Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-008-28 является ключевым документом для определения ресурсных затрат при выполнении горновскрышных работ, связанных с перемещением больших объемов грунта. Эта норма включена в Сборник №2 "Горновскрышные работы" ГЭСН-2001 и предназначена для точного расчета потребности в трудовых, материальных и машинных ресурсах.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 02-01-008-28 применяется для нормирования работ по разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт. Она охватывает работы, выполняемые экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 5,2 м³. Важным условием применения является категория грунтов по трудности экскавации – 3-я категория.
Данная норма обязательна для применения всеми предприятиями и организациями, независимо от их принадлежности и форм собственности, осуществляющими капитальное строительство с привлечением средств федерального бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, ГЭСН носят рекомендательный характер.
Основные характеристики
- Код нормы: 02-01-008-28
- Название: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 5,2 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3
- Единица измерения: 1000 м³ грунта
- Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы)
- Категория: 02-01-008 (Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша)
- Обоснование: НР: Пр/812-002.0, СП: Пр/774-002.0 (Приказы Минстроя РФ, регулирующие нормативные и сметные прибыли для горновскрышных работ).
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 02-01-008-28 учитывает полный комплекс операций, необходимых для выполнения работ по разработке и погрузке грунта. В состав работ включены следующие основные операции:
- Экскавация грунта: Непосредственно выемка грунта экскаватором с прямой лопатой.
- Погрузка в вагоны-самосвалы: Загрузка экскавированным грунтом железнодорожных вагонов-самосвалов (думпкаров).
- Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: Включает все необходимые работы по обеспечению функционирования железнодорожных путей в зоне производства работ, в том числе их укладку, переукладку, текущий ремонт и обслуживание.
Дополнительно, в составе работ учтены сопутствующие операции, которые не выделяются отдельно, но являются неотъемлемой частью технологического процесса:
- Прием и сдача машин, их смазка, мелкий и профилактический ремонт.
- Подготовка забоя с перекидкой негабарита.
- Передвижка машин в забое и на отвалах.
- Перемещение экскаваторов в безопасное место перед взрывными работами (если применимо).
- Планировка подошвы забоя, отвала и основания под транспортные железнодорожные пути.
- Очистка ковшей экскаваторов, ходовых частей машин, кузовов вагонов, подъездных загрузочных и разгрузочных площадок.
- Отсыпка трассы под железнодорожные пути по мере продвижения забоя.
- Устройство и содержание водоотводных канав в забое и на отвале.
- Водоотлив с подошвы забоя до ближайшей водоотводной канавы.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по ГЭСН 02-01-008-28 предусмотрены следующие основные материалы и ресурсы. Расход указан на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта:
- Средний разряд работы: 4,7
- Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 3.86 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.74 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 5,2 м3: 3.86 маш.-ч
- Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.56 маш.-ч
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 1.22 маш.-ч
- Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 94.11 маш.-ч
- Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.53 маш.-ч
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 8.55 маш.-ч
- Машины для балластировки железнодорожного пути: 1.22 маш.-ч
- Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 1.32 маш.-ч
- Машины путерихтовочные: 1.07 маш.-ч
- Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 1.24 маш.-ч
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.88 м³
- Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2.06 м³
- Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м³
- Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.053 м³
- Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.55 шт
- Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.222 м³
- Клеммы ПК: 0.002 т
- Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.005 т
- Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0.001 т
- Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т
- Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.002 т
- Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.002 т
- Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.477 шт
- Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.01 т
- Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.004 компл
Трудозатраты и время выполнения
Общие трудозатраты рабочих-строителей по норме ГЭСН 02-01-008-28 составляют 58.17 чел.-ч на 1000 м³ грунта. Средний разряд работы, предусмотренный нормой, составляет 4,7. Это означает, что для выполнения работ требуется персонал с соответствующей квалификацией, способный управлять сложной техникой и выполнять работы по устройству и содержанию железнодорожных путей.
Требования к квалификации
Учитывая средний разряд работы 4,7, персонал, задействованный в выполнении работ по данной норме, должен обладать высокой квалификацией. Это включает машинистов экскаваторов, бульдозеров, кранов, тепловозов, а также рабочих по укладке и ремонту железнодорожных путей. Рабочие должны иметь допуски к работе с соответствующим оборудованием и знание правил техники безопасности при производстве горновскрышных и железнодорожных работ.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Для корректного применения ГЭСН 02-01-008-28 в сметной документации необходимо выполнить следующие шаги:
- Определение объема работ: Прежде всего, необходимо точно определить объем грунта, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт, в тысячах кубических метров (м³). Объемы горновскрышных работ определяются по проектным данным в плотном теле.
- Проверка соответствия условий: Убедиться, что условия выполнения работ соответствуют описанию нормы: экскаватор с прямой лопатой вместимостью 5,2 м³ и 3-я категория грунта по трудности экскавации. Классификация грунтов по трудности разработки производится на основании их краткой характеристики, приведенной в приложениях к сборникам ГЭСН.
- Применение нормы: Умножить нормативные показатели затрат (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) на фактический объем работ в тысячах кубических метров. Например, для 1000 м³ грунта трудозатраты составят 58.17 чел.-ч.
- Учет коэффициентов: При необходимости применить поправочные коэффициенты, учитывающие специфические условия производства работ (например, стесненность, работу в зимнее время, разработку мокрых грунтов и т.д.). Эти коэффициенты приводятся в общих положениях и технических частях соответствующих сборников ГЭСН.
- Формирование сметы: Включить полученные ресурсные показатели в сметный расчет, используя текущие цены на ресурсы.
Примеры использования
Пример 1: Расчет затрат на разработку 50 000 м³ грунта 3-й категории.
- Объем работ: 50 000 м³ = 50 ед. измерения (1000 м³).
- Трудозатраты: 50 * 58.17 чел.-ч = 2908.5 чел.-ч.
- Машино-часы экскаватора (5,2 м³): 50 * 3.86 маш.-ч = 193 маш.-ч.
- Машино-часы вагонов-самосвалов: 50 * 94.11 маш.-ч = 4705.5 маш.-ч.
- Аналогично рассчитываются затраты по всем остальным ресурсам, указанным в норме.
Пример 2: Учет дополнительных условий.
Если работы ведутся в условиях, требующих применения повышающих коэффициентов (например, при разработке мокрых грунтов), эти коэффициенты применяются к соответствующим статьям затрат (трудозатраты, эксплуатация машин).
Особенности и ограничения
- Категория грунта: Норма строго привязана к 3-й категории грунтов по трудности экскавации. Для других категорий грунтов (например, 4-й или 5-й) следует применять другие нормы из той же группы (например, ГЭСН 02-01-008-29 для 4-й категории или ГЭСН 02-01-008-30 для 5-й категории).
- Вместимость ковша: Норма рассчитана для экскаваторов с ковшом 5,2 м³. Использование экскаваторов другой вместимости потребует применения других норм или корректирующих коэффициентов, если таковые предусмотрены технической частью сборника.
- Вид транспорта: Норма применима только для погрузки грунта в железнодорожный транспорт. Для погрузки в автомобили-самосвалы используются другие нормы, например, из группы 02-01-015 или 02-01-020.
- Комплексность работ: Важно помнить, что норма учитывает не только экскавацию и погрузку, но и все сопутствующие работы, включая перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Это позволяет избежать дублирования затрат.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение категории грунта: Одна из наиболее частых ошибок. Неверное определение категории грунта (например, принятие 2-й категории вместо 3-й) приведет к занижению или завышению сметной стоимости. Всегда используйте данные инженерно-геологических изысканий и классификацию грунтов по трудности разработки, приведенную в нормативных документах.
- Игнорирование вместимости ковша экскаватора: Применение нормы 02-01-008-28 для экскаваторов с ковшом, отличным от 5,2 м³, без соответствующих корректировок. Всегда проверяйте соответствие характеристик техники, указанной в проекте, параметрам нормы.
- Неучет сопутствующих работ: Попытка дополнительно нормировать работы по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей, которые уже учтены в данной норме. Внимательно изучайте состав работ, предусмотренный нормой, чтобы избежать двойного счета.
- Неприменение поправочных коэффициентов: Игнорирование специфических условий производства работ, которые требуют применения повышающих или понижающих коэффициентов (например, работа в стесненных условиях, в зимнее время, при наличии грунтовых вод).
Практические советы
- Детальное изучение Технической части: Перед применением любой нормы ГЭСН всегда внимательно изучайте Техническую часть соответствующего сборника. В ней содержатся общие указания, правила применения, а также перечень сопутствующих работ и условия, при которых могут применяться различные коэффициенты.
- Использование актуальных редакций: Убедитесь, что вы используете актуальную редакцию сборника ГЭСН. Нормативные документы регулярно обновляются, и использование устаревших данных может привести к ошибкам в расчетах.
- Взаимодействие с проектировщиками: Тесное взаимодействие с проектной организацией поможет получить точные данные о категории грунтов, типе используемой техники и условиях производства работ, что критически важно для корректного применения норм.
- Документирование: Всегда документируйте обоснование выбора той или иной нормы и применения коэффициентов. Это поможет при проверках и согласовании сметной документации.
Связанные нормы
Норма ГЭСН 02-01-008-28 является частью большой группы норм, регулирующих горновскрышные работы. К связанным нормам относятся:
- ГЭСН 02-01-008-27: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 5,2 м³, категория грунтов по трудности экскавации 2.
- ГЭСН 02-01-008-29: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 5,2 м³, категория грунтов по трудности экскавации 4.
- ГЭСН 02-01-008-30: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 5,2 м³, категория грунтов по трудности экскавации 5.
- ГЭСН 02-01-008-31: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 4,6 м³, категория грунтов по трудности экскавации 1.
- ГЭСН 02-01-015: Разработка и погрузка грунта в автомобили-самосвалы экскаваторами с прямая лопата.
- ГЭСН 02-01-020: Разработка и погрузка грунта в автомобили-самосвалы грузоподъемностью 20 т экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата.
- ГЭСН 02-01-001: Разработка грунта экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата (общие нормы).
- ГЭСН 02-01-002: Разработка грунта экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием прямая лопата.
- ГЭСН 02-01-003: Разработка грунта экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн".
- ГЭСН 28-01-008: Нормы на устройство железнодорожных путей (более детальные работы по ж/д путям).
Контрольные моменты
При проверке сметной документации, составленной с применением ГЭСН 02-01-008-28, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Соответствие категории грунта: Проверить, соответствует ли указанная в смете категория грунта (3-я) данным инженерно-геологических изысканий и проектной документации.
- Обоснованность применения: Убедиться, что выбранная норма соответствует типу экскаватора (прямая лопата, 5,2 м³) и виду транспорта (железнодорожный).
- Корректность объемов: Проверить правильность определения объемов работ в тысячах кубических метров.
- Применение коэффициентов: Оценить обоснованность применения любых поправочных коэффициентов, если таковые были использованы.
- Полнота состава работ: Убедиться, что все необходимые операции учтены и нет дублирования или пропуска работ, входящих в состав нормы.
Правильное применение ГЭСН 02-01-008-28 позволяет точно определить ресурсные затраты на разработку и погрузку грунта, что является основой для формирования достоверной сметной стоимости строительных работ.
Ключевые моменты
-
Норма 02-01-008-28 применяется для экскавации и погрузки грунта 3-й категории трудности в железнодорожный транспорт.
-
Используется экскаватор с прямой лопатой вместимостью ковша 5,2 м³.
-
В состав работ включены экскавация, погрузка в вагоны-самосвалы, а также перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей.
-
Общие трудозатраты составляют 58.17 чел.-ч на 1000 м³ грунта при среднем разряде 4,7.
-
Для корректного применения нормы необходимо точно определять категорию грунта и учитывать все сопутствующие работы.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-008-28?
Когда применяется ГЭСН 02-01-008-28?
ГЭСН 02-01-008-28 применяется для нормирования работ по разработке и погрузке грунта 3-й категории трудности экскавации в железнодорожный транспорт с использованием экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 5,2 м³.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены такие материалы, как щебень из плотных горных пород, природный песок, лесоматериалы, брус, шпалы (хвойные и железобетонные), а также различные элементы крепления железнодорожных путей: клеммы ПК, противоугоны, шайбы, болты, накладки, подкладки и стрелочные переводы. Все эти материалы необходимы для обеспечения функционирования железнодорожных путей в зоне работ. [Входные данные]
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты рабочих-строителей в размере 58.17 чел.-ч на каждые 1000 м³ разработанного и погруженного грунта. Средний разряд работы составляет 4,7.
4 Какие машины и механизмы используются по данной норме?
Какие машины и механизмы используются по данной норме?
По данной норме используются бульдозеры (96 кВт), экскаваторы одноковшовые дизельные (0,4 м³ ковш), экскаваторы одноковшовые электрические (5,2 м³ ковш), машины бурильно-крановые, краны на железнодорожном ходу, вагоны-самосвалы (думпкары), дрезины, тепловозы, машины для балластировки и подбивки шпал, путерихтовочные машины и насосы. [Входные данные]
5 Чем отличается ГЭСН 02-01-008-28 от других норм группы 02-01-008?
Чем отличается ГЭСН 02-01-008-28 от других норм группы 02-01-008?
Основное отличие заключается в категории грунта по трудности экскавации. Например, ГЭСН 02-01-008-27 применяется для 2-й категории грунта, ГЭСН 02-01-008-29 – для 4-й категории, а ГЭСН 02-01-008-30 – для 5-й категории. Все эти нормы относятся к экскаваторам с ковшом 5,2 м³ и погрузке в железнодорожный транспорт.
Практические советы
Всегда сверяйте категорию грунта, указанную в проекте, с классификацией грунтов по трудности экскавации в нормативных документах.
Внимательно изучайте состав работ, включенных в норму, чтобы избежать двойного счета или пропуска необходимых операций.
Применяйте поправочные коэффициенты, если условия выполнения работ отличаются от нормативных (например, работа в стесненных условиях, в зимнее время).
Используйте актуальные редакции ГЭСН и других нормативных документов для составления сметной документации.
При возникновении сомнений обращайтесь к официальным разъяснениям Минстроя или к специалистам по ценообразованию в строительстве.
Частые ошибки
Неправильное определение категории грунта, что приводит к некорректному расчету затрат. Важно использовать данные инженерно-геологических изысканий.
Применение нормы для экскаваторов с иной вместимостью ковша или для погрузки в другой вид транспорта (например, автомобили-самосвалы) без соответствующих корректировок или выбора другой нормы.
Дублирование затрат на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, поскольку эти работы уже учтены в составе данной нормы.
Игнорирование поправочных коэффициентов, предусмотренных Технической частью сборника ГЭСН 02, для специфических условий производства работ.