Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 02-01-008-12

02-01-008

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 2

Подробное описание
Группа: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: Состав работ: Экскавация грунта.; Погрузка в вагоны-самосвалы.; Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Обоснование: НР: Пр/812-002.0, СП: Пр/774-002.0

Быстрая информация

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-008
Тип работ
GESN
Трудозатраты
54.75 чел.-ч при разряде 4,7
Основное назначение
Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 2

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,7 54.75
Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.) 1.96
Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3 0.47
Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 10 м3 1.96
Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм 0.56
Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т 0.6
Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т 55.13
Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т 0.31
Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.) 5.01
Машины для балластировки железнодорожного пути 0.57
Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками 0.62
Машины путерихтовочные 0.47
Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт 0.63
Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм м3 0.44
Песок природный для строительных работ II класс, средний м3 2.47
Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.001
Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов м3 0.037
Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I шт 1.85
Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог м3 0.111
Клеммы ПК т 0.002
Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50 т 0.003
Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24 т 0
Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22 т 0.001
Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм т 0.001
Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм т 0.001
Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50 шт 0.298
Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50 т 0.008
Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00 компл 0.003

Трудозатраты

Категория работников Трудочасы
Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50 0.77

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-008-12 является важным документом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости горновскрышных и земляных работ. Она регламентирует процесс разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт с использованием экскаваторов типа "прямая лопата" с ковшом вместимостью 10 м3 для грунтов 2-й категории по трудности экскавации. Данная норма включена в Сборник 2 "Горновскрышные работы" ГЭСН-2001.

Основное назначение нормы — определение потребности в ресурсах, таких как затраты труда рабочих, время эксплуатации строительных машин и механизмов, а также материальных ресурсо. Это позволяет формировать сметные расчеты ресурсным и ресурсно-индексным методами. Применение ГЭСН 02-01-008-12 обязательно для объектов капитального строительства, финансируемых за счет федерального бюджета, и носит рекомендательный характер для строек, финансируемых из собственных средств.

Техническая информация

Состав работ по норме

ГЭСН 02-01-008-12 охватывает комплекс работ, необходимых для разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт. Состав работ включает:

  • Экскавация грунта. Это основная операция, включающая непосредственное выемку грунта экскаватором.
  • Погрузка в вагоны-самосвалы (думпкары). После экскавации грунт загружается в специализированные железнодорожные вагоны для транспортировки.
  • Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Данный пункт подразумевает обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта на участке производства работ, включая укладку, обслуживание и при необходимости ремонт путей.

Помимо перечисленных основных операций, норма также учитывает сопутствующие работы, такие как:

  • Прием и сдача машин, их смазка, мелкий и профилактический ремонт.
  • Подготовка забоя с перекидкой негабарита.
  • Передвижка машин в забое и на отвалах.
  • Перемещение экскаваторов в безопасное место перед взрывными работами.
  • Планировка подошвы забоя, отвала и основания под транспортные железнодорожные пути и автодороги.
  • Очистка ковшей экскаваторов, конвейеров, ходовых частей машин, кузовов вагонов и автомобилей-самосвалов, подъездных загрузочных и разгрузочных площадок.
  • Отсыпка трассы под железнодорожные пути по мере продвигания забоя.
  • Устройство и содержание водоотводных канав в забое и на отвале.
  • Водоотлив с подошвы забоя до ближайшей водоотводной канавы.
  • Перемещение и содержание осветительных и контактных сетей.
  • Пылеподавление.
  • Перемещение и содержание ЛЭП в забое и на отвале, включая передвижные приключательные пункты.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ по ГЭСН 02-01-008-12 предусмотрен следующий перечень материалов и ресурсов, необходимых для обеспечения технологического процесса. Единица измерения нормы — 1000 м3 разработанного и погруженного грунта.

Машины и оборудование:

  • Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 1.96 маш.-ч
  • Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.47 маш.-ч
  • Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 10 м3: 1.96 маш.-ч
  • Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.56 маш.-ч
  • Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.6 маш.-ч
  • Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 55.13 маш.-ч
  • Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.31 маш.-ч
  • Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 5.01 маш.-ч
  • Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.57 маш.-ч
  • Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.62 маш.-ч
  • Машины путерихтовочные: 0.47 маш.-ч
  • Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.63 маш.-ч

Материалы:

  • Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.44 м3
  • Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2.47 м3
  • Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3
  • Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.037 м3
  • Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.85 шт
  • Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.111 м3
  • Клеммы ПК: 0.002 т
  • Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.003 т
  • Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 т
  • Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т
  • Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 т
  • Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.001 т
  • Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.298 шт
  • Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.008 т
  • Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.003 компл
  • Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0.77 ч

Трудозатраты и время выполнения

Затраты труда рабочих-строителей по норме ГЭСН 02-01-008-12 составляют 54.75 чел.-ч на 1000 м3 грунта при среднем разряде работы 4,7. Эти трудозатраты включают в себя все необходимые операции, связанные с экскавацией, погрузкой и обслуживанием железнодорожных путей.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 4,7 указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов для выполнения данного вида работ. Рабочие должны обладать навыками управления экскаваторами, бульдозерами, железнодорожной техникой, а также знаниями по ремонту и содержанию железнодорожных путей.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Для корректного применения ГЭСН 02-01-008-12 в сметной документации необходимо следовать следующему алгоритму:

  1. Определение объема работ: Прежде всего, необходимо точно определить объем грунта, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт, в тысячах кубических метров (м3). Объем работ определяется по проектным данным в плотном теле.
  2. Выбор нормы: Убедиться, что условия выполнения работ соответствуют данной норме: экскавация грунта экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата", вместимость ковша 10 м3, и категория грунтов по трудности экскавации 2.
  3. Расчет трудозатрат: Умножить объем работ (в 1000 м3) на нормативные трудозатраты рабочих-строителей (54.75 чел.-ч на 1000 м3).
  4. Расчет машино-часов: Умножить объем работ (в 1000 м3) на нормативные показатели машино-часов для каждого вида машин и оборудования, указанных в составе нормы.
  5. Расчет расхода материалов: Умножить объем работ (в 1000 м3) на нормативный расход каждого материала, предусмотренного нормой.
  6. Применение коэффициентов: При необходимости применить поправочные коэффициенты, учитывающие специфические условия производства работ (например, разработка влажных и вязких грунтов, работа тупиковым забоем). Эти коэффициенты приведены в приложениях к сборнику ГЭСН-02.
  7. Перевод в текущие цены: Полученные ресурсные показатели (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) перевести в текущие цены с использованием соответствующих индексов пересчета.

Примеры использования

Пример 1: Разработка карьера

Предположим, необходимо разработать карьер объемом 50 000 м3 грунта 2-й категории сложности и погрузить его в железнодорожный транспорт. Для расчета сметной стоимости по ГЭСН 02-01-008-12:

  • Объем работ = 50 000 м3 = 50 * 1000 м3.
  • Трудозатраты рабочих = 50 * 54.75 чел.-ч = 2737.5 чел.-ч.
  • Машино-часы экскаватора (10 м3) = 50 * 1.96 маш.-ч = 98 маш.-ч.
  • Машино-часы думпкаров = 50 * 55.13 маш.-ч = 2756.5 маш.-ч.

Далее эти показатели умножаются на текущие стоимости ресурсов.

Особенности и ограничения

  • Категория грунта: Норма 02-01-008-12 предназначена для грунтов 2-й категории по трудности экскавации. Для других категорий грунтов (например, 3, 4, 5) существуют другие поднормы в рамках той же таблицы ГЭСН 02-01-008 (например, 02-01-008-13, 02-01-008-14, 02-01-008-15).
  • Вместимость ковша: Норма учитывает экскаваторы с вместимостью ковша 10 м3. При использовании экскаваторов другой вместимости (например, 4,6 м3, 8 м3, 12,5 м3, 15 м3) следует применять соответствующие поднормы или корректирующие коэффициенты.
  • Условия разработки: В ГЭСН сборника 2 предусмотрена разработка грунтов естественной влажности и фронтальным забоем. При разработке влажных, вязких, сильно налипающих на ковш грунтов или при работе тупиковым забоем применяются специальные коэффициенты, указанные в приложении 2.2 к сборнику ГЭСН-02.
  • Объемы работ: Объемы горновскрышных работ определяются по проектным данным в плотном теле.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение категории грунта: Одной из наиболее частых ошибок является неверное определение категории грунта по трудности экскавации. Это может привести к существенным искажениям в сметной стоимости. Всегда сверяйтесь с инженерно-геологическими изысканиями и классификацией грунтов, приведенной в приложениях к сборнику ГЭСН-02.
  2. Игнорирование вместимости ковша экскаватора: Применение нормы 02-01-008-12 для экскаваторов с ковшом, отличным от 10 м3, без соответствующей корректировки или выбора другой поднормы. Всегда проверяйте соответствие используемой техники параметрам нормы.
  3. Неучет специфических условий: Отсутствие применения поправочных коэффициентов для влажных, вязких грунтов или при работе тупиковым забоем. Это может занизить или завысить реальные затраты. Внимательно изучайте техническую часть сборника ГЭСН-02 и все применимые коэффициенты.
  4. Ошибки в расчете объемов: Некорректное определение объема грунта (например, в рыхлом теле вместо плотного). Объемы работ должны определяться по проектным данным в плотном теле.
  5. Неактуальные индексы пересчета: Использование устаревших индексов пересчета в текущие цены. Всегда используйте актуальные индексы, утверждаемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ или региональными органами.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Тщательно изучайте проектную документацию, включая инженерно-геологические изыскания, для точного определения категории грунта и условий производства работ.
  • Использование актуальных баз: Всегда работайте с последними редакциями ГЭСН и актуальными индексами пересчета.
  • Консультации со специалистами: В случае сомнений по применению нормы или определению категории грунта, консультируйтесь с опытными сметчиками, инженерами-геологами или представителями проектной организации.
  • Автоматизированные программы: Используйте специализированные сметные программы, которые помогают автоматизировать расчеты и снизить вероятность ошибок.

Связанные нормы

ГЭСН 02-01-008-12 является частью более широкой группы норм, касающихся разработки и погрузки грунта. К связанным нормам относятся другие поднормы таблицы 02-01-008, которые отличаются вместимостью ковша экскаватора или категорией грунта:

  • ГЭСН 02-01-008-13: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3.
  • ГЭСН 02-01-008-14: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 4.
  • ГЭСН 02-01-008-15: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 5.

Также могут быть релевантны нормы из других сборников ГЭСН, например, из Сборника 1 "Земляные работы" (ГЭСН 81-02-01-2001), если работы включают другие виды земляных работ, не связанные с железнодорожным транспортом или крупноковшовыми экскаваторами.

Контрольные моменты

  • Соответствие техники: Убедитесь, что используемые экскаваторы соответствуют указанной вместимости ковша и типу рабочего оборудования.
  • Категория грунта: Проверьте правильность определения категории грунта. Это критически важный параметр, влияющий на трудозатраты и машино-часы.
  • Полный состав работ: Убедитесь, что все сопутствующие работы, предусмотренные нормой (перемещение путей, водоотлив и т.д.), учтены в расчете.
  • Применение коэффициентов: Не забывайте применять повышающие или понижающие коэффициенты, если условия производства работ отличаются от нормативных.
  • Актуальность данных: Регулярно обновляйте сметно-нормативную базу и индексы пересчета.

Правильное применение ГЭСН 02-01-008-12 позволяет сметчикам точно определять стоимость работ по разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт, обеспечивая достоверность сметной документации и минимизируя риски возникновения разногласий.

Ключевые моменты

  • Норма 02-01-008-12 применяется для экскавации и погрузки грунта в железнодорожный транспорт (думпкары) экскаваторами с ковшом 10 м3.

  • Предназначена для грунтов 2-й категории по трудности экскавации.

  • Включает в себя экскавацию грунта, погрузку в вагоны-самосвалы и работы по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей.

  • Трудозатраты рабочих-строителей составляют 54.75 чел.-ч на 1000 м3 грунта при среднем разряде 4,7.

  • Требует учета специфических условий производства работ через применение поправочных коэффициентов, указанных в технической части сборника ГЭСН-02.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 02-01-008-12 применяется при разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт с использованием экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 10 м3, когда работы ведутся с грунтами 2-й категории по трудности экскавации.

В норме учтены такие материалы, как щебень, песок природный, лесоматериалы круглые, брус и шпалы (хвойные и железобетонные) для железнодорожных путей, а также элементы крепления рельсов: клеммы ПК, противоугоны, шайбы пружинные, болты клеммные и путевые, шурупы путевые, накладки рельсовые, подкладки и стрелочные переводы.

ГЭСН 02-01-008-12 предусматривает трудозатраты рабочих-строителей в размере 54.75 чел.-ч на 1000 м3 разработанного и погруженного грунта. Средний разряд работы составляет 4,7.

В норму включены бульдозеры (96 кВт), экскаваторы одноковшовые дизельные (0,4 м3) и электрические (10 м3), машины бурильно-крановые, краны на железнодорожном ходу (25 т), вагоны-самосвалы (думпкары) (136 т), дрезины широкой колеи, тепловозы маневровые (550 кВт), машины для балластировки и подбивки шпал, путерихтовочные машины и насосы (100 м3/ч).

Практические советы

1

Всегда сверяйтесь с инженерно-геологическими изысканиями для точного определения категории грунта.

2

Используйте актуальные редакции ГЭСН и последние утвержденные индексы пересчета.

3

Внимательно изучайте техническую часть сборника ГЭСН-02 для понимания всех условий применения нормы и возможных коэффициентов.

4

Применяйте специализированные сметные программы для автоматизации расчетов и минимизации ошибок.

5

В случае сомнений, консультируйтесь с опытными сметчиками или специалистами в области горновскрышных работ.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное определение категории грунта, что приводит к некорректным расчетам трудозатрат и машино-часов.

!
Ошибка 2

Игнорирование вместимости ковша экскаватора, что требует выбора другой поднормы или применения корректирующих коэффициентов.

!
Ошибка 3

Неучет специфических условий производства работ (например, влажные грунты, тупиковый забой) без применения соответствующих поправочных коэффициентов.

!
Ошибка 4

Ошибки в определении объема грунта (например, расчет в рыхлом теле вместо плотного).

!
Ошибка 5

Использование устаревших индексов пересчета в текущие цены, что искажает итоговую сметную стоимость.

1
02-01-008-13

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3

Применяется вместо 02-01-008-12 при работе с грунтами 3-й категории сложности.

2
02-01-008-14

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 4

Применяется вместо 02-01-008-12 при работе с грунтами 4-й категории сложности.

3
02-01-008-15

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 5

Применяется вместо 02-01-008-12 при работе с грунтами 5-й категории сложности.

Технические характеристики

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-008
Тип работ
GESN
Материалы
Средний разряд работы 4,7: 54.75 чел.-чБульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 1.96 маш.-чЭкскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.47 маш.-чЭкскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 10 м3: 1.96 маш.-чМашины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.56 маш.-чКраны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.6 маш.-чВагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 55.13 маш.-чДрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.31 маш.-чТепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 5.01 маш.-чМашины для балластировки железнодорожного пути: 0.57 маш.-чМашины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.62 маш.-чМашины путерихтовочные: 0.47 маш.-чНасосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.63 маш.-чЩебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.44 м3Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2.47 м3Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.037 м3Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.85 штШпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.111 м3Клеммы ПК: 0.002 тПротивоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.003 тШайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 тБолты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 тБолты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 тШурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.001 тНакладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.298 штПодкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.008 тПеревод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.003 комплРельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0.77 ч

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: