Top.Mail.Ru
Перейти к основному содержанию

Норма 02-01-008-35

02-01-008

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 5

Подробное описание
Группа: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: Состав работ: Экскавация грунта.; Погрузка в вагоны-самосвалы.; Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей. Обоснование: НР: Пр/812-002.0, СП: Пр/774-002.0

Быстрая информация

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-008
Тип работ
GESN
Трудозатраты
69.15 чел.-ч (рабочие-строители, разряд 4.7)
Основное назначение
Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 5

Материалы

Наименование Ед. изм. Количество
Машины путерихтовочные 1.6
Средний разряд работы 4,7 69.15
Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.) 5.81
Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3 1.12
Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 4,6 м3 5.81
Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм 0.84
Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т 1.83
Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т 132.77
Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т 0.8
Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.) 13.14
Машины для балластировки железнодорожного пути 1.83
Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками 2.01
Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт 1.86
Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм м3 1.32
Песок природный для строительных работ II класс, средний м3 2.06
Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III м3 0.002
Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов м3 0.057
Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I шт 1.55
Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог м3 0.334
Клеммы ПК т 0.003
Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50 т 0.005
Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24 т 0.001
Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22 т 0.002
Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм т 0.002
Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм т 0.002
Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50 шт 0.477
Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50 т 0.013
Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00 компл 0.004

Трудозатраты

Категория работников Трудочасы
Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50 1.16

Введение

Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются основой для определения сметной стоимости строительных работ в Российской Федерации. Норма ГЭСН 02-01-008-35 относится к Сборнику 2 "Горновскрышные работы" и регламентирует затраты на один из наиболее трудоемких и ресурсоемких процессов в горнодобывающей и строительной отраслях – разработку и погрузку грунта в железнодорожный транспорт.

Эта норма предназначена для сметчиков, инженеров и специалистов, занимающихся планированием и оценкой стоимости работ по перемещению больших объемов грунта, особенно при строительстве или реконструкции карьеров, разрезов, а также при создании или обслуживании железнодорожных путей в пределах этих объектов.

Назначение и область применения нормы: ГЭСН 02-01-008-35 применяется для определения потребности в ресурсах (трудозатраты рабочих, строительные машины, материалы) при выполнении работ по разработке и погрузке грунта 5-й категории трудности экскавации. Работы выполняются экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 4,6 м³. Погрузка осуществляется непосредственно в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы).

Основные характеристики:

  • Код нормы: 02-01-008-35
  • Наименование: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 5
  • Единица измерения: 1000 м³ грунта. Это означает, что все ресурсные показатели в норме приведены на тысячу кубических метров разработанного и погруженного грунта.
  • Категория грунта: 5-я категория по трудности экскавации. Это указывает на особо прочные, трудноразрабатываемые грунты, требующие применения мощной техники и значительных усилий.
  • Тип экскаватора: Одноковшовый электрический на гусеничном ходу с емкостью ковша 4,6 м³.

ГЭСН являются обязательными для применения при капитальном строительстве, финансируемом за счет средств федерального бюджета, и носят рекомендательный характер для проектов, финансируемых из собственных средств предприятий и физических лиц.

Техническая информация

Состав работ по норме

Норма ГЭСН 02-01-008-35 охватывает комплекс взаимосвязанных операций, необходимых для выполнения задачи по разработке и погрузке грунта. В состав работ включены следующие основные этапы:

  1. Экскавация грунта: Этот этап включает непосредственное выемку грунта из забоя экскаватором. Для 5-й категории грунтов это может подразумевать предварительное рыхление или буровзрывные работы, хотя сама норма 02-01-008-35 учитывает только экскавацию. При работе с грунтами высокой категории сложности, как 5-я, требуется высокая мощность и надежность оборудования, а также квалификация машинистов.
  2. Погрузка в вагоны-самосвалы (думпкары): После экскавации грунт немедленно загружается в железнодорожные вагоны-самосвалы. Эта операция требует точной координации работы экскаватора и железнодорожного состава для обеспечения непрерывности процесса и минимизации простоев. Норма учитывает перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, что критически важно для эффективной погрузки.
  3. Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: Данный пункт является одной из ключевых особенностей нормы, отличающей ее от норм на погрузку в автотранспорт. Он включает в себя все необходимые работы по обеспечению функционирования временных или постоянных железнодорожных путей в зоне разработки и погрузки. Это может быть:
  • Передвижка путей по мере продвижения забоя.
  • Ремонт и текущее содержание путей для обеспечения безопасного и бесперебойного движения думпкаров.
  • Планировка основания под железнодорожные пути.
  • Очистка путей и вагонов от налипшего грунта.
  • Содержание осветительных и контактных сетей (если применимо).

Важно отметить, что в ГЭСН сборника 2 "Горновскрышные работы" учтен полный комплекс работ по разработке и отвалообразованию грунта, включая прием и сдачу машин, их смазку и мелкий ремонт, подготовку забоя, передвижку машин, планировку подошвы забоя и отвала, устройство водоотводных канав, водоотлив, пылеподавление и другие вспомогательные операции.

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ по норме ГЭСН 02-01-008-35 предусмотрен следующий состав машин, механизмов и материалов на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта:

Машины и механизмы:

  • Машины путерихтовочные: 1.6 маш.-ч. Используются для выправки и рихтовки железнодорожных путей, обеспечивая их стабильность и безопасность движения.
  • Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 5.81 маш.-ч. Применяются для планировки площадок, подготовки оснований под пути, зачистки забоя и отвалов.
  • Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 1.12 маш.-ч. Могут использоваться для вспомогательных работ, таких как зачистка, небольшие планировочные работы или перекидка негабарита.
  • Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 4,6 м3: 5.81 маш.-ч. Это основная машина, выполняющая экскавацию и погрузку грунта. Ее вместимость ковша (4,6 м³) и тип (прямая лопата) являются ключевыми параметрами для применения данной нормы.
  • Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.84 маш.-ч. Могут использоваться для бурения скважин под взрывные работы (если требуется предварительное рыхление грунта 5-й категории) или для установки опор.
  • Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 1.83 маш.-ч. Применяются для монтажных и ремонтных работ на железнодорожных путях, например, при укладке стрелочных переводов или замене рельсов.
  • Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 132.77 маш.-ч. Основное средство транспортировки разработанного грунта по железной дороге. Высокая грузоподъемность обеспечивает эффективность перевозки больших объемов.
  • Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.8 маш.-ч. Используются для оперативной доставки материалов, инструментов и рабочих бригад вдоль железнодорожных путей, а также для выполнения мелких погрузочно-разгрузочных работ.
  • Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 13.14 маш.-ч. Обеспечивают перемещение думпкаров и других железнодорожных составов в пределах рабочей зоны и до места отвала.
  • Машины для балластировки железнодорожного пути: 1.83 маш.-ч. Необходимы для уплотнения балластного слоя под шпалами, что обеспечивает стабильность и ровность железнодорожного полотна.
  • Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 2.01 маш.-ч. Используются для уплотнения балласта под шпалами, что улучшает их опору и предотвращает просадки пути.
  • Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 1.86 маш.-ч. Применяются для водоотлива из забоя или с площадок, что особенно важно при работе во влажных условиях.

Материалы:

  • Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 1.32 м³. Используется для устройства балластного слоя железнодорожного пути.
  • Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2.06 м³. Применяется для устройства песчаной подушки под балластный слой или для других планировочных работ.
  • Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.002 м³. Могут использоваться для временных конструкций, креплений или вспомогательных работ.
  • Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.057 м³. Необходим для устройства и ремонта стрелочных переводов на железнодорожных путях.
  • Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.55 шт. Основной элемент верхнего строения пути, обеспечивающий опору рельсам.
  • Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.334 м³. Альтернативный или дополнительный тип шпал, используемый в зависимости от проекта.
  • Клеммы ПК: 0.003 т. Элементы рельсовых скреплений, фиксирующие рельсы к подкладкам.
  • Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.005 т. Предотвращает продольное перемещение рельсов.
  • Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0.001 т. Используются в болтовых соединениях рельсовых скреплений.
  • Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.002 т. Крепежные элементы для клемм.
  • Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.002 т. Используются для соединения рельсов между собой.
  • Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.002 т. Крепежные элементы для деревянных шпал.
  • Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.477 шт. Соединяет концы рельсов, обеспечивая их стыковку.
  • Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.013 т. Элементы, передающие давление от рельсов на шпалы.
  • Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.004 компл. Используется для устройства разветвлений и съездов на железнодорожных путях.
  • Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 1.16 ч. (Примечание: в исходных данных указано как трудозатраты, но по сути является материалом. Вероятно, это опечатка или специфическое нормирование, учитывающее время на их укладку/обработку, но в контексте материалов это скорее расход рельсов). Для ясности, в данном случае это расход рельсов, необходимый для поддержания или устройства путей.

