Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-008-26 является ключевым документом для сметчиков, занимающихся расчетом затрат на земляные работы, связанные с разработкой и погрузкой грунта в железнодорожный транспорт. Эта норма входит в состав Сборника № 2 "Горновскрышные работы" и предназначена для определения потребности в ресурсах при выполнении специфических видов работ, где задействованы мощные экскаваторы и железнодорожный транспорт.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 02-01-008-26 применяется для определения ресурсных затрат на разработку и последующую погрузку грунта в вагоны-самосвалы (думпкары) с использованием одноковшовых электрических экскаваторов на гусеничном ходу, оснащенных нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата". Основное условие применения данной нормы — вместимость ковша экскаватора должна составлять 5,2 м³, а категория грунтов по трудности экскавации — 1-я.
Эта норма актуальна для широкого спектра строительных проектов, включая:
- Масштабные земляные работы при строительстве новых железнодорожных путей или реконструкции существующих.
- Разработка карьеров и горновскрышные работы, где требуется транспортировка больших объемов грунта железнодорожным транспортом.
- Строительство крупных инфраструктурных объектов, требующих перемещения значительных объемов грунта на большие расстояния с использованием железнодорожной логистики.
Основные характеристики
- Код нормы: 02-01-008-26
- Полное наименование: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 5,2 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1.
- Единица измерения: 1000 м3 грунта. Это означает, что все ресурсные показатели в норме приведены на тысячу кубических метров разработанного и погруженного грунта.
- Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
- Категория: 02-01-008 (Группа норм, относящихся к разработке и погрузке грунта экскаваторами с прямой лопатой).
Техническая информация
Понимание технического состава работ и ресурсных затрат является фундаментальным для правильного применения ГЭСН 02-01-008-26 в сметной документации.
Состав работ по норме
В соответствии с технической частью нормы, ГЭСН 02-01-008-26 включает в себя три основных технологических операции, которые должны быть выполнены для достижения конечного результата – разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт:
- Экскавация грунта. Эта операция подразумевает непосредственное выемку грунта из массива с помощью экскаватора. Включает в себя все подготовительные и основные действия экскаватора, необходимые для эффективной разработки грунта 1-й категории трудности.
- Погрузка в вагоны-самосвалы. После экскавации грунт немедленно погружается в железнодорожные вагоны-самосвалы (думпкары). Эта операция включает маневрирование экскаватора для точной загрузки, а также позиционирование вагонов для непрерывного процесса погрузки.
- Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Это важный аспект нормы, который часто упускается из виду. Поскольку работы ведутся с использованием железнодорожного транспорта, норма учитывает затраты на поддержание железнодорожных путей в рабочем состоянии. Это включает в себя перемещение путей по мере продвижения работ, их текущий ремонт и общее содержание для обеспечения бесперебойной работы думпкаров и тепловозов.
Материалы и ресурсы
В ГЭСН 02-01-008-26 учтены все необходимые материальные и технические ресурсы для выполнения перечисленных работ. Норматив включает в себя как эксплуатацию строительных машин и механизмов, так и расход основных и вспомогательных материалов. Важно отметить, что ГЭСН содержит только нормы расхода ресурсов, а не их стоимость в рублях.
Машины и механизмы:
- Машины путерихтовочные: 0.73 маш.-ч
- Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 2.64 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.51 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 5,2 м3: 2.64 маш.-ч
- Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.38 маш.-ч
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.84 маш.-ч
- Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 65.51 маш.-ч
- Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.36 маш.-ч
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 5.96 маш.-ч
- Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.84 маш.-ч
- Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.91 маш.-ч
- Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.85 маш.-ч
Материалы:
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.62 м3
- Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2.88 м3
- Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3
- Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.048 м3
- Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2.16 шт
- Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.156 м3
- Клеммы ПК: 0.002 т
- Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.004 т
- Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0.001 т
- Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т
- Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.002 т
- Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.002 т
- Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.418 шт
- Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.01 т
- Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.004 компл
Трудозатраты и время выполнения
Трудозатраты рабочих-строителей по норме ГЭСН 02-01-008-26 составляют 66.08 чел.-ч на каждые 1000 м3 разработанного и погруженного грунта. Эти затраты рассчитаны исходя из среднего разряда работы 4,7. Это означает, что для выполнения данного вида работ требуется персонал с достаточно высокой квалификацией, способный управлять сложной техникой и выполнять работы, связанные с обслуживанием железнодорожных путей.
Требования к квалификации
Указанный средний разряд 4,7 свидетельствует о том, что для выполнения работ по данной норме необходимы квалифицированные специалисты. Это могут быть машинисты экскаваторов, бульдозеров, тепловозов, а также рабочие, занимающиеся ремонтом и содержанием железнодорожных путей. Их квалификация должна обеспечивать безопасное и эффективное выполнение всех операций, предусмотренных составом работ.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 02-01-008-26 требует внимательного подхода к определению объемов работ, категории грунта и учету специфических условий производства.
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного расчета сметной стоимости по ГЭСН 02-01-008-26 рекомендуется следующий алгоритм:
- Определение объема грунта. Первым шагом является точное определение объема грунта, подлежащего разработке и погрузке. Этот объем должен быть взят из проектной документации и указываться в плотном теле.
- Подтверждение категории грунта. Убедитесь, что грунт на объекте соответствует 1-й категории по трудности экскавации. Классификация грунтов по трудности разработки приведена в официальных нормативных документах, таких как ГЭСН-2001-01 (Сборник № 1 "Земляные работы") и ЕНиР Е2В1. Неправильное определение категории грунта является одной из наиболее частых ошибок.
- Применение нормы. После подтверждения объема и категории грунта, применяйте норму 02-01-008-26 к рассчитанному объему. Поскольку норма приведена на 1000 м³, необходимо разделить общий объем грунта на 1000 и умножить на ресурсные показатели нормы.
- Учет коэффициентов. В зависимости от условий производства работ, к норме могут применяться различные коэффициенты. Например, при разработке мокрых грунтов, находящихся под непосредственным воздействием грунтовых вод, к норме могут быть применены повышающие коэффициенты, указанные в технических частях соответствующих сборников ГЭСН (например, в Сборнике № 1 "Земляные работы").
Примеры использования
- Строительство новой железнодорожной ветки: При прокладке новой железнодорожной линии, где требуется выемка больших объемов грунта 1-й категории и его последующая транспортировка на отвалы или для использования в насыпях, ГЭСН 02-01-008-26 будет основной нормой для расчета земляных работ.
- Разработка карьера: В горнодобывающей промышленности, при вскрышных работах, если грунт 1-й категории извлекается экскаваторами 5,2 м³ и вывозится железнодорожным транспортом, данная норма будет применяться для определения затрат.
Особенности и ограничения
- Категория грунта: Норма строго применима только для грунтов 1-й категории по трудности экскавации. Для грунтов других категорий (2, 3, 4, 5) существуют аналогичные нормы в той же группе 02-01-008, но с другими ресурсными показателями.
- Тип экскаватора: Норма учитывает использование экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 5,2 м³. Использование экскаваторов другого типа или вместимости потребует применения других норм или корректирующих коэффициентов.
- Вид транспорта: Норма четко указывает на погрузку грунта именно в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы). Для погрузки в автомобили-самосвалы или другие виды транспорта применяются иные нормы.
- Учет железнодорожных путей: Важной особенностью является включение в состав работ затрат на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Это исключает необходимость дополнительного нормирования этих операций, но требует от сметчика понимания, что эти затраты уже учтены.
Полезная информация
Для эффективного применения ГЭСН 02-01-008-26 сметчикам следует учитывать типичные ошибки и использовать практические советы.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение категории грунта. Это одна из самых распространенных ошибок. Если грунт фактически относится к более высокой категории трудности (например, 2-й или 3-й), применение нормы для 1-й категории приведет к занижению сметной стоимости.
- Как избежать: Всегда основывайтесь на данных инженерно-геологических изысканий и официальных классификаторах грунтов (например, таблица 1-1 в ГЭСН-2001-01).
- Игнорирование затрат на железнодорожные пути. Некоторые сметчики могут ошибочно пытаться дополнительно нормировать работы по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей, не учитывая, что эти затраты уже включены в ГЭСН 02-01-008-26.
- Как избежать: Внимательно изучайте состав работ, указанный в норме. Если работы уже учтены, не дублируйте их.
- Неучет особых условий производства работ. Например, работа с мокрыми грунтами, в стесненных условиях или в зимнее время.
- Как избежать: Применяйте соответствующие коэффициенты, предусмотренные техническими частями сборников ГЭСН или общими положениями, для учета специфических условий производства работ.
Практические советы
- Детальное изучение проектной документации. Перед началом расчетов тщательно изучите проект, особенно разделы, касающиеся земляных работ, геологических изысканий и организации строительства. Это поможет точно определить объемы, категории грунтов и условия выполнения работ.
- Использование актуальных редакций норм. Всегда используйте самые свежие редакции ГЭСН и сопутствующих нормативных документов, так как они регулярно обновляются и дополняются.
- Консультации со специалистами. В случае сомнений по определению категории грунта или применению коэффициентов, не стесняйтесь обращаться за консультациями к геологам, инженерам-строителям или опытным сметчикам.
Связанные нормы
ГЭСН 02-01-008-26 является частью группы норм, описывающих разработку и погрузку грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с ковшом 5,2 м³. Для грунтов других категорий трудности экскавации используются следующие нормы:
- Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 5,2 м3, категория грунтов по трудности экскавации 2
- Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 5,2 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3
- Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 5,2 м3, категория грунтов по трудности экскавации 4
- Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 5,2 м3, категория грунтов по трудности экскавации 5
Также, при необходимости учета водоотливных работ, следует обращаться к нормам, таким как:
- Водоотлив (для водоотлива из котлованов и траншей).
Контрольные моменты
При проверке смет, составленных с использованием ГЭСН 02-01-008-26, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Соответствие объемов. Проверьте, соответствует ли объем грунта, принятый в смете, проектным данным и актам выполненных работ.
- Правильность категории грунта. Убедитесь, что категория грунта, указанная в смете, подтверждена инженерно-геологическими изысканиями.
- Применение коэффициентов. Проверьте обоснованность применения любых повышающих или понижающих коэффициентов, если таковые были использованы.
- Исключение дублирования. Убедитесь, что работы, включенные в состав ГЭСН 02-01-008-26 (особенно по железнодорожным путям), не дублируются в других позициях сметы.
Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам точно и обоснованно применять ГЭСН 02-01-008-26, избегая ошибок и обеспечивая достоверность сметной документации.
Ключевые моменты
-
Норма ГЭСН 02-01-008-26 применяется для разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт.
-
Предназначена для грунтов 1-й категории по трудности экскавации, что требует точного определения типа грунта.
-
Учитывает работу экскаваторов с прямой лопатой вместимостью ковша 5,2 м³.
-
В состав работ включены экскавация грунта, погрузка в вагоны-самосвалы, а также перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей.
-
Единица измерения нормы — 1000 м³ разработанного и погруженного грунта.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-008-26?
Когда применяется ГЭСН 02-01-008-26?
ГЭСН 02-01-008-26 применяется для определения ресурсных затрат на разработку и погрузку грунта 1-й категории по трудности экскавации в железнодорожный транспорт, используя экскаваторы с прямой лопатой вместимостью ковша 5,2 м³.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены следующие материалы: щебень, песок, лесоматериалы круглые, брус пропитанный, шпалы (деревянные и железобетонные), клеммы ПК, противоугоны, шайбы пружинные, болты клеммные, болты путевые, шурупы путевые, накладки рельсовые, подкладки для железных дорог, перевод стрелочный одиночный. Также учтены рельсы железнодорожные широкой колеи.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
ГЭСН 02-01-008-26 предусматривает трудозатраты рабочих-строителей в размере 66.08 чел.-ч на каждые 1000 м³ разработанного и погруженного грунта, при среднем разряде работы 4,7.
4 Как определяется категория грунта?
Как определяется категория грунта?
Категория грунта по трудности экскавации определяется в соответствии с классификацией, приведенной в официальных нормативных документах, таких как ГЭСН-2001-01 (Сборник № 1 "Земляные работы") и ЕНиР Е2В1. Это требует анализа инженерно-геологических изысканий объекта.
Практические советы
Всегда сверяйте категорию грунта, указанную в проекте, с данными инженерно-геологических изысканий и официальными классификаторами грунтов для точного применения нормы.
Внимательно изучайте полный состав работ, предусмотренный ГЭСН 02-01-008-26, чтобы избежать как дублирования затрат, так и пропуска необходимых операций.
Применяйте соответствующие коэффициенты, если условия производства работ отличаются от нормативных (например, при работе с мокрыми грунтами или в условиях действующей железной дороги).
Частые ошибки
Неправильное определение категории грунта, что приводит к некорректному применению нормы и искажению сметной стоимости.
Игнорирование того, что затраты на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей уже учтены в составе данной нормы, что может привести к дублированию затрат.
Неучет или некорректное применение повышающих/понижающих коэффициентов при работе в особых условиях (например, с мокрыми грунтами, в стесненных условиях или в зимнее время).