Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-008-32 является ключевым документом для сметчиков, занимающихся расчетом стоимости горновскрышных работ. Она регламентирует процесс разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт с использованием одноковшовых экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата". Данная норма применяется для экскаваторов с вместимостью ковша до 4,6 м³ при работе с грунтами 2-й категории по трудности экскавации.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 02-01-008-32 предназначена для определения потребности в ресурсах (трудозатратах рабочих, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, материальных ресурсах) при выполнении земляных работ, связанных с разработкой и транспортировкой грунта железнодорожным транспортом. Эта норма является частью Сборника ГЭСН 2001-02 "Горновскрышные работы" и обязательна для применения при строительстве объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также носит рекомендательный характер для других форм собственности.
Основные характеристики
- Код нормы: 02-01-008-32
- Полное наименование: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м³, категория грунтов по трудности экскавации 2.
- Единица измерения: 1000 м³ (тысяча кубических метров) разработанного и погруженного грунта.
- Тип работ: ГЭСН (Государственные элементные сметные нормы).
- Категория грунта: 2-я категория по трудности экскавации. К этой категории относятся такие грунты, как мелкий гравий, легкий суглинок, лёсс, разрыхленные породы со строительным мусором. Также сюда могут входить суглинистые частицы с мелкими гравийными фракциями до 15 мм, растительный грунт с корнями диаметром свыше 30 мм, слабые бурые и каменные угли, нонтрониты и нонтронитизированные породы.
Техническая информация
Понимание состава работ и необходимых ресурсов, учтенных в норме, является основой для ее правильного применения.
Состав работ по норме
Норма 02-01-008-32 включает в себя комплекс операций, необходимых для выполнения задачи. Согласно официальным данным, состав работ включает:
- Экскавация грунта: Непосредственная выемка грунта экскаватором из забоя.
- Погрузка в вагоны-самосвалы: Загрузка разработанного грунта в думпкары (вагоны-самосвалы), предназначенные для перевозки по железной дороге.
- Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: Затраты на обеспечение функционирования железнодорожных путей в пределах забоя и на отвале, включая их перемещение, текущий ремонт и содержание. Это критически важный аспект, отличающий данную норму от аналогичных, предусматривающих погрузку в автомобильный транспорт.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ, учтенных нормой 02-01-008-32, требуются следующие основные ресурсы. Расход ресурсов приведен на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта:
- Трудовые ресурсы:
- Средний разряд работы: 4,7
- Машины и механизмы:
- Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 3,32 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м³: 0,64 маш.-ч
- Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 4,6 м³: 3,32 маш.-ч
- Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0,47 маш.-ч
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 1,04 маш.-ч
- Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 82,82 маш.-ч
- Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0,45 маш.-ч
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 7,53 маш.-ч
- Машины для балластировки железнодорожного пути: 1,04 маш.-ч
- Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 1,15 маш.-ч
- Машины путерихтовочные: 0,91 маш.-ч
- Насосы, производительность 100 м³/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 1,06 маш.-ч
- Материалы:
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0,79 м³
- Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2,88 м³
- Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0,001 м³
- Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0,048 м³
- Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2,16 шт
- Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0,2 м³
- Клеммы ПК: 0,002 т
- Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0,004 т
- Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0,001 т
- Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0,001 т
- Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0,002 т
- Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0,002 т
- Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0,418 шт
- Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0,01 т
- Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0,004 компл
- Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0,97 ч
Трудозатраты и время выполнения
Норма предусматривает затраты труда рабочих-строителей в размере 70,33 чел.-ч на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта. Средний разряд работы составляет 4,7. Эти данные используются для расчета фонда оплаты труда рабочих, занятых на данном виде работ.
Требования к квалификации
Средний разряд работы 4,7 указывает на необходимость привлечения квалифицированных специалистов для выполнения работ, предусмотренных нормой. Это включает операторов экскаваторов, машинистов железнодорожной техники, путевых рабочих и других специалистов, способных выполнять задачи по экскавации, погрузке и обслуживанию железнодорожных путей в соответствии с технологическими требованиями и нормами безопасности.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 02-01-008-32 требует внимательности к деталям и понимания специфики работ.
Пошаговый алгоритм расчета
- Определение объема работ: Исчислите объем грунта, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт, в плотном теле, согласно проектной документации. Объем должен быть выражен в тысячах кубических метров (1000 м³).
- Проверка категории грунта: Убедитесь, что грунт на объекте соответствует 2-й категории по трудности экскавации. Для этого необходимо провести инженерно-геологические изыскания. Неправильное определение категории грунта может привести к существенным ошибкам в смете.
- Выбор нормы: Подтвердите, что используемое оборудование (экскаватор с прямой лопатой, вместимость ковша до 4,6 м³) и способ транспортировки (железнодорожный транспорт) соответствуют условиям применения нормы 02-01-008-32.
- Расчет прямых затрат: Умножьте объем работ (в 1000 м³) на нормативные показатели расхода ресурсов (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) из данной нормы. Полученные значения будут представлять собой прямые затраты в натуральном выражении.
- Перевод в текущие цены: Для получения сметной стоимости в текущих ценах необходимо применить соответствующие индексы пересчета к прямым затратам. Эти индексы разрабатываются региональными центрами ценообразования в строительстве и утверждаются уполномоченными органами.
Примеры использования
- Пример 1: Разработка карьера. При строительстве нового карьера для добычи полезных ископаемых, где грунт относится ко 2-й категории и планируется вывоз железнодорожным транспортом, норма 02-01-008-32 будет применяться для расчета затрат на экскавацию и погрузку грунта. Важно учесть все сопутствующие работы по содержанию железнодорожных путей.
- Пример 2: Реконструкция железнодорожной насыпи. Если в рамках реконструкции железнодорожной инфраструктуры требуется разработка и вывоз значительных объемов грунта 2-й категории, данная норма позволит точно определить потребность в машинах, материалах и трудовых ресурсах для выполнения этих работ.
Особенности и ограничения
- Тип экскаватора: Норма строго привязана к экскаваторам с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша до 4,6 м³. Использование других типов экскаваторов или ковшей другой вместимости потребует применения иных норм или корректирующих коэффициентов.
- Вид транспорта: Норма учитывает только погрузку в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы). Для погрузки в автомобильный транспорт или другие виды транспорта следует использовать соответствующие нормы, например, из того же сборника ГЭСН 02-01-008, но с другим индексом, или из сборника ГЭСН 02-01-008-01 (для других объемов ковша) или ГЭСН 01-01-008-01 (для автомобильного транспорта).
- Категория грунта: Точное определение категории грунта является критически важным. Ошибки в определении категории могут привести к значительным искажениям в сметной стоимости.
- Учет железнодорожных путей: Норма включает затраты на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Это означает, что дополнительные нормы на эти работы не требуются, если они выполняются в рамках данной операции.
Полезная информация
Для эффективного применения ГЭСН 02-01-008-32 сметчикам следует учитывать ряд практических аспектов.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неверное определение категории грунта: Одна из самых распространенных ошибок. Категория грунта должна быть подтверждена инженерно-геологическими изысканиями. Использование некорректной категории может привести к завышению или занижению сметной стоимости. Всегда опирайтесь на официальные данные о грунте.
- Применение нормы для другого вида транспорта: Норма 02-01-008-32 четко указывает на "погрузку в железнодорожный транспорт". Использование ее для погрузки в автомобили-самосвалы или другие транспортные средства является ошибкой. Для таких случаев существуют другие нормы (например, в таблице 02-01-008 сборника ГЭСН 02-01-008 есть нормы для погрузки в автомобили-самосвалы).
- Игнорирование вместимости ковша: Норма привязана к экскаваторам с ковшом до 4,6 м³. Если на объекте используется экскаватор с другой вместимостью ковша, необходимо применять соответствующую норму из той же таблицы 02-01-008 (например, ГЭСН 02-01-008-33 для категории 3, ГЭСН 02-01-008-34 для категории 4 и ГЭСН 02-01-008-35 для категории 5, но с тем же объемом ковша).
- Дублирование затрат на железнодорожные пути: Поскольку норма уже включает перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, не следует дополнительно учитывать эти работы по другим нормам, если они относятся к той же операции.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Всегда начинайте с тщательного изучения проектной документации, особенно разделов, касающихся земляных работ, типов грунтов и способов транспортировки.
- Консультации с геологами: При возникновении сомнений в категории грунта, проконсультируйтесь с инженерами-геологами, проводившими изыскания на объекте.
- Использование актуальных сборников: Убедитесь, что вы используете самую актуальную редакцию сборника ГЭСН 2001-02 "Горновскрышные работы" и соответствующие индексы пересчета.
- Применение коэффициентов: В некоторых случаях могут потребоваться корректирующие коэффициенты, учитывающие особые условия производства работ (например, стесненные условия, работу в зимнее время и т.д.). Эти коэффициенты приведены в Общих положениях к сборникам ГЭСН (например, ГЭСН 81-02-ОП-2001).
Связанные нормы
- ГЭСН 02-01-008-33: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м³, категория грунтов по трудности экскавации 3. Применяется для более сложных грунтов.
- ГЭСН 02-01-008-34: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м³, категория грунтов по трудности экскавации 4. Для грунтов еще большей сложности.
- ГЭСН 02-01-008-35: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м³, категория грунтов по трудности экскавации 5. Для наиболее сложных грунтов в данной группе.
- ГЭСН 02-01-008-01 - 02-01-008-31: Нормы из той же таблицы, но для экскаваторов с другой вместимостью ковша (например, 15 м³, 8 м³, 4 м³ и т.д.) и различных категорий грунтов.
- ГЭСН 01-01-008-XX: Нормы из Сборника 1 "Земляные работы", которые могут быть связаны с разработкой грунта, но, как правило, предусматривают погрузку в автомобильный транспорт или другие условия.
Контрольные моменты
При проверке сметной документации, содержащей ГЭСН 02-01-008-32, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Соответствие категории грунта: Проверить, соответствует ли указанная в смете категория грунта фактическим данным инженерно-геологических изысканий.
- Правильность выбора нормы: Убедиться, что норма выбрана корректно с учетом типа экскаватора (прямая лопата, вместимость ковша до 4,6 м³) и способа транспортировки (железнодорожный транспорт).
- Учет всех составляющих работ: Проверить, что в смету не включены дублирующие затраты на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, если они уже учтены данной нормой.
- Применение индексов пересчета: Убедиться в использовании актуальных индексов пересчета для перевода базовых цен в текущие.
Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам избежать ошибок и обеспечить точность сметных расчетов при применении ГЭСН 02-01-008-32.
Ключевые моменты
-
Норма 02-01-008-32 применяется для экскавации и погрузки грунта в железнодорожный транспорт.
-
Учитывается работа экскаваторов с прямой лопатой, вместимостью ковша до 4,6 м³.
-
Предназначена для грунтов 2-й категории по трудности экскавации (легкий суглинок, мелкий гравий, лёсс).
-
Состав работ включает экскавацию, погрузку в вагоны-самосвалы, а также перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей.
-
Трудозатраты составляют 70,33 чел.-ч на 1000 м³ грунта при среднем разряде 4,7.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-008-32?
Когда применяется ГЭСН 02-01-008-32?
ГЭСН 02-01-008-32 применяется для определения затрат на разработку и погрузку грунта в железнодорожный транспорт. Она используется, когда работы выполняются экскаваторами с прямой лопатой, вместимостью ковша до 4,6 м³, и грунт относится ко 2-й категории по трудности экскавации.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены такие материалы, как щебень, природный песок, круглые лесоматериалы, брус и шпалы для железнодорожных путей, а также различные крепежные элементы (клеммы, противоугоны, шайбы, болты, шурупы, накладки, подкладки) и стрелочные переводы.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает трудозатраты рабочих-строителей в размере 70,33 чел.-ч на каждые 1000 м³ разработанного и погруженного грунта. Средний разряд работы для данного вида работ составляет 4,7.
4 Что относится ко 2-й категории грунтов по трудности экскавации?
Что относится ко 2-й категории грунтов по трудности экскавации?
Ко 2-й категории грунтов по трудности экскавации относятся легко разрабатываемые породы, такие как мелкий гравий, легкий суглинок, лёсс, разрыхленные породы со строительным мусором, а также растительный грунт с корнями диаметром свыше 30 мм, слабые бурые и каменные угли.
Практические советы
Всегда подтверждайте категорию грунта на основе инженерно-геологических изысканий, чтобы избежать ошибок в смете.
Внимательно проверяйте тип транспортного средства, в которое производится погрузка, и выбирайте соответствующую норму.
Учитывайте все составляющие работы, предусмотренные нормой, включая обслуживание железнодорожных путей, чтобы не пропустить или не продублировать затраты.
Используйте актуальные индексы пересчета для перевода базовых сметных норм в текущие цены.
Частые ошибки
Неверное определение категории грунта, что приводит к некорректному расчету затрат.
Применение нормы для погрузки грунта в автомобильный транспорт вместо железнодорожного.
Игнорирование фактической вместимости ковша экскаватора, если она отличается от указанной в норме (до 4,6 м³).
Дублирование затрат на ремонт и содержание железнодорожных путей, которые уже учтены в составе данной нормы.