Введение
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 02-01-008-15 является государственной элементной сметной нормой, регламентирующей затраты на разработку и погрузку грунта в железнодорожный транспорт. Эта норма применяется при выполнении горновскрышных работ, в том числе при строительстве разрезов по добыче угля и сланца, карьеров по разработке руд черных и цветных металлов, химического сырья и нерудных строительных материалов, а также при реконструкции действующих разрезов (карьеров) или вскрытии нижних горизонтов . Она также включает работы по сооружению железнодорожных путей и автомобильных дорог в пределах забоя и на отвале .
ГЭСН обязательны для применения всеми предприятиями и организациями, независимо от их принадлежности и форм собственности, осуществляющими капитальное строительство с привлечением средств федерального бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, ГЭСН носят рекомендательный характер .
Основные характеристики
Данная норма предназначена для учета затрат при использовании экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 10 м3. Она применяется для грунтов 5-й категории по трудности экскавации . Единицей измерения является 1000 м3 разработанного и погруженного грунта .
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 02-01-008-15 учитывает полный комплекс работ, необходимых для разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт. В состав работ включены следующие операции:
- Экскавация грунта .
- Погрузка грунта в вагоны-самосвалы (думпкары) .
- Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей .
Кроме того, в норме учтены сопутствующие операции, обеспечивающие бесперебойное выполнение основных работ. К ним относятся:
- Прием и сдача машин, их смазка, мелкий и профилактический ремонт .
- Подготовка забоя с перекидкой негабарита .
- Передвижка машин в забое и на отвалах .
- Перемещение экскаваторов в безопасное место перед взрывными работами .
- Планировка подошвы забоя, отвала и основания под транспортные железнодорожные пути и автодороги .
- Очистка ковшей экскаваторов, конвейеров, ходовых частей машин, кузовов вагонов и автомобилей-самосвалов, подъездных загрузочных и разгрузочных площадок .
- Отсыпка трассы под железнодорожные пути по мере продвигания забоя .
- Устройство и содержание водоотводных канав в забое и на отвале .
- Водоотлив с подошвы забоя до ближайшей водоотводной канавы .
- Перемещение, ремонт и содержание в исправном состоянии железнодорожных путей, осветительных и контактных сетей .
- Ремонт и содержание в исправном состоянии дорог для транспортирования грунтов автомобилями-самосвалами и самоходными скреперами .
- Перемещение автодорог из инвентарных железобетонных плит в забое и на отвале .
- Пылеподавление .
- Перемещение и содержание ЛЭП в забое и на отвале, включая передвижные приключательные пункты .
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ, предусмотренных нормой 02-01-008-15, требуются следующие основные материалы и ресурсы:
- Машины и механизмы:
- Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 3.29 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.8 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 10 м3: 3.29 маш.-ч
- Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.94 маш.-ч
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.98 маш.-ч
- Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 94.04 маш.-ч
- Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.51 маш.-ч
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 8.55 маш.-ч
- Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.94 маш.-ч
- Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 1.01 маш.-ч
- Машины путерихтовочные: 0.79 маш.-ч
- Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 1.05 маш.-ч
- Материалы:
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.7 м3
- Песок природный для строительных работ II класс, средний: 1.65 м3
- Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3
- Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.04 м3
- Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.24 шт
- Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.178 м3
- Клеммы ПК: 0.002 т
- Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.003 т
- Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 т
- Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т
- Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 т
- Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.002 т
- Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.418 шт
- Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.009 т
- Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.003 компл
Трудозатраты и время выполнения
Норма 02-01-008-15 предусматривает следующие трудозатраты на 1000 м3 разработанного и погруженного грунта:
- Затраты труда рабочих-строителей (средний разряд 4,7): 46.96 чел.-ч .
- Затраты труда машинистов: 37.32 чел.-ч .
Общие трудозатраты составляют 84.28 чел.-ч на 1000 м3.
Требования к квалификации
Средний разряд работы для рабочих-строителей, задействованных в выполнении данной нормы, составляет 4,7 . Это указывает на необходимость наличия у персонала соответствующих навыков и опыта для работы с тяжелой техникой и выполнения сложных земляных работ.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения нормы ГЭСН 02-01-008-15 в сметной документации необходимо следовать следующему алгоритму:
- Определение объема работ: Исчислите объем грунта, подлежащего разработке и погрузке, в плотном теле согласно проектным данным . Единица измерения нормы — 1000 м3.
- Проверка соответствия условиям: Убедитесь, что условия выполнения работ соответствуют описанию нормы:
- Используется экскаватор с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 10 м3 .
- Грунт относится к 5-й категории по трудности экскавации .
- Погрузка осуществляется в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы) .
- Применение базовых норм: Умножьте объем работ (в тысячах м3) на нормативные показатели затрат труда рабочих, машинистов, времени эксплуатации машин и расхода материалов, указанные в норме.
- Учет поправочных коэффициентов: В зависимости от специфических условий производства работ, к базовым нормам могут применяться поправочные коэффициенты, предусмотренные в Общих положениях и Приложениях к Сборнику ГЭСН 2 "Горновскрышные работы" . Например:
- При разработке влажных и вязких, сильно налипающих на ковш экскаватора грунтов .
- При разработке грунта тупиковым забоем (в отличие от фронтального, учтенного нормой) .
- При изменении дальности транспортирования грунта (норма учитывает транспортировку до 5 км) .
- Формирование сметы: Полученные ресурсные показатели используются для составления сметных расчетов ресурсным или ресурсно-индексным методом.
Примеры использования
Норма ГЭСН 02-01-008-15 применяется в проектах, связанных с масштабными земляными работами, где требуется выемка больших объемов грунта и его транспортировка по железной дороге. Типичные примеры включают:
- Строительство и расширение карьеров по добыче полезных ископаемых.
- Разработка котлованов для крупных промышленных объектов, где грунт вывозится железнодорожным транспортом.
- Реконструкция или строительство железнодорожных путей в условиях горновскрышных работ.
Особенности и ограничения
- Категория грунта: Норма строго привязана к 5-й категории грунтов по трудности экскавации. Для грунтов других категорий (1, 2, 3, 4) или при использовании экскаваторов с другой вместимостью ковша (например, 8 м3 или 5,2 м3) следует применять другие нормы из той же группы, такие как ГЭСН 02-01-008-16, ГЭСН 02-01-008-17, ГЭСН 02-01-008-18, ГЭСН 02-01-008-19, ГЭСН 02-01-008-20 или ГЭСН 02-01-008-26 .
- Тип оборудования: Норма учитывает работу экскаватора с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата" и ковшом 10 м3. Использование другого типа оборудования или ковша другой вместимости требует применения соответствующих норм.
- Транспортировка: Норма включает транспортировку грунта железнодорожным транспортом на расстояние до 5 км. При необходимости транспортировки на большие расстояния требуется дополнительный расчет или применение соответствующих норм на дополнительную транспортировку .
- Влажность грунта: Норма разработана исходя из условий разработки грунтов естественной влажности. При работе с влажными, вязкими, сильно налипающими грунтами необходимо применять повышающие коэффициенты, указанные в Приложении 2.2 к Сборнику ГЭСН 2 .
- Метод разработки: Норма предусматривает разработку грунта фронтальным забоем. При разработке тупиковым забоем также применяются корректирующие коэффициенты .
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
Сметчики часто сталкиваются с ошибками при применении ГЭСН 02-01-008-15. Наиболее распространенные из них:
- Неправильное определение категории грунта: Использование данной нормы для грунтов, не относящихся к 5-й категории, приводит к некорректному расчету затрат. Всегда сверяйтесь с инженерно-геологическими изысканиями и классификацией грунтов по трудности разработки, приведенной в приложениях к сборникам ГЭСН .
- Игнорирование вместимости ковша экскаватора: Норма четко указывает вместимость ковша 10 м3. Применение нормы для экскаваторов с иной вместимостью ковша (например, 8 м3 или 5,2 м3) является ошибкой. Необходимо использовать соответствующие нормы для конкретного оборудования .
- Неучет типа транспортировки: Данная норма предназначена исключительно для погрузки грунта в железнодорожный транспорт. При погрузке в автомобили-самосвалы или другие виды транспорта следует применять нормы из других таблиц или сборников (например, ГЭСН 02-01-008-02 для погрузки в автомобили-самосвалы) .
- Отсутствие корректировки на особые условия: Забывают применять поправочные коэффициенты при работе с влажными, вязкими грунтами или при разработке тупиковым забоем. Это приводит к занижению или завышению сметной стоимости .
- Двойной учет затрат: Иногда сметчики дополнительно включают затраты на ремонт и содержание железнодорожных путей, хотя эти работы уже учтены в составе данной нормы . Внимательно изучайте состав работ, предусмотренный нормой.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед применением нормы тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся земляных работ, категории грунтов, типа используемой техники и способа транспортировки.
- Использование официальных источников: Всегда опирайтесь на актуальные редакции ГЭСН и официальные разъяснения Минстроя России.
- Взаимодействие с техническими специалистами: При возникновении сомнений в категории грунта или особенностях технологии выполнения работ, консультируйтесь с инженерами-геологами и производителями работ.
- Проверка дальности транспортировки: Учитывайте, что норма включает транспортировку грунта до 5 км. Если дальность больше, необходимо дополнительно применять нормы на дополнительную транспортировку.
- Применяйте норму только для экскаваторов с ковшом 10 м3 и железнодорожного транспорта.
Связанные нормы
Для комплексного расчета земляных работ могут потребоваться нормы из того же Сборника ГЭСН 2 "Горновскрышные работы" или Сборника ГЭСН 1 "Земляные работы".
- Аналогичные нормы по категории грунта и вместимости ковша:
- ГЭСН 02-01-008-16: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 8 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1 .
- ГЭСН 02-01-008-17: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 8 м3, категория грунтов по трудности экскавации 2 .
- ГЭСН 02-01-008-18: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 8 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3 .
- ГЭСН 02-01-008-19: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 8 м3, категория грунтов по трудности экскавации 4 .
- ГЭСН 02-01-008-20: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 8 м3, категория грунтов по трудности экскавации 5 .
- ГЭСН 02-01-008-26: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 5,2 м3, категория грунтов по трудности экскавации 5 .
- Нормы на транспортировку грунта:
- Для дополнительной транспортировки грунта железнодорожным транспортом, если дальность превышает учтенные 5 км, следует использовать соответствующие нормы из Сборника ГЭСН 1 "Земляные работы" (например, нормы на дополнительную транспортировку грунта железнодорожным транспортом).
- Нормы на земляные работы с использованием другого транспорта:
- ГЭСН 02-01-008-01 и ГЭСН 02-01-008-02: Разработка и погрузка грунта в автомобили-самосвалы .
Контрольные моменты
- Соответствие проектной документации: Всегда проверяйте, что применяемая норма соответствует проектным решениям по типу грунта, оборудованию и способу транспортировки.
- Актуальность нормативов: Используйте только актуальные редакции ГЭСН, так как нормативы могут изменяться.
- Полный учет затрат: Убедитесь, что все необходимые работы и ресурсы учтены, и нет ни пропусков, ни двойного счета.
Ключевые моменты
-
Норма применяется для разработки и погрузки грунта 5-й категории в железнодорожный транспорт.
-
Используется экскаватор с ковшом 10 м3 типа "прямая лопата".
-
В состав работ включены экскавация, погрузка в думпкары, а также перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей.
-
Учтены сопутствующие работы, такие как планировка забоя, водоотлив, пылеподавление.
-
Требует применения поправочных коэффициентов при работе с влажными грунтами или тупиковым забоем.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-008-15?
Когда применяется ГЭСН 02-01-008-15?
ГЭСН 02-01-008-15 применяется при разработке и погрузке грунта 5-й категории по трудности экскавации в железнодорожный транспорт с использованием экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 10 м3. Это характерно для горновскрышных работ, строительства и реконструкции карьеров.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены такие материалы, как щебень из плотных горных пород, природный песок, круглые лесоматериалы, брус для стрелочных переводов, деревянные и железобетонные шпалы, а также различные элементы железнодорожного пути: клеммы, противоугоны, шайбы, болты, шурупы, накладки и подкладки, а также комплектные стрелочные переводы.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты рабочих-строителей со средним разрядом 4,7 в объеме 46.96 чел.-ч и трудозатраты машинистов в объеме 37.32 чел.-ч на каждые 1000 м3 разработанного и погруженного грунта.
4 Включает ли норма транспортировку грунта?
Включает ли норма транспортировку грунта?
Да, норма ГЭСН 02-01-008-15 включает затраты на транспортировку грунта железнодорожным транспортом на расстояние до 5 км. При необходимости транспортировки на большие расстояния требуется дополнительный расчет.
Практические советы
Всегда сверяйтесь с проектной документацией и инженерно-геологическими изысканиями для точного определения категории грунта.
Изучайте Общие положения и Приложения к Сборнику ГЭСН 2 для корректного применения поправочных коэффициентов.
Внимательно читайте состав работ, чтобы избежать дублирования или пропуска операций.
При дальности транспортировки более 5 км, дополнительно применяйте нормы на дополнительную транспортировку грунта.
Применяйте норму только для экскаваторов с ковшом 10 м3 и железнодорожного транспорта.
Частые ошибки
Неправильное определение категории грунта или вместимости ковша экскаватора.
Применение нормы для других видов транспорта (например, автомобильного).
Игнорирование необходимости применения поправочных коэффициентов для особых условий (влажность грунта, тип забоя).
Двойной учет затрат на ремонт и содержание железнодорожных путей.
Неверное определение объема работ (не в плотном теле).