Введение
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) представляют собой основу для определения потребности в ресурсах при выполнении строительных работ и составления сметных расчетов. Норма ГЭСН 02-01-008-16 относится к Сборнику ГЭСН 81-02-02-2001 "Горновскрышные работы" и регламентирует процесс разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт. Она является неотъемлемой частью сметной документации для проектов, связанных с масштабными земляными работами, такими как строительство карьеров, разработка месторождений полезных ископаемых или прокладка железнодорожных путей.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 02-01-008-16 предназначена для определения нормативных затрат на разработку и погрузку грунта в железнодорожный транспорт. Ее применение актуально при использовании экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 8 м3. Ключевым условием для применения данной нормы является категория грунтов по трудности экскавации – 1-я категория. Это означает, что норма рассчитана на работу с относительно легкими для разработки грунтами.
Основные характеристики
- Код нормы: 02-01-008-16
- Полное наименование: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 8 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1.
- Единица измерения: 1000 м3 грунта. Это означает, что все ресурсные показатели (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) приведены на объем 1000 кубических метров разработанного и погруженного грунта.
- Тип работ: Горновскрышные работы, связанные с перемещением больших объемов грунта.
Техническая информация
Понимание состава работ и ресурсной части нормы ГЭСН 02-01-008-16 критически важно для корректного применения в сметной практике. Норма учитывает полный комплекс операций, необходимых для выполнения задачи, а также все сопутствующие затраты.
Состав работ по норме
Норма 02-01-008-16 включает в себя три основные технологические операции, которые должны быть выполнены для достижения конечного результата – разработанного и погруженного в железнодорожный транспорт грунта:
- Экскавация грунта: Основная операция, заключающаяся в выемке грунта из забоя с помощью одноковшового экскаватора с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 8 м3. Эта операция включает в себя все необходимые маневры экскаватора, планировку рабочей площадки в зоне экскавации и обеспечение безопасности работ.
- Погрузка в вагоны-самосвалы: После экскавации грунт немедленно грузится в вагоны-самосвалы (думпкары), предназначенные для транспортировки по железной дороге. Эта операция подразумевает точное позиционирование экскаватора и вагонов для эффективной и безопасной погрузки.
- Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: Данный пункт отражает специфику работы на железнодорожном транспорте. Он включает в себя затраты на поддержание железнодорожных путей в рабочем состоянии, их перемещение по мере продвижения работ, а также текущий ремонт, необходимый для бесперебойной работы думпкаров и тепловозов. Это могут быть работы по балластировке, подбивке шпал, рихтовке пути и другие сопутствующие операции, обеспечивающие функциональность железнодорожной инфраструктуры на объекте.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ, предусмотренных нормой ГЭСН 02-01-008-16, требуются следующие основные материалы и ресурсы. Важно отметить, что ГЭСН содержит только нормы расхода ресурсов, без указания их стоимости в рублях.
Машины и оборудование:
- Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 2.03 маш.-ч. Используются для вспомогательных работ, таких как планировка площадки, расчистка, перемещение грунта на короткие расстояния, подготовка подъездных путей.
- Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.5 маш.-ч. Могут применяться для более мелких вспомогательных работ или доработки участков, недоступных для основного экскаватора.
- Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 8 м3: 2.03 маш.-ч. Это основной механизм, выполняющий экскавацию и погрузку грунта. Его характеристики (8 м3, прямая лопата) являются определяющими для данной нормы.
- Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.58 маш.-ч. Могут использоваться для бурения скважин под опоры, крепления или для других вспомогательных целей.
- Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.58 маш.-ч. Применяются для монтажных, погрузочно-разгрузочных работ, связанных с элементами железнодорожного пути или оборудования.
- Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 48.56 маш.-ч. Основное транспортное средство для вывоза разработанного грунта по железной дороге.
- Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.3 маш.-ч. Используются для обслуживания и ремонта железнодорожных путей, транспортировки материалов и персонала.
- Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 4.41 маш.-ч. Обеспечивают перемещение думпкаров с грунтом по железнодорожным путям.
- Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.59 маш.-ч. Необходимы для укладки и уплотнения балласта под шпалами, обеспечивая стабильность пути.
- Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.64 маш.-ч. Применяются для уплотнения балласта под шпалами после их укладки или ремонта.
- Машины путерихтовочные: 0.5 маш.-ч. Используются для выравнивания железнодорожного пути по уровню и в плане.
- Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.65 маш.-ч. Могут быть задействованы для водоотлива при работе в обводненных грунтах или для других нужд.
Материалы:
- Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.44 м3. Используется для балластировки железнодорожных путей.
- Песок природный для строительных работ II класс, средний: 1.65 м3. Может применяться для устройства песчаной подушки, подсыпки или других вспомогательных работ.
- Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3. Используются для временных креплений, подкладок или других нужд.
- Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.038 м3. Применяется при устройстве или ремонте стрелочных переводов на железнодорожных путях.
- Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.24 шт. Используется для укладки или замены шпал на железнодорожном пути.
- Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.111 м3. Альтернатива деревянным шпалам, применяются для устройства или ремонта пути.
- Клеммы ПК: 0.002 т. Элементы рельсовых скреплений.
- Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.003 т. Предотвращает продольное перемещение рельсов.
- Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 т. (Указано 0 т, что может означать очень малый расход, который округляется до нуля, или что они учтены в составе других элементов).
- Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т. Используются для крепления клемм.
- Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 т. Применяются для соединения рельсов между собой.
- Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.001 т. Используются для крепления подкладок к деревянным шпалам.
- Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.298 шт. Соединительный элемент для рельсов.
- Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.008 т. Используются для обеспечения опоры рельса на шпалу.
- Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.003 компл. Учитывает затраты на элементы стрелочных переводов, если они требуются для организации движения на объекте.
Трудозатраты и время выполнения
Общие трудозатраты рабочих-строителей по норме ГЭСН 02-01-008-16 составляют 428.56 чел.-ч на 1000 м3 разработанного и погруженного грунта. Средний разряд работы, учтенный в норме, составляет 4.7. Это указывает на необходимость привлечения квалифицированных рабочих для выполнения данных операций. Трудозатраты включают в себя время, затрачиваемое рабочими на все операции, предусмотренные составом работ, а также на вспомогательные действия, такие как подготовка рабочего места, обслуживание оборудования и соблюдение технологических регламентов.
Требования к квалификации
Учитывая средний разряд работы 4.7, для выполнения работ по ГЭСН 02-01-008-16 требуются рабочие высокой квалификации. В частности, операторы экскаваторов и машинисты тепловозов должны иметь соответствующие допуски и опыт работы с крупногабаритной техникой и железнодорожным транспортом. Рабочие, занятые на обслуживании и ремонте железнодорожных путей, должны обладать знаниями и навыками в области путевого хозяйства. Все специалисты должны пройти необходимое обучение по технике безопасности и охране труда.
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 02-01-008-16 в сметной документации позволяет точно определить прямые затраты на выполнение работ. Это критически важно для формирования бюджета проекта и контроля за расходованием ресурсов.
Пошаговый алгоритм расчета
Для расчета затрат по норме ГЭСН 02-01-008-16 необходимо выполнить следующие шаги:
- Определение объема работ: Прежде всего, необходимо точно определить объем грунта, подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт, в кубических метрах (м3). Этот объем должен быть взят из проектной документации и соответствовать объему в плотном теле.
- Проверка категории грунта: Убедитесь, что грунт на объекте относится к 1-й категории по трудности экскавации. Классификация грунтов по категориям приведена в технических частях сборников ГЭСН, например, в ГЭСН-2001-01 "Земляные работы" (Таблица 1-1) и ГЭСН-2001-02 "Горновскрышные работы". Если категория грунта отличается, необходимо применять соответствующую норму из той же группы (например, ГЭСН 02-01-008-17 для 2-й категории грунтов).
- Пересчет объема в единицы измерения нормы: Поскольку норма приведена на 1000 м3, фактический объем работ необходимо разделить на 1000. Например, если объем составляет 50 000 м3, коэффициент применения нормы будет 50 000 / 1000 = 50.
- Расчет ресурсных показателей: Умножьте нормативные показатели расхода ресурсов (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) на полученный коэффициент. Например, для трудозатрат: 428.56 чел.-ч/1000 м3 * 50 = 21428 чел.-ч.
- Учет дополнительных условий: При необходимости применяйте поправочные коэффициенты, предусмотренные Общими положениями и Техническими частями сборников ГЭСН. Например, коэффициенты могут применяться при работе в стесненных условиях, в обводненных грунтах или при других специфических условиях производства работ.
Примеры использования
Пример 1: Расчет затрат на разработку карьера
Предположим, необходимо разработать и погрузить 25 000 м3 грунта 1-й категории в железнодорожный транспорт для строительства нового карьера. Работы выполняются экскаватором с ковшом 8 м3.
- Объем работ: 25 000 м3.
- Коэффициент применения нормы: 25 000 м3 / 1000 м3 = 25.
- Расчет трудозатрат: 428.56 чел.-ч/1000 м3 * 25 = 10714 чел.-ч.
- Расчет машино-часов экскаватора (8 м3): 2.03 маш.-ч/1000 м3 * 25 = 50.75 маш.-ч.
- Расчет машино-часов думпкаров (136 т): 48.56 маш.-ч/1000 м3 * 25 = 1214 маш.-ч.
