Введение

Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-009-01 является одним из ключевых нормативов в сфере горновскрышных и земляных работ. Она регламентирует процесс разработки и погрузки грунта в железнодорожный транспорт с использованием специализированной техники. Точное и корректное применение данной нормы критически важно для сметчиков при формировании достоверной сметной документации, особенно для проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета .

Назначение и область применения нормы

ГЭСН 02-01-009-01 предназначена для определения потребности в ресурсах (трудозатратах рабочих, времени эксплуатации строительных машин и механизмов, а также материальных ресурсах) при выполнении работ по разработке и погрузке грунта 1-й категории по трудности экскавации . Эта норма применяется, когда работы выполняются экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием типа "прямая лопата" и вместимостью ковша 4 м³, а транспортировка грунта осуществляется железнодорожным транспортом, в частности, вагонами-самосвалами (думпкарами).

Область применения нормы охватывает широкий спектр строительных проектов, где требуется перемещение значительных объемов грунта, например, при разработке карьеров, создании выемок, строительстве крупных инфраструктурных объектов, таких как железные дороги, автомагистрали, промышленные площадки, а также в горнодобывающей промышленности. Нормы ГЭСН отражают среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, технологию и организацию по видам строительных работ .

Основные характеристики

  • Код нормы: 02-01-009-01
  • Полное наименование: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша 4 м³, категория грунтов по трудности экскавации: 1 .
  • Единица измерения: 1000 м³ грунта . Это означает, что все ресурсные показатели в норме приведены на объем 1000 кубических метров разработанного и погруженного грунта.
  • Категория грунта: 1-я категория по трудности экскавации. Это важный параметр, так как для других категорий грунтов (2, 3, 4, 5) существуют аналогичные нормы в той же группе 02-01-009 (например, ГЭСН 02-01-009-02, ГЭСН 02-01-009-03 и т.д.), которые отличаются ресурсными показателями из-за разной сложности разработки . Определение категории грунта производится на основании проектных данных по материалам геологических изысканий или аналогам .
  • Тип оборудования: Экскаваторы с удлиненным рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 4 м³. Использование именно такого типа оборудования является ключевым условием для применения данной нормы.
  • Транспорт: Железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы).

Техническая информация

Для правильного применения ГЭСН 02-01-009-01 необходимо четко понимать, какие работы учтены в норме, какие ресурсы требуются и каковы трудозатраты.

Состав работ по норме

ГЭСН 02-01-009-01 включает в себя полный комплекс операций, необходимых для выполнения указанных работ. Согласно официальному описанию, состав работ включает:

  1. Экскавация грунта: Непосредственная выемка грунта из забоя экскаватором с удлиненным рабочим оборудованием "прямая лопата". Нормы на разработку грунта экскаваторами разработаны из условия работы в карьерах .
  2. Погрузка в вагоны-самосвалы: Загрузка разработанного грунта непосредственно в железнодорожные вагоны-самосвалы (думпкары).
  3. Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: В норме учтены затраты на обеспечение функционирования железнодорожных путей, используемых для транспортировки грунта. Это включает перемещение путей по мере продвижения забоя, их текущий ремонт и содержание в рабочем состоянии. В состав работ также входят планировка подошвы забоя, отвала и основания под транспортные железнодорожные пути, очистка ковшей экскаваторов, кузовов вагонов, подъездных площадок, отсыпка трассы под железнодорожные пути, устройство и содержание водоотводных канав в забое и на отвале, а также водоотлив с подошвы забоя до ближайшей водоотводной канавы .

Важно отметить, что в норме предусмотрена разработка грунтов естественной влажности. При работе с влажными и вязкими грунтами, сильно налипающими на ковш экскаватора, а также при разработке грунта тупиковым забоем, могут применяться повышающие коэффициенты согласно приложениям к сборнику ГЭСН .

Материалы и ресурсы

Для выполнения работ, учтенных в ГЭСН 02-01-009-01, требуются следующие основные материалы и ресурсы, приведенные на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта:

Машины и оборудование:

  • Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 3.44 маш.-ч
  • Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м³: 0.66 маш.-ч
  • Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 4 м³ (с удлиненным рабочим оборудованием): 3.44 маш.-ч
  • Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.49 маш.-ч
  • Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 1.08 маш.-ч
  • Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 85.51 маш.-ч
  • Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.47 маш.-ч
  • Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 7.78 маш.-ч
  • Машины для балластировки железнодорожного пути: 1.08 маш.-ч
  • Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 1.19 маш.-ч
  • Машины путерихтовочные: 0.94 маш.-ч
  • Насосы, производительность 100 м³/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 1.09 маш.-ч

Материалы:

  • Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.79 м³
  • Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2.88 м³
  • Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м³
  • Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.048 м³
  • Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 2.16 шт
  • Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.2 м³
  • Клеммы ПК: 0.002 т
  • Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.004 т
  • Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0.001 т
  • Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т
  • Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.002 т
  • Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.002 т
  • Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.418 шт
  • Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.01 т
  • Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.004 компл

Трудозатраты:

  • Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0.97 ч

Трудозатраты и время выполнения

Основным показателем трудозатрат в ГЭСН 02-01-009-01 являются затраты труда рабочих-строителей. Для данной нормы они составляют 70.56 чел.-ч на 1000 м³ разработанного и погруженного грунта при среднем разряде работы 4.7 . Эти трудозатраты включают в себя все необходимые операции, выполняемые рабочими, не учтенные машинами, а также вспомогательные работы, обеспечивающие бесперебойное функционирование процесса.

Время выполнения работ напрямую зависит от объема грунта, который необходимо разработать и погрузить, а также от эффективности работы машин и организации труда. Нормативные показатели позволяют рассчитать необходимое машинное время для каждого типа оборудования, что в совокупности определяет общую продолжительность выполнения работ.

Требования к квалификации

Высокий средний разряд работы (4.7) указывает на то, что для выполнения работ по данной норме требуются квалифицированные специалисты. Это включает машинистов экскаваторов, бульдозеров, тепловозов, кранов, а также рабочих, занятых на обслуживании железнодорожных путей и вспомогательных операциях. Квалификация персонала напрямую влияет на безопасность, качество и скорость выполнения работ.

Практическое применение

Правильное применение ГЭСН 02-01-009-01 в сметной документации требует понимания алгоритма расчета и учета особенностей проекта.

Пошаговый алгоритм расчета

Для расчета сметной стоимости работ по ГЭСН 02-01-009-01 необходимо выполнить следующие шаги:

  1. Определение объема работ: Исходя из проектной документации, определить общий объем грунта (в м³), подлежащего разработке и погрузке в железнодорожный транспорт. Этот объем является основным измерителем для применения нормы . Объемы горновскрышных работ определяются по проектным данным в плотном теле .
  2. Выбор нормы: Убедиться, что условия выполнения работ соответствуют ГЭСН 02-01-009-01: экскаватор с удлиненным рабочим оборудованием "прямая лопата", вместимость ковша 4 м³, грунт 1-й категории, погрузка в железнодорожный транспорт. Если категория грунта отличается, следует применять соответствующие нормы из той же группы 02-01-009 (например, ГЭСН 02-01-009-02 для 2-й категории грунта и т.д.) .
  3. Расчет ресурсных показателей: Умножить нормативные показатели расхода ресурсов (трудозатраты, машино-часы, расход материалов) на фактический объем работ, деленный на единицу измерения нормы (1000 м³). Например, если объем работ составляет 5000 м³, то коэффициент применения нормы будет 5000 / 1000 = 5.
  • Пример: Трудозатраты рабочих-строителей = 70.56 чел.-ч/1000 м³ * (Объем работ в м³ / 1000).
  1. Определение текущей стоимости ресурсов: Полученные ресурсные показатели умножаются на текущие цены соответствующих ресурсов (стоимость человеко-часа, машино-часа, стоимость материалов). Важно использовать актуальные индексы пересчета в текущие цены, так как ГЭСН содержат прямые затраты на период 2000 года (или других базовых лет) .
  2. Учет накладных расходов и сметной прибыли: К прямым затратам (оплата труда рабочих, эксплуатация машин, стоимость материалов) добавляются накладные расходы и сметная прибыль в соответствии с действующими методическими указаниями по определению сметной стоимости строительства.
  3. Применение поправочных коэффициентов: Учесть возможные поправочные коэффициенты, если условия производства работ отличаются от нормативных. Например, коэффициенты могут применяться при разработке влажных и вязких грунтов, сильно налипающих на ковш экскаватора, или при работе тупиковым забоем . Также могут быть коэффициенты, учитывающие стесненные условия или другие усложняющие факторы.

Примеры использования

Пример 1: Разработка карьера

Предположим, необходимо разработать 150 000 м³ грунта 1-й категории в карьере с последующей погрузкой в железнодорожный транспорт. Для этого используются экскаваторы с прямой лопатой 4 м³. Применяем ГЭСН 02-01-009-01.

  • Коэффициент применения: 150 000 м³ / 1000 м³ = 150.
  • Трудозатраты рабочих: 70.56 чел.-ч * 150 = 10 584 чел.-ч.
  • Машино-часы экскаватора (4 м³): 3.44 маш.-ч * 150 = 516 маш.-ч.
  • Машино-часы думпкаров: 85.51 маш.-ч * 150 = 12 826.5 маш.-ч.

Далее эти ресурсные показатели умножаются на текущие стоимости и учитываются накладные расходы и сметная прибыль.

Пример 2: Учет дополнительных работ

Если в рамках проекта по разработке грунта требуется также устройство временных дорог для подъезда техники, не учтенных в данной норме, или проведение водоотливных работ из котлована площадью более 30 м², то эти работы должны быть расценены по отдельным ГЭСН. Например, для водоотлива из больших котлованов сметные нормы составляются на основании проектных данных о силе притока воды и применяемых водоотливных средствах .

Особенности и ограничения

  • Категория грунта: Строгое соответствие категории грунта (1-я категория) является ключевым. Ошибочное определение категории грунта приведет к некорректным расчетам. Для других категорий грунтов используются аналогичные нормы в той же группе 02-01-009 .
  • Тип и вместимость оборудования: Норма четко привязана к экскаваторам с удлиненным рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 4 м³. Использование другого типа или вместимости ковша потребует применения других норм (например, ГЭСН 02-01-010-07 для экскаваторов-драглайнов с ковшом 10 м³) .
  • Вид транспорта: Норма применима только для погрузки грунта в железнодорожный транспорт. Если грунт вывозится автомобильным транспортом, следует использовать другие нормы (например, из подраздела 1.2 Сборника 01 ГЭСН-2022 "Земляные работы" - "Разработка грунта экскаваторами с погрузкой на автомобили-самосвалы") .
  • Условия работы: Нормы разработаны исходя из определенных условий производства работ (например, разработка в карьерах) . При наличии усложняющих факторов (влажные, вязкие грунты, тупиковые забои, стесненные условия) необходимо применять соответствующие поправочные коэффициенты, предусмотренные технической частью сборника ГЭСН .
  • Потери грунта: При транспортировке грунта могут возникать потери. Например, при автомобильной транспортировке на расстояние до 1 км потери могут составлять 3% . Для железнодорожного транспорта эти показатели также должны быть учтены при необходимости.

Полезная информация

Для эффективной работы с ГЭСН 02-01-009-01 сметчикам полезно знать о типичных ошибках, практических советах и связанных нормах.

Типичные ошибки и как их избежать

  1. Неправильное определение категории грунта: Одна из самых распространенных ошибок. Категория грунта по трудности экскавации (1-я, 2-я, 3-я и т.д.) существенно влияет на трудозатраты и машинное время. Всегда основывайтесь на данных инженерно-геологических изысканий, а при их отсутствии — на аналогах и опыте . Использование неверной категории приведет к завышению или занижению сметной стоимости. Избежать этого поможет тщательное изучение геологических отчетов и, при необходимости, консультации со специалистами-геологами.
  2. Игнорирование состава работ: Неполное понимание того, какие операции включены в норму, может привести к двойному учету или, наоборот, к пропуску необходимых затрат. Например, в ГЭСН 02-01-009-01 уже учтены перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей, а также водоотлив с подошвы забоя до ближайшей водоотводной канавы . Дополнительное начисление этих работ будет ошибкой.
  3. Неучет поправочных коэффициентов: Отсутствие учета специфических условий работы (влажные грунты, тупиковые забои, стесненность) ведет к искажению сметной стоимости. Всегда изучайте техническую часть сборника ГЭСН 2 "Горновскрышные работы" и приложения к нему, где приведены все необходимые коэффициенты .
  4. Применение устаревших цен или индексов: ГЭСН отражают ресурсные показатели в базовых ценах. Для перевода в текущие цены необходимо использовать актуальные индексы пересчета, утверждаемые Минстроем России или региональными органами ценообразования . Использование устаревших индексов приведет к значительным отклонениям в стоимости.
  5. Неправильный выбор типа оборудования или транспорта: Если по проекту используется другой тип экскаватора (например, драглайн) или другой вид транспорта (автосамосвалы), применение ГЭСН 02-01-009-01 будет некорректным. Всегда сверяйтесь с проектными решениями и подбирайте норму, максимально соответствующую технологии производства работ.

Практические советы

  • Всегда проверяйте исходные данные: Перед началом расчета убедитесь в актуальности и полноте проектной документации, данных геологических изысканий и технических условий.
  • Используйте официальные сборники ГЭСН: Работайте только с актуальными редакциями сборников ГЭСН, утвержденными Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Информация об изменениях публикуется в "Вестнике ценообразования и сметного нормирования" .
  • Внимательно читайте технические части сборников: Технические части содержат общие положения, правила применения норм, а также перечни работ, учтенных и не учтенных нормами, и необходимые поправочные коэффициенты. Это поможет избежать ошибок и учесть все нюансы .
  • Разделяйте работы: Если в рамках одного проекта выполняются работы, которые не полностью покрываются одной нормой, разбивайте их на отдельные виды и расценивайте по соответствующим ГЭСН. Например, если требуется дополнительная транспортировка грунта на большие расстояния, это может быть учтено отдельной нормой.
  • Консультируйтесь с экспертами: В сложных или нестандартных ситуациях не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или специалистам по ценообразованию в строительстве.

Связанные нормы

ГЭСН 02-01-009-01 является частью обширной системы сметных нормативов. К ней могут быть применимы или связаны следующие нормы:

  • Нормы той же группы для других категорий грунтов:
  • ГЭСН 02-01-009-02: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с удлиненным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша 4 м³, категория грунтов по трудности экскавации: 2 .
  • ГЭСН 02-01-009-03: Аналогично, для 3-й категории грунта .
  • ГЭСН 02-01-009-04: Аналогично, для 4-й категории грунта .
  • ГЭСН 02-01-009-05: Аналогично, для 5-й категории грунта .
  • Нормы на разработку грунта другими типами экскаваторов или оборудования:
  • ГЭСН 02-01-010-07: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с рабочим оборудованием "драглайн", вместимость ковша 10 м³, категория грунтов 3 . Это пример нормы для другого типа экскаватора.
  • ГЭСН 01-01-009-01 (и другие из группы 01-01-009): Нормы на разработку грунта экскаваторами в котлованах и траншеях, которые могут быть применены в зависимости от условий .
  • Нормы на транспортировку грунта: Если дальность транспортировки превышает учтенную в норме, или используется другой вид транспорта (например, автомобильный), применяются отдельные нормы на перевозку грунта (например, из сборника ГЭСН 01 "Земляные работы", раздел 2 "Транспортировка грунта") .
  • Нормы на сопутствующие работы: Например, нормы на водоотливные работы (ГЭСН 01-02-068 для водоотлива из котлованов до 30 м² и траншей до 2 м) , планировку площадей бульдозерами (ГЭСН 01-01-036) , или рыхление грунта бульдозерами-рыхлителями (ГЭСН 01-02-032) .

Контрольные моменты

При проверке смет, составленных с применением ГЭСН 02-01-009-01, следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Соответствие проектным данным: Убедиться, что выбранная норма соответствует проектным решениям по типу экскаватора, его вместимости, категории грунта и способу транспортировки.
  • Объем работ: Проверить правильность определения объема грунта по проектным данным.
  • Применение коэффициентов: Удостовериться, что все необходимые поправочные коэффициенты учтены или, наоборот, не применены без оснований.
  • Актуальность цен: Проверить, что для пересчета ресурсных показателей в текущие цены использованы актуальные индексы.
  • Исключение двойного учета: Убедиться, что работы, включенные в состав ГЭСН 02-01-009-01, не расценены дополнительно по другим нормам.

Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам эффективно и точно применять ГЭСН 02-01-009-01 в своей работе, обеспечивая достоверность сметных расчетов и минимизируя риски возникновения ошибок.