Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 02-01-008-32

02-01-008

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 2

Подробное описание
Группа: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: Состав работ: Экскавация грунта.; Погрузка в вагоны-самосвалы.; Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Обоснование: НР: Пр/812-002.0, СП: Пр/774-002.0

Быстрая информация

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-008
Тип работ
GESN
Трудозатраты
70.33 чел.-ч при разряде 4.7
Основное назначение
Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 2

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Средний разряд работы 4,7 70.33
Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.) 3.32
Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3 0.64
Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 4,6 м3 3.32
Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм 0.47
Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т 1.04
Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т 82.82
Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т 0.45
Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.) 7.53
Машины для балластировки железнодорожного пути 1.04
Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками 1.15
Машины путерихтовочные 0.91
Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт 1.06
Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм м3 0.79
Песок природный для строительных работ II класс, средний м3 2.88
Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.001
Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов м3 0.048
Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I шт 2.16
Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог м3 0.2
Клеммы ПК т 0.002
Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50 т 0.004
Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24 т 0.001
Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22 т 0.001
Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм т 0.002
Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм т 0.002
Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50 шт 0.418
Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50 т 0.01
Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00 компл 0.004

Трудозатраты

Категория работников Трудочасы
Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50 0.97

Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-008-32 является ключевым документом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости горновскрышных работ. Она регламентирует процесс разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт с использованием одноковшовых экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата". Данная норма применяется для экскаваторов с вместимостью ковша до 4,6 м³ при работе с грунтами 2-й категории по трудности экскавации.

Назначение и область применения нормы

ГЭСН 02-01-008-32 предназначена для определения потребности в ресурсах (трудозатратах рабочих, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, материальных ресурсах) при выполнении земляных работ, связанных с разработкой и транспортировкой грунта железнодорожным транспортом. Эта норма является частью Сборника ГЭСН 2001-02 "Горновскрышные работы" и обязательна для применения при строительстве объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также носит рекомендательный характер для других форм собственности.

Основные характеристики

  • Код нормы: 02-01-008-32
  • Полное наименование: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м³, категория грунтов по трудности экскавации 2.
  • Единица измерения: 1000 м³ (тысяча кубических метров) разработанного и погруженного грунта.
  • Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
  • Категория грунта: 2-я категория по трудности экскавации. К этой категории относятся такие грунты, как мелкий гравий, легкий суглинок, лёсс, разрыхленные породы со строительным мусором. Также сюда могут входить суглинистые частицы с мелкими гравийными фракциями до 15 мм, растительный грунт с корнями диаметром свыше 30 мм, слабые бурые и каменные угли, нонтрониты и нонтронитизированные породы.

Техническая информация

Понимание состава работ и необходимых ресурсов, учтенных в норме, является основой для ее правильного применения.

Состав работ по норме

Норма 02-01-008-32 включает в себя комплекс операций, необходимых для выполнения задачи. Согласно официальным данным, состав работ включает:

  1. Экскавация грунта: Непосредственная выемка грунта экскаватором из забоя.
  2. Погрузка в вагоны-самосвалы: Загрузка разработанного грунта в думпкары (вагоны-самосвалы), предназначенные для перевозки по железной дороге.
  3. Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: Затраты на обеспечение функционирования железнодорожных путей в пределах забоя и на отвале, включая их перемещение, текущий ремонт и содержание. Это критически важный аспект, отличающий данную норму от аналогичных, предусматривающих погрузку в автомобильный транспорт.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ, учтенных нормой 02-01-008-32, требуются следующие основные ресурсы. Расход ресурсов приведен на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта:

  • Трудовые ресурсы:
  • Средний разряд работы: 4,7
  • Машины и механизмы:
  • Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 3,32 маш.-ч
  • Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м³: 0,64 маш.-ч
  • Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 4,6 м³: 3,32 маш.-ч
  • Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0,47 маш.-ч
  • Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 1,04 маш.-ч
  • Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 82,82 маш.-ч
  • Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0,45 маш.-ч
  • Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 7,53 маш.-ч
  • Машины для балластировки железнодорожного пути: 1,04 маш.-ч
  • Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 1,15 маш.-ч
  • Машины путерихтовочные: 0,91 маш.-ч
  • Насосы, производительность 100 м³/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 1,06 маш.-ч
  • Материалы:
  • Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0,79 м³
  • Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2,88 м³
  • Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0,001 м³
  • Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0,048 м³
  • Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2,16 шт
  • Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0,2 м³
  • Клеммы ПК: 0,002 т
  • Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0,004 т
  • Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0,001 т
  • Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0,001 т
  • Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0,002 т
  • Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0,002 т
  • Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0,418 шт
  • Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0,01 т
  • Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0,004 компл
  • Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0,97 ч

Трудозатраты и время выполнения

Норма предусматривает затраты труда рабочих-строителей в размере 70,33 чел.-ч на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта. Средний разряд работы составляет 4,7. Эти данные используются для расчета фонда оплаты труда рабочих, занятых на данном виде работ.

Требования к квалификации

Средний разряд работы 4,7 указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов для выполнения работ, предусмотренных нормой. Это включает операторов экскаваторов, машинистов железнодорожной техники, путевых рабочих и других специалистов, способных выполнять задачи по экскавации, погрузке и обслуживанию железнодорожных путей в соответствии с технологическими требованиями и нормами безопасности.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 02-01-008-32 требует внимательности к деталям и понимания специфики работ.

Пошаговый алгоритм расчета

  1. Определение объема работ: Исчислите объем грунта, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт, в плотном теле, согласно проектной документации. Объем должен быть выражен в тысячах кубических метров (1000 м³).
  2. Проверка категории грунта: Убедитесь, что грунт на объекте соответствует 2-й категории по трудности экскавации. Для этого необходимо провести инженерно-геологические изыскания. Неправильное определение категории грунта может привести к существенным ошибкам в смете.
  3. Выбор нормы: Подтвердите, что используемое оборудование (экскаватор с прямой лопатой, вместимость ковша до 4,6 м³) и способ транспортировки (железнодорожный транспорт) соответствуют условиям применения нормы 02-01-008-32.
  4. Расчет прямых затрат: Умножьте объем работ (в 1000 м³) на нормативные показатели расхода ресурсов (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) из данной нормы. Полученные значения будут представлять собой прямые затраты в натуральном выражении.
  5. Перевод в текущие цены: Для получения сметной стоимости в текущих ценах необходимо применить соответствующие индексы пересчета к прямым затратам. Эти индексы разрабатываются региональными центрами ценообразования в строительстве и утверждаются уполномоченными органами.

Примеры использования

  • Пример 1: Разработка карьера. При строительстве нового карьера для добычи полезных ископаемых, где грунт относится ко 2-й категории и планируется вывоз железнодорожным транспортом, норма 02-01-008-32 будет применяться для расчета затрат на экскавацию и погрузку грунта. Важно учесть все сопутствующие работы по содержанию железнодорожных путей.
  • Пример 2: Реконструкция железнодорожной насыпи. Если в рамках реконструкции железнодорожной инфраструктуры требуется разработка и вывоз значительных объемов грунта 2-й категории, данная норма позволит точно определить потребность в машинах, материалах и трудовых ресурсах для выполнения этих работ.

Особенности и ограничения

  • Тип экскаватора: Норма строго привязана к экскаваторам с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша до 4,6 м³. Использование других типов экскаваторов или ковшей другой вместимости потребует применения иных норм или корректирующих коэффициентов.
  • Вид транспорта: Норма учитывает только погрузку в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы). Для погрузки в автомобильный транспорт или другие виды транспорта следует использовать соответствующие нормы, например, из того же сборника ГЭСН 02-01-008, но с другим индексом, или из сборника ГЭСН 02-01-008-01 (для других объемов ковша) или ГЭСН 01-01-008-01 (для автомобильного транспорта).
  • Категория грунта: Точное определение категории грунта является критически важным. Ошибки в определении категории могут привести к значительным искажениям в сметной стоимости.
  • Учет железнодорожных путей: Норма включает затраты на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Это означает, что дополнительные нормы на эти работы не требуются, если они выполняются в рамках данной операции.

Полезная информация

Для эффективного применения ГЭСН 02-01-008-32 сметчикам следует учитывать ряд практических аспектов.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неверное определение категории грунта: Одна из самых распространенных ошибок. Категория грунта должна быть подтверждена инженерно-геологическими изысканиями. Использование некорректной категории может привести к завышению или занижению сметной стоимости. Всегда опирайтесь на официальные данные о грунте.
  2. Применение нормы для другого вида транспорта: Норма 02-01-008-32 четко указывает на "погрузку в железнодорожный транспорт". Использование ее для погрузки в автомобили-самосвалы или другие транспортные средства является ошибкой. Для таких случаев существуют другие нормы (например, в таблице 02-01-008 сборника ГЭСН 02-01-008 есть нормы для погрузки в автомобили-самосвалы).
  3. Игнорирование вместимости ковша: Норма привязана к экскаваторам с ковшом до 4,6 м³. Если на объекте используется экскаватор с другой вместимостью ковша, необходимо применять соответствующую норму из той же таблицы 02-01-008 (например, ГЭСН 02-01-008-33 для категории 3, ГЭСН 02-01-008-34 для категории 4 и ГЭСН 02-01-008-35 для категории 5, но с тем же объемом ковша).
  4. Дублирование затрат на железнодорожные пути: Поскольку норма уже включает перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, не следует дополнительно учитывать эти работы по другим нормам, если они относятся к той же операции.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Всегда начинайте с тщательного изучения проектной документации, особенно разделов, касающихся земляных работ, типов грунтов и способов транспортировки.
  • Консультации с геологами: При возникновении сомнений в категории грунта, проконсультируйтесь с инженерами-геологами, проводившими изыскания на объекте.
  • Использование актуальных сборников: Убедитесь, что вы используете самую актуальную редакцию сборника ГЭСН 2001-02 "Горновскрышные работы" и соответствующие индексы пересчета.
  • Применение коэффициентов: В некоторых случаях могут потребоваться корректирующие коэффициенты, учитывающие особые условия производства работ (например, стесненные условия, работу в зимнее время и т.д.). Эти коэффициенты приведены в Общих положениях к сборникам ГЭСН (например, ГЭСН 81-02-ОП-2001).

Связанные нормы

  • ГЭСН 02-01-008-33: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м³, категория грунтов по трудности экскавации 3. Применяется для более сложных грунтов.
  • ГЭСН 02-01-008-34: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м³, категория грунтов по трудности экскавации 4. Для грунтов еще большей сложности.
  • ГЭСН 02-01-008-35: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м³, категория грунтов по трудности экскавации 5. Для наиболее сложных грунтов в данной группе.
  • ГЭСН 02-01-008-01 - 02-01-008-31: Нормы из той же таблицы, но для экскаваторов с другой вместимостью ковша (например, 15 м³, 8 м³, 4 м³ и т.д.) и различных категорий грунтов.
  • ГЭСН 01-01-008-XX: Нормы из Сборника 1 "Земляные работы", которые могут быть связаны с разработкой грунта, но, как правило, предусматривают погрузку в автомобильный транспорт или другие условия.

Контрольные моменты

При проверке сметной документации, содержащей ГЭСН 02-01-008-32, следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие категории грунта: Проверить, соответствует ли указанная в смете категория грунта фактическим данным инженерно-геологических изысканий.
  • Правильность выбора нормы: Убедиться, что норма выбрана корректно с учетом типа экскаватора (прямая лопата, вместимость ковша до 4,6 м³) и способа транспортировки (железнодорожный транспорт).
  • Учет всех составляющих работ: Проверить, что в смету не включены дублирующие затраты на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, если они уже учтены данной нормой.
  • Применение индексов пересчета: Убедиться в использовании актуальных индексов пересчета для перевода базовых цен в текущие.

Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам избежать ошибок и обеспечить точность сметных расчетов при применении ГЭСН 02-01-008-32.

Ключевые моменты

  • Норма 02-01-008-32 применяется для экскавации и погрузки грунта в железнодорожный транспорт.

  • Учитывается работа экскаваторов с прямой лопатой, вместимостью ковша до 4,6 м³.

  • Предназначена для грунтов 2-й категории по трудности экскавации (легкий суглинок, мелкий гравий, лёсс).

  • Состав работ включает экскавацию, погрузку в вагоны-самосвалы, а также перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей.

  • Трудозатраты составляют 70,33 чел.-ч на 1000 м³ грунта при среднем разряде 4,7.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 02-01-008-32 применяется для определения затрат на разработку и погрузку грунта в железнодорожный транспорт. Она используется, когда работы выполняются экскаваторами с прямой лопатой, вместимостью ковша до 4,6 м³, и грунт относится ко 2-й категории по трудности экскавации.

В норме учтены такие материалы, как щебень, природный песок, круглые лесоматериалы, брус и шпалы для железнодорожных путей, а также различные крепежные элементы (клеммы, противоугоны, шайбы, болты, шурупы, накладки, подкладки) и стрелочные переводы.

Норма предусматривает трудозатраты рабочих-строителей в размере 70,33 чел.-ч на каждые 1000 м³ разработанного и погруженного грунта. Средний разряд работы для данного вида работ составляет 4,7.

Ко 2-й категории грунтов по трудности экскавации относятся легко разрабатываемые породы, такие как мелкий гравий, легкий суглинок, лёсс, разрыхленные породы со строительным мусором, а также растительный грунт с корнями диаметром свыше 30 мм, слабые бурые и каменные угли.

Практические советы

1

Всегда подтверждайте категорию грунта на основе инженерно-геологических изысканий, чтобы избежать ошибок в смете.

2

Внимательно проверяйте тип транспортного средства, в которое производится погрузка, и выбирайте соответствующую норму.

3

Учитывайте все составляющие работы, предусмотренные нормой, включая обслуживание железнодорожных путей, чтобы не пропустить или не продублировать затраты.

4

Используйте актуальные индексы пересчета для перевода базовых сметных норм в текущие цены.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неверное определение категории грунта, что приводит к некорректному расчету затрат.

!
Ошибка 2

Применение нормы для погрузки грунта в автомобильный транспорт вместо железнодорожного.

!
Ошибка 3

Игнорирование фактической вместимости ковша экскаватора, если она отличается от указанной в норме (до 4,6 м³).

!
Ошибка 4

Дублирование затрат на ремонт и содержание железнодорожных путей, которые уже учтены в составе данной нормы.

1
02-01-008-33

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 3

Применяется вместо 02-01-008-32, если категория грунта по трудности экскавации 3.

2
02-01-008-34

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 4

Применяется вместо 02-01-008-32, если категория грунта по трудности экскавации 4.

3
02-01-008-35

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 5

Применяется вместо 02-01-008-32, если категория грунта по трудности экскавации 5.

4
02-01-008-XX

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: (другие объемы), категория грунтов по трудности экскавации (различные)

Другие нормы из той же таблицы 02-01-008, отличающиеся вместимостью ковша экскаватора и/или категорией грунта.

5
01-01-008-XX

Разработка и погрузка грунта в автомобили-самосвалы экскаваторами...

Применяется вместо 02-01-008-32, если погрузка осуществляется в автомобильный транспорт, а не в железнодорожный.

Технические характеристики

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-008
Тип работ
GESN
Материалы
[object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object][object Object]

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: