Введение
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) являются основой для определения сметной стоимости строительных работ в Российской Федерации. Норма ГЭСН 02-01-008-35 относится к Сборнику 2 "Горновскрышные работы" и регламентирует затраты на один из наиболее трудоемких и ресурсоемких процессов в горнодобывающей и строительной отраслях – разработку и погрузку грунта в железнодорожный транспорт.
Эта норма предназначена для сметчиков, инженеров и специалистов, занимающихся планированием и оценкой стоимости работ по перемещению больших объемов грунта, особенно при строительстве или реконструкции карьеров, разрезов, а также при создании или обслуживании железнодорожных путей в пределах этих объектов.
Назначение и область применения нормы: ГЭСН 02-01-008-35 применяется для определения потребности в ресурсах (трудозатраты рабочих, строительные машины, материалы) при выполнении работ по разработке и погрузке грунта 5-й категории трудности экскавации. Работы выполняются экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 4,6 м³. Погрузка осуществляется непосредственно в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы).
Основные характеристики:
- Код нормы: 02-01-008-35
- Наименование: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 4,6 м3, категория грунтов по трудности экскавации 5
- Единица измерения: 1000 м³ грунта. Это означает, что все ресурсные показатели в норме приведены на тысячу кубических метров разработанного и погруженного грунта.
- Категория грунта: 5-я категория по трудности экскавации. Это указывает на особо прочные, трудноразрабатываемые грунты, требующие применения мощной техники и значительных усилий.
- Тип экскаватора: Одноковшовый электрический на гусеничном ходу с емкостью ковша 4,6 м³.
ГЭСН являются обязательными для применения при капитальном строительстве, финансируемом за счет средств федерального бюджета, и носят рекомендательный характер для проектов, финансируемых из собственных средств предприятий и физических лиц.
Техническая информация
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 02-01-008-35 охватывает комплекс взаимосвязанных операций, необходимых для выполнения задачи по разработке и погрузке грунта. В состав работ включены следующие основные этапы:
- Экскавация грунта: Этот этап включает непосредственное выемку грунта из забоя экскаватором. Для 5-й категории грунтов это может подразумевать предварительное рыхление или буровзрывные работы, хотя сама норма 02-01-008-35 учитывает только экскавацию. При работе с грунтами высокой категории сложности, как 5-я, требуется высокая мощность и надежность оборудования, а также квалификация машинистов.
- Погрузка в вагоны-самосвалы (думпкары): После экскавации грунт немедленно загружается в железнодорожные вагоны-самосвалы. Эта операция требует точной координации работы экскаватора и железнодорожного состава для обеспечения непрерывности процесса и минимизации простоев. Норма учитывает перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, что критически важно для эффективной погрузки.
- Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: Данный пункт является одной из ключевых особенностей нормы, отличающей ее от норм на погрузку в автотранспорт. Он включает в себя все необходимые работы по обеспечению функционирования временных или постоянных железнодорожных путей в зоне разработки и погрузки. Это может быть:
- Передвижка путей по мере продвижения забоя.
- Ремонт и текущее содержание путей для обеспечения безопасного и бесперебойного движения думпкаров.
- Планировка основания под железнодорожные пути.
- Очистка путей и вагонов от налипшего грунта.
- Содержание осветительных и контактных сетей (если применимо).
Важно отметить, что в ГЭСН сборника 2 "Горновскрышные работы" учтен полный комплекс работ по разработке и отвалообразованию грунта, включая прием и сдачу машин, их смазку и мелкий ремонт, подготовку забоя, передвижку машин, планировку подошвы забоя и отвала, устройство водоотводных канав, водоотлив, пылеподавление и другие вспомогательные операции.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ по норме ГЭСН 02-01-008-35 предусмотрен следующий состав машин, механизмов и материалов на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта:
Машины и механизмы:
- Машины путерихтовочные: 1.6 маш.-ч. Используются для выправки и рихтовки железнодорожных путей, обеспечивая их стабильность и безопасность движения.
- Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 5.81 маш.-ч. Применяются для планировки площадок, подготовки оснований под пути, зачистки забоя и отвалов.
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 1.12 маш.-ч. Могут использоваться для вспомогательных работ, таких как зачистка, небольшие планировочные работы или перекидка негабарита.
- Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 4,6 м3: 5.81 маш.-ч. Это основная машина, выполняющая экскавацию и погрузку грунта. Ее вместимость ковша (4,6 м³) и тип (прямая лопата) являются ключевыми параметрами для применения данной нормы.
- Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.84 маш.-ч. Могут использоваться для бурения скважин под взрывные работы (если требуется предварительное рыхление грунта 5-й категории) или для установки опор.
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 1.83 маш.-ч. Применяются для монтажных и ремонтных работ на железнодорожных путях, например, при укладке стрелочных переводов или замене рельсов.
- Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 132.77 маш.-ч. Основное средство транспортировки разработанного грунта по железной дороге. Высокая грузоподъемность обеспечивает эффективность перевозки больших объемов.
- Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.8 маш.-ч. Используются для оперативной доставки материалов, инструментов и рабочих бригад вдоль железнодорожных путей, а также для выполнения мелких погрузочно-разгрузочных работ.
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 13.14 маш.-ч. Обеспечивают перемещение думпкаров и других железнодорожных составов в пределах рабочей зоны и до места отвала.
- Машины для балластировки железнодорожного пути: 1.83 маш.-ч. Необходимы для уплотнения балластного слоя под шпалами, что обеспечивает стабильность и ровность железнодорожного полотна.
- Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 2.01 маш.-ч. Используются для уплотнения балласта под шпалами, что улучшает их опору и предотвращает просадки пути.
- Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 1.86 маш.-ч. Применяются для водоотлива из забоя или с площадок, что особенно важно при работе во влажных условиях.
Материалы:
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 1.32 м³. Используется для устройства балластного слоя железнодорожного пути.
- Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2.06 м³. Применяется для устройства песчаной подушки под балластный слой или для других планировочных работ.
- Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.002 м³. Могут использоваться для временных конструкций, креплений или вспомогательных работ.
- Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.057 м³. Необходим для устройства и ремонта стрелочных переводов на железнодорожных путях.
- Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.55 шт. Основной элемент верхнего строения пути, обеспечивающий опору рельсам.
- Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.334 м³. Альтернативный или дополнительный тип шпал, используемый в зависимости от проекта.
- Клеммы ПК: 0.003 т. Элементы рельсовых скреплений, фиксирующие рельсы к подкладкам.
- Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.005 т. Предотвращает продольное перемещение рельсов.
- Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0.001 т. Используются в болтовых соединениях рельсовых скреплений.
- Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.002 т. Крепежные элементы для клемм.
- Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.002 т. Используются для соединения рельсов между собой.
- Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.002 т. Крепежные элементы для деревянных шпал.
- Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.477 шт. Соединяет концы рельсов, обеспечивая их стыковку.
- Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.013 т. Элементы, передающие давление от рельсов на шпалы.
- Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.004 компл. Используется для устройства разветвлений и съездов на железнодорожных путях.
- Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 1.16 ч. (Примечание: в исходных данных указано как трудозатраты, но по сути является материалом. Вероятно, это опечатка или специфическое нормирование, учитывающее время на их укладку/обработку, но в контексте материалов это скорее расход рельсов). Для ясности, в данном случае это расход рельсов, необходимый для поддержания или устройства путей.
Трудозатраты и время выполнения
Трудозатраты по норме ГЭСН 02-01-008-35 на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта составляют:
- Затраты труда рабочих-строителей (средний разряд 4,7): 69.15 чел.-ч.
- Затраты труда машинистов (справочно, входят в стоимость эксплуатации машин): 62.04 чел.-ч.
Общие трудозатраты (рабочих-строителей и машинистов) составляют 131.19 чел.-ч. Эти показатели отражают количество человеко-часов, необходимых для выполнения всего комплекса работ, предусмотренных нормой, с учетом квалификации персонала. Средний разряд 4,7 для рабочих-строителей указывает на необходимость наличия высококвалифицированных специалистов, способных выполнять сложные и ответственные работы, в том числе связанные с обслуживанием железнодорожных путей.
Требования к квалификации
Высокий средний разряд работы (4,7) для рабочих-строителей, а также наличие в составе машин специализированной железнодорожной техники, такой как путерихтовочные машины, краны на железнодорожном ходу, машины для балластировки и подбивки шпал, тепловозы и дрезины, указывает на необходимость привлечения персонала с соответствующей высокой квалификацией. Это включает:
- Машинистов экскаваторов с опытом работы на карьерных выемках и с грунтами 5-й категории.
- Машинистов железнодорожной техники (тепловозов, путерихтовочных машин, кранов) с допуском к работе на железнодорожных путях.
- Путейцев для выполнения работ по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей.
- Слесарей и механиков для обслуживания и ремонта машин и механизмов.
Практическое применение
Пошаговый алгоритм расчета
Применение нормы ГЭСН 02-01-008-35 в сметной документации включает следующие шаги:
- Определение объема работ: Первым шагом является точное определение объема грунта, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт. Объем работ должен быть определен по проектным данным в плотном теле грунта.
- Выбор нормы: Убедитесь, что условия выполнения работ (тип экскаватора, вместимость ковша, категория грунта, способ транспортировки) соответствуют характеристикам ГЭСН 02-01-008-35. Если условия отличаются, следует рассмотреть другие нормы из таблицы ГЭСН 02-01-008, например, 02-01-008-01 (для 15 м³ и 1 категории грунта) или 02-01-008-02 (для 15 м³ и 2 категории грунта), а также другие нормы для разных вместимостей ковша и категорий грунта.
- Применение коэффициентов: В зависимости от конкретных условий производства работ могут применяться поправочные коэффициенты. Например, для разработки влажных и вязких, сильно налипающих на ковш экскаватора грунтов, или при разработке грунта тупиковым забоем, предусмотрены повышающие коэффициенты.
- Расчет ресурсных показателей: Умножьте объем работ (в тысячах кубических метров) на ресурсные показатели, указанные в норме для каждой позиции (трудозатраты, машино-часы, расход материалов). Например, если объем работ составляет 5000 м³, то для расчета трудозатрат рабочих-строителей необходимо 5 * 69.15 = 345.75 чел.-ч.
- Пересчет в текущие цены: ГЭСН содержат ресурсные показатели в натуральном выражении. Для получения сметной стоимости в текущих ценах необходимо применить соответствующие индексы пересчета, утверждаемые Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ или региональными органами ценообразования.
- Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (определенным на предыдущих шагах) добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства.
Примеры использования
Пример 1: Расчет ресурсов для карьера Предположим, необходимо разработать и погрузить 15 000 м³ грунта 5-й категории в железнодорожный транспорт на новом участке карьера, используя экскаватор с ковшом 4,6 м³. Условия работы соответствуют норме ГЭСН 02-01-008-35.
- Объем работ: 15 000 м³ = 15 ед. изм. (поскольку норма на 1000 м³).
- Трудозатраты рабочих-строителей: 15 * 69.15 чел.-ч = 1037.25 чел.-ч.
- Трудозатраты машинистов: 15 * 62.04 чел.-ч = 930.60 чел.-ч.
- Машины путерихтовочные: 15 * 1.6 маш.-ч = 24.0 маш.-ч.
- Вагоны-самосвалы (думпкары): 15 * 132.77 маш.-ч = 1991.55 маш.-ч.
- Щебень: 15 * 1.32 м³ = 19.8 м³.
Далее эти ресурсные показатели умножаются на текущие стоимости ресурсов и индексируются для получения сметной стоимости.
Особенности и ограничения
- Категория грунта: Норма строго привязана к 5-й категории грунтов. Использование ее для грунтов другой категории (например, 1-й или 2-й) будет некорректным и приведет к искажению сметной стоимости. Для других категорий грунтов следует применять соответствующие нормы из той же таблицы 02-01-008.
- Тип и вместимость ковша: Норма учитывает экскаваторы с прямой лопатой и ковшом 4,6 м³. При использовании экскаваторов с другими характеристиками (например, обратная лопата, драглайн или другая вместимость ковша) необходимо применять другие нормы.
- Транспорт: Норма применима только при погрузке грунта в железнодорожный транспорт. Для погрузки в автомобили-самосвалы или другие виды транспорта существуют отдельные нормы, например, 02-01-008-35 (в некоторых редакциях может быть для автотранспорта, но в данном случае четко указан ж/д транспорт) или 02-01-016-16 (для автосамосвалов грузоподъемностью 75 т).
- Комплексность работ: Норма включает в себя не только экскавацию и погрузку, но и работы по содержанию железнодорожных путей. Это важно учитывать, чтобы избежать двойного учета или, наоборот, недоучета затрат.
- Объемы в плотном теле: Объемы работ всегда определяются в плотном теле грунта. Это предотвращает завышение объемов из-за разрыхления грунта при разработке.
Полезная информация
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение категории грунта: Одна из самых распространенных ошибок. Определение категории грунта должно основываться на инженерно-геологических изысканиях и соответствовать классификации, приведенной в технических частях сборников ГЭСН. Использование нормы 02-01-008-35 для грунтов более низкой категории приведет к завышению сметной стоимости.
- Игнорирование состава работ: Некоторые сметчики могут недооценивать или игнорировать пункт "Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей", пытаясь нормировать эти работы отдельно или вовсе их не учитывать. Это приведет к некорректному расчету, так как данные затраты уже учтены в норме.
- Неверное применение коэффициентов: Отсутствие или неправильное применение поправочных коэффициентов, учитывающих специфические условия (например, влажность грунта, тупиковый забой), может существенно исказить сметную стоимость. Всегда сверяйтесь с приложениями к сборнику ГЭСН 02.
- Ошибки в определении объема: Расчет объема грунта в рыхлом состоянии вместо плотного тела приведет к значительному завышению объемов и, как следствие, стоимости работ.
- Использование устаревших редакций: ГЭСН регулярно обновляются. Использование устаревших редакций норм может привести к несоответствию сметы текущим требованиям и ценам. Всегда используйте актуальные версии сборников.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Внимательно изучайте проектную документацию, особенно разделы, касающиеся инженерно-геологических условий, объемов земляных работ и применяемой техники. Это поможет правильно определить категорию грунта и выбрать соответствующую норму.
- Применение актуальных нормативов: Всегда используйте последние редакции ГЭСН и методических указаний. Отслеживайте изменения и дополнения, выпускаемые Минстроем России.
- Взаимодействие с производственниками: Консультируйтесь с инженерами и производителями работ. Их опыт поможет лучше понять технологические особенности и потенциальные сложности, которые могут повлиять на применение нормы.
- Проверка соответствия техники: Убедитесь, что предусмотренная проектом техника (экскаваторы, думпкары, путевые машины) соответствует характеристикам, заложенным в норме. Это поможет избежать вопросов при проверке сметы.
- Учет специфики железнодорожных работ: Помните, что работы на железнодорожных путях требуют соблюдения строгих правил безопасности и координации с движением поездов. Хотя норма учитывает содержание путей, дополнительные затраты, связанные с движением поездов, могут не учитываться в ГЭСН сборника 28 "Железные дороги" и требовать отдельного обоснования.
Связанные нормы
Для полного и корректного составления сметы на земляные работы, связанные с разработкой и погрузкой грунта в железнодорожный транспорт, могут потребоваться следующие связанные нормы:
- ГЭСН 02-01-008-хх: Другие нормы из этой же таблицы, отличающиеся вместимостью ковша экскаватора и/или категорией грунта. Например, ГЭСН 02-01-008-01 (15 м³, 1 категория), ГЭСН 02-01-008-02 (15 м³, 2 категория), ГЭСН 02-01-008-03 (15 м³, 3 категория), ГЭСН 02-01-008-04 (15 м³, 4 категория), ГЭСН 02-01-008-05 (15 м³, 5 категория), а также нормы для ковшей 12,5 м³ и 8 м³ с различными категориями грунтов.
- ГЭСН 01 "Земляные работы": Для общих земляных работ, не связанных с горновскрышными, или для работ, выполняемых другими типами машин (например, бульдозерами, скреперами, грейдерами), а также для разработки грунта в котлованах и траншеях. Например, ГЭСН 01-01-022-20 (разработка грунта в траншеях с погрузкой на автосамосвалы).
- ГЭСН 28 "Железные дороги": Для более детального нормирования работ по строительству и ремонту верхнего строения пути, если они выходят за рамки содержания, учтенного в ГЭСН 02-01-008-35.
- ГЭСН 31 "Аэродромы": В некоторых случаях, если работы по разработке грунта связаны с планировкой больших площадей, могут быть применимы отдельные нормы из этого сборника, например, ГЭСН 31-01-001-01 (вспашка и рыхление почвы), хотя это менее вероятно для данной специфической нормы.
Контрольные моменты
При проверке смет, составленных с применением ГЭСН 02-01-008-35, обращайте внимание на следующие аспекты:
- Соответствие категории грунта: Проверьте наличие протоколов инженерно-геологических изысканий, подтверждающих 5-ю категорию грунта.
- Тип и вместимость экскаватора: Убедитесь, что в проекте производства работ (ППР) или технологической карте указан экскаватор с прямой лопатой и ковшом 4,6 м³.
- Наличие железнодорожного транспорта: Подтвердите, что транспортировка грунта осуществляется именно железнодорожным транспортом.
- Применение коэффициентов: Проверьте обоснованность применения любых поправочных коэффициентов к норме.
- Объем работ: Убедитесь, что объем грунта рассчитан в плотном теле.
- Комплексность: Проверьте, не учтены ли работы по содержанию железнодорожных путей отдельно, если они уже включены в данную норму.
Соблюдение этих рекомендаций поможет обеспечить точность и достоверность сметных расчетов, а также избежать разногласий и перерасходов в процессе реализации проекта.
Ключевые моменты
-
Норма 02-01-008-35 применяется для разработки и погрузки грунта 5-й категории трудности экскавации.
-
Работы выполняются экскаваторами типа "прямая лопата" с вместимостью ковша 4,6 м³.
-
Погрузка грунта осуществляется непосредственно в железнодорожные вагоны-самосвалы.
-
Норма включает в себя экскавацию грунта, погрузку и комплекс работ по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей.
-
Трудозатраты рабочих-строителей составляют 69.15 чел.-ч на 1000 м³ при среднем разряде 4,7.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-008-35?
Когда применяется ГЭСН 02-01-008-35?
ГЭСН 02-01-008-35 применяется при разработке и погрузке грунта 5-й категории по трудности экскавации в железнодорожный транспорт, используя экскаваторы с прямым рабочим оборудованием и вместимостью ковша 4,6 м³. Она используется для определения ресурсных затрат в сметной документации.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены материалы, необходимые для обеспечения работы железнодорожных путей и вспомогательных операций. К ним относятся: щебень, песок, лесоматериалы, брус для стрелочных переводов, деревянные и железобетонные шпалы, клеммы, противоугоны, шайбы, различные типы болтов, путевые шурупы, рельсовые накладки, подкладки и комплектные стрелочные переводы. [Входные данные]
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает затраты труда рабочих-строителей в размере 69.15 чел.-ч на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта, при среднем разряде работы 4,7. Также учтены трудозатраты машинистов в размере 62.04 чел.-ч, которые справочно входят в стоимость эксплуатации машин.
4 Что входит в состав работ по ГЭСН 02-01-008-35?
Что входит в состав работ по ГЭСН 02-01-008-35?
Состав работ по ГЭСН 02-01-008-35 включает: экскавацию грунта, погрузку грунта в вагоны-самосвалы, а также перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, необходимых для выполнения данной операции.
Практические советы
Всегда подтверждайте категорию грунта данными инженерно-геологических изысканий, чтобы правильно выбрать норму.
Внимательно изучайте состав работ по норме, чтобы избежать двойного учета или пропуска необходимых операций.
Применяйте актуальные индексы пересчета для приведения сметной стоимости к текущим ценам.
Учитывайте все поправочные коэффициенты, предусмотренные технической частью сборника ГЭСН 02, для точного отражения условий производства работ.
Координируйте работу экскаватора и железнодорожного транспорта для оптимизации процесса погрузки и минимизации простоев.
Частые ошибки
Неправильное определение категории грунта, что приводит к некорректному применению нормы и искажению сметной стоимости.
Игнорирование или двойной учет работ по перемещению, ремонту и содержанию железнодорожных путей, которые уже учтены в данной норме.
Расчет объема грунта в рыхлом состоянии вместо плотного тела, что завышает объемы работ и смету.
Неприменение или некорректное применение поправочных коэффициентов для специфических условий работы (например, влажные грунты, тупиковый забой).
Использование устаревших редакций ГЭСН, что может привести к несоответствию сметы актуальным требованиям.