Аналогично рассчитываются все остальные ресурсные показатели.
Пример 2: Учет перемещения железнодорожных путей
В рамках проекта по разработке грунта требуется регулярное перемещение и обслуживание временных железнодорожных путей. Норма ГЭСН 02-01-008-16 уже включает в себя затраты на "Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей". Это означает, что сметчику не нужно дополнительно включать отдельные нормы на эти работы, если они соответствуют объему и характеру, учтенным в данной ГЭСН. Однако, если объем работ по перемещению или ремонту путей значительно превышает усредненные показатели, заложенные в норме, или требует применения специализированной техники, не учтенной в составе нормы, может потребоваться дополнительное обоснование и включение отдельных расценок.
Особенности и ограничения
- Категория грунта: Норма строго привязана к 1-й категории грунтов по трудности экскавации. Если на объекте встречаются грунты более высоких категорий, необходимо применять соответствующие нормы (например, ГЭСН 02-01-008-17, ГЭСН 02-01-008-18 и т.д.) или использовать усредненные показатели, если послойная разработка невозможна. Классификация грунтов по трудности разработки является ключевым аспектом, который определяется согласно Приложению 1.1 к ГЭСН 81-02-01-2022 (Сборник 1. Земляные работы) или аналогичным таблицам в других сборниках ГЭСН.
- Тип экскаватора: Норма рассчитана на использование экскаватора с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 8 м3. Применение экскаваторов с другим типом оборудования (например, драглайн, обратная лопата) или иной вместимостью ковша требует использования других норм (например, ГЭСН 02-01-009-01 для экскаваторов с удлиненным оборудованием , или других норм из раздела 02-01-003 для драглайнов ).
- Транспорт: Норма предусматривает погрузку грунта именно в железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы). Если грунт вывозится автомобильным транспортом, следует применять другие нормы, например, из группы 02-01-008, но с погрузкой в автомобили-самосвалы (например, ГЭСН 02-01-008-01, 02-01-008-02 и т.д., которые также относятся к экскаваторам с ковшом 8 м3, но с автотранспортом).
- Условия производства работ: При работе в особых условиях (например, в условиях действующего предприятия, вблизи существующих коммуникаций, в зимнее время) могут применяться повышающие коэффициенты, которые содержатся в Общих положениях к сборникам ГЭСН.
Полезная информация
Для эффективной работы с ГЭСН 02-01-008-16 сметчикам полезно знать о типичных ошибках, практических советах и связанных нормах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение категории грунта: Одна из наиболее частых ошибок. Неверное определение категории грунта приводит к существенным искажениям в сметной стоимости. Как избежать: Всегда ссылайтесь на официальные таблицы классификации грунтов в технических частях ГЭСН (например, Таблица 1-1 ГЭСН-2001-01) и, при необходимости, проводите геологические изыскания для точного определения свойств грунта.
- Игнорирование состава работ: Некоторые сметчики могут упустить из виду, что норма включает в себя не только экскавацию и погрузку, но и "Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей". Это может привести к необоснованному включению дополнительных расценок на эти работы. Как избежать: Внимательно изучайте полный состав работ, указанный в описании нормы, чтобы избежать дублирования затрат.
- Неучет типа транспортного средства: Применение данной нормы для погрузки грунта в автомобильный транспорт вместо железнодорожного. Как избежать: Всегда проверяйте, какой тип транспортного средства указан в наименовании и описании нормы. Для автомобильного транспорта существуют отдельные нормы в той же группе.
- Ошибки в расчете объема: Неправильный пересчет объема грунта из плотного тела в разрыхленное состояние или некорректное применение единицы измерения нормы (1000 м3). Как избежать: Объемы горновскрышных работ определяются по проектным данным в плотном теле. Всегда используйте проектные объемы и корректно пересчитывайте их на единицу измерения нормы (1000 м3).
Практические советы
- Детальное изучение проектной документации: Перед применением нормы тщательно изучите проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР) для понимания всех технологических особенностей, типов грунтов и используемой техники.
- Консультации с производственниками: Обсуждайте особенности выполнения работ с инженерами и производителями работ на объекте. Их практический опыт может помочь выявить нюансы, влияющие на применение нормы.
- Использование актуальных версий ГЭСН: Регулярно проверяйте актуальность используемых сборников ГЭСН, так как нормативы могут обновляться и дополняться.
- Внимание к поправочным коэффициентам: Не забывайте применять соответствующие поправочные коэффициенты, если условия производства работ отличаются от нормативных (например, работа в стесненных условиях, в зимнее время, в обводненных грунтах).
Связанные нормы
Для комплексного подхода к сметному делу полезно знать нормы, которые могут применяться совместно или вместо ГЭСН 02-01-008-16:
- ГЭСН 02-01-008-17 – ГЭСН 02-01-008-20: Эти нормы из той же группы 02-01-008, но предназначены для разработки и погрузки грунта экскаваторами с ковшом 8 м3 в железнодорожный транспорт для грунтов 2-й, 3-й, 4-й и 5-й категорий по трудности экскавации соответственно. Применяются, когда на объекте встречаются грунты более высокой категории.
- ГЭСН 02-01-009-01 – ГЭСН 02-01-009-05: Нормы для разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами, но с удлиненным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 4 м3, для различных категорий грунтов. Применяются, если используется экскаватор с удлиненным оборудованием.
- ГЭСН 02-01-008-01 – ГЭСН 02-01-008-05: Нормы для разработки и погрузки грунта в автомобили-самосвалы экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 8 м3, для различных категорий грунтов. Применяются, если грунт вывозится автомобильным транспортом.
- ГЭСН 01-02-062-01 – ГЭСН 01-02-062-02: Нормы на разработку грунта вручную в траншеях на действующей железной дороге. Могут применяться для локальных работ или в условиях, где механизированная разработка невозможна.
Контрольные моменты
При проверке сметной документации, содержащей норму ГЭСН 02-01-008-16, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Соответствие категории грунта: Убедитесь, что категория грунта, указанная в смете, подтверждена геологическими изысканиями или проектными данными.
- Правильность объема работ: Проверьте, что объем грунта рассчитан в плотном теле и корректно переведен в единицы измерения нормы.
- Обоснованность применения поправочных коэффициентов: Если применены поправочные коэффициенты, они должны быть обоснованы ссылками на соответствующие пункты Общих положений ГЭСН и подтверждены условиями производства работ.
- Наличие всех необходимых ресурсов: Убедитесь, что в смете учтены все необходимые материалы и машино-часы, предусмотренные нормой, и отсутствуют необоснованные дополнительные затраты.
- Соответствие типа оборудования: Проверьте, что тип и вместимость ковша экскаватора, а также тип транспортного средства (железнодорожный транспорт), соответствуют условиям применения нормы.
Соблюдение этих рекомендаций поможет сметчикам избежать ошибок и обеспечить точность и достоверность сметных расчетов при работе с ГЭСН 02-01-008-16.
Ключевые моменты
-
Норма 02-01-008-16 применяется для разработки и погрузки грунта 1-й категории по трудности экскавации.
-
Работы выполняются экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 8 м3.
-
В состав работ включены экскавация грунта, погрузка в вагоны-самосвалы и обслуживание железнодорожных путей.
-
Единица измерения нормы – 1000 м3 разработанного и погруженного грунта.
-
Общие трудозатраты составляют 428.56 чел.-ч на 1000 м3 при среднем разряде 4.7.
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-008-16?
Когда применяется ГЭСН 02-01-008-16?
ГЭСН 02-01-008-16 применяется при разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт с использованием экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 8 м3, при условии, что грунт относится к 1-й категории по трудности экскавации.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены материалы, необходимые для обслуживания железнодорожных путей, такие как щебень, песок, лесоматериалы, брус для стрелочных переводов, деревянные и железобетонные шпалы, а также различные элементы рельсовых скреплений (клеммы, противоугоны, шайбы, болты, шурупы, накладки, подкладки) и стрелочные переводы.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает общие трудозатраты рабочих-строителей в размере 428.56 чел.-ч на каждые 1000 м3 разработанного и погруженного грунта. Средний разряд работы составляет 4.7.
4 Что означает "категория грунтов по трудности экскавации 1"?
Что означает "категория грунтов по трудности экскавации 1"?
"Категория грунтов по трудности экскавации 1" означает, что норма применяется для наиболее легких в разработке грунтов, таких как легкие супеси, суглинки, растительный грунт. Классификация грунтов по категориям приведена в технических частях сборников ГЭСН, например, в Таблице 1-1 ГЭСН-2001-01 "Земляные работы".
Практические советы
Всегда сверяйте категорию грунта с официальными таблицами классификации в технических частях ГЭСН и, при необходимости, с данными геологических изысканий.
Внимательно изучайте полный состав работ, предусмотренный нормой, чтобы избежать необоснованного включения дополнительных расценок.
Используйте актуальные версии сборников ГЭСН и учитывайте все применимые поправочные коэффициенты для точного расчета затрат.
Частые ошибки
Неправильное определение категории грунта, что приводит к некорректному применению нормы и искажению сметной стоимости.
Игнорирование полного состава работ, включенного в норму (например, затрат на обслуживание железнодорожных путей), что может привести к дублированию расценок.
Применение нормы для погрузки грунта в автомобильный транспорт вместо железнодорожного, для чего существуют отдельные нормы.