Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 02-01-008-31

02-01-008

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1

Подробное описание
Группа: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: Состав работ: Экскавация грунта.; Погрузка в вагоны-самосвалы.; Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Обоснование: НР: Пр/812-002.0, СП: Пр/774-002.0

Быстрая информация

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-008
Тип работ
GESN
Трудозатраты
66.43 чел.-ч при разряде 4,7
Основное назначение
Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,7 66.43
Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.) 2.84
Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3 0.54
Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 4,6 м3 2.84
Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм 0.41
Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т 0.89
Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т 70.74
Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т 0.4
Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.) 6.43
Машины для балластировки железнодорожного пути 1
Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками 0.97
Машины путерихтовочные 0.78
Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт 0.9
Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм м3 0.62
Песок природный для строительных работ II класс, средний м3 2.88
Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.001
Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов м3 0.048
Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I шт 2.16
Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог м3 0.156
Клеммы ПК т 0.002
Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50 т 0.004
Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24 т 0.001
Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22 т 0.001
Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм т 0.002
Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм т 0.002
Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50 шт 0.418
Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50 т 0.01
Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00 компл 0.004

Трудозатраты

Категория работников Трудочасы
Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50 0.97

Введение

Норма ГЭСН 02-01-008-31 является ключевым элементом в сметном нормировании земляных работ, связанных с разработкой и погрузкой грунта в железнодорожный транспорт. Она входит в состав Сборника 2 "Горновскрышные работы" Государственных элементных сметных норм (ГЭСН) и предназначена для определения потребности в ресурсах при выполнении данного вида работ . ГЭСН, как система сметных нормативов, отражает среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, а также технологию и организацию по видам строительных работ .

Эта норма описывает процесс экскавации грунта с использованием экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 4,6 м³, а также его последующую погрузку в вагоны-самосвалы. Важной особенностью нормы является учет работ по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей, что критически важно для обеспечения непрерывности и безопасности процесса транспортировки грунта . Это подчеркивает комплексный подход ГЭСН к нормированию, охватывающий не только основные, но и сопутствующие работы, необходимые для полного цикла производства.

Основное назначение ГЭСН 02-01-008-31 — служить основой для разработки сметных расчетов ресурсным методом, позволяя точно определить затраты труда рабочих, время эксплуатации строительных машин и механизмов, а также расход материальных ресурсов. Единицей измерения для данной нормы является 1000 м³ разработанного и погруженного грунта . Применение ГЭСН является обязательным для всех предприятий и организаций, независимо от их принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, ГЭСН носят рекомендательный характер .

Техническая информация

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 02-01-008-31 охватывает полный комплекс операций, необходимых для разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт. В состав работ включены следующие основные процессы :

  • Экскавация грунта: Этот этап включает непосредственную выемку грунта из забоя с использованием одноковшового электрического экскаватора с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 4,6 м³. Процесс экскавации предусматривает не только непосредственное черпание грунта, но и сопутствующие операции, такие как переходы машин из забоя в забой, что обеспечивает оптимальное использование техники. Также учтены вынужденные простои, которые могут быть связаны с проведением взрывных работ (например, отвод машин при заряжении и взрывании шурфов, шпуров и скважин), а также операции по отодвиганию в сторону негабаритных глыб и валунов с последующей их разработкой после предварительного разрыхления . Это гарантирует, что норма учитывает все технологические особенности работы экскаватора в условиях карьера или выемки.

  • Погрузка в вагоны-самосвалы (думпкары): Разработанный грунт немедленно загружается непосредственно в железнодорожные вагоны-самосвалы. Эта операция является неотъемлемой частью процесса, обеспечивая эффективное удаление грунта с места разработки. Норма учитывает время, необходимое для маневрирования думпкаров и их загрузки, что критично для поддержания высокой производительности.

  • Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: Этот пункт подчеркивает комплексный характер нормы, выходящий за рамки только земляных работ. Он включает в себя все необходимые действия для обеспечения бесперебойного функционирования железнодорожной инфраструктуры, используемой для вывоза грунта. Это может охватывать укладку новых участков пути, переукладку существующих, выправку пути (рихтовку, подбивку шпал, балластировку) для поддержания проектных параметров, а также текущее обслуживание и ремонт путей для обеспечения безопасности и эффективности движения железнодорожного транспорта. Наличие в составе работ таких ресурсов, как шпалы, рельсы, стрелочные переводы, машины для балластировки и подбивки шпал, подтверждает включение этих операций в норму .

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ, учтенных нормой ГЭСН 02-01-008-31, предусмотрен следующий перечень материалов и ресурсов, необходимых на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта:

  • Машины и оборудование (маш.-ч):

  • Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 2.84

  • Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.54

  • Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 4,6 м3: 2.84

  • Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.41

  • Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.89

  • Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 70.74

  • Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.4

  • Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 6.43

  • Машины для балластировки железнодорожного пути: 1

  • Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.97

  • Машины путерихтовочные: 0.78

  • Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.9

  • Строительные материалы:

  • Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.62 м3 (используется для балластировки железнодорожных путей)

  • Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2.88 м3 (может использоваться для балластировки или в качестве подсыпки)

  • Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3

  • Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.048 м3 (необходим для устройства и ремонта стрелочных переводов)

  • Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2.16 шт. (основа для укладки рельсов)

  • Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.156 м3 (альтернатива деревянным шпалам, обеспечивающая большую долговечность)

  • Клеммы ПК: 0.002 т (элементы рельсовых скреплений)

  • Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.004 т (предотвращает продольное перемещение рельсов)

  • Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0.001 т (используются в болтовых соединениях)

  • Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т (для крепления клемм к шпалам)

  • Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.002 т (для соединения рельсов между собой)

  • Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.002 т (для крепления рельсов к деревянным шпалам)

  • Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.418 шт. (соединяет концы рельсов)

  • Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.01 т (обеспечивают опору рельсам на шпалах)

  • Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.004 компл. (сложный элемент для перевода подвижного состава с одного пути на другой)

Трудозатраты

В норме ГЭСН 02-01-008-31 предусмотрены следующие трудозатраты:

  • Затраты труда рабочих-строителей: 66.43 чел.-ч при среднем разряде 4,7 . Этот показатель отражает суммарное время работы квалифицированного персонала, необходимое для выполнения всех операций, включенных в состав нормы, включая экскавацию, погрузку и работы по железнодорожным путям.
  • Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0.97 ч. (Примечание: Указание рельсов как трудозатрат с единицей измерения "ч" является нетипичным для ГЭСН, где рельсы обычно фигурируют как материальный ресурс. Вероятно, это опечатка в исходных данных, и подразумевается либо количество рельсов в тоннах/метрах, либо трудозатраты на их укладку/обслуживание, но в таком случае единица измерения должна быть "чел.-ч" или "маш.-ч".)

Требования к квалификации

Средний разряд работы, учтенный в норме, составляет 4,7. Это указывает на необходимость привлечения высококвалифицированных рабочих-строителей. Такой разряд подразумевает, что персонал должен обладать глубокими знаниями и опытом в области эксплуатации тяжелой землеройной и железнодорожной техники, выполнения сложных земляных работ, а также навыками по обслуживанию, ремонту и содержанию железнодорожных путей. Рабочие должны быть способны принимать решения в нестандартных ситуациях и обеспечивать соблюдение технологических регламентов и требований безопасности.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Применение нормы ГЭСН 02-01-008-31 в сметных расчетах осуществляется ресурсным методом. Алгоритм включает следующие шаги, которые помогут сметчику правильно определить стоимость работ:

  1. Определение объема работ: Первым и самым важным шагом является точное определение объема грунта, подлежащего разработке и погрузке. Этот объем должен быть взят из проектной документации и выражен в плотном теле. Единица измерения нормы — 1000 м³, поэтому общий объем работ необходимо разделить на 1000 для получения расчетного показателя. Важно учитывать, что указанный в ГЭСН размер "до" включает в себя этот размер, то есть, если объем составляет 4,6 м³, то норма применяется для этого объема .