Трудозатраты и время выполнения

Трудозатраты по норме ГЭСН 02-01-008-35 на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта составляют:

  • Затраты труда рабочих-строителей (средний разряд 4,7): 69.15 чел.-ч.
  • Затраты труда машинистов (справочно, входят в стоимость эксплуатации машин): 62.04 чел.-ч.

Общие трудозатраты (рабочих-строителей и машинистов) составляют 131.19 чел.-ч. Эти показатели отражают количество человеко-часов, необходимых для выполнения всего комплекса работ, предусмотренных нормой, с учетом квалификации персонала. Средний разряд 4,7 для рабочих-строителей указывает на необходимость наличия высококвалифицированных специалистов, способных выполнять сложные и ответственные работы, в том числе связанные с обслуживанием железнодорожных путей.

Требования к квалификации

Высокий средний разряд работы (4,7) для рабочих-строителей, а также наличие в составе машин специализированной железнодорожной техники, такой как путерихтовочные машины, краны на железнодорожном ходу, машины для балластировки и подбивки шпал, тепловозы и дрезины, указывает на необходимость привлечения персонала с соответствующей высокой квалификацией. Это включает:

  • Машинистов экскаваторов с опытом работы на карьерных выемках и с грунтами 5-й категории.
  • Машинистов железнодорожной техники (тепловозов, путерихтовочных машин, кранов) с допуском к работе на железнодорожных путях.
  • Путейцев для выполнения работ по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей.
  • Слесарей и механиков для обслуживания и ремонта машин и механизмов.

Практическое применение

Пошаговый алгоритм расчета

Применение нормы ГЭСН 02-01-008-35 в сметной документации включает следующие шаги:

  1. Определение объема работ: Первым шагом является точное определение объема грунта, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт. Объем работ должен быть определен по проектным данным в плотном теле грунта.
  2. Выбор нормы: Убедитесь, что условия выполнения работ (тип экскаватора, вместимость ковша, категория грунта, способ транспортировки) соответствуют характеристикам ГЭСН 02-01-008-35. Если условия отличаются, следует рассмотреть другие нормы из таблицы ГЭСН 02-01-008, например, 02-01-008-01 (для 15 м³ и 1 категории грунта) или 02-01-008-02 (для 15 м³ и 2 категории грунта), а также другие нормы для разных вместимостей ковша и категорий грунта.
  3. Применение коэффициентов: В зависимости от конкретных условий производства работ могут применяться поправочные коэффициенты. Например, для разработки влажных и вязких, сильно налипающих на ковш экскаватора грунтов, или при разработке грунта тупиковым забоем, предусмотрены повышающие коэффициенты.
  4. Расчет ресурсных показателей: Умножьте объем работ (в тысячах кубических метров) на ресурсные показатели, указанные в норме для каждой позиции (трудозатраты, машино-часы, расход материалов). Например, если объем работ составляет 5000 м³, то для расчета трудозатрат рабочих-строителей необходимо 5 * 69.15 = 345.75 чел.-ч.
  5. Пересчет в текущие цены: ГЭСН содержат ресурсные показатели в натуральном выражении. Для получения сметной стоимости в текущих ценах необходимо применить соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ или региональными органами ценообразования.
  6. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (определенным на предыдущих шагах) добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства.

Примеры использования

Пример 1: Расчет ресурсов для карьера Предположим, необходимо разработать и погрузить 15 000 м³ грунта 5-й категории в железнодорожный транспорт на новом участке карьера, используя экскаватор с ковшом 4,6 м³. Условия работы соответствуют норме ГЭСН 02-01-008-35.

  • Объем работ: 15 000 м³ = 15 ед. изм. (поскольку норма на 1000 м³).
  • Трудозатраты рабочих-строителей: 15 * 69.15 чел.-ч = 1037.25 чел.-ч.
  • Трудозатраты машинистов: 15 * 62.04 чел.-ч = 930.60 чел.-ч.
  • Машины путерихтовочные: 15 * 1.6 маш.-ч = 24.0 маш.-ч.
  • Вагоны-самосвалы (думпкары): 15 * 132.77 маш.-ч = 1991.55 маш.-ч.
  • Щебень: 15 * 1.32 м³ = 19.8 м³.

Далее эти ресурсные показатели умножаются на текущие стоимости ресурсов и индексируются для получения сметной стоимости.

Особенности и ограничения

  • Категория грунта: Норма строго привязана к 5-й категории грунтов. Использование ее для грунтов другой категории (например, 1-й или 2-й) будет некорректным и приведет к искажению сметной стоимости. Для других категорий грунтов следует применять соответствующие нормы из той же таблицы 02-01-008.
  • Тип и вместимость ковша: Норма учитывает экскаваторы с прямой лопатой и ковшом 4,6 м³. При использовании экскаваторов с другими характеристиками (например, обратная лопата, драглайн или другая вместимость ковша) необходимо применять другие нормы.
  • Транспорт: Норма применима только при погрузке грунта в железнодорожный транспорт. Для погрузки в автомобили-самосвалы или другие виды транспорта существуют отдельные нормы, например, 02-01-008-35 (в некоторых редакциях может быть для автотранспорта, но в данном случае четко указан ж/д транспорт) или 02-01-016-16 (для автосамосвалов грузоподъемностью 75 т).
  • Комплексность работ: Норма включает в себя не только экскавацию и погрузку, но и работы по содержанию железнодорожных путей. Это важно учитывать, чтобы избежать двойного учета или, наоборот, недоучета затрат.
  • Объемы в плотном теле: Объемы работ всегда определяются в плотном теле грунта. Это предотвращает завышение объемов из-за разрыхления грунта при разработке.

Полезная информация

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение категории грунта: Одна из самых распространенных ошибок. Определение категории грунта должно основываться на инженерно-геологических изысканиях и соответствовать классификации, приведенной в технических частях сборников ГЭСН. Использование нормы 02-01-008-35 для грунтов более низкой категории приведет к завышению сметной стоимости.
  2. Игнорирование состава работ: Некоторые сметчики могут недооценивать или игнорировать пункт "Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей", пытаясь нормировать эти работы отдельно или вовсе их не учитывать. Это приведет к некорректному расчету, так как данные затраты уже учтены в норме.
  3. Неверное применение коэффициентов: Отсутствие или неправильное применение поправочных коэффициентов, учитывающих специфические условия (например, влажность грунта, тупиковый забой), может существенно исказить сметную стоимость. Всегда сверяйтесь с приложениями к сборнику ГЭСН 02.
  4. Ошибки в определении объема: Расчет объема грунта в рыхлом состоянии вместо плотного тела приведет к значительному завышению объемов и, как следствие, стоимости работ.
  5. Использование устаревших редакций: ГЭСН регулярно обновляются. Использование устаревших редакций норм может привести к несоответствию сметы текущим требованиям и ценам. Всегда используйте актуальные версии сборников.

Практические советы

  • Детальное изучение проекта: Внимательно изучайте проектную документацию, особенно разделы, касающиеся инженерно-геологических условий, объемов земляных работ и применяемой техники. Это поможет правильно определить категорию грунта и выбрать соответствующую норму.
  • Применение актуальных нормативов: Всегда используйте последние редакции ГЭСН и методических указаний. Отслеживайте изменения и дополнения, выпускаемые Минстроем России.
  • Взаимодействие с производственниками: Консультируйтесь с инженерами и производителями работ. Их опыт поможет лучше понять технологические особенности и потенциальные сложности, которые могут повлиять на применение нормы.
  • Проверка соответствия техники: Убедитесь, что предусмотренная проектом техника (экскаваторы, думпкары, путевые машины) соответствует характеристикам, заложенным в норме. Это поможет избежать вопросов при проверке сметы.
  • Учет специфики железнодорожных работ: Помните, что работы на железнодорожных путях требуют соблюдения строгих правил безопасности и координации с движением поездов. Хотя норма учитывает содержание путей, дополнительные затраты, связанные с движением поездов, могут не учитываться в ГЭСН сборника 28 "Железные дороги" и требовать отдельного обоснования.

Связанные нормы

Для полного и корректного составления сметы на земляные работы, связанные с разработкой и погрузкой грунта в железнодорожный транспорт, могут потребоваться следующие связанные нормы:

  • ГЭСН 02-01-008-хх: Другие нормы из этой же таблицы, отличающиеся вместимостью ковша экскаватора и/или категорией грунта. Например, ГЭСН 02-01-008-01 (15 м³, 1 категория), ГЭСН 02-01-008-02 (15 м³, 2 категория), ГЭСН 02-01-008-03 (15 м³, 3 категория), ГЭСН 02-01-008-04 (15 м³, 4 категория), ГЭСН 02-01-008-05 (15 м³, 5 категория), а также нормы для ковшей 12,5 м³ и 8 м³ с различными категориями грунтов.
  • ГЭСН 01 "Земляные работы": Для общих земляных работ, не связанных с горновскрышными, или для работ, выполняемых другими типами машин (например, бульдозерами, скреперами, грейдерами), а также для разработки грунта в котлованах и траншеях. Например, ГЭСН 01-01-022-20 (разработка грунта в траншеях с погрузкой на автосамосвалы).
  • ГЭСН 28 "Железные дороги": Для более детального нормирования работ по строительству и ремонту верхнего строения пути, если они выходят за рамки содержания, учтенного в ГЭСН 02-01-008-35.
  • ГЭСН 31 "Аэродромы": В некоторых случаях, если работы по разработке грунта связаны с планировкой больших площадей, могут быть применимы отдельные нормы из этого сборника, например, ГЭСН 31-01-001-01 (вспашка и рыхление почвы), хотя это менее вероятно для данной специфической нормы.

Контрольные моменты

При проверке смет, составленных с применением ГЭСН 02-01-008-35, обращайте внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие категории грунта: Проверьте наличие протоколов инженерно-геологических изысканий, подтверждающих 5-ю категорию грунта.
  • Тип и вместимость экскаватора: Убедитесь, что в проекте производства работ (ППР) или технологической карте указан экскаватор с прямой лопатой и ковшом 4,6 м³.
  • Наличие железнодорожного транспорта: Подтвердите, что транспортировка грунта осуществляется именно железнодорожным транспортом.
  • Применение коэффициентов: Проверьте обоснованность применения любых поправочных коэффициентов к норме.
  • Объем работ: Убедитесь, что объем грунта рассчитан в плотном теле.
  • Комплексность: Проверьте, не учтены ли работы по содержанию железнодорожных путей отдельно, если они уже включены в данную норму.

Соблюдение этих рекомендаций поможет обеспечить точность и достоверность сметных расчетов, а также избежать разногласий и перерасходов в процессе реализации проекта.

Ключевые моменты

  • Норма 02-01-008-35 применяется для разработки и погрузки грунта 5-й категории трудности экскавации.

  • Работы выполняются экскаваторами типа "прямая лопата" с вместимостью ковша 4,6 м³.

  • Погрузка грунта осуществляется непосредственно в железнодорожные вагоны-самосвалы.

  • Норма включает в себя экскавацию грунта, погрузку и комплекс работ по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей.

  • Трудозатраты рабочих-строителей составляют 69.15 чел.-ч на 1000 м³ при среднем разряде 4,7.

Часто задаваемые вопросы

ГЭСН 02-01-008-35 применяется при разработке и погрузке грунта 5-й категории по трудности экскавации в железнодорожный транспорт, используя экскаваторы с прямым рабочим оборудованием и вместимостью ковша 4,6 м³. Она используется для определения ресурсных затрат в сметной документации.

В норме учтены материалы, необходимые для обеспечения работы железнодорожных путей и вспомогательных операций. К ним относятся: щебень, песок, лесоматериалы, брус для стрелочных переводов, деревянные и железобетонные шпалы, клеммы, противоугоны, шайбы, различные типы болтов, путевые шурупы, рельсовые накладки, подкладки и комплектные стрелочные переводы. [Входные данные]

Норма предусматривает затраты труда рабочих-строителей в размере 69.15 чел.-ч на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта, при среднем разряде работы 4,7. Также учтены трудозатраты машинистов в размере 62.04 чел.-ч, которые справочно входят в стоимость эксплуатации машин.

Состав работ по ГЭСН 02-01-008-35 включает: экскавацию грунта, погрузку грунта в вагоны-самосвалы, а также перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, необходимых для выполнения данной операции.

Практические советы

1

Всегда подтверждайте категорию грунта данными инженерно-геологических изысканий, чтобы правильно выбрать норму.

2

Внимательно изучайте состав работ по норме, чтобы избежать двойного учета или пропуска необходимых операций.

3

Применяйте актуальные индексы пересчета для приведения сметной стоимости к текущим ценам.

4

Учитывайте все поправочные коэффициенты, предусмотренные технической частью сборника ГЭСН 02, для точного отражения условий производства работ.

5

Координируйте работу экскаватора и железнодорожного транспорта для оптимизации процесса погрузки и минимизации простоев.

Частые ошибки

!
Ошибка 1

Неправильное определение категории грунта, что приводит к некорректному применению нормы и искажению сметной стоимости.

!
Ошибка 2

Игнорирование или двойной учет работ по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей, которые уже учтены в данной норме.

!
Ошибка 3

Расчет объема грунта в рыхлом состоянии вместо плотного тела, что завышает объемы работ и смету.

!
Ошибка 4

Неприменение или некорректное применение поправочных коэффициентов для специфических условий работы (например, влажные грунты, тупиковый забой).

!
Ошибка 5

Использование устаревших редакций ГЭСН, что может привести к несоответствию сметы актуальным требованиям.

1
02-01-008-01

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 15 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1

Применяется вместо 02-01-008-35 при других характеристиках экскаватора (15 м³) и более легкой категории грунта (1).

2
02-01-008-02

Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: 15 м3, категория грунтов по трудности экскавации 2

Применяется вместо 02-01-008-35 при других характеристиках экскаватора (15 м³) и другой категории грунта (2).

3
01-01-022-20

Разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы в траншеях экскаватором "обратная лопата" с ковшом вместимостью 0,4 м3, группа грунтов: 2

Применяется для разработки грунта с погрузкой в автомобили-самосвалы, а не в железнодорожный транспорт, и для других типов экскаваторов/грунтов.

4
28-01-001-01

Устройство верхнего строения пути на балласте из щебня

Может применяться совместно для более детального нормирования работ по устройству или капитальному ремонту железнодорожных путей, если они выходят за рамки текущего содержания, учтенного в 02-01-008-35.

Технические характеристики

Единица измерения
1000 м3
Категория
02-01-008
Тип работ
GESN
Материалы
Машины путерихтовочные: 1.6Средний разряд работы 4,7: 69.15Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 5.81Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 1.12Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 4,6 м3: 5.81Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.84Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 1.83Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 132.77Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.8Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 13.14Машины для балластировки железнодорожного пути: 1.83Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 2.01Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 1.86Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 1.32 м3Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2.06 м3Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.002 м3Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.057 м3Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.55 штШпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.334 м3Клеммы ПК: 0.003 тПротивоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.005 тШайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0.001 тБолты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.002 тБолты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.002 тШурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.002 тНакладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.477 штПодкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.013 тПеревод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.004 комплРельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 1.16 ч

Источники

  • Официальные сборники ГЭСН Минстроя России

Последнее обновление: