Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-010-07 является ключевым документом для определения ресурсных затрат при выполнении специфических земляных работ. Эта норма включена в Сборник №2 "Горновскрышные работы" и регламентирует процесс разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт с использованием экскаваторов типа "драглайн". Она предназначена для грунтов 3-й категории по трудности экскавации и экскаваторов с вместимостью ковша 10 м3.
ГЭСН обязательны для применения всеми организациями, осуществляющими капитальное строительство с привлечением средств федерального бюджета. Для строек, финансируемых за счет собственных средств, ГЭСН носят рекомендательный характер.
Назначение и область применения нормы
Основное назначение ГЭСН 02-01-010-07 — это нормирование затрат на механизированную разработку и транспортировку больших объемов грунта в условиях, где требуется использование мощной землеройной техники и железнодорожного транспорта. Норма применяется в горновскрышных работах, а также в крупномасштабных земляных работах, где предусмотрена вывозка грунта железнодорожными составами.
Основные характеристики
- Код нормы: 02-01-010-07
- Наименование: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша: 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3.
- Единица измерения: 1000 м3 грунта.
- Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
- Категория: 02-01-010 (Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша).
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 02-01-010-07 охватывает комплекс операций, необходимых для выполнения задачи по разработке и погрузке грунта. В состав работ включены следующие основные процессы:
- Экскавация грунта: Непосредственная разработка грунта экскаватором "драглайн" с ковшом вместимостью 10 м3.
- Погрузка в вагоны-самосвалы: Загрузка разработанного грунта в думпкары (вагоны-самосвалы) для дальнейшей транспортировки по железной дороге.
- Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: Эти работы включают в себя обеспечение функционирования временных или постоянных железнодорожных путей, используемых для вывоза грунта. Это может быть как перемещение путей по мере продвижения работ, так и их текущее обслуживание для обеспечения бесперебойной работы железнодорожного транспорта.
Важно отметить, что в ГЭСН на экскаваторную разработку грунтов, помимо перечисленных операций, учтены переходы машин из забоя в забой, вынужденные простои, связанные с взрывными работами (если применимо), а также отодвигание негабаритных глыб и валунов с последующей их разработкой после разрыхления.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по ГЭСН 02-01-010-07 предусмотрен следующий перечень основных материалов и ресурсов. Расход материалов указан на 1000 м3 грунта:
- Средний разряд работы: 4,7 (39.06 чел.-ч)
- Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 3.67 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.88 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые электрические шагающие с рабочим оборудованием "драглайн", емкость ковша 10 м3: 3.67 маш.-ч
- Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 1.06 маш.-ч
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 1.26 маш.-ч
- Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 102.78 маш.-ч
- Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.65 маш.-ч
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 9.54 маш.-ч
- Машины для балластировки железнодорожного пути: 1.2 маш.-ч
- Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 1.3 маш.-ч
- Машины путерихтовочные: 1 маш.-ч
- Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 1.18 маш.-ч
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.79 м3
- Песок природный для строительных работ II класс, средний: 1.03 м3
- Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3
- Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.039 м3
- Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 0.77 шт
- Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.2 м3
- Клеммы ПК: 0.002 т
- Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.003 т
- Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 т
- Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т
- Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 т
- Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.001 т
- Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.358 шт
- Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.008 т
- Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.003 компл
Трудозатраты и время выполнения
Основная трудоемкость по норме 02-01-010-07 составляет 39.06 чел.-ч на 1000 м3 разработанного и погруженного грунта при среднем разряде рабочих 4,7. Дополнительно учтены трудозатраты на работы с железнодорожными рельсами типа Р50 в объеме 0.77 чел.-ч. Эти показатели отражают затраты труда рабочих-строителей и машинистов, необходимые для выполнения полного комплекса работ, предусмотренных нормой.
Требования к квалификации
Выполнение работ, предусмотренных данной нормой, требует наличия квалифицированного персонала. Средний разряд работы 4,7 указывает на необходимость привлечения рабочих высокой квалификации, способных управлять сложной землеройной и железнодорожной техникой, а также выполнять работы по ремонту и содержанию железнодорожных путей. Машинисты экскаваторов и тепловозов должны иметь соответствующие допуски и опыт работы с данным типом оборудования. Рабочие, занимающиеся укладкой и ремонтом железнодорожных путей, также должны обладать специализированными навыками.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения ГЭСН 02-01-010-07 в сметной документации необходимо следовать следующему алгоритму:
- Определение объема работ: Исчислите объем грунта, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт, в плотном теле, согласно проектным данным. Единица измерения нормы — 1000 м3.
- Определение категории грунта: Установите категорию грунта по трудности экскавации (в данном случае — 3-я категория) на основании инженерно-геологических изысканий и классификации грунтов.
- Выбор нормы: Убедитесь, что условия выполнения работ (использование экскаватора "драглайн" с ковшом 10 м3, погрузка в железнодорожный транспорт, категория грунта) соответствуют описанию ГЭСН 02-01-010-07.
- Применение коэффициентов: Проверьте наличие особых условий производства работ, которые могут потребовать применения поправочных коэффициентов к норме. Например, при разработке влажных и вязких грунтов, сильно налипающих на ковш экскаватора, или при работе тупиковым забоем, могут применяться повышающие коэффициенты согласно приложениям к сборнику ГЭСН-02.
- Расчет ресурсных затрат: Умножьте объем работ (в тысячах м3) на нормативные показатели расхода ресурсов (трудозатраты, машино-часы, расход материалов), указанные в норме. Полученные значения будут отражать прямые затраты в базисных ценах.
- Пересчет в текущие цены: Для получения стоимости в текущих ценах примените соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами ценообразования.
Примеры использования
- Пример 1: Разработка карьера для добычи полезных ископаемых. Если проектом предусмотрена разработка 50 000 м3 грунта 3-й категории сложности экскавации с использованием драглайна 10 м3 и последующей погрузкой в железнодорожные думпкары, то для расчета прямых затрат применяется ГЭСН 02-01-010-07. Объем работ для расчета составит 50 (тыс. м3). Все ресурсные показатели нормы умножаются на 50.
- Пример 2: Устройство выемки под крупный инфраструктурный объект. При строительстве крупного объекта, например, железнодорожной станции или промышленной площадки, может потребоваться выемка значительного объема грунта. Если грунт относится к 3-й категории, используется драглайн 10 м3 и грунт вывозится по железной дороге, данная норма будет основной для расчета затрат на земляные работы.
Особенности и ограничения
- Категория грунта: Норма строго привязана к 3-й категории грунтов по трудности экскавации. Для грунтов других категорий (1, 2, 4, 5) следует применять соответствующие нормы из той же таблицы ГЭСН 02-01-010.
- Тип экскаватора: Норма применима только для экскаваторов с рабочим оборудованием "драглайн" и вместимостью ковша 10 м3. Для других типов экскаваторов (например, прямая лопата) или иной вместимости ковша используются другие нормы. Например, для прямой лопаты существуют нормы ГЭСН 02-01-008-20 или ГЭСН 02-01-008-25.
- Транспортировка: Норма учитывает погрузку грунта именно в железнодорожный транспорт. Если грунт вывозится автомобильным транспортом, необходимо применять другие нормы, например, из сборника ГЭСН-01 "Земляные работы", которые предусматривают погрузку в автомобили-самосвалы.
- Условия работы: В сборнике ГЭСН-02 предусмотрена разработка грунтов естественной влажности и фронтальным забоем. При работе во влажных, вязких грунтах или тупиковым забоем, а также при работе в условиях движения поездов по соседнему пути, необходимо применять соответствующие коэффициенты, указанные в технических частях сборников ГЭСН.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение категории грунта: Одна из наиболее частых ошибок. Категория грунта должна определяться на основании инженерно-геологических изысканий. Использование неверной категории приводит к существенным искажениям в сметной стоимости. Всегда сверяйтесь с приложениями к сборникам ГЭСН, где приведена классификация грунтов по трудности разработки.
- Игнорирование поправочных коэффициентов: Неучет специфических условий производства работ (например, разработка мокрых грунтов, работа в стесненных условиях, вблизи действующих коммуникаций или железнодорожных путей) может привести к занижению или завышению сметной стоимости. Всегда внимательно изучайте технические части сборников ГЭСН и приложения к ним.
- Неверное применение типа транспортного средства: Норма 02-01-010-07 четко указывает на железнодорожный транспорт. Применение этой нормы для автомобильной перевозки грунта является ошибкой.
- Неправильное исчисление объемов работ: Объемы земляных работ должны определяться по проектным данным в плотном теле. Ошибки в расчете объемов могут привести к значительным расхождениям в смете.
Практические советы
- Всегда используйте актуальные нормативы: Сметно-нормативная база регулярно обновляется. Убедитесь, что вы используете последнюю редакцию ГЭСН.
- Изучайте технические части сборников: Технические части содержат общие указания, правила применения норм, а также перечень поправочных коэффициентов, которые критически важны для корректного расчета.
- Взаимодействуйте с проектировщиками: Для точного определения объемов работ, категории грунтов и специфических условий строительства необходимо тесное взаимодействие со специалистами, разработавшими проектную документацию и выполнившими инженерные изыскания.
- Документируйте особые условия: Если на объекте присутствуют условия, требующие применения повышающих коэффициентов, убедитесь, что это надлежащим образом задокументировано (акты обследования, заключения специалистов).
Связанные нормы
При работе с ГЭСН 02-01-010-07 могут быть полезны следующие связанные нормы:
- ГЭСН 02-01-010-01 – ГЭСН 02-01-010-08: Вариации данной нормы для экскаваторов "драглайн" с ковшом 10 м3, но для других категорий грунтов (1, 2, 4).
- ГЭСН 02-01-008: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата". Применяется, когда используется другой тип рабочего оборудования.
- ГЭСН 02-01-009: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием "прямая лопата".
- ГЭСН 01-01-003: Разработка грунта в отвал экскаваторами "драглайн" или "обратная лопата" с меньшей вместимостью ковша и для других групп грунтов.
- ГЭСН 01-01-001: Разработка грунта в отвал экскаваторами "драглайн" одноковшовыми электрическими шагающими при работе на гидроэнергетическом строительстве.
- ГЭСН 01-03-001: Рыхление и разработка грунта в отвал экскаваторами "драглайн" или "обратная лопата". Применяется, если требуется предварительное рыхление грунта.
- ГЭСН 01-01-036, ГЭСН 01-01-088, ГЭСН 01-03-034, ГЭСН 01-03-072: Нормы на окончательную планировку поверхности бульдозером по нивелировочным отметкам, которые могут потребоваться после основных земляных работ.
Контрольные моменты
- Соответствие проекту: Всегда проверяйте соответствие применяемой нормы проектным решениям, типу используемой техники и способу транспортировки грунта.
- Актуальность данных: Убедитесь, что данные о категории грунта и его объеме получены из актуальных инженерно-геологических изысканий.
- Полнота состава работ: Проверьте, что все необходимые операции, предусмотренные нормой, учтены, и нет неучтенных затрат, которые должны быть включены в смету.
- Применение коэффициентов: Особое внимание уделяйте применению поправочных коэффициентов, которые могут значительно влиять на итоговую стоимость. Их применение должно быть обосновано и подтверждено документально.
Строгое следование этим рекомендациям позволит сметчикам избежать ошибок и обеспечить точность сметных расчетов при применении ГЭСН 02-01-010-07.
Ключевые моменты
-
Норма 02-01-010-07 применяется для разработки и погрузки грунта 3-й категории экскаваторами "драглайн" с ковшом 10 м3 в железнодорожный транспорт.
-
Состав работ включает экскавацию грунта, погрузку в вагоны-самосвалы и обслуживание железнодорожных путей.
-
Основная трудоемкость составляет 39.06 чел.-ч на 1000 м3 при среднем разряде 4,7.
-
Применение нормы требует учета категории грунта по трудности экскавации и специфики используемого оборудования.
-
Необходимо применять поправочные коэффициенты при работе во влажных грунтах, тупиковым забоем или вблизи действующих железнодорожных путей.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-010-07?
Когда применяется ГЭСН 02-01-010-07?
ГЭСН 02-01-010-07 применяется для нормирования затрат на разработку и погрузку грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами "драглайн" с вместимостью ковша 10 м3, если грунт относится к 3-й категории по трудности экскавации.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены такие материалы, как щебень, песок, лесоматериалы, брус для стрелочных переводов, различные типы шпал (деревянные и железобетонные), а также элементы железнодорожного пути: клеммы, противоугоны, шайбы, болты, накладки, подкладки и стрелочные переводы. Эти материалы используются преимущественно для обеспечения функционирования и ремонта железнодорожных путей, необходимых для транспортировки грунта.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Нормой предусмотрены трудозатраты рабочих-строителей в размере 39.06 чел.-ч на 1000 м3 разработанного и погруженного грунта при среднем разряде 4,7. Дополнительно учтены трудозатраты на работы с железнодорожными рельсами в объеме 0.77 чел.-ч.
4 Можно ли применять эту норму для погрузки грунта в автомобили-самосвалы?
Можно ли применять эту норму для погрузки грунта в автомобили-самосвалы?
Нет, данная норма четко регламентирует погрузку грунта именно в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы). Для погрузки грунта в автомобили-самосвалы необходимо использовать другие нормы, например, из сборника ГЭСН-01 "Земляные работы", которые предусматривают такой вид транспортировки.
Практические советы
Всегда сверяйтесь с актуальными редакциями ГЭСН и их техническими частями для получения полной информации о применении норм и поправочных коэффициентов.
Основывайте расчеты объемов работ и категорий грунтов на данных инженерно-геологических изысканий и проектной документации.
При наличии особых условий производства работ, требующих применения коэффициентов, убедитесь в их документальном подтверждении (акты, заключения).
Различайте нормы для различных видов транспортных средств (железнодорожный, автомобильный) и типов экскаваторов (драглайн, прямая лопата) для корректного выбора нормы.
Частые ошибки
Неправильное определение категории грунта по трудности экскавации, что приводит к некорректному расчету затрат.
Игнорирование или неверное применение поправочных коэффициентов, учитывающих специфические условия производства работ (например, влажные грунты, работа в стесненных условиях, вблизи действующих железнодорожных путей).
Применение нормы для транспортировки грунта автомобильным транспортом вместо железнодорожного.
Ошибки в исчислении объемов работ, которые должны определяться по проектным данным в плотном теле.