  2. Выбор соответствующей нормы: Убедитесь, что все условия проекта (вместимость ковша экскаватора, тип рабочего оборудования, а главное — категория грунта по трудности экскавации) строго соответствуют ГЭСН 02-01-008-31. Данная норма применяется исключительно для грунтов 1-й категории. Для других категорий грунтов (2-й, 3-й, 4-й и т.д.) следует использовать смежные нормы из той же группы, которые отличаются только категорией грунта: ГЭСН 02-01-008-32 (для 2-й категории), ГЭСН 02-01-008-33 (для 3-й категории), ГЭСН 02-01-008-34 (для 4-й категории) и ГЭСН 02-01-008-35 (для 5-й категории) соответственно .

  3. Расчет ресурсных показателей: Умножьте полученный объем работ (в тысячах кубических метров) на нормативные показатели расхода ресурсов, указанные в ГЭСН. Это касается трудозатрат рабочих, машино-часов работы механизмов и расхода материальных ресурсов. Например, если объем работ составляет 10 000 м³, то расчетный показатель будет 10 (10 000 / 1000). Все ресурсные показатели из нормы умножаются на это число.

  4. Применение индексов пересчета: ГЭСН содержат прямые затраты в базисных ценах (например, редакции 2000 года для Московской области, рассчитанные по нормативам 2009 года) и не включают накладные расходы и сметную прибыль. Для получения текущей стоимости работ необходимо умножить полученные ресурсные показатели на соответствующие индексы перехода в текущие цены, а также добавить накладные расходы и сметную прибыль согласно действующим методическим указаниям по определению сметной стоимости строительства . Индексы публикуются федеральными и региональными органами по ценообразованию в строительстве.

  5. Учет дополнительных факторов: При необходимости, примените поправочные коэффициенты, предусмотренные техническими частями сборников ГЭСН, учитывающие специфические условия производства работ. Например, при разработке мокрых грунтов могут применяться специальные коэффициенты, приведенные в приложениях к сборникам . Также могут быть учтены особенности работы в стесненных условиях, в зимнее время и т.д. Все такие коэффициенты должны быть обоснованы проектными данными или нормативными документами.

Примеры использования

Пример 1: Расчет ресурсов для 50 000 м³ грунта 1-й категории.

Предположим, необходимо разработать и погрузить 50 000 м³ грунта 1-й категории в железнодорожный транспорт. Для расчета используем ГЭСН 02-01-008-31.

Объем работ в единицах измерения нормы: 50 000 м³ / 1000 м³ = 50.

Теперь умножим нормативные показатели на этот объем:

  • Трудозатраты рабочих-строителей: 50 * 66.43 чел.-ч = 3321.5 чел.-ч.
  • Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 4,6 м3: 50 * 2.84 маш.-ч = 142 маш.-ч.
  • Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 50 * 70.74 маш.-ч = 3537 маш.-ч.
  • Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 50 * 0.62 м3 = 31 м3.
  • Песок природный для строительных работ II класс, средний: 50 * 2.88 м3 = 144 м3.
  • Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 50 * 2.16 шт. = 108 шт.
  • Перевод стрелочный одиночный: 50 * 0.004 компл. = 0.2 компл.

Аналогичным образом рассчитываются все остальные ресурсы, предусмотренные нормой. Полученные ресурсные показатели затем умножаются на текущие цены ресурсов и индексы пересчета для формирования полной сметной стоимости.

Особенности и ограничения

Применение ГЭСН 02-01-008-31 имеет ряд важных особенностей и ограничений, которые сметчикам необходимо учитывать для корректного расчета:

  • Категория грунта: Норма 02-01-008-31 строго привязана к 1-й категории грунтов по трудности экскавации. Определение категории грунта должно производиться в строгом соответствии с приложениями к Технической части Сборника 1 "Земляные работы" ГЭСН, где приведена их краткая характеристика . Неправильное определение категории грунта является одной из наиболее распространенных ошибок, ведущих к искажению сметы.

  • Тип оборудования: Норма учитывает работу экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 4,6 м³. Использование другого типа или вместимости ковша, а также другого вида землеройной техники (например, драглайна, обратной лопаты с другой вместимостью) может потребовать применения иных норм из того же сборника или корректирующих коэффициентов, если это предусмотрено технической частью.

  • Железнодорожный транспорт: Норма явно указывает на погрузку грунта именно в железнодорожный транспорт. Если транспортировка грунта осуществляется автомобильным транспортом, следует применять другие нормы, предназначенные для автомобильных перевозок. Например, для транспортировки грунта по грунтовым землевозным дорогам могут применяться ГЭСН 01-01-015 или ГЭСН 01-03-014. Однако, если транспортирование грунтов производится по автомобильным дорогам общего назначения, нормы указанных таблиц применяться не должны .

  • Водоотливные работы: Затраты на водоотливные работы при разработке грунтов исчисляются только на объем грунта, лежащего ниже проектного уровня грунтовых вод. При водоотливе из котлованов площадью по дну до 30 м² и траншей шириной по дну до 2 м применяются ГЭСН 01-02-068. Для больших объемов или других условий водоотлива (например, при сильном притоке воды) могут потребоваться отдельные сметные нормы, составляемые на основании проектных данных о силе притока воды, продолжительности производства водоотливных работ и применяемых водоотливных средствах .

  • Потери грунта: В некоторых ГЭСН на земляные работы потери грунта при разработке, транспортировании и укладке не учтены и должны устанавливаться в проекте . Для данной нормы это не указано явно, поэтому рекомендуется уточнять этот момент по проектной документации, чтобы избежать недоучета объемов.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

Применение ГЭСН 02-01-008-31, как и любой другой сметной нормы, требует внимательности и понимания ее специфики. Ниже приведены типичные ошибки, которые допускают сметчики, и рекомендации по их предотвращению:

  • Неправильное определение категории грунта: Одна из наиболее частых и критичных ошибок. Определение категории грунта "на глаз" или по устаревшим/неполным данным может привести к существенным искажениям в смете, так как трудоемкость работ значительно варьируется в зависимости от категории. Всегда руководствуйтесь данными инженерно-геологических изысканий и официальной классификацией грунтов, приведенной в Технической части Сборника 1 ГЭСН . При сомнениях лучше запросить дополнительные изыскания или консультацию геолога.

  • Игнорирование индексов пересчета: ГЭСН содержат базисные цены, которые не отражают текущую рыночную стоимость ресурсов. Отсутствие или некорректное применение индексов пересчета в текущие цены приведет к занижению или завышению сметной стоимости работ, что может повлечь за собой финансовые потери или проблемы с утверждением сметы . Всегда используйте актуальные индексы, публикуемые уполномоченными органами.

  • Неучет сопутствующих работ: Норма 02-01-008-31 включает в себя не только экскавацию и погрузку, но и перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Ошибочное исключение этих работ из сметы или их некорректное нормирование по другим расценкам может привести к недостоверности сметы и недофинансированию проекта. Внимательно изучайте состав работ, предусмотренный нормой.

  • Применение нормы для других видов транспорта: Использование ГЭСН 02-01-008-31 для погрузки грунта в автомобильный транспорт или на отвал является грубой ошибкой, так как норма четко ориентирована на железнодорожный транспорт. Для других видов транспортировки существуют отдельные нормы, которые необходимо применять в соответствии с проектными решениями.

  • Неучет потерь грунта: Если проектная документация или технические условия предусматривают учет потерь грунта при транспортировке или укладке (например, при перевозке на большие расстояния или при работе с сыпучими грунтами), их необходимо дополнительно включать в смету, так как не все ГЭСН их учитывают . Отсутствие учета потерь может привести к нехватке материалов на объекте.

Практические советы

Для эффективного и безошибочного применения ГЭСН 02-01-008-31 следуйте этим практическим советам:

  • Детальное изучение проекта: Всегда начинайте с тщательного изучения всей проектной документации, включая инженерно-геологические изыскания, технологические карты, ПОС (проект организации строительства) и ППР (проект производства работ). Это позволит точно определить объемы работ, категорию грунта, особенности транспортировки и другие специфические условия, влияющие на выбор и применение нормы.

  • Актуальные нормативы: Используйте только актуальные редакции ГЭСН и соответствующие методические указания по их применению. Сметно-нормативная база регулярно обновляется, и информация об изменениях публикуется в "Вестнике ценообразования и сметного нормирования", а также на официальных сайтах Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (www.fgufccs.ru) .

  • Консультации со специалистами: В случае возникновения любых сомнений по применению нормы, определению категории грунта, выбору коэффициентов или интерпретации состава работ, не стесняйтесь обращаться к инженерам-геологам, проектировщикам, технологам или опытным сметчикам. Коллективный опыт поможет избежать ошибок.

  • Использование специализированного ПО: Применение современных сметных программ значительно упрощает работу, автоматизирует расчеты и помогает избежать многих ошибок, связанных с ручным вводом данных и применением индексов. Такие программы обычно содержат актуальные базы ГЭСН и ФЕР.

  • Документирование: Всегда сохраняйте обоснования для выбора той или иной нормы, а также для применения поправочных коэффициентов. Это поможет при проверках сметной документации и в случае возникновения спорных вопросов.

Связанные нормы

Норма ГЭСН 02-01-008-31 является частью обширной системы сметного нормирования земляных и горновскрышных работ. К связанным нормам, которые могут применяться совместно или вместо данной нормы в зависимости от условий, относятся:

Контрольные моменты

Для обеспечения точности и достоверности сметных расчетов с применением ГЭСН 02-01-008-31, сметчикам рекомендуется уделять особое внимание следующим контрольным моментам:

  • Соответствие проектной документации: Всегда проверяйте полное соответствие выбранной нормы и объемов работ данным, указанным в проектной документации. Любые отклонения должны быть обоснованы и документально подтверждены.

  • Актуальность индексов: Регулярно отслеживайте и применяйте только актуальные индексы пересчета в текущие цены. Использование устаревших индексов приведет к некорректной стоимости.

  • Категория грунта: Убедитесь в правильности определения категории грунта по трудности экскавации. Это ключевой параметр, влияющий на трудоемкость и, соответственно, на стоимость работ.

  • Полный состав работ: Внимательно изучите состав работ, предусмотренный нормой, чтобы убедиться, что все операции учтены в смете и нет дублирования или пропуска каких-либо необходимых работ. Особое внимание уделите работам по железнодорожным путям.

  • Учет специфических условий: Проверьте, учтены ли все специфические условия производства работ (например, работа в стесненных условиях, в зимнее время, наличие грунтовых вод) путем применения соответствующих поправочных коэффициентов, если это предусмотрено техническими частями сборников ГЭСН или проектной документацией.

Ключевые моменты

  • Норма ГЭСН 02-01-008-31 применяется для разработки и погрузки грунта 1-й категории в железнодорожный транспорт экскаваторами с ковшом 4,6 м³.

  • Состав работ включает экскавацию грунта, погрузку в вагоны-самосвалы и обслуживание железнодорожных путей.

  • Норма является ресурсной и не содержит накладных расходов и сметной прибыли; для текущих цен требуются индексы пересчета.

  • Учтены трудозатраты рабочих-строителей (66.43 чел.-ч при разряде 4,7) и широкий перечень машин и материалов, включая железнодорожную инфраструктуру.

  • Важно точно определять категорию грунта и учитывать специфические условия проекта для корректного применения нормы.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 02-01-008-31 применяется при разработке и погрузке грунта 1-й категории по трудности экскавации в железнодорожный транспорт с использованием экскаваторов с прямой лопатой, вместимостью ковша 4,6 м³. Она входит в Сборник 2 "Горновскрышные работы" ГЭСН.

В норме учтены такие материалы, как щебень, песок, лесоматериалы, брус и шпалы для железнодорожных путей, а также различные крепежные элементы (клеммы, противоугоны, шайбы, болты, шурупы, накладки, подкладки) и стрелочные переводы. Полный список материалов представлен в разделе "Материалы и ресурсы" статьи.

Норма предусматривает затраты труда рабочих-строителей в размере 66.43 чел.-ч на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта при среднем разряде работы 4,7. Также учтены машино-часы работы различных механизмов, включая экскаваторы, бульдозеры, тепловозы, думпкары и путевые машины. Отдельно указаны "Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0.97 ч", что является нетипичным для трудозатрат и, вероятно, опечаткой в исходных данных.

ГЭСН 02-01-008-31 отличается от смежных норм (например, ГЭСН 02-01-008-32 или ГЭСН 02-01-008-33) исключительно категорией грунта по трудности экскавации. Данная норма предназначена для грунтов 1-й категории, в то время как другие нормы этой группы охватывают грунты 2-й, 3-й, 4-й и 5-й категорий соответственно.

Практические советы

1

Всегда сверяйте категорию грунта с данными инженерно-геологических изысканий и официальной классификацией ГЭСН.

2

Регулярно используйте актуальные индексы пересчета для перевода базисных цен в текущие.

3

Тщательно изучайте проектную документацию, чтобы учесть все особенности работ и применить необходимые поправочные коэффициенты.

4

При необходимости водоотливных работ, если они не учтены данной нормой, используйте соответствующие ГЭСН на водоотлив или составляйте индивидуальные сметы.

5

Помните, что данная норма включает обслуживание железнодорожных путей, не дублируйте эти работы в других расценках.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное определение категории грунта, что приводит к некорректному применению нормы и искажению сметы.

!
Ошибка 2

Игнорирование необходимости применения индексов пересчета для получения текущей стоимости работ, так как ГЭСН содержат базисные цены.

!
Ошибка 3

Неучет или некорректное нормирование работ по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей, которые включены в состав данной нормы.

!
Ошибка 4

Ошибочное применение нормы для погрузки грунта в автомобильный транспорт вместо железнодорожного.

!
Ошибка 5

Неучет потерь грунта при транспортировке или укладке, если это предусмотрено проектной документацией, так как не все ГЭСН их учитывают.

1
02-01-008-32

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 2

Применяется вместо 02-01-008-31 при работе с грунтом 2-й категории.

2
02-01-008-33

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3

Применяется вместо 02-01-008-31 при работе с грунтом 3-й категории.

3
02-01-008-34

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 4

Применяется вместо 02-01-008-31 при работе с грунтом 4-й категории.

4
02-01-008-35

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 5

Применяется вместо 02-01-008-31 при работе с грунтом 5-й категории.

5
01-01-037

Засыпка траншей и котлованов предварительно разрыхленным скальным грунтом

Применяется совместно, если требуется засыпка скальным грунтом.

6
01-02-068

Водоотливные установки

Применяется совместно для водоотлива из котлованов и траншей определенных размеров.

7
01-01-017

Устройство и содержание сланей

Применяется совместно, если требуется устройство сланей для работы экскаватора.

8
ГЭСН 81-02-01-2001

Сборник 1 "Земляные работы"

Общие положения, классификация грунтов и другие виды земляных работ.

9
ГЭСН 81-02-02-2001

Сборник 2 "Горновскрышные работы"

Общие положения и другие виды горновскрышных работ.

Технические характеристики

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-008
Тип работ
GESN
Материалы
Средний разряд работы 4,7: 66.43Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 2.84Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.54Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 4,6 м3: 2.84Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.41Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.89Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 70.74Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.4Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 6.43Машины для балластировки железнодорожного пути: 1Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.97Машины путерихтовочные: 0.78Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.9Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.62 м3Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2.88 м3Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.048 м3Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2.16 штШпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.156 м3Клеммы ПК: 0.002 тПротивоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.004 тШайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0.001 тБолты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 тБолты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.002 тШурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.002 тНакладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.418 штПодкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.01 тПеревод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.004 комплРельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0.97 ч

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: