Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 02-01-010-07

02-01-010

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: → 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3

Подробное описание
Группа: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: Состав работ: Экскавация грунта.; Погрузка в вагоны-самосвалы.; Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Обоснование: НР: Пр/812-002.0, СП: Пр/774-002.0

Быстрая информация

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-010
Тип работ
GESN
Трудозатраты
39.06 чел.-ч при разряде 4,7
Основное назначение
Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,7 39.06
Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.) 3.67
Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3 0.88
Экскаваторы одноковшовые электрические шагающие с рабочим оборудованием "драглайн", емкость ковша 10 м3 3.67
Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм 1.06
Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т 1.26
Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т 102.78
Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т 0.65
Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.) 9.54
Машины для балластировки железнодорожного пути 1.2
Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками 1.3
Машины путерихтовочные 1
Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт 1.18
Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм м3 0.79
Песок природный для строительных работ II класс, средний м3 1.03
Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.001
Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов м3 0.039
Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I шт 0.77
Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог м3 0.2
Клеммы ПК т 0.002
Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50 т 0.003
Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24 т 0
Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22 т 0.001
Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм т 0.001
Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм т 0.001
Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50 шт 0.358
Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50 т 0.008
Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00 компл 0.003

Трудозатраты

Категория работников Трудочасы
Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50 0.77

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-010-07 является ключевым документом для определения ресурсных затрат при выполнении специфических земляных работ. Эта норма включена в Сборник №2 "Горновскрышные работы" и регламентирует процесс разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт с использованием экскаваторов типа "драглайн". Она предназначена для грунтов 3-й категории по трудности экскавации и экскаваторов с вместимостью ковша 10 м3.

ГЭСН обязательны для применения всеми организациями, осуществляющими капитальное строительство с привлечением средств федерального бюджета. Для строек, финансируемых за счет собственных средств, ГЭСН носят рекомендательный характер.

Назначение и область применения нормы

Основное назначение ГЭСН 02-01-010-07 — это нормирование затрат на механизированную разработку и транспортировку больших объемов грунта в условиях, где требуется использование мощной землеройной техники и железнодорожного транспорта. Норма применяется в горновскрышных работах, а также в крупномасштабных земляных работах, где предусмотрена вывозка грунта железнодорожными составами.

Основные характеристики

  • Код нормы: 02-01-010-07
  • Наименование: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3.
  • Единица измерения: 1000 м3 грунта.
  • Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
  • Категория: 02-01-010 (Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша).

Техническая информация

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 02-01-010-07 охватывает комплекс операций, необходимых для выполнения задачи по разработке и погрузке грунта. В состав работ включены следующие основные процессы:

  1. Экскавация грунта: Непосредственная разработка грунта экскаватором "драглайн" с ковшом вместимостью 10 м3.
  2. Погрузка в вагоны-самосвалы: Загрузка разработанного грунта в думпкары (вагоны-самосвалы) для дальнейшей транспортировки по железной дороге.
  3. Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: Эти работы включают в себя обеспечение функционирования временных или постоянных железнодорожных путей, используемых для вывоза грунта. Это может быть как перемещение путей по мере продвижения работ, так и их текущее обслуживание для обеспечения бесперебойной работы железнодорожного транспорта.

Важно отметить, что в ГЭСН на экскаваторную разработку грунтов, помимо перечисленных операций, учтены переходы машин из забоя в забой, вынужденные простои, связанные с взрывными работами (если применимо), а также отодвигание негабаритных глыб и валунов с последующей их разработкой после разрыхления.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ по ГЭСН 02-01-010-07 предусмотрен следующий перечень основных материалов и ресурсов. Расход материалов указан на 1000 м3 грунта:

  • Средний разряд работы: 4,7 (39.06 чел.-ч)
  • Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 3.67 маш.-ч
  • Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.88 маш.-ч
  • Экскаваторы одноковшовые электрические шагающие с рабочим оборудованием "драглайн", емкость ковша 10 м3: 3.67 маш.-ч
  • Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 1.06 маш.-ч
  • Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 1.26 маш.-ч
  • Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 102.78 маш.-ч
  • Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.65 маш.-ч
  • Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 9.54 маш.-ч
  • Машины для балластировки железнодорожного пути: 1.2 маш.-ч
  • Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 1.3 маш.-ч
  • Машины путерихтовочные: 1 маш.-ч
  • Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 1.18 маш.-ч
  • Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.79 м3
  • Песок природный для строительных работ II класс, средний: 1.03 м3
  • Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3
  • Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.039 м3
  • Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.77 шт
  • Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.2 м3
  • Клеммы ПК: 0.002 т
  • Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.003 т
  • Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 т
  • Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т
  • Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 т
  • Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.001 т
  • Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.358 шт
  • Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.008 т
  • Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.003 компл

Трудозатраты и время выполнения

Основная трудоемкость по норме 02-01-010-07 составляет 39.06 чел.-ч на 1000 м3 разработанного и погруженного грунта при среднем разряде рабочих 4,7. Дополнительно учтены трудозатраты на работы с железнодорожными рельсами типа Р50 в объеме 0.77 чел.-ч. Эти показатели отражают затраты труда рабочих-строителей и машинистов, необходимые для выполнения полного комплекса работ, предусмотренных нормой.

Требования к квалификации

Выполнение работ, предусмотренных данной нормой, требует наличия квалифицированного персонала. Средний разряд работы 4,7 указывает на необходимость привлечения рабочих высокой квалификации, способных управлять сложной землеройной и железнодорожной техникой, а также выполнять работы по ремонту и содержанию железнодорожных путей. Машинисты экскаваторов и тепловозов должны иметь соответствующие допуски и опыт работы с данным типом оборудования. Рабочие, занимающиеся укладкой и ремонтом железнодорожных путей, также должны обладать специализированными навыками.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения ГЭСН 02-01-010-07 в сметной документации необходимо следовать следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ: Исчислите объем грунта, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт, в плотном теле, согласно проектным данным. Единица измерения нормы — 1000 м3.
  2. Определение категории грунта: Установите категорию грунта по трудности экскавации (в данном случае — 3-я категория) на основании инженерно-геологических изысканий и классификации грунтов.
  3. Выбор нормы: Убедитесь, что условия выполнения работ (использование экскаватора "драглайн" с ковшом 10 м3, погрузка в железнодорожный транспорт, категория грунта) соответствуют описанию ГЭСН 02-01-010-07.
  4. Применение коэффициентов: Проверьте наличие особых условий производства работ, которые могут потребовать применения поправочных коэффициентов к норме. Например, при разработке влажных и вязких грунтов, сильно налипающих на ковш экскаватора, или при работе тупиковым забоем, могут применяться повышающие коэффициенты согласно приложениям к сборнику ГЭСН-02.
  5. Расчет ресурсных затрат: Умножьте объем работ (в тысячах м3) на нормативные показатели расхода ресурсов (трудозатраты, машино-часы, расход материалов), указанные в норме. Полученные значения будут отражать прямые затраты в базисных ценах.
  6. Пересчет в текущие цены: Для получения стоимости в текущих ценах примените соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами ценообразования.

Примеры использования

  • Пример 1: Разработка карьера для добычи полезных ископаемых. Если проектом предусмотрена разработка 50 000 м3 грунта 3-й категории сложности экскавации с использованием драглайна 10 м3 и последующей погрузкой в железнодорожные думпкары, то для расчета прямых затрат применяется ГЭСН 02-01-010-07. Объем работ для расчета составит 50 (тыс. м3). Все ресурсные показатели нормы умножаются на 50.
  • Пример 2: Устройство выемки под крупный инфраструктурный объект. При строительстве крупного объекта, например, железнодорожной станции или промышленной площадки, может потребоваться выемка значительного объема грунта. Если грунт относится к 3-й категории, используется драглайн 10 м3 и грунт вывозится по железной дороге, данная норма будет основной для расчета затрат на земляные работы.

Особенности и ограничения

  • Категория грунта: Норма строго привязана к 3-й категории грунтов по трудности экскавации. Для грунтов других категорий (1, 2, 4, 5) следует применять соответствующие нормы из той же таблицы ГЭСН 02-01-010.
  • Тип экскаватора: Норма применима только для экскаваторов с рабочим оборудованием "драглайн" и вместимостью ковша 10 м3. Для других типов экскаваторов (например, прямая лопата) или иной вместимости ковша используются другие нормы. Например, для прямой лопаты существуют нормы ГЭСН 02-01-008-20 или ГЭСН 02-01-008-25.
  • Транспортировка: Норма учитывает погрузку грунта именно в железнодорожный транспорт. Если грунт вывозится автомобильным транспортом, необходимо применять другие нормы, например, из сборника ГЭСН-01 "Земляные работы", которые предусматривают погрузку в автомобили-самосвалы.
  • Условия работы: В сборнике ГЭСН-02 предусмотрена разработка грунтов естественной влажности и фронтальным забоем. При работе во влажных, вязких грунтах или тупиковым забоем, а также при работе в условиях движения поездов по соседнему пути, необходимо применять соответствующие коэффициенты, указанные в технических частях сборников ГЭСН.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение категории грунта: Одна из наиболее частых ошибок. Категория грунта должна определяться на основании инженерно-геологических изысканий. Использование неверной категории приводит к существенным искажениям в сметной стоимости. Всегда сверяйтесь с приложениями к сборникам ГЭСН, где приведена классификация грунтов по трудности разработки.
  2. Игнорирование поправочных коэффициентов: Неучет специфических условий производства работ (например, разработка мокрых грунтов, работа в стесненных условиях, вблизи действующих коммуникаций или железнодорожных путей) может привести к занижению или завышению сметной стоимости. Всегда внимательно изучайте технические части сборников ГЭСН и приложения к ним.
  3. Неверное применение типа транспортного средства: Норма 02-01-010-07 четко указывает на железнодорожный транспорт. Применение этой нормы для автомобильной перевозки грунта является ошибкой.
  4. Неправильное исчисление объемов работ: Объемы земляных работ должны определяться по проектным данным в плотном теле. Ошибки в расчете объемов могут привести к значительным расхождениям в смете.

Практические советы

  • Всегда используйте актуальные нормативы: Сметно-нормативная база регулярно обновляется. Убедитесь, что вы используете последнюю редакцию ГЭСН.
  • Изучайте технические части сборников: Технические части содержат общие указания, правила применения норм, а также перечень поправочных коэффициентов, которые критически важны для корректного расчета.
  • Взаимодействуйте с проектировщиками: Для точного определения объемов работ, категории грунтов и специфических условий строительства необходимо тесное взаимодействие со специалистами, разработавшими проектную документацию и выполнившими инженерные изыскания.
  • Документируйте особые условия: Если на объекте присутствуют условия, требующие применения повышающих коэффициентов, убедитесь, что это надлежащим образом задокументировано (акты обследования, заключения специалистов).

Связанные нормы

При работе с ГЭСН 02-01-010-07 могут быть полезны следующие связанные нормы:

  • ГЭСН 02-01-010-01ГЭСН 02-01-010-08: Вариации данной нормы для экскаваторов "драглайн" с ковшом 10 м3, но для других категорий грунтов (1, 2, 4).
  • ГЭСН 02-01-008: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата". Применяется, когда используется другой тип рабочего оборудования.
  • ГЭСН 02-01-009: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием "прямая лопата".
  • ГЭСН 01-01-003: Разработка грунта в отвал экскаваторами "драглайн" или "обратная лопата" с меньшей вместимостью ковша и для других групп грунтов.
  • ГЭСН 01-01-001: Разработка грунта в отвал экскаваторами "драглайн" одноковшовыми электрическими шагающими при работе на гидроэнергетическом строительстве.
  • ГЭСН 01-03-001: Рыхление и разработка грунта в отвал экскаваторами "драглайн" или "обратная лопата". Применяется, если требуется предварительное рыхление грунта.
  • ГЭСН 01-01-036, ГЭСН 01-01-088, ГЭСН 01-03-034, ГЭСН 01-03-072: Нормы на окончательную планировку поверхности бульдозером по нивелировочным отметкам, которые могут потребоваться после основных земляных работ.

Контрольные моменты

  • Соответствие проекту: Всегда проверяйте соответствие применяемой нормы проектным решениям, типу используемой техники и способу транспортировки грунта.
  • Актуальность данных: Убедитесь, что данные о категории грунта и его объеме получены из актуальных инженерно-геологических изысканий.
  • Полнота состава работ: Проверьте, что все необходимые операции, предусмотренные нормой, учтены, и нет неучтенных затрат, которые должны быть включены в смету.
  • Применение коэффициентов: Особое внимание уделяйте применению поправочных коэффициентов, которые могут значительно влиять на итоговую стоимость. Их применение должно быть обосновано и подтверждено документально.

Строгое следование этим рекомендациям позволит сметчикам избежать ошибок и обеспечить точность сметных расчетов при применении ГЭСН 02-01-010-07.

Ключевые моменты

  • Норма 02-01-010-07 применяется для разработки и погрузки грунта 3-й категории экскаваторами "драглайн" с ковшом 10 м3 в железнодорожный транспорт.

  • Состав работ включает экскавацию грунта, погрузку в вагоны-самосвалы и обслуживание железнодорожных путей.

  • Основная трудоемкость составляет 39.06 чел.-ч на 1000 м3 при среднем разряде 4,7.

  • Применение нормы требует учета категории грунта по трудности экскавации и специфики используемого оборудования.

  • Необходимо применять поправочные коэффициенты при работе во влажных грунтах, тупиковым забоем или вблизи действующих железнодорожных путей.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 02-01-010-07 применяется для нормирования затрат на разработку и погрузку грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами "драглайн" с вместимостью ковша 10 м3, если грунт относится к 3-й категории по трудности экскавации.

В норме учтены такие материалы, как щебень, песок, лесоматериалы, брус для стрелочных переводов, различные типы шпал (деревянные и железобетонные), а также элементы железнодорожного пути: клеммы, противоугоны, шайбы, болты, накладки, подкладки и стрелочные переводы. Эти материалы используются преимущественно для обеспечения функционирования и ремонта железнодорожных путей, необходимых для транспортировки грунта.

Нормой предусмотрены трудозатраты рабочих-строителей в размере 39.06 чел.-ч на 1000 м3 разработанного и погруженного грунта при среднем разряде 4,7. Дополнительно учтены трудозатраты на работы с железнодорожными рельсами в объеме 0.77 чел.-ч.

Нет, данная норма четко регламентирует погрузку грунта именно в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы). Для погрузки грунта в автомобили-самосвалы необходимо использовать другие нормы, например, из сборника ГЭСН-01 "Земляные работы", которые предусматривают такой вид транспортировки.

Практические советы

1

Всегда сверяйтесь с актуальными редакциями ГЭСН и их техническими частями для получения полной информации о применении норм и поправочных коэффициентов.

2

Основывайте расчеты объемов работ и категорий грунтов на данных инженерно-геологических изысканий и проектной документации.

3

При наличии особых условий производства работ, требующих применения коэффициентов, убедитесь в их документальном подтверждении (акты, заключения).

4

Различайте нормы для различных видов транспортных средств (железнодорожный, автомобильный) и типов экскаваторов (драглайн, прямая лопата) для корректного выбора нормы.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное определение категории грунта по трудности экскавации, что приводит к некорректному расчету затрат.

!
Ошибка 2

Игнорирование или неверное применение поправочных коэффициентов, учитывающих специфические условия производства работ (например, влажные грунты, работа в стесненных условиях, вблизи действующих железнодорожных путей).

!
Ошибка 3

Применение нормы для транспортировки грунта автомобильным транспортом вместо железнодорожного.

!
Ошибка 4

Ошибки в исчислении объемов работ, которые должны определяться по проектным данным в плотном теле.

1
02-01-010-01

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1

Альтернативная норма для грунтов 1-й категории.

2
02-01-010-08

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 4

Альтернативная норма для грунтов 4-й категории.

3
02-01-008

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата

Применяется, если используется экскаватор с прямой лопатой вместо драглайна.

4
01-01-003

Разработка грунта в отвал экскаваторами "драглайн" или "обратная лопата"

Применяется для разработки грунта в отвал, а не в железнодорожный транспорт.

5
01-01-036

Планировка площадей бульдозерами

Может применяться для окончательной планировки после основных земляных работ.

Технические характеристики

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-010
Тип работ
GESN
Материалы
Средний разряд работы 4,7: 39.06Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 3.67Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.88Экскаваторы одноковшовые электрические шагающие с рабочим оборудованием "драглайн", емкость ковша 10 м3: 3.67Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 1.06Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 1.26Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 102.78Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.65Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 9.54Машины для балластировки железнодорожного пути: 1.2Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 1.3Машины путерихтовочные: 1Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 1.18Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.79 м3Песок природный для строительных работ II класс, средний: 1.03 м3Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.039 м3Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.77 штШпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.2 м3Клеммы ПК: 0.002 тПротивоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.003 тШайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 тБолты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 тБолты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 тШурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.001 тНакладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.358 штПодкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.008 тПеревод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.003 комплРельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0.77 ч

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: