{
"title": "ГЭСН 02-01-008-11: Разработка и погрузка грунта в ЖД транспорт",
"metaTitle": "ГЭСН 02-01-008-11: Применение, состав работ, ресурсы, расчет",
"metaDescription": "Подробное руководство по ГЭСН 02-01-008-11 для сметчиков: состав работ, материалы, машины, трудозатраты, алгоритм расчета, типичные ошибки и полезные советы. Категория грунта 1.",
"slug": "gesn-02-01-008-11",
"excerpt": "Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-008-11 является ключевым документом для сметчиков, регламентирующим затраты ресурсов при разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт. Эта норма применяется для экскаваторов с прямой лопатой, вместимостью ковша 10 м³, работающих с грунтами 1-й категории по трудности экскавации. В статье подробно рассмотрены состав работ, необходимые материалы и механизмы, трудозатраты, а также пошаговый алгоритм расчета. Особое внимание уделено особенностям применения нормы, типичным ошибкам и способам их предотвращения. Информация основана на официальных источниках и практических рекомендациях, что делает ее незаменимым инструментом для точного и достоверного сметного ценообразования в строительстве.",
"content": "## ГЭСН 02-01-008-11: Детальное руководство по применению нормы для сметчиков\n\n### Введение\n\nГосударственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-008-11 является одним из ключевых нормативов в системе ценообразования строительства Российской Федерации. Она регламентирует затраты ресурсов, необходимых для выполнения работ по разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт. Данная норма применяется при использовании экскаваторов с нормальным рабочим оборудованием типа «прямая лопата» и вместимостью ковша 10 м³, при работе с грунтами 1-й категории по трудности экскавации. \n\nГЭСН предназначены для определения потребности в трудовых ресурсах (затрат труда рабочих-строителей, машинистов), времени эксплуатации строительных машин и механизмов, а также в материальных ресурсах. Они служат исходными данными для разработки единичных расценок федерального (ФЕР), территориального (ТЕР) и отраслевого (ОЕР) уровней, а также для составления сметных расчетов ресурсным и ресурсно-индексным методами. \n\nПрименение ГЭСН 02-01-008-11 является обязательным для всех предприятий и организаций, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств федерального бюджета. Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств, ГЭСН носят рекомендательный характер. Правильное и точное применение этой нормы критически важно для формирования достоверной сметной стоимости и эффективного планирования строительных работ.\n\n### Техническая информация\n\n#### Состав работ по норме\n\nНорма ГЭСН 02-01-008-11 охватывает полный комплекс технологических операций, необходимых для выполнения задачи по разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт. В состав работ включены следующие основные процессы: \n\n1. **Экскавация грунта.** Этот этап включает непосредственную выемку грунта из массива с использованием одноковшового экскаватора с прямой лопатой. Экскавация производится в карьере или выемке. При этом учитываются вспомогательные работы, связанные с перемещением экскаватора из забоя в забой. \n2. **Погрузка в вагоны-самосвалы (думпкары).** Разработанный грунт немедленно загружается в железнодорожный подвижной состав – думпкары. Этот процесс требует синхронизации работы экскаватора и железнодорожного транспорта для обеспечения непрерывности и эффективности. Технология предусматривает очистку бортов думпкаров от грунта перед выездом поезда с перегона. \n3. **Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей.** Этот пункт является одной из ключевых особенностей данной нормы и отличает ее от норм, предусматривающих погрузку в автомобильный транспорт. Он включает в себя все необходимые работы по обеспечению бесперебойного функционирования железнодорожных путей в зоне производства работ. Это может быть как временное путевое развитие, так и существующие пути, требующие обслуживания. Работы включают:\n * **Перемещение путей:** По мере продвижения экскавации и разработки грунта, железнодорожные пути могут требовать периодического перемещения для обеспечения доступа экскаватора и эффективной погрузки.\n * **Ремонт путей:** Текущий ремонт, устранение деформаций, замена поврежденных элементов (шпал, рельсов, скреплений) для поддержания безопасного движения думпкаров.\n * **Содержание путей:** Поддержание путей в рабочем состоянии, включая балластировку, подбивку шпал, очистку от просыпавшегося грунта. \nЭти работы обеспечивают логистику вывоза грунта и являются неотъемлемой частью технологического процесса. \n\n#### Материалы и ресурсы\n\nДля выполнения работ, предусмотренных ГЭСН 02-01-008-11, нормой учтены следующие основные группы ресурсов:\n\n**Машины и механизмы:**\n* **Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 10 м³ (1.72 маш.-ч):** Основная землеройная машина, выполняющая экскавацию и погрузку. Выбор электрического экскаватора часто обусловлен объемом работ и наличием электроснабжения на объекте. \n* **Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т (48.47 маш.-ч):** Специализированный железнодорожный подвижной состав для транспортировки больших объемов грунта. \n* **Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.) (4.4 маш.-ч):** Используются для перемещения думпкаров по железнодорожным путям, обеспечивая подачу порожних вагонов под погрузку и вывоз груженых. \n* **Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.) (1.72 маш.-ч):** Применяются для вспомогательных работ, таких как планировка площадки, расчистка забоя, разравнивание грунта в отвалах или на насыпях, а также для обслуживания железнодорожных путей. \n* **Машины путерихтовочные (0.43 маш.-ч):** Специализированная путевая техника для выправки железнодорожного пути по уровню и в плане, что критически важно для безопасности движения. \n* **Машины для балластировки железнодорожного пути (0.51 маш.-ч):** Используются для укладки, распределения и планировки балластного слоя под шпалами. \n* **Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками (0.54 маш.-ч):** Применяются для уплотнения балласта под шпалами, обеспечивая их стабильное положение и равномерное распределение нагрузки. \n* **Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т (0.53 маш.-ч):** Могут использоваться для монтажа и демонтажа элементов верхнего строения пути, перемещения тяжелых грузов в зоне работ. \n* **Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т (0.28 маш.-ч):** Вспомогательный железнодорожный транспорт для доставки материалов, инструмента, оборудования и выполнения легких грузоподъемных операций на путях. \n* **Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м³ (0.42 маш.-ч):** Могут применяться для локальных земляных работ, очистки, формирования откосов, где использование основного экскаватора нецелесообразно. \n* **Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм (0.5 маш.-ч):** Могут быть задействованы для бурения скважин под опоры, столбы или другие вспомогательные конструкции, связанные с обустройством территории или путей. \n* **Насосы, производительность 100 м³/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт (0.55 маш.-ч):** Предусмотрены для водоотлива в случае необходимости осушения зоны разработки грунта, что особенно актуально при работе с грунтами, насыщенными водой. \n\n**Материальные ресурсы:**\n* **Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм (0.35 м³):** Основной материал для балластного слоя железнодорожного пути, обеспечивающий дренаж и распределение нагрузки. \n* **Песок природный для строительных работ II класс, средний (2.47 м³):** Используется для устройства песчаной подушки, выравнивающих слоев или в качестве компонента для приготовления смесей. \n* **Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I (1.85 шт):** Основной элемент верхнего строения пути, на который крепятся рельсы. \n* **Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50 (0.77 ч):** Металлические балки, по которым движется железнодорожный подвижной состав. Норма учитывает их расход, вероятно, для ремонта или перемещения путей. \n* **Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50 (0.298 шт):** Используется для стыкового соединения рельсов. \n* **Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50 (0.008 т):** Элементы, устанавливаемые между рельсом и шпалой для обеспечения необходимого угла наклона рельса и передачи нагрузки. \n* **Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50 (0.003 т):** Устройство, предотвращающее продольное перемещение рельсов под воздействием температурных изменений и динамических нагрузок. \n* **Болты клеммные, путевые, шурупы путевые, клеммы ПК (0.001-0.002 т):** Различные виды крепежных элементов, используемых для сборки рельсошпальной решетки и обеспечения надежности пути. \n* **Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог (0.089 м³):** Альтернативный тип шпал, обладающий высокой прочностью и долговечностью. \n* **Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов (0.037 м³):** Специальный брус, используемый при устройстве стрелочных переводов, обеспечивающий их стабильность и функциональность. \n* **Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные (0.001 м³):** Могут использоваться для временных подкладок, креплений, ограждений или других вспомогательных нужд. \n* **Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00 (0.003 компл):** Комплект элементов, позволяющий железнодорожному составу переходить с одного пути на другой. Его наличие в норме указывает на возможность работ, связанных с изменением путевого развития. \n\n#### Трудозатраты и время выполнения\n\nНорма ГЭСН 02-01-008-11 устанавливает следующие трудозатраты для выполнения всего комплекса работ:\n* **Затраты труда рабочих-строителей:** 52.75 чел.-ч на каждые 1000 м³ разработанного и погруженного грунта. \n* **Средний разряд работы:** 4,7. \n\nПоказатель «чел.-ч» (человеко-часы) отражает суммарное время, которое рабочие должны затратить на выполнение всех операций, предусмотренных нормой. Средний разряд 4,7 свидетельствует о том, что для выполнения данных работ требуется персонал высокой квалификации, способный работать со сложной техникой и выполнять специализированные железнодорожные работы.\n\n#### Требования к квалификации\n\nВысокий средний разряд (4,7) для рабочих-строителей, заложенный в норме, подразумевает наличие у персонала соответствующих компетенций. Это включает:\n* **Операторы экскаваторов:** Должны иметь опыт работы с тяжелыми одноковшовыми экскаваторами, знание правил разработки грунта и техники безопасности.\n* **Машинисты железнодорожного транспорта:** Квалифицированные машинисты тепловозов и операторы путевых машин, способные управлять специализированной железнодорожной техникой.\n* **Путейцы:** Специалисты по ремонту и содержанию железнодорожных путей, обладающие знаниями в области укладки рельсошпальной решетки, балластировки, подбивки шпал и работы с путевыми механизмами.\n* **Вспомогательный персонал:** Рабочие, выполняющие ручные операции, связанные с очисткой, креплением, подготовкой материалов.\n\nВсе работы должны выполняться с соблюдением требований техники безопасности и производственных инструкций.\n\n#### Определение категории грунта\n\nКорректное определение категории грунта является фундаментальным условием для правильного применения ГЭСН 02-01-008-11. Данная норма применима исключительно для **грунтов 1-й категории по трудности экскавации**. \n\nКлассификация грунтов по трудности разработки производится в соответствии со Строительными нормами и правилами РФ (СНиП IV-2-82) и Едиными нормами и расценками (ЕНиР) на земляные работы. К 1-й категории относятся грунты, которые легко разрабатываются механизированным способом без предварительного рыхления. Это, как правило, рыхлые, несвязные или слабосвязные грунты с низкой плотностью. \n\nТипичные представители 1-й категории грунтов:\n* **Пески** (кроме плывунов) – сыпучая смесь зерен кварца и других минералов. \n* **Супеси** – пески с небольшой примесью глины (до 10%). \n* **Легкие суглинки** – пески, содержащие 10-30% глины. \n* **Торф и растительный слой** – верхний плодородный слой почвы, а также органические отложения. \n* **Рыхлый лёсс** – пылеватые грунты, которые при наличии воды могут терять устойчивость. \n* **Ил влажный и иловатые грунты**. \n\nПлотность грунтов 1-й категории в естественном залегании обычно составляет от 600 до 1600 кг/м³. Определение категории грунта должно основываться на данных инженерно-геологических изысканий, которые являются частью проектной документации. \n\n### Практическое применение\n\n#### Пошаговый алгоритм расчета\n\nДля точного расчета сметной стоимости работ по ГЭСН 02-01-008-11 сметчику необходимо выполнить следующие шаги:\n\n1. **Изучение проектной документации:** Внимательно ознакомьтесь с разделом проекта, касающимся земляных работ. Определите проектный объем грунта, подлежащего разработке и погрузке. **Критически важно, чтобы объем грунта был определен в плотном теле**, то есть в его естественном залегании, до начала разработки. \n2. **Подтверждение категории грунта:** На основании инженерно-геологических изысканий, приложенных к проекту, убедитесь, что грунт на участке относится к 1-й категории по трудности экскавации. Если категория грунта отличается, необходимо применять другую соответствующую норму.\n3. **Проверка соответствия оборудования и транспорта:** Удостоверьтесь, что проектом производства работ (ППР) или технологической картой предусмотрено использование экскаватора с прямой лопатой вместимостью ковша 10 м³ и погрузка осуществляется именно в железнодорожный транспорт (думпкары). Отклонения от этих условий требуют применения других норм.\n4. **Определение количества единиц измерения нормы:** Разделите общий объем грунта (в м³) на единицу измерения нормы (1000 м³). Например, если объем 25 000 м³, то количество единиц измерения составит 25.\n5. **Расчет ресурсных показателей:** Умножьте полученное количество единиц измерения на нормативные показатели расхода каждого ресурса (трудозатраты, машино-часы, расход материалов), указанные в ГЭСН 02-01-008-11.\n * *Пример:* Для 25 единиц измерения трудозатраты составят 25 * 52.75 чел.-ч = 1318.75 чел.-ч.\n6. **Применение текущих сметных цен:** Полученные ресурсные показатели умножьте на актуальные сметные цены на ресурсы. Эти цены формируются на основе данных о стоимости труда, эксплуатации машин и стоимости материалов в текущем уровне цен.\n7. **Применение индексов пересчета:** Для перевода сметной стоимости из базисного уровня цен (в котором разработаны ГЭСН) в текущий уровень цен необходимо применить соответствующие индексы пересчета, утверждаемые уполномоченными органами. \n8. **Формирование сметы:** На основе всех расчетов составляется локальная ресурсная ведомость, а затем локальная смета, которая является основным документом для определения прямых затрат.\n\n#### Примеры использования\n\n**Пример 1: Разработка карьера для балластного слоя железнодорожного пути**\n\nНеобходимо разработать карьер объемом 30 000 м³ (в плотном теле) для добычи песка (1-я категория грунта) с последующей погрузкой в думпкары для транспортировки на объект строительства железнодорожного пути. Работы выполняются экскаватором с ковшом 10 м³.\n\n* **Объем работ по норме:** 30 000 м³ / 1000 м³ = 30 единиц измерения.\n* **Расчет трудозатрат рабочих-строителей:** 30 * 52.75 чел.-ч = 1582.5 чел.-ч.\n* **Расчет машино-часов экскаватора:** 30 * 1.72 маш.-ч = 51.6 маш.-ч.\n* **Расчет машино-часов думпкаров:** 30 * 48.47 маш.-ч = 1454.1 маш.-ч.\n* **Расчет расхода щебня (для ремонта путей):** 30 * 0.35 м³ = 10.5 м³.\n* Далее все эти ресурсные показатели умножаются на текущие сметные цены и индексы для получения стоимостных показателей.\n\n**Пример 2: Устройство выемки для прокладки нового железнодорожного пути**\n\nТребуется устройство выемки объемом 12 500 м³ (в плотном теле) для прокладки нового железнодорожного пути. Грунт – суглинок легкий (1-я категория). Разработка осуществляется экскаватором с ковшом 10 м³ с погрузкой в думпкары для вывоза на отвал.\n\n* **Объем работ по норме:** 12 500 м³ / 1000 м³ = 12.5 единиц измерения.\n* Все ресурсные показатели, указанные в ГЭСН 02-01-008-11, умножаются на 12.5.\n\n#### Особенности и ограничения\n\n* **Строгое соответствие типу оборудования:** Норма 02-01-008-11 жестко привязана к использованию экскаваторов с прямой лопатой и вместимостью ковша 10 м³. Применение экскаваторов с другой вместимостью ковша (например, 8 м³ или 12.5 м³) потребует использования других поднорм в рамках таблицы 02-01-008 или других таблиц сборника ГЭСН 02 «Горновскрышные работы». \n* **Категория грунта – определяющий фактор:** Норма применима только для грунтов 1-й категории. Для грунтов более высоких категорий (2-й, 3-й, 4-й, 5-й) существуют отдельные поднормы в той же таблице 02-01-008 (например, ГЭСН 02-01-008-12 для 2-й категории). Неправильное определение категории грунта – частая ошибка, ведущая к искажению сметы.\n* **Вид транспортировки:** Норма однозначно указывает на погрузку в **железнодорожный транспорт** (вагоны-самосвалы). Если проектом предусмотрена погрузка в автомобили-самосвалы, следует применять другие нормы, например, из сборника ГЭСН 02, но с соответствующим составом работ, или из сборника ГЭСН 2001-01 «Земляные работы». \n* **Учет водоотлива:** В ГЭСН сборников 01 и 02 учтена разработка грунтов естественной влажности. Если работы ведутся в мокрых грунтах или при наличии грунтовых вод, требующих водоотлива, затраты на водоотливные работы должны определяться дополнительно по соответствующим нормам (например, из таблицы 01-02-068 сборника ГЭСН 01) или с применением поправочных коэффициентов, если это предусмотрено технической частью сборника. \n* **Перебазировка машин:** Затраты на перебазировку путевых машин (например, тепловозов, путерихтовочных машин) от места приписки до места временной стоянки, а также с одного участка строительства на другой в пределах одной железной дороги, учтены в сметных ценах на эксплуатацию этих машин и дополнительно не нормируются. \n* **Объемы работ:** Объемы горновскрышных работ, к которым относится данная норма, определяются по проектным данным в плотном теле грунта. \n\n### Полезная информация\n\n#### Типичные ошибки и как их избежать\n\n1. **Неверная идентификация категории грунта:** Самая частая и критичная ошибка. Применение нормы для 1-й категории грунта к более плотным и сложным грунтам (например, глине, суглинку тяжелому, гравию) приведет к значительному занижению трудозатрат и машино-часов, что повлечет за собой недостоверную сметную стоимость. \n * **Как избежать:** Всегда требуйте и используйте актуальные данные инженерно-геологических изысканий. При отсутствии таких данных, настаивайте на их получении или применяйте нормы для более высокой категории грунта с соответствующим обоснованием.\n2. **Недооценка или игнорирование работ по железнодорожным путям:** Многие сметчики, не имеющие опыта в железнодорожном строительстве, могут упустить из виду или недооценить объем и сложность работ, связанных с перемещением, ремонтом и содержанием железнодорожных путей, которые включены в состав данной нормы. \n * **Как избежать:** Внимательно читайте и анализируйте полный состав работ, указанный в ГЭСН. Учитывайте, что эти работы требуют специализированной техники и квалифицированного персонала.\n3. **Ошибки в определении объема грунта:** Расчет объемов грунта в разрыхленном состоянии (после экскавации) вместо плотного тела (в естественном залегании) приведет к завышению сметной стоимости, так как все ГЭСН на земляные работы рассчитаны на объем в плотном теле. \n * **Как избежать:** Всегда используйте проектные объемы, которые по умолчанию должны быть представлены в плотном теле. Коэффициенты разрыхления применяются для расчета объема вывозимого грунта, но не для
02-01-008-11 Черновик
5 минут
Средний
ГЭСН 02-01-008-11: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1
Подробная информация о строительной норме 02-01-008-11
Теги: ГЭСН 02-01-008 GESN
Создано:
Обновлено:
Норма 02-01-008-11
02-01-008Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша: → 10 м3, категория грунтов по трудности экскавации 1
Подробное описание
Группа: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с нормальным рабочим оборудованием прямая лопата, вместимость ковша:
Состав работ: Экскавация грунта.; Погрузка в вагоны-самосвалы.; Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей.
Обоснование: НР: Пр/812-002.0, СП: Пр/774-002.0
Быстрая информация
Материалы
| Наименование | Ед. изм. | Количество |
|---|---|---|
| Машины путерихтовочные | 0.43 | |
| Средний разряд работы 4,7 | 52.75 | |
| Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.) | 1.72 | |
| Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3 | 0.42 | |
| Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 10 м3 | 1.72 | |
| Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм | 0.5 | |
| Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т | 0.53 | |
| Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т | 48.47 | |
| Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т | 0.28 | |
| Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.) | 4.4 | |
| Машины для балластировки железнодорожного пути | 0.51 | |
| Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками | 0.54 | |
| Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт | 0.55 | |
| Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм | м3 | 0.35 |
| Песок природный для строительных работ II класс, средний | м3 | 2.47 |
| Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III | м3 | 0.001 |
| Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов | м3 | 0.037 |
| Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I | шт | 1.85 |
| Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог | м3 | 0.089 |
| Клеммы ПК | т | 0.002 |
| Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50 | т | 0.003 |
| Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24 | т | 0 |
| Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22 | т | 0.001 |
| Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм | т | 0.001 |
| Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм | т | 0.001 |
| Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50 | шт | 0.298 |
| Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50 | т | 0.008 |
| Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00 | компл | 0.003 |
Трудозатраты
| Категория работников | Трудочасы |
|---|---|
| Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50 | 0.77 |
Технические характеристики
- Единица измерения
- 1000 м3
- Категория
- 02-01-008
- Тип работ
- GESN
- Материалы
- Не указано