Введение
Государственная элементная сметная норма (ГЭСН) 02-01-008-06 является одним из важнейших нормативов в сфере ценообразования в строительстве, регламентирующим затраты на выполнение горновскрышных работ. Эта норма включена в Сборник 2 "Горновскрышные работы" ГЭСН-2001 и предназначена для определения потребности в ресурсах при разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт.
Назначение и область применения нормы
ГЭСН 02-01-008-06 применяется для расчета сметной стоимости работ по разработке и погрузке грунта 1-й категории по трудности экскавации в железнодорожный транспорт. Данная норма актуальна для объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета. Для строек, финансируемых за счет собственных средств, ГЭСН носят рекомендательный характер.
Основные характеристики
Ключевыми параметрами, определяющими применение данной нормы, являются:
- Тип экскаватора: Одноковшовый экскаватор с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата".
- Вместимость ковша: 12,5 м3.
- Категория грунта: 1-я категория по трудности экскавации. Это означает, что норма применяется для легких в разработке грунтов, таких как пески, супеси, легкие суглинки.
- Вид транспорта: Железнодорожный транспорт (вагоны-самосвалы, или думпкары).
- Единица измерения: 1000 м3 разработанного и погруженного грунта.
Обоснованием для применения данной нормы служат Приказ Минстроя России от 21.12.2020 № 812/пр "Об утверждении Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов при определении сметной стоимости строительства..." и Приказ Минстроя России от 11.12.2020 № 774/пр "Об утверждении Методики по разработке и применению нормативов сметной прибыли при определении сметной стоимости строительства...".
Техническая информация
Понимание состава работ, необходимых материалов, ресурсов и трудозатрат является основой для корректного применения ГЭСН 02-01-008-06 в сметной документации.
Состав работ по норме
Норма ГЭСН 02-01-008-06 учитывает полный комплекс операций, необходимых для выполнения работ по разработке и погрузке грунта в железнодорожный транспорт. Согласно официальному описанию, состав работ включает:
- Экскавация грунта: Непосредственно процесс выемки грунта экскаватором из забоя. Это включает маневрирование экскаватора, наполнение ковша, поворот и выгрузку.
- Погрузка в вагоны-самосвалы: Перемещение разработанного грунта из ковша экскаватора непосредственно в железнодорожные вагоны-самосвалы (думпкары).
- Перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей: Данный пункт включает в себя все сопутствующие работы по обеспечению функционирования железнодорожных путей в зоне производства работ. Это может быть связано с переукладкой путей по мере продвижения забоя, их текущим ремонтом для поддержания работоспособности и безопасного движения думпкаров, а также общим содержанием, включая балластировку и подбивку шпал.
Важно отметить, что норма учитывает комплекс работ, и разделение их на отдельные операции для дополнительного нормирования, как правило, не требуется, если иное не оговорено в технических частях сборников ГЭСН или проектной документации.
Материалы и ресурсы
Для выполнения работ, предусмотренных ГЭСН 02-01-008-06, требуются следующие основные материалы и ресурсы. Их расход приведен на 1000 м3 разработанного и погруженного грунта:
Машины и механизмы:
Бульдозеры, мощность 96 кВт (130 л.с.): 1.54 маш.-ч
Экскаваторы одноковшовые дизельные на гусеничном ходу, объем ковша 0,4 м3: 0.44 маш.-ч
Экскаваторы одноковшовые электрические на гусеничном ходу, емкость ковша 12,5 м3: 1.54 маш.-ч
Машины бурильно-крановые на базе трактора на гусеничном ходу мощностью 93 кВт (126 л.с.), глубина бурения до 5 м, диаметр скважин до 800 мм: 0.59 маш.-ч
Краны на железнодорожном ходу, грузоподъемность 25 т: 0.53 маш.-ч
Вагоны-самосвалы (думпкары), грузоподъемность 136 т: 45.13 маш.-ч
Дрезины широкой колеи грузовые крановые универсальные, грузоподъемность крановой установки 3,5 т: 0.28 маш.-ч
Тепловозы широкой колеи маневровые, мощность 550 кВт (750 л.с.): 4.11 маш.-ч
Машины для балластировки железнодорожного пути: 0.51 маш.-ч
Машины для подбивки шпал с пневматическими подбойками: 0.54 маш.-ч
Машины путерихтовочные: 0.43 маш.-ч
Насосы, производительность 100 м3/ч, напор 30 м, мощность 11 кВт: 0.5 маш.-ч
Материалы:
Щебень из плотных горных пород для строительных работ М 800, фракция 40-80(70) мм: 0.35 м3
Песок природный для строительных работ II класс, средний: 2.47 м3
Лесоматериалы круглые лиственных пород неокоренные, длина 3-6,5 м, диаметр 14-24 см, сорт II-III: 0.001 м3
Брус из древесины лиственных пород, пропитанный, для стрелочных переводов: 0.036 м3
Шпала из древесины хвойных пород, пропитанная, для железных дорог широкой колеи, тип I: 1.85 шт
Шпалы железобетонные струнобетонные для железных дорог: 0.089 м3
Клеммы ПК: 0.002 т
Противоугон пружинный к железнодорожным рельсам, тип П-50: 0.003 т
Шайбы пружинные путевые одновитковые исполнение 1, диаметр отверстия М24: 0 т
Болты клеммные для рельсовых скреплений железнодорожного пути, диаметр М22, длина 75 мм, с гайкой диаметром М22: 0.001 т
Болты путевые для скрепления рельсов, диаметр М22, длина 135 мм, 140 мм: 0.001 т
Шурупы путевые с четырехгранной головкой, диаметр М24, длина 170 мм: 0.001 т
Накладка рельсовая двухголовая, тип 1Р50: 0.298 шт
Подкладки для железных дорог широкой колеи костыльного скрепления, тип Д-50: 0.008 т
Перевод стрелочный одиночный, ширина колеи 1520 мм, тип рельса Р50, марка 1/11, проект 2642.000.00: 0.003 компл
Рельсы железнодорожные широкой колеи, тип Р50: 0.77 м
Трудозатраты и время выполнения
Норма предусматривает трудозатраты рабочих-строителей в размере 52.39 чел.-ч на 1000 м3 разработанного и погруженного грунта. Средний разряд работы составляет 4.7. Эти показатели используются для расчета затрат на оплату труда рабочих в сметной документации. Время эксплуатации машин и механизмов, указанное в разделе "Машины и механизмы", также является важным элементом для определения стоимости эксплуатации строительной техники.
Требования к квалификации
Средний разряд работы 4.7 указывает на то, что для выполнения данных работ требуется персонал с достаточно высокой квалификацией. Это могут быть машинисты экскаваторов, машинисты бульдозеров, путевые рабочие и другие специалисты, обладающие необходимыми навыками и опытом для работы с тяжелой техникой и обслуживания железнодорожных путей. Требования к квалификации персонала должны соответствовать Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС).
Практическое применение
Правильное применение ГЭСН 02-01-008-06 требует внимательности к деталям и понимания специфики работ.
Пошаговый алгоритм расчета
Для расчета сметной стоимости по ГЭСН 02-01-008-06 необходимо выполнить следующие шаги:
- Определение объема работ: Определите фактический объем грунта, подлежащего разработке и погрузке, в плотном теле, согласно проектной документации. Единица измерения нормы — 1000 м3.
- Выбор нормы: Убедитесь, что условия выполнения работ (тип экскаватора, вместимость ковша, категория грунта, вид транспорта) соответствуют ГЭСН 02-01-008-06. Если параметры отличаются, необходимо выбрать другую норму из группы 02-01-008 или применить соответствующие коэффициенты.
- Расчет прямых затрат:
- Затраты на оплату труда рабочих: Умножьте нормативные трудозатраты (52.39 чел.-ч) на объем работ (в тысячах м3) и на текущую стоимость 1 чел.-ч рабочего соответствующего разряда.
- Затраты на эксплуатацию машин и механизмов: Для каждой машины и механизма, указанных в составе ресурсов, умножьте их нормативный расход на объем работ (в тысячах м3) и на текущую стоимость 1 маш.-ч эксплуатации данной машины.
- Затраты на материалы: Для каждого материала умножьте его нормативный расход на объем работ (в тысячах м3) и на текущую стоимость единицы измерения материала.
- Учет накладных расходов и сметной прибыли: К полученным прямым затратам примените нормативы накладных расходов и сметной прибыли в соответствии с действующими методиками, утвержденными Приказами Минстроя России № 812/пр и № 774/пр соответственно.
- Применение индексов пересчета: Полученную базисную стоимость пересчитайте в текущие цены с использованием соответствующих индексов изменения сметной стоимости строительства, сообщаемых Минстроем России.
Примеры использования
Предположим, необходимо разработать и погрузить 50 000 м3 грунта 1-й категории в железнодорожный транспорт с использованием экскаватора с ковшом 12,5 м3. Объем работ для применения нормы составит 50 (тыс. м3).
- Трудозатраты: 50 тыс. м3 * 52.39 чел.-ч/тыс. м3 = 2619.5 чел.-ч.
- Расход экскаватора (12,5 м3): 50 тыс. м3 * 1.54 маш.-ч/тыс. м3 = 77 маш.-ч.
- Расход вагонов-самосвалов: 50 тыс. м3 * 45.13 маш.-ч/тыс. м3 = 2256.5 маш.-ч.
Далее эти ресурсные показатели умножаются на их текущую стоимость, добавляются затраты на материалы, накладные расходы и сметная прибыль, а затем применяется индекс пересчета.
Особенности и ограничения
- Категория грунта: Норма строго привязана к 1-й категории грунта. При работе с грунтами других категорий (например, 2-й, 3-й или 4-й) необходимо применять соответствующие нормы из той же таблицы ГЭСН 02-01-008, которые учитывают повышенную трудоемкость и ресурсные затраты.
- Тип оборудования: Норма рассчитана на использование экскаватора с "прямой лопатой". Если используется другое оборудование (например, "обратная лопата" или "драглайн"), следует применять другие нормы или коэффициенты, если это предусмотрено технической частью сборника.
- Дальность перемещения: В данной норме учтены затраты на перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей в пределах забоя. Затраты на транспортировку грунта на значительные расстояния за пределы строительной площадки или карьера должны учитываться дополнительно по соответствующим нормам на перевозку грузов.
- Условия работы: При работе в особых условиях (например, в стесненных условиях, в зоне действия существующих коммуникаций, при разработке мерзлых или обводненных грунтов) могут применяться повышающие коэффициенты, предусмотренные Общими положениями к сборникам ГЭСН.
Полезная информация
Для эффективной работы с ГЭСН 02-01-008-06 сметчикам полезно знать о типичных ошибках, практических советах и связанных нормативах.
Типичные ошибки и как их избежать
- Неправильное определение категории грунта: Это одна из наиболее частых ошибок. Использование нормы для 1-й категории грунта при фактической 2-й или 3-й категории приведет к занижению сметной стоимости. Как избежать: Всегда основывайтесь на данных инженерно-геологических изысканий, проектной документации и таблицах определения категорий грунтов по трудности экскавации, приведенных в технических частях сборников ГЭСН.
- Игнорирование состава работ: Некоторые сметчики могут не полностью учитывать или, наоборот, дублировать работы, входящие в состав нормы. Например, пытаться дополнительно нормировать ремонт железнодорожных путей, который уже учтен. Как избежать: Внимательно изучайте "Состав работ" для каждой применяемой нормы.
- Ошибки в определении объема грунта: Объем земляных работ должен определяться в плотном теле по проектным данным. Неправильное применение коэффициентов разрыхления или уплотнения может привести к существенным искажениям. Как избежать: Используйте проектные объемы в плотном теле. Если требуется пересчет в разрыхленный или уплотненный объем для транспортировки или укладки, применяйте коэффициенты, предусмотренные соответствующими методиками или технической частью сборника ГЭСН.
- Неправильный выбор транспортного средства: Норма 02-01-008-06 четко указывает на железнодорожный транспорт. Использование данной нормы для погрузки в автомобили-самосвалы является ошибкой. Как избежать: Убедитесь, что тип транспортного средства соответствует норме. Для автосамосвалов существуют отдельные нормы, например, ГЭСН 02-01-008-31.
Практические советы
- Детальное изучение проекта: Перед началом составления сметы тщательно изучите проектную документацию, особенно разделы, касающиеся земляных работ, геологических изысканий и организации строительства. Это поможет правильно определить категорию грунта, объемы работ и условия их выполнения.
- Использование актуальных нормативов: Всегда используйте последние редакции ГЭСН и сопутствующих методических документов, так как нормативы могут обновляться.
- Консультации со специалистами: В случае сомнений по применению нормы, особенно при сложных геологических условиях или нестандартных технологиях, не стесняйтесь обращаться за консультацией к опытным сметчикам или инженерам-технологам.
- Автоматизация расчетов: Используйте специализированные сметные программы, которые содержат актуальные базы ГЭСН и помогают автоматизировать расчеты, минимизируя риск ошибок.
Связанные нормы
В группе ГЭСН 02-01-008 существует ряд норм, которые могут быть применены в аналогичных или смежных ситуациях, отличаясь параметрами экскаватора, категорией грунта или типом транспорта:
- ГЭСН 02-01-008-01: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с прямой лопатой, вместимость ковша 15 м3, категория грунтов 1. Отличается большей вместимостью ковша.
- ГЭСН 02-01-008-07: Разработка и погрузка грунта в железнодорожный транспорт экскаваторами с прямой лопатой, вместимость ковша 12,5 м3, категория грунтов 2. Применяется для грунтов более высокой категории трудности.
- ГЭСН 02-01-008-31: Разработка и погрузка грунта в автомобили-самосвалы экскаваторами с прямой лопатой, вместимость ковша 12,5 м3, категория грунтов 1. Используется при транспортировке грунта автомобильным транспортом.
Также могут быть актуальны нормы из других сборников ГЭСН, например, для устройства временных дорог, водоотлива при работе в обводненных условиях и т.д.
Контрольные моменты
При проверке и согласовании сметной документации, составленной с применением ГЭСН 02-01-008-06, следует обратить внимание на следующие аспекты:
- Соответствие объемов: Проверить, что объемы работ, учтенные в смете, соответствуют проектным данным и определены в плотном теле.
- Корректность категории грунта: Убедиться, что категория грунта, указанная в смете, подтверждена инженерно-геологическими изысканиями.
- Применение коэффициентов: Проверить обоснованность применения любых повышающих или понижающих коэффициентов, если таковые были использованы.
- Полнота состава работ: Убедиться, что все работы, предусмотренные нормой, учтены, и нет необоснованных дополнительных расценок.
- Актуальность цен: Проверить, что для пересчета в текущие цены использованы актуальные индексы и текущие стоимости ресурсов.
Соблюдение этих рекомендаций позволит сметчикам эффективно и точно применять ГЭСН 02-01-008-06, обеспечивая достоверность сметной стоимости строительных работ.
Ключевые моменты
-
Норма 02-01-008-06 применяется для разработки и погрузки грунта 1-й категории в железнодорожный транспорт.
-
Используется экскаватор с нормальным рабочим оборудованием "прямая лопата" и вместимостью ковша 12,5 м3.
-
Состав работ включает экскавацию, погрузку в вагоны-самосвалы, а также перемещение, ремонт и содержание железнодорожных путей.
-
Единица измерения нормы — 1000 м3 разработанного и погруженного грунта.
-
Обоснованием нормы служат Методики по разработке и применению нормативов накладных расходов (Приказ Минстроя России № 812/пр) и сметной прибыли (Приказ Минстроя России № 774/пр).
Часто задаваемые вопросы
1 Когда применяется ГЭСН 02-01-008-06?
Когда применяется ГЭСН 02-01-008-06?
ГЭСН 02-01-008-06 применяется при разработке и погрузке грунта 1-й категории по трудности экскавации в железнодорожный транспорт с использованием экскаваторов с прямой лопатой и вместимостью ковша 12,5 м3.
2 Какие материалы учтены в норме?
Какие материалы учтены в норме?
В норме учтены щебень, песок, лесоматериалы, брус, шпалы (деревянные и железобетонные), клеммы, противоугоны, шайбы, болты, накладки, подкладки, стрелочные переводы и рельсы, необходимые для обеспечения процесса экскавации, погрузки и содержания железнодорожных путей.
3 Какие трудозатраты предусмотрены?
Какие трудозатраты предусмотрены?
Норма предусматривает 52.39 чел.-ч трудозатрат рабочих со средним разрядом 4.7 на 1000 м3 разработанного и погруженного грунта.
4 В чем отличие данной нормы от других в группе 02-01-008?
В чем отличие данной нормы от других в группе 02-01-008?
Основное отличие заключается в вместимости ковша экскаватора и категории грунта по трудности экскавации, а также в типе используемого транспорта (железнодорожный или автомобильный). Например, нормы с меньшей вместимостью ковша или для других категорий грунтов будут иметь иные ресурсные показатели.
Практические советы
Всегда проверяйте категорию грунта по инженерно-геологическим изысканиям и проектной документации перед применением нормы.
Внимательно изучайте состав работ, чтобы убедиться, что все необходимые операции учтены и нет дублирования или пропуска.
При расчете объемов грунта используйте проектные данные в плотном теле и учитывайте коэффициенты разрыхления при необходимости.
Частые ошибки
Неправильное определение категории грунта, что приводит к некорректному применению нормы и искажению сметной стоимости.
Игнорирование состава работ: не учет всех операций, предусмотренных нормой, или включение работ, которые не входят в ее состав.
Ошибки в определении объема грунта, что может быть связано с неверным расчетом в плотном теле или без учета коэффициентов разрыхления.