Например, наличие насосов в ресурсах нормы 02-01-008-23 может указывать на учет незначительного водоотлива, но при значительных притоках воды могут потребоваться дополнительные нормы на водоотливные работы.
Связанные нормы
ГЭСН 02-01-008-23 является частью обширной системы нормативов. К связанным нормам относятся:
- ГЭСН 02-01-008-24 и ГЭСН 02-01-008-25: Аналогичные нормы для экскаваторов с ковшом 6,3 м³, но для грунтов 4-й и 5-й категорий по трудности экскавации соответственно. Применяются, когда грунт более сложный для разработки.
- ГЭСН 02-01-010-07: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша 10 м³, категория грунтов по трудности экскавации 3. Применяется при использовании другого типа экскаватора.
- ГЭСН 01 "Земляные работы": Этот сборник содержит нормы на разработку и перемещение грунтов в различных условиях, включая погрузку в автомобили-самосвалы. Например, ГЭСН 01-01-013-15 для разработки грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом 0,5 м³ 3-й группы грунтов.
- ГЭСН 81-02-ОП-2001 "Общие положения. Исчисление объемов работ": Содержит общие указания по применению ГЭСН, включая правила определения объемов работ, применения коэффициентов и другие важные аспекты.
Контрольные моменты
- Соответствие проектным данным: Всегда проверяйте соответствие выбранной нормы проектным решениям по типу техники, объему работ и категории грунта.
- Актуальность нормативной базы: Убедитесь, что используемая редакция ГЭСН и все поправочные коэффициенты являются актуальными на момент составления сметы.
- Комплексность работ: Помните, что норма 02-01-008-23 является комплексной и включает в себя все основные операции, указанные в составе работ. Избегайте дублирования затрат.
- Проверка расчетов: Тщательно проверяйте все расчеты, особенно при применении коэффициентов и переводе в текущие цены. Ошибки на этом этапе могут привести к значительным искажениям сметной стоимости.
Правильное применение ГЭСН 02-01-008-23 позволит сметчикам точно определить ресурсные потребности и составить достоверную сметную документацию, что является залогом успешной реализации строительных проектов.
Ключевые моменты
-
Норма 02-01-008-23 применяется для разработки и погрузки грунта 3-й категории по трудности экскавации в железнодорожный транспорт.
-
Используется экскаватор с прямой лопатой и вместимостью ковша 6,3 м³.
-
Состав работ включает экскавацию, погрузку в вагоны-самосвалы и работы по железнодорожным путям (перемещение, ремонт, содержание).
-
Трудозатраты рабочих-строителей составляют 41.77 чел.-ч на 1000 м³ при среднем разряде 4,7.
-
Применение нормы требует учета специфических коэффициентов для влажных/вязких грунтов или тупикового забоя, а также обязательной индексации в текущие цены.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-008-23?
Когда применяется ГЭСН 02-01-008-23?
ГЭСН 02-01-008-23 применяется для определения ресурсных затрат при разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с прямой лопатой, вместимостью ковша 6,3 м³, если категория грунтов по трудности экскавации соответствует 3-й. Это актуально для горновскрышных работ, строительства и реконструкции карьеров, а также при сооружении железнодорожных путей.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены такие материалы, как щебень, песок, лесоматериалы, брус, шпалы (хвойные и железобетонные), а также различные элементы железнодорожного пути: клеммы, противоугоны, шайбы, болты, накладки, подкладки и стрелочные переводы. Также указаны рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50, хотя в исходных данных они отнесены к трудозатратам, что может быть опечаткой.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает затраты труда рабочих-строителей в размере 41.77 чел.-ч на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта, при среднем разряде работы 4,7. Затраты труда машинистов (36.31 чел.-ч) учтены справочно и входят в стоимость эксплуатации машин.
4 В чем особенность 3-й категории грунтов по трудности экскавации?
В чем особенность 3-й категории грунтов по трудности экскавации?
3-я категория грунтов по трудности экскавации включает такие породы, как крупный гравий, жирная глина, корневой слой почвы, тяжелый суглинок, содержащий щебень и гальку. Эти грунты считаются умеренно сложными для разработки и требуют применения соответствующей мощной техники, такой как экскаваторы с ковшом 6,3 м³.
Практические советы
Всегда основывайтесь на данных инженерно-геологических изысканий для точного определения категории грунта.
Внимательно изучайте техническую часть сборника ГЭСН 02 для правильного применения коэффициентов, учитывающих специфические условия производства работ.
Используйте актуальные редакции ГЭСН и регулярно отслеживайте изменения и дополнения к нормативной базе.
Применяйте специализированные сметные программы для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.
При составлении сметы на крупные объекты, где встречаются грунты разных категорий, нормируйте каждый участок отдельно, если это обосновано проектом.
Частые ошибки
Неправильное определение или игнорирование категории грунта, что приводит к некорректному расчету затрат.
Применение нормы для экскаваторов с другой вместимостью ковша или типом рабочего оборудования (например, драглайн) без соответствующей корректировки или выбора другой нормы.
Неучет или неправильное применение поправочных коэффициентов, предусмотренных для специфических условий работ (влажность грунта, стесненность, тупиковый забой).
Двойной учет работ по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей, так как эти операции уже включены в состав данной комплексной нормы.
Использование базисных цен ГЭСН без применения актуальных индексов пересчета в текущие цены, что приводит к занижению или завышению сметной стоимости.